Описание[править | править код]
История создания
Александр Сергеевич потратил несколько лет, прежде чем представил на суд читателей приключения царя Салтана и его отпрыска Гвидона. Писатель, пока коротал месяцы в михайловской ссылке, кропотливо собирал материал, записывал сказания и легенды, подслушанные у простого люда. Основой для произведения послужила народная сказка «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», а некоторые детали поэт позаимствовал из волшебных рассказов няни Арины Родионовны. В 1832 году поэтическая работа под длинным названием «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» вышла в печать.
Ярким персонажем стихотворного произведения стала царевна Лебедь – персонаж, полностью взятый из фольклора. Дева в образе лебедя является одним из древнейших архетипов, имеет большое значение в символике мифов и легенд. В дохристианской Руси роскошная птица пользовалась особым почтением, называлась царем пернатых, с ней сравнивали изящных, грациозных девушек. В фольклоре Белая Лебедь знает секрет живой воды и молодильных яблок, воплощает мудрость и волшебную силу, верность и целомудрие.
Лебедь из сказки о царе Салтане впитала черты трех красавиц из русских сказаний: Василисы Премудрой, Елены Прекрасной и Софьи Премудрой. С первой героиней царевну роднит и происхождение: Лебедь приходится сестрой 33 морским богатырям, а Василиса Премудрая – наследница морского владыки.
Пушкинисты предполагают, что тема Лебеди взята еще и из былины о богатыре Потыке, которая вошла в состав сборника Кирши Данилова. Детали внешнего вида – «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит» – автор позаимствовал еще из одной народной сказки о чудесном мальчике. Впрочем, в творчестве братьев Гримм тоже нашел место образ девы, во лбу которой горит звезда.
Однако Александр Сергеевич наделил «свою» царевну Лебедь и произведение в целом некоторыми особенностями, женский образ в итоге стал уникальным. Так, ни в одной народной сказке с подобным сюжетом не встречается мотив спасения чудесной девицы, а птица не превращается в женщину. Необычна и характеристика героини: ее волшебные способности автор разбавил житейской мудростью.
Ангел-хранитель
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди |
- Проза
- Абрамов Федор Александрович
- Авдюгин Александр, протоиерей
- Абрамцева Наталья Корнельевна
- Аверченко Аркадий Тимофеевич
- Агафонов Николай, протоиерей
- Агриков Тихон, архимандрит
- Аксаков Сергей Тимофеевич
- Александра Феодоровна, страстотерпица
- Александрова Татьяна Ивановна
- Алексиевич Светлана Александровна
- Алешина Марина
- Альшиц Даниил Натанович
- Андерсен Ганс Христиан
- Анненская Александра Никитична
- Арджилли Марчелло
- Арцыбушев Алексей Петрович
- Астафьев Виктор Петрович
- Афанасьев Лазарь, монах
- Ахиллеос Савва, архимандрит
- Бажов Павел Петрович
- Балашов Виктор Сергеевич
- Балинт Агнеш
- Барри Джеймс Мэтью
- Барсуков Тихон, иеромонах
- Баруздин Сергей Алексеевич
- Бахревский Владислав Анатольевич
- Белов Василий Иванович
- Бернанос Жорж
- Бернетт Фрэнсис Элиза
- Бианки Виталий Валентинович
- Бирюков Валентин, протоиерей
- Блохин Николай Владимирович
- Бонд Майкл
- Борзенко Алексей
- Бородин Леонид Иванович
- Брэдбери Рэй Дуглас
- Булгаков Михаил Афанасьевич
- Булгаков Сергей, протоиерей
- Булгаковский Дмитрий, протоиерей
- Бунин Иван Алексеевич
- Буслаев Федор Иванович
- Бьюкенен Патрик Дж.
- Варламов Алексей Николаевич
- Веселовская Надежда Владимировна
- Вехова Марианна Базильевна
- Вильгерт Владимир, священник
- Водолазкин Евгений
- Вознесенская Юлия Николаевна
- Волков Олег Васильевич
- Волкова Наталия
- Волос Андрей Германович
- Воробьёв Владимир, протоиерей
- Вурмбрандт Рихард
- Гальего Рубен
- Ганаго Борис Александрович
- Гауф Вильгельм
- Геворков Валерий
- Гиляров-Платонов Никита Петрович
- Гинзбург Евгения Соломоновна
- Гоголь Николай Васильевич
- Головкина Ирина
- Гончаров Иван Александрович
- Горбунов Алексей Александрович
- Горшков Александр Касьянович
- Горький Алексей Максимович
- Гофман Эрнст
- Грибоедов Александр Сергеевич
- Грин Александр Степанович
- Грин Грэм
- Громов Александр Витальевич
- Груздев Павел, архимандрит
- Губанов Владимир Алексеевич
- Гумеров Иов, иеромонах
- Гэллико Пол
- Даль Владимир
- Данилов Александр
- Дворкин Александр Леонидович
- Дворцов Василий Владимирович
- Девятова Светлана
- Дёмышев Александр Васильевич
- Десницкий Андрей Сергеевич
- Дефо Даниэль
- ДиКамилло Кейт
- Диккенс Чарльз
- Домбровский Юрий Осипович
- Донских Александр Сергеевич
- Достоевский Федор Михайлович
- Дохторова Мария, схиигумения
- Драгунский Виктор Юзефович
- Дунаев Михаил Михайлович
- Дья
Вариант 2
Пушкин создал Царевну-лебедь. Царевна-лебедь — это девушка, которая может изменять свой облик белого лебедя и превращаться в волшебной красоты деву.
Она была с мягким нравом, красивая, с кротким взглядом. Покорила и пленила сердце Гвидона. Царевна-лебедь олицетворяла собой девушку мечты для мужчин. У нее были такие черты характера, как смиренность, кротость, прилежность. Она не спорила, держала свое слово и соблюдала приличные манеры. И только когда Царевич попросил ее показать свое истинное лицо, она совершила этот поступок.
Она сочетает в себе все самое лучшее. Она спокойна и правильно действует в разных ситуациях и обстоятельствах. На протяжении всей сказки она помогает своему спасителю и оказывает ему помощь. Белка и хрустальный дворец появляются по ее волшебной воле и пожеланию. Тридцать три богатыря, которые появляются из морской пучины, призваны для охраны. В конце концов девушка становится супругой Царевича.
Царевна-лебедь олицетворяет собой идеальный образ русской женщины. Она проявляет мягкость, нежность и благородство. Она дает ценные советы и всегда готова прийти на помощь Гвидону. Она изменяла его облик своим волшебством в комара, пчелу и муху, чтобы Гвидон увидел отца. Царевна-лебедь не осуждала и не выказывала никогда недовольства. Желание девушки помочь своему спасителю заметно и в ее словах, и в ее действиях. Ведь Царевич получил даже волшебную палочку, которая могла решить любую проблему.
В конце концов обман прислужниц был раскрыт. Правда восторжествовала и через многие годы добро победило. Царское семейство воссоединилось, а волшебство героини и ее мудрость помогли решить все проблемы.
В сказке Пушкина зло было побеждено. Царевна-лебедь стала женой смелого молодого юноши.
Мне очень понравилась волшебная Царевна-лебедь! Она проявила нежность и терпение, смекалку и любовь.
Гвидон сразу влюбился в Царевну-лебедь, когда она преобразилась и предстала перед ним в образе красивой царевны. Его чувства были взаимны. На их свадьбу прибыл царь Салтан. До этого он два раза отказывался плыть на чудо-остров. Но все-таки царское семейство было восстановлено.
Образ царевны имеет огромное значение и смысл. Если ты кому-то желаешь искренне добра и расположен к нему всем сердцем, то и этот человек будет отвечать взаимностью тебе.
Сказочная Царевна-лебедь, которая была подвержена чарам злого колдуна, помогла отцу и сыну воссоединиться. Все, кто был причастен к разлуке, был наказан. Сама Царевна-лебедь нашла место в жизни возле Гвидона.
Экранизации
Герои пушкинской сказки впервые ожили на пленке в 1943 году: режиссеры Валентина и Зинаида Брумберг подарили детям черно-белый мультфильм, где царевну Лебедь озвучивает актриса Мария Бабанова.
В цвете анимационная лента по мотивам произведения появилась в 1984 году, над которой трудились в паре Иван Иванов-Вано и Лев Мильчин. В мультике царевна говорит голосом гениальной Людмилы Ивановой.
Ксения Рябинкина в образе Царевны Лебеди
В формате художественного фильма сказка вошла в советскую кинематографическую копилку с легкой руки Александра Птушко. Волшебной птицей, превратившейся в красивую девушку, предстала актриса Ксения Рябинкина. Год создания картины – 1966.
В американском кинематографе тоже нашлось место Лебеди, правда, далекой от пушкинской героини. В 1994 году увидел свет мультфильм «Принцесса-лебедь» под режиссерством бывшего сотрудника студии «Дисней» Ричарда Рича. Затем последовала череда сиквелов: «Принцесса-лебедь: Тайна замка», «Принцесса-лебедь: Тайна заколдованного королевства» и еще четыре полноценных мультика. В фильмах главная героиня королевских кровей заколдована злым лордом: днем девушка живет в образе птицы и только с приходом темноты превращается в человека. Озвучивает принцессу Мишель Никастро.
В облике Царевны художник соединил два образа
По словам современников, голос у Надежды Забелы был «ни с чем не сравнимый, ровный-ровный, лёгкий, нежно-свирельный и полный красок или, точнее, сменяющихся переливов одной какой-то краски, предельно выразительный, хотя и совершенно спокойно льющийся… И какой облик! Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные глаза, пленительно-женственная, зазывно-недоумённая улыбка, тонкое и гибкое тело». Так писал о ней композитор Михаил Гнесин.
Сохранились её фотографии в роли царевны. По ним видно, что художник достаточно далеко ушёл от натуры при создании своего произведения. Современники считали, что Михаил Врубель всё же придумал облик своей царевны. Он соединил в нём её черты и черты дочери.
Следует отметить, что на картине не изображён костюмированный портрет артистки. Мастер сумел уловить момент превращения девы в птицу и грамотно его передал. Чем дольше смотришь на картину, тем больше перестаешь понимать — кто же на самом деле пред тобой? Дева или птица…
Картину художник пишет на хуторе своих родственников, семейства художника Николая Ге близ станции Плиски в Черниговской губернии летом 1900 года. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю — город Леденец, выполненные художником).
Картина поступила в Государственную Третьяковскую галерею в 1910 году по завещанию Марии Морозовой. Два эскиза к ней находятся в Государственном Русском музее.
Сочинение Сказочный образ Царевны-лебедь
Волшебный образ Царевны — лебеди написан знаменитым Пушкиным. Это сказочное видение девицы, способной менять свой облик от белого лебедя до прекрасной девы.
Мечта каждого мужчины: с длинной косой, стройная, с правильными чертами лица, главное царевна, покоряет молодого Гвидона. В ней собраны все положительные качества: кротость, покорность, исполнительность и соблюдение норм приличия. Она держит данное слово, не спорит, не ругается, показывает своё истинное лицо, только после просьбы Царевича.
В ней сочетаются все самые лучшие царские качества: красота, спокойствие, умение правильно мыслить и действовать в разнообразных ситуациях. Она наделена волшебным умением превращать по желанию, например, в разных насекомых. Всю сказку постоянно даёт советы и утешает своего спасителя. Смиренно плавает по морю. Помогает в оформлении дворца, привлечении сказочных объектов, чтобы приплыл царь — отец. По её магическому волшебству появляется белка с хрустальным дворцом, разгрызающая скорлупу орехов из золота. Внутри содержатся изумруды. В охрану достаются тридцать три богатыря, постоянно выходящие из морских вод. И в итоге наша героиня приобретает статус жены Царевича.
Стремление девушки отблагодарить спасителя, можно заметить и в речи, и в поступках. Потратив единственную стрелу, наш Царевич получает «палочку — выручалочку» решающую любые проблемы.
В пушкинской сказке снова побеждает добро. И Царевна, спасённая из когтей злого колдуна, выходит замуж за смелого юношу. Правила все соблюдены: царская кровь не пострадала, матушка и отец одобрили выбор.
Наконец благодаря помощи происходит встреча царя и матери Гвидона. Обман прислужниц становится заметным. Правда торжествует и через многие годы всё меняется. Царская семья восстановлена, волшебные свойства героини, смекалка, ум решают все проблемы и помогают преодолеть разнообразные ситуации.
Мне нравиться нежная, очаровательная героиня! Она всегда может подобрать нужное слово, утешить и разрешить любые проблемы в том числе и личного характера.
Также есть сочинение по картине Врубеля Царевна-Лебедь
История создания
Александр Сергеевич потратил несколько лет, прежде чем представил на суд читателей приключения царя Салтана и его отпрыска Гвидона. Писатель, пока коротал месяцы в михайловской ссылке, кропотливо собирал материал, записывал сказания и легенды, подслушанные у простого люда. Основой для произведения послужила народная сказка «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», а некоторые детали поэт позаимствовал из волшебных рассказов няни Арины Родионовны. В 1832 году поэтическая работа под длинным названием «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» вышла в печать.
Александр Пушкин
Ярким персонажем стихотворного произведения стала царевна Лебедь – персонаж, полностью взятый из фольклора. Дева в образе лебедя является одним из древнейших архетипов, имеет большое значение в символике мифов и легенд. В дохристианской Руси роскошная птица пользовалась особым почтением, называлась царем пернатых, с ней сравнивали изящных, грациозных девушек. В фольклоре Белая Лебедь знает секрет живой воды и молодильных яблок, воплощает мудрость и волшебную силу, верность и целомудрие.
Лебедь из сказки о царе Салтане впитала черты трех красавиц из русских сказаний: Василисы Премудрой, Елены Прекрасной и Софьи Премудрой. С первой героиней царевну роднит и происхождение: Лебедь приходится сестрой 33 морским богатырям, а Василиса Премудрая – наследница морского владыки.
Книги «Сказка о царе Салтане»
Пушкинисты предполагают, что тема Лебеди взята еще и из былины о богатыре Потыке, которая вошла в состав сборника Кирши Данилова. Детали внешнего вида – «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит» – автор позаимствовал еще из одной народной сказки о чудесном мальчике. Впрочем, в творчестве братьев Гримм тоже нашел место образ девы, во лбу которой горит звезда.
Однако Александр Сергеевич наделил «свою» царевну Лебедь и произведение в целом некоторыми особенностями, женский образ в итоге стал уникальным. Так, ни в одной народной сказке с подобным сюжетом не встречается мотив спасения чудесной девицы, а птица не превращается в женщину. Необычна и характеристика героини: ее волшебные способности автор разбавил житейской мудростью.
Сказка о царе Салтане
Пролог Зимний вечер в деревне, и три сестры сидят дома и прядут пряжу. Старшая и средняя сестра хвастаются своей красотой и умениями, а младшая хранит молчание. Сестры считают ее дурой за такую кротость и скромность и оставляют работу ей. Каждая мечтает о том, как она была бы счастлива, если бы на ней женился царь. Старшая хвастается пиршеством, которое она устроит, такого, которого никогда раньше не видели; второй ткал бы большое количество полотна; а младший обещает, что она родит царю храброго сына.Царь Салтан, стоявший у окна, подслушивает разговор. Он входит в комнату и объявляет о своем решении — все трое будут жить во дворце, старший — поваром, второй — ткачихой, а младший — его женой. Царь уезжает с младшей сестрой, а две оставшиеся сестры начинают планировать, как они могут испортить счастье своей глупой сестры. Они замышляют обман Салтана.
Акт I Царь ушел на войну, а тем временем Царица Милитриса родила сына.Жизнь в царском дворце спокойна. Тревожит только Царицу: ее беспокоит, что Посланник давно не приходит с письмом Салтана. Напрасно шут пытается развлечь ее своими уловками; ее не трогают сказки старика и притворная доброта сестер, которые приносят ей подарки. Внезапно появляется бесцеремонный и нескромный Вестник; Заговорщики, напившись, сумели подменить письмо Салтана. Народ кажется нерешительным, но уступает место торжествующим угрозам сестер и Бабарихи — Милитриса и молодой цесаревич запечатывают в бочке и бросают в море.
Акт II Голый берег острова Буян. Выслушав молитвы царицы, волна выбросила бочку на берег. Милитриса оплакивает свою судьбу, а царевич, теперь уже молодой, развлекается, наслаждаясь окружающим миром. Он кланяется и уходит на охоту, но внезапно видит огромного воздушного змея, преследующего лебедя; прицелившись, он стреляет в воздушного змея стрелой и убивает его. К великому удивлению царевича и царицы, Лебедь-птица выходит из моря и начинает с ними разговаривать.Она обещает отплатить за доброту добротой и исчезает. Наступает ночь. Мать и сын спят. С первыми лучами солнца они видят, что город волшебным образом появился из тумана. Под веселый перезвон колоколов и пушек у городских ворот появляется праздничное шествие. Жители волшебного города Леденец восторженно приветствуют Гвидона и просят его стать их правителем.
Акт III Первая сцена Гвидон стал народным князем, но он с тоской думает о своем отце.Его печальный взгляд следует за кораблем, который направляется в королевство Салтана. По зову Гвидона появляется Птица-Лебедь. Услышав причину его печали, она превращает принца в шмеля, чтобы он догнал корабль и увидел своего отца. Вторая сцена Корабль прибывает в царство Салтана. Царь встречает корабельщиков, устраивает пир и расспрашивает о чудесах, которые они видели во время кругосветных путешествий. Корабли рассказывают о волшебном облике города Леденец на необитаемом острове, о белке, грызущей золотые орехи, о тридцати трех рыцарях моря и о храбром и могучем князе Гвидоне, правящем городом.Салтан поражен — он хочет увидеть этот чудесный город; Ткачиха и Повариха с тревогой пытаются его отговорить. Бабариха рассказывает об одном чуде, которого не найти в городе Леденец, — о царевне неописуемой красоты, которая живет далеко за морем. Возмущенный происками заговорщиков, шмель по очереди кусает каждого из них и улетает, оставляя после себя хаос и неразбериху.
Акт IV Первая сцена Гуидон снова грустно идет по берегу моря.Он не может выкинуть из головы сказку Бабарихи. Он грустно зовет Птицу-Лебедь и, рассказывая ей о своей страстной любви к неведомой красоте, просит ее помощи. Птица-лебедь тронута тяжелым положением Гвидона, и она превращается в прекрасную принцессу, о которой он мечтал. Царица Милитриса благословляет молодую пару. Вторая сцена Гвидон и Милитриса в радостном трепете ждут прибытия Салтана. Под колокольный звон народ приветствует царя и ведет его и его свиту во дворец.Показаны чудеса Леденца. Царь и гости изумляются, когда видят волшебную белку в ее хрустальном доме, тридцать три рыцаря моря и прекрасную Царевну-Лебедь; наконец входит любимая жена Салтана Милитриса. В слезах царь обнимает ее и своего сына и в радости отдает двум завистливым сестрам. Наступает большой пир.
Интересные факты
Картина Михаила Врубеля
По мотивам сказки в конце 19 века композитор Николай Римский-Корсаков создал чудесную оперу. В 1928 году на эту музыку был поставлен балет «Царевна-Лебедь», а спустя 80 лет композиция получила новую жизнь благодаря олимпийской чемпионке Марии Киселевой. Авторский спектакль на воде «Сказка о царе Салтане» радует россиян в новогодние праздники. Водная сказка представляет собой смесь искусства и спорта, в постановке задействованы циркачи, танцоры, спортсмены, в списке достижений которых олимпийские победы. Роль Лебеди исполняет Алла Шишкина, олимпийская чемпионка по синхронному плаванию.
Сказка о царе Салтане — Сказки Пушкина: читать с картинками, иллюстрациями — Сказка DY9.RU
Страница 5 из 10
Сказка о царе Салтане (сказка А.С. Пушкина)
Ветер весело шумит,Судно весело бежитМимо острова Буяна,К царству славного Салтана,И желанная странаВот уж издали видна.Вот на берег вышли гости;Царь Салтан зовет их в гости,И за ними во дворецПолетел наш удалец.
Видит: весь сияя в злате,Царь Салтан сидит в палатеНа престоле и в венцеС грустной думой на лице;А ткачиха с поварихой,С сватьей бабой Бабарихой,Около царя сидятИ в глаза ему глядят.
Царь Салтан гостей сажаетЗа свой стол и вопрошает:«Ой вы, гости-господа,Долго ль ездили? куда?Ладно ль за морем, иль худо?И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:«Мы объехали весь свет;За морем житье не худо,В свете ж вот какое чудо:В море остров был крутой,Не привальный, не жилой;Он лежал пустой равниной;Рос на нем дубок единый;А теперь стоит на немНовый город со дворцом,С златоглавыми церквами,С теремами и садами,А сидит в нем князь Гвидон;
Чуду царь Салтан дивится,А комар-то злится, злится —И впился комар как разТетке прямо в правый глаз.Повариха побледнела,Обмерла и окривела.Слуги, сватья и сестраС криком ловят комара.
«Распроклятая ты мошка!Мы тебя!..» А он в окошко,Да спокойно в свой уделЧерез море полетел.
Снова князь у моря ходит,С синя моря глаз не сводит;Глядь — поверх текучих водЛебедь белая плывет.«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!Что ж ты тих, как день ненастный?Опечалился чему?« —Говорит она ему.Князь Гвидон ей отвечает:«Грусть-тоска меня съедает;Чудо чудное завестьМне б хотелось. Где-то естьЕль в лесу, под елью белка;Диво, право, не безделка —Белка песенки поет,Да орешки всё грызет,А орешки не простые,Всё скорлупки золотые,Ядра — чистый изумруд;Но, быть может, люди врут».Князю лебедь отвечает:«Свет о белке правду бает;Это чудо знаю я;Полно, князь, душа моя,Не печалься; рада службуОказать тебе я в дружбу».С ободренною душойКнязь пошел себе домой;
Лишь ступил на двор широкий —Что ж? под елкою высокой,Видит, белочка при всехЗолотой грызет орех,Изумрудец вынимает,А скорлупку собирает,
Кучки равные кладетИ с присвисточкой поетПри честном при всем народе:Во саду ли, в огороде.Изумился князь Гвидон.«Ну, спасибо, — молвил он, —Ай да лебедь — дай ей боже,Что и мне, веселье то же».Князь для белочки потомВыстроил хрустальный дом,Караул к нему приставилИ притом дьяка заставилСтрогий счет орехам весть.Князю прибыль, белке честь.
Интересные факты
По мотивам сказки в конце 19 века композитор Николай Римский-Корсаков создал чудесную оперу. В 1928 году на эту музыку был поставлен балет «Царевна-Лебедь», а спустя 80 лет композиция получила новую жизнь благодаря олимпийской чемпионке Марии Киселевой. Авторский спектакль на воде «Сказка о царе Салтане» радует россиян в новогодние праздники. Водная сказка представляет собой смесь искусства и спорта, в постановке задействованы циркачи, танцоры, спортсмены, в списке достижений которых олимпийские победы. Роль Лебеди исполняет Алла Шишкина, олимпийская чемпионка по синхронному плаванию.
Царевна Лебедь — персонаж сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане» — Персонажи и идеи в кино и литературе
Этот поэтический образ давно существовал в произведениях русского народного творчества.
Историческая справка
Прообразом пушкинской героини послужили:
- мифическая дева, принимающая облик лебедя;
- волшебная Белая Лебедь — олицетворение мудрости, чистоты, любви;
- царица птиц — воплощение изящества, красоты.
Царевна – Лебедь, живущая на острове Буян, — собирательный образ. Она умна, как Софья Премудрая. Красива, как Елена Прекрасная. Крепко связана с морской стихией (является племянницей Дядьки Черномора, сестрой морским богатырям), как Василиса Премудрая, наследующая богатства царя морского.
Портрет
Царевна – Лебедь прекрасна в любом обличии. Она завораживает взор читателя грациозной осанкой, белоснежным опереньем, когда плавает белым лебедем по морским волнам. Вызывает восхищение, обернувшись девушкой. Легкий стан, длинная коса, под которой блестит месяц, звезда, горящая во лбу, журчащий, как ручеек, голос, нежные руки — детали портрета, с помощью которых поэт пытается передать красоту волшебной девы.
Главная роль
Царевна Лебедь — один из основных персонажей системы образов произведения А. С. Пушкина. Живущая на далеком острове героиня подвергается страшной опасности. Домогательства злого чародея, принимающего вид коршуна, таят постоянную угрозу. Спастись от злодея Царевне помогает молодой князь Гвидон. Он убивает коршуна, спасая царевну от злого заклятья.
Благодарная девушка оказывает ответную услугу. Помогает князю обустроиться на острове Буяне. Воплощает в жизнь мечты Гвидона. Дарит белочку, грызущую золотые орешки, просит своих морских братьев охранять город. Трижды делает князя Гвидона насекомым (комаром, мухой, шмелем), чтобы тот смог незаметно посетить родные края, увидеть отца, отомстить недругам.
Сказка заканчивается счастливым соединением любящих сердец. Сбывается заветное желание юноши, увидеть необыкновенную красу – девицу. Царевна Лебедь, оценив честный, благородный характер юного князя, соглашается стать его женой.
Отношение автора
А. С. Пушкин любуется, созданным им творением. Его Царевна – Лебедь лишена недостатков. Она воплощение красоты, доброты, нежности и житейской мудрости, присущей всем героиням русских народных сказок.
Сочинение Сказочный образ Царевны-лебедь Пушкина
Все произведения Пушкина гениальны и считаются высшей степенью культуры и образованности человека. К этому числу относится и «Сказка о царе Салтане». Волшебная сказка в стихах о том, что добро торжествует над злом.
Ярким примером чистоты и невинности в этой сказке является царевна Лебедь. Недаром Пушкин изобразил царевну именно в образе лебедя. С давних времен это символ мудрости, мужественности, благородства, возрождения.
Царевна очень благодарная, добрая, отзывчивая. Князь Гвидон спас лебедя от коршуна, который хотел убить ее, зная, что у него только одна стрела для того, чтобы добыть себе пищу. Лебедь оказалась девушкой и сказала, чтобы князь не печалился о стреле, а ложился спать. На следующее утро он проснулся и увидел целый город, который она подарила ему в знак благодарности, спасая уже самого Гвидона и его мать от гибели. Но на этом ее добрые поступки не закончились. Видя, что он грустит по отцу, она помогла ему увидеться с ним, превратив его в комара. Далее царевна помогает осуществить целый план Гвидона, для того чтобы его отец Салтан узнал о своей семье. Она дарит ему белку, которая грызет орешки-изумруды. Просит своих братьев – морских богатырей – стеречь город Гвидона, а они соглашаются, что говорит и об их доброте. Даже отдает себя ему в жены, когда он думает о «прекрасной царевне с месяцем под косой и горящей звездой во лбу». Но надо отметить, что признается и соглашается она не сразу. Не просто же так ее тогда схватил колдун-коршун. Лебедь просит его тщательно обдумать свое желание, что говорит о ее мудрости. В итоге выходит, что она самая прекрасная девушка на всем свете не только внутренне, но и внешне.
Антиподами царевны являются тетушки и бабушка Гвидона, которые из зависти хотели его и мать-царицу уничтожить. Даже зная об их проделках их никто не стал убивать, а просто отправили домой.
Можно также подумать, что если бы князь и не спас бы царевну Лебедя от коршуна, то она все равно бы ему помогла, потому что она сама по себе добрая и отзывчивая. Царевна Лебедь с давних времен считается идеальным образом русской девушки.
Царевна Лебедь Врубеля описание картины
Несмотря на то, что художник вдохновился оперой, в которой играла его жена, он сильно отошёл от того сценического образа, всего, что происходило на сцене. Он создал нечто совершенно особенное, чарующее, таинственное, загадочное и мистическое. По мнению искусствоведов, в облике героини картины он совместил черты своей супруги, сестры, дочери, а также некие мифологические, придуманные им самим черты.
Картину можно назвать печальной, загадочной и возвышенной. Образом Царевны-Лебедь невозможно налюбоваться, так как он притягивает, вызывает особые ощущения. Здесь девушка в белом одеянии и с белоснежными крыльями будто открывается нам случайно, будто мы неожиданно обнаружили на берегу существо не из нашего мира, о существовании которого доселе даже не догадывались.
Картина выполнена в холодных цветах. Погода стоит пасмурная. Лицо у девушки серовато-белое, с большими глазами, взглядом почти демоническим, но не злым, только отстранённым, будто не от мира сего. На заднем плане, на скалистом обрывистом берегу, мы можем увидеть стены полуразрушенных строений.
На девушке белоснежное одеяние, которое говорит то ли о её чистоте, то ли о том, что она имеет отношение к миру мёртвых, а может то и другое вместе. На голове роскошный головной убор, красивый, с драгоценными камнями. Это не просто таинственная девушка, которая оборачивается лебедем, а настоящая царевна, владычица какого-то непознанного мира.
Здесь красивая сказка совместилась с мистическим настроением, демоническим миром, который делает историю даже где-то более реалистичной, похожей на правду, в которую можно поверить.
Образ Царицы находится на еле уловимой грани перевоплощения из девушки в птицу, из человека в демона. В ней есть одновременно что-то пугающее и что-то очень привлекательное, возвышенное.