Пожары и взрывы.
Наиболее распространенными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются пожары и взрывы, которые происходят:
— на промышленных объектах;
— на объектах добычи, хранения и переработки легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ;
— на транспорте;
— в шахтах, горных выработках, метрополитенах;
— в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения.
Пожар – это вышедший из-под контроля процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий угрозу жизни и здоровью людей. В России каждые 4-5 минут вспыхивает пожар и ежегодно погибает от пожаров около 12 тысяч человек.
Основными опасными факторами пожара являются тепловое излучение, высокая температура, отравляющее действие дыма (продуктов сгорания: окиси углерода и др.) и снижение видимости при задымлении. Критическими значениями параметров для человека, при длительном воздействии указанных значений опасных факторов пожара, являются: температура, плотность теплового излучения, концентрация окиси углерода , видимость в зоне задымления.
Взрыв – это горение, сопровождающееся освобождением большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени. Взрыв приводит к образованию и распространению со сверхзвуковой скоростью взрывной ударной волны (с избыточным давлением более 5 кПа), оказывающей ударное механическое воздействие на окружающие предметы.
Основными поражающими факторами взрыва являются воздушная ударная волна и осколочные поля, образуемые летящими обломками различного рода объектов, технологического оборудования, взрывных устройств.
Классификация техногенных катастроф
Чрезвычайные ситуации техногенного характера можно классифицировать по различным основаниям, но, как правило, выделяются следующие классификации:
Классификация по масштабу происшествия
Техногенные ЧС по масштабу делятся на:
- локальные или объектовые – аварии, произошедшие на локальном производстве или небольшом объекте, не выходящие за границу объекта, которые могут быть ликвидированы собственными силами без вмешательства извне;
- местные – чрезвычайные ситуации, границы распространения поражающих факторов которых представляют собой населенный пункт: поселок, город, муниципальный район;
- территориальные – границей их распространения является субъект государства (область, край, автономный округ, штат);
- региональные – происшествия, затронувшие несколько субъектов (2-3) государства;
- федеральные – аварии, территория поражающего распространения которых – более 4 субъектов;
- глобальные – катастрофа выходит на мировой уровень, за пределы государства.
Справка: в настоящее время можно говорить о предполагаемой глобальной техногенной аварии в вирусной лаборатории в г. Ухань (КНР), в результате которой одна из разновидностей опытного вируса 2019-nCoV (коронавирус) распространилась по многим странами мира и привела к многочисленным жертвам среди населения.
Классификация по происхождению (виду)
Техногенные аварии также классифицируются на основании их происхождения:
- ЧС на транспорте – аварии, произошедшие с участием различных видов транспорта: автомобилей, речных и морских судов, самолетов, на транспортных магистралях;
- ЧС с пожарами и взрывами – в основе таких аварий всегда присутствует пожароопасная ситуация, взрыв или угрозы взрыва на предприятиях и различных социально значимых объектах инфраструктуры;
- ЧС с выбросами химических веществ – аварии на крупных производственных мощностях, крупных элементах транспортной инфраструктуры (например, железнодорожных и морских вокзалах и портах), которые могут привести к заражению окружающей среды опасными для человека химическими элементами;
- ЧС с выбросами радиоактивных веществ – в этом случае под угрозу техногенной катастрофы прежде всего попадают крупные государственные оборонные предприятия и объекты энергетической сферы;
- ЧС с выбросами биологически опасных веществ – аварии на объектах производства, науки транспорте, связанные с наукой, медициной, оборонной сферой;
- ЧС, вызванные обрушениями зданий, транспортных магистралей, вызванные недостатками конструкции и различными природными катастрофами (землетрясения, наводнения, обвалы);
- ЧС на предприятиях коммунальной сферы – аварии на энергетических станциях, очистных сооружениях, водопроводе.
Справка: одна из крупнейших техногенных катастроф, связанных с выбросом радиоактивных веществ, произошла на Чернобыльской атомной электростанции (СССР, Украина) 26 апреля 1986 года.
Взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе
20 апреля 2010 года на нефтедобывающей платформе Deep Water Horizon, принадлежащей компании British Petroleum, и расположенной в акватории Мексиканского залива, произошёл взрыв, из-за чего продолжительное время из неконтролируемой скважины в море выбрасывалось огромное количество нефти. Сама платформа погрузилась в воды Мексиканского залива.
Специалисты лишь примерно смогли оценить объём вылившейся нефти, но ясно одно – эта катастрофа стала одной из самых страшных для биосферы не только побережья Мексиканского залива, но и вод Атлантического океана. Нефть выливалась в воду на протяжении 152 дней, 75 000 кв. км вод залива были покрыты толстой нефтяной плёнкой. От загрязнения пострадали все штаты, чьё побережье выходит к Мексиканскому заливу (Луизиана, Флорида, Миссисипи), но больше всех досталось Алабаме.
Под угрозой исчезновения оказались около 400 видов редких животных, на залитых нефтью берегах гибли тысячи морских птиц и земноводных. Управление особо охраняемых ресурсов сообщило, что после разлива нефти имела место вспышка смертности среди китообразных в заливе.
Руки в Ноги
Оценить!
7.4
100126
12345678910
Последствия техногенных катастроф
Техногенные катастрофы в России за последние 3 года оставили серьезные последствия, которые затронули как природную среду, так и населенные пункты. Эти катастрофы привели к значительным экологическим, экономическим и социальным последствиям.
Экологические последствия:
Одним из главных последствий техногенных катастроф является загрязнение окружающей среды. Выбросы опасных химических веществ, нефтепродуктов и токсичных веществ в атмосферу, почву и воду приводят к серьезному ущербу природе. Экологическое равновесие нарушается, что может привести к уменьшению биоразнообразия, загрязнению водных ресурсов и почвы, а также угрозе здоровью человека и животных.
Катастрофы могут также привести к сбросу опасных веществ в реки, что приводит к массовой гибели рыбы и других водных организмов, а в некоторых случаях может вызвать эпидемии у людей.
Экономические последствия:
Техногенные катастрофы также имеют серьезные экономические последствия. Уничтожение производственных объектов, потеря оборудования и товаров, прекращение работы предприятий в результате аварий приводят к значительным экономическим потерям. Восстановление объектов, выплата компенсаций и возмещение ущерба требуют больших затрат, которые неизбежно сказываются на экономике страны.
Техногенные катастрофы также могут приводить к потере рабочих мест, ухудшению экономического благополучия регионов, уменьшению доходов населения и ухудшению социальной сферы.
Социальные последствия:
Катастрофы оказывают сильное воздействие на жизнь людей. Население, проживающее вблизи мест происшествий, подвергается угрозе здоровья, включая отравление, пожары и даже взрывы. Люди могут быть вынуждены эвакуироваться, оставляя свое имущество и утрачивая свое жилище и средства к существованию.
Техногенные катастрофы влияют на психологическое состояние индивидуумов, вызывая стресс, тревогу и депрессию. Также возникают социальные проблемы, связанные с выселением людей и неадекватной реакцией властей на кризисные ситуации.
Следует приложить все усилия к превентивным мерам и улучшению системы контроля и реагирования на техногенные катастрофы, чтобы снизить их влияние на окружающую среду, экономику и социальное благополучие общества.
Техногенные катастрофы в России
Одной из самых серьезных техногенных катастроф, которая произошла в России за последние три года, была авария на Норильском заводе 29 мая 2020 года. На заводе произошло протекание топлива из хранилища, что привело к загрязнению реки Дальний Талнах и окружающей территории. Около 21 тысячи тонн топлива попали в реку, что нанесло непоправимый ущерб экосистеме и привело к гибели множества рыбы и других водных организмов.
Еще одной значительной техногенной катастрофой было пожар на атомной подводной лодке «Курск» в августе 2000 года. В результате пожара и последующего взрыва снарядов, лодка затонула в Баренцевом море, унесла жизни 118 моряков. Эта катастрофа стала одним из самых трагических событий в истории российского флота и вызвала массовую печаль и горе во всей стране.
Техногенные катастрофы также имели место быть в других областях России. Например, в декабре 2019 года произошел пожар на химическом заводе в городе Ярославле. Под сводами завода находился хранимый пирофорный материал, который воспламенился и привел к серьезному пожару. К счастью, благодаря оперативным действиям пожарных, удалось предотвратить разрушение завода и распространение огня на прилегающие объекты.
Дата | Место | Причина |
---|---|---|
29 мая 2020 | Норильский завод | Протекание топлива |
Август 2000 | Баренцево море | Пожар на подводной лодке |
Декабрь 2019 | Ярославль | Пожар на химическом заводе |
Техногенные катастрофы имеют серьезные последствия для окружающей среды и здоровья людей, а также наносят экономический ущерб
Поэтому очень важно принимать меры для предотвращения подобных катастроф, такие как строгий контроль безопасности, соблюдение правил эксплуатации и внедрение новых технологий и систем
Последствия для Union Carbide
Union Carbide поспешила объявить причиной аварии саботаж сотрудников, организованный под влиянием подпольной организации сикхов. Ещё американская корпорация пыталась переложить вину на индийскую «дочку». Компания провела , в котором представила себя жертвой — местных властей, индийских политиков, у которых были выборы, недобросовестных менеджеров и рабочих.
В следующие дни после трагедии на место прилетел генеральный директор UCC Уоррен Андерсен. Его взяли под стражу в аэропорту, но потом достаточно быстро отпустили под залог, после чего он покинул Индию.
7 декабря 1984 года в США началось судебное разбирательство. Но в 1985 году Индия приняла Закон о газовой утечке в Бхопале. Он сделал индийское правительство единственным представителем пострадавших и в стране, и за её пределами. Дело перенесли в Индию. Это лишило людей возможности отсудить у UCC персональные выплаты за ущерб, но позволило Индии раздать компенсации беднейшему населению, которое в основном и пострадало.
По итоговому соглашению Union Carbide обязалась выплатить Индии 470 миллионов долларов — в расчёте на 3 000 умерших и 102 000 случаев инвалидности. Средняя сумма на семью составила 2 200 долларов. Это решение критиковали, приводя в пример выплаты UCC в США по асбестовым делам. Если бы компенсации в Бхопале выплачивались по той же ставке, выплаты могли составить более 10 миллиардов долларов.
В итоге Union Carbide всё равно разорилась, и в 2001 году её поглотил концерн Dow Chemicals. Официальная позиция Dow: она не имеет отношения к катастрофе, а все претензии к UCC урегулированы. Завод в Бхопале передали властям штата Мадхья-Прадеш, но возобновить полноценное производство не получилось. Завод простаивает и продолжает отравлять окружающую среду и жителей города химикатами, которые там скопились.
В 2010 году в Бхопале вынесли приговор восьми бывшим работникам завода. Все они индийцы
Осуждённые, которым было уже за 70, получили по два года тюрьмы за причинение смерти по неосторожности. Это вызвало волну возмущения в индийском обществе, которое ждало приговора почти четверть века
По мнению людей, сроки и статья не соответствовали тяжести преступления. Да и на скамье подсудимых должны были сидеть другие люди, избежавшие правосудия: Уоррен Андерсен и американские менеджеры.
Причины возникновения катастроф
Катастрофы могут быть вызваны различными факторами, как естественными, так и человеческими. Вот некоторые из основных причин, которые могут привести к возникновению катастроф:
- Природные явления: Природные катастрофы, такие как землетрясения, наводнения, ураганы и тайфуны, могут причинить огромный ущерб и потери жизней.
- Человеческие деяния: Некоторые катастрофы могут быть вызваны человеческими ошибками или неправильными действиями. Это могут быть техногенные катастрофы, такие как авиакатастрофы, ядерные аварии или инженерные провалы.
- Плохая инфраструктура: Недостаточное обслуживание и плохая инфраструктура могут быть причиной инфраструктурных катастроф, таких как обрушение зданий или мостов.
- Половодье: Повышение уровня воды в реках, ручьях и озерах может привести к наводнениям и затоплениям, вызывая катастрофические последствия.
- Пожары: Неблагоприятные условия, такие как высокая температура, сухость и питательные горючие вещества, могут спровоцировать лесные пожары, которые быстро распространяются и причиняют огромный ущерб окружающей среде и жизни людей.
Это лишь некоторые из основных причин возникновения катастроф. Понимание этих причин и разработка мер предупреждения могут существенно снизить риск возникновения катастроф и минимизировать их последствия.
Причины техногенных катастроф
Возникновение любой техногенной катастрофы вызывается сочетанием действий объективных и субъективных факторов, создающих причинный ряд событий. Непосредственными причинами техногенных катастроф могут быть внешние по отношению к инженерной системе воздействия (стихийные бедствия, военно-диверсионные акции и т.д.), условия и обстоятельства, связанные непосредственно с данной системой, в том числе технические неисправности, а также человеческие ошибки.
К сожалению, количество аварий во всех сферах производственной и просто жизнедеятельности неуклонно растет. Это происходит в связи с широким использованием новых технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, массовым применением опасных веществ в быту, промышленности и сельском хозяйстве.
Современные сложные производства проектируются с высокой степенью надежности. Однако, чем больше производственных объектов, тем больше вероятность ежегодной аварии на одном из них. Абсолютной безаварийности не существует.
Все чаще аварии принимают катастрофический характер с уничтожением объектов и тяжелыми экологическими последствиями (например, Чернобыль). Анализ таких ситуаций показывает, что независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев они имеют одинаковые стадии развития.
На первой из них аварии обычно предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании, или отклонений от нормального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают для этого предпосылки. Поэтому еще возможно предотвращение аварии.
На второй стадии происходит какое-либо инициирующее событие, обычно неожиданное. Как правило, в этот период у людей обычно не бывает ни времени, ни средств для эффективных действий.
Собственно катастрофа происходит на третьей стадии, как следствие двух предыдущих.
Таким образом, можно выделить основные причины:
- просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий;
- некачественное строительство или отступление от проекта;
- непродуманное размещение производства;
- нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала;
- отсутствие на должном уровне содержания зданий и сооружений, оборудования, не приобретаются новые станки и механизмы, взамен устаревших;
- падение производственной дисциплины. Невнимательность, грубейшие нарушения правил эксплуатации техники, транспорта, приборов и оборудования;
- современное производство всё более усложняется. В его процессе часто применяются ядовитые и агрессивные компоненты. На малых площадях концентрируется большое количество энергетических мощностей;
- стихийные бедствия, в результате которых выходят из строя предприятия, имеющие в своем производстве опасные для общества вредные вещества и т.д.;
- сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно-конструкторские недоработки, низкая трудовая и технологическая дисциплина;
- концентрация различных производств в промышленных зонах без должного изучения их взаимовлияния;
- отказы технических систем из-за дефектов изготовления и нарушений режимов эксплуатации;
- высокий энергетический уровень технических систем;
- внешние негативные воздействия на объекты энергетики, транспорта и др.
Таким образом, все техногенные катастрофы, в конечном счёте, являются следствием тех или иных человеческих действий или отсутствия таковых. Техногенная катастрофа любого происхождения – это физическое событие в общественном контексте, вызванное рассогласованием взаимодействия элементов сложных систем, в создании и функционировании которых задействованы как люди, так те или иные элементы созданных ими технологий.
В этом типе катастроф по мере развития техники все большую роль начинает играть человеческий фактор, который проявляется в инженерных просчётах, ошибках персонала, халатности, неэффективной помои спасательных служб.
Возрастание размеров и мощи технических систем, повсеместное (иногда бесконтрольное) использование разных видов энергии повышает риск людских, материальных и экологических потерь. Такова плата за технологический прогресс и удобства жизнедеятельности.
Могут ли в море столкнуться два корабля
Как показывает практика могут столкнуться и самолеты в небе, и корабли в море. Это только кажется, что там много места. На самом деле весь подобный транспорт движется по одним и тем же заранее проложенным маршрутам.
20 декабря 1987 года пассажирский паром ”Doña Paz” (Донья Пас) столкнулся с нефтяным танкером ”Вектор”. Каких-то более крупных катастроф на воде в мирное время не происходило ни до, ни после этого события.
Паром ”Doña Paz” два раза в неделю следовал по маршруту Манила — Катбалоган. В тот роковой день он выполнял обычный рейс с почти 4 500 пассажирами. Примерно в 22:30, когда многие пассажиры уже спали, паром столкнулся с танкером, который перевозил бензин и другие нефтепродукты.
Корабли столкнулись примерно так.
В результате столкновения бензин разлился и загорелся. Можно только представить, как себя чувствовали пассажиры, которые уже спали, а проснулись от сильного удара и сразу увидели огонь вокруг. Началась паника и люди стали искать способы спастись, но средств спасения на борту было недостаточно. В итоге, выжили всего 24 пассажира парома (из 4 500) и 2 члена экипажа танкера.
Со слов выживших, погода в тот день была хорошей, но на море было волнение. Причиной столкновения стали ошибочные действия экипажей, которые и привели к трагедии.
Самое разрушительное цунами
Мы уже рассказывали о том, какие бывают цунами, как они формируются и какой вред причинили человеку. Тогда я говорил, что самая большая волна была высотой около 500 метров. И образовалась она около 70 лет назад на Аляске.
Но тогда пострадавших было всего несколько человек из-за того, что в этом месте почти никого не бывает. В отличии от Юго-восточной Азии. Больше всего жизней унесло цунами, которое обрушилось на этот регион 26 декабря 2004 года.
Последствия цунами всегда очень страшные.
Формирование волн произошло в Индийском океане из-за тектонической активности дна. В итоге, до берега дошли волны, высота которых составляла больше 10 метров. Кажется, что это не так много, но в результате этого явления погибло примерно 240 000 человек
Больше всего погибших было в Индонезии — примерно 180 000 человек. На втором месте оказался остров Шри-Ланка, где волна убила примерно 37 000 человек. Относительно немного людей погибло в Таиланде — ”всего” 5 000 человек. Еще по несколько тысяч жизней цунами унесло в других регионах. Оно дошло даже до берегов Сомали.
Авария в Мексиканском заливе, 1979 год
На этот раз источником нефтяного разлива стала авария на нефтяной платформе, принадлежащей мексиканскому правительству. Из-за прекращения циркуляции бурового раствора нефтяной напор ударил вверх, произошло возгорание, платформа рухнула в море, а утечка продолжалась. Авария произошла в июле 1979, но только в марте 1980 года удалось остановить утечку методом бурения новых скважин по соседству. Прибрежная зона залива, включая лагуны, мелкие острова и пляжи была полностью загрязнена. На пляжах осело около 6 тысяч тонн нефти, Побережье Техаса приняло еще 4 тысячи тонн, а 120 тысяч осело на дне залива. Серьезно пострадала фауна региона: на грани исчезновения оказались многие виды птиц, крабов и черепах.