Народный герой

Ходжа насреддин

Скажи мне, кто твой друг

Сын Моллы Насреддина хвастался однажды, утверждая, что у него сто друзей. Молодой человек был уверен, что каждый из этих ста человек не бросит его в трудную минуту, так как зовётся его другом. Тогда мудрый Молла спросил: «А уверен ли ты, сын мой, что эти люди — твои друзья?» На что получил ответ сына: «Да!» В свою очередь Молла предложил юноше проверить дружбу на прочность.

— Возьми мешок, набей его ватой, — велел он сыну.

После того, как мешок был подготовлен, последовало следующее указание отца:

— Обойди всех своих друзей по очереди, говоря каждому, что ты попал в беду. Скажи, что от твоей руки погиб человек и его тело сейчас находится в мешке. Попроси каждого из своих друзей помочь тебе избавиться от тела.

И молодой человек, взвалив мешок на плечи, вышел из дома. По истечении некоторого времени, он вернулся. На лице его читалась обида и разочарование.

— Что случилось? — спросил Молла.

— 90 из моих друзей закрыли дверь перед моим носом, едва услышав о теле в моём мешке! — сообщил раздосадованный юноша.

— Понятно, — покачал головой Молла. — Эти 90 из 100 не являются твоими друзьями. Они не помогут тебе в трудную минуту. Но что же сказали остальные 10?

— 9 из оставшихся согласились помочь мне закопать мешок с телом и готовы были отправиться со мной рыть могилу, — сказал юноша.

— А что же сказал последний? — спросил Молла.

— Он сказал: «Отдай мешок мне, я закопаю тело. А сам ты отправляйся спать. Не волнуйся, всё будет хорошо».

— Понятно, сын мой, — вновь покачал головой Молла, — 90 из 100 не твои друзья, 9 — друзья на половину и лишь один из сотни — твой настоящий друг.

Притчи

Рассказы о похождениях Ходжи относятся к суфийским притчам. Для таких философских эпосов привычным является «отзеркаливание». То есть Насреддин своим поведением и словами показывает непосвященному человеку ситуацию со стороны.

Еще один прием поклонников суфизма — отрицание прежнего опыта. Такое поведение тоже прослеживается в приключениях философа. Насреддин совершает нестандартные поступки, которые показывают людям нелепость их поведения или желаний. К примеру, как в притче о белой обезьяне.

Притча о белой обезьяне

Однажды к Ходже пришел безобразный ростовщик. Мужчина требовал, чтобы философ с помощью мудрости превратил его в красавца. Насреддин не мог уронить авторитет и согласился помочь. Единственное условие — во время ритуала нельзя думать о белой обезьяне.

Естественно, окружающие размышляли только о зверьке. Ростовщик остался непривлекательным, но виноватыми в провале оказались все, кроме Насреддина.

Притча про заячий суп

Однажды местный крестьянин подарил острослову тушку зайца. Придя в гости к Ходже, мужчина напомнил о подарке. Философу ничего не оставалась, как угостить того супом. Через неделю к Насреддину пришли соседи крестьянина и напомнили, что их сосед подарил философу зайца. И этих гостей Ходжа накормил.

Следующий визит нанесли соседи соседей. И получили в качестве угощения воду. На немой вопрос герой ответил: «Это — вода от воды, в которой варился заячий суп».

Среди анекдотов о философе распространены притчи про осла. Ишак – верный друг Ходжи и часто сопровождает Насреддина в путешествиях.

Повесть о пропавшем осле

Ходжа потерял на базаре осла. Мужчина во всеуслышание заявил, что подарит животное тому, кто найдет пропажу. Соседи мужчины удивились подобному заявлению. Никто не понял в чем смысл поисков, если осла все равно отдадут. Философ заявил, что хочет испытать радость от находки, а не от владения.

Каждое из трехсот дошедших до нас сказаний наполнено глубоким смыслом и не теряет актуальности. Остроумный шутник не только развлекает, но и дает важные жизненные уроки.

  • Ежегодно в начале июля жители города Акшехир устраивают фестиваль юмора и чествуют героя любимых притч.
  • Статуи острослова установлены во многих городах мира. Москва не стала исключением. Неподалеку от метро «Молодежная» расположен памятник Ходже и его верному ослу.

  • В притчах Болгарии и Македонии Ходжа выступает в роли антигероя. Веселый и находчивый Хитрый Петр постоянно оставляет Насреддина в дураках. Причина такой нелюбви – обе страны долго находились под гнетом турецких правителей.
  • Крылатое выражение «Если гора не идет к Магомету, то идет к горе» приписывают мусульманскому пророку, но автор фразы Ходжа Насреддин. Первоначальный вариант выглядел так:

Имя

В русской традиции самое распространённое имя — Ходжа Насреддин. Другие варианты: Насреддин-эфенди, молла Насреддин, Афанди (Эфенди, Эпенди), Анастратин, Несарт, Насыр, Наср ад-дин.

В восточных языках существует несколько различных вариантов имени Насреддина, все они сводятся к трём главным:

  • Ходжа Насреддин (с вариациями написания имени «Насреддин»),
  • Мулла (Молла) Насреддин,
  • Афанди (эфенди) (Средняя Азия — в особенности у киргизов, таджиков, узбеков и уйгуров).

Персидское слово «ходжа» (перс. خواجه khâje — хозяин) существует почти во всех тюркских и арабском языках. В начале оно использовалось как название рода потомков исламских суфийских миссионеров в Средней Азии, представителей сословия «белой кости» (тюрк. «ак суюк»). Со временем «ходжа» стало почётным титулом, в особенности так стали называть исламских духовных наставников османских принцев или учителей арабской грамоты в мектебе, а также благородных мужей, купцов или евнухов в правящих семействах.

Арабское мусульманское личное имя Насреддин (араб. نصرالدين, Naṣr ad-Dīn) переводится как «Победа Веры».

Мулла (молла) (араб. المُلَّا аль-муллаа, mawlá/; перс. ملّا, тур. molla) имеет несколько значений. У шиитов мулла — лидер религиозной общины, теолог, специалист в толковании вопросов веры и права (у суннитов эти функции выполняет улема).

В остальном исламском мире в более общем значении, как уважительный титул, может иметь значения: «учитель», «помощник», «владелец», «защитник».

Эфенди (афанди, эпенди) (араб. أفندي Afandī; перс. آفندی от древнегреч. αὐθέντης «тот, кто может (в суде) защищать себя сам») — почётный титул благородных особ, вежливое обращение, со значениями «хозяин», «уважаемый», «господин». Обычно следовало за именем и давалось преимущественно представителям учёных профессий.

  • абхазское: Хәаџьа Шьардын,
  • аварское: Малла Насрудин,
  • адыгейское: Хъожэ Нэсрудин
  • азербайджанское: Molla Nəsrəddin,
  • арабское: جحا Juḥā,
  • албанское: Nastradin Hoxha или Nastradini,
  • башкирское: Хужа Нәсретдин,
  • болгарское: Настрадин Ходжа,
  • боснийское: Nasruddin Hodža,
  • греческое: Ναστραντίν Χότζας,
  • ингушское: Молла Несарт,
  • итальянское: Giufà или Giucà,
  • кабардино-черкесское: Хъуэжэ Нэсрудин
  • казахское: Қожанасыр, Әпенді,
  • карачаево-балкарское: Насра Ходжа,
  • киргизское: Апенди,
  • китайское: 阿凡提 (пиньинь Āfántí) и 阿方提 (пиньинь Āfāngtí),
  • кумыкское: Молла Насюрттюнь,
  • курдское: Mella Nasredîn,
  • лезгинское: Молла Насретдин,
  • македонское: Насредин Оџа,
  • румынское: Nastratin Hogea,
  • персидское: ملا نصرالدین Nasridin,
  • таджикское: Хоҷа Насриддин, Афандӣ,
  • татарское: Хуҗа Насретдин,
  • турецкое: Nasreddin Hoca,
  • туркменское: Ependi,
  • узбекское: Xo‘ja Nasriddin, Nasriddin Afandi или, часто, Afandi,
  • уйгурское: نەسىرىدىن ئەپەندى, Нәсирдин Әпәнди или Nesirdin Ependi,
  • чеченское: Молла Несарт.

Наиболее разработанным и, по оценкам некоторых исследователей, классическим и оригинальным является образ Ходжи Насреддина, существующий и поныне в Турции. Здесь традиционно принято считать, что Насреддин Ходжа родился в 605 году Хиджры (1208 году) в селении Насреттинходжа близ города Эскишехир, а умер в 683 году Хиджры (1284 году) в городе Акшехир. По найденным документам в то время там действительно жил некий Насреддин. Его отцом был имам Абдулла. Насреддин получил образование в городе Конья, работал в Кастамону и умер в 1284 году в Акшехире, где по сей день сохранилась его могила и мавзолей (Hoca Nasreddin türbesi). На надгробии имеется скорее всего ошибочная дата: 386 год Хиджры (то есть 993 году н. э.). Возможно, неверна она, потому что сельджуки появились здесь только во второй половине XI века. Высказываются предположения, что у великого шутника и могила «непростая», а следовательно дату нужно читать задом наперёд.

Другие исследователи оспаривают эти даты. К. С. Давлетов относит зарождение образа Насреддина к VIII—XI векам.

Л. В. Соловьёв в книге «Очарованный принц» утверждает, что «восемь гробниц в разных частях света носят его славное имя», а надгробие в Акшехире комментирует так:

Существует также ряд других гипотез.

В поисках совершенства

Однажды на базаре Мулла Насреддин столкнулся со старым другом. Тот как раз собирался жениться. Друг спросил Муллу, помышлял ли тот о женитьбе. Насреддин ответил, что много лет назад он решил жениться и стал искать совершенную женщину.

Вначале он отправился в Дамаск, где нашёл исключительно красивую женщину, но вскоре обнаружил, что ей не хватает духовности. Затем он пошёл в Исфахан, где встретился с женщиной высокой духовности и редкой красоты, но, к сожалению, отношения у них не сложились.

— И наконец, в Каире я нашёл её, — сказал Мулла. — Это была идеальная женщина: духовная, изящная, прекрасная, обаятельная. Одним словом, совершенство.

— Ты женился на ней? — спросил друг.

— Нет, — ответил Мулла. — К сожалению, она искала совершенного мужчину.

Легенда об осле и его владельце

Одна из самых ярких достопримечательностей города — скульптура Ходжи Насреддина. Причем изображен он, конечно же, сидящим верхом на своем знаменитом осле.

Если увидите, что к ослику выстроилась очередь маленьких детей и их родителей, не удивляйтесь. Дело в том, что существует поверье: если малыш немного посидит на знаменитом ослике, это к добру. Это принесет ребенку много радости и веселья на всю его дальнейшую жизнь.

Считается, что прославленный мудрец, изображенный сидящим на осле, когда-то жил здесь, среди этих древних стен. Впрочем, жители Турции, например, утверждают, что это неправда, что на самом деле он жил в их стране.

Где именно проживал мудрец и существовал ли он вообще — это вопрос, ответа на который не существует. Но бухарцы твердо уверены, что всемирно известный персонаж (или его прототип) жил именно в их городе.

Интересен архитектурный ансамбль, частью которого является скульптура. Он включает в себя пруд и несколько старинных зданий:

  • медресе XVI века;
  • медресе XVII столетия;
  • суфийское святилище XVII века.

Пруд представляет собой восьмиугольник, глубина водоема составляет около 5 м. В советское время он был осушен, а вскоре неподалеку произошел сильный пожар. Воды для тушения пламени было катастрофически мало (ее брали из ближайшего арыка); после этого пруд был восстановлен.

История[править | править код]


Памятник Ходже Насреддину в Енишехире (Турция)

Несколько исследователей датируют появление анекдотов о Ходже Насреддине XIII веком. Если принять, что этот персонаж существовал в действительности, то жил он в том же XIII веке.

Крупный российский тюрколог академик В. А. Гордлевский полагал, что образ Насреддина вышел из анекдотов, созданных у арабов вокруг имени Джухи и перешёл к сельджукам, а позднее к туркам как его продление.

Другие исследователи склоняются к тому, что оба образа[] имеют лишь типологическое сходство, объясняемое тем, что почти у каждого народа в фольклоре имеется популярный герой-острослов, наделяемый самыми противоречивыми свойствами.

Первые анекдоты о Ходже Насреддине были записаны в Турции в «Салтукнамэ» (Saltukname), книге, датируемой 1480 годом, и чуть позднее в XVI веке писателем и поэтом «Джами Рума» Ламии (ум. 1531 г.).

Позднее было написано несколько романов и повестей о Ходже Насреддине («Насреддин и его жена» П. Миллина, «Чётки из черешневых косточек» Гафура Гуляма и др.).

В России анекдоты о Ходже впервые появились в XVIII веке, когда Дмитрий Кантемир, молдавский господарь, бежавший к Петру I, издал свою «Историю Турции» с тремя «историческими» анекдотами о Насреддине.

В 2020 году была подана заявка на включение в список ЮНЕСКО традиции пересказа притчей о Ходже Насреддине как общего объекта Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана, Турции и Узбекистана. В 2022 году, на заседании Межправительственного комитета ЮНЕСКО по сохранению нематериального культурного наследия, проходящем с 28 ноября по 3 декабря в Рабате, традиция пересказа анекдотов о Ходжа Насреддине была внесена от Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана, Турции и Узбекистана в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.

Литературный образ[править | править код]

Обложка первого выпуска азербайджанского сатирического журнала «Молла Насреддин», с изображением самого Насреддина. 1906 год

На территории мусульманской Центральной Азии и Ближнего Востока, в арабской, персидской, турецкой, среднеазиатской и китайской литературе, а также в литературе народов Кавказа и Балкан существует множество популярных анекдотов и коротких историй о Ходже Насреддине. Самое полное их собрание на русском языке содержит 1238 историй.

Литературный персонаж Насреддина эклектичен и сочетает в себе синкретический образ мудреца и простака одновременно. Этот явно перенесённый из нескольких фольклорных персонажей внутренне противоречивый образ антигероя, бродяги, вольнодумца, бунтаря, глупца, юродивого, хитреца, плута и даже философа-циника, тонкого учёного-богослова и суфия высмеивает людские пороки, скупцов, ханжей, лицемеров, судей-взяточников и мулл. Часто оказываясь на грани нарушения общепринятых норм и понятий о приличии, его герой тем не менее неизменно находит неординарный выход из положения.

Основная черта литературного героя Насреддина — выходить из любой ситуации победителем с помощью слова. Насреддин-эфенди, виртуозно владея словом, нейтрализует любое своё поражение. Частые приёмы Ходжи — притворное невежество и логика абсурда.

Неотъемлемой частью образа Насреддина стал ослик, который появляется во многих притчах либо как главный герой, либо как спутник Ходжи.

Как триста лет назад, так и в наши дни анекдоты о Насреддине пользуются очень большой популярностью среди детей и взрослых во многих азиатских странах.

Авторская обработка

Русскоязычному читателю наиболее известна дилогия Леонида Соловьёва «Повесть о Ходже Насреддине», состоящая из двух романов: «Возмутитель спокойствия» и «Очарованный принц». Эта книга переведена на десятки языков мира.

Не столь знаменита, но по-своему не менее замечательна повесть Бориса Привалова «Весёлый мудрец».

Во многих театрах поставлена пьеса Шапи Казиева «Золотой осёл Насреддина».

В Азербайджане именем Насреддина был назван сатирический журнал «Молла Насреддин», который издавал Джалил Мамедкулизаде.

Памятник исчезнувшим аистам

Когда-то в городе жили аисты, они вили гнезда на минаретах и крышах медресе. К сожалению, это осталось в прошлом: все изменилось в советское время.

Именно тогда были осушены болота, находившиеся неподалеку от города. А ведь на болотах прекрасные длинноногие птицы находили себе пропитание. После исчезновения источника пищи они перестали появляться в древнем городе.

На крыше красивого старинного медресе можно увидеть скульптуру, изображающую гнездо аиста. Это одно из интереснейших зданий города — Чор-Минор. Особенность строения — 4 небольшие башенки; есть версия, что они символизируют 4 мировые религии.

Когда именно было выстроено здание — неизвестно, но в XVII столетии оно уже существовало. Разумеется, в то время скульптуры, изображающей гнездо, на крыше еще не было: она появилась недавно.

Биография

Ходжа Насреддин родился в семье главы мусульманской общины. Мальчик рос в любви и получил престижное образование. Острослов со школьной скамьи посмеивался над ровесниками и учителями:

Окончив школу, Ходжа углубился в изучение юриспруденции. Во время студенчества юноша познакомился с поэтом Джалаладдином Руми. Суфийские притчи, написанные стихотворцем, увлекли Насреддина. Так в жизнь Ходжи вошел суфизм — философское направление, отличающееся повышенной духовностью.

Герой анекдотов рано женился. Вместе с молодой возлюбленной Ходжа обустраивается в селении, где вырос. Возвращение молодого мужчины совпало со смертью отца. Доподлинно не известно, были ли у Насреддина другие жены. Вскоре в семье появились дети: две девочки и мальчик. Как и с женами, точное число детей установить не удалось, но существует мнение, что Ходжа любил и баловал младшего сына сильнее остальных.

За жизнь философ сменил множество работ: Насреддин работал учителем в школе, читал проповеди в селении, промышлял грабежом, а после занял пост судьи. По работе и ради развлечения герой объездил множество городов. Скоро слава о мужчине облетела всю страну.

Умер Ходжа Насреддин в старости. Могила философа расположена в городе Акшехир. Только на гробовой доске выбиты даты, свидетельствующие, что острослов скончался за несколько сотен лет до дня рождения. Поклонники Насреддина считают это последней шуткой остроумного весельчака.

Дмитрий Губин о Ходже Насреддине

Дмитрий Губин: «Да он никогда толком и не жил, мне вообще так кажется, потому что кто читал Ходжу Насреддина… Понимаете, Ходжа Насреддин — это что-то вроде Шолом-Алейхема все знают, что есть такое непонятное Шолом-Алейхем, и все знают, что есть такой Ходжа Насреддин, ну что именно кажется, и тот, и другой произносили всякие мудрые мысли по всякому поводу.

Но попробуйте припереть к стенке хорошо образованного советского человека — вот он вам не скажет, это подлинные герои или герои фольклора, это название книги или это имя автора. Просто, знаете, есть некий лимит на экзотические отпечатки — вот с одной стороны должен быть запомнен такой вот Хаджа Насреддин и приписываемое мы ему, хотя я, вот абсолютно будучи советским интеллигентом, то есть не знающий ничего толком, я тоже вам с ходу не скажу — вот это знаменитое «кто умрет первый — падишах или ишак» — это сказал Ходжа Насреддин или это сказал не Ходжа Насреддин».

Ваша правда

Однажды во время пребывания Насреддина при дворе правитель пожаловался на то, что его подданные лживы. Насреддин сказал:

— Ваше величество, истины бывают разные. Прежде чем люди смогут использовать относительную истину, им необходимо практически познать реальную истину. Но они всегда пытаются делать всё наоборот. В результате люди слишком бесцеремонно обращаются со своими же искусственными истинами, подспудно чувствуя, что это не более, чем выдумка.

Всё это показалось правителю слишком сложным:

— Вещи должны быть или истинными, или ложными. Я заставлю людей говорить правду, и с помощью этого они приобретут привычку быть правдивыми.

На следующее утро перед открытыми городскими воротами красовалась виселица, которую окружали солдаты правителя во главе с капитаном. Глашатай объявил:

— Каждый, кто войдёт в город, должен, прежде всего, правдиво ответить на вопрос капитана.

Насреддин, поджидавший снаружи, вошёл в город первым. Капитан спросил:

— Куда ты идёшь? Говори правду, иначе тебя повесят.

Насреддин ответил:

— Я иду, чтобы быть повешенным на этой виселице.

— Я не верю тебе!

— Прекрасно. Если я солгал — повесь меня.

— Но это будет значить, что ты сказал правду.

— Вот именно, — сказал Насреддин, — вашу правду.

Иван Давыдов о Ходже Насреддине

Иван Давыдов: «О чем речь, собственно сами вещи, которые там описаны и, наверное, это всё куда-нибудь уйдет, ну, кроме книг по-настоящему талантливых. «Ходжа-Насреддин» в гораздо более интересных условиях, понятно, что это был советский хит, невероятно большой дефицит, и книжку Соловьева эту знали и цитировали все, и её сложно было достать, где-то у меня лежит добытая мной и в подростковые ещё годы зачитанная до дыр и известная мне местами почти наизусть.

Но ведь это совсем другой пример, это совершенно другой подход к Востоку. Это вот не Саидовский ориентализм. Вроде бы она идеологизирована, но она идеологизирована ведь ровно настолько, насколько на самом деле аутентичные рассказы о Ходже-Насреддине идеалогизированы.

Но эта книжка о том, что богатые злы и глупы, но бедные, за счет того, что они умны и отчасти смелы и ещё остроумны, могут жить в этом страшном мире богатых. Но похоже, во-первых, что вот это реалии, которые не денутся никогда и никуда. Во-вторых, это талантливый писатель. Да, не из самых крупных наших прозаиков, никто не станет ставить его в один ряд с Платоновым или тем же Шаламовым, но он и не рвется — это совершенно другая вещь.

Это развлекательная, это очень качественная и развлекательная литература, написана остроумным человеком, с кучей не устаревающих шуток, ну, не знаю, шутка про «зверь, именуемый кот» — не может, наверное, устареть, наоборот, с появлением фейсбука она может только еще обрести новое дыхание.

Восток показан там глазами.. такой реконструированный Восток, исторически чуть-чуть припорошенный пылью времени, Восток показан там с любовью и показан знатоком. Для меня было большим откровением, если вы помните, там куча эпиграфов из книги «Ожерелье голубки», которая вот с такой какой-то невероятной цветистостью написана.

Я думал что Соловьев это всё придумал, а это такая пародия на вычурный, ориенталистский как раз стиль. А потом я прочел книжку «Ожерелье голубки», — нет, она вот так и написана, она существует, она из позднего средневековья — это точная цитата, люди так писали, и это показывает с каким знатоком мы на самом деле имеем дело.

И она немножко дидактическая, но это нормально для книги, если не детской, то подростковой. Потом, она ведь учит не, я не знаю, не борьбе классов, не уничтожению мулл и чиновников — она про любовь, про добро и, боюсь.., или вернее не боюсь, думаю, что запрос, на такого рода вещи, никуда не денется, и Соловьев долго еще будет находить своего читателя. Это хорошая книжка».

Типология Насреддина

Шахматная партия Ходжи Насреддина

По словам людей Ходжа – многоликий. То он предстает замухрышкой в старом засаленном халате, то вполне приятным человеком, и явно зажиточным. Случаются в семье Ходжи праздники, не миновали они и черных дней.

Насреддин странствует бесконечно, но где находится дом героя – никто не знает. Его готовы назвать своим Турция и Узбекистан, Армения и Азербайджан, Афганистан и Казахстан, Греция и Болгария.

Насреддин, имя которого склоняется на многих языках, буквально оброс учениками и друзьями. Недоброжелателями, кстати, тоже.

Он семьянин. Отец двух дочерей и сына. Жена часто оказывается мудрее супруга. А сын – хитер не меньше.

И занятий у Ходжи немало. Он земледелец, иногда промышляет торговлей, умудряется лечить людей, выступает в роли проповедника, может стать судьей и советником великого эмира. При этом великий умник кажется совсем недалеким, не лишенным недостатков безбожником.

Ходжу Насреддина многие воспринимают как своего.

Это не случайный персонаж. Каждая притча/анекдот о нем – кладезь народной мудрости. А Ходжа – истинный суфий.

Ходжа Насреддин Соловьева

В 1955 он отправляется к сестре в Ленинград, женится на учительнице русского языка. Больше он не напишет ничего выдающегося, а в 1962 году умрет. Большие писатели не понимали его успеха, а критика хранила гробовое молчание. О нем осталось несколько страниц воспоминаний его соавтора Витковича и один абзац в дневниках у Юрия Олеши.

У Соловьева Насреддин 35-летний полный сил человек, Насреддин из сказок – это глубокий старик, которому нечего терять. Вот и получилось так, что Насреддин благодаря Соловьеву шагнул из XIII века в ХХ и уверено шагает в ХХI. И Насреддин по-прежнему сильнее богачей и падишаха.

Вред

Мулла впервые в жизни попал в город. Блуждая по улицам, он забрёл на базар. Прежде всего на глаза ему попалась бакалейная лавка. Мулла не знал, чем там торгуют, и, войдя в лавку, увидел сидящего человека и вокруг него — деревянные подносы с кишмишем, персиками, миндалём, фисташками и всем, что только есть на свете вкусного. Но человек не ел ничего из этих лакомств.

Сперва Мулла подумал: «Наверное, этот человек слеп и не видит, что за вкусные вещи разложены вокруг него!» Мулла приблизился к нему и убедился, что человек этот смотрит. Но потом, постояв ещё немного и подумав, решил, что он, наверно, слеп от рождения — смотрит, но не видит.

Чтобы убедиться, прав он или нет, Мулла подошёл к бакалейщику и поднёс два пальца к его глазам. Тот закричал:

— Что ты делаешь? Чуть мне глаза не выдавил. Мулла удивился:

— Разве ты видишь?

— А почему же мне не видеть? — спросил бакалейщик.

— Если ты видишь, то почему тогда не ешь?

— Если я поем, то причиню себе вред.

Услышав это, Насреддин схватил целую пригоршню кишмиша и миндаля и начал уплетать.

— Что ты делаешь? — закричал бакалейщик.

— А тебе-то что? — спросил Мулла. — Пусть вред будет мне.

Насреддин как он есть

Многие истории о Насреддине сообщают, что он был суфием, и потому воспринимаются некоторыми как зашифрованная мистическая мудрость.

В новейшее время о Насреддине написано несколько романов, сняты фильмы, выпущены сборники литературно обработанных анекдотов. В совке тема сабжа значительно урезана, в народных преданиях Наср-Ад-Динн высказывался по самым разным вопросам, а не только о тупых богачах и коррумпированных ханских верхах, но ознакомиться стоит.

  • «Возмутитель спокойствия» — мелкий наёбщик Насреддин идёт к успеху и обзаводится жоной.
  • «Очарованный принц» — Насреддину надоела семейная жизнь, он снова начинает бродяжничать. Не канон, лулзов немного, но в совке было популярно. Но, к слову, наконец полностью и достойно описывается полная стратегия и тактика Ходжи Насреддина по выпиливанию неугодных миру сему. И да, это единственная книга, где он никого не убил.
  • «Весёлый мудрец» — старый Ходжа толсто троллит богачей, мулл и мудрецов, сытно жрёт за чужой счёт, помыкает пресветлым эмиром, осуществляет крупные экспроприации и вовсю не чурается мелкого шарлатанства. Непревзойдённый вин, но буржуям, баям-кулакам, муллам и им сочувствующим читать не советуется. В остальном совок почти не виден. Один лишь минус: Ходжа — уже старик, поэтому лихих драк и прочего экшна в его исполнении ждать не приходится. Зато он не прочь взнуздать вместо ишака какого-нибудь муллу и с ветерком на нём прокатиться.
  • Алсо Насреддин является действующим лицом пьесы Леся Подервянского «Восток», где он упоминается сидящим задом наперёд на осле, а также выпускает из бутылки Йобаное Чмо, которое пиздит весь Восток. Вот до чего некоторых авторов доводит злоупотребление веществами.

В этих ваших интернетах Ходжу наряду с Хайямом безудержно цитируют на форумах и в жжешках как наиболее известные образцы восточной мудрости, что символизирует.

А в Свободной Казахии есть расово верный вариант Ходжи — некий Алдар-косе, любивший потроллить ханов, султанов, различных баев и биев. От прототипа отличается отсутствием бороды. Выполнял функцию казахского Робина Гуда. Сам Ходжа тоже известен, но, будучи горожанином, не знающим очевидные для каждого степняка вещи, традиционно выступает в сказках в роли нуба, попадающего в лулзовые ситуации — правда, с успехом находящего из них выход. Помимо них, имеется аналогичный персонаж по имени Тазша-бала — беспризорник, выживающий как может. А у туркменов имеется сказочный бедняк-острослов Мирали, почти полностью косплеящий старину Насреддина.

Орхан Джемаль о Ходже Насреддине

Орхан Джемаль: «Соловьёвский «Ходжа Насреддин» это же, конечно, литература очень исламская, не по форме, а по духу. Это очень исламская литература, и надо сказать, что, сам Соловьев очень много лет прожил в Средней Азии, он был связан со Средней Азией. Он всё это знал не искусственно, он не слышал вот об этом, он не рассказывал — он всё это видел своими глазами! Он знал всех этих персонажей, он знал все эти типажи, он знал все эти характеры, — он переносил абсолютную реальность, которая кстати с тех пор мало чем изменилась. Я когда приезжал, допустим, в Узбекистан, я видел те же формы, которые, может быть, немножко внешне чуть-чуть поменялись, но по сути дела я знал о них еще со времён детского прочтения романа о Ходже Насреддине.

Но строго говоря, конечно же, это описание того, что происходит внутри ислама, внутри исламской уммы, с любовью, при чем вот не с такой «покровительственной надменностью» какого-то Хоттабыча, а с настоящей, честной, искренней любовью, с настоящей честной солидарностью. Потому что, конечно, Ходжа Насреддин, это не просто фольклорный персонаж, из такого вот «среднеазиатского фольклора». Соловьёвский Ходжа Насреддин» поднимается до пафоса, настоящего, правильного. Я бы даже так сказал: соловьёвский Ходжа Насреддин — это первый исламист в русской литературе!

Ходжа Насреддин — это носитель политического ислама. Потому что то, что он конвертирует там — мораль и этику — в политическую деятельность, вот она и делает его таким первым исламистом русской литературы.

Соответственно, все вот эти Гусейны Гуслия, аналоги, допустим, Талгатов Таджуддинов, они подвергаются вот той же самой насмешке, тому же самому осмеянию и издевательству, которые сейчас исламист может адресовать таким вот «чалмоносным муфтиям». То есть, на самом деле, если уж так говорить, то сейчас бы если бы Ходжа-Насреддин жил бы среди нас, то многие называли бы его вахабистом».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: