Полвека с дали: кем была гала градива, муза великого художника

Гала дали — биография и личная жизнь

Дама из ручки

С юных лет Сальвадор отличался от своих сверстников. Он смотрел на мир огромными голубыми глазами, его нежное личико обрамляли русые локоны… Мальчик напоминал ангела, скорбящего о судьбах мира, или Маленького принца, деликатно прикоснувшегося к заповедной тайне. Знакомые родителей говорили о малыше так: «О, это совершенно необыкновенный ребенок: не шалит, как его сверстники, может подолгу бродить в одиночестве и думать о чем-то своем. Очень застенчив. А недавно, представьте себе, влюбился и уверяет, что это на всю жизнь!»

Дело в том, что однажды один из друзей, навещавших родителей Сальвадора, перевернул жизнь мальчика, подарив ребенку авторучку. Это была необычная ручка: в стеклянном шарике мальчик мог любоваться прекрасной дамой, которая в пушистой шубке ехала куда-то на санях, а сверху на нее медленно падали хлопья снега. Эта ручка стала для Сальвадора настоящей реликвией. «Вырастет — забудет», — полагали старшие. Но Сальвадор не забывал о своем наивном, греющем сердце сокровище никогда.

На закате лет

На склоне лет Гала несколько отдалилась от Дали. Он купил ей средневековый замок — Пуболь, где она наслаждалась последними радостными днями со своими юношами. Но когда она сломала шейку бедра, альфонсы, конечно же, бросили свою госпожу, и она осталась в одиночестве. Гала умерла в клинике в 1982 году.

Гала попросила Дали похоронить ее в Пуболе, однако один из испанских законов запрещал перевозить тела погибших без специального разрешения властей. Закон был принят еще во времена, когда в Европе бушевала эпидемия чумы, и уже порядком устарел, но за его нарушение, тем не менее, Дали светила тюрьма. Его это не останавливало.

Обнаженное тело возлюбленной Сальвадор оборачивает в одеяло и садит в «Кадиллак», как живую. С ними отправляются верный водитель Артуро и сестра милосердия. На случай, если авто остановят служители правопорядка, договорились сказать им, что Гала умерла в дороге.

Путь занял немногим более часа: «Кадиллак» прибыл в Пуболь, когда все уже было готово для погребения.
В 6 часов вечера 11 июня 1982 года Гала Дали была захоронена в гробу с прозрачной крышкой в склепе замка в Пуболе после короткой церемонии в узком кругу.

С уходом Гала странности художника стали проявляться еще сильнее. Он навсегда оставил холст и кисти и мог целыми днями ничего не есть. Если его пытались уговорить, развлечь беседой, Дали становился агрессивен, плевал в медсестер, иногда даже кидался на них. Но он не бил женщин — только царапал им лицо ногтями. Казалось, он утратил дар членораздельной речи — мычание художника никто не мог понять. Теперь уже все были уверены в том, что безумие полностью овладело сознанием гения.

Без своей музы Дали прожил еще семь лет. Но можно ли эти годы назвать жизнью? Слишком большим оказался счет, который предъявила художнику судьба за его гениальные прозрения.

Когда же приступы не терзали художника, он просто сидел у окна с закрытыми ставнями и часами смотрел в пустоту.

Дали похоронили в Театре-музее в Фигерасе. Свое состояние и работы художник завещал Испании.

Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде <a href=»http://www.dali-genius.ru/»>«Сальвадор Дали: XX век глазами гения»</a>.

Начало совместной жизни

Развод с Полем Элюаром состоялся в 1934. Но и здесь Гала проявила редкую душевную чуткость, официально оформив отношения с Дали лишь после смерти бывшего супруга. Элюар не винил свою жену в измене, он до последнего вздоха не верил, что та разлюбила его, и надеялся, что однажды жена все же вернется под его кров. Но надеждам этим не суждено было сбыться.

Дали и Гала поселились в Париже. У художника начался период огромного творческого подъема, он писал картины, не отдыхая, но не чувствуя особого физического или нервного утомления. Он писал легко — как дышал. И картины его завораживали, меняли представления о мире. Свои картины он подписывал так — «Гала-Сальвадор Дали». И это справедливо — она была тем источником, из которого он черпал свои силы. «Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть, мой мальчик», — так говорила ему Гала. И он соглашался с этим.

Все бытовые заботы взяла на себя Гала, предоставив художнику творить, не отрываясь на обыденность. К продаже своих картин он также не имел никакого отношения — этим занималась она. В число ее добрых друзей входило множество тонких ценителей искусства, и она знакомила их с работами Дали. Одной из их первых побед было получение чека за картину, которую художник еще не написал. Сумма на чеке стояла солидная — 29 000 франков.

Сальвадор и Гала не знали нужды, они могли позволить себе подразнить публику странными выходками. Это провоцировало слухи, которые выводили из себя людей, имеющих иной склад характера. Так, о Дали говорили, что он извращенец, болен шизофренией. И действительно, его длинные усы, выпученные глаза невольно наталкивают на мысль, что гениальность и сумасшествие идут рука об руку. Но эти слухи лишь забавляли влюбленных.

Гала часто позирует своему мужу — она присутствует на его картинах и в аллегории сна, и в образе Богоматери или Елены Прекрасной. Периодически интерес к сюрреалистическим картинам Дали начинает затухать, и Гала выдумывает новые способы заставить богачей раскошелиться. Так Дали начал создавать оригинальные вещицы, и это принесло ему серьезный успех. Теперь художник был уверен в том, что точно знает, что же такое сюрреализм на самом деле. «Сюрреализм — это Я!» — говорил он, уподобившись королю-Солнце.

Детство и юность

Елена Ивановна (Дмитриевна) Дьяконова родилась 26 августа (07 сентября по новому стилю) 1894 г. в Казани. Путаница с отчеством объясняется тем, что в юности мать Елены, Антонина Деулина, вышла замуж за чиновника Ивана Дьяконова. В 1888 г. она с мужем рассталась, а в 1891 г. начала жить гражданским браком с будущим адвокатом Дмитрием Гомбергом. Он и стал отцом 4-х детей Антонины: Вадима (1892 г.р.), Елены (1894 г.р.), Николая (1896 г.р.) и Лиды (1902 г.р.).

В 1895 г. семья переехала в Москву. Там Елена окончила престижную женскую гимназию. Её однокурсницами были сёстры Марина и Анастасия Цветаевы.

Дьяконова не была красавицей в общепризнанном понимании и обладала довольно заурядной внешностью. Но благодаря «демоническому» обаянию, острому уму и оригинальности она умела оказываться в центре внимания.

Елена Дьяконова в юности

В 1912 г. Елена заболела туберкулёзом, и родители отправили её в санаторий Клавадель в Швейцарии, что коренным образом перевернуло жизнь молодой девушки.

В молодости

Интересные факты

  • Гала и Сальвадор венчались 50 раз. Это была своего рода традиция – в каждом новом городе сходить в церковь и непременно обвенчаться.
  • Дали считал себя реинкарнацией младшего брата, который скончался от менингита во младенчестве.
  • В доме Дали одно время жили домашние милые кролики, в которых художник души не чаял. Но стоило как-то ему сказать несколько нелестных слов в адрес жены, как Гала тут же приказала заколоть всех кроликов и подать их на ужин своему любимому мужу.
  • Сальвадор считается автором знаменитого бренда «Чупа-чупс». Компания в благодарность художнику каждый месяц присылала ведерко с леденцами. Тот их, конечно, не ел. А шел на детскую площадку и на глазах у всех детей разворачивал конфеты, облизывал и бросал их в песок.

Знакомство с Сальвадором Дали

На момент знакомства с великим Сальвадором Гале исполнилось 34 года. Она была на 11 лет старше своего будущего мужа. Малыш Дали был девственником и панически боялся женщина. Уже к тому времени опытная Гала помогла побороть страхи своего избранника и подарила ему невиданное наслаждение, которое он никогда ранее не испытывал.

Гала была старше своего избранника на 11 лет

Наконец, женщина разорвала отношения со своим первым супругом Полем Элюаром, чье состояние уже был практически полностью промотано, и сблизилась с Дали, став его супругой на долгие годы. Гала была для Сальвадора демонической музой, другом, любовницей и даже мамой. Она стала его главным менеджером, помогала «раскручивать» творчество.

Однако все это не мешало ей и дальше исповедовать принципы свободной любви. Вскоре Гала настолько сильно увлеклась немецким художником и скульптором Максом Эрнестом, что предложила своим «мальчикам» жить втроем. По ее мнению, это был самый замечательный брак, о котором только можно мечтать.

Сальвадор относился спокойно к изменам своей жены и боготворил ее. В кругу же современников и журналистов женщину быстро окрестили «алчной валькирией», художники-сюрреалисты называли ее «Гала-чума», а злостные недоброжелатели обзывали «жадной русской потаскухой». Помимо любвеобильности, жена Дали обладала хваткой хищницы, что помогало ей продвигать творчество мужа. Именно она находила богатых и влиятельных людей, готовых вкладывать баснословные деньги в картины Дали.

Сальвадор пережил свою любовь на 7 лет

Кроме того, многие современники ее считали расчетливой и очень жесткой. Сам же Дали был настолько пленен этой женщиной, что не мыслил своего существования без нее. Свои картины художник подписывал как «Гала-Сальвадор-Дали».

Встреча с богиней

В сентябре 1929 года местом, где жил и творил молодой Дали, был поселок Кадакес, расположенный неподалеку от города Порт-Аьигата. Художник уже был известен в обществе своей эксцентричностью, паническим страхом перед женским полом, и, конечно же, необычной манерой живописи. В 25-летнем возрасте Сальвадор оставался девственником, предпочитая флирту и ухаживаниям чтение сочинений Фридриха Ницше.

Люди, общавшиеся с ним в этот период, говорили, что Дали — человек «с большими странностями». Его реакции были неожиданными и не свойственными взрослым людям. Внешний вид художника также вызывал пересуды. Худой юноша с закрученными вверх усами и набриолиненными волосами приковывал к себе взгляды прохожих. Сальвадор Дали носил рубашки из шелка невероятных расцветок, браслеты из фальшивого жемчуга и экстравагантные сандалеты — все это доливало масло в огонь, сплетни о нем не стихали.

Жизнь Дали изменила неожиданная встреча. Однажды он пригласил своих друзей погостить у него вместе с женами. В ожидании гостей — супругов Магрит и Элюар — художник изготовил духи, используя клей, козлиные испражнения и лавандовое масло. Именно этим ароматом он надеялся произвести на своих друзей незабываемое впечатление. Уже нанеся на свои волосы эту ужасную смесь, художник случайно выглянул в окно и остолбенел. Там стояла девушка, которая, как показалось Дали, волшебным образом сумела покинуть свое заточение, девушка из его авторучки, образ которой он свято хранил в своей душе все эти годы.

Сальвадор тут же отказался от своей шокирующей идеи духов — любовь порой способна возвращать рассудок людям. Он смыл с себя нанесенную жидкость, надел оранжевую рубашку и украсил свое ухо цветком герани. После этих приготовлений он, наконец, пошел встречать гостей. «Знакомьтесь, Дали, — произнес Поль Элюар, показывая на девушку, которая произвела фурор в душе художника. — Это моя жена Гала, она из России, и я много рассказывал ей о ваших интересных работах». «Из России. Там много снега… Дама в санях…» — эти мысли, подобно снежному вихрю, проносились в сознании художника. Он опять утратил самообладание (а вместе с ним и дар речи), забыл о рукопожатии и мог лишь хихикать да пританцовывать вокруг своей дамы сердца.

Потом, по прошествии многих лет, он так описывал свою возлюбленную в книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим»: «Тело у нее было нежное, как у ребенка. Линия плеч почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной». Вдали от нее художник не мог работать — кисти выпадали из его пальцев. Все мысли Дали были сосредоточены на жене его друга.

Богиня, которой поклонялся Дали, не отталкивала его, принимая ухаживания как должное. Они много гуляли вдвоем в горах, оставив мужа дома. Но однажды, разрываемый противоречивыми чувствами, Дали накинулся на любимую и попытался задушить ее. «Что ты хочешь от меня, отвечай?! Что ты хочешь, чтобы я с тобой сделал?!» — так кричал он в Гала. «Покончи со мной!» — прозвучал ответ. Дали решил, что она просит убить ее, и потянул к обрыву. Но непостижимая, порочная Гала имела ввиду совсем не то.

Поднять на флаг

Сальвадор Дали и Гала постоянно находились под прицелом фотокамер. Они вели активную публичную жизнь, их фото часто попадали на обложки журналов. В 1934 году Гала предприняла следующий шаг по «раскрутке» Сальвадора Дали: уговорила его отправиться в Нью-Йорк. Где, как не в Соединенных Штатах, примут экстравагантного, ни на кого не похожего художника! Страна, падкая на все новое и необычное, охотно откликалась на самые невероятные идеи Дали и готова была платить за них огромные деньги. США охватила настоящая «сюрреалистическая лихорадка», в честь Дали устраивались целые балы, куда приходил весь нью-йоркский бомонд. «Во всем мире, — пиcал Дали, — и особенно в Америке, люди сгорают от желания узнать, в чем же тайна метода, с помощью которого мне удалось достигнуть подобных успехов. Он действительно существует и называется «параноидно-критическим методом». Вот уже больше тридцати лет, как я изобрел его и применяю с неизменным успехом, хотя и по сей день так и не смог понять, в чем же этот метод заключается».

Из Америки Дали и Гала вернулись еще более богатыми и знаменитыми. Гала по-прежнему много позировала своему художнику. Дали изобразил ее на картине «Мадонна Порт-Льигата», на другой картине Христофор Колумб несет флаг с ее портретом и словами: «Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег».

Время шло, Гала старела, и даже череда сменяющих друг друга молодых любовников не приносила ей спокойствия и радости. Последним ее увлечением стал певец Джефф Фенхольт, сыгравший главную роль в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда». Гала приняла деятельное участие в его судьбе, помогла ему сделать карьеру и подарила роскошный дом в Лонг-Айленде.

Дали никак не комментировал интрижки жены, а Гала в свою очередь говорила: «Сальвадору все равно, у каждого из нас своя жизнь». Как бы то ни было, никто не становился свидетелем ссор между влюбленными. Так они и жили душа в душу, пока в 1982 году Гала не скончалась. Она завещала похоронить себя в замке Пуболь, который подарил жене Сальвадор. Она умерла в больнице в 80 километрах от замка. Испанский закон, принятый во время эпидемии чумы, запрещал перевозить тела умерших, но Дали пошел против закона. Он завернул тело жены в белую простыню, положил на заднее сиденье «кадиллака» и отвез в Пуболь, где все уже было готово для церемонии. На похоронах Дали не присутствовал.

Свою музу художник пережил на семь лет.

Личная жизнь

Брак Галы с первым мужем, поэтом Полем Элюаром, продлился 12 лет.

С Полем Элюаром

В мае 1918 г. у них родилась дочь Сесиль, единственный ребёнок Галы. Мать не слишком интересовалась дочерью и уделяла ей очень мало внимания, воспринимая её скорее как помеху. Девочкой в основном занималась бабушка, мадам Грендель. Позднее Гала даже лишила свою дочь наследства. Однако после смерти матери Сесиль завещание оспорила и получила причитающуюся ей долю.

С дочерью Сесиль

Элюар до конца жизни не оставлял надежды, что Гала к нему вернётся. Они продолжали общаться, переписывались.

Свадьба со вторым мужем, Сальвадором Дали, состоялась в 1934 г., а церемония венчания – только в 1958 г.

Сальвадор и Гала

Супруги прожили вместе 53 года.

Сальвадор и Гала

Сальвадор пережил жену на 7 лет. После её смерти он тихо угасал и больше не писал картин.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: