Художник jean-honore fragonard (1732

Жан-оноре фрагонар – жизнь, искусство, и тайны

Женитьба и семья

Семейная жизнь Фрагонара складывалась неоднозначно. Вопреки некоторым публикациям, утверждающим, что он был официально женат дважды, ряд исследователей полагают, что Фрагонар был женат только единожды и развода между ним и его женой не было.

В 1769 или 1770 году, в возрасте 36 лет, Фрагонар женился на Мари-Анн Жерар (1745-1823) – дочери Жана-Батиста Жерара, крупного торгового предпринимателя из Грасса.

У пары родилось пять детей: четверо сыновей (Александр-Эвард-Оноре 1780–1850, Огюст-Розальба-Жозеф-Адольф 1783–1850, Аман 1784–?) и одна дочь Розалия (11.5.1781- 29.1.1789).

Брачное счастье, однако, длилось недолго: Жан-Оноре был известен своей непостоянностью в отношениях. Как утверждал современный историк, Фрагонар имел «кратковременную связь» с неизвестной Катериной Биот, в результате которой появилась дочь Катерина-Жанна-Жозефина (1782-1826).

Несмотря на внебрачные связи, Фрагонар всю свою жизнь поддерживал тесные отношения с Мари-Анной и детьми. После смерти художника, Мари-Анна подписала контракт на продажу большей части имущества Фрагонара – картин, скульптур, мебели, коллекций художественных произведений, чтобы обеспечить будущее детей.

Useful Resources on Jean-Honoré Fragonard

Books
websites
articles
video clips

Books

The books and articles below constitute a bibliography of the sources used in the writing of this page. These also suggest some accessible resources for further research, especially ones that can be found and purchased via the internet.
biography

  • Fragonard
    By Rizzoli

  • Fragonard; biographical and critical study
    By Jacques Thuillier

  • Jean-Honoré Fragonard
    By Jean Montague Massengale

  • Fragonard: Painting out of TimeOur Pick

    By Satish Padiyar

artworks

  • FragonardOur Pick

    By Pierre Rosenberg

  • Fragonard’s Progress of Love at The Frick Collection
    By Colin B. Bailey

  • The Painter’s Touch: Boucher, Chardin, FragonardOur Pick

    By Ewa Lajer-Burcharth

  • Fragonard’s Progress of Love
    By Alan Hollinghurst and Xavier F. Salomon

  • Fragonard: Drawing TriumphantOur Pick

    By Perrin Stein

  • Fragonard’s Allegories of Love
    By Andrei Molotiu

  • Fragonard: Art and EroticismOur Pick

    By Mary D. Sheriff

  • Fragonard in the Universe of Painting
    By Dore Ashton

View more books

websites

articles

video clips

Frequently Asked Questions

Who Was Jean-Honoré Fragonard?

Jean-Honoré Fragonard was a famous French painter. He was one of the wealthiest artists of his time and transformed the way in which artists sell their work to the art market. He built a reputation through his commissions but eventually opted to sell his works to the public which offered him greater freedoms than ever before.

What Was Jean-Honoré Fragonard Famous For?

Jean-Honoré Fragonard was a renowned colorist and created artworks that were appreciated by both the elite and the general French public. Although there were expectations that he would follow in the historical painter tradition, he gained far more pleasure creating joyful scenes of love and leisure. He was known to subtly incorporate symbols that were largely missed by those who were not aware of their deeper meanings.

Accomplishments

  • Fragonard’s work elevates erotic symbolism that would have been easily comprehended by his contemporaries, finessing this in such a way that his images provided multiple intellectual layers. He regularly used settings, activities, and small details to heighten tension and encourage the viewer to consider relationships between men and women, humanity and nature, and the concept of time itself. Fragonard’s use of such symbolism was unprecedented in its complexity and subtlety, providing intellectual weight that set his scenes apart from others working in similar modes.
  • Fragonard’s use of setting was unique in the degree to which it heightened narrative drama. His compositions are often framed as if stages, with light used to direct the viewer’s eye in such a way that the sequence of events becomes clear. Statuary and trees serve to convey mood, with stormy skies and windswept branches indicating unease or tension while placid backdrops suggest resolution.
  • Across Fragonard’s work, the physicality of art making is itself on display; visual pleasure is an end in itself rather than a means of representation. Fragonard’s application of paint is clearly visible on canvases, with long, fluid strokes indicating folds of clothing or rushing water alongside short, abrupt dashes conveying leaves and flowers. This is complemented by Fragonard’s use of color and tone, with dramatic contrasts between light and shade. Examined at close range, the paintings abstract their subjects; in this way, Fragonard’s work anticipates the attitude to painting that would dominate the late-19th and 20th centuries.

Influences and Connections

Influences on Artist

Influenced by Artist

Artists

  • François Boucher
  • Jean-Baptiste Simeon Chardin
  • Jean-Antoine Watteau
  • Rembrandt van Rijn
  • Hubert Robert

Friends & Personal Connections

  • Bergeret de Grancourt
  • Baron de Saint-Julien
  • Claude-Richard de Saint-Non
  • Marquis de Veri
  • Claude-Nicolas Ledoux

Movements & Ideas

  • Baroque Art and Architecture
  • Renaissance
  • The Rococo

Artists

  • Pierre Bonnard
  • Honoré Daumier
  • Jacques-Louis David
  • Alexandre-Evariste Fragonard
  • Marguerite Gérard

Friends & Personal Connections

  • Bergeret de Grancourt
  • Baron de Saint-Julien
  • Claude-Richard de Saint-Non
  • Marquis de Veri

Movements & Ideas

  • Abstract Expressionism
  • Impressionism
  • The Rococo
  • Romanticism

Open Influences
Close Influences

Рождение и детство

Детство Жана-Оноре Фрагонара прошло в Грассе – небольшом городке на юге Франции. Его отец был торговцем перчатками, а мать – дочерью нотариуса. Семья была зажиточной и уважаемой. О ранних годах жизни художника известно немного.

В семье Фрагонар был первенцем. Его родители очень любили сына и старались дать ему лучшее образование. Фрагонар рано проявил способности к рисованию. Его отец, заметив это, нанял местного художника по имени Жан-Батист Шамуа, чтобы тот преподавал мальчику уроки.

Фрагонар начал свое обучение с самого раннего возраста, и уже к 12 годам он достиг значительных успехов. Его преподаватель был очень доволен способностями своего ученика и всячески поощрял его стремление к живописи. Вскоре молодой Фрагонар стал известен как один из самых талантливых художников в своем родном городе.

Роман с мадам де Берге

Роман Фрагонара и мадам де Берге, жены влиятельного финансиста, стал одной из самых громких и обсуждаемых историй в художественных кругах 18 века.

Тайная связь

Впервые они встретились на одном из придворных балов. Фрагонар был очарован красотой и умом мадам де Берге. Она была недовольна своим бездушным браком и искала утешения в искусстве. Их переписка превратилась в страстный роман. Влюбленные тайно встречались, избегая внимания светского общества.

Общественный скандал

Слухи о романе вскоре просочились в парижские салоны. Муж мадам де Берге был взбешен и потребовал развода. Фрагонар стал объектом сплетен и насмешек. Однако влюбленные отказались отречься от своей любви. В 1773 году они вместе бежали в Италию, надеясь начать новую жизнь.

Ранняя жизнь и образование

Жан-Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года во французском регионе Прованс, был единственным ребенком Франсуа Фрагонара (1699-1781) и Франсуазы Пети, которые оба происходили из семей лавочников и перчаток в Грассе, Альпы. Приморский. В 1738 году его семья переехала в Париж. В 1747 году Фрагонара отправили из дома в ученики к парижскому юристу и нотариусу. Во время своего непродолжительного подмастерья Фрагонар проявил такой талант и аппетит к рисованию и искусству, что юрист посоветовал ему поступить в ученики к художнику.

В 18 лет Фрагонара отвели к известному художнику Франсуа Буше. Баучер смог распознать потенциал Фрагонара, но не захотел учить его основным принципам. Таким образом, он отослал Фрагонара, чтобы набраться опыта. Он начал изучать элементы живописи под руководством Жана Батиста Симеона Шардена, где он изучил основы смешивания цветов и формирования форм и размеров. После шести месяцев интенсивного обучения у великого люминиста Фрагонар снова вернулся в Буше. В конце концов, Буше уговорили принять его в ученики, и именно под его опекой стали формироваться особые стиль и методы Фрагонара.

Помимо развития собственного стиля, Фрагонар стал мастером копирования стилей других художников. Он смог настолько полно и безупречно подражать стилю Буше, что в конце концов Буше доверил ему выполнение реплик своих картин.

В 1752 году Буше рекомендовал Фрагонару участвовать в конкурсе на Римскую премию. В то время Prix de Rome была стипендией для студентов-художников. Различные художники должны были доказать свои таланты, пройдя строгий процесс исключения. Обладатель главного приза получит проживание во дворце Манчини в Риме, все расходы оплачивает король Франции. Конкурс был организован Королевской академией живописи и скульптуры и, как правило, был открыт только для их учеников. Фрагонар не был учеником Академии, но ему все же разрешили поступить (возможно, из-за одобрения Буше). Получение премии означало учебу у придворного художника Людовика XV Шарля-Андре ван Лоо в Париже, а также учебу в Академии в Риме.

Фрагонар получил Римскую премию за картину «Иеровоам, приносящий в жертву золотому тельцу». После победы и перед тем, как отправиться в Рим, он три года учился под руководством Ван Лоо в École des Élèves Protégés. За год до отъезда в Рим Фрагонар написал знаменитый «Христос, умывающий ноги апостолам», который сейчас находится в соборе Грасса в Провансе. 17 сентября 1756 года Фрагонар переехал в Рим, чтобы получить свой приз на конкурсе, и переехал во Французскую академию в Риме, где Шарль-Жозеф Натуар исполнял обязанности главы школы.

Recommended Reading

In this article, we have taken a look at Jean-Honoré Fragonard’s biography and art style. There is so much more to learn about this famous French painter though, so we encourage you to go out and find out even more. To make your search as easy as possible, we have found a few books that we can recommend to you.

Delphi Complete Works of Jean-Honoré Fragonard (2018) by Peter Russell

Fragonard’s paintings are said to exude frivolity and joy, hallmarks of the Rococo style that was popular among the wealthy and elite. Fragonard’s artworks represent the last great works created for the Ancien Regime in France. His works conveyed a sense of intimacy as well as hidden symbolism.

Composition Notebook: Jean-Honoré Fragonard (2021) by Fine Arts Bottega

The Swing (1767) is regarded as one of the French painter’s most iconic artworks. This beautiful notebook is perfect for writing down your artistic ideas or sketching your own future masterpiece. With Fragonard’s painting adorning the cover, you will surely be inspired to write something expressive and meaningful. Use it as a diary, doodle pad, or even as a travel book.

Карьера в живописи

В 1761 году Фрагонар вернулся в Париж. Начав свой путь как художник, он сохранил религиозные и исторические картины, похожие на ту, что принесла ему Римскую премию. В 1765 году Фрагонар отказался от этой формы живописи и начал работать в стиле рококо, который в то время был в моде во Франции. С его картиной Coresus et Callirhoe, которую он представил Королевской академии в 1765 году, он наполнил художественное сообщество большими надеждами на то, что он станет следующим великим художником-историком Франции. Однако это обещание он так и не выполнил, когда обратился к частным коллекционерам.

Репутация Фрагонара пошла на убыль, и он получал заказы от различных любящих удовольствия и богатых покровителей. Его способность сочетать рискованные сцены с такими нежными и нежными цветами и его уникальная манера письма вызвали спрос во Франции. За это время он написал такие работы, как Serment d’amour (Любовная клятва), Ле Верру (Болт), La Culbute (Кувырок), La Chemise enlevée (Рубашка снята) и Качели (Коллекция Уоллеса).

Качели изображает даму в розовом платье, сидящую на качелях, на которых она парит в воздухе, ее юбки вздымаются, а скрытый джентльмен наблюдает из зарослей кустов; пейзажная установка подчеркивает голубоватую дымную атмосферу, пенящиеся облака и листву, искрящуюся мерцающим светом. Фотографии вроде Качели вызвал резкую критику Фрагонара со стороны Дени Дидро, ведущего философа Просвещения. Дидро обвинял художника в легкомыслии и увещевал его «немного побольше самоуважения».

В 1769 году Фрагонар женился на Мари-Анн Жерар, тоже из города Грасс. Вскоре после женитьбы он получил очень почетную и элитную комиссию от г-жи дю Барри, куртизанки, которая была последней любовницей Людовика XV. В 1770 году она наняла его, чтобы украсить ее новый Павильон де Лувесьен. Фрагонар выполнил заказ, написав четыре большие картины под названием Прогресс любви (сейчас находится в коллекции Фрика, Нью-Йорк). Спор с патроном привел к тому, что картины были возвращены художнику и заменены более неоклассической серией Жозефа-Мари Вьена (1716–1809). Затем, в 1772 году, он получил аналогичное поручение от актрисы Мадлен Гимар.

В 1773 году Фрагонар совершил вторую поездку в Италию, продлившуюся год. Он снова сосредоточился на рисовании живописных итальянских пейзажей, а не на живописи. Обратный путь пролегал через Вену, Прагу и Германию. По возвращении в Париж к семье присоединилась 14-летняя сестра его жены Маргарита. В результате он обратил свои интересы к новому типу предмета: домашние сцены, вдохновленные моральной философией Жан-Жака Руссо или романтическими романами. (Счастливая семья) а также сцены, связанные с воспитанием детей. Его сын Эварист (род. 1780) часто использовался в качестве модели в этих (Учительница).

Он написал некоторые из своих лучших пейзажей в 1775 году; лучшие из них, такие как Праздник в Сен-Клу, обладают качеством фэнтези, в котором люди кажутся незначительными, а в композициях преобладают большие пушистые зеленые и золотые деревья, сливающиеся в вздымающиеся облака.

В последние годы, предшествовавшие Французской революции, Фрагонар окончательно обратился к неоклассической тематике и разработал менее свободный неоклассический стиль живописи («Фонтан любви»). Но искусство Фрагонара было слишком тесно связано с дореволюционным периодом, чтобы сделать его приемлемым во время революции, что также лишило его частных покровителей. В 1790 году он бежал в свой родной Прованс, но в 1791 году вернулся в Париж.

Молодой Жак-Луи Давид очень интересовался Фрагонаром; на его ранние работы явно повлияли композиции и приемы мастера рококо. В течение 1790-х годов, когда революционные события почти не позволили Фрагонару продолжать рисовать, Давид помог ему занять должности куратора и администратора. Хотя в эти неспокойные годы комиссионные и продажи практически отсутствовали, Фрагонар не исключался из работы в рамках существующих художественных институтов. Он сыграл важную роль в основании того, что сейчас является Лувром. С 1792 по 1797 год он был одним из шести членов Комиссии Центрального музея, органа, который курировал все аспекты нового музея.

Его смерть в 1806 году прошла почти незамеченной, и его работы оставались немодными вплоть до 1850 года.

Конфликт с обществом

Жизненный путь Фрагонара был усеян как триумфами, так и противоречиями. Несмотря на признание и покровительство знати, он нередко подвергался критике со стороны блюстителей морали и религиозных деятелей.

Острый язык, скандальные связи и экстравагантное поведение художника шокировали консервативное общество. Его игривые и чувственные картины, ставшие символом фривольности и легкого поведения, не раз становились предметом споров и возмущения.

Но не только его творчество стало причиной конфликта с обществом. Взгляды Фрагонара на искусство также противоречили общепринятым нормам. Смелые эксперименты с формой и композицией, отход от классических канонов вызывали недоумение и осуждение среди традиционалистов.

Личностное противостояние

Особенно острым было противостояние Фрагонара с художником Жаком-Луи Давидом, ярым сторонником классицизма. Их взгляды на искусство поляризовали художественную среду и привели к непримиримым спорам и публичным конфликтам.

Общественный резонанс

Скандалы вокруг Фрагонара становились достоянием общественности. Его картины вызывали бурные дискуссии в салонах и кафе, а о нем самом ходили всевозможные слухи и сплетни. Это не только навредило его репутации, но и поставило под угрозу саму его карьеру.

Причина смерти Жана-Оноре Фрагонара

Уход из жизни Фрагонара окутан тайной и до сих пор вызывает споры.

Завершающим периодом его творчества принято считать 1793 год. Однако доподлинно известно, что он продолжал свое творчество вплоть до 1806 года. Последний же известный документ, содержащий упоминание о художнике, датирован 1798 годом. Именно в этот момент след Фрагонара теряется, и вплоть до самой его смерти о судьбе художника ничего не было известно.

Долгое время в качестве наиболее вероятной причины смерти Фрагонара назывался голод, вызванный Великой французской революцией, в ходе которой имущество художника было конфисковано. Кроме того, саму революцию Фрагонар не принял. Поэтому вполне вероятно, что его или преследовали, или же он проходил в числе подозреваемых в антиправительственной деятельности.

Однако исследования последних лет опровергают эту гипотезу. Вероятнее всего, художник пережил революционный период и даже получил в 1795 году государственный заказ на серию панно для украшения дворца Сен-Клу.

Судя по всему, к концу жизни художник был достаточно благополучным и обеспеченным. Он приобрел новую мастерскую, куда перевез все свое имущество, которое не было конфисковано в ходе революции.

Наиболее достоверная версия гласит, что Жан-Оноре Фрагонар умер 22 августа 1806 года на 82-м году жизни в окружении своих близких. Причина смерти не установлена. Есть предположение, что художник умер от последствий инсульта. Но так, как никаких медицинских документов, подтверждающих эту версию, нет, то истинная причина ухода из жизни так и остается загадкой.

Биография

Ранняя жизнь и образование Жана-Оноре Фрагонара

Фрагонар, известный своей игривой грацией и чувственностью картин, начал свою художественную карьеру в нежном возрасте. Родившийся в 1732 году, он погрузился в мир искусства с ранних лет.

Раннее влияние и наставничество

Последовательные наставники Фрагонара оказывали глубокое влияние на его художественное развитие. Буше, известный галантными и чувственными картинами, прививал своему ученику изысканный и утонченный стиль. В работах Фрагонара этого раннего периода заметны отголоски стиля Буше, особенно в его изображении грациозных фигур и искусный использование цветов.

Еще одним важным влиянием стал Шарль-Андре ван Лоо, первый художник короля, которого Фрагонар считал своим вторым учителем. Фрагонар восхищался техническим мастерством ван Лоо и способностью создавать масштабные и эффектные полотна. Под руководством ван Лоо Фрагонар улучшил свои навыки композиции и способность передавать эмоции через выразительные жесты и позы.

Творчество Фрагонара

В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим.

Подружившись здесь с живописцем Юбером Робером, он совершил вместе с ним и с любителем искусства Сен-Ноном поездку на юг Италии. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром.

По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Однако вскоре после того он прекратил заниматься историческим родом живописи и, последовав вкусам эпохи, стал писать идеалистические жанры и пасторали в духе Ватто и Буше, сцены интимной жизни пикантного, иногда беззастенчиво-эротического содержания, декоративные панно, портреты, миниатюры, акварели, пастели и по временам заниматься офортным гравированием.

В больших исторических картинах Фрагонара мало оригинальности; в его пейзажах природа является слишком переиначенной и приукрашенной; зато жанровые его картины, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретённой композицией, грациозностью рисунка, изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения.

К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее; «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Эрмитаже; «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях.

Из гравюр Фрагонара особенно интересны: «Шкаф» (родители девушки находят возлюбленного дочери, спрятанного в шкафу, собственная композиция художника; очень редкий лист), «Обрезание» с Тьеполо, «Антоний и Клеопатра», с Либери, «Вечеря в Эммаусе», с Риччи, и «Сретение Господне», с Тинторетто.

Ученичество у Буше

Одной из ключевых вех в творческом пути Фрагонара стало обучение у выдающегося живописца эпохи рококо Франсуа Буше, известного своим чувственным стилем и мастерством изображать сцены из мифологии и повседневной жизни.

В 1744 году Фрагонар в возрасте 14 лет поступил в мастерскую Буше, где провел следующие шесть лет, постигая основы живописи и формируя свой уникальный художественный стиль.

Под руководством Буше Фрагонар изучил тонкости композиции, техники мазка и использования колорита.

Влияние Буше заметно во многих работах Фрагонара, в том числе в его галантных сценах и портретах, которые отличались грацией, жизнерадостностью и изяществом.

Об Авторе

Подробная информация:

​Биография

Жан-Оноре Фрагонар родился в Грассе, в семье перчаточника Франсуа Фрагонара и Франсуазы Пети. Двоюродный брат анатома Оноре Фрагонара. Сперва ученик Ж.-Б. Шардена, а потом Франсуа Буше. Прежде чем отправиться в Рим, он продолжал учиться в течение трех лет под руководством Шарля-Андре ван Лоо. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. В Риме значительное влияние оказали на него итальянские мастера XVII века Бароччо, Солимена, Пьетро да Кортона и в особенности Тьеполо. Подружившись здесь с живописцем Юбером Робером, он совершил вместе с ним и с любителем искусства Сен-Ноном поездку на юг Италии. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.

Однако вскоре после того он прекратил заниматься историческим родом живописи и, последовав вкусам эпохи, стал писать идеалистические жанры и пасторали в духе Ватто и Буше, сцены интимной жизни пикантного, иногда беззастенчиво-эротического содержания, декоративные панно, портреты, миниатюры, акварели, пастели и по временам заниматься офортным гравированием. Произведения его вошли в большую моду и продавались по высокой цене, благодаря чему он заработал хорошие средства. Но вспыхнувшая революция разорила его, а классицизм, новый стиль во французском искусстве, основанный Жаком-Луи Давидом, лишил его прежней популярности. В 1769 году он женился на Мари-Анне Жерар (1745–1823), которая также была художницей, у них родилась дочь, Розали Фрагонар (1769–1788).

В 1793 году Фрагонар уехал из Парижа в Грасс. В начале XIX века он вернулся в Париж, где умер в 1806 году, почти полностью забытый.

Творчество:

В больших исторических картинах Фрагонара мало оригинальности; в его пейзажах природа является слишком переиначенной и приукрашенной; зато жанровые его картины, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретённой композицией, грациозностью рисунка, изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevée), «Молодой гитарист»; «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства; «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее; «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже; «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки» — в разных частных коллекциях.

Из гравюр Фрагонара особенно интересны: «Шкаф» (родители девушки находят возлюбленного дочери, спрятанного в шкафу, собственная композиция художника; очень редкий лист), «Обрезание» с Тьеполо, «Антоний и Клеопатра», с Либери, «Вечеря в Эммаусе» с картины Риччи, и «Сретение Господне» с картины Тинторетто.

Память:

В честь Жана-Оноре Фрагонара названы фабрика и музей духов Fragonard. Фабрики расположены в Грассе и в Эзе, также музей в Париже.​

Рейтинги

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: