Кальман, имре

Блестящая и горестная жизнь имре кальмана. остров любви [сборник]

Личная жизнь

Автор гимна свободной любви, песни «Эй, Гусар» из оперетты «Принцесса цирка», был весьма скромен и сдержан в отношениях с женщинами. С первой любовью — актрисой из Зальцбурга Паолой Дворжак Имре прожил 18 лет. Она была старше композитора на 10 лет и стала для него не только любовницей, но и ангелом-хранителем и лучшим другом. Паола не приняла предложение музыканта узаконить отношения, поскольку не могла родить детей.

Когда Кальман познакомился с Дворжак, в квартире актрисы жила такса. После смерти Паолы в феврале 1928 года композитор, где бы он ни жил, неизменно заводил собак той же породы, причем называл четвероногих любимиц именами героинь своих оперетт.

В последние годы жизни Дворжак Имре, продолжая заботиться о любимой, закрутил роман с актрисой немого кино Агнес Эстерхази. Наследницу знатного рода, с которой Кальман списал Сильву и Марицу, устраивала роль любовницы композитора. Однако ветреная красавица ради Имре не собиралась отказываться ни от карьеры, ни от внимания других поклонников. Измена Агнес положила конец ее роману с Кальманом.

Имре Кальман с женой Верой Макинской и детьми

Вскоре композитор познакомился с будущей матерью своих детей. В 1928 году в венском кафе «Захер» Имре увидел очаровательную рыжеволосую девушку. Это была Вера Макинская, жившая вместе с матерью-пермячкой в Австрии и мечтающая о театральной карьере.

Юность и внешность русской красавицы вскружили Кальману голову, и, несмотря на почти 30-летнюю разницу в возрасте, они поженились. Макинской Имре посвятил оперетту «Фиалка Монмартра».

Вера подарила мужу троих детей — сына Кароя (Чарли) и дочерей Лили и Ивонн, которые воспринимали музыканта скорее как дедушку, чем как отца. Двое старших отпрысков унаследовали композиторские способности Кальмана.

Супружество Имре и Веры не было безоблачным. Сказывались и разница в возрасте, и вынужденная эмиграция, в которую Кальман с семьей отправился, отвергнув «лестное» предложение Гитлера.

Кроме того, автор веселых музыкальных произведений в личной жизни был мрачным и суеверным человеком — боялся черных кошек и числа 13. На характере композитора сказывались и потери родственников — в молодости скончался его брат Бела, а в концлагере погибли две сестры, Эмилия и Илона. В 1942 году Имре и Вера развелись, но спустя год воссоединились и оставались вместе до кончины Кальмана.

В музее Имре Кальмана в Шиофоке

Сегодня, 17 августа 2021 г., я был в музее Имре Кальмана. Музей находится в городе Шиофоке, в Венгрии на берегу озера с абсолютно непрозрачной водой Балатон. Не стану рассказывать как я попал туда, это отдельная история. Музей расположен в квартире, где в семье торговца и предпримнимателя  Карла Коппштейн (1850—1921) и Паулы Кальман-Коппштейн (урождённая Зингер, 1853—1923) 30 октября 1882 г. родился Имре Копштейн, еще в ранней молодости сменивший фамилию на Кальман.

Имре Кальман в молодости

Он начинал учиться как пианист в Будапеште, в музыкальной академии имени Ференца Листа,  где с ним вместе учились Бела Барток, Альберт Сирмаи и Золтан Кодаи, которых я плохо знаю. У Кальмана начал развиваться артрит (проще – ревматизм) суставов пальцев, который делает профессию пианиста невозможной, артрит не лечится. Но Кальман, завязав с пианизмом, переключился на композицию. Закончив отделение, он долго думал, какой музыкой  заниматься. Друг, Виктор Якоби, посоветовал заняться опереттой. У Кальмана хорошо получались хитовые мелодии.   Уже первая его оперетта (венг. Tatárjárás, , Будапешт) восторженно встречена публикой и была поставлена в Вене, Нью-Йорке и Лондоне (под названием «Осенние манёвры»). Заметьте – поставлена в том же году. И в Вене, и в Лондоне, и даже в Нью-Йорке. Как? Как с такой скоростью. Даже на граммофон она не мога быть записана. Ноты? Но кто их успел издать? Поражает скорость распространения информации в то время. В том же году, 1908, Кальман переехал в Вену, музыкальную столицу всех времен, где уже через 4 года стаится опера «Цыган-премьер» (), а в 1915-м, когда мир ввергнут в мировую войну “Королева чардаша”( Вена) или “Cильва”(в России) – его звездный час или самая известная его оперетта.

Имре Кальман на пляже. Две пары обуви и босоножек — его и жены. Приятель Кальмана явно заигрывает с его женой.

Таким образом творчество Кальмана развилось по-настоящему, когда он переехал в Вену, в 1908-м. Когда ему было 26 лет. К этому периоду относится большая часть оперетт. В Вене тоже есть музей Кальмана. Но если вам дорог Кальман ранний – поезжайте в Шиофок. Музей замает всего три комнаты. Здесь Кальман жил в молодости вместе с родителями. Музей открылся только в 1987 году. Неизвестно, что там было до этого. Но в 1987 власти города Шиофок всерьез озаботились памятью о Кальмане. Действительно, что за Шиофок без него? На улице, ближе к мэрии появился сам Кальман. В бронзе.

Имре в бронзе в Шиофоке

Появился музей-квартира. Большую часть коллекции музею подарила дочь Кальмана Ивонна. Она даже специально привезла из Америки фортепьяно Кальмана, на котором он создавал последние оперетты – инструмент французской фирмы, не очень известной – “Deveau. Paris”.

Рояль Кальмана из Америки. Парижская фирма “Daveau. Paris” . На нем играл я.

Для Кальмана было не так уж важно качество инструмента, ведь главный продукт – его мелодии. В музее вообще два инструмента

Этот и тот, на котором он играл в ранней молодости – кабинетный рояль Будапештской фирмы “Suport. J”.

Родной рояль из детства

До этого рояля я не решился дотронуться, поскольку на нем табличка на немецком языке “Только для Кальмана”. Можно было бы изобразить, что я не знаю немецкий, или я не знаю Кальмана, а я действительно не знаю языка, кроме слов, известных всем – Gitler caput. С парижским пианино было как то проще. Улучив свободную минуту, когда музейной смотрительницы не было, я открыл крышку фортепьяно и взял одну ноту “ля”. Теперь я всем буду говорить, что играл на пианино Кальмана. Звук изумительный!

Алексей Орешкин

«Cильва» и блокада

Эти их семейные распри происходят в разгар Великой Отечественной войны. Тем временем музыка Кальмана поддерживает петербуржцев во время блокады. В 1944 году в Петербурге ставится оперетта “Cильва” и в том же году одноименный фильм. Театр Музыкальной комедии – единственный коллектив, который работал в Ленинграде с первого дня войны – все 900 дней блокады. С 1941 по 1944 год театр поставил оперетты: «Марица», “Cильва”,  «Баядера». Они показывались 100-ни раз и зрители все шли и шли.

Имре со всем семейством. Сын тоже стал композитором.

В зале были постоянные аншлаги, очереди за билетами занимали с 5 часов утра, а с рук они приобретались за дневную порцию хлеба.. 3 таких билета купила Ирина Федоровна Бажунова, моя бабушка и пошла на спектакль с детьми – Колей и Лидой, пожертвовав свои сбереженные карточки на хлеб, но детям не сказала об этом. Она считала, что война войной, а детям нужен спектакль. Спектакли тогда шли в Александринском театре, поскольку помещение театра во время блокады пустовало.

Валентина Христианова, актриса Ленинградского театра музыкальной комедии в роли Сильвы, в 1941-1944 году.

Самая венгерская из его оперетт “Марица” (1924 год, Вена). Здесь множество чардашей. Санкт-Петербургский театр Музкомедии. Графиня Марица — Катажина Мацкевич.

Санкт-Петербургский театр Музкомедии. Графиня Марица — Катажина Мацкевич.

Советский союз – рекордсмен по части экранизаций произведений Кальмана :  — «Сильва»,  — «Мистер Икс»,  — «Под крышами Монмартра»,  — «Сильва»,  — «Принцесса цирка»,  — «Карамболина-карамболетта»,  — «Марица».

Детство и юность

Биография композитора началась 24 октября 1882 года в курортном городке Шиофок на берегу крупнейшего в Центральной Европе озера Балатон. Имре — третий из шести детей торговца Карла Коппштейна и его супруги Паулы, в девичестве носившей фамилию Зингер. Родители назвали сына еврейским именем Эммерих, однако в юности он переименовал себя в Имре Кальмана.

Первые годы жизни композитора прошли в достатке. Отец имел влияние на городской совет Шиофока, в семье были рояль, на котором играла старшая сестра Эммериха Вилма, кухарка и домработница. В 4 года мальчик мечтал стать портным, а в 6 — юристом. Сохранилось детское фото композитора с родителями, Вилмой и старшим братом Белой.

Имре Кальман в молодости

Начальные классы Эммерих окончил в еврейской школе родного города, в которую с удовольствием отдавали детей и родители-христиане. Одноклассником автора «Марицы» был венгерско-голландский психолог Геза Ревес.

Когда будущему композитору было 9 лет, отец семейства обанкротился. Коппштейны продали дом в Шиофоке и переселились в маленькую квартирку в Будапеште. Детей родители раздали бездетным тетушкам. Эммерих жил у тети Гизы. Мальчик учился в двух школах, музыкальной и лютеранской гимназии, а вечерами зарабатывал деньги, занимаясь репетиторством и перепиской деловой корреспонденции. Именно тогда Имре захотел стать профессиональным музыкантом.

В 15 лет состоялось первое публичное выступление юного пианиста. Однако Имре был таким миниатюрным, что пресса с умилением написала о 12-летнем музыкальном вундеркинде. К концу 1898 года финансовые дела Карла Коппштейна улучшились. Глава семьи приобрел относительно просторную квартиру, и дети воссоединились с родителями. На заработанные деньги Имре купил пианино.

Однако мечтам юноши об исполнительской карьере не суждено было сбыться. Руки Имре начали болеть, и врачи диагностировали у него артрит. Тогда парень переключился на искусство композиции.

По настоянию родителей Кальман выучился на юриста, но параллельно втайне от семьи занимался в музыкальной академии, где его однокурсником был Бела Барток. Параллельно юноша подрабатывал музыкальным обозревателем в будапештской газете, название которой переводится приблизительно как «Дневник вредителя». Как родители юного критика, так и педагоги академии не одобряли эту деятельность. Имре уволился и сосредоточился на написании симфонии.

Имре КАЛЬМАН (венг. Kalman Imre, нем. Emmerich Kalman) (1882-1953)

  Венгерский композитор Имре (Эммерих) Кальман (Emmerich Kalman) родился 24 октября 1882 года в городе Шиофоке (Австро-Венгрия, ныне Венгрия), на берегу озера Балатон, в семье еврея-торговца Карла Коппштейна (Karl Koppstein).
  Вскоре семья переехала в Будапешт, где отец обанкротился. Еще в школе мальчик сменил фамилию на Кальман. Учился на юридическом факультете Будапештского университета, одновременно обучаясь в Музыкальной академии (ныне Музыкальная академия Ференца Листа), класс композиции Ганса Кеслера.
  В 1904-1908 годах Кальман работал музыкальным критиком в будапештской газете «Пешти Напло».
  Сочинять музыку он начал уже в студенческие годы. Это были симфонические произведения, песни, фортепианные пьесы, куплеты для кабаре.
  Симфонические произведения Кальмана большого успеха не имели, зато Большую премию города Будапешта получил его цикл песен. По совету своего друга композитора Виктора Якоби, автора оперетты «Ярмарка невест», Кальман решил попробовать силы в оперетте. Его первая оперетта «Осенние маневры», поставленная в 1908 году в Будапеште, имела успех у зрителей. Затем она была поставлена в Вене (Австрия) и впоследствии обошла многие сцены в Европе и Америке.
  В 1908 году композитор переехал в Вену, где были созданы лучшие его произведения – оперетты «Цыган премьер» (1912), «Королева чардаша» (известна под названием «Сильва», 1915), «Баядера» (1921), «Графиня Марица» (1924), «Принцесса цирка» (1926), «Фиалка Монмартра» (1930). Большинство оперетт Кальмана связано с национальной венгерской песенно-танцевальной мелодикой – стилем вербункош, отличающимся эмоциональной мелодикой и ритмическим разнообразием.
  В 1930-х годах композитор много работал в жанре киномузыки, написал историческую оперетту «Дьявольский наездник» (1932), премьера которой стала для Кальмана последней в Вене.
  В 1938 году, после захвата Австрии гитлеровской Германией, Кальман был вынужден эмигрировать сначала в Париж (1938), затем в США (1940). Его оперетты были запрещены в нацистской Германии. За рубежом композитор написал лишь две оперетты «Маринка» (1945) и незадолго до смерти «Аризонскую леди».
Помимо 20 оперетт, Кальман написал нескольких произведений для оркестра (симфонические поэмы «Сатурналии» (1904) и «Эндре и Иоганна» (1905) и другие), сочинения для фортепиано, вокальные произведения, музыку для театра и кино.
  В 1949 году после инсульта Кальман был частично парализован. После улучшения самочувствия, по настоянию близких, в 1951 году он переехал в Париж. 30 октября 1953 года Имре Кальман скончался. Согласно завещанию, он был похоронен в Вене на Центральном кладбище.
  Композитор был награжден французским орденом Почетного легиона (1934).
  В Национальной библиотеке Австрии была открыта мемориальная комната Кальмана.
  В России оперетты Имре Кальмана идут практически во всех музыкальных театрах страны. Наиболее часто постановки можно увидеть в Московском театре оперетты, Музыкальном театре на Басманной, Театре музыкальной комедии (Санкт-Петербург) и Екатеринбургском театре музыкальной комедии.
  Имре Кальман был женат на русской эмигрантке из Перми, актрисе Вере Макинской, которой он посвятил оперетту «Фиалка Монмартра». У них родились сын и две дочери.
  (Из разных источников Интернета)

Образование и первые шаги в творчестве


Имре Кальман

Имре (Эммерих) Кальман родился 24 октября 1882 года в живописном местечке Шиофок, расположенном на берегу крупнейшего венгерского озера Балатон. С малых лет Имре полюбил музыку, которая его просто завораживала. Мальчик часами мог слушать, как играют на фортепиано его мама и сестра, а вскоре и сам стал музицировать. Несмотря на то, что он посещал две школы — гимназию и музыкальную школу, юный Кальман всё свободное время старался проводить за роялем, увлечённо разучивая сочинения Шопена и Шумана.

После окончания гимназии и музыкальной школы в Будапеште основными этапами образования будущего композитора стали Академия музыки по классу композиции педагога Ганса фон Кёсслера и одновременное обучение в будапештском Университете на юридическом факультете. Ещё будучи студентом, Кальман начал сочинять музыку. Это были фортепианные пьесы, симфонические произведения, куплеты для кабаре, песни. Главным трудом из всего этого многообразия молодой человек обозначил симфоническую поэму для оркестра под названием «Сатурналии». Первое исполнение симфонии Кальмана состоялось 29 февраля 1904 года в Королевском оперном театре города Будапешта на концерте выпускников музыкальной Академии. Именно этот день маэстро считал началом своей карьеры в качестве музыканта. С тех пор композитор свято верил в то, что високосные годы будут приносить ему большую удачу, а 29 февраля вообще считал днём особого благополучия.

Карьера Кальмана в качестве адвоката не сложилась. После завершения учёбы он работал в должности музыкального критика в редакции венгерской газеты «Пешти Напло», не переставая при этом много сочинять. В основном это были инструментальные пьесы и романсы. Настоящее же признание пришло к Имре Кальману, когда он обратился к опереточному жанру. В 1908 году маэстро сочинил свою первую оперетту, которая называлась «Осенние маневры». Её премьера в Будапеште состоялась с огромным успехом. Публика восторженно аплодировала, многократно вызывая исполнителей на бис. С не меньшим восторгом оперетта Кальмана была встречена в Вене, Гамбурге и Берлине, Лондоне, а спустя некоторое время в Америке и Южной Африке.

Смерть

В начале 1949-го автор «Сильвы» перенес первый инфаркт, а в конце года — инсульт, парализовавший половину лица. Причиной смерти Кальмана в предпоследний октябрьский день 1953-го стал повторный инфаркт.

Памятник Имре Кальману в Будапеште

Хотя Имре скончался в Париже, тело композитора, согласно завещанию, перевезли в Вену и похоронили с государственными почестями на Центральном кладбище, недалеко от могил Людвига ван Бетховена, Вольфганга Амадея Моцарта и Иоганнеса Брамса. Биография «короля оперетты» легла в основу книги Юрия Нагибина, по которой в 1985 году венгерский режиссер Дьёрдь Палашти снял фильм «Загадка Кальмана».

Память[править | править код]

  • В честь композитора назван астероид (4992) Кальман.
  • В родном городе Кальмана, Шиофоке создан музей Кальмана и установлен памятник композитору.
  • В Австрийской национальной библиотеке открыта мемориальная комната Кальмана.
  • Кальман изображён на австрийской почтовой марке 1982 года.
  • Музыка исландского футбольного гимна (Ég er kominn heim — «Возвращение домой»), написанная Одином Вальдимарссоном, представляет собой переложение мелодии из оперетты Кальмана «Фиалка Монмартра».

Ряд документальных и художественных фильмов посвящены жизни Кальмана.

  • Х/ф «Der Czardas-König» (реж. Харальд Филип, ФРГ)
  • Д/ф «Композитор Имре Кальман» (о жизни и творчестве Кальмана рассказывает Григорий Ярон), СССР
  • Х/ф «Загадка Кальмана» (реж. Дьёрдь Палашти, СССР, Венгрия)

Лучшие произведения композитора


Имре Кальман в кругу семьи

В Вене, где известный композитор проживал с 1909 года, были написаны его лучшие оперетты, принёсшие Кальману мировую славу. В своём новом произведении «Цыган-премьер», поставленном в «Иоганн Штраус-театре» в 1912 году, автор впервые использовал мелодии, созвучные с интонациями и ритмами венгерского и цыганского фольклора. Вопреки дурным предчувствиям Кальмана, успех оперетты был невероятным: уже на следующий день весь город распевал мелодии из «Цыган-премьера».

Премьера «Королевы чардаша», более известной под названием «Сильва», состоялась в 1915 году, в самый разгар Первой мировой войны. Но, ни грохот пушек, ни напряжённые бои не помешали новой оперетте пробиться к российской и американской публике. Зарубежные поклонники с теплотой и восторгом встретили «Сильву». Мелодраматический сюжет произведения, который был обработан опытными либреттистами Йенбахом и Штейном, позволил Имре Кальману в полной мере продемонстрировать своё мастерство композитора, тонко чувствующего специфику опереточного жанра.

Пик расцвета творчества Кальмана приходится на 20-е гг. прошлого столетия. В этот период он жил и творил в Вене. С большим успехом прошла в 1921 году премьера «Баядерки», в которой маэстро часто использовал ритмы новых танцев того времени — шимми и фокстрота. Прошедшие в Вене оперетты — «Марица», поставленная в 1924 году, «Принцесса цирка» — в 1926-м, «Фиалка Монмартра» — в 1930-м, относятся к числу самых популярных произведений Кальмана.

Самое лирическое произведение маэстро, завоевавшее сцены европейских театров — великолепная «Фиалка Монмартра», занимает особое место в его творчестве. Эту оперетту Имре посвятил своей молодой жене, молодой русской актрисе Вере Макинской. Очаровательная эмигрантка из России покорила сердце известного композитора. Разница в возрасте составляла тридцать лет, но, несмотря на это обстоятельство, влюблённые вскоре поженились. В то время Кальман только что начал работать над «Фиалкой Монмартра» и принял решение посвятить её своей жене. Вскоре у счастливых супругов родился сын, а потом ещё две дочери.

Фильмография

  • 1929 — «Цыган-премьер» (Германия)
  • 1931 — «Фея карнавала» (Германия)
  • 1932 — «Графиня Марица» (Германия)
  • 1934 — «Княгиня чардаша» (Германия)
  • 1934 — «Княгиня чардаша» Франция)
  • 1944 — «Сильва» (СССР)
  • 1951 — «Княгиня чардаша» (Германия)
  • 1958 — «Марица» (Германия)
  • 1958 — «Мистер Икс» (СССР)
  • 1970 — «Принцесса цирка» (Германия и Австрия)
  • 1971 — «Княгиня чардаша» (Германия, Венгрия и Австрия)
  • 1974 — «Графиня Марица» (Германия)
  • 1975 — «Под крышами Монмартра» (СССР)
  • 1981 — «Сильва» (СССР)
  • 1982 — «Принцесса цирка» (СССР)
  • 1983 — «Карамболина-карамболетта» (СССР)
  • 1985 — «Марица» (СССР)
  • 1998 — «Королева чардаша» (Германия)
  • 2009 — «Графиня Марица» (Словакия)

Интроверт и сложная любовь

По характеру Кальман был интроверт — тихий, скромный, трогательный, сентиментальный — мало походил на свою легкую, искрящуюся, праздничную музыку.

Имре Кальман — вполне респектабельный джентельмен.

Кальман ждала непростая судьба. Он поздно женился. Он познакомился со своей будущей супругой в 1928-м году в Вене, в знаменитом кафе “Захер” возле Венской Оперы. Она была эмигрантка из Росси — Вера Макинская в девичестве, родом из Перми. Когда они познакомились Вере было 17 лет, а Имре Кальману  — 46. Он сделал ей предложение. Она согласилась, влюбленная в его музыку. Кальман посвятил жене готовящеюся оперетту “Фиалка Монмартра” и многие свои песни. Она уехала из России девочкой, вместе с родителями в 1917 году. Кальман тоже к тому моменту оказался в России. В 1915 году, в самый разгар I мировой войны ставилась оперетта “Cильва”, в том числе и в России. Обезумевшие от недолгой кровопролитной войны солдаты слушали оперетту как нечто новое, способное отвлечь их от ужасов войны. «Сильва» ставится с одинаковым успехом, и в Австро-Венгрии, и в России, несмотря на то, что эти страны воюют между собой.

Чуть позже, у Имре Кальмана, случился перелом в судьбе.

Как водится, у всех знаменитостей — русские жены и конечно, намного моложе. Это Вера Кальман.

 Супруга Вера, отплатила ему черной неблагодарностью – изменила и ушла из семьи. В 1942 году Кальман развёлся с Верой, но через несколько месяцев они вновь воссоединились и он ей все простил.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: