Вий (фильм, 1967)

Фильм гоголь. вий (2018) : актеры, роли, сюжет - список актеров на actorlist.ru

Примечания[править | править код]

  1. Martin Blaney.  (англ.). Screen (12 февраля 2016). Дата обращения: 14 августа 2019.
  2.  (англ.). theportraitfilm.com. The Portrait / Official Film Website (2020). Дата обращения: 9 декабря 2020.
  3. . Дата обращения: 1 июля 2009.
  4. Двух гениев полет. Ф. М. Достоевский и Н. В. Гоголь / Телеканал «Россия – Культура». tvkultura.ru. Дата обращения: 14 августа 2019. Архивировано 14 августа 2019 года.
  5. . russia.tv. Дата обращения: 14 августа 2019.
  6.  (укр.). Подробности (3 апреля 2009). Дата обращения: 14 августа 2019.
  7. . Дата обращения: 27 июня 2009.
  8. . Дата обращения: 27 июня 2009.
  9. Телеканал «Культура». Дата обращения: 14 августа 2019. Архивировано 12 марта 2009 года.
  10. . www.potudan.ru. Дата обращения: 14 августа 2019.
  11. . www.mariinsky.ru. Дата обращения: 14 августа 2019.

Над фильмом работали[править | править код]

Сценарий Александр Птушко, Константин Ершов, Георгий Кропачёв
Режиссёры Константин Ершов, Георгий Кропачёв
Операторы Фёдор Проворов, Виктор Пищальников
Художник Николай Маркин
Композитор Карен Хачатурян
Звукооператоры Евгений Кашкевич, Ирина Стулова
Художественный руководитель и постановщик трюковых сцен Александр Птушко
Монтаж Тамара Зубова, Регина Песецкая
Художник по костюмам Роза Сатуновская
Художники-гримёры Б. Егоров, З. Егорова
Маски Сарра Мокиль
Комбинированные съёмки оператор: Борис Травкинхудожники: Николай Звонарёв, В. Смирнов
Директора картины Виталий Кривонощенко

Святое Место (1990)

Страна: ЮгославияРежиссер: Джордже КадиевичАктеры: Драган Йованович, Бранка Пуйич, Александар Берчек, Мира Баняц, Данило Лазович, Maja Sabljic, Предраг Милетич, Rados Bajic, Драган Петрович, Душан Яницижевич, Михайло-Бата Паскалевич, Игор Первич, Dragan Zaric, Slavoljub Plavsic-Zvonce, Драгомир Станоевич

Второй экранизации зрителям пришлось ждать без малого 23 года. Причем снят фильм был на территории Югославии, где за постановку «Вия» взялся малоизвестный режиссер Джордже Кадиевич.

Несмотря на то, что кинематографист использовал произведение Гоголя и порой цитировал его чуть ли не дословно, фильм «Святое Место» имеет с книгой мало общего. В частности, события были перенесены как минимум на полтора столетия вперед. Сценарий лишен того фольклорного юмора, которым прославился оригинал. Также здесь нет и намека на славянский колорит, в результате чего происходящее можно было бы спокойно перенести на территорию любой другой страны мира.

Джордже Кадиевич сделал упор на эротический подтекст происходящего. И на сей раз ведьме вовсе не нужно прибегать к помощи нечистых сил, чтобы сломить богослова. Для этого она использует искусство соблазна, в результате чего происходящее на экране принимает эротический подтекст. Дополняет происходящее на экране минималистичная, но оттого еще более мрачная музыка композитора Лазара Ристовски.

Фильм «Святое место» стал смелой интерпретацией, которая определенно имеет право на существование.

https://youtube.com/watch?v=81GvL4f6Uz8%3F

“Вий” 3D (2014)

Фильм «Вий» 3D: Хома Брут, Панночка и Вий

Режиссер Олег Степченко приступил к работе над фильмом “Вий” 3D еще в далеком 2005 году, однако картина увидела свет только в 2014-м. Проект стал самым кассовым среди вышедших в том же году, его бюджет составил $26 млн, а в прокате лента собрала более $34 млн и 1 млрд руб.

По ходу того, как писался сценарий, Олег Степченко и Алексей Петрухин решили добавить в историю еще одного персонажа, английского ученого-картографа Джонатана Грина (Джейсон Флеминг). Главных героев, Хому Брута и Панночку, сыграли Алексей Петрухин и Ольга Зайцева. Для съемок также отобрали актеров Алексея Чадова, Агнию Дитковските, Юрия Цурило, Андрея Смолякова, Нину Русланову и Валерия Золотухина, для которого роль Явтуха стала последней.

Фильм “Вий” 3D получил неоднозначные отзывы критиков: его хвалили за красочные декорации и спецэффекты, однако многие отметили, что картина далека от повести Гоголя. Критики не оценили и вторичность ленты, так как даже в положительных рецензиях ее часто сравнивали с “Сонной лощиной”.

Вий (2014)

Страна: Россия, Украина, Германия, Великобритания, ЧехияРежиссер: Олег СтепченкоАктеры: Джейсон Флеминг, Андрей Смоляков, Алексей Чадов, Агния Дитковските, Юрий Цурило, Александр Яковлев, Виктор Бычков, Алексей Петрухин, Валерий Золотухин, Нина Русланова, Игорь Жижикин, Анна Чурина, Ольга Зайцева, Александр Карпов, Олег Тактаров

По-настоящему масштабной экранизации зрителям пришлось ждать вплоть до 2014 года, когда на экраны вышла новая версия классической повести, снятая Олегом Степченко. Фильму «Вий 3D» было суждено стать самым кассовым российским фильмом в истории, рекордные сборы которого удалось побить лишь спустя несколько лет.

Вот только производство фильма длилось без малого восемь лет. На пути к выпуску «Вия» в прокат Степченко столкнулся с множеством преград. В 2007 году режиссер снял пробный трейлер, который даже показывали в кинотеатрах. Но кастинг стартовал лишь спустя несколько месяцев. В результате переработки первоначального сценария в сюжет был введен английский картограф, на роль которого требовался зарубежный актер.

На роль картографа рассматривались такие звезды, как Венсан Кассель и Шон Пенн. Но в итоге Джонатана Грина сыграл британец Джейсон Флеминг. Производство проходило на территории нескольких стран мира. Так, сведение звука проводилось в Англии, съемки натуры — в Украине, павильонные — в Москве, в то время как над созданием 3D-эффектор работали в Германии. На создание было потрачено 26 миллионов долларов, что стало неоспоримым рекордом для российского кинематографа. В прокате «Вий» также имел рекордный успех, отбив большую часть затрат.

https://youtube.com/watch?v=SMzSJf0PD1M%3F

Тайна печати дракона / Вий 2 (2019)

Страна: Россия, КитайРежиссер: Олег СтепченкоАктеры: Джейсон Флеминг, Арнольд Шварценеггер, Чарльз Дэнс, Джеки Чан, Яо Синтун, Кристофер Фэйрбэнк, Рутгер Хауэр, Мартин Клеббэ, Юрий Колокольников, Павел Воля

Вий 2, также известный под названием Тайна печати дракона, стал прямым продолжением фильма 2014 года. Джейсон Флеминг вернулся к своей роли картографа, в то время как русский режиссер Олег Степченко вновь занял свой пост у руля проекта.

К звездному актерскому составу присоединились такие легенды, как Арнольд Шварценеггер и Джеки Чан. И на сей раз действия кинокартины были перенесены в Китай, где картографу предстояло раскрыть очередную древнюю тайну.

Несмотря на успех первой картины, вторую ждал сокрушительный провал. При бюджете в 50 миллионов долларов, фильм Тайна печати дракона собрал ничтожных 8, став главной коммерческой неудачей в истории отечественного кинематографа.

https://youtube.com/watch?v=8mBZTqPy-oM%3F

“Гоголь. Вий” (2018)

Фильм «Гоголь. Вий»: Хома Брут, Панночка и Вий

Российский фильм в жанре детектив “Гоголь. Вий” режиссера Егора Баранова вышел на экраны в 2018 году. Картина стала продолжением ленты “Гоголь. Начало” (2017) и вторым из трех фильмов киносериала “Гоголь”. Главные роли исполнили Александр Петров (Гоголь), Евгений Стычкин (Бинх), Таисия Вилкова (Лиза), Юлия Франц (Оксана), Алексей Вертков (Хома) и Ксения Разина (Ульяна “Панночка”).

В прокате фильм “Гоголь. Вий” собрал более $7 млн, гораздо меньше, чем вышеуказанные экранизации, а также получил средние оценки кинокритиков. Многие отмечали, что российским режиссерам удалось удачно освоить жанр хоррора и мистики.

Различие картины и оригинальной повести состоит в том, что Хома Брут возвращается в Диканьку, чтобы вновь сразиться с Вием. Помогает ему в этом сам Николай Васильевич, который, по сюжету, так и не стал писателем, вместо этого открыв в себе талант детектива.

Третья часть истории “Гоголь. Страшная месть” повествует о битве с Темным Всадником. Дата выхода картины — 2018 год.

“Ведьма” (2006)

Фильм «Ведьма»: Хома Брут и Панночка

Режиссер Олег Фесенко в 2006 году представил свою экранизацию повести Николая Васильевича, картина получила название “Ведьма”. Главные роли в фильме исполнили Валерий Николаев (Айван Бергхоф) и Евгения Крюкова (Мэрил). Для участия в съемках также пригласили актеров Лембита Ульфсака, Арниса Литициса, Иту Эвер и Пеэтера Волконского.

Олег Фесенко постарался перенести события “Вия” в наше время, бюджет картины “Ведьма” составил $2,5 млн. За время проката фильм успел окупить себя, сборы составили $4,8 млн, однако кинокритики оставили смешанные отзывы. Зрители также не спешили хвалить “Ведьму”, многие посчитали картину скучной и даже сравнили с экранизацией 1967 года не в пользу Фесенко. Единственное, что по достоинству оценили все, так это игру Валерия Николаева, которому удалось вжиться в роль и отобразить весь ужас главного героя от пребывания в одной церкви с ведьмой.

«Маска Сатаны» (1960 год, Италия)

В 1960 году в Италии вышел фильм ужасов «Маска Сатаны» (оригинальное название – «La maschera del demonio», что дословно переводится как «Маска демона»), ставший режиссёрским дебютом Марио Бава и включённый Стивеном Кингом в список 100 наиболее значительных картин жанра ужасов с 1950 по 1980 год. В титрах ленты указано: снято по рассказу Николая Васильевича Гоголя, однако от оригинала господа итальянцы ушли далековато.

Вместо панночки здесь другая ведьма – Айза Вайда, которую вместе с её избранником Игорем Явуто приговорили к смерти за колдовство в 1630 году посредством увечий пыточным орудием и последующим сожжением на костре. По приказу местного правителя (и по совместительству брата Айзы) на лица Айзы и Игоря надели металлические маски с шипами внутри и били по ним кувалдой.

Перед смертью Айза успела проклясть потомков брата, а грянувший дождь помешал сжечь её тело. Игоря закопали за кладбищенской оградой, а Айзу похоронили в специальном гробу с прозрачной крышкой, чтобы в поле зрения покойницы, коли ей доведётся воскреснуть, возник надгробный крест, на который возлагались надежды этому самому воскрешению помешать.

Минуло около двух веков. Через Молдавию в Москву на конгресс вместе со своим помощником Андреем Горобцом едет доктор Томас Круваян. По закону жанра у их телеги ломается колесо, и пока кучер проводит необходимые ремонтные работы, доктор с помощником решают погулять по древнему склепу, случившемуся неподалёку. Разумеется, они находят гроб Айзы. Круваян весьма заинтригован маской на трупе и не придумывает ничего лучше, кроме как разбить крышку и достать вещицу. В нужный момент на доктора нападает летучая мышь, он ломает крест и царапает руку об осколки стекла. Его кровь, конечно же, попадает Айзе на лицо, отчего та, конечно же, оживает. Восстаёт из мёртвых и её возлюбленный Игорь.

Дальнейшие события происходят в замке потомков брата ведьмы, куда путешественников приглашает девушка Катя, случайно им встретившаяся. Кровь этой самой Кати желает заполучить Айза, видя в том ключ к бессмертию, а в саму девушку влюбляется Горобец. Горобца в конце фильма пытается соблазнить и Айза, вот только хорошо сохранилось у неё лишь миловидное личико.

Не обошлось и без курьёзов. Действия фильма происходят в окрестностях украинского города Миргород, однако на территории Молдавии, и при всём при этом оттуда до Москвы – с день езды.

В разных странах и на разных языках картина имела разные названия. Наша «Маска Сатаны» от начального названия отличается не сильно (поменяли солидности ради некого безымянного демона на Сатану), в Англии же «La maschera del demonio» превратилось в «Black Sunday» («Чёрное Воскресенье»), а в Германии и вовсе в «Die Stunde, wenn Dracula kommt» («Час, когда приходит Дракула»). Конечно, никаких чёрных воскресений и графа Дракулы от этого на экране не появилось.

Гоголь. Вий (2018)

Страна: РоссияСлоган: Не выходи из кругаРежиссер: Егор БарановАктеры: Александр Петров, Олег Меньшиков, Евгений Стычкин, Таисия Вилкова, Артем Ткаченко, Екатерина Бурлакова, Сергей Бадюк, Ян Цапник, Алексей Вертков, Марта Тимофеева, Юлия Дзуцева, Ксения Разина, Евгений Сытый, Анвар Либабов, Кирилл Полухин

Гоголь. Вий вторая часть сериала Егора Баранова. Каждая часть франшизы базируется на произведениях Гоголя, передавая не только текст, но и дух произведений автора. Фильм отличается мрачной атмосферой, наличием кровавых сцен и обнаженки.

Интересным нововведением становится то, что главным действующим лицом франшизы становится сам Гоголь, расследующий мистические преступление в Диканьке. Все меняется, когда в поселке появляется загадочный богослов Хома Брут, ведущий охоту на нечистую силу. Лишь он способен пролить свет на события, творящиеся на территории Диканьки последние несколько недель.

Кинокартина получила приз Золотой орел в номинации Лучшая работа художника-постановщика. Визуальная часть произведения действительно выгодно выделяет серию фильмов Гоголь среди прочих отечественных хорроров. Они доказали, что создание фильмов ужасов на территории нашей страны действительно возможно и при этом может быть коммерчески успешным.

https://youtube.com/watch?v=_Fhe4f0d3v8%3F

История[править | править код]

Идея экранизации «Вия» принадлежала директору киностудии Мосфильм Ивану Пырьеву. Лишь по причине острой нехватки времени он предложил снять картину двум учащимся Высших режиссёрских курсов Союза кинематографистов СССР. Руководитель курсов Леонид Трауберг выдвинул кандидатуры Константина Ершова и Георгия Кропачёва.

Подбор актёров

Панночка в гробу

На роль Панночки сначала была утверждена Александра Завьялова (пробовались также Ёла Санько, Светлана Коркошко и Жанна Болотова). Но в процессе съёмок, по настоянию Пырьева, Завьялова была снята с роли, и её заменила Наталья Варлей. По другой версии, будущий муж Завьяловой, режиссёр Резо Эсадзе, потребовал, чтобы она отказалась от роли[источник не указан 559 дней].

Для эпизодов с нечистью приглашали артистов цирка и спортсменов, в их числе был Борис Веселов. Исполнить Вия поручили артисту цирка, силовому акробату Сергею Степанову. Для контраста в массовку включили нескольких карликов. Маски нечисти созданы Саррой Мокиль.

Съёмки

Церковь святого Георгия в посёлке Седнев

Съёмки проходили в трёх православных храмах Украины: в деревянной церкви Пресвятой Богородицы села Горохолин Лес Богородчанского района Ивано-Франковской области (сгорела дотла 20 февраля 2006 года, по официальной версии, в результате нарушения правил монтажа и эксплуатации электросети, на её месте в 2008 году построена Золотокупольная Успенская церковь из красного кирпича), в деревянной казацкой церкви святого Георгия (Святого Юра) (1745) посёлка Седнев Черниговской области, выстроенной без единого гвоздя, и в Елецком монастыре Чернигова.

Отснятый на натуре материал разочаровал руководство «Мосфильма», оказавшись «слишком реалистическим». К работе было решено привлечь известного киносказочника Александра Птушко. В результате много материала, отснятого Ершовым и Кропачёвым, не было использовано, ряд идей так и остался невоплощённым. Изменён был и облик Вия (по замыслу Кропачёва и Ершова Вий должен был быть похож на сотника). Ряд сцен был переосмыслен и переснят заново. Птушко создал костюм Вия, разработал его дизайн, сконструировал механику для пальцев.

Птушко спешит на помощь

Птушко сразу включился в работу. По словам режиссеров фильма, ходатайствовавших о выплате гонорара за работу над сценарием именитому сказочнику в июне 1967 г., сценарий после прикрепления нового художественного руководителя к постановке «был переписан заново»6.

Таким образом, Птушко встал сразу на две позиции: режиссера и соавтора сценария фильма. На обсуждении отснятого материала в мае 1967 г. уже раздавались одобрительные голоса. Один из участников заседания замечал: «Ночи. 1-я — понравилась, 2-я — понравилась. В 3-ей ночи слишком много чудищ»7. Монстров тоже неоднократно подвергали изменениям, чтобы картина не выглядела «фильмом ужасов» на западный, буржуазный манер.

Актриса Наталья Варлей и режиссер Александр Птушко на съемках фильма.

Сценарно-редакционная коллегия Комитета по кинематографии, давая заключение на сданный летом 1967 г. фильм «Вий», признавала, что он получился благодаря «обогащениям» А. Птушко

Особое внимание в ряде достоинств картины уделили игре Леонида Куравлева в роли Хомы Брута: «Артист наделяет своего героя человечностью, юмором и, вместе с тем, некоторым трагизмом»8

Сюжет[править | править код]

Бурсаков отпускают на каникулы, трое из них ночью сбиваются с дороги, среди них Хома Брут. Путники наталкиваются на хутор, где остаются на ночлег у старой женщины. Она оказывается ведьмой и, оседлав Хому, летает на нём по воздуху. Хоме удаётся вырваться и избить ведьму до смерти, при этом старуха превращается в девушку. Испугавшись строгого наказания, Хома убегает обратно в бурсу. Там ректор сообщает ему, что умерла панночка — дочь известного сотника, владельца хутора в 50 верстах от Киева, и её последним желанием было, чтобы именно Хома её отпевал. Хома вынужден ехать, по дороге неудачно пытаясь сбежать от сопровождающих его людей сотника.

Сотник вопрошает у Хомы, как тот познакомился с его дочерью, но не получает ответа. Увидев в горнице покойницу, Хома убеждается, что это убитая им ведьма. Сотник просит отпеть покойницу, три ночи читая в церкви Псалтирь над дочерью, за что обещает щедрое денежное вознаграждение. Хома неохотно соглашается.

В первую же ночь, когда Хома остаётся в церкви один с покойной, начинаются странные события: на лице панночки появляется кровавая слеза, свечи сами гаснут. Уверив себя, что это случайности, Хома начинает читать Псалтирь. Неожиданно панночка встаёт из гроба и начинает искать Хому, но он защищается от неё, начертив мелом на полу магический круг. Ведьма не может увидеть и пройти сквозь него, а с первым утренним криком петуха возвращается в гроб.

Местные жители подозревают, что умершая была ведьмой и спрашивают Хому, видел ли он что-то странное. Хома не осмеливается им ответить, а для себя решает ничего не бояться и продолжить отпевание. Напившись, на вторую ночь он сразу чертит магический круг, но ведьма теперь начинает летать по церкви в гробу, пытаясь пробить им круг. Обозлённая неудачами панночка заколдовывает Хому, в результате чего тот седеет и слепнет. Хома с трудом дожидается первого утреннего крика петуха.

Находясь в шоковом состоянии, Хома требует музыкантов и танцует, чем только радует крестьян, которые замечают, что философ сильно поседел. Придя в себя, он приходит к пану сотнику и заявляет, что не будет больше читать Псалтирь. Тот грозится жестоко высечь бурсака кожаными канчуками. Тогда Хома убегает, но местные силой возвращают его обратно и запирают на замок в церкви.

На третью ночь панночка призывает на помощь всю нечистую силу — упырей, вурдалаков, однако Хома чувствует себя в кругу в безопасности. Тогда она приказывает привести Вия, единственного из нечистой силы, способного видеть сквозь круг. Вию поднимают веки, он указывает пальцем на Хому и нечистая сила набрасывается на несчастного. С криком петуха нечисть прячется, Хому находят мёртвым, а ведьма, умирая, превращается обратно в старуху.

Через некоторое время в бурсе бурсаки обсуждают эти события. Один из них говорит другому, почему умер Хома — потому что испугался. Его товарищ, однако, не верит, что всё это было на самом деле.

Вий (мультфильм, 1996)

Страна: УкраинаРежиссер: Алла ГрачеваАктеры: Богдан Бенюк, Наталья Сумская, Василий Мазур, Евгений Шах

В девяностые родилась еще одна экранизация, определенно заслуживающая зрительского внимания. Речь об анимационной интерпретации гоголевского «Вия», созданной на сей раз на территории Украины.

Мультфильм куда ближе к первоисточнику, нежели югославский предшественник. Режиссер Алла Грачева с трепетом отнеслась к великому произведению и передала текст Гоголя максимально точно.

Несмотря на скромный хронометраж, равных двадцати минутам, мультик способен подарить зрителю массу незабываемых эмоций.

https://youtube.com/watch?v=hAzQno8nCx8%3F

Главные герои

Хома Брут

Странствующий философ и богослов, бурсак, молодой парень.

Бурсак Хома, главный герой «Вия», вместе с друзьями отправился на каникулы, чтобы заработать дополнительными уроками. Это весёлый и общительный человек, любит полежать и покурить. Если выпивал, то ему нужна была музыка, он любит хорошо повеселиться. Жизнерадостный и энергичный, он предпочитает мирские земные удовольствия. К наукам относится безответственно, часто заслуживает наказания. На хуторе, где они остановились, философ был выбран ведьмой, и она оседлала его, чтобы полетать по воздуху. Хома заклинаниями смог с ней справиться, сам оседлал её и исколотил поленом.

Панночка

Дочка богатого польского воеводы, красивая девушка.

Дочь пана, местная ведьма, которая уже многих хуторян довела до смерти. По её вине сгорел псарь, умерла мать ребёнка, из которого ведьма выпила кровь. Явилась Хоме в образе старухи, оседлав бурсака, отправилась в полёт. После превратилась в красивую девушку. От побоев заболела, перед смертью попросила отца, чтобы он вызвал Хому Брута для чтения молитв над ней. Каждую ночь она встаёт из гроба и хочет поймать Хому. Ей это не удаётся, потому что философ очертил вокруг себя круг.

Вий

Мифический персонаж с железным лицом, представитель тёмных сил.

В произведении «Вий» герой, которого призвали на помощь в поисках Хомы нечистые духи. У него длинные железные пальцы и огромные, до самой земли веки. Вий считается главным начальником в стране гномов. Чтобы кого-нибудь увидеть, Вий зовёт на помощь нечистую силу, чтобы ему помогли поднять его страшные веки.

Съемки

Натурные съемки проходили осенью 1966 г. в Киеве, Чернигове, Ивано-Франковске. Поскольку Кропачев и Ершов были начинающими режиссерами, отснятый ими материал внимательно просматривали старшие коллеги по цеху. Тем более что с художественным руководителем была просто беда: Юткевич оказался не способен контролировать учеников в силу банальной занятости, тогда худруком сделали И.А. Пырьева, очевидно, потому, что он изначально и поддержал идею экранизации Гоголя.

В августе 1966 г. режиссер Лео Арнштам писал Ершову и Кропачеву о том, что он и Пырьев сотоварищи посмотрели первый отснятый материал. Компетентные зрители были крайне разочарованы: общие планы в кадре построены слишком далеко, массовка постоянно смотрит не туда, на актеров наложен очень плохой грим, а Хома Брут после ночной встречи с ведьмой возвращается… чистым и аккуратным! Но ведь такого не может быть. Арнштам наставлял младших коллег: «Возьмитесь за дело всерьез!! И бросьте бесконечное теоретизирование на голом месте»2. Съемки продолжились, но качество их оставляло желать лучшего.

На обсуждении отснятого материала в творческом объединении «Луч» осенью 1966 г. в адрес авторов высказывались разные замечания. Одни касались игры актеров — И.А. Пырьев считал, что исполнитель главной роли Хомы Брута «Куравлев — прекрасный актер, но его надо раскрыть — наполнить, иначе он чужой»3. Директор объединения И.Л

Биц полагал, что важно «улучшить организацию производства» фильма, в особенности потому, что режиссеры… сняли ряд сцен, которые не предусмотрены сценарием

А в то время отступление от сценария, утвержденного и на киностудии, и в Комитете по кинематографии, никоим образом не поощрялось.

Вий и другие монстры. Кадр из фильма.

Позднее, видя сложившуюся ситуацию и отношение к их работе, Кропачев и Ершов решили проявить инициативу, обратившись на киностудию в ноябре с просьбой дать им возможность сделать пересъемки в экспедиции и предоставив список из предполагаемых поправок к отснятому материалу в количестве… 24 пунктов. Им пошли навстречу.

Но ничего не помогло. В декабре 1966 г. И.А. Пырьев, бывший тогда худруком постановки, заявил в письме директору киностудии, что молодые режиссеры не должны более заниматься съемками этой картины «в силу полной профессиональной беспомощности» и что нужно прекратить работы по фильму вообще4. Возмущаться начали и в Комитете по кинематографии: киностудия была обязана показывать отснятый материал руководству Высших сценарных и режиссерских курсов, однако этого не было сделано ни разу.

Наступил момент, когда вопрос о «Вие» встал ребром: быть или не быть фильму? Казалось бы, суровые чиновники от кино могли легко «закрыть» картину. Но были вложены деньги, фильм поставили в план производства студии, и отказаться от доведения съемок до конца значило впустую потратить все заложенные в производство киноленты ресурсы. Такой расточительности советское кинопроизводство старалось не допускать.

Замена худрука и оператора

Спасение для «Вия» было найдено: в январе 1967 г. приказом по «Мосфильму» был назначен новый, уже третий по счету художественный руководитель картины — им стал небезызвестный, прославленный сказочник советского кино Александр Птушко. Отснятые на тот момент планы многим не нравились, поэтому решили заменить и оператора. В этом качестве к фильму прикрепили Ф. Проворова, работавшего с Птушко. Именно этот тандем и дал новую жизнь старому материалу.

А.Л. Птушко (1900-1973).

Все тот же Л. Арнштам после очередного просмотра отснятого материала подверг критике сцены ночных встреч Хомы Брута и мертвой панночки в церкви. Он призывал Кропачева и Ершова отказаться от «умозрительных размышлений»: «Комментировать своими умозрительными выкладками фильм вы во время сеансов не сможете»5. Комитет по кинематографии в одном из своих приказов в мае 1967 г. признал, что молодые режиссеры «профессионально не подготовлены для самостоятельной работы».

Скорее всего, Кропачеву и Ершову, начинающим авторам с вполне здоровыми амбициями, материал классической литературы оказался «не по зубам». Тем более материал, столь насыщенный образами, смыслами, постоянно находящимися на зыбкой, неустойчивой грани реальности и вымысла, как это всегда было у Гоголя. Верно поймать эту грань мог только опытный постановщик с профессиональным взглядом.

И.А. Пырьев (1901-1968).

Ведьма (2006)

Страна: РоссияРежиссер: Олег ФесенкоАктеры: Ита Эвер, Евгения Крюкова, Валерий Николаев, Юхан Ульфсак, Лембит Ульфсак, Тыну Карк, Арнис Лицитис, Рэйн Толк, Яан Реккор, Пеэтер Волконски, Ану Ламп, Кати Кивитар, Эпп Эеспаев, Маргус Прангель, Пиллэ Лукин

В 2006 году состоялась премьера нового фильма, получившего название «Ведьма». Несмотря на тот факт, что кино было снято в России и с русскими актерами, режиссер Олег Фесенко решил сделать свое произведение английским. Таким образом, ему требовались не только известные артисты, способные справиться с непростой ролью, но и люди, свободно владеющие английским языком.

Именно по этой причине главный претендент на мужскую роль Дмитрий Дюжев вылетел из проекта. На его место пришел Валерий Николаев, успевший поработать не только в России, но и в Голливуде. Он идеально вписался в съемочный процесс, воплотив на экране образ зазнавшегося журналиста Айвана. Именно ему было суждено сразиться с ведьмой в исполнении Евгении Крюковой.

Для создания фильма использовались самые передовые на тот момент компьютерные спецэффекты, с помощью которых было отснято порядка шестнадцати минут хронометража. Но все это не спасло творение Олега Фесенко от сокрушительного провала. Несмотря на широкую рекламную компанию и неплохие сборы, фильм разнесли не только критики, но и простые зрители, посчитавшими «Ведьму» надругательством над великим произведением.

https://youtube.com/watch?v=jRUh_EAwaNY%3F

Премьера

Премьера картины состоялась 26 ноября 1967 г. Фильм стал лидером советского проката, был показан не только в Советском Союзе, но и в ряде зарубежных стран — США, Аргентине, Финляндии и Франции. Но можно ли говорить о том, что успех был заслугой лишь легендарного сказочника Александра Птушко? Безусловно, мастер приложил свою руку к пестрящему недостатками материалу Георгия Кропачева и Константина Ершова. Но нельзя не отметить и яркий замысел, желание и стремление работать над сложным для начинающих кинематографистов материалом. Для них карьера в кино с выходом «Вия» только началась.

Афиша фильма.

Константин Ершов позднее обратился к сказочным мотивам, экранизировав произведения П.П. Ершова в «Степановой памятке» (1976 г.). Георгий Кропачев и вовсе дважды поработал с режиссером Алексеем Германом («Хрусталев, машину!», «Трудно быть богом») и дважды получал премию «Ника» в качестве художника-постановщика.

Можно сказать, что «Вий» стал хорошим примером передачи советскими кинематографистами опыта от старшего поколения к младшему. А для зрителя фильм оказался необычной картиной, сочетавшей элементы ужастика и триллера. И по сей день «Вий» захватывает зрителей и собирает миллионы просмотров в интернете.

“Вий 2: Тайна печати дракона” (2019)

Постер фильма «Вий 2: Тайна печати дракона», ruskino.ru

“Вий 2: Тайна печати дракона” — первый российско-китайский полнометражный фильм режиссера Олега Степченко. Картина стала сиквелом “Вий” 3D, основной целью которой является демонстрация истории и культуры России и Китая.

Актерский состав первого фильма франшизы “Вий” был усилен российскими, китайскими и американскими актерами: Михаил Мухин, Рутгер Хауэр, Павел Воля, Андрей Мерзликин, Синтхун Яо, Джеки Чан, Арнольд Шварценеггер, Алексей Петрухин и др. Общий бюджет картины превысил 2,8 млрд руб., а также вошел в ТОП-10 самых ожидаемых российских премьер.

Планировалось, что лента выйдет на экраны в 2018 году, однако в связи с прохождением цензурного контроля в Китае премьеру перенесли на 2019-й.

В ролях[править | править код]

Актёр Роль
Леонид Куравлёв философ Хома Брут
Наталья Варлей панночка, дочь сотника (озвучивает Клара Румянова)
Алексей Глазырин сотник
Николай Кутузов ведьма
Вадим Захарченко бурсак, богослов Халява
Пётр Вескляров ректор бурсы / Дорош
Владимир Сальников бурсак, ритор Тиберий Горобець
Дмитрий Капка Оверко
Степан Шкурат Явтух
Георгий Сочевко Степан
Николай Яковченко Спирид
Николай Панасьев утешитель
Не указаны в титрах
Актёр Роль
Борислав Брондуков бурсак
Любовь Калюжная селянка
Александра Денисова селянка
Виктор Колпаков селянин
Сергей Степанов Вий
Борис Веселов двуносый упырь
Александр Лебедев бурсак, который доит козу
Михаил Крамар бурсак
Дмитрий Орловский селянин
Сергей Ваняшкин дудочник

Вий (1967)

Страна: СССРРежиссеры: Георгий Кропачев, Константин ЕршовАктеры: Леонид Куравлёв, Наталья Варлей, Алексей Глазырин, Николай Кутузов, Вадим Захарченко, Петр Вескляров, Владимир Сальников, Дмитрий Капка, Степан Шкурат, Георгий Сочевко, Николай Яковченко, Николай Панасьев, Борислав Брондуков.

Несмотря на классический статус произведения, экранизировать его решились лишь в середине шестидесятых годов. При этом Ночь перед Рождеством к тому моменту ставилась уже несколько раз к ряду и имела определенный успех у зрителей. Причина, по которой экранизация Вия стала возможной, связана не только с техническими достижениями кинематографа, но и определенной творческой свободой, обретенной в шестидесятые. Режиссеры получили право на творческие эксперименты, в то время как религиозные и мистические темы перестали быть столь строго табуированными правительством.

Несмотря на то, что для экранизации Вия требовался определенный опыт, режиссерское кресло заняли тогдашние выпускники киношколы Георгий Кропачев и Константин Ершов. Молодые ребята вышли из мастерской Леонида Трауберга, где обучались режиссерскому ремеслу. Именно наставник предложил начальнику Мосфильма Ивану Пырьеву этих двух кандидатов. Несмотря на отсутствие какого-либо опыта, талантливые режиссеры получают заветную работу и приступают к съемкам.

Главную женскую роль в фильме получила Наталья Варлей, только завершившая работу над комедией Леонида Гайдая Кавказская пленница и другие приключения Шурика. Актриса получила роль не сразу, заменив Александру Завьялову по ходу съемочного процесса. На тот момент мало кто верил, что столь молодая и миловидная девушка справится с ролью демонической панночки, восставшей из мертвых. Но по прошествии лет выбор Кропачева и Ершова кажется на редкость удачным. Варлей сыграла одну из ярчайших ролей в советском кинематографе, создав на экране образ, знакомый сейчас каждому. Мужская роль Хомы Брута досталась Леониду Куравлеву, который лишь начинал карьеру в кино. В будущем ему будет суждено стать главным любимчиком публики. Но именно в фильме Вий началось его восхождение на Олимп славы.

Итоговый материал, отснятый Ершовым и Кропачевым не удовлетворил студию, посчитавшую некоторые сцены слишком реалистичными. Для того, чтобы добавить в Вий элемент сказки, был приглашен главный специалист по части фэнтези Александр Птушко. Именно он работал над образом Вия, а также доснял те сцены, которые неудовлетворили Мосфильм. Так что первоначальный материал молодых режиссеров подвергся серьезным правкам и был выброшен в мусорную корзину.

Это не помешало первой экранизации произведения Вий стать хитом советского проката и заслужить звание настоящей классики кинематографа.

https://youtube.com/watch?v=Amh3uudVMBo%3F

«Клиника» (1993 год, Украина)

Конечно, «Клиника» – не экранизация «Вия», но обладатель самых легендарных век в русской классической литературе в мультфильме присутствует, правда, несколько видоизменённый в соответствии с антуражем картины.

«Клиника» – это юмористический мультфильм (юмор здесь чёрный) о страхе перед врачами и больницами. Главному герою, угодившему в некую клинику, снятся дурные сны. В конце концов, он оказывается в гробу сначала на праздничном столе (собравшийся им оттрапезничать медперсонал поёт «Happy Birthday to You», поздравляя своего главного)…

… а потом в локации, будто бы скопированной (пусть и вольно) с церквушки из фильма 1967 года.

Здесь к нашему герою сбегается местный врачебный состав (один специалист монструознее другого), а в сторонке медсестра томно посасывает через трубочку кровь, которую сдали на анализ.

Подобно Хоме Бруту, герой очерчивается кругом, используя вместо мела кровь из надкушенных пальцев (мелом как-то не получается)

Пересечь черту чудовищным медикам не удаётся, и одна из сотрудниц кричит: «Стойте! Приведите рентгенолога!»

Это и есть здешний Вий…

Рентгенолог требует: «Поднимите мне веки!»

И указывает: «Вот он!»

После чего нелюди в белых халатах, тесня друг друга, бросаются к герою.

Тот просыпается от собственного крика и отключает капельницу соседу по палате, который лежит весь с бинтах без возможности пошевелиться (раздражают нашего сновидца издаваемые ею звуки), облегчённо вздыхает и засыпает вновь.

Вот такой вот украинский мультик…

Сцена с кругом и «Поднимите мне веки!», кстати, не единственная отсылка к творчеству Гоголя в данной картине.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: