Творчество
Биография
Ранние годы
Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года. Его отец, Николя Буше, был художником. Он зарабатывал на жизнь рисованием гравюр и узоров для вышивки. С ранних лет Франсуа помогал отцу в мастерской.
Отец, обнаружив у своего сына талант, определил его в ученики к Франсуа Лемуану. У Лемуана Буше провёл несколько месяцев и вспоминал о нём впоследствии без большой благодарности.
В семнадцать лет Буше поступил в мастерскую гравёра Жана-Франсуа Карса, что позволило ему самостоятельно зарабатывать на жизнь, а также завести полезные знакомства — с высокопоставленными клиентами своего наставника.
1722—1730 гг.
С 1720 года Буше занимался у Ф. Лемуана, известного мастера-монументалиста; затем работал в мастерской гравера Ж. Ф. Кара-старшего, изучая искусство оформления книг и гравюру.
В 1722 ему было поручено иллюстрировать новое издание «Французской истории» Габриэля Даниеля, а в 1723 он получил академическую премию за картину «Евил-меродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождающий из оков царя Иоахима».
Участие в 1722—1723 годах в создании офортов для «Сборника Жюльена», в котором воспроизводились в гравюре все произведения А. Ватто, позволило ему познакомиться с работами этого художника, усвоить его композиционные приемы.
В 1723 году Франсуа Буше победил в конкурсе на Римскую премию Королевской академии живописи и ваяния. Эта победа давала ему право на обучение в Риме, но в итальянском филиале академии не нашлось для победителя вакантного места. Отправиться в путешествие по Италии молодому художнику удалось лишь в 1727 году. В Риме на него произвели особенно сильное впечатление декоративные работы Пьетро да Кортона и Джованни Ланфранко. Несомненно, художник был знаком и с венецианской традицией монументально-декоративной живописи, хотя неизвестно, ездил ли он в Венецию; позже Буше стал коллекционировать рисунки Тьеполо. Пейзажи «Вид Тиволи» (Музей искусств и архитектуры, Булонь-сюр-мер) и «Вид садов Фарнезе» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) исполнены на основании итальянских впечатлений. Уже в них проявился незаурядный декоративный дар художника, умеющего строить композиции на сочетании ритмики целого и характерной детали.
1731—1760 гг.
Этот период был временем расцвета таланта Буше. Он создает полотна на мифологические и библейские сюжеты, пишет пасторали, сцены в интерьере, пейзажи, создает декорации к балетам («Персей, 1746 и «Галантная Индия», 1735), работает для мануфактур гобеленов и фарфора.
Вернувшись из Италии в 1731 году, Буше почти сразу же стал кандидатом в Королевскую академию по отделению исторической живописи, а уже в 1734 году его утвердили как полноправного члена академии за картину «Ринальдо и Армида» (1734).
Первые годы после итальянского путешествия почти полностью посвящены рисунку, копированию и гравюре.
В 1733 году он женится на семнадцатилетней прелестнице Мари-Жанн Бюзо, с которой написаны многие «нимфы» Буше. Чуть позже он стал преподавать в академии, сначала как ассистент (1735), а затем — как мастер (1737). Но несмотря на это Буше в то время был ограничен в средствах.
С конца 1730-х годов работает в театральной декорации и на мануфактуре Бове, где создает картоны для ковров.
В 1737 г. Буше становится профессором Академии.
В 1730—1740-х годах он получает большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале — в комнате Королевы («Королевские добродетели», 1735), в Малых апартаментах («Охота на тигра», «Охота на крокодила», обе — 1736, Амьен, Музей изящных искусств), в апартаментах дофина («Венера и Вулкан», 1747, Париж, Лувр), а также в Королевской библиотеке Парижа («История», 1743—1746, Париж, Национальная библиотека). Он проявляет в них изощренную фантазию, изображая мифологические и аллегорические сцены с пикантной занимательностью и грацией, ценимыми в эпоху рококо.
В 1742—48 гг. он занимал должность декоратора парижской Оперы.
С 1755 (по другим версиям — 1757) по 1767 г. Буше был директором Королевской мануфактуры гобеленов.
1761—1770 гг.
С 1760 г. Буше теряет былую популярность. В 1761 году становится ректором Королевской академии, в 1765 году — директором. За несколько месяцев до смерти его избирают почетным членом Петербургской академии художеств.
30 мая 1770 г. Буше скончался.
Ранние годы и обучение Буше
Родился 29 марта 1703 в Париже, в семье художника-декоратора. Отец хотел видеть в нем юриста и отдал в иезуитский коллеж. Но тяга Буше-сына к живописи была непреодолимой. Ни образование, ни уговоры родителя не смогли противостоять его желанию стать живописцем. Учиться он начал под руководством художника Франсуа Лемуана, а затем поступил в Королевскую академию живописи и скульптуры, где он также брал уроки у другого известного мастера рококо – Антуана Ватто. В 1723 г. Буше получил Римскую премию и отправился в Италию, где провел три года в изучении классической живописи. В Риме молодой художник находился под влиянием творчества Джорджо Вазари, Рафаэля и Рубенса, которые оказали влияние на его стиль, но настоящий успех ему принесла работа для мадам де Помпадур и королевского двора.
Вернувшись во Францию в 1731 году, Буше был принят в Королевскую Академию, и начал быстро продвигаться по карьерной лестнице. Он был удостоен звания профессора в 1734 году, а в 1737 году директором академии. Буше играл важную роль в жизни салона, был королевским живописцем Людовика XV и главным художником королевских гобеленов,. Кроме этого, он также работал в качестве декоратора интерьеров и сценографа, создавая множество декораций для опер. Жан Буше, также известный как Ксавье Буше, племянник Франсуа и его ученик, работал со своим дядей во всех этих предприятиях.
Рождение и семья Буше
О жизни Франсуа Буше известно достаточно много, так как он был разносторонним человеком. Франсуа родился в Париже 29 марта 1703 года в семье простого художника Никола Буше и Элизабет Ломбер. Его любознательность проявилась в юном возрасте, но подробной информации о его детстве и отрочестве не сохранилось.
Отец Франсуа умер, когда мальчику было пять лет, а мать вышла замуж повторно и отошла от его воспитания, передав его своей сестре. Сводный брат Франсуа Буше в будущем тоже стал художником.
Художественное образование и влияние Ватто
Франсуа Буше в 1720 году стал учеником уже прославленного живописца Франсуа Лемуана, учителя самого Ватто, а спустя всего 4 года первая картина Буше “Давид в мастерской Вольтера” уже получила первую премию на конкурсе Королевской академии живописи и скульптуры. Однако, будучи честолюбивым и дальновидным юношей, он не спешил с самостоятельным плаванием в океане искусства, а отправился в Италию, чтобы изучить наследие великих живописцев прошлого.
В Италии Буше провел 4 года, проникшись идеями римского и венецианского искусства. По возвращении в Париж в 1731 году он был удостоен звания академика, а не позднее, чем через 5 лет, занял должность директора Французской академии в Риме. Понятно, что без покровительства элиты французского общества такой быстрый взлет молодого художника был бы немыслим.
Творчество Франсуа Буше
После его возвращения из Италии работа Буше получила полное признание. В 1734 году он стал членом Королевской академии, а затем профессором. В течение многих лет он работал в Версале, где украшал королевскую резиденцию, и участвовал в оформлении залов Королевской библиотеки в Париже.
Он писал в основном природу, жанровые зарисовки, портреты, мифические и библейские сюжеты. Он продемонстрировал свои блестящие живописные способности в создании жанровых картин, в которых он тщательно прорисовывал каждую деталь и каждую мелочь: все композиции и люди в них, черты лица, выглядят очень реалистично и естественно.
Фильм Буше «Завтрак» — один из его шедевров. В ней художник изобразил семью (вероятно, свою собственную) и удачно передал атмосферу сердечных отношений, благополучия и любви. Цветовая композиция состоит из нежных оттенков от светлых до темных тонов.
Обстановка и убранство комнаты описаны очень подробно (стол с фигурными ножками, позолоченное зеркало, старинные часы, посуда, игрушки). Предметы одежды, такие как платья, кружева и шляпки, продуманы до мельчайших деталей
Художник уделял большое внимание мельчайшим деталям, характерным для того времени. Даже Будда, стоящий на полке, может рассказать зрителю кое-что о моде китайского искусства XVIII в
Это произведение искусства знакомит зрителя с эпохой и обычаями народа.
Признание и слава Буше
Франсуа Буше быстро снискал признание своим талантом и мастерством, став одним из самых известных и влиятельных художников своего времени. В 1734 году он был принят в Королевскую академию живописи и скульптуры, где приобрел должность профессора.
Успех Буше привел к тому, что он получил множество заказов от французской аристократии и королевского двора. Он стал любимым художником мадам де Помпадур, одной из самых влиятельных фигур того времени. Буше создал для нее множество картин, в том числе знаменитый портрет «Мадам де Помпадур с детьми». Картины Буше, известные своим изяществом, грацией и игривостью, приобрели огромную популярность и оказали влияние на европейское искусство 18 века. Его работы выставлены во многих крупнейших музеях мира, включая Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Лувр в Париже.
Роль Мадам де Помпадур в карьере Буше
Мадам де Помпадур, известная фаворитка короля Людовика XV, является одной из самых влиятельных фигур в карьере Франсуа Буше. Оба разделяли любовь к роскоши и изяществу, что способствовало особому расположению меценатки к художнику.
Неудивительно, что по протекции Мадам де Помпадур в 1737 году Буше получил должность главного живописца короля. Этот пост дал ему доступ ко двору и королевским заказам, заложив основу для его будущей славы. Своим положением Буше обязан именно маршале, которой восхищались в то время многие представители искусства, науки и философии, в том числе и Жан Батист Ламарк.
Оформление интерьеров дворца Людовика XV
Внутреннее убранство дворца Людовика XV представляло собой вычурное и роскошное воплощение стиля рококо. Однако за блестящим фасадом скрывались интимность и уют частных покоев короля. Тематика картин, скульптур и декора отражала мифологию и культуру классической античности, а также французские пасторальные мотивы.
Гармония между архитектурой, живописью и мебелью создавала впечатление беззаботной и изысканной жизни, характерной для придворной элиты. Органичное сочетание изгибов и асимметрии, игра света и тени в зеркалах и лепнине создавали театральную и динамичную обстановку, столь отличную от строгой симметрии и великолепия французского классицизма.
Пасторальные сцены Буше
Вернувшись в Париж, обогащенный впечатлениями от поездки в Италию, Буше демонстрирует многоплановость своего художественного дарования. В тридцатые годы он работает над мифологическими и историческими картинами, пишет пейзажи и жанровые сцены, а также посвящает немало времени и сил декоративно-прикладному искусству.
Прерванный сон
1750; 75х64,8 смМузей Метрополитен, Нью-Йорк
В середине XVIII века необычайной популярностью пользуются небольшие шпалеры-пасторали. «Сельские сцены» украшают аристократические салоны и будуары. Темы, еще недавно казавшиеся низкими и некрасивыми, сегодня увлекают своей новизной. На смену античным богам и богиням приходят пастушки, рыбаки, служанки — представители третьего сословия.
Если стиль барокко в архитектуре и прикладном искусстве стремился к возможно большей силе впечатления, то рококо считает главным праздник жизни, утонченное наслаждение, а основными сюжетами становятся пасторали, галантные празднества, любовные сцены, где сама природа и оживляющие ее фигурки отмечены нарочитой изысканностью. Водяная мельница, живописные руины, изящные пастушки, сидящие под сенью деревьев у ручья, юноши, ловящие рыбу, — все это находит свое место в пасторалях Франсуа Буше, которые являются исключительным сочетанием реалистических мотивов, заимствованных у голландских живописцев.
Причем синтез этих двух совершенно разных направлений обнаруживается не только в пасторалях, но и в пейзажах Буше, и в его жанровых сценах. Именно этот уникальный синтез стал причиной его оригинальности, его грандиозного успеха и, в конечном итоге, — его поражения.
Начиная с 1750 года во Франции коренным образом меняются вкусы. Сторонники неоклассицизма, в основе которого лежала идея отчуждения человека от мира, ставят помпезный героизм выше фривольного натурализма. Искусство Буше с его надуманностью и вычурностью считалось слишком отдаленным от действительности, слишком искусственным и чересчур декоративным. И только время покажет истинную ценность завоеваний этого великого художника…
Великие художники, часть 78 19/09/2012 filoli.ru
Личная жизнь Буше
Семейное счастье обрело художника в 1735 году, когда Франсуа Буше сочетался браком с Мари-Женевьев Бушар. Обладая общим кругом интересов и увлечений, супруги стали не только мужем и женой, но и настоящими друзьями. В браке родилось шестеро детей. В 1759 году Мари-Женевьева скончалась. Буше тяжело переживал потерю любимой жены. Спустя 4 года он женился на Натали мартинес.
Однако этот брак был не столь счастливым, а смерть младшенькой дочери Элеоноры, последовавшая в 1771 году, привела к окончательному разрыву между супругами.
Брак и дети
Франсуа Буше был женат на Мари-Жанн Бузье, дочери художника и гравера Жана-Батиста Бузье. Бракосочетание состоялось 22 ноября 1739 года. Брак оказался счастливым и долгим, продлившись более трех десятилетий. В течение этого периода в их семье родилось несколько детей: Пьер-Антуан, Луи-Жюльен, Александр-Жозеф и Элизабет.
Семейная жизнь вдохновляла Буше на творчество. Он создавал портреты своей жены и детей, передавая их нежность, интимность и любовь. Самым известным из этих произведений является “Портрет детей художника с собакой” (1748), который отличается утонченным мастерством и изысканным колоритом. Этот шедевр сейчас хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Финансовые трудности
Несмотря на успех и признание, Буше оказался в сложной финансовой ситуации. Расточительный образ жизни и многочисленные заказы, требовавшие больших затрат на материалы и рабочую силу, постепенно истощали его сбережения.
Кроме того, у Буше были многочисленные обязательства перед семьей и друзьями. Он регулярно помогал брату, который также был художником, и содержал своих детей и внуков. Его щедрость нередко приводила к финансовым трудностям.
Биография[править | править код]
Особенности стиля Буше
Изящные линии, нежные пастельные тона и кокетливые улыбки характеризуют стиль Франсуа Буше. В его творениях чувствуется влияние рококо, которое отражает легкую и беззаботную атмосферу французского общества XVIII века.
Буше мастерски использовал нюансы света и тени, создавая тонкие светотеневые переходы. Его картины отличались яркими и насыщенными красками, которые при этом не выглядели резкими или неестественными.
Художник уделял особое внимание к деталям, тщательно прорабатывая наряды и украшения своих героев. Это придавало его картинам элегантность и утонченность, делая их похожими на изящные фарфоровые статуэтки
Фигуры в работах Буше часто изображаются в непринужденных позах, передающих ощущение легкости и движения. Он умело использовал пространство, создавая композиции, полные динамики и гармонии.
Картины Франсуа Буше отличались не только эстетической привлекательностью, но и аллюзиями на античную мифологию и пасторальную жизнь. Художник часто изображал сцены из греческой и римской мифологии, а также идеализированные пейзажи, населенные прекрасными нимфами и пастухами.
Влияние рококо на живопись Буше
Рококо, популярное в XVIII веке направление в искусстве, оказало значительное влияние на творчество Франсуа Буше. Художник воспринял основные принципы этого стиля: утонченность, игривость и любовь к декоративности.
В работах Буше прослеживается влияние рококо в изображении ажурных форм, пастельных тонов и изысканных сюжетов. Художник мастерски передавал атмосферу легкости и беззаботности, характерную для произведений этого стиля.
Изображение мифологических и пасторальных сюжетов
В своей живописи Буше широко обращался к мифологическим и пасторальным сюжетам. Он находил вдохновение в древнегреческих баснях и итальянских поэмах, изображая сцены любви, красоты и умиротворения. Эти картины отличались яркими цветами, воздушной легкостью и элегантностью форм. Буше мастерски играл со светом и тенью, создавая иллюзию реальности и в то же время сохраняя изысканность рококо.
Персонажи Буше часто парят в окружении пухлых облаков или беззаботно резвятся в тени деревьев. В его сценах присутствует почти осязаемое ощущение радости и беззаботности, напоминающее о золотом веке. Благодаря таланту Буше мифология обретала новую жизнь, становясь частью светской культуры XVIII века. Он создал собственный мир, в котором идеалы красоты и удовольствия правили бал.
Список произведений
- Художник в своей мастерской (автопортрет), 1720, Лувр, Париж.
- Диана после охоты, холст, масло, 37 x 52 см, Музей Коньяк-Же, Париж.
- Геркулес и Омфала, 1731—40 гг., холст, масло, 90 х 74 см, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
- Венера, просящая у Вулкана оружие для Энея, 1732 г., холст, масло, 252 x 175 см, Лувр, Париж.
- Портрет Мари Бьюзо, жены художника, 1733.
- Похищение Европы, 1732-34 гг., холст, масло, 231 x 274 см, Собрание Уоллес, Лондон.
- Ринальдо и Армида, 1734 г., холст, масло. 135,5 x 170,5 см, Лувр, Париж.
- Триумф Пана, 1736 г., Национальная галерея, Лондон.
- Завтрак, 1739, Лувр, Париж.
- Рождение Венеры, 1740 г., холст, масло, 130 x 162 см, Национальный музей, Стокгольм.
- Триумф Венеры, 1740 г., холст, масло, Национальный музей, Стокгольм.
- Леда и Лебедь, 1741 г., холст, масло, частная коллекция.
- Диана, отдыхающая после купания, 1742 г., холст, масло, 56 x 73 см, Лувр, Париж.
- Диана после охоты, 1742 г., Музей Коньяк-Жэ, Париж.
- Обучение Купидона, 1742 г., Музей Шарлоттенбурга, Берлин.
- Туалет, 1742, холст, масло, частная коллекция.
- Пейзаж с отшельником, 1742, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
- Юпитер и Каллисто, 1744 г., холст, масло, 98 х 72 см, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
- Одалиска на синей софе, 1745, Лувр, Париж.
- Портрет мадам Бержере, 1746.
- Летняя пастораль, 1749.
- Аполлон предстает перед пастушкой в облике бога, 1750 г., Музей изящных искусств, Тур.
- Венера, обезоруживающая Купидона, 1751 г.
- Туалет Венеры, 1751 г., холст, масло, 108,3 x 85,1 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
- Венера, утешающая Амура, 1751 г., холст, масло, Национальная галерея искусств, Вашингтон.
- Мельница, 1751, холст, масло, 66 x 84 см, Лувр, Париж.
- Портрет мадемуазель О’Мерфи (Светловолосая одалиска), 1752, Старая пинакотека, Мюнхен.
- Закат Солнца, 1752 г., Собрание Уоллес, Лондон.
- Восход Солнца, 1753 г., Лондон.
- Визит Венеры к Вулкану, 1754 г., холст, масло, Собрание Уоллес, Лондон.
- Портрет маркизы де Помпадур, 1756 г., Старая пинакотека, Мюнхен.
- Вулкан, вручающий Венере оружие для Энея, 1757 г., холст, масло, 320 x 320 см, Лувр, Париж.
- Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто, 1759 г., Музей искусств Нельсона-Аткинсона, Канзас-сити.
- Портрет маркизы де Помпадур, 1759, холст, масло, 91 x 68 см, Собрание Уоллес, Лондон.
- Пан и Сиринга, ок. 1762 г., Музей Прадо, Мадрид.
- Пигмалион и Галатея, 1767 г., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.