Краткое содержание романа «Мартин Иден»
Интеллигент, Артур Морз, попадает в передрягу – к нему пристали нехорошие парни. Как водится, завязалась драка, в которой на помощь страдальцу пришел не кто иной, как простой и смелый парень, матрос Мартин Иден. Победа осталась на стороне последнего, и в качестве благодарности за свое спасение Артур пригласил своего нового друга к себе домой. Оказавшись среди представителей «высшего класса», Мартин почувствовал себя неловко, неуютно – он боялся повести себя не так, ощущал, что ему недостает того изящества и изысканности в манерах, чтобы приблизиться к уровню окружающих его джентльменов и леди.
Герой влюбляется в сестру Артура, Руфь Морз, с первого взгляда, да и ее саму постепенно завораживает красота этого юноши (Мартину было около 20 лет).
Ради возлюбленной он готов пойти на всё, в том числе отказаться от вредных привычек, стать интеллектуально богаче и расширить свой кругозор. Встречи героев происходят всё чаще, Мартин учится, пробует даже выдержать экзамены, но у него не выходит. К сожалению, чем больше Мартин узнавал из книг, тем сильнее крепло его собственное убеждение в том, что стереотипы, навязанные ему обществом, наигранные, жалкие и не соответствующие действительности. Так, поначалу мистер Иден уверен в том, что интеллигенция и в том числе принадлежащая к этому слою общества семья Морзов обладает утонченным вкусом, необыкновенными знаниями, что ее представители могут часами разговаривать о возвышенном и неустанно находить для себя новые темы для разговоров. Каково же было разочарование юноши, когда он узнает, что большинство из богачей и мнимых «умников» говорят только лишь об общих вещах и ни по какому поводу не имеют своего собственного суждения. Впоследствии герою предстоит познакомиться с выходцами из рабочего класса, «социалистами», как их называет друг Мартина, Бриссенден, и именно среди них юноша чувствует себя свободно, может спокойно высказывать свои мысли. Настоящие умы находятся, как замечает в итоге Иден, не среди интеллигенции, а среди рабочего люда, и именно из пролетариев выходят настоящие философы.
Ум Мартина, такой горячий и острый, не мог не привлечь к себе внимания. Настоящие соратники героя на протяжении романа – Джо, Бриссенден, профессор Колдуэл — затмевают собой образ мистера Батлера, который всю жизнь экономил, лишь бы потом остаться в выигрыше и накопить миллионы. А ради чего? Ради того, чтобы заработать себе несварение желудка? Об этом он не задумывался.
Мартин стремился к некоей цели – стать писателем, но терпел лишения не по воле собственной глупости, а лишь потому, что средств не оставалось. Он сетует на то, что его никто не поддержал в самую ответственную минуту, когда он голодал, и никто не хотел прийти к нему на помощь
Все обратили внимание на него лишь спустя время, лишь, когда ему стали приходить чеки. Своё негативное мнение к герою меняет судья Блаунт, с которым Мартин в своё время поссорился у Морзов, а также миссис Морз, мать Руфь
Это обличает низость и подобострастие общества того времени.
К сожалению, пройдя через все трудности, такие как голод, тяжелый, истинно каторжный труд в прачечной, непонимание среди близких и друзей, долги — герой потерял веру в возможность спокойного, беззаботного существования. Он почувствовал такое разочарование в жизни, что никто не смог ему вернуть жажду к ней. Поэтому ни деньги, ни робкая любовь вернувшейся к герою девушки (сначала герои были помолвлены, но из-за того, что родители девушки недолюбливали Мартина, она решила расторгнуть помолвку), ни бескорыстное чувство Лиззи Конноли, ни слава не могли удержать Мартина на плаву, и он решает покончить с собой. К чести героя стоит отметить, что перед смертью он сумел помочь всем, кого любил – он оплатил обучение Лиззи, помог другу Джо, с которым некогда работал в прачечной, выкупить прачечную у француза, дал денег мужу своей сестры Гертруды, Хиггинботему, чтобы тот расширил свою лавку и избавил жену от рабского домашнего труда, помог другой сестре, Мэриан, купил Марии, у которой снимал жилье, ферму, как и обещал, а также издал посмертный труд своего лучшего друга, Бриссендена, «Эвемериду».
Пересказ в тезисах
Мартин Иден, молодой моряк, попадает на ужин к семье аристократов.
Мартин обедает в доме у Морзов (экранизация повести)
Там он знакомится с Руфь Морз, в которую сразу же влюбляется. Юноша решает вступить на путь образования, чтобы стать достойным ее.
Он посещает две библиотеки и с пристрастием поглощает книги, приближаясь к своей цели. Руфь обещает помочь моряку с самообразованием.
В очередном плавании он решает заняться писательством. Журналы не принимают первые работы Идена, и тот идет за советом к Руфи. Однако девушка тоже не может понять его талант.
Деньги юноши снова заканчиваются, и он отправляется на работу в прачечную отеля. Заработав немного денег, Иден снова принимается за писательство.
Он понимает, что между ним и возлюбленной больше нет той пропасти в знаниях. Молодые люди теперь помолвлены, но родителям девушки это не нравится.
Журналы продолжают отклонять работы Мартина. Неожиданно одно издание соглашается опубликовать его рассказ. Постепенно приходят новые чеки. Руфь желает видеть возлюбленного за работой в конторе отца.
На ужине у Морзов Иден встречает Рэсса Бриссендена. Рэсс знакомит юношу с мыслителями, которые советуют ему отправлять рассказы в «Первоклассные издания».
Бриссенден берет его на собрание социалистов. Сидящий в зале журналист публикует гадкую статью о Мартине. Прочитав газету, Руфь отменяет помолвку. К этому времени Бриссенден покончил с собой.
Иден получает чеки на тысячи долларов, но слава его не радует. К нему возвращается Руфь, однако юноша к тому времени уже охладел к ней.
Писатель хочет сбежать от людей. Он оставляет крупную сумму своему другу Джо и сестре Гертруде и уплывает. По пути на острова Мартин задумывается о самоубийстве. Он прыгает в открытое море и погибает.
Главы XLV. Жизненная сила оставляет Мартина Идена
Позже он передаст полученные 350 $ душеприказчику Бриссиндена вместе с распиской о долге в 100 $, которые тот при последней встрече подарил ему.
Далее – колесо фортуны начало работать на Мартина: его стали публиковать. Первоклассные журналы наперебой печатали его статьи, предлагая за них сотни долларов. По почте приходили оплаченные чеки, однако было уже поздно. Он, «выгоревший изнутри», писать более не мог. Мартин был безмерно одинок, потеряв Руфь и Бриссиндена. Над заработанными же деньгами он просто по-философски смеялся.
Однако его большое сердце нашло все-таки им достойное применение. Его любимая сестра Гертруда была измучена возложенной на нее домашней работой скупердяем мужем. Мартин настоял, чтобы она за его деньги наняла себе прислугу и далее работала себе в радость, а не «на износ».
Несколько позже он встречает своего бродяжничающего напарника по прачечной Джо (они оба оставили эту изматывающую и отупляющую работу). Разбогатевший Мартин дарит Джо небольшую прачечную.
Наконец к нему приходит признание. «Его цена» у издателей вырастает на порядок. Он – моден. Перед ним открываются двери, его приглашают в «почтенные дома». Даже мистер Морз посчитал для себя честью, если Мартин посетит его дом. Но даже влюбленная в него со встречи в театре умная и энергичная Лиззи Конолли не может его пробудить к жизни. Не может уже вернуть его чувства и внезапно пришедшая, пытающаяся возродить утраченные отношения, Руфь. Он, наконец, осознает меркантилизм этой девушки и то что ранее любил не ее, а некую некую «Руфь идеальную». Реальная же Руфь была готова уничтожить его талант.
Мартин «болен пресыщением жизнью», холоден изнутри и жаждет покоя.
Второстепенные герои и их характеристика
- Артур — брат Руфи. Он пригласил Мартина на обед в свою состоятельную семью с целью позабавиться над презанятным дикарем. Он рассказывал, как смелый моряк защитил его, бросившись в драку с пьяными хулиганами.
- Норман — второй брат Руфи. Отнесся к появлению в их доме застенчивого малообразованного моряка доброжелательно.
- Гертруда — сестра Мартина. Замученная тяжелым домашним трудом, уходом за детьми, попреками лицемерного мужа-тирана. Женщина приютила брата в своем доме.
- Бернард Хиггинботам — жадный злобный муж Гертруды. Он с трудом терпел присутствие ее брата.
- Мэриан — вторая сестра Мартина. Она была вынуждена много работать, чтобы выбраться из бедности.
- Джим — слабовольный трусоватый постоялец Гертруды, помощник слесаря. Находил радость только в постоянном употреблении спиртных напитков.
- Лиззи Конолли — симпатичная девушка из рабочей среды. Увлеченная Мартином, она поддерживала его в сложные моменты жизни.
- Мистер Чарльз Батлер — голодавший в юности, но сумевший, благодаря постоянной экономии, добиться богатства. Он раздражал Идена тем, что Руфь ему приводила его в пример.
- Мистер и миссис Морз — типичные представители буржуа, не желающие видеть бедного писателя в роли мужа их дочери Руфи.
- Герберт Спенсер — английский философ, проповедующий идеи эволюционизма.
- Уилл Олни — насмешливый юноша, не признающий учения Спенсера. Он равнодушно и неприязненно относился к Руфи, чем огорчал Идена.
- Чурбан — жестокий мальчик, унижающий и избивающий в детстве Мартина.
- Джо Доусон — помог Идену в период безденежья, позвал его на работу в прачечную.
- Мария Сильва — много работающая вдова с тяжелым характером, сдавшая Мартину комнату. Она поддерживала постояльца, давая еду и ухаживая за ним в моменты болезни.
- Профессор Колдуэл — хорошо образованный эрудит, поразивший Идена широтой знаний.
- Мистер Хэпгуд — самовлюбленный кассир, которым восхищалась Руфь. Он производил на Идена впечатление пошляка.
- Герман Шмидт — ухажер Мэриан. Игнорировал Мартина, считая его стихи о сестре неприличными.
- Профессор Крейс — уволенный из университета. Организовал у себя дома дискуссии увлеченных разными идеями передовых людей.
- Строун-Хамилтон — отличающийся ленивым характером. Был убежденным монистом — материалистом.
- Нортон — монист — идеалист, увлекающийся идеями анархизма. Он неожиданно заинтересовал Мартина, но не убедил его.
- Судья Блоунт — представитель высшего общества. Он раздражал Идена дилетантскими рассуждениями о социализме и ограниченностью взглядов.
«Мартин Иден», первоисточник
Тем, кто хочет сразу приступить к обсуждению фильма, придётся немного обождать. Для того чтобы понять «Мартина Идена», нужно знать контекст его написания и проблемы попыток его экранизаций в современности.
Если мы посмотрим на классику литературы, то найдём бесконечное множество примеров того, как через книгу автор передаёт свои взгляды и убеждения, пассивно повлияв на реальный мир.
Джек Лондон придерживался социалистических взглядов, поэтому наделил своего героя полностью противоположными, индивидуалистическими убеждениями, чтобы его разочарование в мире несло практически притчевый характер. Не стоит забывать, что роман был закончен в 1909 году, в период крупных профсоюзных движений, а до Красного Октября оставалось совсем недолго.
Всё накипевшее в себе и в обществе Лондон старался передать через этот полубиографический роман.
Вот теперь можно и приступить к фильму.
Анализ произведения
Если рассматривать книгу «Мартин Иден», анализ разных специалистов и критиков, то можно сделать вывод о том, что это очень яркий роман, который полон жизнеспособных образов разных классов и цитат. Как правило, произведение читается на одном дыхании, и многие персонажи находят отклик.
Читатель наблюдает за эволюцией главного героя. Актуальна проблема несвоевременности реализации цели всей жизни и славы, а также того, что концентрация на одном только деле и тяжёлый труд ведёт к депрессивному состоянию и разочарованию не только в своём занятии, но и в жизни. Роман — повод задуматься о смысле жизни и её непредсказуемости, о цене славы.
Несколько слов о проблематике. Животрепещущие проблемы произведения:
- Любовь.
- Смысл жизни.
- Деньги и слава.
- Счастье.
- Ложные стереотипы.
- Лицемерие.
- Подлость и мелочность мирового устройства.
Основная идея и истина романа — достичь чего-либо возможно только через упорный труд. Однако не лучшей стратегией является путь яркого индивидуалиста, иначе вероятен трагический финал. Герой думал только о себе, а не о благе общества и не нуждался в поддержке других людей. Задачей писателя было низвергнуть это модное в те времена мнение.
Джек Лондон видел в индивидуализме малодушие и эгоизм, которые могут разрушить социум и отделить людей друг от друга. Если так будут поступать все общественные деятели, передовые мыслители и творцы, то преобладать в мире станет равнодушие и тысячи менее сильных и сознательных людей пострадают от него. В противоположность такому развитию событий писатель описывает социализм, который подразумевает равенство всех граждан и свободу.
Автор
Сам Джек Лондон к тому времени был уже достаточно успешным и преуспевающим автором. Он родился в Сан-Франциско в 1876 году. Его творческим дебютом стал очерк «Тайфун у берегов Японии», написанный под впечатлением работы матросом на шхуне, которая занималась ловлей котиков. Очерк получил премию одной из газет Сан-Франциско и был опубликован в 1893 году.
После похода безработных на Вашингтон год провел в тюрьме за бродяжничество, за время скитаний пришел к выводу, что в современном мире физический труд совершенно не ценится, жить достойно можно, только зарабатывая своим умом, тогда же решил стать писателем. В тот же период познакомился с трудами Маркса, вступил в Социалистическую трудовую партию Америки, из которой вышел после того, как партия отказалась от революционного преобразования общества.
Несколько лет учится в Калифорнийском университете, который бросил из-за недостатка средств. В 1897 году поддается «золотой лихорадке», отправляется искать золото на Аляску. Золота на участке, который писатель застолбил с товарищами, не оказалось, вдобавок он перенес цингу. Зато он нашел большое количество героев для своих будущих произведений. В 1900 году выходит его первая книга «Сын волка», а за ней сборники рассказов «Бог его отцов», «Дети мороза», «Вера в человека», «Лунный лик», романы «Дочь снегов», «Морской волк». Был чрезвычайно трудоспособным, писал по 15-17 часов в сутки.
Особенность творческого метода Лондона заключалась в стремлении изобразить человека в тяжелой жизненной ситуации, реализм его произведений почти всегда сочетается с духом приключений и романтики, сам Лондон так определял жанр своих произведений:
Для него характерен совершенно особенный поэтический язык, который включает в себя принципы симметричности повествования, быстрое введение читателя в курс событий, а характеристики героев даются через их мысли и диалоги.
Доказал всем, что способен писать не только приключенческие рассказы писатель после выхода его научно-фантастических произведений «Враг всего мира», «Голиаф», «Алая чума», которые привлекают читателя богатым воображением автора, оригинальным стилем и неожиданными сюжетными ходами.
В 1905 году уже известный писатель Лондон покупает ранчо в Калифорнии, на котором увлекается сельским хозяйством. Он пытается создать идеальную ферму, основанную на его утопических социалистических идеалах. Затея терпит крах, все оборачивается огромными долгами. Чтобы рассчитаться с кредиторами, он вынужден писать низкопробные романы типа «Смок Беллью» или «Приключение». В результате писательский труд вызывает у него откровенное отвращение.
В 1914 году едет в качестве военного корреспондента в Мексику, откуда пишет статьи, оправдывающие вмешательство США во внутренние дела других государств, что вызывает негодование его коллег и товарищей по партии.
В последние годы жизни сталкивается с глубоким творческим кризисом, из-за чего увлекается алкоголем. Он даже вынужден купить сюжет для нового романа, так как сам уже не генерирует никаких свежих идей. Замысел ему продает начинающий американский писатель Синклер Льюис. Лондон успевает дать своему последнее название «Бюро убийств», но закончить не успевает. Книга вышла в свет только в 1963 году, когда ее дописал Роберт Фиш.
В ноябре 1916 года писатель умер от передозировки морфия на своем ранчо на 41 году жизни. Этот препарат он принимал на протяжении последнего времени в качестве обезболивающего, так как страдал от уремии. По одной из версий, он совершил самоубийство, на это указывает то, что такие мысли у него появлялись и раньше, доказательством служит финал книги Джека Лондона «Мартин Иден», которая во многом была автобиографической. Однако достоверно до сих пор не удалось установить, было ли это случайным отравление во время очередного приступа боли или это умышленное самоубийство. Интересно, что о вероятности покончить собой Лондон рассуждает в еще одном своем произведении — автобиографической повести «Джон Ячменное Зерно».
Анализ романа
Роман Джека Лондона «Мартин Иден» на английском языке был весьма неоднозначно воспринят читающей публикой. Социалистические идеи в то время в Америке не были популярными, их сторонники подвергались осуждению со стороны большей части общества, иногда их даже считали сторонниками свержения существующего государственного строя.
В самом начале произведения главный герой романа Джека Лондона «Мартин Иден», анализ которого представлен в этой статье, преследует типичную цель — он хочет реализовать пресловутую «американскую мечту», хоть тогда этого понятия еще и не существовало. Мартин мечтает стать богатым и знаменитым, ради осуществления задуманного преодолевает невероятные трудности, но все-таки добивается своего. Правда, за это время растрачивает все свои желания и силы, а сам мир, в который он постоянно мечтал попасть, на поверку оказывается пустыми и насквозь лживым, в нем нет той эстетической ценности, которой намного больше оказывается в затворнической жизни самого героя. В результате он отрывается от родной среды, но не может найти «нового рая», разочарованный и опустошенный кончает жизнь самоубийством.
В анализе «Мартина Идена» Джека Лондона нужно отметить, что одна из основных тем произведения — судьба простого художника из народа в капиталистическом мире. В своем романе автор стремился отразить сложные условия, в которых оказывается талантливый человек в Америке.
При анализе «Мартина Идена» Лондона важно понимать, что это социальный роман, который становится своеобразным исследованием окружающего героев общества. В то же время это роман о любви, человеческой силе и духе
Именно любовь вдохновляет и толкает главного героя на борьбу с общественными условностями. В результате через его судьбу мы можем наблюдать, как подвергаются разоблачению буржуазные средства массовой информации, демократия, издательская политика, система образование. Все элементы такого общества стремятся превратить человека в животное.
Мартину не нравится выспренность литературы, которая правит балом в его время. В отличие от большинства писателей, он знает правду жизни, но, в конце концов, материальная зависимость буквально заставляет его подлаживаться под низкие литературные вкусы окружающей его среды. Душа начинающего писателя деформируется на глазах у читателей под влиянием социальных условий, так, по мнению Лондона, литературная Америка не дает развиться ярким и самобытным литературным талантам, коверкая жизни и души главных героев.
После изнурительной работы в прачечной Мартин с ясностью понимает сущность капиталистического общества со всем ужасом его эксплуатации человека человеком. Эта ситуация заставляет его задуматься и о своей судьбе. Подобный труд высасывает из человека энергию, отнимая способность ясно мыслить.
Когда он проходит путь от чернорабочего до известного писателя, то понимает истинную ценность власть имущих. Перед ним оказываются духовно нищие люди, а все их фразы о свободе, равенстве и братстве — пустые слова, которые ничего не стоят.
Добившись популярности, Мартин прекращает писать, так как приобретает непреодолимое отвращение к творчеству, литература становится для него противна, он ее бросает. В нем погибает художник, который был обманут в своих самых лучших надеждах, умирает Мартин и физически, попросту лишившись вкуса к жизни.
При этом он не забывает о людях, окружавших его, пока он был беден. Он деньгами помогает многодетной португалке, у которой когда-то снимал комнату, сестре, старому товарищу Джо.
Интересно, что сам Лондон, выбирая название для своего романа, склонялся к варианту «Успех», чтобы иронически еще раз подчеркнуть крушение всех иллюзий, которые владели героем, однако издатели остановились на более нейтральном варианте, под которым книга и появилась в печати. Еще одной версией названия романа была «Звездная пыль».
Очень краткий пересказ романа «Мартин Иден»
Не образованный матрос Мартин Иден после плавания волею судьбы попал в качестве забавного персонажа в состоятельную семью Морзов. Он влюбился в Руфь Морз, считая ее недосягаемой и божественной. Благодаря незаурядным природным способностям Мартин начал самостоятельно изучать грамматику, математику, основы поэзии. Стремясь достичь уровня высших классов, чтобы стать достойным любимой девушки, он много читал. Постепенно Мартин, остро чувствующий красоту окружающего мира, принял решение стать писателем. Он много работал и долго жил в бедности, так как его труды не публиковались. Однако, Иден, вдохновляемый любовью, не сдавался. Это позволило ему достичь славы и богатства.
Но долгий путь к вершинам творчества, отсутствие поддержки окружающих, предательство любимой девушки привели к потере интереса к жизни. Общение с представителями возвышенной сферы, куда он настойчиво стремился, принесло только разочарование. Он увидел ограниченных, пустых людей, которых превзошел в духовном и нравственном развитии.
Мартин Иден попытался сбежать от общества, которое ему было неинтересно, на острова Тихого океана. Но в пути его настигло осознание, что в любом окружении он чужой. Стремясь покончить с болью, которую ему причиняет жизнь, Мартин бросился в воду и покончил с собой.
Персонажи
- Мартин Иден — главный герой, матрос и чернорабочий, который кроме непосильного труда и бедности ничего не знает. На свою беду влюбляется в девушку из буржуазного общества и пытается добиться её расположения, но, став умнее и начитаннее своих сверстников, разочаровывается в окружающем мире. Несмотря на это, воистину Хороший парень, который старается помочь всем и каждому, даже если эти люди от него когда-то отвернулись.
- Руфь Морз — натуральная кисейная барышня, со степенью бакалавра искусств, дочь богатых родителей, не знающая ни труда, ни нищеты. С детства ей навязывали, что она должна выйти замуж за человека её общества, способного зарабатывать, и поэтому не понимает стремления простого рабочего Мартина стать писателем. Весь роман, думая, что любит его, она пытается сделать из него «идеального», по мнению родителей и устоя, мужчину (считайте, обычного клерка на службе её отца), но в конце концов бросает его, видя в его характере упрямое нежелание идти у неё на поводу. Несмотря на её тщеславие и лицемерное желание вернуть былые отношения, когда Иден в кои-то веки стал знаменитым, Лондон всё же постарался не сделать из неё натуральную злодейку — в конце концов она типичный «продукт» буржуазного общества, не более.
- Расс Бриссенден — гениальный поэт, горе-философ, алкоголик и лучший друг Идена. Единственный в повествовании, кто поддерживал героя до конца, однако противился его попыткам заработать на литературном поприще, считая, что писать нужно для души (легко давать советы «писать для души, для вечности», когда есть капитал и не надо зарабатывать на пожрать). Давно болеет туберкулёзом, до знакомства с Мартином долго лечился в Аризоне. Во время очередного обострения убивает себя, однако оставляет гениальную (по мнению Идена) поэму. Ирония же в том, что Иден намеренно печатает поэму друга и делает его посмертной знаменитостью.
-
Португалка Мария Сильва — женщина, у которой Мартин снимал комнату. Несмотря на внешнюю суровость, нищету, тяжёлые трудовые будни и кучу детей, очень добродушная, щедрая и искренняя женщина, которая как могла помогала герою. Впоследствии, добрый Мартин купил ей ферму, подсветив, что первый гонорар получен за написанный в каморке Марии рассказ.
- Говорит на кошмарном суржике, но для мастера слова Мартина главное, что человек хороший.
- Немалая часть романтического ореола Мартина испарилась, когда Мария узнала, что раньше тот работал, в том числе, и в прачечной (и управляется с утюгом получше самой Марии, для которой глажка на заказ является основным источником денег).
- Ещё португалец — безымянный лавочник с его неподражаемой присказкой: «Такая дэла».
- Джо — ещё один чернорабочий, который помог Мартину устроиться в прачечной. В отличие от целеустремлённого коллеги, Джо давно смирился со своим положением и предпочитает заливать мрачные мысли алкоголем. Даже когда в конце Мартин предлагает другу материальную помощь, тот всё равно предпочитает оставаться свободным бродягой (прачечную к тому времени Джо покинул).
- Лиззи Конноли — молодая фабричная работница, любительница танцев и дешёвых театров. Жалеет, что Мартин обрёл славу. По настоянию Мартина, стала посещать вечернюю школу и курсы делопроизводства. В отличие от Руфи, искренне полюбила Мартина таким, какой он есть, и тот был готов ответить взаимностью… вот только когда молодые открываются друг другу, Мартин потерял вкус к жизни и отверг девушку, желая ей счастливого брака в будущем.
- Гертруда Хиггинботем — старшая сестра Мартина, полная робкая женщина, которая находится под властью мужа-тирана Бернарда. Она бы рада помочь Мартину средствами, да вот Бернард сковывает свободу жены и всячески выражает свою ненависть Идену.
- Мэриан Шмидт — вторая сестра Мартина. По мнению Мартина, очень похожа на Лиззи. Очень сильно зависит от своего «дубоватого» жениха, в том числе и морально. Когда Мартин читает посвящённые сестре стихи, Герман Шмидт выражает «одно лишь хмурое, сердитое неодобрение». Парой дней спустя Мэриан приходит с требованием уничтожить стихотворение и забирает обрывки в качестве доказательства. Герман настаивает на разрыве всякого общения с Мартином (даже отказывается за деньги чинить велосипед Мартина
Лицемерие — это смешно: молодой предприниматель Герман до конца остаётся верным принципу «усердно работать и зарабатывать всё больше» и неодобрительно относится к «сорящему деньгами» (спонсирующему покупку веломагазина) Мартину, однако же с удовольствием использует того в качестве свадебного генерала, чтобы сблизиться с полезными людьми.
).
Образ Мартина Идена
Моряк, представитель рабочего класса. На протяжении романа мы наблюдаем эволюцию персонажа, его внутренний рост. От простого рабочего Мартин дорастает до известного писателя, но какой ценой? Его путь не назовешь простым и полным только лишь радостей. Это был тернистый путь, полный лишений и страданий, в результате которого герою открылись многие истины. В частности, он начинает осознавать, что девушка, которую он любил всем сердцем, на самом деле не верит в него и готова подчиниться своим родителям, убедив себя в том, что Идену никогда не достичь успеха в писательском мастерстве.
Этот герой смел, открыт для обучения, полон сил и энергии, его можно назвать целеустремленным и уверенным в себе. Он вынослив, способен спать лишь по 6 часов в сутки, все остальное время посвящая работе. Держит слово, помогает нуждающимся. Не боится высказывать собственное суждение. Может постоять за себя и тех, кто ему дорог.
Любовь к Руфь многое переменила в герое, и именно благодаря ей он стал меняться как внутренне, так и внешне. Многие положительные черты прежнего Мартина Идена — моряка остались при нем (как, например, доброта, открытость, готовность прийти на помощь беззащитному и проч.) и к ним еще добавились аккуратность, изысканность манер, отказ от вредных привычек; речь персонажа стала более отточенной и логичной. Этот образ не может не вызвать нашего восхищения. Однако есть и обратная сторона медали. Мартин Иден, по утверждению самого Джека Лондона, – индивидуалист (индивидуализм в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова под редакцией Н.Ю.Шведовой – «1. нравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества; 2.стремление к выражению своей личности, своей индивидуальности, к противопоставлению себя другим»). Такая позиция, в конечном счете, приводит героя к гибели. Поскольку он верил только в себя и единственной поддержкой в его судьбе были лишь любовь к Руфи Морз и дружба с Рассом Бриссенденом, то разлад с возлюбленной и смерть друга (Бриссенден окончил жизнь самоубийством) окончательно подорвали жизненные силы Мартина и привели его к гибели.
Он не всегда находил поддержку среди народа, хотя простые работяги любили его просто за то, что он существует, и его бывшие товарищи каждый раз радовались его возвращению. Конечно, не обходилось и без стычек. Однако среди людей, с которыми Мартин вырос, ему всегда было намного спокойнее, чем с представителями интеллигенции. Впрочем, большинство старых товарищей понятия не имели о том, что юноша пишет. И он сам не стремился рассказывать об этом всем. Работы Идена видели преимущественно издатели журналов и газет, Руфь и Бриссенден, а также кое-что слышали о них сестры Мартина и их мужья (на самом деле, из них всех только Гертруда с пониманием отнеслась к творчеству брата).
В целом, нельзя сказать, чтобы народ представлял для Мартина некую особую ценность. Это произошло, вероятно, по той причине, что Иден разочаровался в обществе в целом
Его устройство оказалось совершенно неправильным: несправедливым, полным лести и ханжества, лишений и напускной важности. А за масками образованных интеллигентов обнаружились самые обыкновенные, не способные высказать собственное мнение, лицемеры
Им могут дать фору философы, люди «из настоящего теста», к которым Идена в свое время привел Расс Бриссенден. Таким образом, участь Мартина оказалась весьма трагична, поскольку в его жизни произошел слом стереотипов, с которым он не смог совладать.
Неожиданный успех
Из «Трансконтинентального вестника» пришло письмо, в котором сообщалось, что издание готово опубликовать его произведение. За услугу издатели из положенных 100 долларов издатели обещали заплатить только 5. Мартин впадает в отчаяние. В это время из других журналов поступает несколько предложений. Юноше удается собрать деньги и рассчитаться с долгами. Успех позволяет почувствовать уверенность. Герой четко осознает свои возможности. Чтобы доход был постоянным, Мартин постоянно пишет небольшие произведения. Это не устраивает Руфь, которой хочется, чтобы ее жених работал в конторе вместе с отцом.
На одном из вечеров в доме Морз Мартин знакомится с Рэссом Бриссенденом. Это образованный, интеллигентный человек, который быстро нашел с юношей общий язык. Иден предлагает Рэссу почитать его сочинения. Рэсс объясняет, что произведения Мартина имеют глубокий смысл, который никому не нужен.
Также он считает, что Руфь не в состоянии понять рассказы Мартина. Чтобы добиться успеха, молодой человек должен предлагать свои творения первоклассным изданиям.
По приглашению Рэсса Мартин выступает на собрании социалистов. Услышавший его речь молодой журналист приезжает к Мартину, чтобы взять интервью, которое послужит ему рекламой. Мартин прогоняет его. Желая отомстить, журналист написал статью о своем обидчике, которую прочитали Морзы. Руфь решает расторгнуть помолвку.