Фотографии Александра
Биография и личная жизнь
Александр Цой – талантливый российский музыкант, дизайнер-оформитель, композитор. Александр родился в северной столице – Ленинграде в 1985 году и приходится единственным сыном популярного музыканта и исполнителя песен группы «Кино» – Виктора Цоя. Когда мальчику было два года, его родители развелись. Мать Александра – Марианна Ковалёва. На съёмках кинопроекта «Асса» отец Саши познакомился с другой женщиной – Натальей Разлоговой (по профессии – киновед) и впоследствии ушёл из семьи.
Детство
Когда Александру исполнилось пять лет, его отец трагически погиб в аварии в Латвии на трассе Слока-Талси. Отца Александр Цой почти не помнит.
В детские годы из-за известности отца Александр был окружён повышенным вниманием, что его очень раздражало. Сашу и его маму постоянно донимала пресса, расспрашивая о подробностях жизни с популярным артистом
С 1995 года мать Саши начала сожительствовать с музыкантом коллектива «Объект насмешек» Александром Аксёновым.
В свободное от школьных занятий время Саша часами занимался с конструктором «Лего». Со сверстниками и учителями Александр имел непростые отношения, так как его воспринимали только как сына известного музыканта. Временами мальчик ненавидел школу и не хотел туда ходить. Был по характеру тихим и стеснительным ребёнком. Общеобразовательную школу молодой человек окончил в 16 лет – экстерном.
После окончания школы Александр Цой поменял фамилию с Цоя на Молчанова, чтобы окружающие не сравнивали его со знаменитым отцом. В этот период юноша переехал в Москву. Александр увлёкся веб-дизайнерской деятельностью (оформлял музыкальные обложки альбомов), а также начал изучать английский язык. Работал редактором и журналистом на «Первом канале».
Профессиональная деятельность
Через некоторый период молодой человек вернулся в Санкт-Петербург, где занялся организацией концертов иностранных артистов в ночных клубах. Вскоре он стал одним из учредителей музыкального клуба «Da:da». Позже Александр создал свою группу «Ронни», в которой является лидером. С этого периода молодой музыкант стал сам писать тексты и музыку, а также солировать в коллективе.
Авторские права на все песни Виктора Цоя принадлежат Александру и компании «Moroz Records». Свою творческую деятельность Александр начал с выступлений в составе группы «Para bellvm». Коллектив исполнял музыку в стиле готик-рок, также принимал участие в записи альбома «Книга царств» (2008). В 25 лет музыкант сочинил песню под названием «В память отцу», которую посвятил Виктору Цою. На эту композицию также был снят клип.
Два раза Александр Цой был гостем развлекательного шоу Ивана Урганта. Оба раза на передачу музыкант приходил с гитаристом Юрием Каспаряном. В 2017 году в проекте Александра «Ронни» они представили песню «Шёпот». В 2019 году рассказывали о шоу «Симфоническое кино», в котором исполнялись песни Цоя в симфонической обработке.
https://youtube.com/watch?v=v-_jHR80_3A
В 2017 году музыкантом был записан миниальбом «Опора», в который входят пять песен. Молодой артист снялся в более семи кинопроектах в качестве актёра. В кино Александр дебютировал в 1992 году в картине «Последний герой». Артист принимал участие в фильмах «Солнечные дни», «Жизнь как кино», «Просто хочешь ты знать», «Еловая субмарина: Виктор Цой. Дети минут», «Цой – Кино» и другие.
Любимыми песнями Александра из репертуара отца являются: «Генерал», «Дождь для нас» и «Нам с тобой». В мае 2020 года музыкант подал заявку в Роспатент на регистрацию бренда «Кино».
Сегодня Александр работает в качестве продюсера и видеомонтажёра концертов возобновлённой группы «Кино». Выступления коллектива запланированы на осень 2020 года и состоятся в Минске, Риге, Москве и Санкт-Петербурге. В составе участников группы Юрий Каспарян, Игорь Тихомиров, Юрий Титов, Дмитрий Кежватов, Олег Шунцов.
Александр является противником выхода в прокат фильма «Цой», снятого режиссёром Алексеем Учителем. Музыкант также написал письмо Президенту России с просьбой не допустить картину в прокат. Александр считает, что многие моменты в киноработе о жизни Цоя являются вымышленными.
Личная жизнь и интересные факты
Александр Цой женат. С 2010 года супругой музыканта является Елена Осокина. Подробности личной жизни Александр скрывает от СМИ. Известно, что у пары есть совместный ребёнок, пол которого не известен.
- Александр увлекается мотоциклами и татуировками.
- Рост артиста – 195 см.
- В 2005 году мать музыканта умерла от опухоли мозга. С того периода Александр стал проживать со своей бабушкой по материнской линии. Со своим дедушкой по отцу – Цоем Робертом Максимовичем Александр не общается.
Image and biography of Pavel Suspend
This person is difficult to imagine how much life will change after such a tragedy. For many, he will be a killer, others will quietly hate or even curse him. There are also people — close to the deceased musician, with whom will have to spend some time on the road.
This trip is like a ridicule of fate. Shelest sat down again behind the wheel of the bus. Only now brings in Leningrad the body of the dead legend of rock. Next to him is the former wife of Marianna and the last love of the musician Natalia. And also — the juvenile son, which remained in such a reverent age without his father.
The road to the funeral of metaphoric. This one way that makes not only aware of each character of the film is a terrible loss. But learn to live with it, to some extent to accept and understand — despite the conclusions of experts, there is still alive.
Собирался отмечать 20-летие свадьбы
О 15 августа 1990 года он вспоминает буквально вскользь. Утром он отвез пассажиров в аэропорт, а затем спокойно доехал до дома. Вечером Янис планировал отметить 20-ю годовщину свадьбы, поэтому собирался заехать в Ригу за цветами и подарком для жены. Но потом он решил не делать долгих пересадок и купил цветы в деревне, которая была почти по пути. Теперь он упрекает себя за выбор маршрута….. Этот изгиб дороги на Талси и сегодня имеет дурную репутацию. Дорога едва видна сквозь густой покров деревьев, а дом стоит прямо на повороте, так что обзор не очень хороший.
Янис мог видеть приближающийся «Москвич» и попытался избежать аварии, но скорость была слишком высокой. Автобус Яниса оказался в мелкой речке на обочине дороги. Машину Чоя выбросило на дорогу вверх дном. Янис быстро сообразил: ничего серьезного, только ушибы. Он тут же побежал к машине: а вдруг водитель еще жив? Дверь «Москвича» открыть не удалось, пришлось ее выломать. Человек за рулем не подавал признаков жизни. Его голова была сильно ушиблена, вся область была в крови….. Москвич был сильно поврежден, целым остался только задний бампер. Двигатель отбросило далеко за пределы моста, а на дороге были следы заносов и большие выбоины. Джон побежал звонить в ближайший дом. Вскоре приехала полиция и начала осматривать место происшествия. В машине Чоя нашли документы, магнитофон и колонки. Они также нашли удочки и немного рыбы: он был не с пустыми руками v
Личная жизнь Виктора Цоя
Виктор Цой был спокойной по характеру, но довольно замкнутой отстраненной личностью. По воспоминаниям Александра Титова, «он был человеком абсолютно неброским, не умеющим себя подать, даже стеснительным в компании». 5 марта 1982 года в гостях у общих приятелей 19-летний Цой познакомился с Марьяной Игоревной Родованской, которой в тот день исполнилось 23 года. В то время Марьяна была далека от музыкальной жизни. Она работала в цирке заведующей цехами постановочной части и мечтала поступить в Мухинское училище и получить художественное образование.
Цой познакомился с будущей женой в 1982 году
У нее было несколько знакомых музыкантов, к творчеству которых она относилась прохладно, но Виктор Цой стал счастливым исключением. Позже, в своей повести «Точка отсчета» Марианна написала: «Чувство, которое я испытала, услышав его впервые, скорее можно назвать изумлением, а не восторгом… не ожидала я от девятнадцатилетнего Цоя такой прыти!». Девушка полюбила Виктора и всерьез увлеклась его музыкой, вскоре бросила цирк и стала администратором группы «Кино», надежным помощником и соратником музыкантов.
Свадьба Виктора Цоя и Марьяны Родованской
В феврале 1984 года Марьяна и Виктор поженились. На их свадьбе гуляли практически все известные рок-исполнители того времени: Борис Гребенщиков, Майк Науменко, Александр Титов, Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов («Густав») и многие другие. «В нашу несчастную квартиру набилось человек сто», – вспоминала Марьяна. 5 августа 1985 года родился единственный ребенок Виктора Цоя, сын Александр.
Виктор Цой с сыном Александром
В 1987 году пара разошлась, но официально развод не был оформлен. Последний период жизни Виктор прожил в Москве с переводчицей и киноведом Натальей Разлоговой, которая после его смерти повторно вышла замуж и уехала в США. Наталья была не только последней любовью Виктора, но и его хорошим и верным другом. Кинокритик и эстет, она серьезно повлияла и на внешний образ Цоя: по словам Юрия Айзеншписа, «он превратился из голодного и злого в вальяжного и загадочного».
Виктор Цой и Наталья Разлогова
Чтобы иметь официальное место работы, как это требовалось в СССР, и избежать уголовного преследования за «тунеядство», Виктору Цою, как и многим другим людям, связанным с неформальным искусством, приходилось искать себе какую-нибудь не слишком обременительную должность.
Александр, сын Виктора Цоя, сейчас
Например, летом 1986 года Виктор был уборщиком в бане на проспекте Ветеранов, где ему нужно было мыть помещение, окатывая водой из брандспойта. Работа занимала всего один час в сутки, но этот час приходился на вечер, когда музыкальная жизнь была в самом разгаре – и это было неудобно.
Виктор Цой: последнее лето перед смертью (1990, Юрмала)
Осенью того же года Сергей Фирсов пригласил Цоя поработать кочегаром в котельной «Камчатка», где они оба и проводили время вплоть до 1988 года. В этой знаменитой котельной в разное время работали и другие известные музыканты: Александр Башлачев, Святослав Задерий, Андрей Машнин и т. д. Здесь же проходили «тусовки» и неофициальные концерты. Нужно было только время от времени подкидывать уголь в топку, а в остальном кочегар мог чувствовать себя, по словам самого Цоя, «совершенно свободным». Сейчас в этой котельной устроен клуб-музей Виктора Цоя.
Музей Виктора Цоя в бывшей котельной «Камчатка»
Как перевозили тело цоя из латвии
На рассматриваемой схеме ДТП, являющейся копией схемы ДТП из следственного дела № 480, которое вела следователь Тукумского РОВД Э.К. Ашман, отчётливо видно, что траектория движения автомобиля Цоя по обочине имеет волнообразный вид. Это указывает на предпринятые Виктором Цоем действия по выводу автомобиля из ситуации съезда на обочину.
Съехав на правую обочину и двигаясь по ней, Виктор увидел, что автомобиль приближается к ограждению моста. Чтобы избежать столкновения с ограждением, Цой надавил на педаль «газа» и подвернул руль влево (так ему советовали поступать в ситуации заноса). Автомобиль получает ускорение, соответственно, его скорость резко увеличивается. Вывернутые влево ведущие колёса машины стали уводить её переднюю часть в сторону асфальтового покрытия дороги, прочь от ограждения моста. Правая задняя часть машины, в силу инерции скользя по травяному покрову обочины, запаздывала со съездом с обочины и стремительно приближалась к ограждению. Ширина обочины в середине моста составляла не более 1,5 метра. Это явно было недостаточно для «Москвича», ширина кузова которого составляет 1,7 метра. Расстояние до ограждения неумолимо сокращалось, и из-за узости обочины, задняя часть автомобиля всё-таки ударилось об него (есть в деле по факту гибели Цоя упоминание о следе соударения автомобиля с ограждением моста).
Удар задней части машины об ограждение получился скользящий, по касательной. От удара переднюю часть автомобиля разворачивает в сторону правой обочины, да так, что на траектории движения «Москвича», на некотором удалении впереди, оказывается жилой дом.
Имея небольшие запасы времени и дистанции, во избежания столкновения с домом, Виктор надавил на педаль «газа» до упора в пол автомобиля, руль резко вывернул влево и тоже до упора. В результате предпринятых Виктором Цоем действий, автомобилю удалось выехать с обочины на дорожное полотно. Оба передних колеса машины, почувствовав под собой надёжное сцепление с асфальтовым покрытием, придали автомобилю бешеное ускорение. Автомобиль молниеносно, по крутой дуге, пересекает дорогу.
Удар автомобиля Цоя в борт автобуса был таким сильным, что столкнувшиеся «Икарус» и «Москвич» двигались вместе 6 метров, пока не разъединились. После этого искалеченную машину Цоя отбросило назад к ограждению моста, примерно на 25 метров от места столкновения, а автобус съехал в речку (см. схему).
-
Внж во франции через брак
-
Баня бочка с комнатой отдыха
-
Секс туризм в марокко
-
Пикап на отдыхе за границей
- Апшеронск отдых с детьми
Что говорят наследники Виктора Цоя
Как сообщила «Газета.Ru», отец и сын Виктора Цоя — Роберт Цой и Александр Цой — обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой запретить прокат фильма Алексея Учителя «Цой».
«Очевидно, что использование при создании фильма сведений о частной и семейной жизни известных в обществе граждан (музыкантов группы „Кино“ и людей из их близкого круга), в том числе вымышленных сведений, сплетен, скабрезных намеков и т. п., нарушает интересы этих граждан, их родственников и общества в целом, — приводит издание цитату из письма. — Такие люди, как Виктор Цой, принадлежат не только истории своей семьи, но и истории своей страны. И если такие герои у общества есть, не следует использовать это как вульгарный источник дохода, пользуясь вольными интерпретациями».
Правда, спустя некоторое время Роберт Цой заявил, что никакого письма он не писал и не подписывал. Цой-старший рассказал ТАСС, что видел только первый вариант сценария, одобрил создание фильма, но в работе над ним участия не принимал. Он также заметил, что у него нет какого-то особого отношению к «Цою» Учителя, и он не знает, будет ли вообще смотреть эту ленту.
Позже стало известно, что письмо к руководству страны — инициатива сына Цоя; оригинал послания Александр Цой выложил в своем блоге в Instagram. За отца музыканта послание подписал некий «представитель». Оно действительно адресовано Путину, но в сообщении сказано, что копии письма отправлены также председателю правительства и министру культуры.
«Я был против этого фильма с самых первых версий сценария, которые мне показали, — поясняет Александр Цой. — Рассказанная в нем история — полностью вымышленная, кроме факта гибели моего отца в аварии в Латвии в 1990 году. Я это знаю точно, потому что я там был. Создатели пытаются использовать известную фамилию, чтобы заработать на сомнительных фантазиях».
Цой-младший указывает, что говорит не только от своего имени, но и от имени Роберта Цоя, Натальи Разлоговой, Юрия Каспаряна, Игоря Тихомирова.
«Мы против такого фильма и против его выхода в прокат», — заключает он.
Кадр из фильма
История создания[править | править код]
Учитель не в первый раз обращается к фигуре Цоя. В его фильмографии — документальные фильмы «Рок» (одна из новелл посвящена музыканту) и «Последний герой», где Учитель впервые исследует причины его трагической гибели. Режиссер называет фильм «Цой» продолжением этой линии, а его сюжет — предположением о том, что могло произойти в августе 1990 года. Учитель утверждает, что после аварии сам видел злополучный автобус и общался со следователем, ведущим дело, и с водителем «Икаруса».
Первые упоминания о проекте под рабочим названием «47» относятся к 2017 году. Учитель откладывал начало работы из-за проблем с предыдущим фильмом, «Матильда», так что съёмки начались только 8 июля 2019 года. Проходили они в Санкт-Петербурге, Калининградской и Псковской областях, а также в Латвии.
Алексей Учитель принципиально отказался от художественного изображения Виктора Цоя, использовав в подавляющем большинстве сцен архивные видеозаписи с участием музыканта. Единственный художественный кадр, в котором Виктор Цой изображен лишь со спины, был снят для сцены с аварией. Он полностью сгенерирован нейросетью, так как съёмочной группе не удалось найти актёра с подходящей формой затылка.
Сын Виктора Цоя Александр попросил изменить имена персонажей.
Игорь Вдовин, работающий с музыкантами группы «Кино» (проект «Симфоническое КИНО»), по словам режиссёра, отказался писать музыку для фильма.
Рашид Нугманов рассказал о рабочих контактах с коллегой:
Премьера была назначена на 3 сентября 2020 года, однако 27 августа было принято отложить выход фильма в прокат на неопределенный срок. 23 сентября было объявлено о включении картины в конкурсную программу 36-го Варшавского кинофестиваля, где 12 октября состоялась международная премьера фильма. Российская премьера состоялась в Москве 9 ноября 2020 года. В широкий прокат фильм вышел 12 ноября.
Столкновение на огромной скорости не оставило шансов
По результатам экспертной проверки, «Москвич-2141» музыканта летел со скоростью более 100 километров в час над тобаном Слока-Талси-Ау. Навстречу ему летел «Икарус» без пассажиров — не так быстро, всего 70 километров. За несколько секунд до столкновения Цой потерял контроль над машиной. «Москвич» выехал на встречную полосу и на большой скорости врезался в выходящий из поворота автобус. Цой погиб на месте
Многие поклонники Цоя не могли поверить, что он заснул за рулем — ведь это произошло около полудня, а ранним утром или вечером засыпают даже бессонные водители. Озеро, мимо которого музыкант проезжал, возвращаясь с рыбалки, находилось недалеко от его дома: ехать нужно было всего 20 минут. Однако, поскольку артист встал в то утро очень рано, возможно, что монотонное движение укачало его, и Виктор быстро погрузился в глубокий сон. Нескольких секунд оказалось достаточно, чтобы произошло необратимое. Цой скорбит по сей день: многие его поклонники считают, что он «просто вышел покурить».
Из Латвии в Ленинград по воле рока
Мы познакомились с Цоем во время съемок моего документального фильма «Рок», он там был одним из героев. После того как случилось несчастье, я поехал на место ДТП и видел водителя того самого «Икаруса», с которым столкнулся автомобиль Виктора. Мне эта встреча сильно запала в душу – его лицо, его состояние. Вот человек – в нашем фильме его зовут Павел Шелест, – ничего толком и не знавший о Цое, и вдруг его жизнь категорически изменилась… Прошло довольно много времени, но этот образ не выходил из моей головы. И вот, десять лет назад был написан сценарий фильма, где Павел Шелест стал главным героем.
Это не биография рок-звезды . Это взгляд на Цоя с другой стороны. Это история, происходящая после его гибели. В картине присутствует Цой, но только в документальных кадрах из фильма «Рок». Это выдуманная история, с вымышленными персонажами, хотя во многом основанная на реальных событиях. Действительно, гроб с телом Цоя везли два дня на автобусе из Латвии до Ленинграда. Как я понимаю, они и везли: его жена, его Наталья… Но кто, там был, я точно не знаю. У нас в фильме вместе с ними едут и продюсер группы, и сын Виктора. Но, повторюсь, это все наши предположения.
Мне было интересно, как люди, которые теряют не просто близкого человека, а еще и настолько знаменитого, взаимодействуют друг с другом, как мистическое начало пытается их всех объединить, примирить. С одной стороны – те, кто был близок артисту, знали про Цоя все, а с другой –водитель, который не знал ничего ни про Цоя, ни про тех людей, с которыми свела его судьба. И жанр роуд-муви им в этом помогает: это путь, который надо пройти вместе.
Перед съемками мы нашли того самого водителя, он жив-здоров, живет в поселке под Ригой. Во дворе стоит «Икарус», другой, естественно, – он до сих пор подрабатывает водителем. Много лет он не давал никому интервью, встретил нас настороженно, потом разговорился. В результате мы просидели у него часа два с половиной. Он рассказывал о себе, о том, как служил на подводной лодке. Вполне живой человек, по состоянию души и оптимизму. Но относительно аварии мы ничего нового не узнали, он абсолютно никаких деталей не помнит, да и не мог бы: все тогда произошло за доли секунды.
Правда или вымысел?
В «Цое» достаточно правдивых кадров и фактов. Например, картина открывается архивной съемкой из гримерки после одного из последних концертов «Кино». Цой улыбается, вытирает с глаз растекшуюся тушь, выпивает с музыкантами и неожиданными гостями, которые оказались в помещении. Есть в фильме и несколько музыкальных номеров с песнями «Кино». Это материалы из других фильмов Учителя, который был знаком лично с Цоем и снял про него документальный фильм «Последний герой» в начале 1990-х.
«Последний герой»
Довольно натурально воссозданы похороны музыканта — с толпами поклонников и легендарным огромным портретом лидера «Кино», который попал во многие хроники и оказался в «Цое». Наконец, сама авария экранизирована в фильме очень близко к тексту милицейского протокола: искореженный «Москвич» музыканта, отброшенный после удара почти на 30 метров, «Икарус», угодивший в речку, место аварии — все это воссоздано с практически документальной дотошностью.
Но основной сюжет (переезд из Латвии в Ленинград на автобусе) — это чистой воды вымысел; как говорит сам Учитель, история в жанре «как могло бы быть». Режиссер скандальной «Матильды», к достоверности которой тоже было много вопросов, перед выходом «Цоя» занял очевидную позицию: в каждом интервью он подчеркивает, что эта картина — фантазия на тему, а не фильм по реальным событиям. Его главной задачей не было сделать ленту, в которой пересказывались бы факты, а стояла цель — понять и ответить на вопрос, почему Цой с его музыкой и спустя 30 лет после аварии пользуется огромной популярностью на постсоветском пространстве. Для того чтобы не было лишних замечаний, Учитель даже изменил имена почти всех героев фильма — они отличаются от реальных прототипов. И если вы ждете от «Цоя» прямолинейного байопика или картины в жанре «а как было на самом деле», то сильно разочаруетесь.
Рассказывали, что водителя «Икаруса» убили, но это неправда
Смерть кинорежиссера потрясла его поклонников. И по сей день, спустя 30 лет, они пишут на стенах «Чой жив!», оплакивают его, слушают и поют его песни. Известные музыканты продолжают снимать клипы на его песни. Цой стал идолом, символом для целого поколения, если не сказать поколений: Сегодняшняя молодежь слушает его. А какова жизнь этого водителя, чье частное такси стало, пусть и невольно, причиной трагедии? Кто этот человек? Знает ли он, кто погиб в тот день при столкновении с его автобусом? И не его ли обвиняют сторонники Виктора? Водителя зовут Янис Фибекс. Ходили слухи, что он погиб от рук неизвестных через два года после аварии. Но это оказалось слухами. В 2010 году, через 20 лет после аварии, Янис дал интервью Первому каналу, в котором рассказал все подробности злополучного столкновения. Он никогда не был поклонником Чхве и не слушал его песен, но каждый август на протяжении последних 30 лет он приходит на место гибели певца, чтобы возложить цветы к его мемориалу.
Цой в кино
Виктор Цой до своей трагической гибели в августе 1990 года успел сняться лишь в нескольких фильмах — у Сергея Соловьева в «Ассе» на всю страну прозвучала его песня-лозунг «Перемен!», а потом он сыграл главного героя в «Игле» Рашида Нугманова. После смерти о Цое не раз снимали документальные фильмы, но до игровых картин на основе его биографии дело не доходило.
Статья по теме
Легенда о Цое. Каких перемен на самом деле хотел герой поколения?
А вот в 2017-м стало известно сразу о двух проектах, одним из героев которых должен был стать Цой. Фильм Кирилла Серебренникова «Лето» рассказывал о событиях начала 80-х — знакомство Цоя с Майком Науменко из группы «Зоопарк», начало творческого пути с основанием группы (потом превратившейся в «Кино») и вступлением в ленинградский рок-клуб. Питерские рок-музыканты, которые помнили о тех событиях, фильм Серебренникова раскритиковали, но картина участвовала в основном конкурсе Каннского кинофестиваля и завоевала там приз за музыку (его получил Рома Зверь, сыгравший также в «Лете» роль Науменко).
Правда, с «Летом» была связана ещё одна не самая приятная история — еще до завершения работы над картиной Серебренников был задержан по так называемому «Делу Седьмой студии» и заканчивал фильм уже под домашним арестом. В Канны он, конечно, не поехал, но поддержку оттуда получил.
С проектом Учителя долгое время особой ясности не было — ходили слухи, что Цоя в нем не будет, а главным героем станет водитель «Икаруса», в аварии с которым и погиб музыкант. Так и оказалось — недавно вышел трейлер картины, который, видимо, и стал поводом для скандальных заявлений наследников Цоя.
Звезда по имени Цой. Две яркие истории любви лидера группы «Кино»
Подробнее
В ролях[править | править код]
Актёр | Роль |
Евгений Цыганов | Павел Шелест, водитель автобуса (прототип Янис Фибигс) |
Надежда Калеганова | Виктория, фотограф группы |
Марьяна Спивак | Марина, бывшая жена певца (прототип Марианна Цой) |
Мария Пересильд | Женя, сын певца (прототип сын Цоя Александр Цой) |
Илья Дель | Рика, парень Марины (прототип Александр Аксёнов «Рикошет») |
Паулина Андреева | Полина, последняя любовь певца (прототип Наталия Разлогова) |
Игорь Верник | Юрий Райзен, продюсер певца (прототип Юрий Айзеншпис) |
Инга Тропа | следователь Илзе Ясс (прототип Эрика Ашмане) |
Артурс Скрастыньш | Майор Цирулис (прототип Гуннар Цирулис, начальник СО Тукумского РОВД) |
Виталий Коваленко | Подполковник Свиридов |
Реакция[править | править код]
Александр Цой, с которым у режиссёра произошли, по его словам, «острые разговоры», дал ленте оценку ещё до премьеры: «Хорошего мне сказать нечего, а плохое только подогреет интерес к этому фильму».
Отец и сын лидера группы «Кино», назвав фильм «пошлым зрелищем», обратились к Путину с просьбой «организовать проверку» и «принять надлежащие меры», дабы не допустить того, чтобы имя их родственника было опорочено. Инициатором письма был Александр Цой. В обращении подчеркнуто, что «создателям фильма „Цой“ не давали согласие на использование имени и изображения музыканта ни наследники, ни музыканты группы „Кино“, ни иные правообладатели и заинтересованные лица». Тем не менее, несмотря на их письма в Минкультуры, фильму было выдано прокатное удостоверение.
Рашид Нугманов заявил: «Алексей переименовал название фильма из „47“ в „Цой“, что представляет собой уже прямое нарушение права на образ… Это открытое лукавство, которое невозможно оправдать никаким словоблудием».
Сам режиссер отвергает все обвинения в искажении образа Цоя.
После выхода фильма 12 октября 2020 года профессиональные критики отреагировали неоднозначно («Цой мертв» называлась одна из газетных рецензий). Киновед Ольга Галицкая написала: «Умозрительная, лишенная жизнеспособности идея, которую Учитель упорно вынашивал аж десять лет, родила анемичное, тоскливое кино». Рок-журналист, музыкальный критик, писатель Артемий Троицкий назвал фильм «предательством памяти о жизни и смерти Цоя», журналист и театровед Марина Тимашева — «очередной спекуляцией на имени». Главный редактор журнала «Медведь» Борис Минаев написал: «Цой жив, а фильм — нет. В отличие от „Лета“, где все живые до слез, хотя сюжет вспомнить практически невозможно».
Писатель Платон Беседин высказал мнение, что «Учитель из приличного режиссёра превратился в купца-ремесленника… Это очень выгодно, на самом деле, брать имя… и снимать не пойми что, заявляя: мол, вы чего? Это же художественное произведение, все совпадения случайны. Хорошо, пусть так, но чего ж ты, зараза, название такое даёшь, а?».
Звукорежиссёр Алексей Вишня: «Фильм ни о чём… Картина не про Цоя, она про рок. Только не про музыкальный, а про злой… Стоило ли его снимать, стоило ли называть его „Цой“ — ответ очевиден, на мой взгляд».
По мнению журналиста Вадима Богданова, InterMedia, фильм «состоит из набора нелепых случайностей, фанерных персонажей, нарушений причинно-следственных связей и диалогов, написанных человеком, который будто бы ни разу ни слышал человеческой речи… Алексей Учитель всего-навсего снял очень плохое кино». Продюсер и общественный деятель Джоанна Стингрей назвала «Цоя» «каким-то абсурдом, сплошной фантазией о реальном человеке».
«Аргументы и факты»:
«Комсомольская правда»:
«Известия»:
Учитель и Цой
У Алексея Учителя очень давняя история взаимоотношения с ленинградскими (или питерскими) рок-музыкантами. В 1987 году он снял документальный фильм «Рок», и это было первое появление на большом экране многих знаменитых рок-деятелей той эпохи. В съемках картины принимали участие Борис Гребенщиков, Олег Гаркуша, группы «Аквариум», «АукцЫон», «ДДТ» и, разумеется, Цой со своим «Кино».
«Рок» был очень благоприятно принят тогдашней критикой, кадры из него стали классическими и использовались в видеоряде многих телепередач и документальных фильмов. Кроме того, в 1992-м Учитель выпустил документальную ленту о Викторе Цое «Последний герой».
Сам Учитель уже в 1990-м основал собственную киностудию под этим названием (ту самую «ТПО «Рок»), позже начал снимать и художественные фильмы — среди них были «Космос как предчувствие» и «Край», представлявший Россию на «Оскаре» в 2010 году.
Цой машина и автобус
15 августа 1990 года ушел из жизни один из самых любимых рок-музыкантов России, легендарный Виктор Цой. Со дня его смерти прошло почти 27 лет, но число поклонников его творчества продолжает расти, как и количество попыток разгадать тайну его трагической гибели.
Официальная версия — автокатастрофа, в которой Цой уснул за рулем, — многих не убедила. Друзья, родственники и тысячи поклонников кинорежиссера отказываются верить, что это был несчастный случай, и строят догадки.
В настоящее время существует три версии смерти рок-музыканта: самоубийство, заказное убийство и несчастный случай.
Василий Сапожников, писавший в Проза.ру два года назад, однозначно отвергает первую версию, говоря, что вряд ли молодой певец, находившийся в зените славы и творчества, хотел покончить с жизнью. Кроме того, Виктор Цой был влиятельным человеком. Идея заказного убийства также была отвергнута автором, поскольку планировать столкновение с автобусом просто несерьезно, и исполнителям пришлось бы учитывать слишком много моментов.
По поводу аварии, основной официальной версией которой остается то, что виновником ДТП стал водитель «Москвича 2141», а именно Виктор Цой, который не справился с управлением транспортным средством, потому что уснул за рулем, автор пишет, что вряд ли Цой уснул: «Экспертиза показала, что в крови В. Цоя не было алкоголя и он не находился в состоянии алкогольного опьянения. Это означает, что Виктор не мог заснуть под воздействием алкоголя. Возможно, его сознание отключилось из-за усталости после ночной рыбалки, в результате чего он оказался на обочине дороги. В этом случае неуправляемая машина продолжила бы свой путь, в конце концов, полностью съехала бы с дороги и врезалась в прилегающую территорию (канаву, скопление кустов и деревьев или реку). Безусловно, произошла бы авария, но столкновения с автобусом точно бы не случилось. Из этого следует, что Цой не мог потерять сознание за рулем из-за переутомления.
Василий Сапожников продолжает другие аргументы и описывает наиболее вероятную последовательность событий. Например, при скорости 60-70 км/ч и температуре 28 градусов Виктор Цой просто потерял ориентацию, возвращаясь на известный маршрут, и ненадежно стабилизировал руль. Когда Цой понял, что что-то не так, он попытался повлиять на ситуацию и, увидев, что машина приближается к ограждению моста, сделал вид, что поворачивает налево, чего никак не мог сделать спящий водитель. Траектория движения была направлена в сторону жилого дома. Чтобы избежать наезда, Чой ускорился, и вдруг появился автобус. Последние минуты жизни Виктора Цоя закончились.
Автор сделал свои выводы, которые заключаются в следующем:
«1. 1. 2. Виктор Цой не контролировал свой автомобиль и поэтому был виновен в аварии. 3. Виктор Цой не заснул за рулем и активно пытался взять управление автомобилем до последней секунды своей жизни. 4
внимание Виктора Цоя было ослаблено во время поездки до аварии по следующим причинам: — поездка проходила по знакомому маршруту (фактор привычки); — поездка проходила после ночной рыбалки (фактор усталости); — водитель не находился под воздействием алкоголя или наркотиков, а мог находиться в состоянии размышления и расслабления (фактор невнимательности). 5
водитель В. Цой во время движения держал руль одной левой рукой; руль не был прочно закреплен (нарушение правил дорожного движения). 6. причиной схода автомобиля В. Цоя с правой стороны дороги могло стать незначительное столкновение переднего колеса его автомобиля с препятствием. В результате столкновения с препятствием рулевое колесо вышло из свободной левой руки Цоя и неконтролируемо повернулось вправо. 7. таким препятствием на дороге может быть как камень, так и кусок асфальта, выбоина или кочка. 8. состояние и ширина обочин не соответствовали установленным стандартам. Обе обочины заросли травой, что способствовало заносу или скольжению автомобиля при столкновении. На правой стороне дороги в направлении движения автомобиля г-на Цоя проезжая часть была значительно сужена на 1,5 метра в районе средней части ограждения моста через реку.