Жизнь и карьера
Лелуш родился в 9-м округе Парижа в семье Шарлотты (урожденной Абейлар) и Симона Лелуша.
Его отец родился в алжирской еврейской семье, а его мать была обращена в иудаизм . Лелуш говорит, что его первый контакт с кино был очень молодым: «Моя мама прятала меня в кинотеатрах, когда я был маленьким. Нас разыскивало гестапо . Кино, во-первых, спасло мне жизнь». О своей личной вере он говорит: «Сегодня я верю в Бога. Моя вера вспыхнула, когда я снял фильм в Израиле. Там невозможно не верить в Бога. Я любил места поклонения всех религий. что случается — к лучшему. Иногда мне кажется, что мое вдохновение исходит с небес. Я считаю, что быть евреем — это замечательно ».
Его отец купил ему фотоаппарат в качестве нового старта после того, как он не получил степень бакалавра . Он начал свою карьеру с репортажа — одного из первых, кто снимал повседневную жизнь в Советском Союзе с камерой, спрятанной под пальто, когда он совершал свое личное путешествие. Он также снимал спортивные мероприятия, такие как « 24 часа Ле-Мана» и « Тур де Франс» .
Его первый полнометражный фильм в качестве режиссера, Le Propre de l’homme , был осужден критиками: «Клод Лелуш, хорошо запомни это имя, потому что ты его больше не услышишь», — сказал Cahiers du cinéma . «Зрелище женщины» (1963), в котором рассказывалось о проститутках , женщинах, делающих покупки, занимающихся пластикой носа, подверглось цензуре за свою женоненавистническую тенденцию. Мужчина и женщина изменили его судьбу и были встречены благосклонностью даже группы Кайерс.
Музыкальная эпопея 1981 года « Les Uns et les Autres» широко считается его шедевром, и сейчас на его счету около 50 фильмов. В его фильме 1976 года C’était un rendez-vous якобы рассказывается о Ferrari 275 GTB , мчащемся на предельной скорости по улицам Парижа на рассвете. Вся короткометражка снята с точки зрения машины. Легенда гласит, что Лелуш был арестован после того, как его впервые показали публично.
В интервью 2006 года Лелуш заявил, что в фильме он ездил на своем собственном Mercedes-Benz 450SEL 6.9 и для эффекта создал саундтрек к совершенно иному по звучанию итальянскому спортивному автомобилю.
Более двух десятков раз он сотрудничал с композитором Фрэнсисом Лаем . Они сделали большой хит с заглавной песней к фильму «Мужчина и женщина» в исполнении Николь Круазиль и Пьера Бару , и существует более 300 версий этой песни.
В 1993 году был председателем жюри 18-го Московского международного кинофестиваля .
В 2020 году Лелуш снял свой собственный современный ремейк своего короткометражного фильма 1976 года (в сотрудничестве с Ferrari) C’était un rendez-vous под названием Le Grand Rendez-vous , действие которого происходит в Монако, а не в Париже, с участием гонщика из Монако Шарля Леклерка в главной роли . Съемки новой версии проходили на Автодроме Монако 24 мая 2020 года, и в них Леклерк был за рулем Ferrari SF90 Stradale . Он был выпущен 13 июня 2020 года. The Verge раскритиковал фильм как «безжизненный». Крис Харрис из Top Gear сказал в Твиттере, что эта версия была «ленивой и плохо оформленной».
Фильмы Клод Лелуш:
Мужчина и женщина1966 — Франция Актеры: |
Жить, чтобы жить1967 — Франция Актеры: |
Человек, который мне нравится1969 — Италия, Франция Актеры: |
С новым годом! (1973)1973 — Италия, Франция Актеры: |
За нас двоих1979 — Канада, Франция Актеры: |
Болеро / Одни и другие / Болеро — танец жизни (1981)1981 — Франция Актеры: |
Эдит и Марсель1983 — Франция Актеры: |
Осторожно, бандиты!1986 — Франция Актеры:
Жан Янн, Корина Маршан, Мари-Софи Л., Патрик Брюэль, Шарль Жерар
Мужчина и женщина 20 лет спустя1986 — Франция Актеры: |
Баловень судьбы 1988 — Германия, Франция Актеры: |
Бывают дни… бывают ночи1990 — Франция Актеры: |
Прекрасная история1992 — Франция Актеры: |
Все об этом1993 — Канада, Франция Актеры: |
Мужчина, женщина, способ применения1996 — Франция Актеры: |
Случай или совпадение1998 — Канада, Франция Актеры: |
Одна за всех1999 — Франция Актеры: |
11 сентября2002 — Великобритания, Иран, Мексика, Франция, Япония |
А теперь, дамы и господа…2002 — Великобритания, Франция Актеры: |
Короли кинематографа снимают рекламу, часть 22003 — Актеры: |
Смелость любить2005 — Франция Актеры: |
У каждого свое кино2007 — Франция Актеры: |
Железнодорожный роман2007 — Франция Актеры: |
Женщина и мужчины2010 — Франция Актеры: |
Новый век
В новом веке продолжил снимать кино Клод Лелуш. Фильмография маэстро пополнилась следующими картинами.
- «А теперь, дамы и господа…».
- «11 сентября».
- «Смелость любить».
- «У каждого свое кино».
- «Железнодорожный роман».
- «Женщина и мужчины».
- «Мы тебя любим, мерзавец».
- «Один плюс одна».
«Железнодорожный роман» — один из лучших фильмов мэтра, вышедших в этот период. Психологический триллер начинается с исчезновения помощника известной писательницы. Некоторое время спустя этот человек обнаруживается в поезде, который направляется в Канны. Компанию ему составляет юная парикмахерша. Таинственные исчезновения людей на этом не заканчиваются. Также успех имела драма «Женщина и мужчины», увидевшая свет в 2010-м. Как легко догадаться из названия, это очередной фильм Лелуша, посвященный взаимоотношению полов.
Клод Лелуш. Биография:
Свою первую награду Клод Лелуш получил в возрасте 13 лет — на фестивале любительских фильмов в Каннах за короткометражку «Зло мира». Его первая полнометражная работа «Человеческая сущность» (1961) успеха не снискала, как и несколько последовавших за ней картин. Всемирная известность пришла к режиссёру в 1966, после выхода «Мужчины и женщины» — фильма принесшего Лелушу Золотую пальмовую ветвь в Каннах и множество других наград.
Всего же Лелуш снял более 40 картин. Среди них — «Человек, который мне нравится», «Баловень судьбы», «А теперь дамы и господа». Недавно на Московском международном кинофестивале была представлена его новая работа «Железнодорожный роман».
В фильмах Лелуша снимались звезды французского кино Жан-Поль Бельмондо, Катрин Денёв, Анни Жирардо.
Сегодня Клод Лелуш — владелец крупного развлекательного комплекса и собственной киностудии. Он выступает продюсером своих картин и пишет сценарии.
Личная жизнь
В отличие от многих кинематографистов Лелуш никогда не курил, не пробовал наркотики и не злоупотреблял алкоголем. Вторая страсть француза после кино — женщины. У режиссера семь детей, причем младшая дочь Стелла почти на 30 лет младше старшего сына Симона. Биографические справочники обычно сообщают о трех или четырех женах Клода. Но сам режиссер говорит, что супруг у него было пятеро.
Дело в том, что с 19 до 28 лет Лелуш, потерявший невинность в отрочестве с парижской проституткой, жил в фактическом браке с артисткой Жанин Маньян. Еще не завершив отношения с первой супругой, режиссер закрутил роман с ее коллегой Кристин Коше, которая забеременела первенцем Клода.
Кинематографист в этот период снимал фильм «Жить, чтобы жить», рассказывающий о супружеской измене, и личная жизнь почти слилась с творческой. Но двумя женщинами одновременно Клод не ограничился и на съемках влюбился в исполнительницу главной роли Анни Жирардо.
Официальные браки режиссер заключал трижды — с Кристин Коше, Мари-Софи Поша, снявшейся в семи фильмах Клода, в том числе в «Прекрасной истории», и подарившей ему троих детей, и Алессандре Мартинес, родившей Стеллу. Любопытно, что отец второго ребенка Алессандры, сына Хьюго, актер Сириль Декур на 20 лет младше Мартинес и на 46 лет младше Лелуша. Актриса Эвелин Буи и шведская манекенщица по имени Гунилла родили детей от Клода, не вступая в брак.
Режиссер утверждает, что, изменяя всем своим спутницам, он старался их не обижать, свадьбы и разводы встречал с одинаковой радостью, а отпрыскам становился другом, когда они вступали в подростковый возраст. В 2005 году издательство «Вагриус» опубликовало перевод автобиографической книги Лелуша «Баловень судьбы».
Биография
Клод Лелуш родился 30 октября 1937 года в Париже. Отец Симон Лелуш — алжирский еврей, мать Шарлотта (урождённая Абеляр) — обращенная иудейка. Дебютировал в качестве оператора короткометражных фильмов. В 13 лет получил приз конкурса дебютов на Каннском кинофестивале. В 1956 году Клод Лелуш стал автором репортажа о СССР «Когда поднимается занавес», снятого им скрытой камерой, который был куплен для показа по французскому телевидению. Дебютная режиссёрская работа в полнометражном кино — «Человеческая сущность» () — особого успеха не имела.
Приехав с туристической группой в Москву и случайно попав на киностудию «Мосфильм», в течение двух дней работал в качестве ассистента оператора на съёмках фильма «Летят журавли» (1957).
В 1966 году Клод Лелуш снял фильм «Мужчина и женщина», принёсший ему всемирную славу и удостоенный Гран-при Каннского фестиваля и двух «Оскаров» — за лучший фильм на иностранном языке и лучший оригинальный сценарий. Лелуш выступил в качестве автора сценария, режиссёра, продюсера, а также оператора картины. Главные роли исполнили Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме, а музыку к фильму написал Франсис Лей.
В последующие годы Лелуш работал как независимый кинорежиссёр, снимая коммерческие фильмы силами собственной кинокомпании «Фильмы 13» (фр. Les Films 13). Особым успехом у зрителей пользовались авантюрная комедия «Приключение — это приключение» (), криминальная комедия «С новым годом!» (), детектив «Кошки-мышки» (), драма «Второй шанс» ().
Фильм 1988 года «Баловень судьбы» получил две премии «Сезар» — за главную мужскую роль (Жан-Поль Бельмондо) и за музыку к фильму (Франсис Ле). Снятый по мотивам романа Виктора Гюго фильм «Отверженные» () был удостоен американской премии «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке.
Фильмы 60-70-х
Какие фильмы представил на зрительский суд в этот период Клод Лелуш? «Мужчина и женщина» — картина, вдохновившая метра на дальнейшие свершения. Он продолжил снимать трогательные ленты о любви, взаимоотношении полов. Список фильмов Лелуша, увидевших свет в 60-70-х, приводится ниже.
- «Жить, чтобы жить».
- «Далеко от Вьетнама».
- «13 дней во Франции».
- «Жизнь, любовь, смерть».
- «Мужчина, который мне нравится».
- «Негодяй».
- «Смик, смак, смок».
- «Приключения есть приключения».
- «С Новым годом!».
- «Глазами восьми».
- «Вся жизнь».
- «Брак».
- «Кот и мышь».
- «Добрые и злые».
- «Если бы начать сначала».
- «Еще один мужчина, еще один шанс».
- «Робер и Робер».
- «За нас двоих».
Отдельного упоминания заслуживает драма «Вся жизнь», вышедшая в 1976 году. Эта картина также рассказывает историю мужчины и женщины, которые чаще задумываются о прошлом, чем о будущем. Образ главного героя мэтр списал с самого себя, что делает фильм еще более интересным.
Награды и почести
- Оскар
Год | Категория | Кино | Результат |
---|---|---|---|
1967 ] | Лучший режиссер | Мужчина и женщина | номинирован |
Лучший оригинальный сценарий | Победитель | ||
Лучший фильм на иностранном языке | Победитель | ||
1968 ] | Лучший фильм на иностранном языке | жить, чтобы жить | номинирован |
1976 ] | Лучший оригинальный сценарий | Жизнь | номинирован |
- Каннский международный кинофестиваль
Год | Категория | Кино | Результат |
---|---|---|---|
1966 ] | пальмовая ветвь | Мужчина и женщина | Победитель |
- Венецианский международный кинофестиваль
Год | Категория | Кино | Результат |
---|---|---|---|
1996 ] | Маленький золотой лев | Мужчины, женщины, способ занятости | Победитель |
2002 ] | Премия ЮНЕСКО | 11’09″01 11 сентября | Победитель |
Клод Лелуш сейчас
Из-за пандемии коронавирусной инфекции Лелуш приостановил съемки 50-й картины в своей фильмографии «Любовь — это лучше, чем жизнь». По замыслу режиссера лента с Моникой Беллуччи и Кристофером Ламбертом должна была сниматься весной 2020 года во время круиза «Джаз на море». Предполагалось, что пассажиры лайнера станут участниками съемочного процесса. Эпидемиологическая ситуация и карантинные меры сдвинули морскую прогулку и съемки на конец сентября – начало октября 2020 года.
В интервью газете «Известия» в апреле 2020-го Лелуш выразил надежду на объединение людей и стран в борьбе с пандемией. Чтобы вернуть в кинотеатры зрителей, привыкших во время самоизоляции смотреть фильмы дома, Клод порекомендовал снимать блокбастеры, предназначенные для большого экрана, такие как «Унесенные ветром».
Детство и юность
Клод родился в последний октябрьский день 1937 года в столице Франции. В биографии семьи Лелуш большую роль сыграло кино.
Отец будущего режиссера, мелкий торговец Симон, увидел симпатичную девушку и последовал за ней. Красотка, работавшая швеей, попыталась скрыться и пошла в кино. Парень приобрел билет на соседнее место. По иронии судьбы актеры Фред Астер и Джинджер Роджерс, игравшие в фильме, на котором родители Клода впервые взялись за руки, через 32 года вручили режиссеру награду «Оскар» за картину «Мужчина и женщина».
Из любви к отцу будущего кинематографиста, алжирскому еврею, мать, урожденная Шарлотта Абеляр, из католичества перешла в иудаизм. По соображениям безопасности Лелуши переселились на родину главы семейства — в Северную Африку.
В 1942 году Шарлотта с Клодом поехали в Ниццу. Причиной опрометчивого поступка молодой женщины стало желание помочь сестре, собиравшейся рожать. Едва Шарлотта с сыном пересекли на корабле Средиземное море, как немцы закрыли морское сообщение.
Мадам Лелуш обратилась за помощью к кузену мужа, но родственник оказался завербованным агентом гестапо. Чтобы спасти сына, женщина иногда дарила чиновникам свои украшения. Часто Клода приходилось прятать в кинотеатрах. Мальчик многократно смотрел каждый из шедших фильмов и влюблялся в кино.
Чтобы воссоединиться с женой и сыном, Симон Лелуш при первой возможности вступил в армию генерала Жана де Латтра де Тассиньи. Поцелуй родителей при встрече на вокзале в Марселе Клод запомнил на всю жизнь и попытался воспроизвести в финальной сцене «Мужчины и женщины». После войны Симон наладил бизнес по изготовлению диванных подушек, а Шарлотта сосредоточилась на домашнем хозяйстве.
В школе Клод учился плохо, единственным интересом юноши был просмотр фильмов. В 17 лет Лелуш-младший завершил образование: он ударил стулом учителя-антисемита. Симон, вызвавший Клода на разговор, сообщил сыну, что лишает его содержания и карманных денег, и в качестве прощального подарка вручил отпрыску кинокамеру. На пленку парень зарабатывал уже сам при помощи мелкой спекуляции.
Картины 80-90-х
В этот период все также активно работал Клод Лелуш. Фильмы мэтра выходили один за другим.
«Болеро».
«Одни и другие» (мини-сериал).
«Эдит и Марсель».
«Да здравствует жизнь!».
«Мужчина и женщина 20 лет спустя».
«Осторожно: бандиты!».
«Баловень судьбы».
«Бывают дни… Бывают ночи».
«Король рекламы».
«Прекрасная история».
«Все об этом».
«Отверженные».
«Люмьер и компания».
«Мужчина и женщина: способ применения».
«Случай или совпадение».
«Одна за всех».
Какие шедевры представил на зрительский суд режиссер в этот период? Большой успех имела комедийная драма «Баловень судьбы», в которой главную роль блестяще сыграл Жан-Поль Бельмондо. Фильм рассказывает историю преуспевающего предпринимателя, который внезапно решает изменить свою жизнь. Герой отправляется колесить по Африке, где его поджидают самые невероятные приключения. Пришлась по душе зрителям и драма «Отверженные», вышедшая в 1995 году. Режиссер практически полностью изменил сюжет знаменитого романа Гюго, а ключевая роль вновь досталась Бельмондо.