Жизнь и творчество
В 1926 вместе с другими сюрреалистами вступил в коммунистическую партию, в 1933 был исключён за антисоветские высказывания. В 1926 году, за день до выхода из печати поэтического сборника Mourir de ne pas mourir («Умирать оттого, что не умираешь»), упомянутого в одном письме Элюара как его последняя книга, он, неожиданно для всех, отправился в путешествие, оставив прощальную записку только отцу. Гала и его друзья думали, что он мёртв. Путешествие вокруг света длилось семь месяцев. Удалившись от родного дома, он стал слать письма своей жене, и Гала смогла присоединиться к мужу, найдя его уже в Азии, откуда они вместе вернулись во Францию.
«Без тебя…» Поль Элюар. Мелодекламация. Eluar
Все видео
В 1929 году Поль Элюар встречает Сальвадора Дали и с ним же позднее знакомит свою жену. Гала принимает решение уйти от Элюара к Дали, который по этому случаю написал «Портрет Поля Элюара». Дали высказался об этом так:
В 1929 году он повстречал Марию Бенц (Нуш), его новую музу, а в будущем супругу. В 1930 году Гала окончательно ушла от Элюара к Сальвадору Дали, оформив развод в 1932 году, и в 1934 Элюар женился на Нуш.
Сиять и пахнуть
Впервые Гала и Дали встретились летом 1929 года, но сам художник утверждал, что увидел свою музу гораздо раньше, когда учился в первом классе. Один из друзей подарил ему авторучку. Внутри стеклянного шарика на колпачке была изображена девушка в пушистой шубке. Позже Дали вспоминал: «В каждую клеточку моего существа, от зрачков до кончиков пальцев, впечатался в ту минуту ее образ. Мою русскую девочку, укутанную в белый мех, куда-то уносила тройка — почти чудом она спаслась от стаи свирепых волков с горящими глазами. Она глядела на меня, не отводя взора, и столько гордости было в ее лице, что сердце сжималось от восхищения… Это была Гала? Я никогда в этом не сомневался — это была она». С того самого дня художник хранил в своей памяти образ девушки и ждал их встречи, не сомневаясь, что она состоится.
В 1914 году Сальвадор начал обучение в муниципальной художественной школе. Одноклассники уже тогда считали его странным: мальчик ввязывался в драки без причины, а его эксцентричные выходки становились известными всей школе. Каким-то чудом ему удалось поступить в Художественную академию Сан-Фернандо. Для молодого человека сделали исключение, ведь вступительного испытания он не прошел. Для экзамена он сделал рисунок меньше положенного размера, а когда его попросили исправить оплошность, принес работу еще меньше.
Несмотря на свой талант, в академии эксцентричному Дали удалось продержаться всего четыре года. В 1926 году его отчислили за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. Вскоре он уехал в Париж, где познакомился с Пикассо и окунулся в богемную жизнь с головой.
В это время Гала, которая была на десять лет старше Дали, уже успела обзавестись мужем, дочерью и даже любовником. Родившаяся в 1894 году в Казани, тогда еще Елена Дьяконова всегда знала, что будет блистать, а не прозябать в провинциальной глуши. В своем дневнике она писала: «Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать, очень много. Я буду делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает. Я буду, как кокотка, сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями».
В 1912 году родители отправили девочку в Швейцарию лечиться от туберкулеза. Там она познакомилась с поэтом Эженом-Эмилем-Полем Гранделем. Позже она дала ему имя Поль Элюар, а себя стала называть Гала (по-французски «праздник»). Их роман завершился свадьбой, Гала переехала в Париж. К моменту ее встречи с Сальвадором Дали она уже не была болезненной застенчивой девочкой, а превратилась в настоящую парижанку, ту самую «кокотку», которая сводила с ума самых неприступных мужчин.
Анализ
Возвышение любовного опыта
Поэзия Элюара — это прежде всего ясное возвышение желания. «Капитал боли» (1926) показывает, что мир болезней, одиночества и смерти всегда опасен, но именно это и дает счастье свою цену. Первоначально он назывался «Искусство быть несчастным» .
«Эгоистическая» любовь L’Amour la poésie также может открываться и работать на всеобщее счастье, о чем свидетельствуют стихи из сборников La Vie Immediate (1932) и Les Yeux Fertiles (1936), прославляющие его общую любовь. с Нуш. Смерть Нуша — повод для безумной ставки на будущее, для подлинного начала. Жесткое желание длиться вечно — это акт веры в язык, задуманный как свет, способный отодвинуть тьму страдания.
У Поля Элюара моральные требования очищают слово, никогда не избегая потрясений человека, настолько логика любви поддерживает их. «Для него любовь — великая революционная сила» , — подчеркивает Жак Гошерон в своей книге « Поль Элюар, или верность жизни» . Он постоянно его углубляет, от самого плотского желания до эротизма и до этой открытости миру, который есть любовь. Перейти от «я» к «вам» — значит перейти к «нам», к большему «нам». Любовь по внутренней необходимости дает видеть, дает жить, дает желать мир без увечий, который процветал бы, вложив все человеческие измерения. Единственное полное требование — это счастье. Элюар пишет: «Для создания мира не нужно всего. Тебе нужно счастье и больше ничего » .
Освободить язык, чтобы изменить жизнь
Язык поэзии Элюара выходит за рамки чистого автоматизма и не ограничивается выявлением руды бессознательного. Он стремится к очевидным ассоциациям слов, образов, которые, однако, ускользают от какой-либо логической связи. Потому что, если, согласно известной строчке из сборника L’Amour la Poésie , «Земля синяя, как апельсин» , то это потому, что для поэта все возможно для тех, кто умеет « видеть » . Освобождая мысль от ее ограничений, он открывает поэтический абсолют. У Éluard это слово утверждает: «У меня легкая красота, и она счастлива» ( Столица боли ).
Посвященная поэзия
Кроме того, борясь со смертью и зверствами, связанными с войной, поэт стремится вернуть смысл жизни. Среди его наиболее преданных сочинений:
- Естественный курс , 1938 год
- Легкая добыча , 1938 год
- Открытая книга , 1941
- Поэзия и правда , 1942 год
- Политические стихи , 1948 год
- Поэма Сталину , Cahiers du communisme ,Январь 1950 г.
Жак Гошерон , автор книги « Поль Элюар, или верность жизни» , после войны встречает поэта в Национальном комитете писателей . Подружившись, они совместно издали Les Maquis de France . Для него: «Поль Элюар вошел в историю литературы, когда он говорит о непрерывной поэзии , это не пустой звук» .
Эта последовательность объясняется глубиной изобретения Элюара, которое является не просто способом высказывания вещей, а способом существования. Как объясняет Жак Гошерон, фундаментальная интуиция поэта лежит в основе безусловного требования счастья. Его поэтическая медитация переживается в суматохе его личной жизни. Мы часто думаем о нем как о поэте Сопротивления. В годы нацистской оккупации он тот, кто не сдается, кто не принимает. Саммит достигается с помощью Liberté, которое будет транслироваться по всему миру в 1942 году. Поль Элюар — носитель надежды.
Но он также поэт сопротивления без большой буквы. Он пишет вопреки порядку в мире. Его борьба так же непрерывна, как и его поэзия. Когда в 1930 году он вместе с Андре Бретоном написал « Непорочное зачатие» , он боролся против обращения с душевнобольными, когда отчуждение было одним из худших проявлений исключения. В том смысле, который дал ей Элюар, поэзия — это предприятие отчуждения . Таким образом, поэзия становится искусством языка, искусством жизни, моральным инструментом .
«Увидеть и дать увидеть»
Очень глубокие узы, которые связывали Элюара и его друзей-художников, художников и скульпторов, отражены во многих стихах, которые он им посвятил, не говоря уже о тех, которые он им посвятил. Он также, несомненно, тот поэт, в котором сотрудничество с художниками, иногда доходящее до слияния изображения и текста, было самым важным, поскольку с ним работали более сорока художников. Жан-Шарль Гато говорит о нем: «Ни один поэт этого века, и я взвешиваю свои слова, не любил живопись так, как Элюар. Всю свою жизнь он будет страстным коллекционером покупать, продавать, обменивать. В его коллекцию последовательно перешло более 400 работ. С середины 1920-х он собирал предметы раннего искусства , коллекцию, которую продолжал до самой смерти.
Смех по причине
Летом 1929 года Поль Элюар вместе с женой были приглашены в гости к молодому испанскому художнику Сальвадору Дали. Хозяин задумал встретить гостей в необычном виде. Он изорвал свою шелковую рубашку, побрил подмышки и выкрасил их синькой, натер тело смесью из рыбьего клея, козьего помета и лаванды, за ухо вставил цветок герани. Но, будучи еще не замеченным, увидел гостью — и тут же убежал переодеваться. Перед Полем и его женой Дали, вопреки задуманному, предстал почти нормальным человеком, но Гала настолько потрясла художника, что на него напал приступ истерического смеха. Это нисколько ее не отпугнуло, наоборот, лишь подогрело взаимный интерес. «Я сразу поняла, что он — гений», — писала Гала.
Так начался их бурный роман, продлившийся до самой смерти возлюбленной художника в 1982 году.
Спустя три года после этой встречи она ушла от мужа и переехала к Дали, в том же году они поженились. Но религиозная церемония состоялась только в 1958 году, после смерти Поля Элюара. Гала не могла позволить себе обвенчаться с другим из уважения к бывшему супругу.
Дали и Гала стали идеальной парой: взбалмошный, в высшей степени неорганизованный гений с целым списком фобий и рассудительная, хладнокровная муза. Их день строился по схеме, которую Гала описывала так: «Утром Сальвадор совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, разрывая легкомысленно подписанные им договоры». Это она помогла Дали стать символом эпохи и создала целую империю вокруг его имени. Одни видели в ней опору и поддержку, без которой талант Дали сгинул бы в безвестности, другие называли ее хищницей, жаждущей денег и присваивающей славу своего мужа.
Журналист «Sunday Times» писал летом 1994 года: «Беспомощный в житейском отношении, чрезвычайно чувствительный художник был пленен жесткой, расчетливой и отчаянно стремящейся вверх хищницей, которую сюрреалисты окрестили «Чума». Она просто взяла беззащитного и, несомненно, одаренного Дали и превратила его в мультимиллионера и звезду мировой величины. Еще до бракосочетания в 1934 году Гала удалось добиться того, что их дом начали осаждать толпы богатых коллекционеров, страстно желавших приобрести реликвии, освященные гением Дали».
Цитаты
Время, точно любовь, обойтись не умеет без слов.
Поэт — это скорее тот, кто вдохновляет, чем тот, кто испытывает вдохновение.
Поэт следует собственной идее, но эта идея приводит его к необходимости вписать себя в кривую человеческого прогресса. И мало-помалу мир входит в него, мир поёт через него.
Я не изобретаю слова. Я изобретаю предметы, живые существа, события, и мои чувства способны их воспринять. Я создаю себе переживания. Я страдаю от них или испытываю счастье. Они могут быть для меня безразличны. Я храню о них воспоминания. Случается, что я их предвижу. Если бы мне пришлось усомниться в их действительности, всё сделалось бы для меня сомнительным — и жизнь, и любовь, и смерть. Мой разум отказывается отвергнуть свидетельство моих чувств. Предмет моих желаний всегда реален, ощутим.
***Увидеть — значит понять,оценить, преобразить, вообразить,забыть или забыться,жить или исчезнуть.
***Сколько их этих словЧто меня никуда но вели
Слов чудесных как все остальные словаВот оно моё царство земноеСлова что сегодня пишуНаперекор очевидностиИ с великой заботоюВсё сказать.
***Не игра словами. Всё сравнимо со всем, всё находит своё эхо, свою причину, своё сходство, своё противопоставление, своё становление повсюду. И это становление бесконечно.
Грани любовного треугольника. Гала и Сальвадор
Он словно нарочно толкал меня в его объятия…
Из воспоминаний Гала
По дороге в Кадакес Поль без устали говорил о том, с каким необычным и ярким молодым человеком предстоит познакомиться Гала… Почему-то чуткий и проницательный Элюар не учел, что именно такая личность и может заинтересовать Гала. Ведь сам он к тому времени стал для нее уже случившимся достижением, человеком, достигшим расцвета и не обещающим более блестящего будущего. В то время как горизонты Дали были поистине безграничными. Так решила Гала, и интуиция не подвела ее и на этот раз.
Как потом вспоминали оба, первое впечатление друг о друге вряд ли было приятным, и все-таки уже с момента первого знакомства между Гала и Дали возникло притяжение, которому было суждено превратиться в неразрывную связь.
Замок для принцессы
Замок в качестве подарка? А почему бы нет? Ведь он так давно обещал ей замок. И вот, наконец, подходящий был найден в Пуболе, недалеко от Порт-Льигата. Помимо даты основания — в XI веке, замок оказался уникален еще и тем, что вокруг него бушевал огромный дикий сад.
Начались работы по его восстановлению, и в 1970 году Гала оформила приобретение подарка. Описывать его не имеет никакого смысла — его лучше разглядывать воочию. Особенно чердак, где по сей день находится гардероб Шествующей впереди Градивы, в котором платья от Кардена висят, словно виноградные гроздья.
А в углу Гербового зала замка возвышается кресло, за спинкой которого — пейзаж маслом. Кресло стоит на пьедестале. Восседая на нем, Гала принимала своих гостей, в том числе и самого Дали, который мог прийти сюда только по приглашению.
Краткая биография
В санатории Елена познакомилась с Полем Гренделем (будущим известным поэтом Полем Элюаром) и произвела на него сильное впечатление. Именно благодаря Елене Поль начал писать стихи, она стала его музой. Девушка представлялась Галиной, и молодой поклонник придумал ей прозвище «Гала» (с ударением на последний слог), что в переводе с французского означает «праздник». Под этим именем она и вошла в историю.
После окончания лечения в апреле 1914 г. Елена-Гала вернулась домой, но постоянно поддерживала страстную переписку с Полем. Влюблённые мечтали пожениться.
В 1916 г. родители Галы дали согласие на её отъезд в Париж. Поль и его отец были на фронте – шла Первая мировая война – девушку встретила и разместила у себя будущая свекровь мадам Грендель. Гала смогла повидаться с женихом, когда он ненадолго приехал домой.
В феврале 1917 г. получивший увольнение на несколько дней Поль приехал в Париж, чтобы обвенчаться с невестой. Затем он вернулся на фронт, а молодая жена осталась у родителей мужа. Так как Поль был слаб здоровьем, за время службы он часто попадал в госпитали, где Гала навещала его.
В 1919 г. после демобилизации Поль вернулся в Париж, там молодые супруги начали жить в своей квартире. Поль получил хорошо оплачиваемую работу. Он продолжал писать и публиковать стихи, общался с другими литераторами и художниками и вскоре вошёл в круг «дадаистов». Он был впечатлён работами немецкого художника Макса Эрнста и в 1920 г. вместе с Галой отправился в Кёльн для знакомства с ним.
У Галы и Макса начался роман, Поль об этом знал. Вскоре их отношения переросли в любовный треугольник, всех участников увлекал групповой секс. В 1922 г. они даже начали жить втроём.
Через 2 года, после поездки в Индокитай, отношения трио расстроились. Эрнст покинул Элюаров.
В 1929 г. произошло судьбоносное событие – знакомство с Дали. Чета Элюаров вместе с Рене Магриттом и его женой Жоржеттой отправилась в испанскую деревушку Кадакес по приглашению начинающего художника Сальвадора Дали. Гала сразу увидела в эксцентричном молодом художнике гения, а Дали узнал в ней женщину своей мечты. Завязался бурный роман.
Гала ушла от мужа к Сальвадору. Пара жила очень скромно в маленькой испанской деревушке Порт-Льигат. Гала взяла на себя все заботы: вела домашнее хозяйство, составляла распорядок дня, обивала пороги столичных галерей, стараясь организовать выставку работ художника, даже подбирала рамы для готовых картин. Она много позировала Дали, и эти картины стали одними из самых лучших в его творчестве.
В 1931 г. состоялась персональная выставка Сальвадора, на которой среди прочих была представлена картина «Постоянство памяти», ставшая одной из самых известных работ художника. Выставка принесла лестные отзывы критиков и первый коммерческий успех, жизнь пары стала налаживаться.
В 1934 г. супруги отправились в США
Там необыкновенный тандем сумел привлечь внимание публики, слава Дали возросла, как и цена на его работы.
В 1938 г. Гала сопровождала мужа в Лондоне, куда его пригласили на всемирную выставку сюрреалистов.
Во время Гражданской войны в Испании чета Дали жила во Франции
А когда началась Вторая мировая война, семейный тандем вновь уехал в Америку. Там они стали знаменитостями и вели роскошную жизнь.
В Испанию супруги вернулись в 1948 г. Они много работали, их благосостояние росло очень быстро. Пара любила шокировать публику, в их доме часто проходили экстравагантные вечеринки.
В начале 60-х гг. Гала почувствовала, что стареет. Для неё это стало сильным ударом, она увлеклась азартными играми, заводила молодых любовников, на которых тратила огромные деньги.
В 1963 г. в Нью-Йорке женщина познакомилась с Уильямом Ротлейном, молодым истощённым наркоманом. Он был талантливым и красивым юношей, и Гала решила позаботиться о нём. Она вместе с Уильямом отправилась в Италию, пыталась заполучить для него роль в фильме Феллини, но известный режиссёр ответил отказом. После этого Гала потеряла интерес к парню и отправила его обратно.
В 1968 г. великий сюрреалист купил для своей музы замок в итальянской деревне Пуболь. Гала обосновалась в новом жилище и запретила мужу посещать её без письменного разрешения. Эта недоступность привела художника в восторг.
Последним увлечением Галы стал Джефф Фенхольт, восходящая звезда мюзиклов. Она неоднократно приглашала юношу погостить в свой замок.
В 1982 г. при неудачном падении Гала сломала шейку бедра и попала в больницу.
10 июня 1982 г. в возрасте 87 лет Гала Дали скончалась.
Гала и Сальвадор Дали в старости
Из девочки Лены в роковую Галу
Точных данных о детстве Елены Дьяконовой нет. По устоявшейся версии она родилась в 1894 году в Казани. После смерти отца её мать вновь вышла замуж, и семья переехала в Москву. Елена была любимицей отчима, потому взяла в честь него отчество — Дмитриевна. По другой версии, Дмитрий Гомберг и есть настоящий отец девочки, зачатой в гражданском браке.
В Москве Елена училась в престижной гимназии для девочек, а одноклассницей и подругой девочки была Анастасия Цветаева — младшая сестра знаменитой поэтессы. Близкие с лёгкой подачи матери называли Елену Галей. Девочка росла обаятельной, хорошо говорила на двух языках и обладала необычайным чувством юмора. Она часто бывала в гостях у Цветаевых, а Марина даже посвятила Гале Дьяконовой стихотворение «Мама в саду».
По окончании гимназии в 1912 году слабую здоровьем Елену отчим отправил в туберкулёзный санаторий в Швейцарии. В альпийской лечебнице, словно в «Волшебной горе» Томаса Манна, юная начитанная девушка встретила такого же молодого интеллигента — француза Эжена Гренделя. Во время прогулок он читал ей собственные стихи, в том числе и те новые, что посвящал своей русской зазнобе. Так Елена впервые стала музой, а Эжен — сын владельца предприятия — поэтом Полем Элюаром. Свою возлюбленную он называл Гала, что на его родном языке означало «праздник». Семья Поля к такому «празднику» была не готова, потому в 1914 году Гале пришлось вернуться в Москву.
Гала и Поль Элюар в 1917 году. (Pinterest)
В 1916 году Гала упросила родителей отправить её в Париж. Через Скандинавию, по заминированному Балтийскому морю и далее через Великобританию, огибая фронт Первой мировой, девушка добралась до любимого Поля. Через год пара обвенчалась (Гала приняла католицизм), а в 1918 году у них родилась дочь Сесиль. Ребёнка Гала воспринимала как обузу, поэтому передала дочь на воспитание в семью мужа. В столице Франции Гала отточила свой вкус и стиль в одежде, которые сохранила до конца жизни. После войны пара стала жить на широкую ногу. Поль много работал и писал, Гала же тратила деньги на наряды и обустройство быта.
Через Поля Гала познакомилась с Андре Бретоном, Луи Арагоном (мужем Эльзы Триоле — сестры советской музы Лили Брик) и дадаистом Максом Эрнстом, который делал непонятные никому в то время коллажи. В 1921 году Поль и Макс стали друзьями, а Гала любовницей последнего. «Ménage à trois» никак не скрывался, женатый Эрнст переехал к Элюарам. Тройственный роман и конкретно Гала оказали на творчество Эрнста сильное влияние. Дела в любовном треугольнике постепенно ухудшались, и в 1924 году Поль внезапно исчез, прихватив деньги отца и бросив Галу. Та отправилась за ним на Таити, Эрнст же последовал за Галой. Но воссоединения не произошло — Элюары дали отставку Максу Эрнсту.
Три стихотворения Поля Элюара
Необходимость
Без особенных церемоний на этой землеБок о бок с людьми которые в гуще уютных несчастийИ в непосредственной близости от истинного путиИ во прахе серьёзнейших делСохраняют полнейшее благодушие и невозмутимостьЯ устанавливаю отношения между мужчиной и женщинойМежду расплавленным солнцем и гудением ульяМежду зачарованными пещерами и снежной лавинойМежду смехом взахлёб и синевой под глазамиМежду геральдической птичкой и звёздочкой чеснокаМежду свинцовою проволокой и завыванием ветраМежду муравьями подле колодца и выращиваньем малиныМежду подковой и кончиком пальцаМежду куском халцедона и франтоватой зимойМежду терновником и фактами мимикрииМежду сонной артерией и спектральным анализом солиМежду араукарией и головою пигмеяМежду железнодорожными рельсами и голубем рыжимМежду мужчиной и женщинойМежду моим одиночеством и тобой
1929
***
Дорога короткаПриходишь очень скороК цветным камнямПотомК пустым камням
Приходишь очень скороК словам бесцветнымЛегковеснымПотомК бессмысленным словам
Поёшь не ведая о чёмИ вот уже заря осталась позадиИ нет ни дняНи ночиЛишь эхо нескончаемых шагов
1946
И улыбка
В мире нет беспросветных ночейВы мне верить должны если я говорюЕсли я утверждаюЧто всегда даже в самой кромешной печалиЕсть открытое настежь окно озарённое светомВ мире есть мечта начекуЕсть желанье которое нужно исполнитьЕсть голод который нужно насытитьВ мире есть благородное сердцеИ пожатье надёжной рукиИ внимательные глазаИ жизнь которая хочетЧтоб её разделили с другими.
1951
Перевод стихов Мориса Ваксмахера
***
***
Дань уважения
- Его именем названа поэтическая премия, присуждаемая Обществом французских поэтов .
- Франсуаза Саган нашла во втором стихе поэмы « Едва обезображенные» из сборника «Непосредственная жизнь» (1932) название своего первого романа « Bonjour tristesse» . Название его романа «Солнце в холодной воде» взято из стихотворения Элюара « Vivre ici» , опубликованного в 1926 году.
- Фредерик Х. Фахарди дал имя Эжен Гриндель герою своего романа « Clause de style» , опубликованного в 1984 году (адаптированного для кино под названием « Не буди спящего полицейского с Аленом Делоном и Мишелем Серро» ).
- Аргентинский певец Хайро
- В Сентябрь 1969Президент Франции Жорж Помпиду в интервью цитирует стихотворение Поля Элюара о 32-летней учительнице французского Габриэль Руссье , которая покончила жизнь самоубийством после отношений с одним из ее 17-летних учеников: «Поймите, кто захочет , Я, мое раскаяние, был разумной жертвой в глазах потерянного ребенка, того, кто похож на мертвого, который умер, чтобы быть любимым. » .
Заключение
Жизнь Галы Дали неразрывно связана с известными мужчинами, которых она очаровывала и вдохновляла. Это и поэт Поль Элюар, и художник Макс Эрнст. Но в первую очередь Гала известна как жена и муза гения сюрреализма – Сальвадора Дали.
Гала отличалась прагматичным умом, железной хваткой, сексуальной раскованностью и патологической тягой к роскоши.
Дали боготворил свою музу, восхищался ею. Она стала для него и матерью, и женой, и натурщицей. Будучи исключительно одарённым арт-менеджером, Гала помогала создавать образ эксцентричного художника и продавать его работы. Именно благодаря её усилиям Дали стал миллионером и одним из самых известных сюрреалистов в мире.