Жан батист шарден. жизнь и творчество

Шарден жан батист симеон - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. жан-батист шарден: биография, произведения сообщение жан батист симеон шарден

Поэт повседневности

Жан-Батист Шарден заслуженно именуется поэтом домашнего быта, спокойного уюта, теплоты семейных уз и домашнего очага. Излюбленными моделями для художника были заботливые матери, трудолюбивые хозяйки, играющие дети. Например, на картине «Прачка» фигура женщины выхвачена из общего темного фона и буквально светится теплом. Такой эффект достигнут благодаря игре света и тени.

Все герои на его картинах заняты повседневными делами. Прачки стирают, матери обучают детей, служанки готовят, чистят овощи, ходят за продуктами, дети пускают мыльные пузыри. На некоторых картинах можно встретить домашних кошек. Все детали произведений Жана-Батиста Симеона Шардена пронизаны любовью к третьему сословию. К его тихой и размеренной жизни, его заботам и семейным ценностям. Героини его картин, несмотря на свои незамысловатые занятия, отличаются особой грациозностью и изяществом.

Неоценимый вклад

Творчество французского художника очень сильно повлияло на развитие европейского искусства. Благодаря натюрмортам Жана-Батиста Шардена сам жанр из непопулярного и недооцененного стал одним из ведущих. Его бытовые сцены отличались реалистичностью, теплотой и уютом. Поэтому они были настолько популярны у простого народа. Среди современников Шардена не было такой женщины, которая бы не узнала на его полотнах себя, свой быт, своих детей. Домашняя лирика и непосредственность, воспетые Шарденом, находили отклик в сердцах публики.

Шарден также был искуснейшим колористом. Он мог замечать и фиксировать все едва уловимые для человеческого глаза рефлексы. Его друзья называли это не иначе как магией.

Биография Жана-Батиста Шардена очень насыщена и одновременно трагична. Получивший признание соотечественников еще при жизни, в старости он жил практически в нищете. Трудно поверить, но художник никогда не покидал пределов родного Парижа.

Натюрморты

В те времена натюрморт не был популярен и находился в разряде «низшего» жанра. Главенствующие позиции занимали исторические и мифологические сюжеты. Несмотря на это Жан-Батист Шарден большую часть творческой деятельности посвящал именно натюрмортам. И делал это с такой любовью к деталям, что привлекал к этому жанру все больше внимания.

Шарден, как и лучшие голландские мастера, в своих натюрмортах умел передавать очарование простых предметов домашнего обихода, которые окружают любого человека. Будь то кувшины, кастрюли, кадки, бочки для воды, фрукты и овощи, иногда, атрибуты искусств и науки. Натюрморты мастера не отличаются пышностью и обилием вещей. Все предметы скромны и не бросаются в глаза, но прекрасно и гармонично сочетаются друг с другом.

Первая выставка

В 1728 году на парижской площади Дофина состоялась выставка художников-дебютантов, на которой впервые решился выставить свои картины Жан-Батист Шарден. Среди них были «Скат» и «Буфет», которые были написаны с таким мастерством, что их легко можно было приравнять к мастеров 17-го века. Неудивительно, что они произвели настоящий фурор.

На той выставке его заметил один из членов Королевской Академии искусств. И в этом же году Шарден был причислен к Академии в качестве художника, изображающего плоды и бытовые сцены. Любопытно, что членство в Академии могли получить только более зрелые и опытные мастера, признанные обществом. А Шардену на тот момент было всего 28 и он был практически не известен публике.

Первая выставка

В 1728 году на парижской площади Дофина состоялась выставка художников-дебютантов, на которой впервые решился выставить свои картины Жан-Батист Шарден. Среди них были «Скат» и «Буфет», которые были написаны с таким мастерством, что их легко можно было приравнять к мастеров 17-го века. Неудивительно, что они произвели настоящий фурор.

На той выставке его заметил один из членов Королевской Академии искусств. И в этом же году Шарден был причислен к Академии в качестве художника, изображающего плоды и бытовые сцены. Любопытно, что членство в Академии могли получить только более зрелые и опытные мастера, признанные обществом. А Шардену на тот момент было всего 28 и он был практически не известен публике.

Работы художника

  • Госпожа Шарден
  • Кухарка, чистящая репу
  • Прачки
  • Карточный замок
  • Молитва перед обедом
  • Девушка читающая письмо
  • Атрибуты искусства
  • Натюрморт с индюком
  • Натюрморт с фруктами
  • Натюрморт
  • Медный бак для воды
  • Трудолюбивая мать

Вклад этого художника в копилку мирового искусства до конца еще не оценен по достоинству. После векового забвения после смерти, его творчество было признано величайшим достижением реализма. Его натюрморты и жанровые картины украшают экспозиции самых великих музеев мира. Его технику и манеру письма изучают в художественных академиях всего мира. Больше всего на свете он любил писать фрукты…

О детстве и молодости Шардена известно совсем немного. Все его биографии начинаются с того момента, когда мастеру уже исполнилось 30 лет. Достоверно известно, что родился художник в семье столяра-краснодеревщика. Где Шарден получал художественное образование также неизвестно, скорее всего, его школа — это мастерская Ноэля Куапеля, где мастер работал подручным. Достоверно известно также, что на протяжении всей своей жизни Шарден не покидал пределов .

Работая в мастерской признанного мастера, молодой Шарден выполнял поручения, связанные с изображением аксессуаров и деталей картин хозяина. Необыкновенная скрупулезность и точность в работе, ответственное отношение — все эти качества привели к тому, что все чаще детали картин Куапеля выглядели лучше, чем вся работа целиком. Хозяин Шардена, понимая, что из подмастерья вырос настоящий мастер, предлагает своему работнику отдать некоторые свои работы на выставку «дебютантов», которая проходила в Париже на площади Дофина.

На выставке работы Шардена были замечены. Впечатление было настолько сильным, что многие были уверены — перед ними работы голландских мастеров XVII века. Один из почетных членов Академии сделал предложение начинающему мастеру выставить свои работы в стенах самого престижного выставочного зала . Спустя несколько лет подручный, подмастерье, помощник Шарден становится членом Французской академии, записан с формулировкой «изобразитель плодов и бытовых сцен».

Всю свою творческую жизнь художник писал жизнь «третьего сословия». Идя наперекор моде, которая предписывала приверженность галантному стилю, пустому, но изящному искусству, призванному украшать и оживлять интерьеры, мастер обрек себя на вечную исключительность и обособленность. Он получал заказы на натюрморты в стиле голландского барокко. А его жанровые работы были по достоинству оценены только самыми прозорливыми современниками (его картинами восторгался Дидро, а французские энциклопедисты восторженно отзывались о его работах в своих публикациях). Соотечественники забыли мастера сразу после его смерти. Потом была революция, всплеск романтизма, потом пышный ампир застил работы реалистов XVIII века.

Только во второй половине XIX века, когда развитие живописи вплотную подошло к реализму, творчество Шардена стало образцом и самым высоким ориентиром для мастеров Западной культуры. Работы мастера и сегодня вызывают восхищение не только знатоков искусства, но и самых неискушенных зрителей.

Шарден – мастер натюрморта

Даже самые первые самостоятельные работы художника были исполнены с необычайным мастерством и их принимали за работы именитых фламандских и голландских мастеров. Вначале своего творчества Шарден пишет в основном натюрморты с плодами, овощами, цветами, хозяйственными принадлежностями и охотничьими атрибутами. Поэтому парижской публике Шарден стал известен, прежде всего, как великолепный мастер натюрморта. Но в его полотнах даже раннего периода нет и намека на вычурность.

Его натюрморты органически связаны бытовым аспектом. Все предметы и детали, не смотря на их прозаичность, создают впечатление поэтичности, и, одновременно воспринимаются как реальность.
Как на картине «Натюрморт со стеклянным сосудом и фруктами”. Понятно, что стеклянным графином пользуются – он не переливается первозданной прозрачностью. Фрукты росли в настоящем саду – грушу так и хочется откусить. Понятно, что она сочная и спелая, вон даже и червячок уже пытался это сделать. А серебряный сосуд – предмет скорее парадный, весь так и сверкает, а может служанка очень добросовестная, или хозяйка рачительная в этом доме.

В композициях Шардена самые обычные предметы быта – старые кастрюли, кухонный бак для воды, глиняный кувшин, овощи. Иногда можно встретить и более возвышенные атрибуты искусства или предметы научного характера, но они присутствуют лишь для декора. Основное достоинство этих полотен – не в материальной ценности изображенных на них предметов, что скорее было присуще голландским художникам, а в одухотворенной поэтичности обыденности, в уравновешенности построения композиции, которая создает образ гармонии быта, уют и покой семейного очага.

Последние годы

В семидесятых годах в жизни уже немолодого Шардена происходит еще несколько трагических событий. Исчезает его сын, материальное положение сильно ухудшается, и художник вынужден продать свой дом. Длительная болезнь и преклонный возраст тоже давали о себе знать. Шарден решает уйти с поста казначея Академии.

Последние годы мастер посвящает Особого внимания заслуживают два портрета, написанные в этой технике — «Автопортрет с зеленым козырьком» и «Портрет жены».

Несмотря на болезнь и возраст художника, в последних портретах чувствуется твердость руки и легкость движений. Динамичный свет и естественные цвета придают работам живость.

Влияние

Эмалированная шкатулка и другие предметы, расписанные в стиле Шардена.

Влияние Шардена на искусство современной эпохи было широким и хорошо задокументировано.Эдуард Мане поясной Мальчик дует пузыри и натюрморты Поль Сезанн в равной степени в долгу перед своим предшественником. Он был одним из Анри Матисс наиболее уважаемые художники; Будучи студентом художественного факультета, Матисс сделал копии четырех картин Шардена в Лувр.Хаим Сутин натюрморты были вдохновлены Шарденом, как и картины Жорж Брак, и позже, Джорджио Моранди. В 1999 году Люсьен Фрейд нарисовал и протравил несколько копий после Молодая учительница (Национальная галерея, Лондон ).

Марсель Пруст, в главе «Как открыть глаза?» из В поисках утраченного времени (À la recherche du temps perdu), описывает меланхоличного молодого человека, сидящего за своим простым столом для завтрака. Единственное утешение, которое он находит, — это воображаемые представления о красоте, изображенные в великих шедеврах Лувра, материализованные причудливые дворцы, богатых принцев и тому подобное. Автор советует юноше следовать за ним в другую часть Лувра, где хранятся картины Жана-Батиста Шардена. Там он увидел бы красоту домашнего натюрморта и повседневных дел, таких как чистка репы.

Жан Батист Шарден: картины

Жанровые картины Шардена рисуют «сцены повседневной жизни», уютный и устойчивый быт: молитву перед обедом, гувернантку с наряженной барышней перед зеркалом, выздоровление больного, мальчика с волчком, девочку с воланом…

Жанры Шардена отличают простота содержания, сила и гармоничность красок, мягкость и сочность кисти. Кроме того, поразительно зрение Шардена, умевшего разглядеть за простотой содержания сложную жизнь предметов в воздушной среде, рефлексы цвета, игру цвета и света, игру цвета и контура; все это Шарден умел передавать исчерпывающе полно, до иллюзии реальности, и с изысканной прямотой, как великие голландцы. И речь здесь, разумеется, может идти о сродстве стиля, о близости мировосприятия, о чем угодно, только не об имитации, хотя именно с мастерами Голландии и Фландрии сравнивали Шардена первые почитатели.

Первой же по-настоящему прославившей Шардена работой была… уличная вывеска. Для заведения парижского цирюльника, а заодно и хирурга Шарден написал дуэль, закончившуюся кровопролитием, и весь Париж съезжался смотреть на душераздирающую сцену и восхищаться мастерским изображением людей, лошадей, карет… Непонятно, зачем Шарден написал эту вывеску. Для денег? Ради эксперимента? Эта вывеска — единственная уступка Шардена общепринятому тогда представлению о сюжете. Обычно Шарден обозначает только мотив, дающий внешний повод к работе кисти и воображения. Картина «Возвращение с рынка» — она перед вами — свидетельствует об этом.

Работа

Женщина, убирающая репу, ок. 1738, Старая пинакотека

Шарден работал очень медленно и всего написал чуть более 200 картин (около четырех в год).

Творчество Шардена имело мало общего с Рококо живопись это доминировало во французском искусстве 18 века. В то время, когда историческая живопись считалась высшей классификацией общественного искусства, предметы, которые выбирал Шарден, рассматривались как второстепенные категории. Он отдавал предпочтение простым, но красиво оформленным натюрмортам, деликатно обрабатывал домашние интерьеры и жанровые картины. Простые, даже откровенные росписи обычных предметов быта (Натюрморт с коптильней) и сверхъестественная способность изображать невиновность детей несентиментально (Мальчик с топом ), тем не менее, нашел в свое время благодарную аудиторию и объясняет его вневременную привлекательность.

Le Faiseur de Châteaux de Cartes (Мальчик строит карточный домик), 1735 г., Waddesdon Manor

В значительной степени самоучка, Шарден находился под сильным влиянием реализма и сюжета 17-го века. Низкая страна мастеров. Несмотря на его нетрадиционное изображение асцендента буржуазия, ранняя поддержка пришла со стороны покровителей из Франции аристократия, включая Людовика XV. Хотя его популярность первоначально основывалась на картинах животных и фруктов, к 1730-м годам он ввел в свои работы кухонную утварь (Медная цистерна, ок. 1735, Лувр). Вскоре фигуры заполнили и его сцены, якобы в ответ на просьбу художника-портретиста, который предложил ему заняться этим жанром.Женщина, запечатывающая письмо (ок. 1733 г.), что, возможно, было его первой попыткой, последовали поясные композиции детей, говорящих «Грейс», как в Le Bénédicité, и горничные в моменты размышлений. Эти скромные сцены связаны с простыми повседневными действиями, но они также служат источником документальной информации об уровне французского общества, который до сих пор не считался достойным предметом для рисования. Картины примечательны своей формальной структурой и живописной гармонией. Шарден сказал о живописи: «Кто сказал, что человек рисует красками? нанимает цвета, но красить с чувство

Молодая учительница, ок. 1736 г.

Любимым предметом Шардена была детская игра. Он как минимум четыре раза изображал подростка, строящего карточный домик. Версия на Waddesdon Manor самый сложный. Подобные сцены взяты из произведений нидерландских vanitas 17-го века, которые несут сообщения о преходящей природе человеческой жизни и никчемности материальных амбиций, но Шарден также демонстрирует восхищение эфемерными фазами детства ради самих себя.

Натюрморт со стеклянной колбой и фруктами, ок

1728 (обратите внимание на отраженный свет на стекле / серебре). Шарден часто писал реплики своих композиций, особенно его жанровые картины, почти все из которых существуют в нескольких версиях, которые во многих случаях практически неотличимы

Начиная с Гувернантка (1739 г., в Национальная галерея Канады, Оттава ), Шарден переключил свое внимание с предметов рабочего класса на несколько более просторные сцены буржуазной жизни

Шарден часто писал реплики своих композиций, особенно его жанровые картины, почти все из которых существуют в нескольких версиях, которые во многих случаях практически неотличимы

Начиная с Гувернантка (1739 г., в Национальная галерея Канады, Оттава ), Шарден переключил свое внимание с предметов рабочего класса на несколько более просторные сцены буржуазной жизни

В 1756 году Шарден вернулся к теме натюрморта. В 1770-х его зрение ослабло, и он начал рисовать в пастель, среда, в которой он писал портреты своей жены и себя (см. Автопортрет вверху справа). Его работы пастелью сейчас высоко ценятся. Сохранившиеся картины Шардена, которых насчитывается около 200, находятся во многих крупных музеях, в том числе Лувр.

Творчество Шардена

Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина. Так, в 1728 году он представил там несколько полотен, среди которых был в том числе натюрморт «Скат». Картина так поразила Никола де Ларжильера, почётного члена французской Академии живописи и скульптуры, что он предложил молодому художнику выставить свои произведения в стенах академии.

В совершенстве владея знанием цветовых отношений, Шарден тонко чувствовал взаимосвязь предметов и своеобразие их структуры.

Дидро восхищался тем умением, с которым художник заставляет ощутить движение соков под кожицей плода. В цвете предмета Шарден видел множество оттенков и маленькими мазками передавал их. Из подобных оттенков соткан его белый цвет. Необычайно многочисленны серые и коричневые тона, которыми владел Шарден. Пронизывающие полотно лучи света придают предмету ясность и чёткость.

Картины жанровой живописи, отличающиеся наивной простотой содержания, силой и гармоничностью красок, мягкостью и сочностью кисти, ещё более, чем прежние работы Шардена, выдвинули его из ряда современных ему художников и укрепили за ним одно из видных мест в истории французской живописи. В 1728 г. он был сопричислен к парижской академии художеств, в 1743 г. избран в её советники, в 1750 г. принял на себя должность её казначея; кроме того, с 1765 г. он состоял членом руанской академии наук, словесности и изящных искусств.

В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (автопортрет, 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу.

Многое для распространения славы Шардена сделали энциклопедисты, которые противопоставляли его «буржуазное» искусство «оторвавшимся от народа» придворным художникам — мастерам эротических и пасторальных виньеток в духе рококо.

Дидро сравнивал его мастерство с колдовством:

Картины, описание картин — Прачка. 1735 *

Описани е картины Жана Батиста Симеона Шардена: Прачка.На картине изображен обычный день из жизни простых людей. Передний план отличается яркими, почти сияющими цветами, и изображены на нем женщина, ребенок, корыто с мыльной водой, трехцветная кошка, дремлющая, поджав под себя лапы.Картина получается почти идеалистическая – мать работает, и так привычна для неё эта работа, что и на собственные руки смотреть не нужно, они и так знают что делать. Она просто одета, волосы скрывает чепчик, лицо у неё простое и задумчивое.Повернувшись к свету, то есть, к невидимому для зрителя окну, девушка смотрит на то, как проходят мимо люди, как плывут по небу облака. Может быть, там происходит что-то интересное – кого-то сбил экипаж или у соседей скандал – а, может быть, ей просто интересно отвлечься от нудной работой. Придумать историю про человека в смешной шляпе. Или мимолетно позавидовать даме в ярких алых туфлях.Рядом с ней, на стуле, сидит мальчик. Он одет опрятно, но явно в сшитое неумелой швеей. Синий и бурый в его костюме сочетаются причудливо, чулок сполз, выделяется яркая красная лента на шапочке. Мальчик полностью поглощен своим занятием – он выдувает из мыльной пены, которая взбивается в процессе стирки, огромный радужный пузырь. Для него нет занятия интереснее, он полностью поглощен им.Трехцветная кошка спит чуть в стороне. Она, должно быть, сыта и её не интересуют проблемы людей. Она просто дремлет, выглядя восхитительно пушистой, и, возможно, видит во сне самую огромную и вкусную котлету в своей жизни.Задний план куда темнее, чем передний, из-за этого создается ощущение задника для сцены, слегка темноватого и засиженного мухами. Там видна дверь, таз, какие-то тряпки, и женщина, развешивающая белье, лица которой не разглядеть.Сценка кажется обычной и в жизни могла бы показаться даже скучноватой. Но на картине, пройдя через восприятие художника, она становится куда интересней и красивее.

Биография Жана Батиста Шардена

Жан Батист Симеон Шарден увидел свет в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре, в семье простого ремесленника, поздней осенью 1699 года — 2 ноября. С младенчества он впитал дух простых горожан, честных ремесленников, с их маленькими радостями и повседневными заботами.

Отец с матерью радовались, обнаружив в сыне талант к рисованию. Статус художника давал возможность лучших заработков, известности. Поэтому мальчика отдали подмастерьем к выдающемуся историческому живописцу Пьеру Жаку Казу (Pierre-Jacques Cazes). Во время учёбы он увлечённо копировал картины своего учителя.

Впоследствии, наставниками Жана Батиста Шардена стали гравёр и живописец Ноэль Куапель (Noel-Nicolas Coypel), портретист Ван Лоо (Jean-Baptiste van Loo). Последний привлёк юношу к восстановлению фресок дворца Фонтенбло, привив любовь к портретной живописи, тонкой цветопередаче.

Знаменитый живописец прожил всю свою жизнь, не покидая пределов Парижа. Последние годы он посвятил освоению рисунка пастелью, создавая прекрасные портреты. В том числе, собственный автопортрет 1775 года.

Интриги, критика, неожиданное самоубийство сына подорвали здоровье Шардена. Он продолжал рисовать, отдав последние силы живописи, но долгая болезнь привела к тому, что 6 декабря 1779 года престарелый и больной художник умер, месяц не дожив до восьмидесятилетия.

Шарден – мастер натюрморта

Даже самые первые самостоятельные работы художника были исполнены с необычайным мастерством и их принимали за работы именитых фламандских и голландских мастеров. Вначале своего творчества Шарден пишет в основном натюрморты с плодами, овощами, цветами, хозяйственными принадлежностями и охотничьими атрибутами. Поэтому парижской публике Шарден стал известен, прежде всего, как великолепный мастер натюрморта. Но в его полотнах даже раннего периода нет и намека на вычурность.

Его натюрморты органически связаны бытовым аспектом. Все предметы и детали, не смотря на их прозаичность, создают впечатление поэтичности, и, одновременно воспринимаются как реальность.
Как на картине «Натюрморт со стеклянным сосудом и фруктами”. Понятно, что стеклянным графином пользуются – он не переливается первозданной прозрачностью. Фрукты росли в настоящем саду – грушу так и хочется откусить. Понятно, что она сочная и спелая, вон даже и червячок уже пытался это сделать. А серебряный сосуд – предмет скорее парадный, весь так и сверкает, а может служанка очень добросовестная, или хозяйка рачительная в этом доме.

В композициях Шардена самые обычные предметы быта – старые кастрюли, кухонный бак для воды, глиняный кувшин, овощи. Иногда можно встретить и более возвышенные атрибуты искусства или предметы научного характера, но они присутствуют лишь для декора. Основное достоинство этих полотен – не в материальной ценности изображенных на них предметов, что скорее было присуще голландским художникам, а в одухотворенной поэтичности обыденности, в уравновешенности построения композиции, которая создает образ гармонии быта, уют и покой семейного очага.

Личная жизнь

В 1731 году живописец решает жениться на Маргарите Сентар, дочери купца. Сперва у них рождается сын, а потом и дочь. Сын впоследствии тоже станет художником, а вот дочь постигает трагическая участь. В юном возрасте она погибает вместе с женой Шардена. Это был тяжкий удар для художника. Через десять лет он снова женится. На этот раз на вдове буржуа Француазе Маргарите Пуже. У них рождается ребенок, который вскоре погибает.

Параллельно со всем этим Шарден продолжает свою творческую деятельность. Художник популярен, у него много заказов, по его работам делают гравюры. А с 1737 года картины Жана-Батиста Симеона Шардена регулярно выставляются в парижских Салонах. Он становится советником а потом назначается ее казначеем. Получает членство в Руанской Академии наук, изящных искусств и словесности.

Обучение

В начале своего творческого пути Жан-Батист Симеон Шарден работал в мастерских известных парижских художников. Сначала он поступил на обучение в мастерскую Пьера Жака Каза, живописца, совершенного забытого в наши дни. Там он делал копии картин в основном на религиозные темы.

Потом попал в подмастерья к Ноэлю Куапелю, мастеру исторического жанра в живописи. Именно там он начал делать первые серьезные успехи в изображении различных предметов быта, когда дописывал мелкие детали и аксессуары на картинах Куапеля. Свою работу он выполнял настолько точно и скрупулезно, что в итоге детали эти стали выглядеть намного лучше, чем вся картина целиком. Куапель понял, что из подмастерья вырос настоящий мастер.

Правдиво и с любовью

Кухарки, прачки, гувернантки, разносчицы, вышивальщицы — никто не был равнодушен к Шардену. Он писал свои картины в тихой, интимной и реальной манере, передавая действительность глубоко и поэтично. Его картины, изображающие размеренный порядок повседневной жизни, обладают невероятной гармонией и спокойствием, эмоциональной нежностью. Простые и понятные по тематике, они завораживают теплотой и нежностью отношения автора к героям.

«Кто вам сказал, что кто-то рисует цветом? Один может рисовать красками, другой — чувствами».

Шарден был великим колористом с тонким чувством нюансов. Для его работ характерна мягкая цветовая палитра, в которой преобладают различные оттенки коричневого

Важное место в работах мастера занимает свет, который делает полотна приятными и камерными

«О, Шарден, ты втираешь в свою палитру не белое, красное и черное, а суть предметов; ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и переносишь их на холст!».

Шарден за ум не возьмется Популярные в его время парадные портреты и картины, посвященные гедонистической жизни аристократов, их идеализированность и напыщенность противоречили его мировоззрению. Он действительно не понимал, почему то, как фрейлина готовится к балу, было интереснее, чем то, как повар чистит орехи.

Энциклопедисты помогли Шардену стать популярным. Они противопоставляли его честные картины работам «оторванных от народа» мастеров рококо.

Выбрав «низкий» жанр, Шарден не только не проиграл, но и выиграл: В основном благодаря ему жанровая сцена приобрела ценность для любителей искусства, но он вписал свое имя не только в историю французской, но и мировой живописи. Его картины являются гордостью коллекций великих музеев в разных уголках мира.

Биография и творчество[править | править код]

Интерес к третьему сословию

Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779) происходил из семьи плотников, поэтому неудивительно, что его интересовала повседневная жизнь простых людей. Его творческий путь начался в мастерской Николя Куапеля, где Шарден рисовал мелкие детали на картинах своего мастера. Он был очень успешен и долгое время писал только натюрморты. Его работы были настолько хороши, что многие принимали его за фламандского или голландского мастера.

Натюрморты помогали ему совершенствовать свою кисть, но не они сделали Шардена знаменитым. В конце 1730-х годов он нашел свою тему и начал использовать художественные средства для изображения жизни так называемого третьего сословия.

До революции все классы во Франции назывались третьим сословием, за исключением духовенства и дворянства.

Однако натюрморт не исчез полностью из творчества Шардена, а стал органичной частью бытовых сцен.

Последние годы

В семидесятых годах в жизни уже немолодого Шардена происходит еще несколько трагических событий. Исчезает его сын, материальное положение сильно ухудшается, и художник вынужден продать свой дом. Длительная болезнь и преклонный возраст тоже давали о себе знать. Шарден решает уйти с поста казначея Академии.

Последние годы мастер посвящает Особого внимания заслуживают два портрета, написанные в этой технике — «Автопортрет с зеленым козырьком» и «Портрет жены».

Несмотря на болезнь и возраст художника, в последних портретах чувствуется твердость руки и легкость движений. Динамичный свет и естественные цвета придают работам живость.

Детство и юные годы

Жан Батист родился в конце 17 века – 2 ноября 1699 года. Известно, что отец Шардена – столяр, отметив художественные наклонности сына, отдал его в подмастерья Ноэля Куапеля. Мальчику пришлось переехать в район Сен-Жермен-де-Пре, где он прожил всю дальнейшую жизнь, не покидая стен французской столицы.

Будучи художником и гравером, Ноэль Куапель поручал маленькому Шардену дорабатывать на своих картинах мелкие детали. Кроме того, молодой Жан Батист тренировался писать натюрморты из собранных им повседневных предметов: плодов, цветов, хозяйственных инструментов, охотничьих атрибутов.

Помимо Ноэля Куапеля юный художник учился у реставратора дворцовых фресок в резиденции Фонтебло Ван Лоо и у академического живописца Пьера-Жак Каза. Юные годы Шарден провел среди молодых художников в Гильдии, обучаясь в Академии святого Луки. Здесь молодому таланту удалось приобрести собственный стиль, а лучшие работы отправить на выставки.

Жизнь

Шарден родился в Париж, сын краснодеревщика, редко покидал город. Он жил на Левый берег возле Сен-Сюльпис до 1757 г., когда Людовик XV предоставил ему студию и жилые помещения в Лувр.

Шарден заключил брачный контракт с Маргаритой Сенар в 1723 году, на которой женился только в 1731 году. Учился у художников-историков. Пьер-Жак Каз и Ноэль-Николя Койпель, а в 1724 г. стал мастером в Académie de Saint-Luc.

Луч, 1728, Musée du Louvre, Париж

По словам одного писателя девятнадцатого века, в то время, когда неизвестным художникам было трудно привлечь внимание Королевской академии, он впервые обнаружил заметку, выставив картину в «Малом Корпус-Кристи» (проводившемся через восемь дней после обычного один) на Place Dauphine (посредством Pont Neuf ). Ван Лоо, проезжая мимо в 1720 году, купил его и впоследствии помогал молодому живописцу

При представлении Луч и Буфет в 1728 году он был принят в Королевскую академию искусства и скульптуры (Académie Royale de Peinture et de Sculpture). В следующем году он уступил место в Академии Сен-Люк. Он зарабатывал скромную жизнь тем, что «производил картины в различных жанрах по той цене, которую заказчики ему платили», и такой работой, как восстановление фрески в Galerie François I в Фонтенбло в 1731 г.В ноябре 1731 года крестился его сын Жан-Пьер, а в 1733 году крестилась его дочь Маргарита-Аньес. В 1735 году умерла его жена Маргарита, а через два года умерла и Маргарита-Аньес.

Мальчик с волчком, ок. 1735 г., холст, масло, Музей искусств Сан-Паулу

Начиная с 1737 г. Шарден регулярно выставлялся в Салон. Он окажется «преданным академиком», регулярно посещал собрания в течение пятидесяти лет и последовательно выполнял функции советника, казначея и секретаря, наблюдая в 1761 году за установкой выставок Салона.

Работы Шардена приобрели популярность благодаря репродуктивным гравюрам его жанр картины (выполненные художниками, такими как Франсуа-Бернар Лепичье и П.-Л. Sugurue), который приносил Шардену доход в виде «того, что теперь называлось бы гонораром». В 1744 году он женился во втором браке, на этот раз с Франсуазой-Маргаритой Пуже. Союз значительно улучшил финансовое положение Шардена. В 1745 году родилась дочь Анжелик-Франсуаза, но она умерла в 1746 году.

В 1752 году Шардену была назначена пенсия в размере 500 человек. ливры Людовика XV. В Салоне 1759 года он выставил девять картин; это был первый салон, о котором комментировали Дени Дидро, который окажется большим поклонником и общественным защитником творчества Шардена. Начиная с 1761 года его обязанности от имени Салона, одновременно устраивая выставки и действуя в качестве казначея, привели к снижению производительности в живописи и показу «реплик» предыдущих работ. В 1763 году его заслуги перед Академией были отмечены дополнительными 200 ливрами пенсии. В 1765 году он был единогласно избран ассоциированным членом Академии наук, художественной литературы и искусства Руана, но нет никаких свидетельств того, что он покинул Париж, чтобы принять эту честь. К 1770 году Шарден был «Premier peintre du roi», а его пенсия в 1400 ливров была самой высокой в ​​Академии.

В 1772 году сын Шардена, тоже художник, утонул в Венеция, вероятное самоубийство. Последняя известная картина маслом художника датирована 1776 годом; его последнее участие в Салоне было в 1779 году, и в нем было несколько этюдов пастелью. Тяжело заболевший к ноябрю того же года, он скончался в Париже 6 декабря в возрасте 80 лет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: