Техногенная катастрофа — что это? техногенные катастрофы в россии почему возникают?

Топ-5 самых страшных техногенных аварий

Пожары и взрывы.

Наиболее распространенными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются пожары и взрывы, которые происходят:

— на промышленных объектах;

— на объектах добычи, хранения и переработки легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ;

— на транспорте;

— в шахтах, горных выработках, метрополитенах;

— в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения.

Пожар – это вышедший из-под контроля процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий угрозу жизни и здоровью людей. В России каждые 4-5 минут вспыхивает пожар и ежегодно погибает от пожаров около 12 тысяч человек.

Основными опасными факторами пожара являются тепловое излучение, высокая температура, отравляющее действие дыма (продуктов сгорания: окиси углерода и др.) и снижение видимости при задымлении. Критическими значениями параметров для человека, при длительном воздействии указанных значений опасных факторов пожара, являются: температура, плотность теплового излучения, концентрация окиси углерода , видимость в зоне задымления.

Взрыв – это горение, сопровождающееся освобождением большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени. Взрыв приводит к образованию и распространению со сверхзвуковой скоростью взрывной ударной волны (с избыточным давлением более 5 кПа), оказывающей ударное механическое воздействие на окружающие предметы.

Основными поражающими факторами взрыва являются воздушная ударная волна и осколочные поля, образуемые летящими обломками различного рода объектов, технологического оборудования, взрывных устройств.

Классификация техногенных катастроф

Чрезвычайные ситуации техногенного характера можно классифицировать по различным основаниям, но, как правило, выделяются следующие классификации:

Классификация по масштабу происшествия


Техногенные ЧС по масштабу делятся на:

  • локальные или объектовые – аварии, произошедшие на локальном производстве или небольшом объекте, не выходящие за границу объекта, которые могут быть ликвидированы собственными силами без вмешательства извне;
  • местные – чрезвычайные ситуации, границы распространения поражающих факторов которых представляют собой населенный пункт: поселок, город, муниципальный район;
  • территориальные – границей их распространения является субъект государства (область, край, автономный округ, штат);
  • региональные – происшествия, затронувшие несколько субъектов (2-3) государства;
  • федеральные – аварии, территория поражающего распространения которых – более 4 субъектов;
  • глобальные – катастрофа выходит на мировой уровень, за пределы государства.

Справка: в настоящее время можно говорить о предполагаемой глобальной техногенной аварии в вирусной лаборатории в г. Ухань (КНР), в результате которой одна из разновидностей опытного вируса 2019-nCoV (коронавирус) распространилась по многим странами мира и привела к многочисленным жертвам среди населения.

Классификация по происхождению (виду)


Техногенные аварии также классифицируются на основании их происхождения:

  • ЧС на транспорте – аварии, произошедшие с участием различных видов транспорта: автомобилей, речных и морских судов, самолетов, на транспортных магистралях;
  • ЧС с пожарами и взрывами – в основе таких аварий всегда присутствует пожароопасная ситуация, взрыв или угрозы взрыва на предприятиях и различных социально значимых объектах инфраструктуры;
  • ЧС с выбросами химических веществ – аварии на крупных производственных мощностях, крупных элементах транспортной инфраструктуры (например, железнодорожных и морских вокзалах и портах), которые могут привести к заражению окружающей среды опасными для человека химическими элементами;
  • ЧС с выбросами радиоактивных веществ – в этом случае под угрозу техногенной катастрофы прежде всего попадают крупные государственные оборонные предприятия и объекты энергетической сферы;
  • ЧС с выбросами биологически опасных веществ – аварии на объектах производства, науки транспорте, связанные с наукой, медициной, оборонной сферой;
  • ЧС, вызванные обрушениями зданий, транспортных магистралей, вызванные недостатками конструкции и различными природными катастрофами (землетрясения, наводнения, обвалы);
  • ЧС на предприятиях коммунальной сферы – аварии на энергетических станциях, очистных сооружениях, водопроводе.

Справка: одна из крупнейших техногенных катастроф, связанных с выбросом радиоактивных веществ, произошла на Чернобыльской атомной электростанции (СССР, Украина) 26 апреля 1986 года.

Взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе

20 апреля 2010 года на нефтедобывающей платформе Deep Water Horizon, принадлежащей компании British Petroleum, и расположенной в акватории Мексиканского залива, произошёл взрыв, из-за чего продолжительное время из неконтролируемой скважины в море выбрасывалось огромное количество нефти. Сама платформа погрузилась в воды Мексиканского залива.
Специалисты лишь примерно смогли оценить объём вылившейся нефти, но ясно одно – эта катастрофа стала одной из самых страшных для биосферы не только побережья Мексиканского залива, но и вод Атлантического океана. Нефть выливалась в воду на протяжении 152 дней, 75 000 кв. км вод залива были покрыты толстой нефтяной плёнкой. От загрязнения пострадали все штаты, чьё побережье выходит к Мексиканскому заливу (Луизиана, Флорида, Миссисипи), но больше всех досталось Алабаме.
Под угрозой исчезновения оказались около 400 видов редких животных, на залитых нефтью берегах гибли тысячи морских птиц и земноводных. Управление особо охраняемых ресурсов сообщило, что после разлива нефти имела место вспышка смертности среди китообразных в заливе. 

Руки в Ноги
Оценить!

7.4
100126

12345678910

Последствия техногенных катастроф

Техногенные катастрофы в России за последние 3 года оставили серьезные последствия, которые затронули как природную среду, так и населенные пункты. Эти катастрофы привели к значительным экологическим, экономическим и социальным последствиям.

Экологические последствия:

Одним из главных последствий техногенных катастроф является загрязнение окружающей среды. Выбросы опасных химических веществ, нефтепродуктов и токсичных веществ в атмосферу, почву и воду приводят к серьезному ущербу природе. Экологическое равновесие нарушается, что может привести к уменьшению биоразнообразия, загрязнению водных ресурсов и почвы, а также угрозе здоровью человека и животных.

Катастрофы могут также привести к сбросу опасных веществ в реки, что приводит к массовой гибели рыбы и других водных организмов, а в некоторых случаях может вызвать эпидемии у людей.

Экономические последствия:

Техногенные катастрофы также имеют серьезные экономические последствия. Уничтожение производственных объектов, потеря оборудования и товаров, прекращение работы предприятий в результате аварий приводят к значительным экономическим потерям. Восстановление объектов, выплата компенсаций и возмещение ущерба требуют больших затрат, которые неизбежно сказываются на экономике страны.

Техногенные катастрофы также могут приводить к потере рабочих мест, ухудшению экономического благополучия регионов, уменьшению доходов населения и ухудшению социальной сферы.

Социальные последствия:

Катастрофы оказывают сильное воздействие на жизнь людей. Население, проживающее вблизи мест происшествий, подвергается угрозе здоровья, включая отравление, пожары и даже взрывы. Люди могут быть вынуждены эвакуироваться, оставляя свое имущество и утрачивая свое жилище и средства к существованию.

Техногенные катастрофы влияют на психологическое состояние индивидуумов, вызывая стресс, тревогу и депрессию. Также возникают социальные проблемы, связанные с выселением людей и неадекватной реакцией властей на кризисные ситуации.

Следует приложить все усилия к превентивным мерам и улучшению системы контроля и реагирования на техногенные катастрофы, чтобы снизить их влияние на окружающую среду, экономику и социальное благополучие общества.

Техногенные катастрофы в России

Одной из самых серьезных техногенных катастроф, которая произошла в России за последние три года, была авария на Норильском заводе 29 мая 2020 года. На заводе произошло протекание топлива из хранилища, что привело к загрязнению реки Дальний Талнах и окружающей территории. Около 21 тысячи тонн топлива попали в реку, что нанесло непоправимый ущерб экосистеме и привело к гибели множества рыбы и других водных организмов.

Еще одной значительной техногенной катастрофой было пожар на атомной подводной лодке «Курск» в августе 2000 года. В результате пожара и последующего взрыва снарядов, лодка затонула в Баренцевом море, унесла жизни 118 моряков. Эта катастрофа стала одним из самых трагических событий в истории российского флота и вызвала массовую печаль и горе во всей стране.

Техногенные катастрофы также имели место быть в других областях России. Например, в декабре 2019 года произошел пожар на химическом заводе в городе Ярославле. Под сводами завода находился хранимый пирофорный материал, который воспламенился и привел к серьезному пожару. К счастью, благодаря оперативным действиям пожарных, удалось предотвратить разрушение завода и распространение огня на прилегающие объекты.

Дата Место Причина
29 мая 2020 Норильский завод Протекание топлива
Август 2000 Баренцево море Пожар на подводной лодке
Декабрь 2019 Ярославль Пожар на химическом заводе

Техногенные катастрофы имеют серьезные последствия для окружающей среды и здоровья людей, а также наносят экономический ущерб

Поэтому очень важно принимать меры для предотвращения подобных катастроф, такие как строгий контроль безопасности, соблюдение правил эксплуатации и внедрение новых технологий и систем

Последствия для Union Carbide

Union Carbide поспешила объявить причиной аварии саботаж сотрудников, организованный под влиянием подпольной организации сикхов. Ещё американская корпорация пыталась переложить вину на индийскую «дочку». Компания провела , в котором представила себя жертвой — местных властей, индийских политиков, у которых были выборы, недобросовестных менеджеров и рабочих.

В следующие дни после трагедии на место прилетел генеральный директор UCC Уоррен Андерсен. Его взяли под стражу в аэропорту, но потом достаточно быстро отпустили под залог, после чего он покинул Индию.

7 декабря 1984 года в США началось судебное разбирательство. Но в 1985 году Индия приняла Закон о газовой утечке в Бхопале. Он сделал индийское правительство единственным представителем пострадавших и в стране, и за её пределами. Дело перенесли в Индию. Это лишило людей возможности отсудить у UCC персональные выплаты за ущерб, но позволило Индии раздать компенсации беднейшему населению, которое в основном и пострадало.

По итоговому соглашению Union Carbide обязалась выплатить Индии 470 миллионов долларов — в расчёте на 3 000 умерших и 102 000 случаев инвалидности. Средняя сумма на семью составила 2 200 долларов. Это решение критиковали, приводя в пример выплаты UCC в США по асбестовым делам. Если бы компенсации в Бхопале выплачивались по той же ставке, выплаты могли составить более 10 миллиардов долларов.

В итоге Union Carbide всё равно разорилась, и в 2001 году её поглотил концерн Dow Chemicals. Официальная позиция Dow: она не имеет отношения к катастрофе, а все претензии к UCC урегулированы. Завод в Бхопале передали властям штата Мадхья-Прадеш, но возобновить полноценное производство не получилось. Завод простаивает и продолжает отравлять окружающую среду и жителей города химикатами, которые там скопились.

В 2010 году в Бхопале вынесли приговор восьми бывшим работникам завода. Все они индийцы

Осуждённые, которым было уже за 70, получили по два года тюрьмы за причинение смерти по неосторожности. Это вызвало волну возмущения в индийском обществе, которое ждало приговора почти четверть века

По мнению людей, сроки и статья не соответствовали тяжести преступления. Да и на скамье подсудимых должны были сидеть другие люди, избежавшие правосудия: Уоррен Андерсен и американские менеджеры.

Причины возникновения катастроф

Катастрофы могут быть вызваны различными факторами, как естественными, так и человеческими. Вот некоторые из основных причин, которые могут привести к возникновению катастроф:

  1. Природные явления: Природные катастрофы, такие как землетрясения, наводнения, ураганы и тайфуны, могут причинить огромный ущерб и потери жизней.
  2. Человеческие деяния: Некоторые катастрофы могут быть вызваны человеческими ошибками или неправильными действиями. Это могут быть техногенные катастрофы, такие как авиакатастрофы, ядерные аварии или инженерные провалы.
  3. Плохая инфраструктура: Недостаточное обслуживание и плохая инфраструктура могут быть причиной инфраструктурных катастроф, таких как обрушение зданий или мостов.
  4. Половодье: Повышение уровня воды в реках, ручьях и озерах может привести к наводнениям и затоплениям, вызывая катастрофические последствия.
  5. Пожары: Неблагоприятные условия, такие как высокая температура, сухость и питательные горючие вещества, могут спровоцировать лесные пожары, которые быстро распространяются и причиняют огромный ущерб окружающей среде и жизни людей.

Это лишь некоторые из основных причин возникновения катастроф. Понимание этих причин и разработка мер предупреждения могут существенно снизить риск возникновения катастроф и минимизировать их последствия.

Причины техногенных катастроф

Возникновение любой техногенной катастрофы вызывается сочетанием действий объективных и субъективных факторов, создающих причинный ряд событий. Непосредственными причинами техногенных катастроф могут быть внешние по отношению к инженерной системе воздействия (стихийные бедствия, военно-диверсионные акции и т.д.), условия и обстоятельства, связанные непосредственно с данной системой, в том числе технические неисправности, а также человеческие ошибки.

К сожалению, количество аварий во всех сферах производственной и просто жизнедеятельности неуклонно растет. Это происходит в связи с широким использованием новых технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, массовым применением опасных веществ в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

Современные сложные производства проектируются с высокой степенью надежности. Однако, чем больше производственных объектов, тем больше вероятность ежегодной аварии на одном из них. Абсолютной безаварийности не существует.

Все чаще аварии принимают катастрофический характер с уничтожением объектов и тяжелыми экологическими последствиями (например, Чернобыль). Анализ таких ситуаций показывает, что независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев они имеют одинаковые стадии развития.

На первой из них аварии обычно предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании, или отклонений от нормального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают для этого предпосылки. Поэтому еще возможно предотвращение аварии.

На второй стадии происходит какое-либо инициирующее событие, обычно неожиданное. Как правило, в этот период у людей обычно не бывает ни времени, ни средств для эффективных действий.

Собственно катастрофа происходит на третьей стадии, как следствие двух предыдущих.

Таким образом, можно выделить основные причины:

  • просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий;
  • некачественное строительство или отступление от проекта;
  • непродуманное размещение производства;
  • нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала;
  • отсутствие на должном уровне содержания зданий и сооружений, оборудования, не приобретаются новые станки и механизмы, взамен устаревших;
  • падение производственной дисциплины. Невнимательность, грубейшие нарушения правил эксплуатации техники, транспорта, приборов и оборудования;
  • современное производство всё более усложняется. В его процессе часто применяются ядовитые и агрессивные компоненты. На малых площадях концентрируется большое количество энергетических мощностей;
  • стихийные бедствия, в результате которых выходят из строя предприятия, имеющие в своем производстве опасные для общества вредные вещества и т.д.;
  • сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно-конструкторские недоработки, низкая трудовая и технологическая дисциплина;
  • концентрация различных производств в промышленных зонах без должного изучения их взаимовлияния;
  • отказы технических систем из-за дефектов изготовления и нарушений режимов эксплуатации;
  • высокий энергетический уровень технических систем;
  • внешние негативные воздействия на объекты энергетики, транспорта и др.

Таким образом, все техногенные катастрофы, в конечном счёте, являются следствием тех или иных человеческих действий или отсутствия таковых. Техногенная катастрофа любого происхождения – это физическое событие в общественном контексте, вызванное рассогласованием взаимодействия элементов сложных систем, в создании и функционировании которых задействованы как люди, так те или иные элементы созданных ими технологий.

В этом типе катастроф по мере развития техники все большую роль начинает играть человеческий фактор, который проявляется в инженерных просчётах, ошибках персонала, халатности, неэффективной помои спасательных служб.

Возрастание размеров и мощи технических систем, повсеместное (иногда бесконтрольное) использование разных видов энергии повышает риск людских, материальных и экологических потерь. Такова плата за технологический прогресс и удобства жизнедеятельности.

Могут ли в море столкнуться два корабля

Как показывает практика могут столкнуться и самолеты в небе, и корабли в море. Это только кажется, что там много места. На самом деле весь подобный транспорт движется по одним и тем же заранее проложенным маршрутам.

20 декабря 1987 года пассажирский паром ”Doña Paz” (Донья Пас) столкнулся с нефтяным танкером ”Вектор”. Каких-то более крупных катастроф на воде в мирное время не происходило ни до, ни после этого события.

Паром ”Doña Paz” два раза в неделю следовал по маршруту Манила — Катбалоган. В тот роковой день он выполнял обычный рейс с почти 4 500 пассажирами. Примерно в 22:30, когда многие пассажиры уже спали, паром столкнулся с танкером, который перевозил бензин и другие нефтепродукты.

Корабли столкнулись примерно так.

В результате столкновения бензин разлился и загорелся. Можно только представить, как себя чувствовали пассажиры, которые уже спали, а проснулись от сильного удара и сразу увидели огонь вокруг. Началась паника и люди стали искать способы спастись, но средств спасения на борту было недостаточно. В итоге, выжили всего 24 пассажира парома (из 4 500) и 2 члена экипажа танкера.

Со слов выживших, погода в тот день была хорошей, но на море было волнение. Причиной столкновения стали ошибочные действия экипажей, которые и привели к трагедии.

Самое разрушительное цунами

Мы уже рассказывали о том, какие бывают цунами, как они формируются и какой вред причинили человеку. Тогда я говорил, что самая большая волна была высотой около 500 метров. И образовалась она около 70 лет назад на Аляске.

Но тогда пострадавших было всего несколько человек из-за того, что в этом месте почти никого не бывает. В отличии от Юго-восточной Азии. Больше всего жизней унесло цунами, которое обрушилось на этот регион 26 декабря 2004 года.

Последствия цунами всегда очень страшные.

Формирование волн произошло в Индийском океане из-за тектонической активности дна. В итоге, до берега дошли волны, высота которых составляла больше 10 метров. Кажется, что это не так много, но в результате этого явления погибло примерно 240 000 человек

Больше всего погибших было в Индонезии — примерно 180 000 человек. На втором месте оказался остров Шри-Ланка, где волна убила примерно 37 000 человек. Относительно немного людей погибло в Таиланде — ”всего” 5 000 человек. Еще по несколько тысяч жизней цунами унесло в других регионах. Оно дошло даже до берегов Сомали.

Авария в Мексиканском заливе, 1979 год

На этот раз источником нефтяного разлива стала авария на нефтяной платформе, принадлежащей мексиканскому правительству. Из-за прекращения циркуляции бурового раствора нефтяной напор ударил вверх, произошло возгорание, платформа рухнула в море, а утечка продолжалась. Авария произошла в июле 1979, но только в марте 1980 года удалось остановить утечку методом бурения новых скважин по соседству. Прибрежная зона залива, включая лагуны, мелкие острова и пляжи была полностью загрязнена. На пляжах осело около 6 тысяч тонн нефти, Побережье Техаса приняло еще 4 тысячи тонн, а 120 тысяч осело на дне залива. Серьезно пострадала фауна региона: на грани исчезновения оказались многие виды птиц, крабов и черепах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: