Оружие[править | править код]
Фигурка Тайлера, вооруженного двумя тонфами.
Тайлер Дёрден предпочитает рукопашный бой без правил, и поэтому оружием пользуется редко. Однако если у его оппонента будет оружие — то и Дёрдену придется выравнять свои шансы и тоже вооружиться.
В фильме показано, как Тайлер использует клюшку для гольфа, бейсбольную биту и молоток. Очевидно, в определенных ситуациях эти предметы могли использоваться в качестве оружия (в основном, ударно-дробящего). Во время того, как Рассказчик разговаривал по телефону, на фоне были видны упражнения Дёрдена с нунчаками. Также некоторые члены проекта «Разгром» имели ножи Spyderco Police SS и Messer 102, а поскольку они были подчиненными Тайлера, вполне вероятно, что и сам лидер проекта мог пользоваться указанными моделями ножей.
Компанией «Brother Production» была выпущена подвижная фигурка Тайлера, к которой в качестве аксессуаров прилагались нунчаки, пара тонф и пистолет Beretta 92.
Что касается огнестрельного оружия, то в начальной и финальной сценах фильма Тайлер держит во рту Рассказчика старую версию пистолета Smith & Wesson 4506. Перед ограблением магазина Тайлер Дёрден достает из рюкзака Рассказчика Кольт Питон и даже угрожает застрелить из него продавца, однако позже оказывается, что барабан револьвера был абсолютно пуст. Когда начальник Рассказчика нашел у того листовку бойцовского клуба, герой угрожал расстрелять его из AR-10, а потом сам удивился, что говорит словами Тайлера. В фильме карабин AR-10 показан так и не был, однако чисто теоретически, если Дёрдену понадобиться что-то посерьезнее пистолета, то это будет определенно AR-10.
Также Тайлер способен в домашних (кустарных) условиях создать динамит. В фильме Дёрден дает следующий рецепт:
Сало затвердеет, сверху будет глицерин. Добавим азотной кислоты — будет нитроглицерин. Добавим азотнокислый натрий и древесные опилки — будет динамит. |
Однако это ложный рецепт, с помощью которого невозможно получить взрывчатку. По здравому размышлению, Дэвид Финчер (режиссер картины) решил дать в фильме неверную информацию (несмотря на то, что в книге рецепт был самый настоящий, причем не только динамита, но и пластита), чтобы какие-нибудь экстремалы не сделали бомбу, используя фильм «Бойцовский клуб» в качестве руководства. Несмотря на ложность рецепта, Тайлеру все-таки удалось с помощью самодельного динамита уничтожить квартиру Рассказчика. В книге Дёрден говорит, что динамитом «можно взрывать мосты», пластитом «можно взорвать даже небоскреб», а имея «достаточно мыла, можно взорвать весь земной шар».
Кроме того, у Дёрдена есть особый прием — он может поцеловать руку (или открытый участок кожи на любом другом участке тела), а затем насыпать на неё щелочь, из-за чего на месте поцелуя останется химический ожог.
Интересные факты
Если присмотреться, то можно заметить, что буквально в каждой сцене фильма «Бойцовский клуб» режиссера Дэвида Финчера присутствует чашка с логотипом «Starbucks».
Чтобы сцена в фильме, где герои Эдварда Нортона и Брэда Питта в пьяном виде бьют по мячам для гольфа, вышла более убедительной, актеры взаправду напились. То же происходит и в сцене, где герой Эдварда Нортона бьет героя Брэда Питта в ухо. Режиссер Дэвид Финчер спровоцировал актера ударить Питта по-настоящему, хотя изначально предполагалось, что удар будет притворным. В результате зрители могут полюбоваться неподдельной гримасой боли на лице Брэда Питта и тем, как Эдвард Нортон над этим смеется.
Инструкция по сборке самодельной взрывчатки, которую Тайлер Дерден читает в фильме, тоже первоначально должна была быть настоящей. Но создатели фильма испугались, что это создаст угрозу общественной безопасности, и заменили инструкцию выдуманной. Впрочем, желающие узнать, как взаправду делают взрывчатку, могут прочитать роман Паланика. Там инструкция настоящая.
Готовясь к съемкам, актеры Брэд Питт и Эдвард Нортон брали уроки мыловарения и бокса. Когда «Бойцовский клуб» вышел на экраны, Брэд Питт не хотел, чтобы его родители смотрели этот фильм.
В фильме у Тайлера Дердена есть скол на переднем зубе. Это не компьютерная графика. Брэд Питт на самом деле сходил к дантисту и временно снял с зуба коронку, чтобы стал виден скол, который у него взаправду есть.
Читателям так и не удается узнать имя главного героя в романе. Тот постоянно придумывает вымышленные имена, которые люди используют, обращаясь к нему. Временами Рассказчик произносит фразы, в которых фигурирует некий «Джек», вроде «Я — растраченная жизнь Джека». Но «Джек» — это не имя рассказчика, как может показаться. Просто рассказчик читает журнал «Ридерз Дайджест», где печатают своеобразные комиксы, в которых внутренние органы людей произносят монологи. Фразочки о Джеке — пародия на эти журнальные материалы.
История создания
Роман «Бойцовский клуб» вышел в 1996 году в американском издательстве «W.W. Norton & Company». В 1999 году режиссер Дэвид Финчер снял по этому роману фильм с актерами Брэдом Питтом в роли Тайлера Дердена и Эдвардом Нортоном в роли Рассказчика. Неуравновешенную Марлу Сингер в фильме играет актриса Хелена Бонэм Картер.
Агрессивный характер Тайлера в фильме подчеркивается одеждой и внешним обликом — красными очками и красной кожаной курткой. Для создания необходимой атмосферы большую часть съемок проводили ночью, а когда снимали дневные сцены, то выбирали затененные локации.
Идея написать роман о бойцовском клубе пришла Чаку Паланику во время поездки в летний лагерь, где молодой писатель ввязался в драку. После драки Чак был покрыт синяками и ушибами и очевидно не был в порядке, однако коллеги предпочли сделать вид, что ничего не замечают, и никто не спросил Паланика о том, что с ним приключилось во время поездки. Это нежелание людей знать, что происходит с другими и намеренное игнорирование последствий насилия и вдохновили писателя написать роман.
Первоначально автор написал другой роман — «Invisible Monsters», и попытался издать его, однако издатели назвали роман «возмутительным» и отказались публиковать. Назло издателям Паланик принялся писать «Бойцовский клуб», который старался сделать еще более «возмутительным», чем предыдущее произведение.
Сначала автор написал короткий рассказ на семь страниц, который вышел в сборнике, но задумка оказалась слишком хороша, чтобы оставлять ее в таком виде. Паланик развил идею и создал роман, в который исходный коротенький рассказ включил в качестве главы.
«Бойцовский клуб» переиздавали дважды, в 1999 году и в 2004 году. К последнему изданию Чак Паланик написал предисловие, где дал собственное видение причин популярности «Бойцовского клуба». По мнению Паланика, он первым среди авторов того времени создал в литературе новую социальную модель для мужчины.
После выхода книги и фильма появилось много подражателей, которые повторяли противоправные действия Тайлера, к примеру, в ресторанах. Термический ожог негашеной известью, который Тайлер в фильме оставляет Рассказчику, получил название «Поцелуй Тайлера», и некоторые рьяные фанаты фильма стали причинять себе аналогичные повреждения. Сам Паланик называет таких подражателей «обезьянами».
Есть и более мирные проявления фанатской преданности. Поклонники «Бойцовского клуба» рисуют арты с любимыми героями или копируют прически и делают себе тату с образами из кино. Производители выпускают халаты вроде того, что носил Тайлер, и сувенирные фигурки героя в шубе. Увлекающиеся соционикой поклонники пытаются определить социотип Тайлера.
Боб
Переломной точкой для Джека становится гибель Боба. То есть, привязанность к живому человеку, которая сохранилась у Джека, которую он еще не убил в себе, помогает ему начать борьбу с Тайлером.
И здесь мы можем предположить, что если Джек повторяет уже сложившийся сценарий, то похожая переломная точка должна была существовать и перед появлением Тайлера. То есть, если гибель человека вызывала желание бороться с Тайлером, то возможно раньше чья-то гибель вызвала желание Джека бороться с воображаемым отцом, что и вызвало появление Тайлера.
Вполне возможно, что такой эпизод случился во время одной из командировок Джека.
Ну, а что было дальше, вам известно. Джек занимает место Тайлера. Можно надеяться, что он интегрировал лучшие качества своего альтер-эго и будет вести себя с Марлой не как ребенок с матерью, а как полноценный партнер.
«Бойцовский клуб»
Биография Тайлера Дердена полна «трэша». Герой продает мыло, которое изготавливается из человеческого жира, якобы для лучшего эффекта. Жир этот крадется из клиники, где производят липосакцию. До этого Тайлер работал в кинотеатре механиком и забавы ради вклеивал в семейные киноленты кадры с порнографией. Еще раньше герой работал официантом в ресторане, где добавлял собственные мочу и кал в еду, которая подавалась посетителям.
У героя нет нормального жилья, и тот обустроил себе «нору» в заброшенном доме, который будут сносить. Дом завален старыми книгами и журналами, вода из кранов течет ржавая, а когда идет дождь, приходится отключать электричество, настолько скверное состояние у крыши и проводки.
Тайлер много курит и придерживается нигилистической нонконформистской философии, с презрением относится к обществу потребления и свойственной ему культуре, к капитализму и всей системе наемной работы. В этом смысле Тайлер — противоположность главного героя, Рассказчика, который как раз типичный продукт современного общества, потребитель и наемный офисный работник.
Вдвоем герои организуют бойцовский клуб — место, куда люди могут прийти, чтобы поколотить друг друга и таким образом «выпустить пар». Позже из бойцовского клуба вырастает группировка экстремистов под названием «Разгром», которая продолжает функционировать и после «гибели» собственного основателя.
Тайлер Дерден — альтер эго Рассказчика, рожденное под гнетом внутреннего недовольства героя жизнью и обществом. В романе хронология событий нарушена, и в первой же главе читатель находит Тайлера, который сунул Рассказчику в рот ствол пистолета и утверждает, что для того, чтобы стать бессмертными, придется умереть.
Первая встреча Рассказчика с Тайлером переносится в третью главу романа, где герои встречаются на пляже. В фильме Дэвида Финчера встреча Рассказчика с Тайлером происходит в самолете, в остальном же события развиваются как в книге. В шестой главе романа Рассказчик остается без квартиры — там происходит взрыв. Герой встречается с Тайлером в баре, между ними завязывается драка, после чего Тайлеру и приходит в голову идея основать бойцовский клуб.
В фильме Дэвида Финчера образ Тайлера трактуется как персонализация бессознательного главного героя, со всеми его инстинктивными влечениями. Жизнь Рассказчика опрятна и скучна, и Тайлер появляется, чтобы «подорвать» эту жизнь, показать ее искусственность и вернуть герою утраченный тонус.
По сюжету, главного героя мучает бессонница, вызванная отвращением к собственной жизни. Герой работает страховым консультантом, много путешествует по стране и живет в «одноразовом мире».
Из-за бессонницы герой воспринимает действительность искаженной, и доктор, вместо того, чтобы выписать герою снотворное, рекомендует тому посещать группы поддержки для неизлечимо больных и умирающих — дабы посмотреть на людей, которым действительно плохо. Там герой встречает Марлу Сингер — здоровую девицу, которая, как и сам герой, ходит на эти собрания, чтобы избавиться от страха смерти.
После взрыва, который оставил героя без квартиры, тот перебирается жить к Тайлеру и постепенно начинает жить той же жизнью, что и новый знакомый, и вливаться в его круг общения.
Бойцовский клуб, который организовали герои, набирает обороты. По стране открываются новые филиалы, членам клуба даются антиобщественные задания, которые те выполняют беспрекословно, и клуб приобретает черты террористической организации. Члены клуба устраивают акты вандализма, затем принимаются отлавливать местных чиновников и отрезать тем половые органы. Тайлер готовит крупный теракт.
Герой тем временем начинает сталкиваться с людьми, которые принимают его за Тайлера Дердена, и понимает, что никакого Тайлера не существует, — у него раздвоение личности. Герой осознает, что собственными руками создал организацию террористов. В конце концов герой пытается застрелиться, чтобы остановить собственное агрессивное альтер эго, но не погибает, а оказывается в психиатрической клинике.
Расшифровка сюжета
Когда “Бойцовский клуб” в 1999 г появился на экранах, он остался практически незамеченным. Но затем фильм обрел культовый статус и подвел определенный итог второй половине ХХ века, отразив ее переломы, кризисы и противоречия. Целое поколение молодых людей как мантру повторяло: “Саморазрушение – вот наша цель” или “Мы из поколения мужчин, выращенных женщинами”.
На первый взгляд, “Бойцовский клуб” – обычная критика общества потребления – и пресловутой американской мечты. Но если бы все было так просто, об этом фильме не говорили бы так много и так часто. Главный сюжетный поворот фильма состоит в том, что два главных героя оказываются одним человеком.
Кадр из фильма.
Изначально зритель знакомится с рассказчиком. Это молодой мужчина, представитель среднего класса, работающий в автомобильной корпорации. Он часто ездит по стране, оформляет интерьер своей квартиры при помощи каталога и мучается бессонницей.
Чтобы как-то избавиться от хандры, герой посещает собрание мужчин, больных раком яичка. Все это требуется, чтобы он ощутил, что такое настоящие проблемы.
У рассказчика сытая жизнь, и он полностью встроен в структуру общества потребления. То есть смысл картины не в бунте социальных низших слоев. В “Бойцовском клубе” бунтует именно средний класс, у которого, в принципе, все есть. Все, кроме одного – желания.
Однажды главный герой встречает в самолете очередного, как он говорил, “одноразового друга”. Его зовут Тайлер Дерден. Вроде бы это очередное бессмысленное знакомство. Но затем, по необъяснимым причинам, у рассказчика взрывается квартира, и он вынужденно начинает жить вместе с Тайлером в полуразрушенном доме на окраине города.
Здесь-то и начинается постепенное образование бойцовского клуба, который в дальнейшем превращается в проект “Разгром”, совершивший в самом конце фильма череду взрывов в городе.
Не менее важную роль играет Марла. Они знакомятся с рассказчиком на анонимных встречах раковых больных, а затем частенько встречаются друг с другом. Если точнее, встречается Тайлер – рассказчик только следит за происходящим…
Поцелуй Тайлера Дердена
В самом начале фильма врачи рекомендуют рассказчику поприсутствовать на встрече раковых больных, чтобы он стал зрителем разворачивающейся драмы о смертности человека.
Тайлер же предлагает ему поучаствовать в этом самому. “Ощути боль” – говорит Тайлер рассказчику, сделав тому химический ожог. Он уверен: почувствовав боль, можно почувствовать жизнь.
Здесь уместно вспомнить эпизод из жизни Ницше, когда он, доказывая однокурсникам правдивость античного мифа, взял из камина уголь, и удерживал его до тех пор, пока все с ним не согласились. После этого у Ницше остался ожог. В “Бойцовском клубе” насилие обретает освободительную роль.
Марла – третья личность рассказчика?
В финале рассказчик и Марла берут друг друга за руки. Союз женщины и мужчины является созданием и созерцанием (брак, дети). То есть, смысл такой: любовь есть освобождение.
Но есть и другая трактовка: в некоторых рецензиях и разборах говорится о том, что Марла Сингер может быть одной из личностей главного героя.
Марла Сингер, роль которой сыграла Хелена Бонэм Картер. Кадр из фильма.
Например, Марла, наглотавшись таблеток, позвонила Тайлеру, и он спас ее. После всего рассказчик недоумевал: “Как такой человек, как Тайлер, мог всполошиться оттого, что Марла Сингер была на грани смерти?” Здесь все просто: на грани смерти был сам рассказчик, и он сам вызвал врачей. Альтер-эго, Тайлер, заботился исключительно о собственной безопасности: если бы исчез рассказчик, исчез бы и Тайлер.
Именно Тайлер является самой сильной личностью рассказчика – она символизирует (по его мнению) подлинную мужественность. Если Марла – его женское начало, то она “конкурирует” с Тайлером за место в рассказчике. Тайлер постоянно напоминал тому, что от нее нужно избавиться: она – его противоположность, и вполне может стать доминирующей личностью.
Откуда взялось предупреждение Тайлера Дердена
Предупреждение от Дердена, ставшее мемом-мотиватором, появилось в DVD-версии “Бойцовского клуба”. Этот текст следовал сразу после предупреждении о нарушении авторских прав при незаконном копировании фильма.
Текст висел недолго – всего несколько секунд. Тем не менее, его удалось заскринить и выложить в интернет.
Тайлер Дёрден
Одной из жемчужин в карьере Брэда Питта является его роль в фильме «Бойцовский клуб». Актеры, фото которых неизменно ассоциируются с этой кинолентой, – это сам Брэд и Эдвард Нортон. Но именно персонаж Питта, Тайлер Дёрден, является самым ярким в фильме, его образ полюбился зрителям и стал культовым.
Тайлер Дёрден живет в заброшенном доме и зарабатывает на жизнь варкой мыла из человеческого жира. До этого он работал также киномехаником и включал кадры с порнографией на семейных фильмах, а также официантом в дорогом ресторане, где испражнялся в еду богачей. В отличие от Рассказчика, идеального потребителя и яппи, Тайлер – анархист и нигилист, критикующий общество потребления. Именно ему в голову приходит идея о создании бойцовского клуба, а позже и организации «Разгром».
Свою актерскую карьеру Брэд Питт начал в 1987 году, но известность пришла к нему лишь в 90-х с фильмами «Интервью с вампиром», «Легенды осени», «Семь», «12 обезьян». После работы над одним из самых известных своих персонажей, Тайлером Дёрденом, актер участвовал во многих популярных проектах. Всего он снялся в 67 фильмах, был трижды номинирован на «Оскар» и получил его в 2014 г., был четырежды номинирован на «Золотой глобус», который получил в 1996 году.
Философия Тайлера Дердена
В каждом из нас живет бунтарь, интересная и действительно неординарная личность. Подумайте, как изменилась жизнь безымянного рассказчика, ставшего Тайлером и отказавшегося от всех благ жизни. Он стал настоящим лидером, создав невероятную сложную организацию с четкой иерархией и планом по разрушению финансовой системы. Смог бы человек, зависящий от брендов и новинок, не пропускающий ни одного «стоящего» сериала и разбирающегося до мелочей в марках автомобилей или часов, создать такую сложную систему? Ответ отрицательный.
Если посмотреть популярные запросы в поисковых системах, связанных с Тайлером Дерденом, то можно заметить интересную тенденцию. Немало людей ищут очки, штаны, куртку, что носил эксцентричный герой фильма. Это идет в полный разрез с тем, что действительно пытался донести Тайлер.
Философия Тайлера Дердена проста, но как и многие простые вещи до поры до времени нам непонятна. Весь смысл речей одного из главных героев «Бойцовского клуба» можно выразить следующей фразой:
Тайлер знакомит рассказчика с реальностью
Смысл концовки Бойцовского клуба
Концовка фильма вызвала больше всего вопросов у зрителей фильма. Сам Паланик признал, что концовка Финчера нравится ему больше собственной. Давайте разбираться. Рассказчик осознает, что он и Тайлер — это одно и то же лицо. Дерден — это всего лишь воображение, за исключением одной вещи. Пистолета. Как и кулаки рассказчика, наносившего удары самому себе в офисе своего босса, оружие столь же реально. Избавиться от Тайлера простым осознанием факта недостаточно, нужен мощный эмоциональный выброс, что-то выбивающееся из шаблона, что-то за рамками для мозга. Выход оказался прост. Прострелить себе в щеку и при этом представить, что убиваешь Тайлера. План авантюрный, но судя по концовке фильма — действенный.
В книге же рассказчик попадает в рай, где встречает все тех же «обезьян в космосе», следующих миссии Тайлера Дердена. Данную концовку книги «Бойцовский клуб» можно трактовать с двух точек зрения. С одной стороны рассказчик действительно попадает в рай, в который он не верил, а с другой — оказывается в психиатрической больнице.
Такой открытый финал ставит вопрос, а действительно ли есть смысл в бреднях сумасшедшего или же это просто издевка Чака Паланика и Дэвида Финчера над своим читателем?
Итоги:
Наркотики: множество эпизодов с курением и употреблением алкоголя. В начале истории главный герой не курит, но с течением времени приобретает эту привычку. Присутствует эстетизация курения и употребления алкоголя.
Насилие: множество драк, обезображивание человека, нанесение ожога химическим препаратом, изображение отстреленной головы с вытекающим содержимым, обширная эстетизация насилия и травмированности.
Секс: фильм продвигает идею, что, не будучи половым гигантом, мужчина не может считаться настоящим мужчиной. Фильм содержит несколько порно-кадров и ряд сцен, так или иначе сопряженных с сексом (короткие сцены секса средней откровенности, звуки оргазмов, упоминания секса, изображение фаллоимитатора и т.п.).
Мораль:
– Фильм обращается к зрителям-мужчинам с призывом восстановить или нарастить мужественность, но примешивает к образу истинного мужчины множество негативных черт, во много раз перевешивающих позитивные (Из однозначно позитивных – важность активности и ответственности. Из негативных, большая часть которых намеренно замаскирована под позитивные – крайности антиматериализма: уничтожение всей материи без разбора вплоть до собственного тела и при этом одновременная заинтересованность рекламируемыми продуктами в фильме и имиджем центрального персонажа / необходимость использования ума, но на разрушительные цели / необходимость использования собственной силы, но возведенной в бездумный культ / вредительство в сфере услуг с дальнейшим их потреблением / окружение себя фиктивными единомышленниками, «одиночество в толпе» / стремление к сексуальным отношениям просто для того, чтобы считаться мужчиной / стремление к любой боли, чтобы считаться мужчиной / ломка иерархических социальных отношений и позитивность мошенничества / стремление влиять на мир как угодно, даже самым разрушительным способом / стремление к саморазрушению);. – Основной целью применения достигнутой (псевдо-)мужественности фильм предлагает обесценивание своей жизни и жизни общества на практике, т.е
саморазрушение и разрушительное влияние на общество;
– Основной целью применения достигнутой (псевдо-)мужественности фильм предлагает обесценивание своей жизни и жизни общества на практике, т.е. саморазрушение и разрушительное влияние на общество;
– фильм частично критикует капиталистический строй и корпорации, навязывающие потребление, и представляет их виновниками утраченной мужественности современных мужчин. Выходов, кроме как вернуть свою мужественность, чтобы после уничтожить себя вместе с несправедливыми социальными явлениями, картина не предлагает;
– через ряд символов и моментов продвигаются сатанинские воззрения; образы фильма со взрывом зданий можно расценивать как «прокачивание матрицы будущего» (теракт 11/09/01).
Для уже «заражённых» этим информационным продуктом предлагаем пересмотреть свое отношение к сюжету «Бойцовского клуба», как к примеру воздействия на человека его разрушительных идеалов и подавленных проблем.
Для большего понимания темы идеалов также рекомендуем посмотреть фильм «Невероятная жизнь Уолтера Митти», главный герой которого, как и герой Нортона в «Бойцовском клубе», захвачен иллюзиями – но только не отрицательными (крушение самолета, альтернативная личность, рационализующая желание смерти), а положительными (представление себя как супергероя). Фильмы схоже изображают, как идеалы и фантазии, которые человек вынашивает, в результате отражаются на его жизни. Посеешь желание (идеал) – пожнешь поступок, посеешь поступок – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.