Мельес, жорж

Жорж мельес

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Мельес Жорж // Большая советская энциклопедия:
  2. ↑ , с. 32.
  3. Его брат Эжен-Луи, родившийся в 1849 году, умер в 1851 году.
  4. Жан-Лу Пассек. Словарь французского кино. — Минск: Пропилеи, 1998. — ISBN 985-6329-11-6.
  5.  (фр.). www.melies.eu. Дата обращения: 14 июня 2020.
  6. ↑ , с. 204.
  7. Андреев, Андрей. . Журнал «Сеанс». Дата обращения: 14 июня 2020.
  8. ↑ , с. 205.
  9. , с. 206.
  10. , с. 207.
  11. ↑ , с. 164.
  12. ↑ , с. 210.
  13. , с. 37.
  14. МакМэхен, Элисон. . cineticle.com. Дата обращения: 14 июня 2020.
  15. Буренина О. Д. За кадром (поэтика экранизации) // Текст и подтекст: поэтика эксплицитного и имплицитного : материалы международной научной конференции, 20-22 мая 2010 г., ИРЯ им. В. В. Виноградова РАН / Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова, Науч. центр междисциплинар. исслед. худож. текста / Н. А. Фатеева. — М.: Азбуковник, 2011. — С. 522—529. — 534 с. — ISBN 978-5-91172-057-5.
  16. Сергей Комаров. Немое кино // История зарубежного кино. — Москва: Искусство, 1965. — Т. 1. — 416 с.
  17. Gress, Jon. Visual Effects and Compositing New Riders (англ.). — New Riders Publishing, 2014. — P. 23. — 552 p. — ISBN 978-0133807240.
  18. Филиппов С. А. Немое кино. Ранние годы (…–1915) // Краткая история кинематографа и киноискусства. — М.: Наука, 2005. — 207 с. — ISBN 5-9900852-1-4.
  19. Самутина Н. В. Мельес жив, или Магия перевода // Синий диван. — 2005. — № 7. — С. 95—119.
  20. , с. 268.
  21. , с. 212.
  22. ↑ , с. 269.
  23. , с. 45.
  24. , с. 34.
  25. , с. 214.
  26. , с. 44.
  27. Bessy, Maurice et Lo Due a, Georges Melies, Mage, Paris, 1945.
  28. . Дата обращения: 30 июня 2019.
  29. , с. 30.
  30. М. Lapierre, «Antologie du cinema», Paris, 1946
  31. Le Grand Méliès (англ.) на сайте Internet Movie Database
  32. . Дата обращения: 30 сентября 2013.
  33.  (англ.). IMDb.com. Дата обращения: 1 апреля 2012.

Режиссёрский почерк[править | править код]

Многие фильмы Мельеса сняты как театральные постановки со спецэффектами. В своих фильмах он использовал не только выразительные средства театра: сценария, актёров, костюмов, грима, декораций, машинерии, но и разрабатывал особый язык киноповествования. Он использовал фотографические трюки, предъявлял большие требования к жесту, а не мимике актёра, использовал раскрашенные полотна (применявшиеся в фотоателье), прибегал к нарисованной перспективе, к различным эффектам освещения, соединяя реальное и с бутафорским. Благодаря этому создается особая атмосфера фантастики, характерная для этого режиссёра. Мельес сам писал сценарии, разрабатывал декорации и ставил мизансцены. Для его кинопостановок характерны минимальная «глубина кадра» (всё действие разворачивается на сцене) и неподвижная камера.

История жизни Жоржа Мельеса

В 1903 году Мельес выпускает знаменитую феерию «В царстве фей». Герой картины сражался с рыбой-пилой и осьминогом, разъезжал в подводном омнибусе (гигантском ките), проникал во дворец лангустов — это была одна из великолепнейших декораций Мельеса. 

В этом же году на экраны выходит «Гибель Фауста» — большая фантастическая феерия в 15 картинах, навеянная знаменитой одноименной ораторией Берлиоза. Окрыленный успехом, Мельес ставит «Фауста» и «Севильского цирюльника», причем их демонстрация в кинотеатрах сопровождалась исполнением арий из опер Гуно и Россини. 

Жорж Мельес, несомненно, находился на вершине своей карьеры. Его ленты демонстрировались одновременно на экранах двух крупных театров Парижа: «Фоли-Бержер» и «Шатле». Казалось, ничто не угрожает его благополучию. Однако кинематограф развивался стремительно. Режиссеры все чаще снимают на натуре. Мельес же ничего не меняет в своем методе, продолжая работать в студии. 

Да, он оставался прекрасным декоратором с богатым воображением. Об этом свидетельствуют кадры из фильма «Фея-стрекоза, или Волшебное озеро» (1908). И ему по-прежнему нет равных в съемке фокусов — достаточно вспомнить «Мыльные пузыри» (1906) и «Фантастические фокусы» (1909). Однако мода на феерии проходила, а Мельес не хотел в это верить. 

В трудное время на помощь Мельесу пришел Шарль Патэ, предоставивший ему заказ на несколько фильмов. В виде обеспечения за кредит Мельес, уверенный в успехе предприятия, заложил свою виллу в Монтрэ, а также студию и дом. 

В 1911-1913 годы «Старфилм» выпустил последние пять картин: «Приключения барона Мюнхгаузена» (1911), «Завоевание полюса» (1912), «Золушка» (1912) «Рыцарь снегов» (1913) и «Путешествие семьи Бурришон» (1913). Киноведы выделяют картину «Завоевание полюса». Публику повергал в ужас снежный великан — гигантский манекен, построенный в студии. Он шевелил руками, качал головой, вращал глазами, курил трубку, проглатывал, а затем выплевывал человека. Настоящий предшественник Кинг-Конга! Однако же в целом проект провалился. Зрители требовали сценок из реальной жизни, а Мельес замкнулся в театральных декорациях и упорно отказывался снимать на натуре. 

После банкротства американского филиала «Старфилма» Мельес прекращает работу в кино. С началом войны закрывается и театр Робер-Уден. 

В 1914 году Мельес преобразовал свою студию в театр Варьете артистик. Однако решением суда у него отобрали не только студию, но и красивую виллу. 

После Первой мировой войны Мельес работал недолго в Штутгартском театре по реконструкции декораций. Киновед Жорж Садуль пишет: «Я помню, что в 1925 году заметил в зале вокзала Монпарнас небольшой киоск, в котором продавались детские игрушки. Продавец этого киоска, приветливо улыбавшийся человек с живыми глазами и бородкой клинышком, почти никогда не расставался с пальто и шляпой, боясь сквозняков. Этот продавец оловянных солдатиков и дешевых леденцов был всеми забытый Жорж Мельес». 

Леон Дрюо, редактор еженедельника «Сине-журналь», в 1928 году случайно открыл имя этого торговца. Великого кинематографиста наградили орденом Почетного легиона и назначили пенсию, правда, скромную. С 1932 года он жил в доме для престарелых членов общества взаимопомощи киноработников в Орли. Смерть настигла Жоржа Мельеса 21 января 1938 года. 

Вклад Мельеса в киноискусство огромен. Волшебник и маг, он первым понял силу зрелищности кинематографа, его бесконечные возможности. Он первым стал экранизировать литературные сюжеты, его считают родоначальником многих кинематографических жанров. 

Творческая деятельность Мельеса сочеталась с большой общественной и организационной работой. Он был первым президентом французского кинематографического синдиката, председателем первых международных кинематографических конгрессов. Ему кинематография обязана введением стандартных перфораций на кинопленке. 

Творческое наследство

Сейчас точно установить, сколько кинофильмов было снято Жоржем Мельесом, не представляется вероятным. Историки кино именуют разные числа: так, Морис Бессп, Жозеф-Мария Ло Дюк и Марсель Лапьер именуют цифру 4000, а Шарль Форд и Рене Жанн молвят о 1000 фильмах.

Жорж Садуль разъясняет такое расхождение в цифрах тем, что в каталоге собственных кинофильмов Мельес давал отдельный номер каждому отрезку плёнки длиной 20 метров вне зависимости от того, является этот кусочек самостоятельным фильмом либо же только его частью. Все киноленты Жоржа Мельеса отличаются особенной, непревзойденной эстетикой, вполне отвечавшей требованиям синематографа тех пор при том, что в техническом и художественном плане его киноленты превосходят все известные картины других режиссеров тех пор. В наше время есть много поклонников этого жанра, также встречается много пародий на его ранешние картины.

В культуре[править | править код]

  • В 1952 году во Франции был снят художественно-документальный фильм режиссёра Жоржа Франжю «Великий Мельес» (фр. «Le grand Melies»), в котором были изложены некоторые эпизоды биографии пионера кинематографии. Роль Мельеса сыграл его сын Андре Мельес. В фильме также снялись в ролях самих себя 87-летняя Жанна д’Альси и дочь Мельеса Мари-Жорж Мельес.
  • Одна из наград, вручаемых Американским обществом спецэффектов (англ. Visual Effects Society), носит имя Жоржа Мельеса (англ. Melies Award). В разные годы этой награды были удостоены Роберт Абель (2005), Джон Лассетер (2006), Фил Типпет (2009), Эд Катмулл (2010) и Дуглас Трамбал (2012).
  • Биография Жоржа Мельеса положена в основу снятого в 2011 году фильма Мартина Скорсезе «Хранитель времени», в котором роль Мельеса исполнил Бен Кингсли. Скорсезе говорил, что фильм является данью уважения французскому пионеру кино, который дал ему импульс в его кинематографической деятельности и идеал к которому он стремился.
  • В 2011 году Эрик Ланж и Серж Бромберг сняли документальный фильм «Чрезвычайное путешествие» (фр. «Le voyage extraordinaire»), посвящённый жизни и творчеству режиссёра.
  • Один из персонажей французского анимационного фильма-мюзикла «Джек и механическое сердце».
  • В последней, 12, серии минисериала «С Земли на Луну» рассказывается про историю фильма Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну», параллельно с миссией Аполлон-17.

Filmography[]

File:Le Voyage dans la lune.jpg

Le Voyage dans la Lune

Georges Méliès directed hundreds of films including the following. For a full filmography see Georges Méliès filmography.

  • The Bewitched Inn / L’Auberge ensorcelée (1896)
  • Batteuse à vapeur (1896)
  • Bébé et fillettes (1896)
  • Le Bivouac (1896)
  • Les Blanchisseuses (1896)
  • Bois de Boulogne (1896)
  • The Vanishing Lady / Escamotage d’une dame chez Robert-Houdin (1896)
  • The House of the Devil / Le Manoir du diable (1896)
  • Boulevard des Italiens (film) (1896)
  • The Four Troublesome Heads / Un homme de têtes (1898)
  • An Up-to-Date Conjuror / Illusioniste fin de siècle (1899)
  • The Conjuror (1899)
  • Cinderella / Cendrillon (1899)
  • The Dreyfus Affair / L’affaire Dreyfus (1899)
  • Jeanne d’Arc (1899)
  • Fat and Lean Wrestling Match / Nouvelles luttes extravagantes (1900)
  • One Man Band / L’homme-orchestre (1900)
  • The Two Blind Men / Les Deux aveugles (1900)
  • Bluebeard / Barbe-bleue (1901)
  • A Trip to the Moon / Le Voyage dans la Lune (1902)
  • The Man With The Rubber Head / L’homme à la tête de caoutchouc (1902)
  • Gulliver’s Travels / Le Voyage de Gulliver à Lilliput et chez les géants (1902)
  • Extraordinary illusions / Illusions funambulesques (1903)
  • The Enchanted Well / Le Puits fantastique (1903)
  • The Apparation / Le Revenant (1903)
  • The Music Lover / Le mélomane (1903)
  • The Infernal Boiling Pot / Le chaudron infernal (1903)
  • The Infernal Cakewalk / Le cake-walk infernal (1903)
  • The Inn Where No Man Rests / L’Auberge du Bon Repos (1903)
  • The Mystical Flame / La flamme merveilleuse (1903)
  • Kingdom of the Fairies / Le royaume des fées (1903)
  • The Monster / Le monstre (1903)
  • The Magic Lantern / La lanterne magicue (1903)
  • The Ballet Master’s Dream / La rêve du maître de ballet (1903)
  • The Damnation of Faust / La damnation de Faust (1903)
  • The Living Playing Cards / Les cartes vivantes (1904)
  • Imperceptible Transmutations / Le thaumaturge chinois (1904)
  • The Terrible Turkish Executioner / Le bourreau Turc (1904)
  • Untameable Whiskers / Le roi du maquillage (1904)
  • The Impossible Voyage / Le Voyage à travers l’impossible (1904)
  • The Scheming Gambler’s Paradise / Le tripot clandestin (1905)
  • Hilarious Posters / Les affiches en goguette (1905)
  • Palace of the Arabian Knights / Le palais des mille et une nuits (1905)
  • Paris to Monte Carlo / Le raid Paris-Monte Carlo en deux heures (1905)
  • The Merry Frolics of Satan / Les 400 farces du diable (1906)
  • The Mysterious Retort / L’alchimiste Parafaragamus ou La cornue infernale (1906)
  • 20,000 Leagues Under the Sea / 20,000 Lieues Sous les Mers (1907)
  • The Eclipse / L’éclipse du soleil en pleine lune (1907)(image)
  • Dream of an Opium Eater / Le rêve d’un fumeur d’opium (1907)
  • The Devilish Tenant / Le locataire diabolique (1909)
  • The Doctor’s Secret / Hydrothérapie fantastique (1910)
  • Conquest of the Pole / La conquète du pole (1912)
  • Baron Munchausen’s Dream / Les hallucinations du Baron de Münchausen (1911)
  • The Ranchman’s Debt of Honor (1911 — USA)
  • The Knight of the Snows / Le Chevalier des neiges (1912)
  • Cinderella or The Glass Slipper / Cendrillon ou La pantoufle mystérieuse (1912)
  • The Ghost of Sulpher Mountain (1912 -USA)
  • The Prisoner’s Story (1912 — USA)
  • Le Voyage de la famille Bourrichon (1913)

биография • На заре выздоровления

Французский режиссер Жорж Мельес в настоящее время причислен к пионерам кино за свои заслуги. Фактически, он отвечал за внедрение и эксперименты с многочисленными и важными техническими и повествовательными инновациями в первые годы существования кинематографического искусства; среди первых режиссеров, которые использовали мультиэкспозицию, выцветание и цвет (рисовал прямо на пленке вручную), он также повсеместно признан главным пионером и «отцом» спецэффектов: это был 1896 год, когда Мельес почти на всякий случай открыл Хитрость замены.

Мари-Жорж-Жан Мельес, более известная как Жорж, родилась в Париже 8 декабря 1861 года в семье, владевшей небольшим ремесленным обувным бизнесом. В 1884 году он уехал в Лондон, где работал клерком в магазине бюстов; здесь он начинает посещать волшебные театры. Он знакомится с Дэвидом Девантом, магом Египетского зала: под его руководством он становится учеником иллюзиониста. В 1885 году он вернулся в Париж, где, прежде чем посвятить себя кино, работал фокусником в театре Робер-Удена. В 1888 году он купил театр и принял управление им.

В 1895 году у него была возможность присутствовать на публичной демонстрации братьев Люмьер. Затем он начал интересоваться аппаратурой для создания движущихся изображений и изучать ее: два года спустя он уже владел оборудованной студией, расположенной на чердаке в Монтрей. Его актеры (а часто и сам Мельес) выступают перед нарисованной сценографией в соответствии с театральными традициями, а также магическими представлениями, к которым привык нео-режиссер.

Примерно через двадцать лет (с 1896 по 1914 год) Мельес поставит красоту 531 фильма, в основном разной продолжительности, некоторые из которых будут длиться всего одну минуту, другие – до сорока минут. Сюжет его постановок часто основан на опыте волшебных шоу и ловкости рук, которые Мельес знал лично; сцены были наполнены трюками и невозможными событиями, такими как исчезновение объектов или изменение размера.

Его самая известная работа – «Путешествие на Луну» (Le Voyage dans la Lune) восходит к 1902 году. Этот, как и другие фильмы, более или менее косвенно напоминает работу Жюля Верна и может быть рассмотрен в этом отношении. , первые фантастические фильмы. Истоки кино ужасов также находят следы в творчестве Мельеса, особенно в названии «Le manoir du diable».

Кинокомпания Мельеса, Star Film, обанкротилась в 1913 году из-за коммерческой политики крупных американских и французских соперников. Режиссер был отстранен от кинопроизводства, решив посвятить себя только магии: театр Робер-Удена был снесен, а на его пепелище родился бульвар Осман.

Мельес удается лицензировать игрушечный киоск на вокзале Монпарнас, где она попытается собрать немного денег в течение нескольких лет.

Постепенно его работы заново открываются, обнаруживаются и поддерживаются. В 1925 году репортер кинематографического журнала встретил его в киоске, и владелец кинотеатра обнаружил брошенные фильмы на складах торгового центра. В последующие годы внучка Мадлен Малькет Мельес спасет то, что осталось от работы ее деда. Фактически, бесценное наследие истоков кино будет спасено от забвения.

В 1931 году он был награжден самым важным призом, который можно получить во Франции – Почетным легионом, полученным непосредственно из рук Луи Люмьера. В следующем году, благодаря участию союза кинематографистов, он получил пенсию и поселился в доме престарелых для художников. Он также снимается в некоторых рекламных роликах.

Жорж Мельес умер в Париже в клинике Леопольда Беллана 21 января 1938 года; он похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.

Любопытство: для получения копии «Путешествия на Луну» агенты Томаса Эдисона подкупили владельца лондонского театра; Эдисон напечатал сотни копий для показа в Нью-Йорке; Мельес так и не получил ни гроша. Чтобы воспрепятствовать распространению за границу незаконно контрафактных фильмов, Мельес ввел товарный знак своей собственной продюсерской компании (вышеупомянутая Star Film) на каждом кадре, депонируя копию каждого фильма в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне, где они все еще хранятся.

Популярная культура

Музыкальное видео Tonight , Tonight группы Smashing Pumpkins вдохновлено немым фильмом « Путешествие на Луну» .

Фильм года « Хьюго » режиссера Мартина Скорсезе , основанный на романе Брайана Селзника « Изобретение Хьюго Кабре », является данью уважения этому великому кинематографическому иллюзионисту. В нем Мельеса играет британский актер Бен Кингсли .

В романе Матиаса Мальзье «Механика сердца » частично рассказывается история Мельеса, который вмешивается как второстепенный персонаж.

Видео « Небеса для всех » английской группы « Queen » содержит кадры из фильмов « Путешествие на Луну» , « Путешествие через невозможное» ( Voyage à travers l’impossible ) и «Затмение Солнца на Луне» ( The Eclipse du Soleil en Pleine Lune ). Полнолуние ).

3 мая 2018 года поисковая система посвятила ему первый 360-градусный интерактивный дудл по случаю празднования выхода фильма À la conquête du Pôle ( К завоеванию полюса ), премьера которого состоялась 3 мая 1912 года. ]
_

Biography[]

Before making films, he was a stage magician at the Theatre Robert-Houdin. In 1895, he became interested in film after seeing a demonstration of the Lumière brothers’ camera. In 1897, he established a studio on a rooftop property in Montreuil. Actors performed in front of a painted set as inspired by the conventions of magic and musical theater. He directed 531 films between 1896 and 1914, ranging in length from one to forty minutes. In subject matter, these films are often similar to the magic theater shows that Méliès had been doing, containing «tricks» and impossible events, such as objects disappearing or changing size. These early special effects films were essentially devoid of plot. The special effects were used only to show what was possible, rather than enhance the overall film.

Melies early films were mostly composed of single in-camera effects, used for the entirety of the film. For example, after experimenting with multiple exposure, Melies created his film The One Man Band in which he played seven different characters simultaneously.

His most famous film is A Trip to the Moon (Le voyage dans la Lune) made in 1902, which includes the celebrated scene in which a spaceship hits the eye of the man in the moon. Also famous is The Impossible Voyage (Le voyage à travers l’impossible) from 1904. Both of these films are about strange voyages, somewhat in the style of Jules Verne. These are considered to be some of the most important early science fiction films, although their approach is closer to fantasy.

In addition, horror cinema can be traced back to Georges Méliès’s Le Manoir du diable (1896).

His 1899 short film Cleopatra was believed to be a lost film until a copy was discovered in 2005 in Paris.

In 1913 Georges Méliès’ film company was forced into bankruptcy by the large French and American studios and his company was bought out of receivership by Pathé Frères. After being driven out of business Méliès became a toy salesman at the Montparnasse station. In 1932 the Cinema Society gave Méliès a home in Château d’Orly. Méliès did not grasp the value of his films, and with some 500 films recorded on cellulose, the French Army seized most of this stock to be melted down into boot heels during World War I. Many of the other films were sold to be recycled into new film. As a result many of these films do not exist today. In time, Méliès was rediscovered and honored for his work, eventually taking up stage performance.

Melies began what was later known as the Cinema of Attractions, a style of early film production that worked with only the prescenium space. The director would set up the camera and then perform actions in front of the camera, (This area in front of the camera being known as the prescenium space, containing no depth to the images) The Lumiere Brothers, Edison Kinetoscope Films, Black Maria, all aspects of the Cinema of Attractions.

Georges Méliès has been awarded the Légion d’honneur (Legion of honor).

Méliès died in Paris and he was buried in the Père Lachaise Cemetery.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: