Сколько шуриков на самом деле? интересные факты про любимого персонажа из фильмов гайдая

Такая вот «ы»стория. как создавалась любимая советская комедия

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Кто такой Шурик из «Кавказской пленницы» и откуда он взялся: история самого родного персонажа советского кино. Комсомольская правда. Дата обращения: 27 октября 2023.
  2. ↑ . Film.ru. Дата обращения: 28 декабря 2023.
  3. ↑ . Вокруг ТВ. Дата обращения: 28 декабря 2023.
  4. . Кино-театр.ру. Дата обращения: 28 декабря 2023.
  5. . Кинопоиск. Дата обращения: 28 декабря 2023.
  6. . Кино-театр.ру. Дата обращения: 28 декабря 2023.
  7. ↑ Учись, студент: как в советском кино появился Шурик. mos.ru (25 января 2021). Дата обращения: 28 декабря 2023.
  8. ↑ . Главный герой легендарных советских комедий. Люди (21 июня 2014). Дата обращения: 28 декабря 2023.
  9. ↑ . ctv.by (20 августа 2020). Дата обращения: 28 декабря 2023.
  10. Алексей Ковальский. . 24СМИ. Дата обращения: 28 декабря 2023.
  11. Сергей Капков. Он всё-таки простил Шурика: заложник успеха Александр Демьяненко. ТАСС (30 мая 2022). Дата обращения: 28 декабря 2023.
  12. Александр Алексеенко. . Экспресс-новости (31 мая 2019). Дата обращения: 28 декабря 2023.
  13. Елена Королёва. Киноафиша (9 октября 2023). Дата обращения: 28 декабря 2023.
  14. . kulturologia.ru. Дата обращения: 28 декабря 2023.

Примечание

  1. Константин Клюшкин. . Проза. Дата обращения: 20 мая 2024.
  2. Константин Шулятьев. . Интернет-портал Свой Кировский РФ. Дата обращения: 20 мая 2024.
  3. . Вокруг ТВ. Дата обращения: 20 мая 2024.
  4. mam. . Пресса ТВ. Дата обращения: 20 мая 2024.
  5. Chert-Best. . Черт побери. Дата обращения: 20 мая 2024.
  6. Чеширри. . Сообщество Кино. Дата обращения: 20 мая 2024.
  7. . Вот это да! Сборник уникальных фактов. Дата обращения: 20 мая 2024.
  8. . Майн Фан. Дата обращения: 20 мая 2024.
  9. . Мозайка Интернета. Дата обращения: 20 мая 2024.
  10. . Фонтанка. Дата обращения: 20 мая 2024.
  11. . Интересные факты. Дата обращения: 20 мая 2024.
  12. somebody. . Драйв 2. Дата обращения: 20 мая 2024.
  13. . Сайт памяти Алексея Смирнова. Дата обращения: 20 мая 2024.
  14. ВКедах. . Многоточка. Дата обращения: 20 мая 2024.
  15. . А если б. Дата обращения: Пример: 2024-05-20.
  16. . Куда сходить в Москве. Дата обращения: 20 мая 2024.
  17. Степанова Наталья. . Душа моя Рязанская. Дата обращения: 20 мая 2024.
  18. . Учительская газета. Сетевое издание. Дата обращения: 20 мая 2024.
  19. . Российское информационное агентство Рустим. Дата обращения: 20 мая 2024.

Влияние персонажа на судьбу актёра

К Александру Демьяненко после съёмок в первых фильмах о Шурике прочно «прикрепилась» эта роль — хотя в последующих фильмах Александр играл абсолютно других персонажей, зрители воспринимали его не иначе как «студента Шурика». Это отчасти стало причиной расставания актёра с Гайдаем после съёмок фильма «Иван Васильевич меняет профессию», поскольку роль Шурика, пусть даже выросшего, стала ему мешать. Долгое время после этого Демьяненко не снимался в большом кино, а больше озвучивал мультфильмы или дублировал иностранных актёров в зарубежных фильмах. На экраны Александр Сергеевич вернулся в конце 80-х-начале 90-х, сыграв роль в сериале «Клубничка», где его персонаж уже не ассоциировался с Шуриком.

Последний раз Демьяненко сыграл роль Шурика в новогодних музыкальных телефильмах канала ОРТ «Старые песни о главном-2» и «Старые песни о главном-3», причём в основу последнего было положено продолжение сюжета «Ивана Васильевича…». Эти фильмы стали для актёра последними в жизни, не считая финальные эпизоды «Клубнички».

Выбор актера и первые съемки

Изначально героя будущих советских блокбастеров должны были звать Владиком Арьковым, а не Шуриком. Владика не пропустила цензура — во избежание ненужных ассоциаций с Владимиром Ильичом Лениным. Но Гайдаю было не принципиально, как назвать героя, главное — возможность присоединить к имени уменьшительно-ласкательный суффикс, подчеркивающий простоту и чудаковатость героя. Так Владик превратился в Шурика.

Во многом Шурик напоминает самого Гайдая: такой же застенчивый, скромный, в чем-то нелепый, но бесконечно добрый и всегда готовый прийти на помощь. Список потенциальных исполнителей роли был очень внушительным: Виталий Соломин, Евгений Жариков, Валерий Носик, Иван Бортник, Евгений Петросян, Александр Збруев, Олег Видов и еще несколько артистов. Велись переговоры даже с Андреем Мироновым. Но режиссера ни один из них не устроил, а устроил молодой актер Александр Демьяненко, работавший тогда в Ленинграде. Режиссер поехал в северную столицу, чтобы посмотреть на его игру, увидел и сразу понял — вот он, его Шурик. Актер согласился сразу. Позже Демьяненко вспоминал: прочитав сценарий «Операции “Ы”», он сразу понял, что этот фильм обречен на успех.

Съемки «Операции “Ы”» проходили в 1964–1965 годах в Москве, Ленинграде, Ялте и Одессе. 27 июля 1964-го на «Мосфильме» прошел первый съемочный день — снимали сцену «Во дворе милиции», в которой «гражданам алкоголикам, хулиганам, тунеядцам» раздают наряды. Кстати, Гайдай адаптировал для этого эпизода (а также для финального эпизода новеллы, который происходит в том же дворе) случай из собственной биографии. Когда в часть, где он служил в 1942 году, приехал военком, Леонид Иович вызывался вступить во все виды войск, которые тот перечислял. Тогда военком сказал: «Да подождите вы, Гайдай! Дайте огласить весь список».

Многие смешные сцены актеры придумывали прямо во время съемок. Например, идею с фальшивой кровью, которая оказывается красным вином, подсказал Юрий Никулин. Палец, засунутый в рот скелета, — тоже импровизация комика.

Осенью группа переехала в Одессу, там снимали эпизод «У дома Лиды» из новеллы «Наваждение», а также часть сцен на стройплощадке из первой новеллы. 12 декабря группа переместилась в Ленинград, где снимали третью новеллу, действие которой по сюжету разворачивается морозной зимой. Но ленинградская погода подкачала: снег навезли на 10 самосвалах, но он растаял до начала съемок. Пришлось использовать искусственный снег.

Свое название картина получила в январе на заседании худсовета, где смотрели отснятый материал. До этого планировалось назвать фильм «Несерьезные истории». Съемки закончились в начале апреля 1965 года, а в прокат будущий шедевр вышел в середине августа.

Владик стал Шуриком

В середине августа 1965 г. в столице нашей Родины афиши зазывали кинолюбителей в кинотеатры. Критики пророчили невероятный успех чехословацкой комедии «Лимонадный Джо», некоторые из них были уверены, что она побьёт в прокате комедию «В компании Макса Линдера». О новой картине советского режиссёра Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» говорили скупо. Каково же было удивление не только критиков, но и самого режиссёра, когда «Операцию «Ы» посмотрели 69 миллионов 600 тысяч человек! Леонид Гайдай и его Шурик побили все советские рекорды кинопроката! Тут никакой «Лимонадный Джо» и рядом не стоял.  

А началась эта комедийная «Ы»стория в 1964 г. Режиссёр Леонид Гайдай разыскивал комедийный сценарий. Однажды ему принесли на вычитку творение двух авторов, Мориса Слободского и Якова Костюковского, под названием «Несерьёзные истории». Гайдаю сразу приглянулся главный герой — студент Владик Арьков, искренний, несуразный, постоянно попадающий в смешные ситуации, совсем как он, Леонид Гайдай. Леонида Иовича так увлекла судьба Владика, что он переписал почти весь сценарий, оставив в «живых» только одну сцену, где Владик занимается воспитанием Мрачного типа, которому совсем не нравится трудиться, а очень нравится отдыхать.

Владик стал Шуриком тоже по мановению руки Леонида Иовича. Дело в том, что он никак не мог подобрать актёра, пробовал и Евгения Жарикова, и Сергея Никоненко, и Александра Збруева, и даже Олега Видова. И вот однажды Леониду Гайдаю показали фотографию ленинградского актёра Александра Демьяненко. «Вылитый Владик!» — воскликнул Гайдай и отправился в Питер знакомиться. При встрече с Демьяненко Гайдай убедился уже на 200%, что перед ним тот самый Владик, точнее уже Шурик. Говорят, Гайдай переименовал главного героя в честь Демьяненко. Кстати, в Ленинграде режиссёр повстречал и второго персонажа — того самого Мрачного типа, которого должен был перевоспитать Владик-Шурик, — актёра Алексея Смирнова. Правда, сначала планировалось снять в роли «товарища тунеядца» Михаила Пуговкина, но его кандидатуру не одобрил худсовет. Гайдаю сказали, что у Пуговкина слишком «бандитское лицо».

Бандиты не понравились начальству. Фото: Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

Главную героиню фильма, хорошую девочку Лиду, Гайдай разыскал уже в Москве. Юная студентка Наталья Селезнёва поразила режиссёра своей непосред­ственностью. Во время проб он решил над ней пошутить и, оценив её прямым взглядом с ног до головы, с грустью произнёс: «У героини будет сцена с раздеванием. А у вас, как я вижу, фигура всё-таки не очень». «Это у меня не очень?!» — удивилась и разозлилась Селезнёва и тут же, не смущаясь киногруппы, сняла с себя платье. Оценив не только фигуру, но и смелость актрисы, Гайдай утвердил её на роль Лидочки.  

Только одного актёра Гайдай нашёл с первой попытки — им был пёс породы боксёр. Правда, Гайдаю пришлось потом поработать на площадке за того пса. Во время съёмок эпизода, в котором Демьяненко и Селезнёва должны были пройти мимо злобной псины, совершенно не заметив её, Гайдай скомандовал: «Мотор!» — и внезапно улёгся рядом с собакой, взял её за передние лапы и стал как бы удивлённо поднимать боксёр­ские плечи. Во время съёмок ни собака, ни режиссёр не пострадали, а дубль был сделан с первого раза.

Лида — Селезнёва поразила Гайдая смелостью. Фото: Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

Но съёмочной группе «Операции «Ы» не всегда так везло на первые дубли, точнее, на них как раз очень не везло. Виной всему была дождливая погода, которая то и дело прерывала съёмки. Но в один из дней солн­це вышло из-за туч, оператор кинулся к камере, Гайдай — к режиссёрскому креслу, актёры выстроились на площадке. Работали над эпизодом на стройке, когда ноги Шурика завязли в битуме. Жара, сухо, на небе ни облачка, температура поднялась выше 30 градусов… битум загорелся. Хорошо, что в этот момент Демьяненко ещё не успел наступить в него ногой. В результате вместо съёмок вся группа тушила пожар.

Во время съёмок загорелся битум. Фото: Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

Личная жизнь, семья и дети актёра

Александр Сергеевич всячески оберегал свою личную жизнь от посторонних глаз. Имея такую огромную популярность, он не был светским, не был общительным и радушным. К тому же, перед глазами был опыт сложных семейных отношений отца, прививка от «звёздной болезни» и обожания поклонниц Александру была сделана в детстве.

В свердловском драмкружке он с шестого класса дружил с девочкой, Мариной Скляровой. Они мечтали о будущем, о большой сцене, успехе у зрителей. Марина тоже поступила в театральный ВУЗ, но в Ленинграде. Молодые люди встречались, писали друг другу письма, их любовь расцвела вопреки расстояниям и расставаниям.

Они поженились, когда им было по 20 лет. Марина постаралась оградить своего талантливого мужа от любых бытовых проблем. За всю долгую совместную жизнь они ни разу серьёзно не поссорились. Друзья семьи вспоминают, что Марина взяла на себя решение всех бытовых вопросов, от покупки дефицитных продуктов и одежды до вызова сантехника.

Решение не заводить детей было обоюдным. Потом бывшая жена актёра жалела об этом. Но было уже поздно. Прожив 16 лет в браке, без выяснения отношений, очень спокойно, Александр Сергеевич собрал чемодан и ушёл из семьи.

Марина Денисовна Склярова замуж больше не вышла и хранила любовь к бывшему мужу до конца своих дней…

Александр Демьяненко был уже довольно зрелым мужчиной и состоявшимся актёром, когда встретил на Ленфильме Людмилу Акимовну, которая работала режиссёром дубляжа, хотя тоже имела актёрское образование. Эта женщина, стала второй женой артиста. Сначала они долго присматривались, у Людмилы был неудачный опыт замужества, а актёр состоял в законном браке. Ему было на тот момент 37 лет, а ей исполнилось 35.

Они прожили вместе вне зарегистрированного брака 12 лет. Марина Склярова, бывшая жена актёра тяжело переживала расставание и Александр Сергеевич не хотел ещё раз травмировать её процедурой развода.

Когда он получил свидетельство о расторжении брака, тут же заключил новый с Людмилой.

С этой женщиной он прожил всю оставшуюся жизнь также в любви и спокойствии. В доме не принято было говорить на повышенных тонах. Супруги могли вместе заниматься делами по хозяйству, а пылесосил в квартире Александр Сергеевич. Перфекционист по натуре, он любил, чтобы в доме было чисто и красиво.

Они любили семейный отдых. Несмотря на то, что шикарные круизы были им материально недоступны, семья выбиралась в поездки на море. А незадолго до своего ухода из жизни, Александр Сергеевич купил дачу, на которой не было грядок. Там члены семьи отдыхали, собирали грибы прямо на участке, пили чай и слушали музыку.

Почему у пары не было детей — это тайна и личная жизнь семьи, в которую Демьяненко никого не пускали. У Людмилы была дочь от первого брака, Анжелика, с которой у Александра Сергеевича сложились прекрасные отношения. Он с уважением произносил слово «падчерица», вкладывая в него глубокий смысл взрослого ответственного человека.

Падчерица Александра Демьяненко выросла в обстановке доверия, любви к искусству и стала заслуженной артисткой Российской Федерации Анжеликой Неволиной.

Вторая жена Александра Демьяненко пережила его не надолго, ушла из жизни в 2005 году.

Шурик – современный Дон Жуан?

Замечание 2

В образе Шурика Л. Улицкая воплощает образ современного Дон Жуана, который теперь оказывается «маленьким», частным человеком.

Процесс такого «умаления» Дон Жуана в творчестве Улицей прежде всего связан с тенденцией литературы «новой волны» к изображению «маленького» человека. В произведении происходит дегероизация образа – Шурик подан не как «муж», «мужчина», а как мальчик. При этом описывается духовное оскудение героя, которое выражается в невозможности любви.

История Шурика во многом схожа с судьбой его литературных предшественником. Немало черт его роднят с образом Дон Жуана. Шурик, как байронический герой, по своей воле никого не соблазняет, он часто сам оказывается пассивным орудием в руках женщин, жаждущих его. Но при этом Дон Жуан Л. Улицкой не бунтарь, он предпочитает покорно плыть по течению.

Оказавшись в центре женского мира, в котором остро ощущается нехватка мужского начала, Шурик становится Дон Жуаном поневоле. Он жалеет женщин и не способен отказать им ни в помощи, ни в любовных утехах. Но любовные приключения героя при всей заурядности несут в себе «демоническое» начало. И этот мотив «демонизма» становится сквозным в произведении Л. Улицкой. Демоническими чертами обладает отец главного героя – Александр Сигизмундович Левандовский, который погибает в тот момент, когда принимает серьезное решение жениться на Вере. Шурик же становится для своих подруг «демоном сострадания». Он в своих отношениях с женщинами руководствуется чрезмерным, даже гипертрофированным чувством жалости. Но при этом он раздает всего себя и сам опустошается, а его с виду невинные поступки приносят им горе и страдания. Это происходит оттого, что Шурик не испытывает никаких чувств к своим женщинам. «Это не цинизм, а простая жизнь» — такова философия Шурика. Романтический пыл и страсть в жизни этого современного Дон Жуана уступают место чувству вины, в сердце же Шурика остается только пустота. К середине своей жизни Шурик понимает, что она не складывается. Он понимает, что жизнь прожита впустую, он так ничего и не достиг, лишь растратил себя по мелочам. Так в традиционную модель характера Дон Жуана Л. Улицкая вплетает изображение кризиса среднего возраст.

Детство и отрочество Шурика

Л. Улицкая написала ряд известных произведений:

  • «Бедные родственницы»;
  • «Казус Кукоцкого»;
  • «Медея и её дети»;
  • «Люди нашего царя»;
  • «Лестница Якова»;
  • «Зелёный шатёр» и т.д.

Роман «Искренне ваш Шурик» является одним из самых интересных произведений писательницы.

Замечание 1

Сущность главного героя можно выразить цитатой: «Бедные женщины. Ужасно бедные женщины. И он сам заплакал».

Л. Е. Улицкая в одном из интервью признавалась, что современные женщины ей нравятся больше, чем мужчины. Шурик – интеллигентный, невероятно мягкий мальчик. Критики высказывают гипотезу, что Шурик – герой нашего времени. Н. Богомолова пишет, что герой нашего времени – это по-прежнему «лишний человек», бастард, почти без фамилии, дитя внебрачной любви. Шурик Корн-Левандовский – продолжение Евгения Онегина и Печорина.

Шурик растет, окруженный любовью мамы и бабушки. Одним из ключевых моментов для понимания образа главного героя произведения Л. Улицкой является то, что он был любимым внуком и любимым учеником своей бабушки. И стал жертвой прямолинейной педагогики Елизаветы Ивановны – Шурик с ранних лет был приучен к тому, что он очень хороший мальчик. И именно это обратилось для Шурика трагедией.

Шурик пользовался успехом у девочек в классе. В день рождения он приглашает почти весь класс. Вызывает интерес реакция Елизаветы Ивановны и Веры, которые «воровским взглядом цепляли девочек» и пришли к мнению, что они «чудовищно невоспитанны». Но Елизавета Ивановна все же отмечает, что девочки «какие-то прелестные, милые», на что Вера возражает: «они ужасно вульгарные».

Из этого эпизода видно, что у Елизаветы Ивановны более оптимистичный взгляд на жизнь. Она преподносится как сильная женщина. Она мужественно пережила смерть мужа, падчерицы, сестер, эвакуацию, но не выдержала неудачи Шурика на экзамене. Так оказалось, что Шурик косвенно виноват в смерти любимой бабушки.

Елизавета Ивановна в воспитании Шурика была названа «мужским началом», а Вера – «женским». После смерти Елизаветы Ивановны Вера стала ставить сына на место своей матери. Шурик легко эту роль принял и нес ответственность за нее. он был приучен к мысли, что он очень хороший мальчик и во всем потакал матери.

Создание персонажа и характеристика

В 1964 году Гайдай приступил к работе над созданием комедии «Несерьёзные истории» по сценарию Мориса Слободского и Якова Костюковского. Связующим звеном между тремя короткометражными новеллами должен был стать чудаковатый персонаж, выходящий победителем из разнообразных жизненных переделок.

Согласно первоначальному сценарию героя звали Владик Арьков. Цензоры забраковали идею, посчитав, что зритель расшифрует имя как Владлен, и у народа эксцентричная комедия начнёт ассоциироваться с вождём мирового пролетариата. Гайдай с лёгкостью согласился переименовать персонажа: режиссёру принципиально было не имя само по себе, а суффикс, придающий уменьшительно-ласкательный оттенок. Фамилия также за ненадобностью отпала. Лишь в последнем фильме (в основной серии) о приключениях Шурика фамилию персонажу своеобразно «подарил» Михаил Булгаков.

Другим прототипом персонажа был Чарли Чаплин, фильмы с участием которого Гайдай любил ещё с детства и во многом считал своим учителем. Так, отмечаются обильные параллели между новеллой «Напарник» и фильмом 1917 года «Тихая улица».

Список претендентов на роль был громаден: Александр Леньков, Виталий Соломин, Евгений Петросян, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Владимир Коренев, Геннадий Корольков, Иван Бортник, Валерий Носик, Всеволод Абдулов, Алексей Эйбоженко, Борис Амарантов, Александр Збруев, Олег Видов, Андрей Миронов (только на уровне переговоров). Ни один из них не устроил режиссёра, лепившего характер персонажа со своего: застенчивый, скромный, нелепый, не умеющий общаться с девушками, но бесконечно добрый, отзывчивый и всегда готовый помочь. Сходство образа персонажа с личностью режиссёра отмечали его близкие, включая Нину Гребешкову. Подходящим исполнителем роли Гайдай посчитал молодого ленинградского актёра Демьяненко, в реальной жизни тоже застенчивого и замкнутого; ради роли он согласился даже сменить цвет волос.

Сам актёр, в 1998 году в беседе с Веркой Сердючкой в передаче «СВ-шоу», по этому поводу отметил следующее:

А вдова актёра Людмила Акимовна позднее вспоминала:

В «Кавказской пленнице» ещё сильнее прослеживается связь образа Шурика с характером Гайдая. Особенно похожи его ухаживания за Ниной — «трогательные и во многом нелепые». Неслучайно и совпадение имён героини фильма и супруги режиссёра.

В «Иване Васильевиче» образ Шурика значительно трансформируется. Характер меняется на более серьёзный, теперь он учёный с репутацией, с явно обозначенной жизненной целью — создать машину времени. Исчезают элементы пародийности на интеллигента: крашенные волосы, короткие штаны, длинные ботинки, крупные очки. «Шуриком» его называет только супруга, да и центральным персонажем фильма он уже не является, уступая место в кадре образам царя Ивана Васильевича, управдома Бунши и Жоржа Милославского.

Знаменитая дочь известного актера

Как доказано уже жизненным опытом, не все дети стараются продолжить династию родителей в профессии, стараясь найти какую-то свою особую дорогу в жизни. А вот дочь известного и популярнейшего актера Александра Демьяненко, которого зрители больше помнят и любят как забавного Шурика, наоборот, решила продолжать дело своего великого отца.

Известно, что Анжелика в настоящее время уже имеет звание Заслуженной артистки, и миллионы поклонников. Ее жизнь сложилась удачно и счастливо, ведь рядом с нею всегда оказывались люди, которые не только ее любят, но и которым можно доверят и верить.

В 2011 году “Прислуга” была менее удачной: как драма стала актуальной сегодня

Друг удивил необычной поделкой в банке, демонстрирующий принцип Архимеда

Помогает планировать цели: ученые утверждают, что страх полезен для здоровья

В ролях

Первая часть — «Напарник»

  • Алексей Смирнов — верзила Федя;
  • Валентина Березуцкая — пассажирка автобуса с ребёнком;
  • Владимир Басов — суровый милиционер;
  • Виктор Уральский — повар из милиции;
  • Владимир Приходько — арестант в клетчатой рубашке;
  • Гусейн Ахундов — лысый пассажир автобуса;
  • Михаил Пуговкин — прораб Павел Степанович;
  • Олег Скворцов — арестант, произносящий фразу «Огласите весь список, пожалуйста»
  • Рина Зелёная — возмущённая пассажирка автобуса;
  • Светлана Агеева — беременная пассажирка автобуса;
  • Эммануил Геллер — пассажир с зонтиком, стремящийся попасть в автобус.

Вторая часть — «Наваждение»

  • Валерий Носик — суеверный студент-картёжник;
  • Виктор Зозулин — Костя радиолюбитель;
  • Виктор Павлов — Дуб, студент со скрытой рацией;
  • Владимир Раутбарт — профессор;
  • Зоя Фёдорова — тётя Зоя, соседка Лиды;
  • Людмила Ковалец — Ира, подружка Лиды;
  • Наталья Гицерот — хозяйка Рекса;
  • Наталья Селезнёва — Лида, студентка политехнического института.

Третья часть — Операция «Ы»

  • Владимир Владиславский — директор торговой базы Петухов;
  • Владимир Комаровский — шофёр грузовика на рынке;
  • Георгий Вицин — Трус;
  • Евгений Моргунов — Бывалый;
  • Мария Кравчуновская — сторож Марья Ивановна;
  • Татьяна Градова — Лена, внучка Марьи Ивановны;
  • Юрий Никулин — Балбес.

Биография

Александр Сергеевич Демьяненко, без всякого сомнения, звезда первой величины советского кинематографа. После появления на экране уморительной эпопеи с Шуриком актёр купался в славе и не мог спокойно появиться на улице.

Александр Демьяненко | Московский комсомолец

Но такая оглушительная популярность, пришедшая к нему с лёгкой руки режиссёра Леонида Гайдая, имела обратную сторону, тёмную. Демьяненко стал заложником одного образа, что для любого артиста – трагедия. К тому же шумиха и суета вокруг Александра Сергеевича, которая поднималась всюду, где бы он ни появился, крайне раздражали актёра, молчуна от природы и очень замкнутого человека. Желание дотронуться до кумира, взять его автограф, поговорить со звездой приносили ему адские муки и невероятный дискомфорт в обыденной жизни.

Каким он был человеком? Как складывалась его карьера помимо нашумевших приключений Шурика?

Родился Александр Демьяненко на севере России, в Свердловске, в мае 1937 года. Вскоре после рождения первенца отец ушел из семьи к другой женщине. Она родила ему двоих детей – сына Владимира и дочь Надежду. Но дети не удержали мужчину в новой семье. Он вернулся к первой супруге, где подрастал Саша. Вскоре у мальчика появились родные сёстры Татьяна и Наталья.

Александр Демьяненко с мамой Галиной | Woman’s Day

Именно отец сыграл определяющую роль в судьбе Александра Демьяненко. Дело в том, что Сергей Петрович Демьяненко был человеком увлекающимся, творческим, настоящим артистом. В прошлом студент ГИТИСа, участник агитационной труппы «Синяя блуза» – в Свердловске он работал актёром Оперного театра и преподавал театральное мастерство в консерватории. После уроков Саша бегал к отцу в оперный театр и проводил там всё свободное время. Там он «заболел» актёрством и ни о какой другой профессии больше не мог мечтать. Не смотря на то, что отец опять увлёкся и снова оставил семью, для Александра Демьяненко он навсегда остался кумиром и главным авторитетом. Примечательно, что все дети от разных браков отлично поладили между собой.

Александр Демьяненко в детстве | Woman’s Day

Среднее образование любимый миллионами Шурик получил в Свердловской школе № 37, учебная программа которой включала углублённое изучение немецкого языка. В 1954 году, когда пришло время определиться с профессией, в северный город прибыли представители приёмной комиссии МХАТа для набора студентов. Александр Демьяненко, конечно же, не мог упустить шанс поступить в престижный театральный ВУЗ. Но парень так переволновался, что с треском провалил экзамен.

Будущая звезда кинематографа отправился в местный университет и поступил на юридический факультет. Учился студент неплохо, но спустя год понял, что юристом ему не быть. Ещё несколько лет «грызть» юриспруденцию, чтобы приобрести профессию, к которой душа не лежала, Александр Демьяненко не хотел. Он бросил вуз и отправился во второй раз попытать счастья в столичных театральных институтах.

Александр Демьяненко | Сплетник

Москва приняла свердловского паренька радушно. Александр Демьяненко успешно сдал экзамены сразу в два знаменитых вуза – ГИТИС и Щукинское училище. Выбрал, как и когда-то отец, ГИТИС, о чём тут же радостно проинформировал родителей, отправив телеграмму в Свердловск.

Высшее театральное образование и диплом Александр Демьяненко получил в 1959 году. Нельзя сказать, что учёба в ГИТИСе для будущего Шурика оказалась безоблачной. У талантливого студента уже тогда отчётливо проявлялся эксцентричный характер. Он запросто мог, никому ни слова не сказав, отправиться в родной Свердловск в разгар учебного года. Но у преподавателей и его наставника профессора Иосифа Раевского рука не поднималась отчислить Сашу. Раевский лишь просил Демьяненко хотя бы не пропускать занятия, на которых учили актёрскому мастерству.

https://youtube.com/watch?v=qjPGQfSu3LE

https://youtube.com/watch?v=PCLVHluGSlY

Шурик в Москве

Теперь посмотрим, какие московские места можно увидеть в фильмах о Шурике. В самой первой сцене «Операции “Ы”» герой ждет автобус под проливным дождем — это происходит около дома 5/2 на Комсомольском проспекте (на заднем плане можно рассмотреть кусочек храма Святителя Николая в Хамовниках). С передвижениями автобуса в следующем эпизоде происходят чудеса: он то в окрестностях Лужников, то на Комсомольском, то снова у Лужников.

Сложнее всего устроена география съемок стройки, где работает Шурик и прохлаждается Федя. Ее снимали в трех местах: на «Мосфильме», в московском Свиблове и… Одессе. В сценах, где прораб на крыше строящегося дома хвалится перед Федей достижениями СМУ, открывается панорама западной части района Свиблово. Зарисовку с носилками снимали на углу домов 3 и 5/2 по улице Седова, а вот обедают герои уже в Одессе.

В новелле «Наваждение» тоже есть московские виды. Политех, в котором учатся герои, — это Институт элементоорганических соединений имени А.Н. Несмеянова Российской академии наук, расположенный на улице Вавилова. Правда, аллея, которая в фильме ведет к институту, на самом деле расположена на территории «Мосфильма». Скульптура студента, в книгу которого заглядывает Шурик в поисках конспекта, находится у главного здания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. В трамвай Лида, Ира и Шурик садятся в 1-м Сельскохозяйственном проезде. Забыв Иру в трамвае и на ходу читая конспект, герои идут по площади Борьбы, а дорогу переходят уже неподалеку от МГУ.

В третьей части фильма — новелле «Операция “Ы”» — только одна московская локация. Это, конечно, Тишинский рынок, в фильме он называется Колхозным рынком. Здесь герой Вицина торгует кошками-копилками и плакатами с русалками, а герой Никулина — леденцами.

В «Кавказской пленнице» по понятным причинам Москвы нет, зато она появляется в «Иване Васильевиче». Живут Шурик, Зина, супруги Бунша и стоматолог Шпак в доме на Новокузнецкой улице, но у зрителя все время создается впечатление, будто дом находится на Новом Арбате (тогда — проспект Калинина). Помните, как Иван Грозный выходит на балкон и любуется Москвой? Мы видим панораму Москвы-реки, начало Кутузовского проспекта и Новоарбатский мост. А когда царь в следующий раз выходит на тот же балкон, мы видим знаменитые дома-книжки. Магазин радиотоваров, в который Шурик бежит за транзисторами, находится на Новокузнецкой улице. Столичных локаций в фильме не так много, потому что всю старую Москву, как известно, снимали в Ростовском кремле.

Эпизоды жизни

Незадолго перед смертью Демьяненко перенес свой второй инфаркт. Больное сердце дало толчок для развития других, ранее скрытых болезней, и артисту была назначена операция. Сам он от хирургического вмешательства открещивался: не верил, что все так серьезно с его здоровьем. Однако до операции Александр Демьяненко так и недотянул, не хватило всего одного дня.

Известно, что кандидатов на легендарную роль Шурика Гайдай подыскивал очень долгое время, но никак не мог найти подходящего. Наконец, режиссеру порекомендовали молодого ленинградского студента, который мог бы ему понравиться. Гайдай лично отправился в Ленинград и действительно оценил талант молодого Демьяненко. Именно так в жанре отечественной кинокомедии появился один из главных ее образов.

Отношения Шурика и Лили Ласкиной

Лиля Ласкин, француженка русского происхождения – реальная личность, всемирно известная арфистка.

Лиля Ласкина – первая любовь Шурика. С ней он познакомился на лекциях в университете. Лиля еврейка, эмигрировала в Израиль. После отъезда девушки между Шуриком и Лилей начинается переписка. Именно в этой переписке раскрывается еще одна черта характера Шурика. Он пишет Лиле о том, что он любит, когда им руководят. Но к этому времени у Лили появился новый друг Арье, которым она «крутила как хотела». Роман заканчивается именно линией «Лиля-Шурик». Героиня, уже сформировавшаяся женщина, в своей записной книжке отмечает, что в Шурике есть что-то особенное. Но тут же замечает: «Какое счастье, что я тогда уехала!». Слова Лили «Бедный Шурик» — заключительный взгляд на главного героя в романе. Шурик, умеющий жалеть, в конце концов оказывается сам достойным жалости.

Личная жизнь Александра Демьяненко

Со соей первой женой будущий актер был знаком еще со школы в Свердловске. Марина Склярова

училась 2-мя классами ниже. После окончания ГИТИСа и первых успехов в кино руководство Ленфильма пригласило молодого актера на студию и выделило квартиру в Ленинграде. Там и стала жить молодая семья.

Александр был в то время против детей, потому его жена была вынуждена несколько раз прерывать беременность.

Демьяненко был замкнутым скрытым человеком. Никто никогда не слышал о скандалах в их семье. Тем неожиданнее для знакомых семьи было решение Александра: в один из вечеров он, взяв чемодан, ушел к другой женщине навсегда после 20-ти лет брака.

Марина Склярова до конца своей жизни в 2020 г. так и не смирилась с уходом актера. Замуж более не выходила, детей так и не завела. Последние годы провела в большой нужде в той самой квартире, выделенной когда-то Ленфильмом.

Марина Склярова в последние годы. Фото kino-teatr.ru

А ушел Демьяненко к Людмиле

, ассистентке режиссера дубляжа на Ленфильме. Актер много работал на озвучивании: так в процессе работы и сложился у него “служебный роман”. Сошлись они в достаточно зрелом возрасте: Александру было 37 лет, Людмиле – 35. У Людмилы к тому времени была почти взрослая дочь.

А с Мариной Скляровой Демьяненко развелся только через 12 лет и лишь после этого он узаконил отношения со второй женой. С Людмилой актер прожил до самой смерти. Она пережила супруга лишь на 5 лет, скончавшись в 2005 г.

Александр и Людмила Демьяненко на отдыхе. Фото aeslib.ru

Падчерица Демьяненко, Анжелика Неволина

, окончивЛГИТМиК , также стала актрисой. Наиболее известна ролью бедной машинистки Васнецовой в легендарном фильмеВладимира Бортко“Собачье сердце” . Таким образом можно отметить некую преемственность: ведь Александр Демьяненко тоже отметился в экранизации произведения Михаила Булгакова (“Иван Васильевич меняет профессию”).

Но Анжелике не совсем повезло. Ее взлет кинематографической карьеры мог бы прийти как раз на 90-е годы, но наступили тяжелые времена, не только для кинематографии. В итоге актриса и сейчас появляется на экране, но великих ролей в ее репертуаре не случилось.

Анжелика Неволина. “Собачье сердце” 1988 г.

Роли в театре

В 1984 году Александр Демьяненко ушёл с телевидения и поступил служить в Театр комедий имени Н.П.Акимова на Невском проспекте. Но в 1990 г. в театр пришла режиссёр Т.Казакова, прославившаяся фразой: «Шурики нам не нужны!»

Александр Сергеевич перешёл в петербургский «Приют комедианта», где служил до самого конца. Его участие в двух спектаклях этого театра: «Антигона» и «Владимирская площадь» стало событием сезона. Это были глубокие, характерные роли, а по словам зрителей, видевших игру актёра, он был достоин любой, самой великой сцены.

К сожалению, в конце своей жизни, Александру Демьяненко приходилось разъезжать по стране с антрепризами и творческими встречами. В этих встречах самым тяжёлым для артиста было слышать фамильярное обращение по имени экранного персонажа. «Хотите к Шурику? Идите к нему. Я вам не Шурик, я — Александр Демьяненко!» бывало резко реагировал актёр.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: