С этой книгой читают
Школа клоуновУспенский Эдуард Николаевич
Однажды в Москве открылась совсем необычная школа: для тех, кто любит смешить и веселить людей — школа клоунов.
Вы понимаете, что в такой школе очень весело учиться….
4.7
(2)
Кошкин домМаршак Самуил Яковлевич
Кошкин дом. Русская народная песенка.Для дошкольного возраста.
4.5
(3)
Школа ужасовОстер Григорий Бенционович
Однажды черной-черной ночью в черную комнату влетела черная-пречерная перчатка… Примерно так начинаются все детские страшилки. Далее следует душераздирающая история, от…
4.7
(5)
Волшебная школа Карандаша и СамоделкинаДружков Юрий Михайлович, Постников В. Ю.
В книге рассказывается об удивительной школе волшебников, в которой Карандаш и Самоделкин преподают ребятам необыкновенные уроки Фантазии, Доброты, Смеха и Радости.
4.6
(1)
Дом, который построил ДжекМаршак Самуил Яковлевич, Милн Алан Александер, Киплинг Редьярд Джозеф, Лир Эдвард
В сборник вошли самые известные произведения английской народной поэзии для детей, а также стихи Р. Киплинга, А. Милна, Э. Лира в ставших уже классическими переводах…
4.8
(3)
Дом отважных трусишекЕрмолаев Юрий Иванович
«Дом» — это детское отделение клиники, где лечат ребят от тяжелых травм. Героиня повести школьница Надя Ермакова, пройдя через многие испытания, не только одерживает…
4.6
(2)
Дом в ЧерёмушкахКоршунов Михаил Павлович
Я давно мечтал: обмакну перо в чернильницу, а в чернильнице, на самом донышке, сидит смех
Я его осторожно вытащу на кончике пера, как золотую рыбку, — и… в книжку!..
4.7
(1)
Неандертальский мальчик в школе и домаМальмузи Лучано
Первый раз в первый класс! Да не простой, а неандертальской школы! Ох, и непросто жилось мальчишкам и девчонкам в ледниковый период. Компьютеров еще не придумали, а…
4.4
(1)
Читательский дневник по повести «Витя Малеев в школе и дома» Николая Носова
Название произведения: «Витя Малеев в школе и дома».
Число страниц: 176.
Жанр произведения: повесть.
Главные герои: школьник Витя Малеев, ученик Костя Шишкин.
Второстепенные герои: учительница Ольга Николаевна, сестра Лика, вожатый Володя, директор Виктор Александрович.
Характеристика главных героев:
Витя — добрый, дружелюбный.
Слегка рассеянный, но настойчивый и целеустремлённый.
Любит играть и проказничать, а потом до полночи делает уроки.
Шишкин — добрый, мечтательный мальчик.
Любит животных.
Начал отставать в учёбе и врать.
Так и не смог взять себя в руки.
Характеристика второстепенных героев:
Лика — младшая сестра мальчика.
Старательная, послушная, добрая и отзывчивая.
Умная и грамотная.
Ольга Николаевна — классный руководитель.
Добрая, строгая, справедливая.
Виктор Александрович — строгий директор.
Володя — вожатый. Находчивый, умный, весёлый.
Краткое содержание повести «Витя Малеев в школе и дома»
После каникул Витя идёт в 4 класс.
К ним приходит новый ученик Костя Шишкин.
Если у Вити есть проблемы с математикой, то Костя плохо учится по русскому языку.
Мальчики становятся друзьями и часто вместе играют в футбол.
Они получают двойки и их просмеивают в школьной стенгазете.
Витя пытается проявить силу воли и взяться за учёбу, но у него ничего не получается.
Он пытается заниматься с Аликом, но вместо уроков целыми днями играет в шахматы.
Шишкин разводит домашних животных.
Лика просит брата помочь её с математикой, и Витя учится решать задачи.
Шишкин увлекается дрессировкой собаки Лобзика и начинает прогуливать уроки.
Витя хочет помочь другу, но не знает как.
А обман Шишкина раскрывается, и Костя обещает учиться хорошо.
Они с Витей занимаются вместе и после Нового года получают первые четвёрки.
Ребята становятся библиотекарями, старательно учатся и заканчивают год на одни пятёрки.
План повести:
- Первое сентября.
- Новый ученик.
- Футбол.
- Морячок на доске.
- Стенгазета.
- Обещание.
- Сила воли.
- Шахматы.
- Школьный спектакль.
- Помощь сестре.
- Цирк.
- Дрессировка Лобзика.
- Прогулы.
- Обман раскрывается.
- Директор.
- Новогодний вечер.
- Библиотекари.
- Отличники.
Основная мысль повести «Витя Малеев в школе и дома»
Главная мысль повести заключается в том, что только упорство и желание что-то изменить помогают добиться значительных успехов.
Основная идея повести в том, что помогая другим, человек сам становится лучше.
Тем, кто всё делает вместе, любые трудности по плечу.
Чему учит рассказ
Повесть учит держать слово, выполнять данные обещания.
Учит дружбе и взаимовыручке.
Учит всё делать сообща.
Учит любить животных.
Учит не ставить игры выше учёбы.
Краткий отзыв о повести «Витя Малеев в школе и дома» для читательского дневника
Прочитав эту повесть, я порадовалась за её главных героев.
Мальчики плохо начинали учебный год, они часто получали двойки и не могли заставить себя собраться и взяться за ум.
Но постепенно, сообща, они сумели исправить ситуацию, стали более дисциплинированными.
У них всё стало получаться.
Ребята научились находить время не только для игр, но и для учёбы.
Это очень интересное произведение, полное юмора и забавных приключений.
Автору удалось очень точно показать обычную жизнь четвероклассников, рассказать об их проблемах и увлечениях.
Герои повести получились очень узнаваемыми.
Кажется, что речь идёт о мальчиках нашего класса.
Мне нравится Витя, который ради помощи сестре, заставил себя изучить математику.
Он показал себя настоящим другом, готовым всегда прийти на выручку.
И мне очень нравится его сестра Лика, умная и добрая девочка, для которой брат всегда был авторитетом.
Я всем советую прочитать эту повесть и подумать о том, что главной задачей любого ученика является учёба.
Только сделав уроки, можно пойти поиграть с друзьями, а не наоборот.
Пословицы к произведению:
- Терпение и труд — все перетрут.
- Труд человека кормит, а лень — портит.
- Для кого труд радость, для того жизнь — счастье.
- При настойчивости можно иглой колодец вскопать.
- С кем поведёшься, от того и наберёшься.
- Умный товарищ — половина дороги.
Ещё читательские дневники по произведениям Николая Носова:
- «Бобик в гостях у Барбоса»
- «Весёлая семейка»
- «Дневник Коли Синицына»
- «Живая шляпа»
- «Затейники»
- «Карасик»
- «Метро»
- «Мишкина каша»
- «На горке»
- «Незнайка в Солнечном городе»
- «Незнайка на Луне»
- «Огурцы»
- «Приключение Незнайки и его друзей»
- «Приключение Толи Клюквина»
- «Тайна на дне колодца»
- «Телефон»
- «Тук-тук-тук»
- «Фантазёры»
- «Федина задача»
- Краткая биография Николая Носова и презентация
Библиотека произведений автора пополняется.
Витя Малеев в фильмах
В продолжение успеха произведения в 1954 году вышел фильм в жанре семейной комедии под названием «Два друга». Главных героев исполнили актеры Леонид Крауклис (Витя) и Владимир Гуськов (Костя).
Экранизация имеет ряд отличий от книжного оригинала, в том числе присутствие в классе девочек. Но суть повести полностью отразилась в киноленте: каждый подросток стремится к изменениям, улучшению оценок и формированию твердой воли.
Характеристика литературных прототипов нашла свое воплощение на экранах. Несмотря на отрицательные поступки, каждый из мальчиков вызывает сочувствие, а не порицание.
История создания персонажа
Автор поучительных рассказов через строчки в книге транслировал подрастающему поколению незыблемые ценности
Каждое из произведений Николая Носова наполнено глубоким смыслом: важно не обманывать, слушать родителей, уважать старших, прилежно учиться и дружить со сверстниками
Такие простые для взрослых и сложные для маленьких читателей вещи «папа Незнайки» умело вписывает в сюжет так, чтобы аудитория самостоятельно вычленяла из него главное. Многие рассказы автора и сегодня изучают в школьной программе.
«Витя Малеев в школе и дома» — повесть, опубликованная в 1951 году в журнале «Новый мир». И только через 2 года, после того, как произведение получило успех, было решено оформить его в отдельную книгу.
Тогда Николай Носов сел за редактирование — текст был им переработан 30 раз, а впоследствии переведен на 23 языка.
Успех «Вити Малеева» объяснялся тем, что сюжет соответствовал сложившейся в детской литературе 50-х годов XX века направленности. Трудовая деятельность учащихся ставилась превыше всего. Концепция «школьной повести» нашла отражение на страницах книги Носова и получила развитие в его дальнейшем творчестве.
Потенциал писателя, его подход к художественному раскрытию процесса обучения отметил сам Сталин. После публикации «Вити Малеева в школе и дома» Николая Николаевича вызвал редактор детского издательства «Детгиз», предупредив, что Иосиф Виссарионович будет читать текст. Константин Пискунов попросил включить в сюжет имя руководителя СССР, но это требование автор так и не исполнил. Тем не менее в 1952 году Носов получил Сталинскую премию третьей степени.
Витя Малеев и Костя Шишкин / Кадр из фильма «Два друга»
Содержание книги не отражало ничего странного для тех лет: пионерские сборы, дружные классы, нравственные разговоры преподавателя с воспитанниками. Тем произведение и было интересно — читатели познакомились с обычными мальчишками и девчонками, с такой же жизнью и такими же проблемами.
Талант писателя проявился в том, что он показал аудитории симпатичных героев, не лишенных недостатков. А еще продемонстрировал мотивы неблаговидных поступков и подсказал правильный путь для исправления.
Литературных персонажей Николай Носов списывал с реальных ребят. Доподлинно неизвестно, был ли прототип у Вити Малеева. Но однажды мужчина получил письмо от мальчика с таким же именем и фамилией. В сообщении молодой человек полюбопытствовал у писателя, откуда тому известны истории из его жизни.
Такое совпадение неслучайно, ведь автор был наблюдателен и интересовался детской психологией. Каждая ситуация, нашедшая развитие в книге, могла произойти с каждым. Читатели видели на страницах события из реальности, а не сказку.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Николай Николаевич Носов
«Витя Малеев в школе и дома»Составила учитель начальных
классов МБОУ СОШ №10г.Грязи Марчукова В.Г.
электротехникой и даже радиолюбительством. С 14 лет был вынужден работать:
был газетным торговцем, землекопом, косарём…После окончания школы Николай Носов поступил в Киевский художественный институт, а потом перевёлся в институт кинематографии в Москве.
Слайд 3Именно с коротких рассказов для детей началась творческая дорога Н.
Носова. Многие сюжеты Носов не выдумывал, а брал из жизни,
общаясь с сыном и его приятелями, подсматривая и находя повсюду: на улице, в гостях, в школах…
характеру построения сходное с романом, но меньше по объему. (Толковый словарь
Ушакова)
Повесть-
Слайд 8Как Витя хотел бы начать учиться в новом учебном году?Сразу
с дереваСел не на тот автобусПопал в пятый классПомогал старушке перейти дорогу
в детской поликлиникеВодителем автобусаС чего Витя решил начать закалять свою
волю, что он решил есть?ШоколадМороженноеПирожкиПирожное
была задача, которую Витя смог решить для сестры?Про орехиПро грибыПро
шишкиПро желуди
герои в конце повести?ДвойкиТройкиЧетвёркиПятёрки
Слайд 13Кто это?На самом деле я, конечно, совсем ничего не понял,
но мне стыдно было признаться, что я такой бестолковый, к
тому же я боялся, что Ольга Николаевна поставит мне плохую отметку, если я скажу, что не понял.
Витя Малеев
Слайд 14Кто это?Она рассказала, кто, как учится в классе , кому,
на что надо обратить внимание. Тут не только двоечникам досталось,. но и троечникам, потому что кто учится на тройку, легко может скатиться к двойке
но и троечникам, потому что кто учится на тройку, легко может скатиться к двойке.
Ольга Николаевна
Слайд 15Кто это?Сначала он никак не хотел понимать сигнала. Тогда я
стал делать так: как только он пролает столько раз, сколько
нужно, я бросаю ему кусочек сахару… и в то же время щёлкаю пальцами. Он бросается ловить подачку и перестаёт лаять.
Лобзик
Книга не железная!- Берегите книгу, как глаз!- Книга — твой друг,
берегите её!- Берегите книгу, она дорого стоит!
Слайд 17Самая лёгкая задача:«Бутылка и пробка стоят 10коп. Бутылка – на
8 коп. дороже пробки. Сколько стоит бутылка и сколько стоит
пробка?»
Задачи из повести
Ответ: 1 коп.- стоит пробка, 9 коп.- стоит бутылка
Слайд 18Эту задачу задали Лике:Мальчик и девочка рвали орехи. Они сорвали
120 штук. Девочка сорвала в два раза меньше мальчика. Сколько
орехов было у мальчика и сколько у девочки?
Задачи из повести
Ответ: у мальчика – 80 штук, а у девочки – 40 штук.
Слайд 19Самая трудная задача, её задали Вите Малееву:В магазине было 8
пил, а топоров в 3 раза больше. Одной бригаде плотников
продали половину топоров и три пилы за 84 рубля. Оставшиеся топоры и пилы продали другой бригаде за 100 рублей. Сколько стоит 1 топор и сколько стоит 1 пила?
Задачи из повести
Ответ: пила стоит – 8 руб., топор стоит – 5 руб.
Н.НосоваЯ попробую написать продолжение этой книги и поделюсь своим результатом
с одноклассниками. Я сделаю иллюстрацию к понравившемуся отрывку.
Аудио повести для детей и подростков
Повести и рассказы для детей и подростков это необходимый элемент воспитания личности, благодаря которому ребенок гармонично развивается в умственном и моральном плане.
Показать по: 100
Название | Автор | Популярность |
Дикая собака Динго или повесть о первой любви | Рувим Фраерман | 44899 |
Сказка про зайца с чудесными ушами | Русская народная | 43903 |
Алые паруса | Александр Грин | 11006 |
Сокровища капитана Флинта | Роберт Стивенсон | 10591 |
Приключения электроника | Евгений Велтистов | 3182 |
Недоросль | Денис Фонвизин | 3139 |
Мастер и Маргарита | Михаил Булгаков | 2369 |
Левша | Николай Лесков | 1590 |
Собачье сердце | Михаил Булгаков | 1538 |
Остров сокровищ | Роберт Стивенсон | 1334 |
Дети Подземелья | Владимир Короленко | 1246 |
В дурном обществе | Владимир Короленко | 1177 |
Муму | Иван Тургенев | 1173 |
Повесть о настоящем человеке | Борис Полевой | 1107 |
Капитанская дочка | Александр Пушкин | 990 |
Пиковая дама | Александр Пушкин | 930 |
Кавказский пленник | Михаил Лермонтов | 889 |
Заколдованное место | Николай Гоголь | 740 |
Собака Баскервилей | Артур Конан Дойл | 731 |
Дон Кихот | Мигель де Сервантес | 691 |
Чучело | Владимир Железников | 677 |
Евгений Онегин | Александр Пушкин | 614 |
Отцы и дети | Иван Тургенев | 568 |
Три толстяка | Юрий Олеша | 503 |
Гранатовый браслет | Александр Куприн | 483 |
Записки охотника | Иван Тургенев | 397 |
Сын полка | Валентин Катаев | 389 |
Пропавшая грамота | Николай Гоголь | 372 |
Тринадцатый подвиг Геракла | Фазиль Искандер | 351 |
Евгений Замятин | 346 | |
Мороз, Красный нос | Николай Некрасов | 333 |
Очарованный странник | Николай Лесков | 313 |
Бедная Лиза | Николай Карамзин | 282 |
Поллианна | Элинор Портер | 270 |
Старик и море | Эрнест Хемингуэй | 265 |
Станционный смотритель | Александр Пушкин | 190 |
Темные аллеи | Иван Бунин | 153 |
Гуттаперчевый мальчик | Дмитрий Григорович | 88 |
Шинель | Н. В. Гоголь | 4 |
Преступление и наказание | Ф. М. Достоевский | 1 |
Педагогами и психологами давно уже доказано, что именно книга эффективно влияет на интеллектуальные способности человека. И эта книга может быть в аудио формате. Дети, которые с раннего детства «дружили» с хорошими произведениями, намного успешнее учатся в школе, им легче дается написание сочинений, да и вообще любой материал они усваивают намного проще и быстрее, чем те дети, которые были далеки от чтения.
Но на каждом этапе развития цивилизации возникают свои предпочтения и традиции в чтении. И на смену книгам как таковым приходят книги электронные. Аудиоформат действительно имеет ряд своих преимуществ:
- Повести для детей слушать в онлайн режиме могут дети, которые имеют проблемы со зрением, и для которых чтение является недоступным.
- Аудиосказку, или повесть можно включить самым маленьким слушателям, которые еще не научились читать.
- В аудио записи можно слушать любимое произведение и подросткам, выполняя при этом домашние трудовые поручения.
Люди старшего поколения могут с удовольствием наслаждаться аудиопрослушкой любимой литературы, выполняя при этом свои домашние дела. Таким образом, можно удачно совмещать приятное с полезным.
Литературные аудиозаписи качественно озвучиваются профессиональными дикторами. Правильная интонация и необходимое акцентирование на важных моментах облегчают восприятие литературы и способствуют развитию ассоциативного мышления, которое, в свою очередь, самым благоприятным образом отражается на интеллектуальном развитии личности.
Аудиокниги слушать онлайн или скачать можно без особых усилий. И при этом не нужно бежать в книжный магазин, или библиотеку за необходимой литературой.
Образ и биография Вити Малеева
История главного героя началась с того, что он не выполнил данное классному руководителю Ольге Николаевне обещание подтянуть арифметику летом. Поэтому с первых же уроков стал отставать от одноклассников.
К тому же, новенький — Костя Шишкин — не способствовал тому, чтобы Витя прилежно учился. Подружившись, мальчики стали больше времени тратить на увеселительные занятия, даже не стараясь повысить академическую успеваемость.
Это не осталось незамеченным в школьном коллективе. С ребятами пытались разговаривать и одноклассники, и учительница. Более того, их отстранили от общественной деятельности, не допускали до спортивных кружков и не давали участвовать в постановке «Руслана и Людмилы». К слову, «отстающие» противились такому порицанию и даже сшили костюм коня, в котором тайком вышли на сцену, когда шел отрывок «Бой Руслана с головой».
Четвероклассник понял, что дело приобретает серьезный оборот, когда стал получать по арифметике одни двойки. Но при этом мальчик не был глуп. Ему не хватало силы воли, чтобы заставить себя догнать пропущенный материал.
К 9-й главе подросток сделал над собой усилие и пришел поговорить с Ольгой Николаевной. Учительница пристыдила Витю, посоветовав тому брать пример с отличников, а не с двоечника Шишкина. А поворотным моментом в школьной биографии Малеева стало то, что из-за него и друга класс стал отставать по успеваемости от других.
Леонид Крауклис в роли Вити Малеева / Кадр из фильма «Два друга»
Главный герой решил, что дальше так продолжаться не может. Он пришел домой и сел решать задачи — про орехи и про топоры. Но ни одна ему не далась. Тогда четвероклассник заглянул в учебник к младшей сестре Лике, которая училась в 3-м классе, с ужасом отметив, что и эти примеры ему не под силу.
Тогда Витя понял, что нужно многое догнать по программе, чтобы исправить оценки. С этого дня успеваемость подростка стала повышаться. Но одновременно с этим у Кости Шишкина ситуация становилась все хуже.
Мальчик перестал ходить на занятия, боясь признаться матери в двойках и прогулах. Четвероклассник же не осмеливался рассказать взрослым правду и прикрывал друга. Малеев чувствовал, что поступает неправильно и делает Косте только хуже.
Когда обман раскрылся, главному герою было стыдно, что тот говорил неправду учителю о мифической болезни Шишкина. Теперь, когда Костя вернулся в школу, Витя решил подтянуть его по русскому языку.
Мальчик каждый день приходил домой к другу и боролся с его ленью и отсутствием силы воли. Постепенно оценки стали лучше, а дополнительной мотивацией стал допуск в баскетбольную секцию. Для бывшего прогульщика Кости самым счастливым стал момент, когда ему поставили заветную четверку по русскому языку. А к концу года оба ученика стали отличниками.
Главная мысль этого произведения для детей заключается в том, что ради получения результата нужно стараться. Оба героя позволили себе отстать от других в учебе. И для того, чтобы догнать материал, мало было желания — требовалось еще и упорство, и ежедневный труд.
Большую помощь в достижении цели оказала дружба — настоящая, когда поступают так, как будет лучше, даже если при этом приходится рассказывать правду о ложности болезни. Благодаря сплоченности ребят, их взаимовыручке и поддержке финал повести оказался положительным.
История создания[править | править код]
Повесть была написана Носовым по заказу от Министерства просвещения РСФСР и Отдела школ ЦК ВКП(б), которые в феврале 1949 года обратились к детским советским писателем с просьбой создать произведения в жанре школьной повести, в которых были бы изображены случаи, когда плохо учащийся школьник исправлял школьную успеваемость.
Впервые повесть была опубликована в шестом номере журнала «Новый мир» за 1951 год, но когда издательство «Детгиз» готовилось выпустить повесть отдельной книгой, то Носов очень значительно переработал текст. Однако, в последующих изданиях повести он вернул фрагменты изначального текста.
Повесть возымела большой успех и к 1953 году повесть выдержала 30 переизданий и была переведена на 23 языка, а сам Носов получил за неё Сталинскую премию III степени.