Жан-батист шарден

Биография ЖанаБатиста Грёза: фото, личная жизнь, причина смерти, картины, французский художник, портреты, творчество

Интересные факты

  • Произведения Мольера, отличавшиеся большой раскованностью и вольнодумством, вызывали большое раздражение среди представителей Церкви. Краткая биография Мольера не в состоянии уместить те нападки и угрозы, которые он был вынужден терпеть со стороны церковнослужителей. Однако смелый драматург находился под негласной защитой Людовика, и его литературная дерзость всегда сходила ему с рук.
  • Крестным первенца Мольера был сам король Людовик XIV.
  • Одна из самых жизнерадостных и веселых комедий драматурга – «Мнимый больной» – была написана им перед смертью, во время тяжелой болезни.
  • Архиепископ Парижа категорически отказался хоронить Жан-Батиста, поскольку тот всю жизнь слыл грешником и перед смертью не успел покаяться. И только вмешательство короля повлияло на исход дела: Мольер был похоронен ночью за оградой кладбища Святого Петра, словно разбойник или самоубийца.

Умереть на сцене

Мольер не особо верил в медицину. С годами его стал мучить сильный кашель, который он пытался замаскировать и выдать за актерский прием. Когда на сцене его одолевали приступы, он притворялся, что делает это специально, пытаясь рассмешить публику. Состояние стало ухудшаться.

Как правило, в биографии Жана Мольера кратко пишут о его смерти: «Умер на сцене своего театра, когда играл, пожалуй, в самой жизнерадостной своей пьесе «Мнимый больной». Это весьма распространенное мнение. Однако не совсем верное.

Во время спектакля, когда Мольер изображал больного, сидящего на стуле, он начал кашлять кровью. Думая, что это часть представления, зрители начали хвалить мастерство актера. Однако один человек из театральной труппы, понимая реальную ситуацию, опустил занавес, чтобы спасти Мольера. Его немедленно отвезли домой, а спустя несколько часов он умер.

Спустя столетия многие все еще верят в миф о смерти Мольера на сцене. Французский Театр, один из самых важных и престижных в Париже, до сих пор выставляет печально известный стул, на котором Мольер сыграл свою последнюю роль.

Мольера не смогли похоронить согласно обряду, потому что первые два священника отказались его проводить. Архиепископ Парижа вообще запретил хоронить его. Только после того как жена Мольера обратилась лично к королю, было разрешено похоронить тело на кладбище, предназначенном для некрещеных младенцев. В 1972 году его останки были перевезены во Французский музей, а затем — на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Со смертью Мольера связана еще одна легенда. Считается, суеверие о том, что зеленый цвет приносит несчастье актерам, происходит от цвета одежды, в которую он был одет, когда играл последний спектакль.

Образование Мольера

Обучение маленькому Мольеру давалось с большим трудом. Так, он едва к своим 14-ти годам научился писать и немного читать. Но дедушка будущего драматурга настоял на том, чтобы всё-таки внука отдали учиться в Клермонский иезуитский колледж, который в то время считался в Париже самым лучшим учебным заведением.

Вскоре мальчик изучал следующие предметы:

  • Древние языки.
  • Латинскую словесность.
  • Философию.
  • Естественные науки.

Полученных в колледже знаний хватило на то, чтобы потом читать в оригинале таких комедиантов, как Теренций и Плавт. Позднее он смог сделать и стихотворный перевод одной из поэм Лукреция. По окончании колледжа Мольер получил диплом преподавателя, который давал ему право читать лекции.

Творчество Ж.-Б.Грёза

В ту пору, когда талант Грёза достиг наибольшей силы и художественной выразительности, господствующим направлением в искусстве стал сентиментализм. Галантная живопись доживала свой век. Многие давно пресытились ею

Сентименталисты много способствовали демократизации искусства, обратив самое пристальное внимание на жизнь «третьего сословия». Грёз исключением не был

Более того – он сам, напомним, был выходцем оттуда. Вот почему на его картинах постоянно присутствуют купцы, ремесленники, мелкие аристократы, обедневшие дворяне, домохозяйки, дети бедноты. Достаточно назвать такие картины как «Маленький лентяй», «Балованное дитя», «Разбитый кувшин», «Паралитик, или Плоды хорошего воспитания». Грёз зарекомендовал себя художником-моралистом. Не случайно его любимым философом был Д.Дидро, тоже склонный к дидактике и морализаторству. Нравоучительность полотен Грёза бывала назойливой и даже агрессивной. «Черное» ему виделось однозначно черным, а белое – белым. И хотя самого Грёза с некоторых пор и именовали «добродетельным художником» его собственная тщеславная натура была весьма далека от рисуемого идеала. Зато Грёз достиг совершенства в изображении женской натуры, причем вовсе не обнаженной. Особенно хорошо ему удавались женские изящные головки, очаровательные личики, томно возведенные вверх глаза.

Подобные вопросы ускоряли перемены в тематике французской живописи. Дидро ввел моду на жалостливую чувствительность и он же проложил путь к возрождению неоклассицизма. Осуществлением его художественных чаяний стало творчество Жака Луи Давида, впервые представленное в Салоне 1781 года – последнем Салоне, о котором писал Дидро. Но прямое подражание классическому искусству внушало отвращение Дидро. Он указывал, что древние не имели того образца, той античности, какой они могли бы подражать. Их искусство вдохновляла возвышенная идея. И собственный вкус Дидро тяготел к прямо противоположному, чем к ясности, достигнутой выучкой. Он ценил крайности, ему нравилось фантазирование, он считал экстравагантность более привлекательным качеством в искусстве, чем холодность.

«Изобразительное искусство, – писал Дидро, – нуждается в элементе неприрученном и примитивном, в чем-то захватывающем и преувеличенном». В его статьях, которые никогда не были напечатаны, но вошли в «Литературную переписку» барона Мельхиора фон Гримма, переписывались от руки и рассылались подписчикам при дворах всей Европы, впервые была теоретически опробована идея антитезы романтической и классической традиций, которая воодушевит искусство после 1800 года. Грёз, поощренный похвалой Дидро, продолжал расточать себя в сентиментальном жанре, уже не замечая несоответствия своих поучительных историй новому духу времени и, видимо, не понимая, что вкусам Дидро он отвечал не больше, чем Буше. Его изначальные установки были похвальны, но он все больше разменивал себя на мелочи, становился расчетливым, скатываясь в неизбежную чудаковатость. В 1769 году Дидро объявил, что больше не интересуется его творчеством; критику даже доставил удовольствие провал очередной амбициозной и помпезной картины Грёза, представленной на соискание диплома Академии.

Картина зрелого периода творчества живописца Жана Батиста Грёза «Гитарист». Молодой человек, одетый в театрализованный костюм, настраивает гитару, внимательно прислушиваясь к звукам. Его усталые широко раскрытые глаза и мутный взгляд намекают на беспорядочный образ жизни. Сочно написанная картина изобилует деталями, характерными для фламандских жанристов XVII века, манеру которых Грез стремился превзойти. Созданные Грезом сцены повседневной жизни часто заключают в себе нравоучительный смысл. Его картины были очень популярны во Франции XVIII века и заслужили высокую оценку философов-моралистов, например Дидро. Однако когда стиль эпохи изменился в пользу неоклассицизма, представленного такими мастерами, как Жак Луи Давид, Грез вышел из моды. К сожалению, желание художника сохранить популярность привело его к неискренней сентиментальной манере

Поэтому до недавнего времени многие его картины, имевшие важное значение для истории искусства, не были оценены по достоинству. Скончался Жан Батист Грёз 4 марта 1805 года в Париже

Жанрист

Отрывок, характеризующий Грёз, Жан-Батист

– Пойдем ужинать, – сказал он со вздохом, вставая и направляясь к двери. Они вошли в изящно, заново, богато отделанную столовую. Всё, от салфеток до серебра, фаянса и хрусталя, носило на себе тот особенный отпечаток новизны, который бывает в хозяйстве молодых супругов. В середине ужина князь Андрей облокотился и, как человек, давно имеющий что нибудь на сердце и вдруг решающийся высказаться, с выражением нервного раздражения, в каком Пьер никогда еще не видал своего приятеля, начал говорить: – Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет: не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно; а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда негодным… А то пропадет всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам. Да, да, да! Не смотри на меня с таким удивлением. Ежели ты ждешь от себя чего нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя всё кончено, всё закрыто, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом… Да что!… Он энергически махнул рукой. Пьер снял очки, отчего лицо его изменилось, еще более выказывая доброту, и удивленно глядел на друга. – Моя жена, – продолжал князь Андрей, – прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но, Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым! Это я тебе одному и первому говорю, потому что я люблю тебя. Князь Андрей, говоря это, был еще менее похож, чем прежде, на того Болконского, который развалившись сидел в креслах Анны Павловны и сквозь зубы, щурясь, говорил французские фразы. Его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском. Видно было, что чем безжизненнее казался он в обыкновенное время, тем энергичнее был он в эти минуты почти болезненного раздражения. – Ты не понимаешь, отчего я это говорю, – продолжал он. – Ведь это целая история жизни. Ты говоришь, Бонапарте и его карьера, – сказал он, хотя Пьер и не говорил про Бонапарте. – Ты говоришь Бонапарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, – и он достиг ее. Но свяжи себя с женщиной – и как скованный колодник, теряешь всякую свободу. И всё, что есть в тебе надежд и сил, всё только тяготит и раскаянием мучает тебя. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь. Je suis tres aimable et tres caustique, – продолжал князь Андрей, – и у Анны Павловны меня слушают. И это глупое общество, без которого не может жить моя жена, и эти женщины… Ежели бы ты только мог знать, что это такое toutes les femmes distinguees и вообще женщины! Отец мой прав. Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем – вот женщины, когда показываются все так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что что то есть, а ничего, ничего, ничего! Да, не женись, душа моя, не женись, – кончил князь Андрей. – Мне смешно, – сказал Пьер, – что вы себя, вы себя считаете неспособным, свою жизнь – испорченною жизнью. У вас всё, всё впереди. И вы… Он не сказал, что вы , но уже тон его показывал, как высоко ценит он друга и как много ждет от него в будущем. «Как он может это говорить!» думал Пьер. Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – силы воли. Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти, начитанности (он всё читал, всё знал, обо всем имел понятие) и больше всего его способности работать и учиться. Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер), то и в этом он видел не недостаток, а силу. В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колес, чтоб они ехали. – Je suis un homme fini, – сказал князь Андрей. – Что обо мне говорить? Давай говорить о тебе, – сказал он, помолчав и улыбнувшись своим утешительным мыслям. Улыбка эта в то же мгновение отразилась на лице Пьера.

Жан-Батист Грёз (1725 — 1805).

Автопортрет

Девушка в белой накидке «>

Портрет женщины в шляпе

Портрет молодой красавицы

Портрет молодой женщины

Дочь художника

Девушка, заткнувшая уши от лая собаки

Мертвая птичка

Девочка с куклой

Мальчик, заснувший над Библией

Утренняя молитва

Голова ЖенщиныMadame Jean Baptiste NicoletРазбитый кувшин

Молочница

Разбитое зеркало

Пробуждение молодой дамы

Клод Анри Ватле

Невинность

Купидон

Психея, коронующая Амура

Невинность, увлекаемая Любовью

Посещение Эгины Юпитером Зевском

Обет верности Эроту

Септимий Север упрекает Каракаллу за предательство

Жест неаполитанца

Балованное дитя

Отцовское проклятие, или Неблагодарный сын

Неблагодарный сын

Вдова и ее Священник

Отшельник представляет товар

Гитарист

Рукодельница

Ученица за книгой

Мечтательница

Деревенская помолвкаБлаготворительница

Портрет молодой женщины

Девочка и голубь

Гитаристка

Молодая девушка с собачкой

Психея

Бедность. Балованная итальянка

Ариадна с голубем

Ариадна

Девушка с письмом

Портрет молодой девушки

Мальчик в красном жилете

Портрет девочки.

Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) — великий французский живописец второй половины XVIII века, представитель искусства эпохи Просвещения, мастер жанровых сцен. Родился во Франции, в Турню, Бургундия 21 августа 1725 года.Знаменитый французский живописец и рисовальщик второй половины XVIII века, один из крупнейших представителей искусства эпохи Просвещения. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию. Художественному ремеслу учился в Лионе у Ш. Грандона. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара.

Высоко оценивал творчество Грёза Дени Дидро. «Вот поистине мой художник – это Грёз», – писал он.

Жанровые композиции Греза — это картины-рассказы, картины-спектакли, в которых всегда есть назидание или поучительный пример. Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие).

Жан-Батист Грёз считал, что живопись должна доставлять не только эстетическое удовольствие, но и заниматься воспитанием нравов. Его жанровые картины часто пропитаны неким морализаторством и тонкими намёками на недостатки общества. Для его работ характерны реалистичность и элементы романтизма, идеализация и даже намеренное преувеличение. Такие вещи придают картинам более глубокую символическую составляющую.

Для своих картин, которые носят нравоучительный смысл, и которые даже можно назвать живописными баснями, он использовал жизненные и бытовые ситуации представителей низшего сословия общества. Наряду с жанровыми картинами Грёз писал портреты, а также изображения миловидных девушек, порой живые и выразительные, но чаще идеализированные, манерно-сентиментальные. Именно подобные картины, так называемые «головки» Грёза, в свое время пользовались особой популярностью. Помимо этого, художник писал портреты известных и высокопоставленных людей. Будучи довольно известным во время расцвета своей живописной карьеры, к концу жизни он остался ни с чем, всеми забытый и прозябающий в нищете.

Во время французской революции Жан-Батист получил помещение в Лувре, где и умер 4 марта 1805 года.

В настоящее время считается одним из самых знаменитых художников мирового значения. Его картины находятся в крупнейших музеях мира. В Санкт-Петербургском Эрмитаже находятся 11 картин Жана-Батиста Грёза, которые считаются настоящим достоянием и входят в число интереснейших коллекций музея.

Балованное дитя

Бедность (Балованная итальянка)

Благотворительница

Большое семейство

Гитарист

Девочка с голубенком

Девушка в белой накидке

Деревенская помолвка

Жест неаполитанца

Неблагодарный

Невинность увлекаемая любовью

Отцовское проклятие

Посещение Эгины Юпитером (Зевсом)

Биография[править | править код]

Жан-Батист Грёз родился в Турню, торговом городке в Бургундии в 1725 году. В раннем возрасте проявил талант к рисованию. Его способности были поощрены лионским художником по имени Шарль Грандон, который пользовался значительной репутацией. Отец Грёза был против того, чтобы его сын стал художником, но Грандон убедил его уступить желаниям Жана-Батиста.

Первоначально учился в Лионе под руководством Грандона, потом в парижской Академии художеств. Первым его произведением была картина «Отец семейства, объясняющий своим детям Библию».

Став в 1769 году академиком, задумал посвятить себя исторической живописи и с этой целью отправился в Рим. По возвращении в Париж выставил картину «Септимий Север и Каракалла», которая не имела никакого успеха. Возвратившись к бытовому жанру, Грёз вскоре завоевал себе одно из первых мест.

Во время французской революции Грёз жил уединённо и не вмешивался в политику. К концу жизни он имел довольно значительное состояние, но утратил его в рискованных предприятиях. Когда конвент решил предоставить заслуженным писателям и художникам даровые квартиры, Грёз получил помещение в Лувре; там он и умер почти в нищете, забытый своими современниками, вкусом которых овладел в ту пору Давид.

Грёз также был масоном и входил в величайшую масонскую ложу «Девять Сестёр».

Его дочь Анна-Женевьева Грёз также стала художницей.

Среди наиболее талантливых учеников Грёза, получивших самостоятельную известность: швейцарец Жан Прюдомм, француженки Констанция Майер и Женевьева Броссар де Больё. Работы ещё одной его ученицы — Жанны Филиберты Леду — были настолько близки по стилю к произведениям учителя, что их нередко принимали за работы самого Грёза.

В 1868 году на родине Грёза в Тюрню ему был воздвигнут памятник. В библиотеке Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в начале XX века хранилось богатое собрание собственноручных рисунков Грёза, в 20-х гг. переданное в Эрмитаж.

Начало творческого пути

Воспользовавшись своей долей из материнского наследства, Жан-Батист начал совершенно новую жизнь. Его манили театральные подмостки и возможность играть трагические роли.

В возрасте 21года Жан-Батист, который к тому времени уже выбрал себе сценический псевдоним – Мольер, возглавил небольшой театр под названием «Блистательный». В состав труппы входило всего 10 человек, репертуар театра был достаточно скуден и неинтересен, и конкурировать с сильными парижскими труппами он попросту не мог.

Актерам не оставалось ничего другого, как выступать в провинции. Проведя в скитаниях 13 лет, Жан-Батист не изменил своего желания служить театру. Более того – он успел написать множество пьес, чем значительно разнообразил репертуар труппы. Среди его ранних произведений «Ревность Барбулье», «Летающий лекарь», «Три доктора» и другие.

Работа в провинции не только раскрыла в Мольере талант сценариста, но и заставила его кардинально сменить актерское амплуа. Видя большую заинтересованность публики в комедиях и фарсах, Жан-Батист решил переквалифицироваться из трагика в комика.

Театр Мольера

Выступления труппы автора, в которой он тоже учувствовал, практически всегда вызывали шквал эмоций у зрителей. Слава о его постановках распространилась по всей Европе. Театр стал востребован далеко за пределами Франции. Большими поклонниками Мольера стали и британские ценители высокого театрального искусства.

Театр Мольера отличался остросюжетными постановками о современных человеческих ценностях. Игра актеров всегда оставалась на высоте. К слову, сам Жан-Батист никогда не пропускал свои роли, он не отказывался выступать даже когда плохо себя чувствовал и был болен. Это говорит о большой любви человека к своему делу.

Сундук Мольера

Интересно, что кроме нескольких подписей на административных документах, не осталось никаких рукописей Мольера. Сундук с ними его жена продала после смерти драматурга.

Легенда гласит, что во время Реставрации (1815-1830) во Французскую национальную библиотеку пришел человек и попросил его принять, сказав, что у него есть достойный багаж. Так как было поздно, охранники, как сообщается, отказали ему, ответив, что никто не может принять его в это время. Крестьянин согласился уйти, но упомянул, что он принес сундук с оригинальными произведениями Мольера и что такое отношение — это позор для библиотеки. Это был последний раз, когда кто-то слышал об оригинальных пьесах. Сундук не найден по сей день.

Личность и путь к искусству

Несмотря на объективную оценку заслуг Шардена, его творчество на протяжении двух веков по-разному трактовалось искусствоведами. Для одних с его именем связана подлинная художественная революция, для других он остался живописцем жанровых сценок.

С раннего детства проявились незаурядность и наблюдательность Жана-Батиста, который с увлечением рисовал окружавшую его обстановку и людей. Обучение живописи начал под руководством Л. Ш. А. Симеона, а затем – у Ж. Б. Ван Лоо. Однако при всей признательности к учителям Шарден был самоучкой и в своем творчестве сформировал собственный художественный стиль.

В 1728 году он входит в состав Королевской академии живописи и скульптуры. Ранние работы художника неизбежно вобрали влияние рококо, однако очень скоро Шарден нащупывает свой путь, становясь провозвестником нового художественного направления – реализма.

Ранние годы и обучение

Будущий художник появился на свет в небогатой ремесленной семье Парижа. Про бойкое детство Жана-Батиста известно немного. Подростком он поступил в мастерскую известного исторического живописца Ноэля Уэ, где изучал рисунок, копировал полотна мастеров и делал зарисовки людей на улицах Парижа. Но юного Шардена больше привлекала бытовая тематика, чем модные в то время мифологические и монументальные исторические сцены.

Неудивительно, что в двадцать два года молодой художник решился выйти из Уэ, не дожидаясь, когда истечёт срок его обучения. И с этого момента начался отсчёт новой эпохи в живописи – рождения жанровой живописи XVIII века, главным представителем которой считают именно Ж.-Б. Шардена.

Влияние французских и голландских мастеров

Творчество Шардена формировалось под мощным влиянием живописных традиций Франции и Нидерландов. Художник восхищался мастерами обеих школ, изучая их картины

Французские мастера внесли в его искусство изящество и элегантность, а голландские – реализм и внимание к деталям

Французские мастера

Шарден перенял у французских мастеров их любовь к галантным сценам и портретам. Он научился передавать тонкие нюансы человеческих чувств и характеров, а также создавать чувство гармонии и изящества в своих композициях. Влияние Антуана Ватто, Франсуа Буше и Жана Оноре Фрагонара заметно в картинах Шардена, изображающих сцены из повседневной жизни, наполненные очарованием и изысканностью.

Голландские мастера

Голландские мастера, такие как Петер де Хох, Ян Вермеер и Виллем Клас Хеда, оказали на творчество Шардена не менее значительное влияние

Он заимствовал у них реалистичный стиль и внимание к деталям. В его картинах можно обнаружить то же самое тщательное изображение предметов быта, характерное для голландской школы

Влияние этих мастеров прослеживается и в натюрмортах Шардена, которые славятся своей реалистичностью и мастерским изображением фактур и поверхностей.

Литература[править | править код]

Очерки жизни и творчества
  • Даниэль С. М. Рококо : От Ватто до Фрагонара / Сергей Даниэль. —  — СПб. : Азбука-Классика, 2010. — 330,  с. : ил. — (Новая история искусства / Л. И. Акимова ). — ISBN 978-5-9985-0651-2. — OCLC .
  • Barker E. Greuze and the Painting of Sentiment :  / Emma Barker. — Cambridge  : Cambridge University Press, 2005. — XII, 335 p.,  p. fig. : ill. (some color). — ISBN 0-521-55508-6. — OCLC .
  • Euchner A. Untersuchung zum Werk von Jean-Baptiste Greuze (1725–1805), insbesondere zu seinen Todesmotiven :  : Inaug.-Diss / Von Angelika Euchner. — , 1989. — , 121,  S. — OCLC .
Каталоги выставок
  • Новосельская И. Н. Жан-Батист Грез : рисунки из собрания Эрмитажа : каталог выставки / . — Л. : Аврора, 1977. — 44 с., 16 л. ил. : портр. — OCLC .
  • Novoselskaya I. Greuze : Hjertets dannelse :  / Med bidr. Irina Novoselskaya et al. ; . —  : Statens Museum for Kunst, 2000. — 88 s. — ISBN 87-90096-11-8. — OCLC .
Альбомы
  • Булгаков Ф. И. Жан Батист Грёз // Сто шедевров искусства. — СПб. : изд. ред. «Нового журнала иностранной литературы», 1903. — С. 23—25.
  • Герц В. К. Жан-Батист Грез. «Паралитик» / Гос. Эрмитаж. — Ленинград : Типография Гос. Эрмитажа, 1948. — 8 с., 1 л. ил. — (Памятники западно-европейского искусства).
Другие работы
  • Якимович А. К. Новое время : искусство и культура XVII–XVIII веков / Александр Якимович. — СПб. : Азбука-Классика, 2004. — 436,  с. : ил., цв. ил. — (Новая история искусства / Л. И. Акимова ). — 5000 экз. — ISBN 5-352-00706-5. — OCLC .
Словари и энциклопедии
  • Власов В. Г. Грёз Жан-Батист // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 267. — 543 с.,  л. ил. — ISBN 5-88737-005-X. — OCLC .
  • Кудрикова С. Ф. Франция. XV–XVIII века : биографический словарь / С. Ф. Кудрикова; автор статьи о Пуссене С. М. Даниэль. — СПб. : Азбука-Классика, 2010. — С. 336, 338, 342, 351, 352, 354, 390, 404–411, 433, 454, 478, 547, 556. — 588,  с. : ил., цв. ил., портр. — (Художники Западной Европы). — ISBN 978-5-9985-0610-9.
  • Чуйко В. В. Грез, Жан-Батист // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1893. — Т. IXa. — С. 602–603.
  • Reinbold A. Greuze (Jean-Baptiste) / A. Reinbold // Dictionnaire de biographie française :  / sous la direction de M. Prevost , Roman d’Amat , H. Tribout de Morembert. — Paris-VI : Letouzet et Ané, 1985. — T. 16 : Gilbert — Guéroult. — Col. 1195–1198. — 1528 col. — OCLC .
Справочные указатели

Freitag W. M. Art Books : A Basic Bibliography of Monographs on Artists / Wolfgang M. Freitag, ed.. — 2nd ed. — New York, London : Garland Publishing, 1997. — P. 156. — XXVI, 542 p. — (Garland Reference Library of the Humanities ; vol. 1264). — Nos. 4833–4845. — ISBN 0-8240-3326-4. — LCCN 96-28425. — OCLC 919978279.

Биография Ж.-Б.Грёза (21.08.1725-4.-3.1805г)

Будущий художник не мог похвастать знатным происхождением. Совсем наоборот – он был родом из семьи простолюдинов. Его отец, всю сознательную жизнь проработавший обычным кровельщиком, мечтал о том, чтобы сделать из сына архитектора. Однако рисование и живопись захватили мальчишку целиком. Семейная легенда гласит, что однажды он нарисовал голову апостола Иакова настолько искусно и когда объявил о своем авторстве, ему не сразу поверили. А затем растроганный и гордый отец сдался, определив сына в ученики к лионскому живописцу Грандону. Последний был художником довольно средних способностей, зато чутко откликался на злобу дня, умел, как говорится, держать нос по ветру и прекрасно чувствовал все модные веяния своего времени. Грандон был прекрасный ремесленник, копиист, но искры Божьей ему не досталось. Жан-Батист обучился рисовальной технике, а также привык пользоваться уже готовыми шаблонами. Эта привычка не раз затем сослужит ему дурную службу. Тогда же, чувствуя свою большую одаренность по сравнению с другими подмастерьями, юноша приобрел такие черты как заносчивость и тщеславие. Двадцати лет от роду Грёз приехал покорять Париж. Здесь амбиции пришлось умерить и пахать до седьмого пота. Грёза заметили и оценили. Благодаря покровительству одного аббата удалось съездить в Италию. Там Грёз пережил первую романтическую любовь, однако, помня о своем «низком» происхождении, не решился связать себя узами брака. По возвращении он с головой окунулся в работу. Некоторые его картины стали своеобразной иллюстрацией философских положений Ж.-Ж.Руссо о том, что человечеству надлежит вернуться к природе от городской цивилизации. Грёз стал моден и востребован, получал баснословные деньги, наконец-то был принят в Королевскую Академию. Однако работу для Академии он выполнил неудачно и приняли его с оговорками. Взбешенный таким унижением, Грёз перестал выставляться вовсе. Постепенно звезда его славы закатилась. Замужество оказалось крайне неудачным: супруга обобрала художника до нитки. Революция лишила Грёза состояния. Старость его была унылой и беспросветной, а уход прошел незамеченным. Он намного пережил свою громкую прижизненную славу.

Детство

Отец писателя был преуспевающим торговцем и хорошим драпировщиком. Глава семьи мечтал о том, чтобы дети продолжили его дело, и был очень расстроен, когда Жан Батист отказался внести свой вклад в семейный бизнес.

Дом, в котором был рожден маленький Жан-Батист, соседи в шутку называли “обезьяньим”. Все дело было в красивом резном барельефе, украшавшем парадный вход — на нем было изображено множество забавных обезьянок. Несмотря на то, что взрослый Мольер практически не поддерживал связь с семьей, симпатию к деревянным мартышкам, как память о своем детстве, он пронес сквозь всю жизнь. Когда король жаловал руководителя театра дворянским званием, он изобразил обезьянку на своем новом фамильном гербе.

Мама мальчика умерла, когда ему едва исполнилась 10 лет. Вскоре его отец женился на другой женщине. Мачеха Жана Батиста была доброй и чуткой женщиной, старалась сделать все, чтобы ребенок не ощущал нехватку материнской любви. Взрослый Мольер всегда тепло отзывался о Катрине Флерет, считая ее второй матерью.

Отец Жана Батиста так же был огорчен и тем фактом, что юноша практически отказался от родовой фамилии. Молодой актер считал свою фамилию недостаточно благозвучной, поэтому он принял решение взять себе псевдоним. Ранее Жан Батист носил фамилию Поклен.

Благодаря стараниям отца будущий писатель получил хорошее образование — он обучался в престижном Клермонском колледже. Некоторое время отец не оставлял надежды, что сын одумается и решит стать хотя бы адвокатом, раз уж должность королевского обойщика не пришлась ему по душе. Однако юноша был непоколебим в своем решении.

Убедить Мольера в ошибочности его выбора пытался и домашний учитель дома Покленов, мэтр Пинель. Однако увидев счастливые глаза бывшего ученика, старый учитель понял, что тот занимается любимым делом, поэтому изменил свое решение и горячо поддержал Жана Батиста.

Первую славу Мольеру принес его “Блистательный театр”, который был открыт в Париже в содружестве с семьей Мадлены Бежар. Именно для этого театра Мольер сочинял свои первые пьесы с целью разнообразить сценический репертуар.

“Блистательный театр” прославил своего основателя, но отнюдь не озолотил — Мольер очень долго не мог расплатиться с долгами, возникшими после закрытия театра, и даже какое-то время сидел в долговой тюрьме.

Реализм в жанрах живописи

Дело Мольера

Из всех легенд о Мольере эта, пожалуй, самая громкая. Серьезный спор относительно авторства его произведений начался в 1919 году. Французский поэт Пьер Луис утверждал, что настоящим автором пьес был не Мольер, а другие люди, в числе которых был и Пьер Корнель. До сих пор некоторые авторы считают, что эта теория вполне может быть правдой. В качестве главного аргумента они приводят тот факт, что отсутствуют рукописи, кроме того подчеркивается, что у Жана-Батиста попросту не хватило бы времени на драматургию в связи с сильной занятостью в театре в качестве актера.

Согласно этой теории, Пьер Корнель использовал Мольера для продвижения сатирических комедийных пьес, которые он не хотел публиковать под своим собственным именем, будучи известным драматургом и признанным «отцом французской трагедии».

И все же, несмотря ни на что, Мольер остается одним из самых популярных авторов в мире. Он представляет такую ​​важную часть французской литературной культуры, что французский язык теперь часто называют «языком Мольера». В настоящее время лучшие актеры и актрисы во Франции ежегодно получают награду его имени, которая является французским эквивалентом премии «Оливье» в Великобритании или премии «Тони» в США.

Мольер для франкоязычного театра — то же, что Шекспир для англоязычного. Его пьесы переведены на все основные живые языки и исполняются на сцене Французского Театра чаще, чем любые другие.

Безусловно, информация о творчестве и биография Мольера, кратко представленные в этой статье, дают лишь общее представление о нем. Лучше всего самостоятельно изучить его произведения. Поверьте, они и сегодня весьма актуальны.

Ранние годы

В молодости Жан был ярым поклонником и представителем популярного тогда эпикуреизма (одного из философских движений). Благодаря такому интересу он завел много полезных знакомств, ведь среди тогдашних эпикурейцев были достаточно обеспеченные и влиятельные люди.

Карьера юриста не была для Мольера столь важна, точно так же, как и отцовское ремесло. Именно поэтому молодой человек избрал для себя театральное направление в деятельности. Биография Мольера лишний раз доказывает нам его стремление к совершенствованию и желание достичь мировых высот в театральном искусстве.

Стоит заметить, что изначально Мольер — это театральный псевдоним, который Жан-Батист Поклен выбрал себе для придания полному имени милозвучности. Но постепенно этим именем его стали называть не только в рамках театральной деятельности, но и в повседневной жизни. Встреча с очень известными тогда французскими комедиантами Бежарами перевернула жизнь Жана-Батиста с ног на голову, ведь впоследствии он стал руководить театром. На тот момент ему был всего лишь 21 год. В состав труппы входили 10 начинающих актеров, и заданием Мольера было улучшить дела театра и вывести его на более профессиональный уровень. К сожалению, другие французские театры составили большую конкуренцию Жану-Батисту, поэтому заведение было закрыто. После такой первой жизненной неудачи, Жан Батист с бродячей труппой начал ездить по провинциальным городкам в надежде получить признание хотя бы там и заработать денег для дальнейшего развития и постройки собственного здания для выступлений.

Выступал Мольер в провинции около 14 лет (точные даты, касающиеся этого факта его жизни, к сожалению, не сохранились). К слову, в это же время во Франции шла гражданская война, массовые протесты и противостояния народа, поэтому бесконечные переезды давались труппе еще сложнее, официальная биография Мольера говорит о том, что уже на данном периоде своей жизни он был серьезно намерен начать свое дело.

В провинции Жан-Батист сочинил большое количество собственных пьес и театральных сценариев, ведь репертуар труппы был достаточно скучным и неинтересным. Мало из работ того периода сохранились. Список некоторых пьес:

  1. «Ревность Барбулье». Этой пьесой очень гордился сам Мольер. Произведения кочевого периода получили положительные оценки критиков.
  2. «Летающий лекарь».
  3. «Доктор-педант».
  4. «Три доктора».
  5. «Притворный увалень».
  6. «Горжибюс в мешке».
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: