Экранизации
Про Змея Горыныча и других былинных персонажей несколько раз снималось кино. В фильме-сказке 1986 года выпуска «На златом крыльце сидели…» Кощей Бессмертный летает на Змее Горыныче, которого заправляет реактивным топливом, будто самолет. В ленте 1982 года под названием «Там, на неведомых дорожках…» героя превращают в козленка о трех головах, и Змей вообще не появляется на экране, хотя в сюжете присутствует.
Змей Горыныч в фильме «Там, на неведомых дорожках…»
Еще раньше, в 1956 году, вышел фильм «Илья Муромец», где Горыныч играет роль «супероружия» в войске тугар. В разгар сражения Змея выпускают на поле брани. А первый фильм, где появился Змей Горыныч, был еще черно-белым и назывался «Василиса Прекрасная» (1939). Герой там желает жениться на Василисе и для этого похищает девицу. У Горыныча, как и полагается, три головы, причем одна из них изрыгает огонь, другая плюется водяной струей, а третья выдувает ураганный ветер. Сказочная бестия при этом живет в собственном роскошном дворце в окружении слуг вместе с приспешницей Бабой-Ягой.
Змей Горыныч в фильме «Василиса Прекрасная»
Чаще всего Змей Горыныч появлялся в мультипликационных фильмах. В мультфильме 1978 года выхода «Последняя невеста Змея Горыныча» герой мало похож на «канонического» Горыныча — у него всего одна голова, зато лап целых восемь, как у насекомого. Змей там похищает красавиц по всему миру и умеет превращаться в человека. Еще через два года на экраны вышел трехсерийный мультфильм «Баба Яга против!», где Горыныч показан в роли домашнего животного Бабы-Яги. Герой «засветился» даже в 16-ом выпуске сериала «Ну, погоди!», где появляется во сне Волка, в котором фигурируют разные сказочные герои. Горыныч там исполняет обязанности стража замка.
Змей Горыныч в мультфильме «Баба Яга против!»
В 2000-ые герой стал известен главным образом по серии мультфильмов о трех богатырях от студии «Мельница». Первый мультик этой серии, где фигурирует герой, называется «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Он вышел в 2006 году. Змей здесь положительный герой, старый товарищ богатыря Добрыни Никитича. По сюжету Змей Горыныч влез в долги к нечистому на руку купцу Колывану и в уплату долга согласился умыкнуть для Колывана княжескую племянницу Забаву, которую затем отправляются вызволять главные герои — Добрыня Никитич и Елисей. Доброго Горыныча из-за содеянного мучает совесть, и позже Змей помогает героям вернуть Забаву.
Змей Горыныч в мультфильмах студии «Мельница»
В мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010) Добрыня встречает Горыныча в китайском монастыре, а в «Трех богатырях на дальних берегах» (2012) Горыныч снова вступает в противоборство с Колываном и Бабой-Ягой (вместе с женами пропавших богатырей). В мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» Горыныч как персонаж не присутствует.
Студия «Мельница» выпустила еще одну серию по мотивам русских народных сказок — «Иван Царевич и серый волк». В первом мультфильме серии, который вышел в 2011 году, тоже присутствует Змей Горыныч, но это не тот персонаж, который знаком зрителям по мультикам о богатырях. Горыныч здесь начинает как отрицательный персонаж, но Иван учит героя добрым делам.
Жёны богатырей
Во многих былинах есть женские персонажи. Это и жёны богатырей, и их любовницы, и злодейки, которые богатырям противостоят. Иногда противостоят сами жёны: богатыри вообще редко счастливы в браке. Часто женщины в русском героическом эпосе и сами обладают недюжинной силой. Таких героинь называют богатыршами или «полени́цами удалыми» (правописание может различаться: «поляница», «паленица», «паляница»).
Богатырши и другие женщины русского эпоса
Имя |
Статус |
Особенности |
Василиса Микулична | Дочь Микулы Селяниновича, жена Ставра Годиновича | Поленица; сильная и смелая. Спасает мужа из заточения. |
Настасья Микулична | Дочь Микулы Селяниновича, жена Добрыни Никитича, невеста Алёши Поповича | Поленица; побеждает Добрыню и выходит за него замуж. Во время его долгого отсутствия чуть не становится женой Алёши. |
Златыгорка | Любовница Ильи Муромца | Родила от Ильи сына Сокольника, который впоследствии сражался с отцом. |
Настасья Королевична | Жена Дуная Ивановича | Поленица; погибает, соревнуясь с мужем в меткости стрельбы. |
Плёнка Поморская | Жена Святогора, любовница Ильи Муромца | Выступает в качестве искусительницы, соблазняет Илью. |
Забава Путятична | Племянница князя Владимира | Её похитил Змей Горыныч и спас Добрыня Никитич. |
Авдотья Лебедь Белая | Жена Михайло Потыка | Оборачивается лебедем. Предаёт мужа. |
Княгиня Апраксия | Жена князя Владимира | Литовская королевна, выданная замуж силой. Склонна к изменам. |
Елена Петровна | Сестра братьев Петровичей-Збродовичей, жена Алёши Поповича | Братья порывались убить её за роман с Алёшей, но витязь вовремя взял Елену в жены. |
Маринка Кайдаловна | Любовница Тугарина Змея | Колдунья, приворожила Добрыню, насилу отделался. |
Образ женщины в былине
В былинах встречаются героини разных типов. Реже это пассивные героини, которых нужных спасти, например, Забава Путятична. Личность её не особенно важна. Строго говоря, её можно заменить на какой-нибудь ценный предмет, и сюжет былины от этого мало изменится.
Чаще женщины в русском эпосе активны и не уступают в силе богатырям. Иногда и превосходят: так, жена Добрыни Никитича Настасья Микулична побеждает его и сама принимает решение взять богатыря в мужья. Василиса Микулична вызволяет мужа Ставра Годиновича из заточения (именно он здесь пассивный герой, мирно ждущий спасения). История Василисы Микуличны многим запомнилась благодаря одноимённому советскому мультфильму 1975 г.
Соломко С. С. «Василиса Микулична», 1917 г. (Wikimedia Commons)
Есть в былинах и женщины-враги: например, колдунья Маринка Кайдаловна, мстившая Добрыне, и дочь Соловья-разбойника Настасья Соловишна. Они хоть и противостоят богатырям, но тоже демонстрируют своего рода смелость, неукротимость, неистовство. Например, Настасья Соловишна, пытаясь остановить Илью Муромца, бросает ему в голову тяжеленную доску.
Образ зла
В мифах очень многих народов присутствуют драконы — змееподобные монстры, которые также могли иметь несколько голов, как например, древнегреческая Лернейская Гидра или древнеперсидский Ажи-Дахака, у которого среди трех ликов, один был человеческим. Они тоже изрыгали пламя, как шумерский бог-дракон Зу и практически все летали, а некоторые еще и плавали.
Есть и в библейских текстах есть ряд упоминаний о драконоподобном морском чудище Левиафане.
Все эти ящеры, включая славянского Змея Горыныча, символизирует собой испытание, через которое нужно пройти главному герою, чтобы совершить подвиг и получить сокровище. Соответственно, монстры — олицетворение зла.
Некоторые исследователи славянских былин предполагают, что под собирательным образом Змея Горыныча таятся несметные полчища татаро-монгольских или других степных кочевников.
Нашествия, которые пытались отразить местные богатыри, были бесконечными, как головы чудища: отрубаешь одну, взамен вырастают две. Кроме того, историки подтверждают, что все нападения кочевников сопровождались страшными пожарищами и порой они начинались задолго до прорыва вражеского войска в укрепленное поселение.
Есть ряд подтверждений тому, что татаро-монгольские воины на Руси использовали порох или, по крайней мере, что-то вроде напалма с его добавлением, очевидно позаимствованным у китайцев. Как известно, этот народ изобрел порох еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова. А вот для древних славян клубы огня, прилетающие за городские стены, наверно были сродни дыханию Змея Горыныча, изрыгающего пламя.
Страшная реальность в виде бесконечных нападений, сопровождавшихся огненными смерчами и сотнями смертей, в купе с мифологическим восприятием мира, возможно породили в человеческом сознании образ чудовища, уничтожающего поселения и уводящего в плен родных и близких.
Анекдоты
Богатырь подъезжает к пещере, где живёт Змей Горыныч. Кричит:– Эй ты, мерзкая ящерица! Выходи! Биться будем!Тишина. Несколько раз прокричал и уехал.Через некоторое время высовывается Змей Горыныч, смотрит с опаской по сторонам и приговаривает:– Пусть ящерица, пусть мерзкая, зато живой остался!
***
На берегу озера сидел Змей Горыныч и пел хором, невпопад.
***
Три дня и три ночи рубились Змей Горыныч и Илья Муромец.
А потом пришла жена Змея Горыныча и отобрала у них джойстики!
***
«Можно было, конечно, еще поболтать», — думал Змей Горыныч, убегая от Ильи Муромца, — «но одна голова хорошо, а две лучше».
***
Отголоски реальности
Существует вполне обоснованное мнение, что прообразом мифологических драконов в культуре всех народов являются когда-то проживавшие на земле динозавры. И если с самими реликтовыми животными человечество вряд ли сталкивалось, то их скелеты люди, вероятно, находили, и так возникали всевозможные мифы.
Известный специалист по истории и культуре Древней Руси академик Борис Рыбаков считал, что жители Новгорода IV — V веков поклонялись некоему ящеру — повелителю водной стихии. По этому поводу в своих трудах он писал: «…Особый интерес представляют подлинные гусли первой половины XII века из раскопок в Новгороде. (…) Левая (от гусляра) сторона инструмента оформлена скульптурно, как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленькие головки „ящерят“. На оборотной стороне гусель изображены лев и птица. Таким образом в орнаментации гусель присутствует все три жизненных зоны: небо (птица), земля (конь, лев) и подводный мир (ящер). Ящер господствует над всем и благодаря своей трехмерной скульптурности объединяет обе плоскости инструмента…»
Также археологи при раскопках в новгородской и псковской областях находили многочисленные изображения ящеров, выполненные на конструкциях оконных наличников и на ручках ковшей. Все они представляют собой отнюдь не сказочный, а вполне реальной образ крупного зверя с вытянутой мордой и огромной пастью с чётко выделенными большими зубами.
В одной из летописей XI века «Беседа Григория Богослова об испытании града» в разделе, посвященном рыболовству и связанными с ним языческим обрядам, рассказывается о ящере-крокодиле, который выходил из реки и пожирал оставленную ему местным населением жертву.
Писатель-этнограф XIX века и собиратель народных песен Павел Якушин, во время своей поездки по новгородчине записал со слов одного старца историю появления Юрьевского скита: «…Был Зверь-змияка, этот Зверь-змияка жил на этом самом месте вот где теперь этот самый скит святой стоит (…). Кажинную ночь этот Зверь-змияка ходил спать в Ильмень-Озеро…»
Неизвестный летописец в XVI века, путешествовавший по России записал, что «…В лете 7090 лютые крокодилы выходили из реки и за ними затворялся путь, они поели много людей. Люди в ужасе бежали по всей земле и молились богу. Они прятались и он сбегал…»
И это далеко не все весьма странные записи древних лет о существовании в реках Руси неких «ящеров-крокодилов». Поэтому возможно происхождение сказочного персонажа Змея Горыныча имеет вполне реальную основу.
Наверное, всем известно о том, что китайцы поклоняются драконам. Они даже называют себя «детьми» или «потомками» этого мифологического ящера. Однако драконы встречаются не только в мифах и легендах наших восточных соседей. В славянском фольклоре есть такие колоритные персонажи, как
и змей Горыныч. По силе и мощи русский дракон не уступает своим «сородичам» из Поднебесной.
Историческая родина змея Горыныча — киевская Русь. Хотя точнее было бы сказать, что «родиной» этого загадочного ящера являются небеса. Мифическое создание появляется в окружении дыма и пламени, «как гром среди ясного неба». Его мощь поистине колоссальна, выстоять в бою с таким супостатом может только настоящий былинный богатырь.
Фантазёры из деревни Угоры» (1994). Змей Горыныч поёт
Мультфильм Леонида Носырёва «Фантазёры из деревни Угоры» по времени создания уже не относится к СССР — он вышел в 1994 году. Но по стилю он ещё вполне советский, а его положительные герои шагнули из старых, классических сюжетов «Весёлой карусели» (подробно обо всём цикле об Антошке, его деде и гусях написано здесь).
А вот отрицательные герои — традиционные персонажи народных сказок, Баба-Яга, Кащей и Змей Горыныч (как и в «Баба Яга против»). К ним добавлен Тьмутараканька, который в итоге окажется положительным.
Горыныч тут даже поёт — старую русскую песню «Бродяга». А озвучивают головы Змея Юрий Волынцев и Владимир Ферапонтов.
ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ:
Загадки про Змея Горыныча
Я красив, силен, могуч,Я грознее грозных туч,Я умнее всех, нет слов, —Много у меня голов.(Змей Горыныч)
***
Он опасен и могуч,Он страшнее грозных туч,Лучше рядом не стоять,Жаром может он обдать.У него три головы,Его узнали дети вы?
(Ответ — Змей Горыныч)
****Что за чудище такое?Трёхголовое, большое.Над землёй оно летит,Жарким пламенем пыхтит.
(Змей Горыныч)
***
В ясном небе над землёюГром гремит, огонь горит —Это чудище большоеТрёхголовое летит.(ЗМЕЙ-ГОРЫНЫЧ)
***
В сказке с ним герой сражался,Головы срубить пытался.Он — зелёный, трёхголовый,К бою страшному готовый!Дышит пламенем горя,Обжигает сам себя.Тяжело сражаться с ним!В поле наш герой один: —Подавайте меч скорей,Сгинет пусть … .(Горыныч-змей)
Жуланова-Ханина Азалия
***
Трёхглавый высоко летал,Всё на пути своём сжигал.Царевну он в плену томил,Но богатырь его сразил.(Змей Горыныч)
Завьялова Таисия
***
Он живет в народных сказкахИ с прохожими неласков.Огнем дышит, как дракон,И летать умеет он.(Змей Горыныч)
***
Огромный многоглавыйОгнедышащий дракон.Много горя и несчастьяНа Руси приносит он.(Змей Горыныч)
***
Я сказочный, летучий,Огнедышащий, могучийТрехголовый грозный змей.Назови меня скорей!(Змей Горыныч)
Скороговорки о Змее Горыныче
Змей Горыныч, сгорбясь,Взгромоздился на горуИ с громким грохотомГрохнулся вниз.
***
Я — Горыныч, грозный ЗМЕЙ!Подходить ко мне не СМЕЙ!
Биография
Добрыня Никитич был славным богатырем Древней Руси. Его раннее детство прошло в плену у киевской княгини, однако он с детства увлекался владением оружием.
В юношестве вступил в княжескую дружину и стал наставником юного Владимира. Он сыграл важную роль в объединении русских земель под властью Владимира. Принимал участие во многих сражениях и был мудрым советником князя.
Одна из самых известных былин повествует о трехдневной битве с огнедышащим Змеем Горынычем. Хотя силы богатыря истощались, он не сдавался благодаря голосу с небес, предрекающему ему победу.
Выполнял важные поручения князя, в том числе спасал близких от опасностей. Однажды он женился на иностранке Настасье Микулишне. Их брак испытал предательство жены, но после вмешательства Ильи Муромца супруги помирились.
Последним подвигом стало участие в кровопролитном сражении под Калкой, где он и погиб как достойный воин. Богатырь был похоронен на кургане, названном в его честь.
Родина и семья
Точное место рождения неизвестно. Предполагают, что он родился либо в Искоростене в земле древлянской, либо в городе Рязани. В десятилетнем возрасте вместе со своей сестрой он попал в плен и был отвезен в Киев, где служил при дворе княгини.
Здесь мальчик рос смелым и сильным, увлекался борьбой и метанием дротиков. Когда пришло время, его заметил князь Владимир и принял на службу в дружину.
Женой Добрыни является Настасья, дочь силача Микулы Селяниновича. Потомки стали известными боярами в Киевской Руси.
Его сын Константин был новгородским посадником. Он помог князю Ярославу Мудрому занять киевский престол. Однако Ярослав затем арестовал и убил Константина.
Сын Константина Остромир стал новгородским посадником при великом князе Изяславе. Он заказал Остромирово Евангелие. Потомки прославились как воеводы и бояре Киевской Руси.
Подвиги
В былинах описано немало подвигов. Он сражался с змеем Горынычем в тяжелейшей трехдневной битве и одержал над ним победу. Спасал от опасностей племянницу Забаву Путятичну, дочь Марфиду.
Многое сделал для объединения русских княжеств под властью князя Владимира. Он убеждал новгородцев призвать Владимира в князья. В войнах был начальником войска и вдохновлял дружину своим примером мужества.
Характеристика
Его рост был необычайный для того времени — порядка 3 аршин (214 см). Богатырская фигура объемом и мощью не вязалась со званием «человек».
Внешность также соответствовала его богатырской силе. У него была широкая грудь и широкие плечи, мускулистые руки и ноги. Лицо богатыря отличалось мужественной красотой и выражением решимости в чертах.
Его огромная физическая мощь и рост поражали воображение людей. Это отражалось в описаниях как воплощения высшей силы и непобедимого воина.
Физические данные и внешность делали его под стать самым значительным и дерзким подвигам, которые приписывались ему в былинах и сказаниях. Богатырская внешность способствовала образу непревзойдённого русского защитника.
Версия происхождения имени:
От слова «добро». Добрыня означает «тот, кто приносит добро». Это соответствует положительному, героическому образу в былинах. Он защищает земли Руси и помогает людям.
Таким образом, в любом случае имя связано с понятиями доброты, храбрости и героизма — всем тем, за что известен легендарный богатырь в русском фольклоре. Само название подчеркивает его положительный, светлый характер.
Исторический прототип
Вероятным историческим прототипом Добрыни Никитича считается новгородский посадник XI века по имени Добрыня Малкович.
Малкович жил во времена княжения в Новгороде Ярослава Мудрого. Он занимал должность посадника, которая была на тот момент высшей после князя. Служил Ярославу верой и правдой, помогал утвердить его власть в Новгороде. Когда в 1016 году Ярослав занял киевский престол, Добрыня поддержал его в этом.
В «Повести временных лет» упоминаются потомки Добрыни Малковича — его сын Константин и внуки Остромир и Вышата. Это свидетельствует о его высоком социальном положении.
Время жизни этого исторического Добрыни — начало XI века — совпадает с приблизительной датировкой основных былин о Добрыне Никитиче.
Также не исключено, что образ Добрыни в былинах соединил в себе черты нескольких легендарных богатырей того периода. Но Малкович, безусловно, послужил одним из прообразов героя русского эпоса.
Старинные сказания
Змей имеет медные когти, способные с легкостью разорвать кольчугу богатыря. Воздух вокруг него пахнет серой, ужасные рогатые головы извергают пламя. Семь хвостов бьют по земле, поэтому сзади он не менее опасен, чем спереди. У змея есть потомство — многочисленные мелкие змееныши, обитающие «в чистом поле». Былинный богатырь топчет их своим конем.
Русский дракон любит золото и красавиц княжеского рода. Так довелось ему однажды похитить племянницу самого киевского князя Владимира — Забаву Путятишну. Пленницу свою Горыныч держал в пещере и никого к ней не подпускал. Много добрых молодцев сгинуло в попытках освободить молодую княжну. Но удалось победить трехглавого дракона и вернуть пленницу на вольный свет только русскому богатырю Добрыне Никитичу.
«Межа» (1967) и «Ну, погоди!» (1986). Змей Горыныч от Котёночкина и Русакова
Другой солдат, герой мультфильма «Межа», смог даже заставить Змея Горыныча работать! Сначала Змей делал огонь для кузницы, чтобы оружие перековать в огромный плуг. Затем он запрягся в плуг, и они вместе с царём пахали межу — делили владения. Кончилось всё неудачно и для Змея, и для царя — солдат перехитрил обоих грабителей народа…
Кстати, здесь у Змея есть имя. Солдат называет его Трифон Гаврилович. А во внешности присутствует необычная деталь — на носу имеется небольшой рог.
Создавали «Межу» режиссёр Вячеслав Котёночкин и художник Светозар Русаков, в 1967 году. Змея озвучил Анатолий Папанов. Через два года эти творцы начнут делать легендарное «Ну, погоди!»И в 16 выпуске, где Волк и Заяц попадают в сказку, мы встречаем того же Трифона Гавриловича из «Межи»! Наверное, если бы у него были реплики, Папанов вновь озвучил бы… Кстати, у Гаврилыча появился новый стиль полёта — он может летать назад, двигаясь при этом как самолёт! И стрелять хвостом!
«Последняя невеста Змея Горыныча» (1978). Голова одна, зато ног — восемь
Змей Горыныч — тот же дракон, только в славянских сказках. Мифическая рептилия, которая может летать и дышать огнём (хотя не всегда драконы летают и дышат огнём). Основное отличие от драконов других мифологий — наличие нескольких голов (от трёх до двенадцати). Хотя есть версии, что Змей Горыныч ведёт свой род от Лернейской гидры из древнегреческих мифов, оттуда и множество голов. Лично я склонен считать, что он — всё же дракон.
У главного героя мультфильма Романа Давыдова «Последняя невеста Змея Горыныча» голова всего одна, что не совсем канонично. Зато лап — целых восемь, что тоже не типично.
Два облика Змея Горыныча
Он может превращаться в некоего иностранца, продающего загадочную птицу, поющую йодлем и вводящую людей в транс. Эта уловка помогла ему поймать царевну в качестве очередной невесты. Но она, как сразу ясно из названия мультфильма, стала для него последней, поскольку солдат смог победить похитителя и вернуть царю дочку.
Кстати, Змея Горыныча великолепно озвучил Владимир Басов.
Слайды и текст этой презентации
русских народных сказках и былинах.Другие черты змея упоминаются реже или
не упоминаются вовсе. В большинстве случаев у змея отмечается способность к полёту, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Так, в афанасьевском сборнике русских народных сказок лишь один раз сообщается об «огненных крыльях» (сказка «Фролка-сидень»). Тело змея в сказках не описывается, однако на картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы
Еще одной важной особенностью змея является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не описывают. Огонь змей носит в себе и извергает его в случае нападения
Кроме огненной стихии змей связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга
Слайд 4Место жительстваВ некоторых сказках он живёт в воде, спит на
камне в море. В тоже время змей — ещё и
Змей Горыныч и живёт в горах. Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским чудовищем. В некоторых сказках он живет в горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды.
Слайд 5Отношение с людьмиВо многих сказках Змей Горыныч похищает красивых девушек
(среди которых часто бывают царевны), чтобы запугать народ, или просто,
чтобы полакомиться ими. В русской былине «О Добрыне Никитиче и Змее Горыныче» Змей Горыныч похитил Забаву Путятишну — племянницу киевского князя, а Добрыня Никитич её освободил. Любопытно, что перед поединком богатырь уничтожает детёнышей Горыныча, которые больше походят на гадюк, чем на грозного отца. У южных славян Змей считался виновником засухи, и его изгоняли, чтобы вызвать дождь (изгнание Змея). Считалось, что он пожирал молодых девушек, когда не был голоден и из-за этого в древних племенах его называли «пожиратель девушек».
Страж мира мёртвых
В известном культурологическом труде Владимира Проппа «Корни Волшебной сказки» говорится, что практически все славянские мифы связаны с обрядовой традицией инициации. Древняя общинная жизнь предполагала, что подрастающих мальчиков, чтобы те смогли стать мужчинами и воинами, надо отправить «на край света», где они совершат подвиг, «умрут, воскреснут», а затем вернутся домой другими, взрослыми и сильными.
В некоторых былинах усматривается происхождение Змея Горыныча, как сына Вия, владыки Среднего Подземного Царства. Поэтому чудовище имеет прозвище Горыныч, ведь оно настолько могучее и тяжелое, что Мать Сыра Земля, для которой он чужеродный, не может носить его на себе.
Соответственно, живет этот монстр в горах и охраняет там вход в царство мертвых. Между тем, юному славянскому герою, согласно волшебной сказке, нужно пройти в Подземное Царство, чтобы «умереть и воскреснуть», а значит, надо убить Змея Горыныча, то есть совершить подвиг.
Облик самого стража мира мёртвых у славян, очевидно сформировался на основе самых древних космогонических мифов. В одном из них говорится, что все живое на земле, и доброе и злое, произошло из яйца, высиженного священным змеем. Ну а Подземное Царство — тот сгусток неизвестного и невероятного, познав которое, можно понять мироздание.
Сюжет[править]
Прогуливаясь по саду, Князь Киевский случайно узнаёт, что его племянница Забава влюблена в простого гонца Елисея и намерена сбежать с ним. Желая не допустить мезальянса, Князь решает срочно выдать Забаву замуж за более достойного кандидата, а Елисея сбагрить куда подальше, и выдаёт тому письмо для богатыря Добрыни Никитича с приказом собрать дань с Бекета — хана крымского. К большому неудовольствию Добрыни, в приказе также сказано, что он обязан взять Елисея в помощники.
Князь предлагает Забаве различных кандидатов, с кошельком один другого толще, но ни один из них не приходится ей по душе. Как нельзя кстати на горизонте появляется знатный купец Колыван, которому Князь когда-то задолжал большую сумму, а выплачивать долг ему нечем. Колыван предлагает сделку: он берёт в жёны Забаву, а взамен прощает долг. Скрепя сердце Князь соглашается, и купец предлагает хитрый план:
Елисей угодил в плен и оказался связан. Потом, правда, подошёл сам богатырь, и один раскидал целое войско. Хану вдруг стало так неудобно за свое поведение. Вернувшись в Киев, Елисей и Добрыня обнаруживают князя и бояр, оплакивающих похищенную Змеем Горынычем Забаву, однако в ответ на предложение отправиться на её поиски Князь почему-то настойчиво отправляет Добрыню в отпуск. Тем не менее, тот чувствует, что дело нечисто, а Елисей полон решимости спасти Забаву, т. к. освободителю племянницы Князь обещает её руку и сердце.
Добыв дивного скакуна, которого кормить не надо, герои направляются к Горынычу. А Колыван объявляет пленённой им Забаве, что он-де зарубил Змея и, согласно указу Князя, она выйдет за него замуж. Княжна с этим категорически не согласна, и Колыван принимает решение отвезти её на Кудыкину гору собирать помидоры, чтобы приворожить силами другой своей давней должницы — Бабы-Яги. В избушке на курьих ножищах Забава, высвободив связанные руки, Забава лупцует супостатов сковородой. (Потом Яга использовала сковородку как джойстик для управления «силой тёмной»).
Добрыня и Елисей же приезжают к Змею Горынычу, и тот клянётся, что не похищал княжну. Богатырь склонен этому верить, поскольку Горыныч — его давний и лучший друг. Замученный совестью из-за того, что не оправдал его доверия, ночью бедолага пишет записку с объяснениями и верхом на верблюде уезжает в деревню Колывана, намереваясь вернуть Забаву. Увы, поезд уже ушёл, и до наступления утра княжна всё ещё не спасена.
Некстати проснувшийся Елисей читает записку Змея и пытается разбудить Добрыню, с закономерным результатом. Плюнув на попытки вытащить богатыря из царства Морфея до рассвета, Елисей сам бросается в погоню… чтобы быть пойманным в одну из множества ловушек перед жилищем Горыныча. Найдя его утром и узнав обо всём, Добрыня преисполняется решимости найти обманувшего его друга и потребовать объяснений. Одновременно с этим Горыныч нагоняет Колывана на Кудыкиной горе и требует вернуть княжну, наплевав на уговор… с закономерным результатом, и вдобавок попадает в плен к Яге.
Тем временем князь, опасаясь раскрытия их сделки, пишет Колывану письмо, предупредив, что богатырь идёт по его душу. Перепугавшись, тот обещает полностью простить Яге долги, если та колдунством изведёт богатыря. Увы, на Добрыню магия не действует. Тогда купец приказывает хану Бекету (который также его должник!) разобраться с Добрыней. Хан, хоть и бьёт себя пяткой в грудь, оказывается в состоянии пленить разве что Елисея да верблюда Васю, а как только появляется богатырь, сразу же сдаёт местонахождение Колывана.
Горыныч проламывает головой пол избушки и сбегает вместе с Забавой, однако, поскольку не умеет летать, он начинает тонуть в болоте. Забава зовёт на помощь подоспевших героев, и Добрыня отправляется вызволять Змея. Выслушав от него искренние извинения, богатырь прощает друга и вызволяет из беды. Тут Яга использует последнее средство, вызывая силу тёмную, войско страшное. Завязывается долгий бой, герои окружены и казалось бы, обречены… Но избушку удаётся потправить в болто, а за ней отправляются все монстры-дендроиды и, как ни странно, тонут. Колыван попадает в руки героев, те решают, что с ним сделать, путём голосования, но он, не дождавшись вердикта, делает ноги. Впрочем, без своих расписок, которые Добрыня порвал (как Ходжа Насреддин — расписки Джафара), он зла уже не натворит. Так им тогда казалось.
Тепло попрощавшись с вновь научившимся летать Змеем Горынычем, Добрыня Никитич, Елисей и Забава возвращаются в Киев. Князь пытается в очередной раз воспротивиться желанию Забавы выйти замуж за гонца, но Добрыне удаётся его переубедить (с помощью расписки отобранной у Колывана). Свадьба, пир горой, хэппи-энд.
Сказки про Змея Горыныча
Седов Сергей Анатольевич
Жил-был Сашка. Лентяй каких мало. Сидел он как-то у раскрытого окна, а мимо проходил Змей Горыныч.Увидел он Сашку и захотел его съесть. Вот Горыныч и говорит:— Сань, выходи на улицу, погуляем!А Сашка ему:— Понимаешь, Горыныч, нужно задачу решить, а мне неохота!— Да я тебе решу! — захлопал крыльями Змей.И решил.— А сочинение за меня напишешь? — спрашивает Сашка.— Напишу-у-у, — с энтузиазмом заревел Горыныч.И написал.— А в булочную сходишь? Мигом слетал 3мей Горыныч в булочную, батон Сашке в окно кинул.— Ну, — кричит, — Саня, жду!!!А Сашка ему:— Понимаешь, Горыныч, нужно вставать, одеваться, потом дверь открывать, по лестнице спускаться — неохота!— Ну и лентяй же ты, Сашка! — возмутился Змей. — А ведь я на тебя так рассчитывал!Повздыхал Горыныч – повздыхал, да и побрел в чебуречную…
***
Жил-был Вася. Очень упрямый ребенок. Упрямый-преупрямый. Вот как-то Змей Горыныч проглотил Васю и стал его в своем желудке переваривать. …А Вася не переваривается.Не переваривается и не переваривается. …Никак не переваривается! Не переваривается — и все! Из упрямства.У Змея Горыныча из-за него живот разболелся. Он и говорит:— Ладно, Василий, вылезай.А Васька не вылезает. Горыныч ему и деньги большие предлагал, и бесплатный круиз вокруг Европы — все зря! Не вылезает Васька. Заупрямился.Тут Горынычу совсем плохо стало. Привезли его в больницу, сделали операцию и вытащили Васю.Ох, как Змей Горыныч радовался!
***
Жил-был Костя. Очень забывчивый мальчик.Змей Горыныч позвал Костю к себе в гости, а сам задумал его съесть.– Ладно, — сказал Костя, — приду. Ровно в два часа!И стал его Змей Горыныч ждать.А Костя шел, шел — да и забыл, куда же он идет. А навстречу ему – Колька-Пончик.И пошли они с Колькой грибы собирать. А Змею Горынычу — фиг с маслом!
***
Жил у нас Колька. Его прозвали Пончиком. Потому что он был толстый.Змей Горыныч как увидел Кольку, так сразу и подумал: «Вот кого я обязательно съем!».А у Змея этого было три головы.— Чур я Кольку ем! — говорит первая. — Я таких люблю.— И я таких люблю! — закричала вторая голова.— И я! — завизжала третья.Стали они из-за Кольки драться.Первая голова вторую откусила, вторая — третью, а третья — первую.Вот и не осталось у Змея Горыныча ни одной головы.А все из-за Кольки, из-за Пончика.
***
Жил в нашем дворе еще один мальчик, Сенька. Жуткий трус. А Змей Горыныч проголодался и думает: «Кого бы съесть?»И видит — идет Сенька.— Ага! — обрадовался Горыныч. — Тебя-то я и съем!Тут Сенька как задрожит от страха.— Да не бойся ты! — говорит Змей Горыныч. — Это же не больно — ам! — и готово!— Как же, не больно!! — отвечает ему Сенька. — Врешь ты все. Наверное, это еще больнее, чем зубы лечить. Я вчера зубному врачу не дался, и тебе не дамся! — И как заревет, как ногами задрыгает, как руками замашет!Змей Горыныч себе на подмогу двух приятелей позвал, людоедов. Но они даже втроем с Сенькой не справились — такой он был трус!«Вот уж не везет — так не везет!» — подумал Змей Горыныч и пошел искать кого посмелее.