Содержание
Иблис (Арабский إبليس) — это имя, данное первому дьяволу в исламе. Он также упоминается в Коране (исламских писаниях) как Шайтан, термин также используется для обозначения любого злого духа, связанного с Иблисом, но часто используется для обозначения только Иблиса. Иблис упоминается в Коране 11 раз, а Шайтан ((الشيطان упоминается 87 раз. Иблис — это то же самое существо, которое христианам называют сатаной или «дьяволом», хотя между исламскими и христианскими концепциями есть важные различия). его природа.
Иблис был джинном, созданием, созданным Богом из «бездымного огня», в то время как люди, как и люди, созданы из «глины». В порыве зависти Иблис ослушался Аллаха и был лишен божественной милости. Он также соблазнил Адама и Еву съесть плод с запретного дерева. Он был осужден Аллахом (Богом) на Джаханнам, или ад. Он ответил, сказав, что сначала он хотел спустить с собой жителей Земли, и Аллах, чтобы испытать человечество, позволил ему бродить по Земле, чтобы попытаться ввести в заблуждение других.
“ | Затем он обманом заставил их пасть; поэтому, когда они вкусили от дерева, их злые наклонности явились им, и они оба начали покрываться листьями сада; и их Господь воззвал к ним: «Разве я не запретил вам обоим садиться с того дерева и не сказал вам, что Шайтан твой открытый враг?-Коран 7:20 | ” |
Иблис искушает людей, нашептывая им греховные идеи. В конце концов, как полагают, он будет брошен в Джаханнам (Ад в исламе) вместе с теми, кто поддается его искушению и не подчиняется посланию Аллаха (Бога) ислама, в то время как те, кто успешно следует праведным путем, будут вознаграждены удовольствиями Жанна (Рай).
Несмотря на то, что он был мятежником, Ислам не придерживается мнения, что Иблис действует полностью вне воли Аллаха, поскольку Аллах является абсолютным сувереном над всеми Его творениями. Единственный враг Иблиса — человечество. Таким образом, человечество предупреждается о борьбе с Шайтаном и соблазнами, которые он предлагает.
Иудейский и христианский Сатана
Прежде всего, напомним немного о том, кто такой Сатана. Да, уже видно, что это слово используется как имя собственное, в единственном числе. Сатана один. Нам трудно даже сказать, как это слово могло бы склоняться во множественном числе: несколько сатанов или сатан? Нет, Сатана это конкретное личное имя.
В некоторых древних книгах Ветхого завета еврейское слово «сатана» обозначало не категорию каких-то существ, а некоторые вредные для веры качества самого человека. В церковнославянском и русском переводе Библии нету сатаны как имени нарицательного, хотя в переносном (ругательном) значении оно издавна используется в нашей бытовой речи по отношению к человеку, мешающему своим поведением каким-то благочестивым действиям или настроению других людей. И это значение как раз весьма близко к первоначальному древнееврейскому.
Но уже в Книгах Пророков (Захарии, Иова) Сатана это конкретный персонаж, обычно трактуемый как тёмный, падший ангел, искушающий веру праведника. Богословы считают, что Сатана упоминается и в некоторых других книгах (Исайи, Иезекииля), но не назван так либо именуется иносказательно (например, Светоносный, он же Люцифер).
В Евангелии Сатана искушает Христа, а в послании Апостола Павла к Ефесянам Сатана назван «Князем, господствующим в воздухе». Отсюда и идёт, по-видимому, христианское представление о Сатане как предводителе тёмного, адского воинства, противостоящего Богу. Оно нашло наиболее полное выражение в Апокалипсисе Иоанна Богослова.
Вопросы о Исламе: расширьте свое знание с нашими ответами
Каково значение религии в человеческой жизни?
Религия имеет огромное значение в жизни человека, поскольку она помогает нам понять наше предназначение, принести нам утешение и вдохновение, и руководить нами по правильному пути. В Священном Коране говорится: «И я не сотворил джиннов и людей, чтобы они Меня поклонялись» (Коран, 51:56), что указывает на то, что Бог создал нас, чтобы мы поклонялись Ему и следовали Его установленным руководствам
Пророк Мухаммад (мир ему) также сказал: «Найди покой в следовании всего, что я приказываю» (Муснад Ахмад 20246), что подчеркивает важность руководства, данного религией, в нашей жизни.
Как религия может помочь мне в решении проблем в моей жизни?
Религия может предоставить нам духовную поддержку и утешение во время трудностей. Коран говорит: «Во вспоминании Аллаха находят покой сердца» (Коран, 13:28), что подтверждает, что в поклонении Богу мы можем найти умиротворение и покой души
Пророк Мухаммад (мир ему) также сказал: «Все дела верующего хороши, и это особенно касается его отношений с другими людьми» (Муснад Ахмад 19737). Это указывает на то, что религия может помочь нам решать наши жизненные проблемы, поощряя нас быть добрыми и справедливыми в общении с другими.
Каким образом религия влияет на мои отношения с семьей и друзьями?
Религия призывает нас к заботе и уважению к нашим родственникам и близким. Согласно Корану, Бог заповедал нам быть благочестивыми и добрыми с нашими родителями: «И помимо него, стань покорным родителям своим» (Коран, 31:15). Пророк Мухаммад (мир ему) также сказал: «Лучший из вас – тот, кто наилучшим образом обращается со своей семьей» (Тирмизи 3895). Это значит, что религия помогает нам сохранять мирные и здоровые отношения с семьей и друзьями.
Вопрос 1: Какое значение имеет соблюдение молитвы для мусульман?
Ответ 1: Согласно исламу, соблюдение молитвы имеет огромное значение для мусульман. В Коране говорится: » И установите нам путь прямый — (71) Путь тех, кому Ты обратил благоволение, не путь тех, на ком — ярость, и не заблудших» (Сура Аль-Фатиха, 6-7). Пророк Мухаммад (мир ему) также говорил об этом в хадисах, например: «Молитва — ключ к Райским вратам». Поэтому регулярное соблюдение молитвы является одним из важнейших аспектов практики ислама.
Вопрос 2: Какая роль учения Корана в жизни мусульманина?
Ответ 2: Коран играет центральную роль в жизни мусульманина. Согласно Корану, Бог говорит: «Он открывает Аллах сердца Учеников Своих для понимания Учения» (Сура Аль-Анбий, 94). Пророк Мухаммад (мир ему) также призывал своих последователей обратиться к Корану для руководства и решения проблем. Поэтому мусульмане стремятся изучать, понимать и следовать учению Корана, чтобы жить праведной и благословенной жизнью.
Вопрос 3: Может ли ислам помочь мне найти покой и счастье в жизни?
Ответ 3: Да, ислам может помочь вам найти покой и счастье в жизни. В Коране говорится: «Те, кто веруют и поступают праведно, Аллах настраивает их сердца на покой и счастье» (Сура Ар-Ра‘д, 28). Ислам призывает мусульман быть праведными, щедрыми, справедливыми и терпимыми, что способствует духовному и эмоциональному благополучию. Следуя учению Пророка Мухаммада (мир ему), мусульмане также находят руководство и утешение в хадисах и сунне, чтобы преодолевать проблемы и стремиться к нравственному совершенству.
Какое значение имеет религиозный контекст в исламе?
Религиозный контекст в исламе имеет огромное значение, поскольку он определяет правила и нормы поведения для мусульман. Восприятие религиозного контекста помогает верующим понять, как следовать предписаниям ислама, а также формирует их взгляды, моральные ценности и поведение. Религиозный контекст в исламе основан на текстах Корана и на сунне – примере и поступках пророка Мухаммада (мир ему).
Содержимое
Положения ислама
Как прославлять Аллаха
Ислам в мире
Информация мусульманам
Написано в Коране
Говорили пророки
Правила жизни
Знаменитые мечети
Слова молитвы
Когда-то в будущем Россией будет управлять мусульманин: мечта или реальность
Значение имени Альбина для девочки в исламе
Малякат Аль-Маут или приближенные к Аллаху отряды Смерти
Один из самых высших, близких помощников Аллаха, его правая рука – Азраил, Ангел Смерти в Исламе, управляющий отдельным ангельским штатом слуг. Служители Азраила, как и он сам, носят имя Малякат Аль-Маут, внутри же ранга делятся еще на несколько отделений:
- Назиат, они же Малякат Аль-Азаб – карающие слуги Аллаха, что являются за неверными. В момент смерти назиаты жестоко выдирают душу падших грешников из тел, причиняя дикую боль усопшим. Носят темные одежды, закрывают ими свое лицо, издают запах падали, уносят души в ад.
- Нашитат, они же Малякат Аль-Рахмат – благоухающие райскими запахами посланники в тонкотканых белых шелковых одеяниях, созданных из облаков. Приходят за душами мусульман праведных. Отделяют душу от тела мягко, совершенно безболезненно, очень острыми клинками. Отводят души в рай.
- Сабикат, Сабихат – предваряющие смерть ангелы-помощники. Сообщают о близкой кончине праведникам, готовят их к отходу. Заботятся, по некоторым сведениям, о душах почивших животных.
Таким образом, главная задача, которую выполняет ангел смерти в Исламе – лишение жизни живого существа, вырезание его души из тела, отведение души к месту его дальнейшего пребывания, в зависимости от праведности носителя. Несмотря на столь тяжелую роль, это исключительно добропорядочные существа, никогда не превышающие своих полномочий, строго выполняющие только волю Аллаха. Так, Азраил в конце света должен будет умертвить и себя, покончив со всеми остальными. По преданию он умрет самым последним.
Еще одним вестником смерти малякат аль-маут считается Исрафил или Исраил (Википедия) – устрашающего вида ангел-демон, тоже очень близкий к Всевышнему. Когда придет время, он дунет в гигантский рог, возвестив на всю Вселенную о наступлении конца света.
Этимология имён[править | править код]
Эпитет | Арабскоенаписание | Значение |
---|---|---|
А’вар | اعور |
одноглазый букв. «одноглазый», возбуждающий низменные страсти, подстрекающий к прелюбодеянию. |
Адувв | عدو | враг, неприятель, недруг |
аль-Аджда | الأجدع | самый последний |
Ашхаб | أشهب | серый, серый лев |
Вальхан | ولهان |
сеющий сомнение сеющий сомнение при совершении омовения |
Васвас | وَسْوَاس / وسواس |
нашёптывающий нашёптывающий, научающий, искушающий, сплетник |
Дасим | داسم | подстрекающий супругов |
Залянбур/Залямбур | زلنبور | разукрашивающий работу торговцев на рынке |
Карур | побуждающий к небрежности | |
Кафир | كافر | неверный, неблагодарный |
аль-Мазхаб | المذهب |
переносн. «доктринальная косность» букв. «способ действия» |
Мадхур | مدحور | отверженный |
Мазум | مذءوم | опальный, презренный |
Меляун | ملعون |
отверженный отверженный, окаянный, проклятый |
Марид | مارد |
бунтовщик отступник, бунтовщик, непокорный, мятежный |
Абу-Мирра | أبا مرارة | «отец горечи (желчи)» |
Мудилл | مضل |
обманщик вводящий в заблуждение, обманщик, обольститель |
Абу-Мурра | أبو مرة | «отец отрицания» |
Раджим | رجيم |
проклятый побиваемый камнями, проклятый |
Сагир (Сейр) | صاغر |
презренный униженный, презренный, ничтожный |
аль-Сафиф | السفيف | меч |
Таиф | طائف |
наваждение букв. «то, что движется», «вращается вокруг чего-либо»,метафорич. «наваждение» |
аль-Фарадж | الفرج / إفرج | отпущенный |
Фатин | فاتن | смутьян, искуситель |
Хазул | خذول | изменник, предатель |
Ханзаб | خنزب |
переносн. «мешающий молитве» букв. «свинья, боров» |
Ханнас | خناس |
скрывающийся скрывающийся (при упоминании имени Аллаха) |
Хаффаф | هفاف | нагоняющий страх |
Шихаб | شهاب |
низвергнутый падающая звезда (низвергнутый Иблис),метеор, факел, головешка |
Иблис (араб. إبليس, мн. ч. ابالسة) может быть производным от арабского произношения корня баласа (بَلَسَ), означающего «он безнадёжный»; поэтому лингвистическим значением слова Иблис может быть «тот, кто причиняет безысходность/отчаяние». Другие источники утверждают, что слово происходит от др.-греч. διαβολος — «лукавый», «клеветник».
Иблис чаще упоминается в Коране как «шайтан» — общий термин, который используется и по отношению ко всем духовным силам, связанным с Иблисом. Слово «шайтан» (араб. شيطان šayṭān — «заблуждение», «отдаление», мн. ч. شياطين šayāṭīn «шайатин») произошло от сев.-зап.-семитск. корня *śṭn «сатан» букв. «быть враждебным», «обвинение» (ср. ивр. שָׂטָן śāṭān, арам. שִׂטְנָא sāṭānā, геэз śayṭān — «сатан(а)»).
Иблис упомянут в Коране по имени 11 раз, тогда как Шайтан упомянут 88 раз.
У Иблиса есть и другие имена-эпитеты. Одно из имен Иблиса — Азазил (араб. عزازل, Азазел عَزَازِيل) не встречается в Коране и основных сборниках хадисов, но его можно встретить в некоторых исламских источниках. В них высказывается предположение о том, что Азазил — это первое имя Иблиса. Происхождение этой версии связывают с израильскими преданиями (исраилият). В некоторых преданиях говорится о том, что Иблис был также известен под именами аль-Харис (الحارث),, Абу-Кардус (أبو كردوس), Абу-Лабини (أبو لبينى), Абу-Катра (أبو قترة), Абу-аль-Карубиин (أبو الكروبيين) и другими.
Войско Иблиса
(26:90——) Рай будет приближен к ответственным, и проявится Бессознательное — для Неосознанных. И скажут им: «Где то, чему вы служили наряду с Аллахом? Помогут ли они вам, и помогут ли они себе?». Они будут ввергнуты туда вместе с неосознанными, а также со всеми воинами Иблиса. (*)
Иблис-Люцифер в Ветхом Завете
Первое упоминание утренней звезды с негативным оттенком встречается в Книге пророка Исаии, написанной на древнееврейском. Здесь династия вавилонских царей сравнивается с падшим ангелом, благодаря чему читатель узнаёт историю о том, как один из херувимов возжелал стать равным Богу и был за это низвергнут с небес. В оригинале использовано еврейское слово הֵילֵל («хейлель» — утренняя звезда), которое в библии короля Якова было переведено как англ. Lucifer:
(Исход 14:12-17) Как упал ты с неба, Люцифер (ивр. הֵילֵל, хейлель), сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в Ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «Тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города её, пленников своих не отпускал домой?
Иудеи и ранние христиане не использовали «хейлель» как имя Сатаны, для них это слово не имело негативного оттенка.
На рубеже IV-V веков Иероним Стридонский при переводе указанного места из Книги Исайи применил в Вульгате латинское слово lucifer («светоносный», «свет несущий»), использовавшееся для обозначения «утренней звезды». А представление о том, что, подобно царю Вавилона, низвергнутому с высот земной славы, и Сатана некогда был низвергнут с высот славы небесной (Лк. 10:18; Откр. 12:9), привело к тому, что имя Люцифер было перенесено на Сатану.
Однако у самого Иеронима слово «светоносный» не использовалось как имя собственное, а лишь как метафора. Создатель Вульгаты использовал это слово и в других фрагментах Писания, даже и во множественном числе. Однако именно перевод Иеронима, который пользовался огромным авторитетом в христианском мире, в конечном итоге послужил основой для придания латинскому эквиваленту еврейского «хейлель» значения личного имени Сатаны. В Библии короля Якова (1611 год) фраза обрела иной смысл: «How art thou fallen from heaven, O Lucifer, son of the morning!». Написанное с большой буквы, обращение больше не воспринималось, как метафора. Слова эти уже нельзя было воспринять, как песнь о победе над царем Вавилона, это было прямое обращение к Сатане.
В начале XIV века издаётся знаменитая поэма по христианской тематике «Божественная комедия» Данте. В ней Люцифер описан как вмёрзший в лёд в самой глубине Ада, и имеющий 3 пасти. Там он грызёт предателей и изменников, из них величайшие — Иуда Искариот, Брут и Кассий.
В Коране
Иблис один из джиннов, который по неизвестным нам причинам, оказался в компании с ангелами. Когда Всевышний Аллах сотворил Адама, Он повелел ангелам совершить ему земной поклон. Те выполнили повеление Аллаха, однако Иблис отказался покориться приказу:
(18:50) Вот сказали Мы ангелам: «Падите ниц перед Адамом!». Они поклонились, кроме Иблиса. Он был одним из джиннов и ослушался повеления своего Господа…
(38:75-) Сказал: «О, Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Собственноручно? Ты возгордился или же принадлежишь к числу превозносящихся?». (Иблис) сказал: «Ведь я лучше чем он! Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины».
(38:77-) Сказал: «Изыди же отсюда! Ведь ты же (подвергнут) анафеме. И проклятие Моё пребудет над тобой до Дня Воздаяния».
В Коране повествуется, что после того, как Аллах проклял Иблиса и изгнал его, тот обратился к Нему:
(15:39—-) (Иблис) сказал: «Господи! За то, что Ты отклонил меня, я (непременно) приукрашу для них земное, и я введу всех их в неосознанность, кроме Твоих искренних слуг». (Аллах) Сказал: «Это — путь, ведущий прямо ко Мне. Ведь Мои слуги — нет у тебя над ними власти. Кроме тех из Неосознанных, кто последует за тобой». И воистину, Самсара — (это место), обещанное всем им.
Аллах предупреждает своих слуг об опасности, исходящей от Иблиса:
(35:6) Воистину, Сатана — ваш враг! Так относитесь же к нему, как к врагу. Он зовет свою партию к тому, чтобы она оказалась среди обладателей (диагноза) Неврастения.
Партия Сатаны (Иблиса)
Также следует сказать, что и все остальные дьяволы являются последователями Иблиса и подчиняются его повелениям, осознают они это или нет. В Коране сказано, что все они относятся к партии Сатаны (Иблиса):
(58:19) Сатана был с ними, и (заставил) их забыть о методологии (абстрагирования к) Аллаху. Они являются партией Сатаны. Воистину, партия Сатаны – это потерпевшие убыток.
Таким образом, Иблис – это имя определённого существа, главного дьявола, из-за своего высокомерия, упрямства и непокорности оказавшегося проклятым Аллахом и лишённым Его милости.
История изгнания Иблиса
Давайте же ознакомимся с коранической историей изгнания Иблиса. Аяты были собраны в порядке, в котором история Иблиса была бы полной и последовательной:
(2:34) И когда Мы сказали Ангелам: «(Раскройте) сюжет Адаму!», — то они (раскрыли) сюжет. Лишь Иблис, отказался, и возгордился, и оказался в числе Отрицающих.
(7:12) (Аллах) сказал: «Что (вызвало) у тебя фрустрацию, нарушившую цикличность, когда Я приказал тебе?». (Иблис) ответил: «Ведь я лучше чем он! Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины».
(7:13—) (Аллах) сказал: «Так низвергнись же отсюда! Негоже тебе быть здесь превозносящимся. Изыди, ибо ты — один из ничтожных». (Иблис) сказал: «(Предоставь) мне отсрочку до того дня, когда они будут воскрешены». (Аллах) сказал: «Воистину, ты — (один) из тех, кому (предоставлена) отсрочка». (Иблис) сказал: «За то, что Ты ввел меня в неосознанность, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути.
(15:33) Сказал: «Я не стану (раскрывать) идеи своей цикличности для простолюдина, которого Ты сотворил из совокупности диагностируемых проявлений агрессии».
(17:62) (Иблис) сказал: «Видишь ли Ты того, кому Ты (отдал) предпочтение надо мною. Ах если бы Ты (дал мне) отсрочку до дня Предстояния, то я бы (непременно) забрал его потомство, кроме немногих».
(38:82-) (Иблис) сказал: «(Клянусь) Твоим могуществом! Я введу в неосознанность их всех, кроме Твоих искренних слуг».
(38:84-) Аллах сказал: «Вот истина! Я говорю только истину. Я непременно заполню Самсару тобою, и всеми теми из них, (кто) последует за тобой».
После рассмотрения истории Иблиса становится очевидно, что аяты Корана, исчерпывающе объясняют причину неповиновения Иблиса, и цель, которую он преследует. (Иблис) проявил высокомерие, и поплатился за это. Он проклят до Судного Дня, и окажется в Аду вместе со всем своим войском.
Примечания[править | править код]
- .
- ↑ , с. 81.
- ↑ , с. 82.
- В ряде исламских преданий и фольклоре арабских народов используется в качестве имени собственного одного из множества шайтанов, один из пяти сыновей Иблиса, четверо других: Дасим (семейный раздор), Залямбур (возглавляющий торговые пути), Сут (ложь) и Тир (катастрофа) (см. Hughes T. P. // A Dictionary of Islam. — New Delhi: Asian Educational Services, 1996. — P. 135. — 762 p. — ISBN 81-206-0672-8, ISBN 978-81-206-0672-2.; Turner P., Coulter Ch. R. // Dictionary of Ancient Deities. — New York; London: Routledge, 2013. — P. 84. — x, 597 p. — ISBN 1-13-596397-5, ISBN 978-1-13-596397-2.)
- Turner P., Coulter Ch. R. // Dictionary of Ancient Deities. — New York; London: Routledge, 2013. — P. 84. — x, 597 p. — ISBN 1-13-596397-5, ISBN 978-1-13-596397-2.
- ↑ В ряде исламских преданий и фольклоре арабских народов используется в качестве имени собственного одного из множества шайтанов
- В ряде исламских преданий и фольклоре арабских народов используется в качестве имени собственного одного из множества шайтанов, один из пяти сыновей Иблиса, четверо других: А’вар (поощряющий разврат), Залямбур (возглавляющий торговые пути), Сут (ложь) и Тир (катастрофа) (см. Hughes T. P. // A Dictionary of Islam. — New Delhi: Asian Educational Services, 1996. — P. 135. — 762 p. — ISBN 81-206-0672-8, ISBN 978-81-206-0672-2.; Turner P., Coulter Ch. R. // Dictionary of Ancient Deities. — New York; London: Routledge, 2013. — P. 144. — x, 597 p. — ISBN 1-13-596397-5, ISBN 978-1-13-596397-2.)
- В ряде исламских преданий и фольклоре арабских народов используется в качестве имени собственного одного из множества шайтанов, один из пяти сыновей Иблиса, четверо других: А’вар (поощряющий разврат), Дасим (семейный раздор), Сут (ложь) и Тир (катастрофа) (см. Hughes T. P. // A Dictionary of Islam. — New Delhi: Asian Educational Services, 1996. — P. 135. — 762 p. — ISBN 81-206-0672-8, ISBN 978-81-206-0672-2.; Turner P., Coulter Ch. R. // Dictionary of Ancient Deities. — New York; London: Routledge, 2013. — P. 520. — x, 597 p. — ISBN 1-13-596397-5, ISBN 978-1-13-596397-2.)
- ↑
- Hefner Alan G. // The Oxford Dictionary of World Religions / Edit. John Bowker. — New York: Oxford University Press, 1997. — P. 273. — ISBN 0-19-213965-7.
- (англ.). The Century Dictionary. Online Etymology Dictionary (www.etymonline.com) (14 октября 2004). — «Klein thinks this may be Greek diablos, passed through Syriac where the first syllable was mistaken for the Syriac genitive particle di and dropped». Дата обращения: 1 августа 2015.
- (англ.) (śṭn Northwest Semitic, to be(come) hostile, accuse. a. Satan, from Hebrew śāṭān, adversary, Satan, from śāṭan, to accuse, act as adversary;; b. shaitan, from Arabic šayṭān, Satan, from Ethiopic śayṭān, from Aramaic sāṭānā, from Hebrew śāṭān (see above).). The Free Dictionary by Farlex. Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company (17 января 2004). Дата обращения: 29 июня 2022.
- (англ.). Quran Dictionary. The Quranic Arabic Corpus (19 мая 2012). — «The proper noun ib’līs (إِبْلِيس) occurs 11 times in the Quran. The translations below are brief glosses intended as a guide to meaning. An Arabic word may have a range of meanings depending on context.» Дата обращения: 1 августа 2015.
- (англ.). Quran Dictionary. The Quranic Arabic Corpus (22 февраля 2012). — «The triliteral root shīn ṭā nūn (ش ط ن) occurs 88 times in the Quran as the nominal shayṭān (شَيْطَٰن). The translations below are brief glosses intended as a guide to meaning. An Arabic word may have a range of meanings depending on context.» Дата обращения: 1 августа 2015.
- . Священный Коран. Кулиев (рус). Поиск по Корану. СКМ: Сайт Крымской Молодежи (2003—2012). Дата обращения: 1 августа 2015.
- , с. 847—848.
- , Азазил.
- Ас-Сейед К. // Коранические истории / Пер. с англ. А. А. Ежовой и С. А. Петрова. — М.: ООО «Садра»; Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013. — С. 7. — 320 с. — ISBN 978-5-906016-24-9, ISBN 978-5-906014-09-2.
- . Дата обращения: 1 апреля 2020.
- . Дата обращения: 1 апреля 2020.
- Hefner Alan G. (англ.). Encyclopedia Mythica. www.pantheon.org (2 ноября 1997). Дата обращения: 1 августа 2015.
Литература
- на русском языке
- Али-заде А. А. Шайтан // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — С. 847—848. — ISBN 978-5-98443-025-8. (CC BY-SA 3.0)
- Али-заде А. А. Азазил // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8. (CC BY-SA 3.0)
- Гогиберидзе Г. М. Исламский толковый словарь. — Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — 266 с. — (Словари). — 3000 экз. — ISBN 978-5-222-15934-7.
- (недоступная ссылка)
- на других языках
Iblīs / Wensinck A.J., Gardet L. // Encyclopaedia of Islam. 2 ed : : in 12 vol. / ed. by P. J. Bearman, Th. Bianquis, C. E. Bosworth, E. van Donzel, B. Lewis, W. P. Heinrichs et al. — Leiden : E.J. Brill, 1960—2005. (платн.)
Джинны и шайтаны
Джинн — это форма множественного числа от Джинни, от которого происходит английское слово Genie. В доисламской мифологии арабов о джиннах говорилось как о духовном существе со статусом ниже, чем у ангелов. Джинны были трех классов: 1) Гул (преобразователи формы), 1) Ифрит (злые духи) и Силла (духи предательства). Джинны были существами пламени. Однако некоторые из них могли принимать форму человека или животного, в то время как другие обитали на деревьях, камнях, под землей, в воздухе и т. Д.
“ | Я лучше, чем он; Ты создал меня из огня, и его Ты создал из праха.-Коран 7:12 | ” |
В отличие от ангелов, у джиннов были телесные потребности и желания, подобные человеческим, и их даже можно было убить. Тем не менее, они также были описаны как свободные от физических ограничений
Они считались ответственными за причинение болезней и всех видов несчастных случаев, если человек не принимал меры предосторожности с помощью различных молитв или магических обрядов. Джинну нравилось мучить людей, которые причинили им вред, даже непреднамеренно
Сказания о джиннах были широко распространены на востоке от Персии, на западе от Турции и на юге от Египта и Северной Африки. Хорошо известный Тысяча и одна арабская ночь содержит множество эпизодов их подвигов. Даже сам пророк Мухаммед уважал силу джиннов и, как сообщается, опасался, что они могли повлиять на его откровения.
Шайтаны (пишется с маленькой буквы «s» на английском языке, в то время как шайтан / иблис пишется с большой буквы «S») в основном являются злыми духами в современном исламе. Однако в доисламской культуре шайтаны действовали подобно греческим демонам или фамильярам, давая вдохновение и понимание пророкам, гадалкам, медиумам и поэтам. В арабских сказках о царе Соломоне о могуществе шайтанов ходили легенды; и они были способны служить как добру, так и злу.
Однако в раввинских сказках и другом еврейском фольклоре того времени «сатаны» явно были злом. Кораническая традиция ближе к этому образцу. Как творения Аллаха, их нельзя назвать абсолютно «злыми», но они составляют мириады духов под командованием Иблиса. Как и их хозяин, шайтаны нашептывают злые мысли в умы людей. Однако люди вполне способны противостоять этому искушению, проявляя свою свободную волю. Умный шайтан с большей вероятностью преуспеет, чем менее изобретательный, соблазнить человека, но истинный мусульманин всегда способен преодолеть такой шепот.
Имена известных мусульманских Ангелов
Самые известные архангелы в Исламе, помимо прозвучавших Азраила, Исрафила, Микаила, также: Иса-ибн-Марьям, которого христиане знают под именем Христа, Джибрил, посланник справедливости. Все они относятся к Мукаррабун.
Также имена ангелов в Исламе: Ракиб и Атид, писари киряман кятибин, Дардаил, глава сайяхунов, Харут и Марут, ангелы-колдуны, обучающие людей магии с разрешения Аллаха, но взамен забирающие в ад душу.
Богоугодные исламские ангелы и вера в них – одна из важных основ мусульманской религии. Эти божьи служители не требуют преклонения, они истинные слуги Господа. Однако мусульмане считают своей обязанностью отдавать им дань почитания
И стремиться завоевать их внимание и уважение
Имена ангелов в исламе
Самыми известными ангелами в исламе являются Исрафил, Азраил, Микаил и Джибриль. Они являются самыми близкими к Аллаху и изображаются четырехкрылыми существами. Считается, что они неотступно сопровождали самого Пророка, даруя ему свое благословение. Они постоянно наставляли Мохаммеда, отводили от него беды и рассказывали ему волю Аллаха.
Микаил является ангелом милосердия. Именно он подарил людям пищу и научил их готовить ее и выращивать. Это — самый светлый и благостный образ из четверки ангелов, приближенных к Аллаху.
Азраил же является ангелом, олицетворяющим смерть. При этом он дарит мучительную смерть неверным и легкую — праведникам. Приходит он сам лишь к пророкам или великим грешникам, остальных же людей забирают его слуги.
Джибриль олицетворяет собой справедливость. Именно он являлся практически ко всем пророкам, охраняя их и защищая. Считается, что главная роль, переданная Аллахом Джибрилю, заключается именно в покровительстве людям.
Исрафил — это вестник гибели всего живого и олицетворение неотвратимости Страшного Суда. Он выглядит как жуткое существо с четырьмя крыльями и покрытым волосами телом. Главная его задача — возвестить о начале конца света, когда все живые существа погибнут, чтобы предстать перед Аллахом и получить причитающееся им воздаяние.
Есть и множество других ангелов, имеющих собственные имена, о которых сообщалось выше. Весьма интересной и поучительной для каждого мусульманина может быть история об ангелах, которых звали Харут и Марут. Они были единственными ангелами, посвященными в тайны нечестивого колдовства и имеющими право учить ему всех людей. Тем не менее, в отличие от шайтанов, они предупреждали всякого желающего обучиться магии о том, что за такие тайные знания их ждет посмертное наказание. Таким образом, они предоставляли людям свободу выбора и не обманывали их, демонстрируя, что Всевышний дает возможность решать свою судьбу каждому желающему, честно и открыто.
В целом роль ангелов в исламе нельзя недооценивать. Это — действительно могучие и кристально чистые существа, которые являются неотъемлемой составляющей жизни каждого правоверного. Они не требуют поклонения и являются лишь истинными проводниками замысла Аллаха, претворяя его в жизнь. Тем не менее праведные мусульмане почитают их — и как любое другое творение Аллаха, и как непосредственных проводников его воли, которые заботятся о человечестве.