Творчество
Спустя 4 года в свет вышла, пожалуй, главная работа талантливого автора — сборник рассказов о домовенке Кузе. На написание истории про лохматого непоседу Александрова потратила несколько лет, так как очень ответственно и с любовью относилась к вымышленному персонажу и к тому, что с ним происходило.
Женщине не позволили самостоятельно иллюстрировать собственную книгу, так как в то время обязательно требовалось обладать удостоверением члена Союза художников. Кроме того, из заглавия убрали слово «домовёнок», так как оно смущало советских читателей своим неоднозначным толкованием, и в первое издание включили лишь вводную часть повести.
Полученный результат очень сильно расстроил Татьяну, так как он сильно исказил смысл ее творчества — Кузя получился слишком старый и пузатый, чем-то похожий на Карлсона, а кроме того, больше злой, нежели добрый.
Женщина создала еще много других сказок, рассказов и повестей, но они получили меньшую огласку, чем первые 2 произведения. В «Сундучке с игрушками», например, Татьяна помогала детям включить собственное воображение и начать сочинять удивительные истории самостоятельно. А в «Сказках мудрого профессора» она рассказала об обрядах и старинных традициях, поместив всем знакомых сказочных персонажей (леших, кикимор, домовых) в условия современного мира.
Создание первого мультфильма «Домовёнок Кузя»
Первый мультфильм «Домовёнок Кузя» был создан в 1957 году. Эта знаменитая серия мультфильмов о домовёнке Кузе была основана на книге Татьяны Александровой «Потомственный домовой Кузя».
Идея о создании мультфильма о домовёнке Кузе возникла у самой Татьяны Александровой. Она не только придумала главного героя, но и написала сценарии для серии мультфильмов. Впоследствии эти сценарии были озвучены и сняты в видео формате.
Первый мультфильм «Домовёнок Кузя» был озвучен Татьяной Александровой и Андреем Берестовым. В нем Кузя представлен как домовой, который помогает семье справиться с различными бытовыми проблемами. Он проявляет умение к мастерству и имеет множество волшебных способностей.
«Домовёнок Кузя» стал очень популярным и полюбился зрителям. Сюжеты серии мультфильмов были созданы на основе русской сказки и традиций. Кузя стал настоящей легендой и символом добра и защиты.
Мультфильм «Домовёнок Кузя» вызывает множество ассоциаций у зрителей. Слово «домовёнок» стало общим названием для многих домашних хозяев и помощников. Кузя стал таким популярным, что его имя стало употребляться в различных выражениях и словах.
Создание первого мультфильма «Домовёнок Кузя» открыло двери для еще множества серий и фильмов о Кузе. Этот прекрасный персонаж русской культуры продолжает радовать детей и взрослых своими приключениями и мудростью. Сам Кузя стал настоящей культовой фигурой и частью нашей культурной истории.
Издание на видео[править | править код]
Год | Название | Производитель | Формат | Хронометраж | |
---|---|---|---|---|---|
конец 1980-х — начало 1990-х | «Домовёнок Кузя» | Все серии мультфильма | «Электроника Видео» | VHS/PAL | 54 мин. |
середина 1990-х | «Лучшие советские мультфильмы» | Все серии «Домовёнка», другие мультфильмы | «Studio PRO Video» | 3 часа | |
2000 | «Детский кинотеатр: Домовёнок Кузя» | «Мастер Тэйп» | 151 мин. | ||
2002 | «Приключения домовёнка Кузи» | Все серии мультфильма | «Адепт», «ИДДК» | CD/MPEG4/PAL | 54 мин. |
«ТВИК-Лирек» | VHS/PAL | ||||
2003 | «Мультсборник 5: Приключения домовёнка Кузи» | Все серии «Домовёнка», другие мультфильмы | «СВТ», «Дом Видео» | 100 мин. | |
2004 | «Приключения домовёнка Кузи и дядюшки Ау» | «ТВИК-Лирек» | DVD/PAL | 105 мин. |
В данной таблице перечислены только лицензионные издания мультфильма.
Электронный читательский дневник Марины Зеньковой/МК Сетевые акции
Ключевым персонажем произведения является маленький домовенок по имени Кузька, семи веков от роду, представленный писателем в образе светловолосого существа с солнечной рожицей. Характерными чертами Кузьки являются его домовитость, аккуратность, фантастическое обаяние, невероятная харизма, а также колоритная речь, насыщенная старорусскими фразами и выражениями.
Одевается домовенок в рубаху красного цвета и лапти из соломы. Являясь примерным хозяином дома, часто домовенку приходится быть лохматым, чумазым, пыльным существом, поскольку он любитель забираться в самые дальние места дома.
Девочка семи лет Наташа переезжает с родителями в новую квартиру, в которой за старым веником на кухне обнаруживает домовенка Кузьку, испугавшегося поначалу незнакомую девочку, а затем подружившись с ней.
Кузя остается жить в Наташином ящике для игрушек, где прячет свой сундучок, умеющий рассказывать сказки о прошлых приключениях домовенка.
Ранее Кузька, потерев при пожаре дом, оказывается в лесу, где знакомится со многими его обитателями, в том числе с внуком Лешего Лешиком, кикиморами, водяным, русалочками. В лесу ему приходится зимовать в доме Бабе-Яги, которая задабривает домовенка разными вкусностями, желая, чтобы он навсегда остался в ее доме. Однако Кузька очень скучает по прежней жизни и стремится всеми силами вернуться домой, в чем ему помогает Лешик, спасая домовенка неоднократно от преследований Бабы-Яги.
Живя в доме у Бабы-Яги на полном обеспечении, домовенок ощущает себя не очень хорошо, поскольку Кузька тоскует без работы, а в избе хозяйки даже мусор выметается сам по себе. Кроме того, Баба-Яга относится к Кузьке как к малому ребенку, пеленая его, укачивая и кормя с ложечки пищей в виде пюре. Обладая командирскими наклонностями, домовенок не может смириться с таким отношением к себе.
Убежав с помощью Лешика из избушки Бабы-Яги, Кузька теряет свой сундучок, которые оказывается у кикимор, не желающих его отдавать. Попытки русалочек, водяного, медведя помочь домовенку обрести любимую вещь оказываются безуспешными. Тогда в дело вступает хитрая лиса, обманувшая кикимор и вернувшая Кузьке сундучок.
Александрова «Домовенок Кузька» читательский дневник
Автор — Александрова Татьяна
Жанр: сказочная повесть
Сколько страниц — 136
Год написания — 1977
«Домовенок Кузя» план
«Домовенок Кузька» чему учит?
Сказка учит нас тому, что друзьям нужно помогать, даже если они не обращаются к нам с просьбами. Учит добру, терпению. Сказка напоминает нам о том, что нужно знать родословную своей семьи и помнить о своих предках.
Отзыв о сказке «Домовенок Кузька»
Сказка помогла мне понять, что друзей нужно ценить и любить, потому что они делают нашу жизнь наполненной. Без друзей грустно и скучно, а с друзьями можно преодолеть любые жизненные сложности и неприятности.
Пословицы к сказке «Домовенок Кузька»
«Домовенок Кузька» краткое содежание для читательского дневника
Краткий пересказ
Услыхав, как кто-то громко чихает, Наташа отодвинула веник и вдруг увидела крошечное существо в красной рубашке. Они познакомились и вскоре девочка узнала, что незнакомца зовут Кузькой и он живет целых семь веков.
Девочка ухаживает за домовенком: купает его, кормит печеньем, а затем он сам находит себе удобное место для проживания. Домик он себе устроил в ящике с игрушками, в комнате Наташи.
Наташа знакомит Кузю с плитой, ванной, мылом, батареей отопления, холодильником, пирожными и, даже, самолетом за окнами дома. В ответ домовенок сыплет русским фольклором, перемежая разговор прибаутками, присказками и забытыми русскими словами. Но самая большая тайна домового в его чудесном сундуке. Стоит положить туда картинку, созданную человеком, и произнести волшебные слова, как поведает сундучок подлинную и удивительную историю о том, кто или что на картинке. После многих попыток Наташе удается нарисовать Кузин портрет «как в зеркале», его помещают в сундучок, и сказка сказывается. Из этого повествования мы узнаем всю историю жизни Кузьки. От детства, проведенного в деревенской избе под печкой, до попадания в квартиру Наташи.
Оказывается, полтора века назад он вместе с другими домовятами жил в доме, пока не случился пожар. Дед Папила спас все домовят, а Кузька сбежал вместе с сундучком, который дед велел беречь.
В лесу Кузька кзнал от новых друзей своих, леших, тайны и праздники, законы и беды их жизни. Домовенок Кузя подружился с Лешиком, внуком главного лешего. Возраст Лешика был почтенный — аж пять веков, а затем лесовик знакомит Кузьку с дедом Диадохом.
Принес Лешик из леса сундучок, что у старого лешего в норе зиму хранился, думал выманить им лентяя из кровати. Да только и Бабе-Яге сундучок нужен был — хранил он неведомую ей тайну. А как не могла старая открыть диковину, как стала крушить да жечь Кузино сокровище, очнулся домовенок от спячки и сбежал.
Шли Лешик и домовенок через болото, да от Бабы-яги прятались. Живущие там кикиморы от злости да глупости, скуки да вредности отняли у домовенка сундучок. Не испугались зеленые даже разбуженного добрыми русалками Водяного. Висеть бы сундучку на коряге среди болота, да звери лесные, медведь и лиса, помогли злыдней обхитрить.
Получив свою шкатулку назад, Кузька на прощание хочет позабавить домовой лесной народ сказкой из чудесного сундука, да никто кроме людей картинки понятные создавать не умеет.
Нашел в лесу Лешика и Кузьку дед Диадох, вывел их на полянку, а затем Кузька в корыте поплыл к родному дому. Только дом был другой, но домовенок туда зашел, а затем девочку Настю встретил, которая оказалась его прабабушкой.
Наташа выслушала историю Кузьки, а затем увидела, что в её дом пожаловали еще двое домовых, один из них Вуколочкой оказался. А в аквариуме поселился крохотный водяной, которого Вуколочка принес.
Интересные факты
- В первой серии мультфильма звучат песни на стихи Валентина Берестова.
- Лешего из второй серии по книге зовут Диадох, а его внука — Лешик. Вместо Вороны там разносит сплетни Сорока. Домового Кики́ма из четвёртой серии в книге не было, зато было много кикимор. Нафаня был, но упоминается в тексте лишь вскользь, среди длинного списка прочих Кузиных знакомых. Кот, по книге, жил у Бабы Яги в конуре. Вот почему во второй серии она говорит ему: «Брысь! Надоел хуже собаки.»
- Помимо упомянутой в статье трилогии Татьяны Александровой, существует ещё ряд произведений о домовёнке Кузе, написанных позднее её дочерью, Галиной Александровой.
- Существует также два аудиоспектакля под названием «Домовёнок Кузька», записанные издательствами «Вимбо» и «Астрель» в 2008 и 2010 годах соответственно.
- Фрагмент серии «Приключения домовёнка» показан в «Ночном Дозоре».
Видео
https://youtube.com/watch?v=tXU8U9cjw0w
https://youtube.com/watch?v=i_mzGkcBf_c
Источники
https://fishki.net/1343288-istorija-sozdanija-multfilma-domovyonok-kuzja.htmlhttp://kinopirs.ru/iznutri/kto-ozvuchil/domovenok-kuzyahttps://24smi.org/person/1467-domovenok-kuzia.htmlhttp://fb.ru/article/167134/kto-pridumal-domovenka-kuzyu-ili-kak-snimalsya-pervyiy-multfilm-o-potomstvennom-domovomhttps://quote-citation.com/mult/domovenok-kuzyahttps://pressa.tv/interesnoe/39817-interesnye-fakty-o-sozdanii-multfilma-domovenok-kuzya-11-foto.html
История создания первого мультфильма «Домовёнок Кузя»
Первый мультфильм о Домовенке Кузе начал создаваться в 1965 году. Автором идеи стала писательница Татьяна Минц. Она придумала и написала повесть о домовом Кузе, чей кодовый номер в серии был Кузя. В истории о Кузе возникло значение слова «Кузя» в русском языке, которым стали называть маленьких добрых домовых.
Сам мультфильм был снят в 1966 году студией «Союзмультфильм» в режиссерской версии Татьяны Минц. В ролях озвучивали Кузю актрисы Наташа Грошева и Наталья Гостюхина. Сценарий к мультфильму написала Екатерина Александрова. Музыку к фильму сочинил Николай Будашкин, тексты песен написал Юрий Рыбаченок.
Создание мультфильма
Идея создания мультфильма о Кузе возникла после выпуска первого сборника сказок Татьяны Минц «Домовой травкой помочь может». Книга стала очень популярной, и на ее основе решили сделать мультфильм.
Наташа Минц начала работать над сценарием первого фильма, который впоследствии получил название «Домовёнок Кузя». Активное участие в создании фильма принимала Надежда Берестова –творческий директор студии «Союзмультфильм».
Оформление персонажей и организацию работы над мультфильмом доверили художнику Натани Нафани. Он нарисовал карточки с персонажами и поклейку на берестовые листочки.
Сюжет
Сюжет мультфильма описывает приключения Домовёнка Кузи, который помогает хозяйке Наташе и ее животным против злой Бабы-Яги. Кузя – умный и отважный домовёнок, который всегда готов придти на помощь и спасти день. Вместе с Наташей он преодолевает различные трудности и испытания, показывая детям, что доброта и смекалка всегда побеждают зло.
Ссылки и видео
Смотрите мультфильм «Домовёнок Кузя» на нашем сайте. Ссылка на мультфильм:
Мультфильм «Домовёнок Кузя» стал классикой отечественной анимации и до сих пор пользуется популярностью среди детей и взрослых. Воспоминания о приключениях Кузи остались в сердцах многих поколений.
Подробнее об истории создания первого мультфильма «Домовёнок Кузя» можно узнать в комментарии к твик-лирик видео на .
Примечания:
- История возникновения Домовёнка Кузи. Александрова Екатерина Федоровна. // Игорь Зудин. Волшебник Черепахи и Анимационное великолепие. – М.: Кирилл и Мефодий, 2009. – С. 110-114.
- Легенды и сказания о Кузе // Елена Платонова. Сказочные люди средневековья. – М.: АСТ, Астрель, 2013. – С. 79-81.
Из художников — в писатели
В 60-е годы Татьяна Ивановна всерьёз взялась за литературную деятельность, причём одним из её направлений была детская научная фантастика (основанная на конкретных данных — Александрова дружила с физиками, и даже посещала научные конференции). Была идея сказки для взрослых, про дочь Бабы-Яги.
Со своими произведениями и набросками она пришла к своему знакомому, знаменитому поэту Валентину Берестову (в 1968 году их отношения станут более близкими, и они поженятся). Тот отнёсся ко всему написанному скептически. Пока Татьяна Ивановна не прочитала ему отрывок из ещё ненаписанной сказки про Кузьку — встречу и первый разговор домовёнка с Лешиком.
Кузька и Лешик. Кадр из мультфильма «Приключения домовёнка»
Услышанное поразило Берестова — он сразу понял, что из чудесного отрывка о славянских мифических существах может выйти нечто значительное. Это не гномы, не эльфы и не тролли, это те создания, которые родом оттуда, где, как писал Александр Сергеевич, «Русью пахнет», где «неведомые дорожки». И Берестов посоветовал начинающей писательнице оставить оставить другие проекты и заниматься только этим.
Татьяна Александрова и Валентин Берестов
Александрова не спешила. Собирала сборники сказок народов мира, посещала библиотеку, узнала много нового и интересного. Оказалось, что когда-то в некоторых губерниях домового называли «кузоватка», так что с именем главного героя она попала в точку. И лишь в 1972 году наконец насала писать повесть-сказку «Кузька в новой квартире» — о том, как домовёнок начал жить у девочки Наташи, в новом многоквартирном доме. В 1976 году отрывок из сказки был опубликован в газете «Неделя». И лишь в 1977 году повесть вышла отдельным изданием.
История создания[править | править код]
В основу сценария для первой серии мультфильма, «Дом для Кузьки», легла повесть-сказка Татьяны Александровой «Кузька в новой квартире», выпущенная издательством «Детская литература» в 1977 году (художники: Е. Чайко и М. Гран). Сказку Александрова начала писать осенью 1972 года в усадьбе художника Василия Поленова (там, где когда-то Сергей Прокофьев сочинил музыку к балету «Ромео и Джульетта»). За год до выхода сказки в книжном виде в газете «Неделя» был напечатан отрывок под названием «Кузька в новом доме».
Известна точная дата рождения персонажа — 8 октября 1972 года. Именно в этот день в усадьбе Поленово принято отмечать День рождения домовёнка Кузи. Тогда же Александрова, которая по образованию была ещё и художником-мультипликатором (в своё время она окончила отделение мультипликации во ВГИКе), сделала и первые рисунки к книге, определившие во многом окончательный образ персонажей на экране. Но писательницу не допустили к иллюстрированию её первой книги, сославшись на то, что она не является членом Союза художников, и в итоге рисунки, вошедшие в книгу, оказались далёкими от тех образов, которые задумывала сама Александрова. Так как она скончалась 22 декабря 1983 года, остальные две части трилогии так и не были опубликованы.
Муж писательницы, поэт Валентин Берестов, тяжело переживал утрату, и после смерти жены поставил перед собой цель добиться опубликования всех частей повести. В это же время ему поступил заказ от студии «Мульттелефильм» (тогда подразделение творческого объединения «Экран») на создание сценария по мотивам уже вышедшей книги «Кузька в новой квартире». Берестов принялся за работу, и уже на следующий год мультфильм вышел на экраны и сразу же приобрёл огромную популярность.
Продолжение не заставило себя долго ждать, и в 1985 году вышла вторая серия «Приключения домовёнка», сценарий для которой был написан по мотивам ещё не опубликованных частей повести — «Кузька в лесу» и «Кузька у Бабы-Яги». Стараниями Берестова они всё-таки увидели свет в 1986 году. В этом же году вышла третья серия мультфильма — «Сказка для Наташи», а через год и последняя — «Возвращение домовёнка». Cюжетная линия этих последних трёх серий слабо пересекалась с оригинальным текстом.
Поскольку сама повесть, а особенно две последние её части являлись довольно своеобразными и напрямую отобразить их содержание на экране, не нарушая идеи первого мультфильма, было невозможно, то Марине Вишневецкой, которая была автором сценария последних трёх серий, пришлось писать сценарий для «Приключений домовёнка» практически с начала, а в основу последних двух серий вообще был положен оригинальный сценарий, в котором нет ничего общего с книгой.
Изначально, при создании первой серии мультфильма, его продолжения не планировалось. Поэтому не были учтены некоторые сюжетные моменты книги, связывавшие первую часть повести с остальными, и в результате возникла хронологическая несостыковка, когда серия «Дом для Кузьки», вышедшая первой по времени, по сюжету оказалась всего лишь второй. Между тем первая часть оригинальной трилогии Татьяны Александровой заканчивается тем, что Кузька, освоившись в новой квартире, решил рассказать Наташе о своём прошлом, и всё, что идёт далее в последующих частях, — это его воспоминания (10-31 главы). В мультфильме же этот момент пропущен, поэтому, по замыслу авторов, серии должны показываться именно в порядке развития сюжета, а не их создания, однако на практике это часто не соблюдается.
Съемочная группа мультфильма
Обаятельный потомственный домовой Кузьма стал популярнее своих создателей: не каждый телезритель знает, кто написал детскую книгу «Домовенок Кузя», а уж тем более фамилии людей, трудившихся над мультфильмом.
Режиссером проекта выступила Аида Зябликова, которая славилась своей страстью к многосерийным фильмам: подавляющее большинство ее мультфильмов выходили в двух и более частях («Следствие ведут колобки», «Жил-был Саушкин» и т. д.)
Художником-постановщиком цикла выступил Геннадий Смолянов, в арсенале которого числилась работа над мультфильмами «Волшебник Изумрудного города», «Приключения Незнайки и его друзей».
Домового Кузю озвучивал знаменитый советский актер Георгий Вицин, а колоритную Бабу Ягу — Татьяна Пельтцер.
Домовой Кузьма, благодаря книгам Александровой и талантливым мультипликационным фильмам, стал настоящим народным героем. Поэтому зрителям уже все равно, кто придумал Домовенка Кузю — они продолжают с умилением смотреть старые добрые мультфильмы и цитировать любимых героев.
Рассказ о домовом для младших школьников
Детям разного школьного возраста о домовом
Домовой — талисман и оберег дома
Егорова Галина Васильевна.Должность и место работы:
учитель обучения на дому, КГБОУ «Мотыгинская общеобразовательная школа — интернат», п. Мотыгино Красноярского края.Описание материала:
Данный рассказ написан для детей младшего школьного возраста 8 — 12 лет. Этот материал может быть полезен и интересен учителям начальных классов, среднего звена. Данный рассказ можно использовать на тематических классных часах для детей 2 — 5 классов, для прочтения в семейном кругу на досуге
В рассказе кратко изложена информация о домовом.Цель:
Формирование представления о полезных качествах домового через рассказ.Задачи:
— образовательные:
рассказать о полезных способностях домового;
— развивающая:
развивать внимание, память, воображение, речь, словарный запас, любознательность;
— воспитательная:
воспитывать интерес к истории домовых, к окружающему миру.
Наверное, в каждом доме есть свой домовенок. И у меня тоже есть мои любимые хранители покоя и доброй атмосферы в доме.
Когда люди слышат про него, то в голове обязательно возникает образ маленького, лохматого и смешного существа
Кто же он на самом деле?
В современном мире считают, что домовой представляет собой особую энергию высотой примерно с метр. Со временем он становится похож на своих жильцов, которые длительное время живут вместе. Некоторые маги считают, что возраст домового может достигать 500-600 лет.
Это удивительно, но считается, что у домовых, как и у людей есть свой праздник. Для них Новый год в ночь с 10 на 11 февраля. В это время желательно поздравить своего домового и его семейство с праздником. Еще пишут, что все домовые зимой спят и только в новогоднюю ночь просыпаются погулять и повеселится.
Увидеть домового ни у кого не получится, да и желать этого не стоит. Говорят, что не к добру это.
А еще домовой может чувствовать приближение к дому порчи. Как только к вам в дом зашел человек с недобрыми намерениями, то домовой начинает беспокоиться и подсказывать вам о злых намерениях гостя. Если вы не чувствуете этих подсказок, то он другими способами привлекает ваше внимание: может тарелка разбиться, или разорваться одежда, или пролиться что-нибудь на стол. Так домовой призывает вашу бдительность — обратите внимание на этого человека!
Домовой может уничтожить плохую энергетику в доме. Но также может и пошалить. Наверное, каждый в своей жизни что – то клал на видное место, а потом не мог найти эту вещь. При этом особого вреда домовой не приносит. Нужно ласково и почтительно попросить его положить вещь на место. И он обязательно вернет!
Считается, что если у вас с вашим домовым хорошие отношения, то он будет беречь вас и ваш дом от злых духов, порчи и всякой напасти.
Домовой очень привыкает к своему жилищу и его очень трудно переселить на новое место
При переезде очень важно и нужно переманить домового в новое жилье. Иначе он останется на старом месте, будет грустить и тосковать
Да и сам хозяин не сможет быть счастливым в новом доме без своего домового.
Не забывайте этих забавных, но очень беззащитных сказочных друзей!
«Сказка для Наташи» (1986)[править]
Действие переносится обратно в квартиру. Кузя и Нафаня огорчены, что люди слишком расточительны, и начинают спорить с Наташей. Тут снова появляется Баба-Яга. Наташа принимает её за бабушку Кузи, и та снова похищает домовёнка, обставляя это под сказку, и лишь в самом конце Наташа понимает, что к чему. Параллельно она рассказывает девочке «сказку» о самой себе.
Милый жадина — «Я не жадный, я домовитый». Впрочем, жадным Кузю назвала Наташа, не оценившая искреннего беспокойства домового за материальное благополучие семьи. У него вообще это расовая особенность, а не личная черта характера.
Блестящий неканон: эта серия, как и последующая, полностью оригинальна — в сказке их не было.
Истоки образа Кузьки и других героев — из детства Татьяны Александровой
Родителям Александровой некогда было заниматься своими маленькими дочками-близнецами, Таней и Наташей (при том, что была ещё и старшая сестра Света). Мать — врач-невропатолог, с частыми ночными дежурствами. Отец — инженер по лесосплаву, с частыми командировками по стране (зато в редкие свободные дни он делал для детей и кроватки, и санки, и игрушки). Домашним бытом и воспитанием девочек (с двухмесячного возраста) занималась Матрёна Фёдоровна Царёва, переехавшая в Москву из поволжской деревни. Любимую няню они называли Матрёшенька. Сказки, песни, пословицы, поверья, истории Матрёшеньки, которые та рассказывала детям перед сном, пробудили в Тане интерес к фольклору, оставшийся на всю жизнь. И уже в детстве она пробовала сочинять сказки — в том числе и о потусторонних существах.
Матрёшенька. Художник Татьяна Александрова
Однажды осенью, в первый военный год, тринадцатилетняя Таня с подругой шли через поле в колхоз, в котором они недавно убирали свеклу. Стоял густой туман, каркали вороны, девочки чуть не заблудились. А Таня шла и… сочиняла сказку про маленького лесовичка, которого она назвала Лешик. Так появился один из героев будущей книжки про Кузьку.
Писателем Александрова стала далеко не сразу. И она, и её сестра, с детства хорошо рисовали, занимались в студии при Дворце Пионеров, и обе пошли по пути изобразительного искусства, но в разных направлениях. Наталья училась на архитектора, а Татьяна — на художника во ВГИКе.
Татьяна Александрова
Во время учёбы Александрова продолжала накапливать впечатления, из которых в дальнейшем сложится сказка. На всю жизнь увлеклась творчеством Елены Поленовой (которая считается первым иллюстратором русских народных сказок). На практику она ездила вместе со своим курсом в Тарусу, и рисовала там избушки, полянки, леса, речку. Общалась с местными детьми, которые рассказывали ей былички о домовых, леших, русалках…
Художник Татьяна Александрова