Трагическая ошибка экипажа: год авиакатастрофе в ростове-на-дону

Авиакатастрофа в ростове 19 марта 2021 года: причины и расследование

Реакция общества

Беда как лакмусовая бумага выявляет в людях плохое и хорошее. И в большинстве своем россияне сочувствуют семьям погибших, стараются их поддержать, чем-то помочь. Но и грязи в соцсетях немало.

Чтобы найти коллег, друзей жертв авиакатастрофы, в субботу и воскресенье нам пришлось продираться через такое количество мусора. Фейковые персонажи, мошенники, пытающиеся воспользоваться случаем и раскрутить людей на деньги, липовые истории, придуманные журналистами, с профессиональными плакальщицами и смонтированными кадрами, сотни пользователей, уверяющих, что они были знакомы с погибшими, а на самом деле никогда их не видевшие. Зачем? Чтобы любой ценой оказаться в центре внимания, урвать свои пять минут славы?

А скольких мам и пап в эти выходные довели до сердечных приступов неосторожные и поспешные соболезнования. Семьям полных тезок жертв катастрофы слали черные открытки со свечками из разных городов страны: «Екатеринбург скорбит», «Сибирь скорбит». Напуганные родители звонили детям и сходили с ума, если сотовые вовремя не отвечали.

Но искреннего участия, доброты в людях все равно больше. Вместе с ростовчанами трагедию остро переживают жители самых разных городов, областей и стран.

СМИ рассказали о «нечеловеческих криках» экипажа разбившегося в Ростове «Боинга»

В распоряжении телеканала оказалась расшифровка последних переговоров экипажа лайнера за минуту до столкновения с землей, на основании которого была смоделирована ситуация, которая привела к авиакатастрофе.

Как утверждается, после того, как первый пилот решает уйти на новый круг, «Боинг» поднимается на эшелон 1500 метров. «Набор высоты продолжается в автомате 40 секунд. Не достигнув эшелона, командир отключает автопилот. Причина пока не ясна. Возможно, самолет попал, на сленге пилотов, в атмосферные ножницы, его могло сильно тряхнуть. Но именно с этой секунды, после отключения автопилота, «Боинг» ныряет вниз»», — приводит выдержку из передачи «Интерфакс».

Один из пилотов, согласно расшифровке, говорит другому: «Не волнуйся, тяни!» Ссылаясь на специалистов, авторы передачи полагают, что после отключения автопилота командир экипажа попытался вывести «Боинг» в горизонтальный полет, однако после пикирования включился вертикальный стабилизатор. В результате руль потерял эффективность, однако пилоты не успели понять, в чем проблема.

Как отмечает телеканал, причина включения стабилизатора не ясна. «Он приводится в действие кнопкой, которую пилоты называют кнюпель. То есть во время турбулентности командир, переходя в ручной режим, мог случайно зацепить этот кнюпель, и не заметил, так как жаловался до этого на хроническую усталость. В ином случае — это какой-то еще невиданный сюрприз автоматики», — говорится в материале.

«Последние шесть секунд в кабине, по словам нашего источника, слышен нечеловеческий крик», — сообщает телеканал.

24 марта стало известно, что предварительные результаты расшифровки бортовых самописцев разбившегося «Боинга» могут быть озвучены через две недели. Как рассказали в Межгосударственном авиационном комитете (МАК), черные ящики работали вплоть до столкновения самолета с землей и запись сохранилась в хорошем качестве.

«Боинг 737-800», выполнявший рейс из Дубая, разбился в ростовском международном аэропорту при заходе на посадку в ночь на 19 марта. По предварительной информации, самолет не смог приземлиться с первого раза и ушел сначала на второй, а затем на третий круг. На высоте около 900 метров и при скорости свыше 400 километров в час лайнер дал левый крен и почти вертикально врезался в землю левее взлетно-посадочной полосы.

Жертвами авиакатастрофы стали 62 человека, в их числе 45 россиян. Следствие отрабатывает две основные версии произошедшего — это ошибка пилотирования и техническая неисправность.

Источник

«Боинг-737»


Разбившийся «Боинг» был достаточно новым самолетом. Его построили в США в 2011 году специально для компании Fly Dubay. Воздушное судно было оснащено двумя турбовентиляторными двигателями. На момент аварии оно провело в воздухе 21 с лишним тысячу часов, выполнив более 9 тысяч циклов по системе «взлет — посадка». Авиалайнеру ни разу не требовался ремонт, техническое обслуживание он проходил вовремя и без проблем. Последний раз — за два месяца до катастрофы. При этом самолет не был переполнен: лайнер рассчитан на перевозку 189 пассажиров, в тот же день на борту находилось только 55 человек, не считая членов экипажа. Топлива должно было хватить на 8 с половиной часов полета, самолет пробыл в воздухе не больше 6 часов.

Вторая попытка


В 3.23 рейс № 981 попросил у диспетчеров разрешения на повторную посадку и начал снижаться. На высоте 600 метров от земли экипаж отключил автоматическое управление и продолжил работу в ручном режиме. В 3.40 самолет находился на высоте 220 метров, в 4 с половиной километрах от начала ВПП. Боинг увеличил скорость и приступил к набору высоты. Приблизительно в тысяче метров от земли лайнер резко снизился и врезался в землю. Ростовские диспетчеры немедленно сообщили о трагедии в МЧС. Началась спасательная операция. В ней приняли участие 840 человек и более 100 единиц техники.

На видео и фото авиакатастрофы в Ростове видно, что самолет врезается в землю под очень крутым углом. На основании небольшого радиуса разлета обломков эксперты делают вывод, что авиакатастрофа в Ростове произошла на большой скорости. При столкновении с землей оказалось разрушено более 300 квадратных метров ВПП, аэропорт Ростова был закрыт до 21 марта.

Полет


Самолет вылетел из Абу-Даби, столицы Объединенных Арабских Эмиратов, в 21.45 по местному времени и должен был оказаться в аэропорту Ростова в 1.20 по Москве. Однако вылет задержали на полчаса, перенесли и приблизительное время посадки. Среди запасных аэродромов для борта были предусмотрены площадки в Краснодаре и Волгограде. Сам полет проходил без происшествий. В 1.30 пилоты начали ручное пилотирование, самолет впервые попытался зайти на посадку. Меньше чем за полчаса до этого в Ростове приземлились два самолета других авиакомпаний. На высоте 340 метров экипаж получил предупреждение от систем безопасности воздушного судна об опасном ветре на посадочной полосе. Информацию об этом передали диспетчерам на земле и решили прекратить заход на посадку.

На протяжении двух часов экипаж ждал улучшения погодных условий в 60 километрах от Ростова-на-Дону. Примерно в это же время в Ростове пытался приземлиться лайнер , однако после нескольких неудачных попыток принял решение садиться на запасном аэродроме в Краснодаре.

Boeing в Ростове мог разбиться из-за конфликта между пилотами

Управляющий летчик пытался набрать скорость, увеличив режим работы двигателей. В это же время его напарник был уверен, что следует опустить нос самолета и отклонял штурвал от себя, пишет издание «Коммерсант» со ссылкой на источник, близкий к расследованию катастрофы.

Авиакатастрофа Boeing 737 компании Flydubai в Ростове-на-Доне могла произойти из-за спора в кабине экипажа, сообщает «Коммерсант», ссылаясь на близкий к расследованию источник.

Как пишет газета, эксперты расшифровали данные параметрического и речевого самописцев лайнера. В результате они смогли восстановить картину случившегося.

Выяснилось, что заходить на второй круг летчики решили в ручном режиме. При новом наборе высоты пилотам было необходимо самостоятельно задавать тангаж, угол наклона носа самолета, ориентируясь на показания приборов.

Экипаж, как полагают эксперты, не учел особенности Boeing при переходе из режима посадки к набору высоты. Самолет вместо плавного набора устремился вверх, словно истребитель.

Специалисты считают, что пилоты из-за усталости или отсутствия опыта не распознали самопроизвольный маневр лайнера, а после того, как скорость воздушного судна стала резко падать, в кабине произошел конфликт.

Управляющий летчик увеличил режим работы двигателей до взлетного, пытаясь набрать скорость. Напарник же полагал, что необходимо опустить нос самолета. Криками «Стой. Куда? Стоять!» он обращался к коллеге, отклоняя штурвал от себя, чтобы прекратить набор высоты.

Экипажу удалось согласовать свои действия только в тот момент, когда оба пилота ощутили отрицательные перегрузки, но было уже слишком поздно, пишет издание.

Состав экипажа

Лайнером управлял командир корабля 38-летний Аристос Сократус, уроженец Кипра. В его практике почти 6 тысяч часов полета. Стоит отметить, что в Fly Dubay, как и в большинстве других авиакомпаний, не назначали командиром летчика, который не налетал 5 тысяч часов.


В качестве командира корабля Сократус работал уже полтора года. При этом накануне авиакатастрофы в Ростове он подал заявление об увольнении. По словам коллег, это было связано с переутомлением и большими нагрузками в Fly Dubay. Меньше чем через месяц после трагедии в его семье родился первенец.

Вторым пилотом был 37-летний испанец Алехандро Алава Крус. Он также имел почти 6 тысяч часов практики полетов. Оба пилота садились в Ростове уже не в первый раз.

Также среди членов экипажа были 5 бортпроводников — уроженцы России, Киргизии, Колумбии, Испании и Сейшельских островов.

Ушедшие: одна из 62 историй

Фамилии Лобода и Маяченкова в списке погибших стоят рядом. Раиса Лобода и Ольга Маяченкова и в жизни были близки. Лучшие подруги: воспитатель детского сада и медсестра, когда-то работавшая в сельской амбулатории, а после пенсии переехавшая из Нижней Омры (Коми) в Ростов-на-Дону и устроившаяся в дошкольное учреждение. И их садики – соседи, Раиса Константиновна присматривала за пятилетними малышами в 321-ом – «Теремке», а Ольга Михайловна лечила ребят в 249-ом.

По словам заведующей «Теремком» Татьяны Мухонько, женщины поехали в Эмираты, чтобы отметить День рождения Раисы Лободы. 14 марта ей исполнилось 62 года.

«Они всегда путешествовали в ее День рождения, — рассказывает Татьяна Александровна. – Улетели на Масленицу. Раиса Константиновна принесла в сад блины, мед, угощала детей и взрослых. Шутила, смеялась. Она яркая была, человек-праздник. И Ольга Маяченкова такая же. Обе шустрые, бойкие, никогда не унывающие.

Раиса Лобода и Ольга Маяченкова

Пока Раиса была в отпуске, ее ребятишки в группе нарисовали плакаты, сделали своими руками подарки. Ждали, чтобы показать, поздравить. Они ее обожают. Украсили стены, коридор. А вчера мы с родителями все это снимали. Вот сейчас, утром, мамочки начали приводить детей в сад. Те щебечут, ждут воспитательницу. Боимся их вопросов.

И некоторые взрослые не видели списка жертв авиакатастрофы и не знали, что там была наша Раиса Константиновна. Ну и услышали. Сами все понимаете. У Раисы осталась дочь, днем она прилетит из Швейцарии – Альбина работает за границей. Предложили ей помощь, сделаем для нее все, что от нас требуется».
Дочь Катя и двое внуков Ольги Маяченковой живут в Ростове-на-Дону. «Она в них души не чаяла. Настоящая бабушка, — говорит заведующая детским садом №249 Ирина Родионова. – Ольга Михайловна была доброй, отзывчивой, светлой».

«Мы с ней вместе работали больше десяти лет. Хохотушка, болтушка, но в деле собранная, внимательная, — вспоминает медсестра Нижнеомринской врачебной амбулатории Наталья Почевалова. – Она была фельдшером, самым уважаемым человеком в поселке. В Ростов-на-Дону поехала за дочкой. Вышла на пенсию и захотела быть поближе к внукам».

«Оля лечила одним своим присутствием, — хвалит давнюю знакомую Светлана Осипова. — Дедушки, бабушки говорили: у нее руки легкие и душа тонкая. У Ольги столько надежд было, когда она перебиралась в Ростов. Жаль ее и других погибших».

Ольга Маяченкова

Маркин объяснил причину передачи дела о крушении Boeing в Ростове

Такое решение связано с большим объемом предстоящей работы и международным характером происшествия. Следователи управления имеют большой опыт в изучении причин авиакатастроф, пояснили в Следственном комитете.

Передача дела о крушении Boeing 737-800 в Ростове-на-Дону в управление по расследованию особо важных дел СК связана с большим объемом работы, сообщил журналистам официальный представитель ведомства Владимир Маркин.

Он пояснил, что решение о передаче уголовного дела в управление по расследованию особо важных дел обусловлено большим объемом следственных действий, которые предстоит провести. Кроме того, Маркин отметил, что речь идет об иностранном перевозчике, поэтому данное дело проходит на международном уровне.

По словам представителя СК, следователи указанного управления имеют большой опыт расследования авиапроисшествий.

Ранее глава СК России Александр Бастрыкин распорядился передать дело о крушении Boeing 737-800 в управление по расследованию особо важных дел.

Пассажирский Boeing 737-800, летевший из Дубая, потерпел крушение в Ростове-на-Дону в 03.42 в субботу. Самолет упал левее взлетно-посадочной полосы при посадке в условиях плохой видимости.

Следственный комитет рассматривает три основные версии крушения: техническая неисправность, сложные погодные условия, ошибка экипажа. На борту находились 55 пассажиров и 7 членов экипажа. Все они погибли.

Борт № 981


Самолет, потерпевший крушение в Ростове-на-Дону, принадлежал компании Fly Dubay. Это государственный лоукостер из ОАЭ. Им руководит 57-летний шейх Ахмед бин Саид Аль-Мактум, в собственности которого находится еще одна известная авиакомпания Emirates Airline. В свою очередь Fly Dubay работала с 2009 года, выполняя регулярные и чартерные рейсы почти в 50 стран по сотне направлений. В том числе в 10 российских городов. В Ростов-на-Дону — два раза в неделю в течение последних трех лет. На балансе .

Стоит отметить, что перевозчик отличался высокими показателями безопасности. До того как произошла авиакатастрофа в Ростове-на-Дону, у компании не было ни одного происшествия с человеческими жертвами. После трагедии пилоты авиакомпании на условии анонимности признались зарубежным СМИ, что часто испытывали переутомляемость, так как график работы был слишком насыщен, и полноценно отдохнуть не удавалось.

https://youtube.com/watch?v=oDOdrO44JjE

Об авиакомпании

По последней информации МАК, к расследованию причин катастрофы присоединились эксперты из ОАЭ, где был зарегистрирован самолет, США, где его разработали и собрали, и Франции, где создан двигатель.

Для справки: авиакомпания Flydubai – лоукостер, основанный правительством Дубая в 2008 году. Flydubai работает в недорогом сегменте авиаперевозок, но до сих пор она не давала оснований сомневаться в своей надежности — техника качественная, требования к экипажам высокие. В авиапарке 50 самолетов «Боинг 737-800». Выполняет ближне- и среднемагистральные маршруты по направлениям: Ближний Восток, Африка, Европа. Летает в 8 городов России.

Первый полет разбившийся самолет совершил в 2010 году. Данная модель отличается от предыдущих модификаций новым крылом, хвостовым оперением, электроникой и более совершенными двигателями.

Для эмиратского лоукостера это первая авиакатастрофа.

Выяснение причин трагедии – дело экспертов. Люди, далекие от авиации, сейчас думают о другом — о трауре в Ростове-на-Дону, о пассажирах, пилотах, бортпроводниках и их близких.

Причины катастрофы


В результате расследования комиссия установила достаточно точную хронологию событий того дня, когда произошла авиакатастрофа в Ростове. В ходе второй попытки приземлиться на высоте около 200 метров пилоты лайнера самостоятельно приняли решение прервать маневр и начать набор высоты. По всей видимости, такое решение было принято из-за сообщений о сдвиге ветра возле взлетно-посадочной полосы. Это природный феномен, опасный для самолетов при приземлении и взлете.

На высоте 580 метров командир корабля отклонил штурвал «на себя», тем самым вызвав подъем носа самолета, что в конечном итоге привело к опусканию носа и пикированию авиалайнера.

Согласно заключению экспертов МАК, именно эта последовательность действий привела к тому, что «Боинг», начав набирать высоту, вдруг принялся резко снижаться. При этом он находился на высоте около 1000 метров над землей. В дальнейшем все действия экипажа не позволили предотвратить трагедию, специалисты считают, что авиакатастрофа в Ростове была неизбежна.

При этом детально мотивы действия пилотов в отчете не поясняются. Лишь отмечается, что эти выводы не окончательные, в дальнейшем эксперты займутся исследованием психологического и физического состояния всех членов экипажа, в первую очередь пилотов. Что особо актуально, учитывая обнаружившиеся факты несоблюдения в авиакомпании режима труда и отдыха сотрудников.

Предварительный отчет завершается рекомендациями всем авиакомпаниям организовать для пилотов гражданских лайнеров дополнительные занятия по изучению последовательности действий при уходе на второй круг в различных погодных условиях. Окончательный отчет комиссией пока не подготовлен.

Жертвы катастрофы


Погибшие в авиакатастрофе в Ростове — граждане 9 государств: России, Украины, Киргизии, Индии, Узбекистана, Кипра, Сейшельских островов, Испании и Колумбии. Всего 62 человека, 7 из них — члены экипажа. Четверо погибших — дети. Практически все жертвы авиакатастрофы — граждане России, летевшие из отпуска из ОАЭ. Почти все были клиентами популярной в стране туристической компании.

Имело место и счастливое спасение. Россиянка Эльвар Исаева опоздала на трансфер из отеля в аэропорт и не успела на злополучный рейс. Как выяснилось позже, накануне она отмечала с подругой свой день рождения, из-за чего поздно вернулась в отель. Позже она благополучно прилетела из Дубая.

Спасатели в ходе расследования обнаружили почти 5 тысяч фрагментов тел погибших. Идентификация останков заняла около двух месяцев.

Семьи погибших получили компенсацию — по одному миллиону рублей. Руководство Ростовской области объявило траур по жертвам, жизнь которых прервала авиакатастрофа в Ростове на Дону. Погибшие оказались гражданами разных стран, поэтому скорбели в тот день не только в России.

Версии

За прошедшие дни прозвучало немало версий. От правдоподобных до немыслимых. Самая нелепая из них и при этом тиражируемая в интернете – что авиакатастрофы не было, а фотографии, слезы родственников и многочисленные публикации – инсценировка.

Бред, не стоящий внимания, о котором мы упоминаем лишь потому, что он активно обсуждается в интернете, и только для того, чтобы посоветовать сторонникам безумных теорий съездить в Ростов-на-Дону и посмотреть на семьи жертв – навсегда пропадет желание спекулировать на чужом горе.

Остальные версии перечислялись опытными летчиками и следователями. О тяжелых погодных условиях, о струйном течении, якобы помешавшем пилотам, обледенении лайнера, техническом сбое, ошибке экипажа. Полковник запаса, летчик с 30-летним стажем Николай Палалога высказал предположение и о диверсии на корабле, но его коллеги сочли действия командира скорее самонадеянными, нежели умышленными.

Обобщая все услышанное и прочитанное в СМИ, Pravmir обратился за комментарием к Заслуженному летчику СССР, бывшему замминистра гражданской авиации, а ныне президенту фонда «Партнер гражданской авиации» Олегу Смирнову.

Олег Смирнов

«Эта катастрофа – большая трагедия. Выражаю соболезнования близким погибших, — начал беседу Смирнов. – Мы только что говорили с летчиками о причинах произошедшего. И, по мнению специалистов, не было ни одного существенного повода для ЧП. Вся техника, электроника самолета работала отлично, ему всего пять лет, это летающий компьютер. Погодные условия бывают и хуже. Я видел в прессе аргументы об опасном струйном течении и скажу, что для летчиков хуже другое явление – сдвиг ветра, когда на высоте 500 метров дует южный ветер, на 1000 — северный, меняется подъемная сила, падает приборная скорость и самолет может упасть. Был ли сдвиг ветра в ситуации с «Боингом», определит МАК. Эксперты проанализируют карты того часа, спутниковую информацию и многое другое.

Обледенение тоже опасный фактор – ухудшается характер обтекания, опять-таки меняется подъемная сила, но у данных кораблей мощные антиобледенительные системы.

Аэропорт в Ростове-на-Дону работал, оснований для его закрытия не было. Претензий к взлетно-посадочной полосе нет. Российские диспетчеры не могли диктовать, навязывать экипажу свои решения.

Тщательное расследование

За ходом расследования внимательно следили родственники погибших и эксперты. Уже на следующий день специалисты обследовали место происшествия и составили схему трагедии. Оба черных ящика были обнаружены в удовлетворительном состоянии. Через два дня после трагедии был завершен сбор фрагментов самолета, и приступили к их выкладке в ангаре.

Эта работа завершилась к 8 апреля. Также был сделан отбор агрегатов для исследований работоспособности всех систем авиалайнера. Завершена расшифровка бортовых самописцев и перевод разговоров экипажа с диспетчерами с английского и испанского на русский язык. Однако полную стенограмму переговоров эксперты не представили, ссылаясь на международные правила.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: