Анализ 2
Всё дальше уходит от нас Великая Отечественная война, всё меньше живых свидетельств той войны. И совсем скоро живыми свидетелями той войны останутся лишь воспоминания прошедших её и, конечно, книги тех, кто был участником событий времён Великой Отечественной войны. Одной из таких книг и является книга Бориса Васильева «А зори здесь тихие».
Автор повести – сам участник войны. Борис учился в 9 классе, когда началась Великая Отечественная война, и в 17 лет он добровольцем попал на фронт. Поэтому обо всех событиях знает, что называется, не понаслышке.
Его путь в литературу был долгим, и начался он уже после войны в 1954 году. Но настоящую славу писателю Борису Васильеву принесла знаменитая повесть «А зори здесь тихие», которая вышла в 1969 году в журнале «Юность». Что же так поразило читателя? Почему и сейчас мы искренне сопереживаем героям? Книга не оставляет равнодушным читателя любого возраста. В чём секрет?
Первоначально автор задумывал написать произведение о семи героях заставы, которые ценой своей жизни становили врага. Но затем решил, что это слишком просто и типично для героев того времени. Б.Васильев решил, что героями его книги станут девушки-зенитчицы. В этом, наверное, и успех секрета. Само по себе противоестественно – женщина на войне! А здесь девчонки, вчерашние школьницы, которые ещё и не жили вовсе! Пятеро девчонок сделали свой выбор! Рассмотрим каждый из образов. Лиза Бричкина – сельская девушка, не испорченная цивилизацией, работящая и цельная натура. Она хорошо знала лес, поэтому её смерть на болоте поражает читателя. Галя Четвертак – романтическая юная натура из интеллигентной семьи. Конечно, она не смогла справиться с внутренним страхом и нелепо погибла от вражеской пули. Соня Гурвич – попала на фронт случайно, увлекалась стихами А.Блока и читала их ка молитву. О чем она думала, наткнувшись на немецкий нож? Женя Комелькова – роскошная красавица, озорная и весёлая, смело подставило своё юное тело под дуло врага, потому что у неё «свои счёты с войной». Рита Осянина – единственная, кто познал счастье замужней женщины и счастье материнства до войны. Всех их объединяет решимость и отвага отомстить врагу за свою Родину, за любимых людей. Они знают: нельзя нарушить приказ, нельзя отступать! Поэтому тема произведения – война глазами женщины – так поражает читателя. Люди верят в существование героинь.
Глубокий смысл повести отражен в названии: только в природе все гармонично и спокойно, а человек всегда полон страстей, бурь и ненависти, поэтому совершает ошибки, гибнет сам и уничтожает других. Всё это автор подчёркивает старается пронзительно донести до читателя, поэтому всё произведение построено на антитезе: с одной стороны – гармония, красота и спокойствие природы, с другой стороны – ужас войны, боль и страдания людей. Отсюда и проблематика повести «А зори здесь тихие» – война учит делать выводы, перед ней нет людей разного возраста и разного пола! Она уничтожает всё: гармонию, красоту, жизнь. Помните, люди, об этом. Не воюйте! Идея памяти основная в этом произведении. Все должны помнить о жертвах войны, извлекать уроки и не допустить бессмысленности гибели всего живого на Земле. Хранить и передавать эти знания из поколения в поколение.
Повествование в книги ведётся от имени главного героя сержанта Васкова, эти воспоминания составляют основной сюжет. В повествование органично вплетены лирические отступления. Когда Васков вспоминает о пятерых девчатах-зенитчицах, он как бы переносится в их детство, семью, рассказывает о мотивах, которые побудили девушек отправится на фронт. И здесь подчёркивает ужасы войны антитеза: картины мирной жизни на столько не вяжутся с картинами войны, что читателю вольно или невольно хочется скорее вернуться к мирной жизни. По композиции повесть построена классически, в ней есть все элементы: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.
По жанру повесть «А зори здесь тихие» – лейтенантская проза. Этот жанр появился в 50-е годы ХХ века, когда возникла целая плеяда писателей-фронтовиков, посчитавших своим долгом донести правду о войне до читателей. Это писатели – младший офицерский состав. Они сами активно участвовали в боях и видели войну собственными глазами.
Всё это делает книгу Бориса Васильева уникальным произведением, трагичным, жизненным, глубоко психологичным, а значит интересным и современному читателю. Вот почему трагическая и жизнеутверждающая повесть «А зори здесь тихие» вызывает интерес и у режиссёров, часто экранизируется и набирает миллионы просмотров.
Женя Комелькова
Почему на протяжении многих лет не теряет интереса читателей повесть «А зори здесь тихие»? Характеристика героев в этой книге представлена столь объемно, что гибель, которая настигает каждую из девушек, начинаешь воспринимать как смерть знакомого человека.
Женя – рыжеволосая красивая девушка. Она отличается артистичностью и необыкновенным обаянием. Ею восхищаются подруги. Однако важными качествами ее характера являются сила и бесстрашие. На войне ею также движет желание мести. Характеристики героев произведения «А зори здесь тихие» связаны с их судьбами. Каждый из персонажей – человек со своей печальной историей.
У большинства девушек родителей отняла война. Но судьба Жени особенно трагична, потому как ее мать, сестру и брата немцы расстреляли у нее на глазах. Из девушек она погибает последней. Уводя за собой немцев, она вдруг задумывается о том, как глупо умирать в восемнадцать лет… Немцы расстреляли ее в упор, а потом долго всматривались в красивое гордое лицо.
Несколько интересных сочинений
Дорогая мамочка, сегодня ровно три месяца, как ты поцеловала меня и уехала в твою важную командировку. Не думай, все у нас хорошо, мы с папой уже почти научились готовить завтрак и убирать за собой
Первая публикация произведения вызывает неоднозначные и бурные мнения в кругу литературного сообщества, выражающиеся в отсутствии единогласия в оценке романа, доходящего до полярно противоположных суждений и полемик.
Тема свободы существовала и существует в истории общества. Добровольное волеизъявление, возможность реализоваться в свободе слова и пера стремление писателей – бунтарей, существовавших в во все века. Вольнодумство часто не устраивало власть.
Еще в ранней юности Лизавета вышла замуж за Ивана Епанчина. Он был обычным военным в звании поручик, Лиза простая девушка, ее фамилия была такой же, как у известного в их округе графа Мышкина.
http://ote4estvo.ru/177551-zhenya-komelkova-haratkeristika-i-obraz.htmlhttp://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/a-zori-zdes-tihie-po-povesti-vasileva-rassuzhdeniehttp://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/vasilev/obraz-i-harakteristika-zheni-komelkovoj-v-povesti-a-zori-zdes-tihie
голоса
Рейтинг статьи
Вариант 4
Более семидесяти лет прошло, как закончилась Великая Отечественная война. Но в жизни русского народа до сих пор эхом отзываются отголоски тех страшных событий. О войне напоминают не только фильмы, но и книги. Одно из таких произведений, которое надолго остается в памяти, роман Бориса Васильева «А зори здесь тихие».
Многие слышали фразу «у войны не женское лицо», но именно Васильев смог описать значимость женской фигуры на фронте. Основные действия повести происходят в 1942 году. Автор рассказывает истории пяти девушек, которые по собственной воле стали солдатами – зенитчицами. Васильев повествует и о жизни командира этого женского батальона. Стиль повествования дает возможность читателю понять и Федота Евграфовича Васкова, и Риту Осянину, и Соню Гуревич, и Женю Комелькову, и Лизу Бричкину, и Галю Четвертак.
Война разделила жизни людей на «до и после». И автор показывает это на примере пяти историй, пяти разных судеб. При этом Васильев сам бывал на фронте и своими глазами видел все ужасы боевых действий. У каждой девушки из батальона были свои причины ненавидеть врага. Например, у помощницы старшины, Риты Осяниной, на поле сражения погиб муж. У красивой, рыжеволосой Жени Комельковой, война «отобрала» всех близких людей: маму, братика и бабушку. И, несмотря на трагические события, эта девушка всегда старалась оставаться жизнерадостной и улыбчивой. Но мирный май Женька не встретила, отдав свою жизнь для спасения подруги.
Еще одна девушка, Лиза, скромная, но сильная духом, мечтала об учебе в техникуме. Бричкина спешила на помощь подругам, но увязла в болоте, так и не добравшись до своего женского батальона. Каждая из девушек погибла за Родину, за любовь к своему народу. Именно это и был настоящий патриотизм. Война не дает зенитчицам шанса на будущее.
Старшина Васков, оставшись один, всеми силами пытается помешать немцам, прорваться за линию фронта. Он чувствует на себе вину за гибель молодых девушек-зенитчиц, именно это помогло Федоту Евграфовичу добиться поставленной цели. Старшина отомстил за гибель своих подопечных, которые заслуживали мирного неба над головой, а не смерти от войны в лесах и болотах.
Несмотря на весь трагизм произведения, автор отмечает, что добро всегда побеждает, а зло остается бессильным. «Красной нитью» в повести проходит и тема памяти, ведь во время Великой Отечественной войны погибла ни одна сотня таких юных, но, в то же время смелых, девушек.
11 класс, ЕГЭ
Романтичная Галя Четвертак
Галина была самой юной представительницей отряда. Ей было всего 17 лет. Она воспитывалась в детдоме. Фамилию Четвертак ей придумали работники приюта из-за её маленького роста. Девочка любила фантазировать, так она уходила от суровой реальности. Учителя заметили её склонность к сочинительству, поэтому направили её в библиотечный техникум.
Война началась, когда она была на третьем курсе. Она оказалась среди зенитчиц. Но и тогда она жила в своём придуманном мире, представляя себя медсестрой. Девушка была боязливой, но Васков дал ей шанс проявить себя на задании. Никому из девушек не хотелось погибать, но больше всех боялась Галина. Она не готова была к войне, как и большинство женщин.
По собственной неосторожности погибает Галя Четвертак. Характеристика образа будет неполной без описания её гибели
Во время одного из обстрелов у девушки началась настоящая истерика. Она не сдержалась и выскочила из укрытия. Немцы сразу же убили её. Мечтательность и фантазии стали неуместными с боевыми действиями.
В его подчинение вошло 5 героинь:
5 стр., 2334 слов
Анализ повести русского писателя Александра Ивановича Куприна «Олеся»
… Концепция естественной личности Концепция «естественной личности», отраженная в повести А. Куприна «Олеся» исходит из представлений французского писателя и мыслителя Жан Жака Руссо и руссоизма. Основные положения этой концепции …
- Рита Осянина;
- Женя Комелькова;
- Лиза Бричкина;
- Соня Гурвич;
- Галя Четвертак.
Следуя за врагом, вскоре отряд насчитал в составе вражеской диверсионном группы 16 человек. И это против пяти юных девушек. Федот понимает, что такой силой им не остановить немцев и отправляет Лизу Бричкину назад за подмогой. Девушке не удастся добраться до разъезда — она утопнет в болоте.
«А зори здесь тихие…»
Внешность Жени Комельковой в разных экранизациях
Женя Комелькова, девушка девятнадцати лет, офицерская дочь, состоит в зенитно-пулеметном батальоне вместе с остальными героинями повести — Соней Гуревич, Лизой Бричкиной, Галей Четвертак и младшим сержантом Ритой Осяниной, командиром отделения.
Женя — девушка с красивой внешностью. У героини точеная фигура, прозрачная белая кожа, высокий рост, большие зеленые глаза, рыжие густые и мягкие волосы, которые полностью закрывают спину, когда распущены. Героиня осознает собственную привлекательность и любит озорничать, доводя «до онемения» молодых лейтенантов или танцуя «цыганочку» на потеху другим девушкам из отделения. У героини общительный и веселый характер, при этом Женя — проверенный и надежный боец и, когда доходит до дела, вовсе не проявляет легкомыслия.
Главные герои повести «А зори здесь тихие…»
Жене свойственно оптимистично смотреть на вещи даже в тяжелых ситуациях. Героиня верит в себя и не расстраивается, будучи уверена, что в конечном счете обстоятельства сложатся благополучно. Отец Жени — красный командир. Девушка с малых лет привыкла ничего не бояться, вместе с отцом охотиться на кабанов, ездить верхом, стрелять в тире и на стрельбищах.
Женя жила в военном городке и гоняла по улицам на отцовском мотоцикле, ходила на танцевальные вечера, любила петь под гитару и крутить мимолетные романы с молодыми офицерами, которые приносили героине ведра цветов и подбрасывали письма в стихах. Жизнь героини до войны складывалась весело и беззаботно.
6 стр., 2715 слов
«Второй час ожидания подходил к концу, когда Женя наконец вошла …
… концу, когда Женя … о восемнадцатилетней Жене, которая как раз находится на распутье между выбором карьеры “утятницы” и карьерой учителя с высшим образованием. Девушка склоняется к первому варианту, так как думает, … героиня, Наташа … На словах. (33) На бумаге. (34) А на деле … Женя вышла на улицу, ошеломлённая тем, … на мир совершенно не так, как мы сами. Например, у каждого свои жизненные ценности, сочинение …
Во время войны семью героини расстреляли из пулемета. Погибли отец, сестра, мама и брат, но самой Жене удалось выжить благодаря одной эстонке из дома напротив, которая спрятала девушку. В армию героиня пошла, чтобы отомстить за смерть близких
Тяжелая судьба родных не поломала Жене характер, героиня осталась общительной и веселой девушкой, точно так же любящей внимание мужчин
Смерть Жени Комельковой
В армии героиня крутит роман с полковником Лужиным, у которого есть семья. Окружающие осуждают Женю, но той это безразлично. После смерти мамы и брата героиня в одиночестве перешла линию фронта, и там ее подобрал полковник Лужин. Офицер защитил и пригрел девушку, а та сильно к нему привязалась и нашла в нем опору в тяжелых обстоятельствах.
Женя героически погибает во время перестрелки с вражескими солдатами, отвлекая немцев и уводя тех от Риты Осяниной. По сути, героиня не осознает собственного подвига и до конца пребывает в уверенности, что обстоятельства сложатся благополучно и ей удастся не только спасти Риту Осянину, но и выкрутиться самой. Раненую героиню солдаты противника добили в упор, и на этом короткая биография Жени Комельковой завершилась.
Биография
Женя родилась в московской семье. С юных лет девочка занималась в музыкальной школе по классу фортепиано. В школьные годы ходила в Детский музыкальный театр юного актера. Полученные знания и умения актерского мастерства и вокала дали возможность Жене Малаховой попасть в первый тур кастинга мюзикла «12 стульев». К сожалению, во втором туре она провалила экзамен по танцам.
«Я всегда хотела петь. С детства смотрела телевизор и представляла, что я там. Поэтому ходила на бесконечные кастинги: то мюзикл «Mamma Mia!», то «12 стульев». Я вообще считаю, что если чего-то хочешь, то нельзя сидеть на месте», — уверена Евгения.
В 2004 году девушка экстерном закончила школу. Но пошла не в театральный, а в юридический вуз: родители настояли на серьезном первом образовании. Однако о сцене она не забывала. Почти шесть лет Женя совмещала карьеру певицы и учебу в Московской государственной юридической академии.
История создания
Писатель Борис Васильев
Повесть «А зори здесь тихие…» писателя Бориса Васильева впервые опубликована в литературном журнале юность летом 1969 года. По утверждению автора, в основу повести лег реальный эпизод, произошедший во время Второй мировой войны. Семеро солдат, которые служили на Кировской железной дороге, предотвратили взрыв на собственном участке, который готовила группа немецких диверсантов. Солдаты действовали по личной инициативе, без приказа сверху, и это вдохновило Бориса Васильева. В живых из группы остался только командир, который позже получил медаль.
Писатель начал работать над повестью, но вскоре осознал, что таких эпизодов во время войны происходит масса, мужчины на войне демонстрируют силу духа по воле обстоятельств, и в этом нет ничего необычного. Васильев понял, что из частного случая не выйдет хорошего произведения, и решил заменить солдат в тексте молодыми женщинами. Это уже был принципиально новый подход. Женщины тоже участвовали в борьбе с врагом и проявляли чудеса смелости, но до Васильева никто не писал об этом.
Популярные сегодня темы
События произведения происходят в начале двадцатого века в Москве во время страстной недели перед Пасхой и описывают взаимоотношения двух героев рассказа – мужчины и женщины, которых автор решил не называть.
Автор произведения раскрывает такие темы как бесчеловечность и жестокость со стороны подростков по отношению к другим людям. Здесь речь идет о девочке по имени, которая учится в шестом классе
В комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» поднимаются проблемы актуальные на все времена. В ней рассказывается о том, что грубость всегда порождает грубость. А глупость, глупость.
В романе М.А. Шолохова, обрисована правдивая картинка жизни народа, которых настигли тяжелые события. Автор в этом произведении, на примере казачьего хутора, показывает читателю какие трагедии народа
На сегодняшний день немногие люди ставят на первое место воспитание в себе ценностей, таких как моральные. Одни пренебрегают их значимостью, другие вообще не подозревают об их существовании
Иван Тимофеевич из повести А.И. Куприна «Олеся» (1898)
4 вариант
Всем известно, что во все времена война приносит горе, разрушения, потери близких, страдания. Спасая свою Родину, воевать шли мужчины, женщины и даже дети. Женщины, обеспечивали тыл нашим войскам, оказывали медицинскую помощь и уход за ранеными. Но также наравне с мужчинами брали в руки оружие и воевали с врагами. Хрупкие создания, не боясь ничего, шли в бой, в разведку, чтобы остановить фашистов.
Известный писатель Б. Васильев подробно описал не грандиозные сражения на полях битвы, не вражеские операции на фронтах Великой Отечественной, а подвиг пяти молоденьких красивых девушек, которые строили планы на будущую свою жизнь. Они мечтали о радостных днях, любви, материнстве, а пришлось эти мечты защищать с оружием в руках.
Вчерашним школьницам была поставлена нелегкая боевая задача: любой ценой не дать врагу продвинуться вглубь нашей территории. Они должны были выследить врага и задержать их. Всего 5 девчонок ценой своей жизни помешали врагу осуществить задуманное. Именно эта история доказала, что «у войны не женское лицо», женщины должны рожать и воспитывать детей, создавать и хранить домашний очаг, а не воевать с оружием в руках. Такие понятия, как женщина и война, не совместимы. Разумом это не понять. Среди родных мест, сама природа помогала девушкам в выполнении их нелегкой военной задачи. Помощи ждать неоткуда, так как нелепая случайность при переходе через болото, постигла одну из героинь нашей истории.
На фронтах Великой Отечественной воевало множество женщин, гибли вытаскивая с поля боя раненых, выхаживали в госпиталях, вели подрывную работу, находясь в партизанских отрядах. Без женщин было бы сложно победить в этой суровой войне. Каждую семью коснулось война. Кто получил похоронки, у кого-то близкие пропали без вести, многие пережили ужас концентрационных лагерей.
Прошло много десятилетий, но память о погибших героях будет жить вечно. О них слагают стихи и песни, рисуют портреты, называют в честь погибших героев улицы, города, школы.
Хочется надеяться, что память о тех, кто погиб, защищая свою Родину, об их подвигах будут вспоминать многие поколения и отдавать дань памяти еще долгие годы, праздную великий День Победы.
Игорь Костолевский
После небольшой роли в легендарной ленте Ростоцкого Костолевский был принят в Театр им. Владимира Маяковского, в котором прослужил 40 лет.
Известность ему принесла работа в драме «Звезда пленительного счастья», где Игорь блестяще воплотил на экране образ декабриста Ивана Анненкова.
Следующим значимым проектом стал детектив «Тегеран-43», где он предстал в роли разведчика Андрея Бородина.
В послужном списке Игоря Матвеевича более 60 киноролей, около 15 телеспектаклей, более 20 театральных работ и несколько ролей дубляжа.
Последней работой в театре стала роль Сарафанова в спектакле «Старший сын» (2020), а в кинематографе – роль психолога Стрелецкого в «Триггере» (2020).
Костолевский является президентом российской национальной театральной премии «Золотая маска» и имеет множество театральных и кинонаград.
«Ой, пигалица какая! Разве это Женя?»
На роль девушек-фронтовиков отбирали и вовсе студенток театральных училищ. Например, на роль Лизы Бричкиной пробовались 16 актрис, в том числе уже известная Нина Русланова. Однако досталось роль Елене Драпеко, которая на тот момент почти не умела играть. Сама актриса до конца была не уверена, что подходит под типаж своей героини. Играть деревенскую девушку было сложно, так как сама Драпеко родилась в интеллигентной семье. Девушка научилась волгоградскому говору, ей перекрасили волосы и загримировали.
Сержанта Кирьянову сыграла Людмила Зайцева. Она сама пришла на киностудию имени Горького и попросила дать ей хоть какую-то роль. Актрисе до этого не везло в карьере, поэтому приходилось перебиваться ролями в массовке.
Ирина Шевчук изначально хотела сыграть Женьку Комелькову, пришла на пробы, но сразу услышала в свой адрес резкую критику: «Ой, пигалица какая! Разве это Женя?». Шевчук предложили поехать в Карелию и сняться в массовке, но она расстроилась и отказалась. В результате спустя некоторое время оператор Вячеслав Шумской убедил Ростоцкого дать Шевчук роль Риты Осяниной.
Лишь Ольге Остроумовой, которая ранее снималась в фильме Ростоцкого «Доживем до понедельника», предложили выбрать для себя роль из сценария самостоятельно. Актриса хотела сыграть Риту Осянину или Женю Комелькову, в итоге ей досталась роль Жени. Ей перекрасили волосы в рыжий, сделали химическую завивку, нарисовали веснушки и создали специальный грим для носа. От которого позже, правда, отказались: он слишком сильно портил внешние данные актрисы.
Фото: кадр и фильма «А зори здесь тихие». Режиссер Станислав Ростоцкий. Производство К/ст им. М. Горького. 1972 год.
Действующие лица
Федот Васков
Федот Васков уже был на Финской войне, а теперь защищает тыл советских войск. Он — комендант разъезда , к которому после длительных просьб прислать непьющих и не гулящих бойцов, прислали совсем юных девушек, едва переступивших школьный порог.
Васков — единственный выживший из всего своего отряда, однако он потерял руку, занеся инфекцию в полученную рану.
В книге нет прямых указаний на то, что Васков служит в ПВО. Зенитчиц на объект прислали для защиты от авианалётов. Во время Зимней войны Васков был разведчиком.
Женя Комелькова
Очень красивая рыжеволосая девушка, остальные героини поражались её красотой. Высокая, стройная, со светлой кожей. Когда немцы захватили деревню Жени, саму Женю успела спрятать эстонка. На глазах девушки нацисты расстреляли ее мать, сестру и брата.
Во взводе Васкова Женя проявляла артистичность; но и героизму хватило места — именно она, вызывая огонь на себя, уводит немцев от Риты и Васкова. Она же спасает Васкова, когда он борется со вторым немцем, убившим Соню Гурвич. Немцы сначала ранили, а затем расстреляли её в упор.
В фильме роль Комельковой исполнила актриса Ольга Остроумова.
Рита Осянина
Рита Муштакова первой из класса вышла замуж за лейтенанта Осянина, от которого родила сына — Игоря. Муж Риты погиб во время контратаки 23 июня 1941 года.
Во взводе Васкова Рита сдружилась с Женей Комельковой и Галей Четвертак. Погибла последней, всадив себе пулю в висок и тем самым спасая Федота Васкова. Перед смертью попросила, чтобы он позаботился о её сыне.
Лиза Бричкина
Лиза Бричкина — простая деревенская девушка, испытывающая давление со стороны отца. В то же время к ним в дом приходит охотник-путешественник, в которого Лиза влюбляется. Но не испытывая взаимных чувств к Лизе, а видя при этом, в каких условиях растет девушка, он предлагает ей приехать в столицу и поступить в техникум. Но стать студенткой Лизе так и не удалось — началась война.
Лиза утонула в болоте во время выполнения задания старшины Васкова, к которому она питала любовные чувства.
Галя Четвертак
Галя выросла в детском доме. Там же она и получила свое прозвище за низкий рост.
Во время боя с немцами Васков взял Галю с собой, но та, не выдержав нервного напряжения от ожидания немцев, выбежала из укрытия и была застрелена нацистами. Несмотря на такую «нелепую» смерть, старшина сказал девушкам, что та погибла «в перестрелке».
Соня Гурвич
Соня Гурвич — девушка, выросшая в большой еврейской семье. Она знала немецкий язык и могла бы быть хорошей переводчицей, однако переводчиков было много, поэтому ее направили в зенитчицы (которых, в свою очередь, было мало).
Соня — вторая жертва немцев во взводе Васкова. Она отбегает от остальных, чтобы найти и вернуть кисет Васкова, и натыкается на патрульных диверсантов, убивших Соню двумя ударами ножа в грудь.
…А зори здесь тихие
«Мне нужно показать, что убивают не просто людей, а женщин, красивых и молодых, которые рожать должны, продолжать род», – так обозначил свою цель Станислав Ростоцкий. Режиссер, сам прошедший войну, утверждал, что экранизировать эту историю его побудили воспоминания о медсестре, вынесшей его когда-то с поля боя.
Пять молодых зенитчиц и их командир, старшина Федот Васков (Андрей Мартынов), узнают, что в лесу рядом с их частью орудует отряд немецких диверсантов; их возможная цель – Кировская железная дорога. Отправившись на разведку, бойцы обнаруживают, что немцы в несколько раз превосходят их числом.
Участие женщин в Великой Отечественной войне долгое время не афишировалось, но и не замалчивалось. Как пишет исследователь Ольга Никонова, фильм «…А зори здесь тихие» внес свою лепту в создание своеобразного «женского мемориала» в культуре:
«На протяжении почти двух «брежневских» десятилетий советский кинематограф пополнился множеством кинокартин разных жанров, в которых тема женщины на войне была центральной или развивалась параллельно с главной («Женя, Женечка и „катюша“» (1967), «Крепкий орешек» (1968), «Песнь о Маншук» (1969), «Белорусский вокзал» (1970), «…А зори здесь тихие» (1972), «В небе „Ночные ведьмы“» (1981) и др.). Даже в условиях советской цензуры в этих фильмах оставалось место для неформального, женского взгляда на войну. Благодаря популярности кинематографа этот взгляд постепенно «вплетался» в канву коллективной советской памяти о Великой Отечественной войне. В 1980-е годы Светлана Алексиевич начала работу над книгой женских воспоминаний о войне, которой суждено было стать первой доперестроечной репрезентацией альтернативной памяти. В последующие годы по книге Алексиевич был поставлен целый ряд спектаклей, первым из которых была постановка Анатолия Эфроса в театре на Таганке в 1985 году. А недавно – в 2004 году – книга была переиздана «без купюр».
Великая Отечественная война осталась в памяти последующих поколений войной, у которой не было «женского лица». Почти миллионная армия женщин, принимавших участие в боевых действиях, в официальной мемориальной культуре «растворилась», превратившись в невидимых солдат великой войны. Героические репрезентации мужественных женщин-партизанок и сражавшихся наравне с мужчинами летчиц не могли адекватно передать всю полноту женской военной повседневности. Пафосность и монументализм мифа о Великой Отечественной войне до сих пор сторонятся женского взгляда и альтернативных моделей интерпретации военного опыта. Современная российская власть, следуя советской традиции, продолжает беречь свои военные «тайны» от ученых. Сегодня велик риск того, что женский опыт войны окончательно превратится в «фигуру умолчания». Женский мемориал Великой Отечественной пока остается неформальным, воплощаясь в военной лирике Юлии Друниной, воспоминаниях женщин-фронтовичек и кинодраме 1972 года «…А зори здесь тихие».
Судьба ленты была трудной. Концепция фильма не понравилась автору повести, Борису Васильеву, позже из режиссерской версии были вырезаны некоторые эпизоды. После премьеры критики пеняли Станиславу Ростоцкому за «мозаичность» повествования: в частности, не всем был понятен смысл сцен, показывающих жизнь героев до войны, данных в противовес «черно-белой» военной жизни. А в процессе съемок самым многострадальным из всех эпизодов картины оказался эпизод в бане. Его не только пыталось вырезать потом кинематографическое начальство; актрисы, для большинства из которых участие в съемках было первой работой для большого экрана, наотрез отказывались сниматься обнаженными. С большим трудом Ростоцкому удалось переубедить их.
Благодарим за предоставленный материал литературный интернет-проект «Журнальный зал».