Образ родиона раскольникова в романе ф. м. достоевского «преступление и наказание»

Следующая цитата

Родион Раскольников, главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», совершил страшное преступление – убийство старухи- процентщицы и её сестры Елизаветы.

Что толкнуло его на это ужасное противоправное деяние?

Нищета, которая довела до отчаяния. К сожалению, очень многие люди в период, описанный писателем, находились в таком положении, но они не совершали убийство. Конечно, косвенной причиной, побудившей Родиона на убийство, могли быть нищета, отчаяние.

Часто истоки преступлений лежат в особенностях личности человека. Мы уже убедились, что были такие черты в Раскольникове, которые могли способствовать пойти на убийство – это высокомерие, гордыня, ощущение своего превосходства над другими, замкнутость, за что сокурсники не любили героя.

Однако истинной причиной стала теория о праве сильной личности на преступление. Теорию Раскольников даже изложил в статье «О преступлении», её напечатали в газете «Периодическая печать». Было это за полгода до убийства старухи-процентщицы. Герой стремился проверить, к какому типу людей он относится: «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Имел ли он право на преступление ради высоких целей, ради спасения людей. Кого же хотел спасти Раскольников? Против какой несправедливости выступить?

Конечно, много несправедливого видел Родион. Это и отношение Свидригайловых к его сестре Дуняше, когда её оболгали в воровстве, и несчастная судьба семьи Мармеладовых, и судьба той девочки на бульваре, над которой надругались, да и судьбы его самого и его близких, когда мать еле сводила концы с концами, а сестра решила выйти замуж за ненавистного её Лужина, чтобы помочь брату. Много горя, слёз вокруг, много изломанных судеб.

В такой ситуации человеку свойственно искать конкретного виновного. Для Раскольникова виноватой стала старуха-процентщица. Сколько человек страдало от неё! Скольких довела она до отчаяния!

Решающую роль сыграл разговор, подслушанный Раскольниковым о старухе-процентщице в трактире, когда двое незнакомцев обсуждали злую старуху-процентщицу, которая портила людям жизнь и плохо обращалась со своей сестрой. Он понял, что многие ненавидели старуху и решил, что должен освободить людей от неё.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ.

Никакое преступление нельзя оправдать смертью других. А Раскольников сознательно шёл на убийство. Он продумал всё до мелочей: каким будет его путь до квартиры старухи, где он возьмёт топор и как его положит на место, как ему избежать случайных встреч. Да, он осознанно шёл на убийство.

Да и не ради других, их спасения, герой совершил убийство! Это были лишь слова, самооправдание. Вспомним, что после убийства он просто-напросто обокрал процентщицу, да ещё четко знал, на что потратит украденное.

Но… так уж устроена наша жизнь: переступив черту, человек идёт дальше по незаконной дорожке. Одно преступление ведёт за собой другое. Ведь ничто не остановило Раскольникова, когда он убивал Лизавету, сестру процентщицы – такую же униженную, ведь ради таких, по его словам, он и пошёл на убийство. Ничто не остановило…

Только ли Алёна Ивановна и Лизавета стали жертвами Раскольникова? Разве он не сделал несчастной свою мать, Пульхерию Ивановну, которая через несколько месяцев после суда над сыном умерла, не выдержав горя. Сколько горя он принёс сестре Дуне, лишившейся матери и переживавшей за брата! Тяжела жизнь и Сони, которая целых 8 лет была вынуждена жить в Сибири, поддерживая Родина, дожидаясь, пока он выйдет на свободу, то есть и её жизнь полностью изменилась.

Каждый отвечает за свои поступки, за тех, кто рядом, просто за людей, окружающих нас. Любой противоправный поступок наказывается обществом.

Какое же наказание получил Раскольников? Осознал ли он ужас содеянного? Об этом поговорим в следующий раз.

  • Прощайте доктор фрейд цитаты

      

  • Цитаты о тщеславии и гордыне

      

  • Цитаты из фильма виноваты звезды

      

  • Цитаты из фильма адвокат дьявола

      

  • Счастлив по собственному желанию цитаты

Нужна помощь в учебе?

Образ Свидригайлова. В черновых записях «Преступления и наказания
» этот герой именуется А–овым, по фамилии одного из каторжан Омского острога Аристова, который в «Записках из мертвого дома
» характеризуется как предел «нравственного падения… решительного разврата и… наглой низости». «Это был пример, до чего могла дойти одна телесная сторона человека, не сдержанная внутренне никакой нормой, никакой законностью… Это было чудовище, нравственный Квазимодо. Прибавьте к тому, что он был хитер и умен, красив собой, несколько даже образован, имел способности. Нет, лучше пожар, лучше мор и голод, чем такой человек в обществе!» Свидригайлов и предполагался воплощением такого полного нравственного уродства. Однако и самый этот образ и отношение к нему автора оказались несравненно более сложными: наряду с шулерством, грязным развратом и жестокостью, доведшей его жертву до самоубийства, он оказывается неожиданно способным и на добрые дела, на человеколюбие и великодушие. Свидригайлов – человек огромной внутренней силы, потерявший ощущение границ между добром и злом.

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

Сложная личность главного героя

Родион Раскольников является студентом, живет в нищете, впроголодь. Он должен хозяйке дома деньги за съем комнаты. Отчисленный из университета, Родион вскоре отказывается от подработки учителем для детей из-за отсутствия сапог и нежелания работать за медяки. Вместо этого он относит ценные вещи старушке-процентщице. Расплачиваться за долги нечем. Раскольникова тяготит такая жизнь. Он считает себя достойным большего.

Автор описывает Раскольникова как внешне симпатичного молодого человека, стройного, ростом выше среднего, с темно-русыми волосами и темными прекрасными глазами. Он носит лохмотья и странную вычурную шляпу, сторонится людей и все время размышляет над своим положением и теорией. По размышлениям понятно, что главный герой образованный и не глупый.

Родион легко проникается сочувствием к несчастным, жалеет их и помогает в порыве жалости. Будучи весь в долгах, Родион оставляет монеты Соне, спасает пьяную девицу, за которой следит господин. На суде ему смягчают наказание и уменьшают срок каторги с 20 до 8 лет из-за добрых поступков, которые он совершил: спас детей от пожара, получив ожоги, содержал чахоточного товарища, ухаживал за его больным отцом.

Душе Раскольникова не чужды добрые порывы. Он не корыстный, как может показаться на первый взгляд. Убив старушку, и ограбив ее, Родион не разглядывает драгоценности и, кажется, вовсе не интересуется ими. Однако мысли его далеко не благочестивы. Совершив добрый поступок, герой часто сожалеет о нем и корит себя за безрассудство.

Сочинение 2

Фёдор Михайлович Достоевский – один из самых известных русский писателей. Его произведения знамениты персонажами со сложным внутренним миром, которые переживают трудные жизненные ситуации. Самым ярким примером является Родион Раскольников. Все мы слышали о его поступке, после которого изменилась вся его жизнь, на протяжение всего романа мы наблюдаем за борьбой доброты и злобы в нем. Роман заставляет задуматься над ценностью человеческой жизни и помогает понять могут ли добро и зло сочетаться в одном человеке.

Фёдор Михайлович наполнил свой роман большим количеством интересных персонажей, среди которых мы можем найти схожих себе. Мои самым любим является Родион Раскольников. В начале романа мы знакомимся с главным героем, он бывший студент, бедного происхождения. Внешне он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Родион подавал вид умного и начитанного человека, хотя и был небогатого происхождения. Но в его жизни наступила “чёрная полоса”, у него появились проблемы с деньгами, впав в нищету, он перестал общаться со знакомыми и замкнулся в себе.

Все материальное положение Фёдор Михайлович описал с помощью комнаты, где он жил, автор называет ее каморкой. Жилище героя настолько бедно и мало по размеру, что напоминает шкаф или гроб. Хотя нам и кажется на первый взгляд, что главный герой одинок и не имеет никого, позже мы узнаём о его семье. Мать Раскольников Пульхерия Александровна всегда считала его умным и талантливым человеком, не смотря на все его ошибки. Его сестра имела такое же мнение как и мать. Семья Раскольникова оплачивало образование Родиона из последних денег, не смотря на свою тяжёлой жизненную ситуацию.  После знакомства с его семьей, лично я сразу нарисовала у себя в голове портрет достойного человека, но так ли это? В течение романа мы замечаем в нем такие черты характера как надменность, гордость, необщительность, угрюмость и высокомерность. Хотя он и обладает таким количеством плохих качеств, в нем есть вещи, за которые мы можем его уважать, например, то, что никогда не боялся иметь собственное мнение и всегда выражал его. Следовательно, после изучения всех черт личности главного героя, мы не можем сделать окончательный вывод о нем, добрый ли он человек или зло?

Поступки больше говорят о человеке, поэтому рассмотрим все поступки Родиона Раскольникова. Завязка романа происходит на убийстве старухи-процентщице. Такой поступок нельзя оправдать ничем. Человек способный на убийство низок и циничен, также причина, по которой Раскольников это сделал – ужасна. Забрать жизнь человека ради проверки достоверности своей теории говорит нам о том, что он не ценил жизнь, как ее следует. Но тольк ли плохое делал Раскольников? Вспомним о семье Мармеладовых. После смерти главы семьи Раскольников пожертвовал им свои последние сбережения. Данным поступок не даёт нам сделать о нем однозначное решение. Родион совершает хорошие и плохие вещи, поэтому нельзя выбрать лишь одно мнение.

Таким образом, Родион Раскольников является отличным примером того, что человек способен совмещать в себе эти две крайности. Никто не идеал, но все же бы должны прежде всего ценить жизнь и здоровье человека, ведь это самое драгоценное, что мы имеем.

Положительные черты характера

Бедный студент – юрист 23 лет по социальному статусу является мещанином, но в характере нет типичных признаков данного класса. Обнищавшие мещане потеряли связь со своим положением. Мать и сестра по воспитанности более близки к высшим кругам общества, чем Родион.

  • Ум и образованность.
    Родион учится легко. Он не заводит друзей, потому что способен сам постичь все науки, ему не нужна помощь и поддержка.
  • Хороший сын и брат.
    Родион любит мать и сестру больше самого себя. Он обещает не переставать их любить, но у него нет средств для их содержания.
  • Владение литературным талантом.
    Раскольников пишет статьи. Он не интересуется их судьбой, как многие талантливые люди. Главное, создать. Его труд печатают в газете, а он даже е знает об этом.
  • Смелость.
    Об этом качестве говорит весь сюжет романа: трус не смог бы решиться проверить теорию, то есть пойти на убийство. Родион всегда имеет свое мнение, не боится его доказывать и обосновывать.

Литературные предшественники Раскольникова[править | править код]

  • Библейский Иов (В. Этов). Точно Иов, Раскольников в состоянии кризиса решает «последние» вопросы, бунтует против несправедливого мироустройства. В эпилоге романа Достоевский подразумевал, что Раскольников, как и Иов, обретёт Бога.
  • Корсар, Лара, Манфред — герои-бунтари лорда Байрона.
  • Жан Сбогар — герой одноимённого романа Ш. Нодье, благородный разбойник и индивидуалист.
  • Ускок из романа Жорж Санд, пират, приобретший богатство и славу ценой преступления.
  • Растиньяк О. Бальзака.
  • Жюльен Сорель из романа Стендаля «Красное и чёрное».
  • Медард — герой романа Гофмана «Эликсиры сатаны».
  • Фауст — герой трагедии Гёте.
  • Гамлет — главный персонаж трагедии Шекспира.
  • Франц и Карл фон Моор — персонажи одного из любимых произведений Ф. М. Достоевского драмы Ф. Шиллера «Разбойники».

С образом последнего особенно тесно связана этическая проблематика романа: Карл Моор и Раскольников равным образом загоняют себя в нравственный тупик. «Карл Моор,— писал Г. Гегель,— пострадавший от существующего строя, < …> выходит за пределы круга законности. Сломив стеснявшие его оковы, он создает совсем новое историческое состояние и провозглашает себя восстановителем правды, самозваным судьей, карающим неправду, < …> но эта частная месть оказывается мелкой, случайной — при ничтожности средств, которыми он располагает,— и приводит только к новым преступлениям».

С пушкинским Германном из «Пиковой дамы» Раскольникова роднит сюжетная ситуация: поединок жаждущего разбогатеть бедняка Германна и графини, Раскольникова и старухи-процентщицы. Германн морально убивает Лизавету Ивановну; Раскольников убивает Лизавету Ивановну по-настоящему (А. Бем).

С Борисом Годуновым пушкинской драмы и Сальери маленькой трагедии Раскольникова сближают мрачные сомнения и нравственные терзания после преступления; бунт Раскольникова напоминает бунт Евгения из «Медного всадника», осмелившегося вступить в противоборство с государственным монолитом — холодным и враждебным человеку Санкт-Петербургом.

Мотив крайнего индивидуализма связывает Раскольникова с лермонтовскими Вадимом, Демоном, Печориным (с последним ещё и мотив морального экспериментирования), а также с гоголевским Чартковым повести «Портрет».

В контексте творчества самого Достоевского Раскольников продолжает череду героев-теоретиков вслед за «подпольным героем» «Записок из подполья», предваряя образы Ставрогина, Версилова, Ивана Карамазова. В то же время присутствуют симпатичные черты «мечтателей» раннего творчества Достоевского, суть которых — чувствительность, сострадание ближнему и готовность прийти на помощь (Ордынов из повести «Хозяйка», мечтатель из «Белых ночей»).

Характеристика героя Раскольников, Преступление и наказание, Достоевский. Образ персонажа Раскольников

Характеристика героя Раскольников

Раскольников предстает в романе молодым человеком, которого не удовлетворяет ни его жизненная ситуация, ни то, кем является он сам. А хочет он, ни много ни мало, стать «сверхчеловеком». В своей теории он разделил всех людей на два класса: пресмыкающиеся «твари дрожащие» и собственно люди – «право имеющие». Люди из первого из этих классов служат лишь материалом для самовоспроизведения и роль их в этой жизни ничтожна, а мировым прогрессом двигают представители класса «право имеющих», которые ради достижения своих целей могут преступать любые законы.

Родиону хочется думать, что он, все-таки, относится к разряду «высших людей». Но проверить это можно только опытным путем — через совершения конкретного поступка. Как раз на примете есть такое, как ему кажется, «человек-насекомое» — старуха-процентщица Алена Ивановна, которая ничего хорошего делает, а только обирает бедняков. Есть и высшая цель, ради которой можно пожертвовать старухой – имеется в виду помощь несчастной семье Семена Захаровича Мармеладова.

Продумывая убийство Алены Ивановны, Раскольников постоянно размышляет о верности своей теории и даже почти отказывается от нее. Но вихрь, который он закрутил внутри себя, все же затягивает главного героя, и он убивает старуху и ни в чем не повинную сестру ее.

Преступление совершено, но мучения Родиона только усиливаются. Он начинает понимать, что он никакой не «сверхчеловек», раз способен так сильно переживать из-за одного лишь убийства. Общение с такими персонажами, как Лужин и, особенно, Свидригайлов, приводят его выводу, что выбранный им путь ведет в никуда, а миром правит любовь и смирение. За это он должен благодарить Соню, которая не оставила его и поехала с ним в Сибирь.

Биография и сюжет

Жизнь Раскольникова незавидна, как и у всех молодых людей из бедных семей XIX века. Родион Романович учился на юриста в Санкт-Петербургском университете, однако из-за крайней нужды пришлось бросить учебу. Молодой человек жил в тесной чердачной каморке в районе Сенной площади. Однажды он заложил старухе-процентщице Алене Ивановне последнюю ценную вещь – отцовские серебряные часы, и в тот же вечер в кабаке познакомился со спившимся безработным, бывшим титулярным советником Мармеладовым. Тот рассказал о страшной трагедии семьи: от безденежья жена отправила дочь Соню на панель.

На следующий день Раскольникову пришло письмо от матери, в котором были изложены беды уже его семьи. Чтобы свести концы с концами, сестру Дуню собираются выдать замуж за расчетливого и уже немолодого надворного советника Лужина. Другими словами – девушку продадут, а на вырученные деньги у Родиона появится возможность продолжить учебу в университете.

Цель убить и обокрасть процентщицу, родившаяся еще до знакомства с Мармеладовым и вестей из дома, укрепилась. В душе Родион переживает борьбу между отвращением к кровавому поступку и высокой идеей о спасении ни в чем не повинных девушек, которые по воле судьбы играют роли жертв.

Раскольников все же убил старуху, а заодно ее кроткую младшую сестру Лизавету, пришедшую не вовремя в квартиру. Награбленное добро юноша спрятал в дыру под обоями, даже не выясняя, насколько теперь богат. Позже предусмотрительно перепрятал деньги и вещи в одном из питерских дворов.

После убийства Раскольникова настигают глубокие духовные переживания. Молодой человек собирался утопиться, но передумал. Он чувствует непреодолимую пропасть между собой и людьми, впадает в горячку и даже почти сознается в убийстве письмоводителю полицейского участка.

Измучившись от страха и одновременно с этим от жажды разоблачения, Родион Раскольников признался в убийстве . Сердобольной девушке не удалось уговорить молодого человека прийти в полицию с повинной, ведь тот намеревался «еще побороться». Но вскоре не выдержал, расплатившись за двойное убийство каторгой в Сибири. Соня отправилась вслед за Раскольниковым, поселившись рядом с местом его заключения.

Д.И. Писарев о теории Раскольникова

Знаменитый критик Д. И. Писарев в своей статье «Борьба за жизнь» высказал интересный взгляд на теорию Паскольникова. По его мнению, молодой человек создал эту теорию для того, чтобы оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и легкой наживе:

— Д. И. Писарев, «Борьба за жизнь» (1867)— Д. И. Писарев, «Борьба за жизнь» (1867)

В пользу такого взгляда говорит и эпизод со служанкой Настасьей, которая упрекает Раскольникова за то, что тот целыми днями лежит дома, «как мешок», и ничего не делает, хотя раньше занимался репетиторством. Автор явно указывает на то, что Раскольников не желает работать за копейки, а хочет разбогатеть одним разом:

Характер Раскольникова

Раскольников являет собой человека замкнутого, склонного к ипохондрии. Главный герой превратил свою замкнутость в особенность характера, которой казалось бы гордился. Однако, это не совсем так. Он бы и рад общаться с людьми больше, но нищета гнетет его и заставляет все дальше отдаляться от друзей и родных.

В начале романа Ф.М. Достоевский представляет читателю Раскольникова следующим образом: «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.» При этом писатель подчеркивает, что Родион был чрезвычайно беден.

У Раскольникова нет друзей, кроме Разумихина, которому тяжело приходится переносить скверный характер Родиона. Достоевский пишет о своем персонаже:» Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, бежал всякого общества, особенно в последнее время.»

Разумихин характеризует нрав Раскольникова в противоречивом ключе. Он говорит, что, с одной стороны Раскольников неразговорчивый и порой жестокий человек, с другой – добрый и великодушный юноша. Особенностью характера Раскольникова является то, что он не только высказывает свое мнение, но и отстаивает его.

Ф.М. Достоевский рисует нам человека погрязшего в нищете: «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Родион Раскольников живет в комнатке, похожей на гроб: » Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.»

Такая жизнь является одним из стимулов для вынашивания мысли об убийстве. Именно на фоне и под воздействием вопиющей нищеты Раскольников обособляется от всех. Окружающий мир и люди перестают быть для него подлинной реальностью. Однако «безобразная мечта», которую он вынашивает в течение месяца, вызывает у него отвращение. Он не верит в то, что может совершить убийство, и презирает себя за отвлеченность и неспособность к практическому действию. Он идет к старухе-процентщице для пробы – место осмотреть и примериться.

Помыслы о предстоящем убийстве терзают душу Раскольникова. Она как птица в клетке хочет вырваться и сбежать от черных мыслей и ненависти.

Внешнее действие лишь обнаруживает его внутреннюю борьбу. Он должен пройти через мучительное раздвоение, почувствовать на себе все «за» и «против», чтобы понять себя и нравственный закон, нерасторжимо связанный с человеческой сущностью. С первых страниц романа Ф.М. Достоевский симпатизирует своему персонажу.

Во сне-воспоминании о лошади, которую секут по глазам, явлена правда его личности, правда земного нравственного закона, который он все-таки намерен преступить, отворачиваясь от этой правды.

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский пишет следующее:»Следы суеверия оставались в нем еще долго спустя, почти неизгладимо. И во всём этом деле он всегда потом наклонен был видеть некоторую как бы странность, таинственность, как будто присутствие каких-то особых влияний и совпадений».

Образ Раскольникова не лишен доброты и благородства. Ф.М. Достоевский особенно подчеркивает их, когда Родион отдает деньги семье Мармеладова и спасает от преследования пьяную девочку на бульваре. Кроме того, писатель пытается оправдать своего героя подчеркивая, что одна из причин, по которой он убивает старуху-процентщицу – это желание помочь матери и сестре, которая решается выйти замуж за Лужина, чтобы материально помогать брату.

Отрицательные наклонности

Первое впечатление от молодого человека – угрюмый и мрачный. Автор сразу ставит его в рамки психологического портрета – меланхолик. Юноша поглощен внутренними мыслями, он вспыльчив. Каждое внешнее проявление внимания ему мешает и вызывает негатив. Раскольников обладает рядом черт, которые нельзя отнести к положительным:

  • Чрезмерная необоснованная гордость.
    Родион надменен и самолюбив. Когда в нем появились такие качества? Непонятно. Почему он решил, что может так относиться к окружающим? Читатель ищет ответы в тексте. Чувство мешает доброму сердцу Раскольникова, вызывает в нем злобу, жестокость и жажду преступления.
  • Тщеславие.
    Неприятное чувство не скрывается юношей. Он смотрит на окружающих так, как будто постоянно видит в них слабые стороны. Иногда юноша ведет себя с окружающими как «заносчивый молокосос», мальчишка.

Самое страшное качество юноши – стремление разбогатеть за счет другого. Если бы преступление осталось нераскрытым, удалось бы все, что задумал герой, он стал бы состоятельным человеком. Его богатство – это слезы таких же, как он. Достаток мог бы изменить доброго человека, сделать из него еще более циничного Свидригайлова. Можно, конечно, оспорить такое мнение, но судьбы других героев романа показывают, что делают деньги с человеком.

Раскольников в романе[править | править код]

Ужас охватывает, когда поднимаешься по лестнице дома, где «жил» Раскольников, и отсчитываешь те самые тринадцать ступеней последнего марша, о которых говорится и в романе; или когда, выйдя «от Раскольникова», проходишь мимо бывшей дворницкой с теми самыми двумя ступенями вниз, где Раскольников взял топор, чтобы совершить убийство. Невозможно поверить, что герои Достоевского не жили в этих, так точно указываемых им местах. Иллюзия реальности поразительна.

— Д. С. Лихачёв

Раскольников — бывший студент-юрист из Санкт-Петербурга, из-за нехватки средств вынужденный оставить учёбу в университете. Живёт крайне бедно.

«Он решился убить одну старуху, коллежскую регистраторшу (есть упоминание в тексте и как коллежская секретарша), дающую деньги на проценты.

Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берёт огромные проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. „Она никуда не годна“, „для чего она живёт?“, „Полезна ли она хоть кому-нибудь?“ и т. д.».

«Даёт вчетверо меньше, чем стоит вещь, а процентов по пяти и даже по семи берёт в месяц и т. д.» («Преступление и наказание», часть I, глава VI).

На преступление, однако, не решается, пока не получает письмо от матери, в котором говорится о готовящемся бракосочетании его сестры с неким господином Лужиным. Понимая, что сестра не любит будущего мужа, а жертвует собой ради благополучия семьи и, в большей степени, ради самого́ Раскольникова, он обманом проникает в квартиру старухи, убивает и грабит её, попутно убивая случайную свидетельницу в той же квартире.

Имея свою теорию о том, что люди делятся на обычных людей, плывущих по течению, и людей, подобных Наполеону, которым дозволено всё, Раскольников до убийства причисляет себя ко второй категории; однако после убийства обнаруживает, что в полной мере относится к первой.

Вариант 8

Величие и унижение, тягота нищеты и мечты о прогрессе – все это характеризует образ главного героя романа «Преступление и наказание» Федора Достоевского, Родиона Раскольникова. Его внутренний мир полон противоречий, и он вызывает множество вопросов и размышлений.

Раскольников, несмотря на свое бедное материальное положение, считает себя человеком, имеющим право на нечто большее. Он осознает, что есть люди, которые велики и способны двигать прогрессом, и у него рождается идея, что такие люди имеют право совершать даже убийства. Он видит себя именно таким человеком и верит, что совершение преступления поможет ему раскрыть свои внутренние возможности, проверить свою теорию и полностью изменить свою жизнь.

Сложность образа Раскольникова заключается в том, что он считает остальных людей всего лишь мясом или средством достижения целей. Он утверждает свое «право на силу» и считает, что остальные люди слабые и неспособные к подобным поступкам. Это показывает его эгоцентричность и некую скрытую гордыню, которые отражают его внутренний конфликт.

Важно отметить, что Раскольников не является просто отрицательным персонажем. Он обладает высоким интеллектом, важными способностями и желанием реализовать свой потенциал

Его бедное состояние и социальное положение лишают его возможности полностью раскрыть свои таланты и достичь успеха, которого он так жаждет. Это вызывает в нем раздражение и негодование.

Погружаясь в образ Раскольникова, я не могу не почувствовать смешение сочувствия и разочарования. Его сложные мотивы и внутренний конфликт заставляют задуматься о природе человеческой натуры и границах моральности. Он становится предметом размышлений о том, что такое величие и что мы готовы сделать, чтобы достичь своих целей.

Примером из русской литературы, который подтверждает сложность образа Раскольникова, является образ Родиона Раскольникова самого Федора Достоевского в его романе «Преступление и наказание». Автор, используя своего героя, обращается к читателю с важными вопросами о моральных принципах и ценностях в жизни.

Второй пример можно найти в реальной жизни. Рассмотрим ситуацию, когда кто-то сталкивается с трудностями и несправедливостью, но вместо того, чтобы отказаться от своих принципов и принять беспомощность, они используют свой опыт, чтобы сделать что-то полезное для общества. Например, молодой человек, который столкнулся с проблемами в детстве, может решить помогать другим детям, которые оказались в похожих ситуациях, становясь для них наставником или поддержкой.

В своем личном мнении я считаю, что образ Раскольникова является сложным и многогранным. Он представляет внутренние противоречия, стремление к величию и конфликт между моральными нормами и эгоистическими желаниями. Этот образ заставляет нас задуматься о тонкой границе между правом и неправом, о ценности сострадания и нравственности в нашей жизни.

В заключение, образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание» вызывает множество эмоций и размышлений. Его внутренние конфликты и стремление к величию показывают сложность человеческой натуры

Через этот образ Федор Достоевский провоцирует нас обратить внимание на важность моральности, сочувствия и сострадания в нашей жизни, а также на опасность эгоизма и пренебрежения к другим людям

Мне нравится64Не нравится43

Рейтинг сочинений

155

107

57

40

36

24

21

16

Идея в романе «Преступление и наказание»

Сюжетная тайна романа «Преступление и наказание» — не имя убийцы, а мотив преступления. Сначала кажется, что Раскольников совершает преступление под воздействием внешних факторов. Однако вскоре выясняется, что главный герой является автором статьи, в которой обосновывается право выдающихся людей на преступление. Так выясняется, что главным мотивом убийства является проверка идеи Раскольникова. Эта идея не является однозначной. Идея персонажей Ф.М. Достоевского является показателем их социального статуса. В конце произведения главный герой приходит к осознанию ошибочности своей идеи, пониманию, что был заражен ядом гордыни.

Замечание 1

Идея – это живое событие, которое разыгрывается в точке диалогического соприкосновения двух либо нескольких сознаний.

В этом отношении она подобна слову, с которым едина диалектически. Идея, как и слово, стремится быть услышанной, воспринятой, понятой с других позиций. И так же, как и слово, она диалогична, а монолог – всего лишь условная композиционная форма выражения идеи. Именно подобное событие, которое развивается между сознаниями, видел Ф.М. Достоевский и изображал художественно в своих произведениях. Писатель не излагает готовые идеи в монологической форме, но при этом он не показывает и их становления в одном сознании, ведь тогда идеи бы перестали быть живыми образами. Например, в первом внутреннем монологе Раскольникова автор не показывает психологическое становление идеи в одном замкнутом сознании. Наоборот, сознание одинокого главного героя становится местом борьбы чужих голосов. А события ближайших дней (встреча с Мармеладовым, письмо матери) отразились в сознании Раскольникова и приняли в нем форму диалога с соответствующими собеседниками (с матерью, сестрой, Соней и т.д.). Именно в этом диалоге Раскольников старается обосновать свою мысль.

Еще до начала действия произведения Раскольников опубликовал в газете свою статью, в которой излагал теоретические основы своей идеи. Писатель же не излагает это в монологической форме.

С содержанием статьи, а соответственно, и идеи Раскольникова читатель впервые знакомится в диалоге главного героя с Порфирием. Сначала эту статью излагает следователь, причем делает это намеренно в провоцирующей и утрированной форме. Это изложение, внутренне диалогизированное, постоянно перебивается вопросами, обращенными к Родиону, и его ответами. Затем статью излагает сам Раскольников, которого постоянно перебивает Порфирий своими замечаниями и провоцирующими вопросами. Само изложение героя проникнуто внутренним диалогом, полемикой с точкой зрения следователя и ему подобных. Свои реплики вставляет и Разумихин. В итоге перед читателем появляется идея Раскольникова в интериндивидуальной зоне противоборства нескольких сознаний. Теоретическая сторона идеи при этом сочетается с жизненными позициями участников диалога.

В этом диалоге идея главного героя раскрывает свои разные оттенки, грани и возможности, вступает во взаимоотношения с другими жизненными позициями. Идея, утрачивая монологическую абстрактно-теоретическую законченность, которая довлеет в одном сознании, приобретает живую многогранность, противоречивую сложность идеи-силы, которая зарождается, живет, действует в большом диалоге эпохи, перекликается со схожими идеями других эпох.

Эта же идея главного героя появляется перед читателем в напряженных диалогах Раскольникова с Соней. Она здесь звучит уже в другой тональности, вступает в диалог с другой сильной и целостной жизненной позицией Сонечки, поэтому раскрывает новые возможности и грани.

Далее читатель слышит эту идею в диалоге Свидригайлова с Дуней. Однако в голосе Свидригайлова, являющегося одним из пародийных двойников главного героя, эта идея звучит по-другому, поворачивается совершенно другой стороной.

На протяжении всего произведения идея Раскольникова соприкасается с разными явлениями жизни, поверяется, испытывается, подтверждается либо опровергается ими.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: