Библиография
Терпсихора на Викискладе ? |
- Лосев А. Ф. Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского городского педагогического института им. Ленина», 1953. т. 72, в. 3, с. 37—40
- Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957, с. 306—13
- Boyancé P., Le culte des muses chez les philosophes grecs, P., 1937
- Curtius E.R., Die Musen, в его кн.: Europäische Literatur und lateinisches Mittelalter, 2 Aufl., Bonn, 1954, S. 235—52
- Otto W.F., Die Musen und der göttliche Ursprung des Singens und Sagens, Düsseldorf-Köln, 1955.
- Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С. А. Токарев.— М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 177—179.
Кто мать муз?
Мать Муз — Титанесса Мнемозина, богиня памяти в греческой мифологии. Она зачала девять муз после того, как проспала со своим племянником Зевсом девять ночей подряд.
Мнемозина не совсем соответствует определению титана, которому в Древней Греции не поклонялись. Титаны считались историческими фигурами древнего прошлого, но Мнемозина появилась в первых нескольких строках эпических поэм, таких как « Илиада» и « Одиссея» . Считается, что ей было присвоено звание «Титан», потому что память была так важна для устной культуры греков. Поскольку для рассказа историй из прошлого требовалась память, они считали Мнемозину строительным блоком цивилизации в своем мифе о сотворении мира.
Позже, в письменной литературе Платон сослался на старую традицию использования Мнемозины в Евтидеме, когда персонаж Сократ готовится рассказать историю и говорит:
Ссылки
- Музы. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
- Одноимённая песня группы Сплин. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
Древнегреческая мифология и религия | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
География · Хронология · Флора · Фауна · Лошади · Катастеризм | |||||||||||||
Первоначальные божества |
|
||||||||||||
Титаны |
|
||||||||||||
Олимпийские боги |
|
||||||||||||
Посейдон · Амфитрита · Тритон · Океан · Тефида · Понт/Таласса · Нерей · Главк Морской · Протей · Форкий · Кето · Фетида | |||||||||||||
Океаниды | Асия · Гесиона · Дорида · Евринома · Метида · Немесида · Стикс · Электра · Филира · Перса · Плейона · Климена · Каллироя | ||||||||||||
Нереиды | Амфитрита · Фетида · Галатея · Немертея · Галена · Сао |
Хтонические божества
Основные | Аид · Персефона · Гея · Деметра · Геката · Танатос |
Эринии | Тисифона · Алекто · Мегера |
Рожденные на земле | Гекатонхейры · Киклопы · Гиганты · Корибанты · Мелии · Тельхины · Тифон · Судьи: Минос · Эак · Радамант |
Земля
Группы | Амазонки · Ветры · Кентавры · Драконы · Гарпии · Сатиры · Нимфы · Сирены |
Нимфы | Ореады · Дриады и Гамадриады · Наяды · Нереиды · Напеи · Лимониады · Плеяды |
Герои | Геракл · Ахилл, Гектор и Троянская война · Одиссей и Одиссея · Ясон и Аргонавты · Персей и Горгона Медуза · Эдип против Фив · Тесей и Минотавр · Триптолем |
Категории: Религия и мифология · Боги и богини · Герои и героини · Мифические народы · Мифические существа Портал
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Терпсихора» в других словарях:
ТЕРПСИХОРА — (греч.). Одна из 9 ти муз, покровительница танцев и пения, изображаемая с лирою в руках. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЕРПСИХОРА греч., от terpo, восхищаю, утешаю, и chores, хор, танец. Муза… … Словарь иностранных слов русского языка
Терпсихора — В греческой мифологии Терпсихора – одна из девяти муз, покровительница танцев; в образной речи – балерина, балет. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003. Терпсихора … Словарь крылатых слов и выражений
Терпсихора — Терпсихора. Римская мраморная копия с греческого оригинала 3 2 вв. до н.э. Эрмитаж. ТЕРПСИХОРА, в греческой мифологии одна из 9 муз, покровительница танцев. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Терпсихора — Терпсихора. Римская мраморная копия с греческого оригинала 3 2 вв. до н.э. Эрмитаж. Терпсихора. Римская мраморная копия с греческого оригинала 3 2 вв. до н.э. Эрмитаж. Терпсихора в мифах древних греков одна из девяти муз, покровительница танцев;… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
терпсихора — муза танца и пения Словарь русских синонимов. терпсихора сущ., кол во синонимов: 5 • астероид (579) • муза … Словарь синонимов
ТЕРПСИХОРА — в греческой мифологии одна из 9 муз, покровительница танцев … Большой Энциклопедический словарь
Терпсихора — в мифах древних греков одна из девяти муз, покровительница танцев; избражалась с лирой и плектром в руках … Исторический словарь
Терпсихора — (иноск.) танцовщица (намекъ на Терпсихору музу танцевъ). Ср. Узрю ли русской Терпсихоры Душой исполненный полетъ? А. С. Пушкинъ. Евг. Онѣгинъ. 1, 19. См. Муза … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Терпсихора — (Teryukora) одна из девяти муз. Позднее стала музойтанцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой девушки сулыбающимся лицом, украшенной венком и держащей в одной руке лиру, а вдругой плектр … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Источник
Мусейоны
В честь муз строились особенные храмы – мусейоны, которые были средоточием культурной и
художественной жизни
Эллады.
Наибольшую известность получил Александрийский мусейон
. Это название и легло в основу всем известного слова музей.
Александр Македонский основал Александрию как центр эллинистической культуры в завоёванном им Египте.
После смерти, его тело было доставлено сюда, в специально построенную для него гробницу
. Но, к сожалению, затем останки великого царя исчезли, и до сих пор не найдены.
Один из сподвижников Александра Великого — Птолемей I Сотер, положивший начало династии Птолемеев, основал в Александрии мусейон, который соединял в себе научно-исследовательский центр, обсерваторию, ботанический сад, зверинец, музей,
знаменитую библиотеку
.
Под его сводами творили Архимед, Евклид, Эратосфен, Герофил, Плотин и другие великие умы Эллады.
Для
успешной работы
были созданы самые благоприятные условия, ученые могли встречаться друг с другом, вести долгие беседы, в результате были сделаны
величайшие открытия
, которые и сейчас не утратили своего значения.
Музы всегда изображались в образе молодых прелестных женщин, они обладали способностью видеть прошлое и предугадывать будущее.
Наибольшей благосклонностью этих прекрасных созданий пользовались певцы, поэты, художники, музы поощряли их в творчестве и служили источником вдохновения.
Космическое дыхание танца
В переводе с греческого языка Терпсихора — это «восхищение», «утешение», «наслаждение танцем», «хоровым пением». Танец был не только способом выразить свои эмоции и страсти. Гармония в движениях, легкость, грациозность, по мнению философов, могла быть отражением души, ее светлых порывов, а красивые и верные движения, связанные ритмами, сливающиеся с музыкой, вводили танцоров в транс, и танец превращался в мистическое действо. Вдохновленный музой танец помогал душе возвыситься, соединиться с Космосом, получить откровения и исцеление.
По легенде, культ муз появился среди фракийских певцов, которые жили в Пиерии у горы Олимп. Кроме Диониса, музы сопровождали Аполлона, игравшего на лире на Олимпийсках пирах в окружении своих спутниц, которые вели души к свету, солнцу, истине, мудрости, постижению высшего смысла слова, музыки, танцев. Терпсихора — это главная вдохновительница хорового пения и танцев, столь любимых греческим народом, поэтому по праву занимала место среди муз, которые являлись третьим поколением жителей Олимпа.
Обитали они на Парнасе, рядом бил источник воды. Свой дар они передавали некоторым с самого детства, посещали и покровительствовали своему избраннику на протяжении всей его жизни.
Кем была Терпсихора?
Родителями Терпсихоры были олимпийские боги неба, Зевс и титаничность памяти, Mnemosyne История гласит, что Зевс спал с Мнемосиной девять ночей подряд, и она родила ему девять дочерей, которые стали известны как Молодые музы Богини вдохновения и искусств. Сестрами Терпсихоры были: Каллиопа, Euterpe Клио, Мельпомена, Урания, Полигимния, Талия и Эрато.
Повзрослев, Музы учились у Apollo Каждой из них была назначена область искусств и наук, и каждой было дано имя, отражающее ее область. Областью Терпсихоры была музыка, песни и танцы, и ее имя (также пишется как «Терпсихора») означает «наслаждение танцами». Ее имя используется как прилагательное, терпсихора , когда описывает вещи, связанные с танцем.
Как и ее сестры, Терпсихора была прекрасна, как и ее голос и музыка, которую она исполняла. Она была очень талантливым музыкантом, умевшим играть на различных флейтах и арфах. Обычно ее изображают в виде сидящей красивой молодой женщины с плектром в одной руке и лирой в другой.
Ассоциации Терпсихоры
Терпсихора — очень популярная муза, она появляется в произведениях многих великих авторов.
Древнегреческий поэт Гесиод утверждал, что встретил Терпсихору и ее сестер, сказав, что они посетили его, когда он пас овец на горе Геликон, где смертные поклонялись Музам. Музы подарили ему лавровый посох, который считается символом поэтической власти, и Гесиод впоследствии посвятил всю первую часть Теогония Терпсихора также упоминается в орфических гимнах и работах Диодора Сикула.
Имя Терпсихора постепенно вошло в общий английский язык как «terpsichorean», прилагательное, означающее «относящийся к танцам». Считается, что впервые это слово было использовано в английском языке в 1501 году.
Муза танца, песни и музыки также часто изображается на картинах и других произведениях искусства, а также является популярной темой в киноиндустрии. С 1930-х годов она фигурировала в нескольких фильмах и мультфильмах.
Крылатая фраза о Терпсихоре
В значение «легкая, как Терпсихора» вкладывают не только восхищение талантливыми танцовщицами, но и грациозными женщинами, которые, независимо от возраста и веса, могут двигаться красиво, благородно, вызывают восхищенные взоры. Движения, как и глаза, отражают состояние, настроение, по походке можно узнать характер человека.
Те, кто одарен танцевальными способностями, могут считать себя
счастливыми людьми
, говорить с небесами языком танца.
По преданиям древних греков, муза танца звалась Терпсихора. Она имела восемь сестер. Летними вечерами они, взявшись за руки, водили хороводы. На греческих фресках и вазах сестры – музы держатся за руки. Танец был тесно связан с музыкой, пением, словом, игрой.
Терпсихора (Teryicora)
— муза танца и хорового пения. В
греческой мифологии
дочь Зевса и Мнемосины, одна из девяти муз, покровительница танца (иногда — хорового пения). Изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Она — «наслаждающаяся хороводами». Муза, открывает людям гармонию между внешним и внутренним, душой и телом.
Античный танец основывался на строгом соблюдении ритма, на сочетании ритмического шага и подобающих движений рук. Пляски были обязательным учебным предметом в гимназиях. Считалось, что Терпсихора, спутница бога гармонии Аполлона, учит душу правильно сочетаться с телом. Позы и движения должны быть красивы и гармоничны, пляска должна отражать настроение мысли и чувства.
Об отношении к танцу в
Древней Греции
говорит тот факт, что Терпсихора была включена в пантеон божеств. Греки понимали танец очень широко, рассматривая его и как гимнастику, средство оздоровления тела, и как мимическое искусство.
Существует миф, согласно которому Терпсихора — мать певца Лина (по другой версии, его мать — Урания).
По одному из вариантов мифа, Терпсихора родила от бога реки Ахелоя сирен (Apoll. Rhod. IV 892-896; вариант: сирены — дети Мельпомены).
Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога — плющ (о чем гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).
Сохранились свидетельства, что храм, посвященный музам, существовал в Пифагорейской школе. В этом храме Пифагор давал наставления своим ученикам. Терпсихора, Эрато и Талия заведовали земной физикой, наукой элементов, камней, растений и животных.
Терпсихора и танец не были выдуманы древними греками ради развлечения и времяпрепровождения. Муза и танец — это результат вдумчивого созерцания Природы, где все движется в ритме согласно неписаным законам.
Чтобы понять дух танца, достаточно погрузиться в шелест густой листвы. Не отрываясь от ветвей, листья танцуют и поют, рождая симфонию зеленых оттенков, чарующую глаз и слух. Достаточно минуту посидеть на берегу моря, обратив к нему лицо, и отдаться на волю неутомимого ритма, с которым волны набегают на берег. Достаточно проследить полет птицы или падающего листа осенней порой. Достаточно взглянуть, как танцуют на небе облака, принимающие поочередно тысячи фантастических форм. В конце концов, достаточно просто уметь читать ту
открытую книгу
, страницы которой жизнь ежедневно листает перед нами, но в которой мы ценим — да и то не всегда — лишь обложку.
Нет, Терпсихора не умерла, ведь прекрасное никогда не умирает. Да, возможно ее присутствия никто не заметит, но все Подлинное непреложно….
Муза Танца всегда была, есть и будет среди нас. Правда, мало кто уже знает ее имя и искусство, которому она покровительствует, Но возможно в чьем-то теле пробудилась неясная тоска, оно давно лишилось крыльев и не умеет больше ни летать, ни ступать. И только взор свой может оно поднять к мимолетному видению, а душа умоляет его вновь сделаться таким же, как прежде.
Ведь душа умеет танцевать. Она живет в каждом из нас, и все зависит от того, насколько мы сами сковываем ее. Если душа охвачена трепетом, греки называли это именем грации и гармонии, то — есть Терпсихорой.
Творчество практически каждого великого художника немыслимо без присутствия вдохновляющей его женщины – музы.
Бессмертные произведения Рафаэля были написаны с использованием образов, которые помогала создавать его возлюбленная, натурщица Форнарина, Микеланджело наслаждался платонической связью с известной итальянской поэтессой Витторией Колонной.
Красоту Симонетты Веспуччи увековечил Сандро Боттичелли, а знаменитая Гала вдохновляла великого Сальвадора Дали.
Экранизации
Музы считаются второстепенными действующими лицами древнегреческого пантеона. Образ Терпсихоры редко используется в кинематографе, но отсылки к нему и использование ее имени встречаются часто. Муза упоминается в документальных фильмах, описывающих исследования в области мифологии и теологии, а также в художественных лентах, посвященных искусству музыки и танца.
Выпущенный в 1995 году фильм «Пленники Терпсихоры» – яркий пример упоминания имени музы в кино. Это фильм-балет российского производства, описывающий взаимодействие педагога – профессора Сахаровой и солистки Балахничевой. Драматический сюжет повествует о периоде обучения танцовщицы Кремлевского балета, вдохновении и сложном пути, проделанном благодаря таланту, трудолюбию и любви к искусству танца.
Терпсихора — это одна из девяти древнегреческих муз, покровительствующих искусствам и наукам, которые, по преданию, родились от могущественного Зевса и Мнемосины, богини памяти. Прекрасная дева с лирой в венке из плюща давала вдохновение тем, кто почитал искусство танца и хорового пения.
История появления
Первоначально музы считались вдохновляющими нимфами. Они способны одарить талантом в конкретном направлении или склонностью к проявлению себя в том или ином виде искусства. С течением времени количество муз менялось. Миф гласит, что каждая из них – дочь Зевса.
Первые упоминания об этих созданиях повествуют о Мелете, чьей привилегией были размышления, Мнеме, ведающей памятью, и Аэде, стихией которой стала песня. Древнегреческий поэт Гесиод воспевал девять девушек, детей Зевса и Мнемозины, богини памяти. По преданию, девушки родились у подножия Олимпа. Прекрасные внешне, они отличались чистосердечием и демонстрировали чудесные таланты.
Гесиод рассказывал, что если муза решала одарить простого смертного талантом, то сопровождала его с младенчества. Девушки покровительствовали тем, кто признавал их силу и верил, что дарование небеспочвенно. Склонных к дерзости музы наказывали. Древняя Греция поначалу веровала в муз, благоволящих поэтической сфере, но впоследствии появились покровительницы точных наук. Каждая сестра приняла на себя ответственность за вверенную ей область. Они имели специфические обязанности и отличительные атрибуты.
Терпсихора была музой танца и хорового пения и часто изображалась в облике танцовщицы с легкой улыбкой. Ее голову украшал венок, а в руках девушка держала лиру и плектр. Терпсихора властвовала над гармонией между внутренним и внешним, создавая прочные и бесконфликтные отношения души и человеческого тела. В литературных произведениях Терпсихора описывается как «наслаждающаяся хороводами».
Геродот описал появление покровительницы музыки и танца в пятой книге цикла «Музы». В произведении историк оставил описания, касающиеся отношения древних греков к различным направлениям научной деятельности, ремеслам и искусствам, охарактеризовав изображение и восприятие муз соотечественниками.
Дети Терпсихоры
Согласно мифам, у Терпсихоры было несколько детей, один из них — Бистон, который вырос и стал фракийским царем, а его отцом, по преданию, был Арес Согласно Пиндару, фиванскому поэту, у Терпсихоры был еще один сын по имени Линус, который прославился как легендарный музыкант. Однако некоторые древние источники утверждают, что это был или Каллиопа или Урания которая родила Линуса, а не Терпсихору.
В некоторых источниках Муза музыки также считается матерью Сирены речным богом Ахелусом. Однако некоторые авторы утверждают, что это была не Терпсихора, а Мельпомена Сирены — морские нимфы, известные тем, что заманивали проплывающих мимо моряков на верную гибель. Они были полуптицами, полудевами, унаследовавшими красоту и таланты своей матери.
Талия
Талия, что означает «радостная» или «цветущая», — муза комедии и идиллической поэзии. Согласно псевдо-Аполлодору , сборнику греческих мифов и героических легенд, она и Аполлон были родителями Корибантов, вооруженными и хохлатые танцоры, которые поклонялись фригийской богине Кибеле с барабанами и танцами.Другие древние источники дают корибантам других родителей.
Талию обычно изображают в образе молодой женщины с веселым видом, в короне из плюща, сапогах и с комической маской в руке. Многие статуи также изображают ее держащей горн и трубу (предметы, используемые для усиления голоса актеров в древних комедиях) или пастуший посох.
Урания, муза астрономии.
Бертель Торвальдсен, CC0, через музей Торвальдсена
Крылатая фраза о Терпсихоре
В значение «легкая, как Терпсихора» вкладывают не только восхищение талантливыми танцовщицами, но и грациозными женщинами, которые, независимо от возраста и веса, могут двигаться красиво, благородно, вызывают восхищенные взоры. Движения, как и глаза, отражают состояние, настроение, по походке можно узнать характер человека.
Те, кто одарен танцевальными способностями, могут считать себя счастливыми людьми, говорить с небесами языком танца.
Древнегреческая мифология любопытна культом богов Олимпа и почитанием их детей, которые представляют собой третье поколение возвышенных существ. Греция славилась просвещенными умами и деятелями искусств. Поэтому музы, вдохновлявшие на созидание, пользовались особым уважением. 9 женщин, дочерей верховного бога – громовержца , представляют собой гармоничную триаду. Они олицетворяли науку, ремесла и искусства. Каждая из муз была необходима для всестороннего развития государства, совершенствования образования и новых достижений во всех областях.
Мельпомена
Мельпомена, что означает «праздновать с танцем и песней», изначально была музой пения, но позже стала музой трагедии. Для создания красивых лирических фраз было принято обращаться к Мельпомене за вдохновением. Эта муза является матерью нескольких из них. Сирены, божественные служанки Коре (Персефоны), которые были прокляты ее матерью, когда они не смогли предотвратить похищение Коре Аидом. Обычно ее изображают с «трагической маской» и в сапогах, которые традиционно носят трагические актеры или держат в руках. нож или меч в одной руке и трагическая маска в другой.
Полигимния, муза религиозной поэзии.
Бертель Торвальсен, CC0, Музей Торвальдсена
Терпсихора
Терпсихо́ра (др.-греч. Τερψιχόρα ) — муза танца. Персонаж древнегреческих мифов , популярный образ и символ в искусстве. Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами . Её имя среди Муз называет и Цец.
Дочь Зевса и Мнемосины . Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире.
- венок на голове;
- в одной руке она держала лиру, а в другой плектр.
Считается матерью сирен (отец — бог реки Ахелой) и певца Лина (по другой версии его мать — другая муза Урания). По Гигину — мать Евмолпа .
Упомянута Пиндаром . Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога — плющ (о чём гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре) .
В честь Терпсихоры назван астероид (81) Терпсихора, открытый в 1864 году.
Терпсихора и сирены
Хотя Терпсихора была прекрасной, добродушной богиней, она обладала вспыльчивым характером, и любого, кто оскорблял ее или угрожал ее положению, ждали тяжелые последствия. Ее сестры были такими же, и когда Сирены вызвали их на конкурс пения, они почувствовали себя оскорбленными и разгневанными.
Согласно мифам, музы (в том числе Терпсихора) выиграли соревнование и наказали сирен, выщипав все перья птиц, чтобы сделать короны для себя. Довольно удивительно, что Терпсихора была вовлечена в это, учитывая, что сирены, как говорят, были ее собственными детьми, но это показывает, что с ней нельзя было играть.
Кто такие музы?
Древние греки верили в то, что каждая сфера их жизни, которую они считали наиболее важной, имеет свою покровительницу, музу. В соответствии с их представлениями, список муз древней Греции выглядел следующим образом:
В соответствии с их представлениями, список муз древней Греции выглядел следующим образом:
- Каллиопа – муза эпической поэзии;
- Клио – муза истории;
- Мельпомена – муза трагедии;
- Талия – муза комедии;
- Полигимния – муза священных гимнов;
- Терпсихора – муза танца;
- Эвтерпа – муза поэзии и лирики;
- Эрато – муза любовной и свадебной поэзии;
- Урания – муза науки.
Согласно классической греческой мифологии у верховного бога Зевса и Мнемозины, дочери титанов Урана и Геи, родились девять дочерей. Так как Мнемозина была богиней памяти, неудивительно, что её дочери стали назваться музами, в переводе с греческого это означает «мыслящие».
Предполагалось, что излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон, где в тенистых рощах, под звук прозрачных источников, они составляли свиту Аполлона.
Под звук его лиры они пели и танцевали. Этот сюжет был любим многими художниками Возрождения. Рафаэль использовал его в своих знаменитых росписях залов Ватикана.
Произведение Андреа Монтеньи «Парнас», на котором изображён Аполлон в окружении муз, танцующих для богов верховных Олимпа, можно увидеть в Лувре.
Там же находится знаменитый саркофаг Муз. Он был найден в XVIII веке на римских раскопках, его нижний барельеф украшен превосходным изображением всех 9 муз.