Городничий в «Ревизоре» Гоголя
В лице городничего Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского Гоголь вывел чиновника, живущего лихоимством и казнокрадством. Из всех своих товарищей-чиновников, тоже живущих взятками и вымогательством, он вымогатель самый наглый. «Такого городничего, жалуются купцы Хлестакову, никогда еще, государь, не было». Требуя подарков для себя и семьи, он даже именины свои справляет в год дважды. Этот герой «Ревизора» не только пользуется обывателями, злоупотребляя традиционными «порядками» жизни, он обирает и казну, входя в мошеннические сделки с подрядчиками, присваивая себе деньги, ассигнованные на постройку церкви. Смягчающим вины городничего обстоятельством является то, что он смутно понимает безобразие своего лихоимства и казнокрадства. Сквозник-Дмухановский оправдывает себя 1) наивным восклицанием: «если что я и взял, то уже без всякой злобы, 2) очень употребительным аргументом: «все так делают». «Нет человека, говорит он, который бы за собой не имел грехов. Это уж так самим Богом устроено, и вольтерьянцы напрасно против этого говорят!»
По отношению к обывателям городничий проявляет беспредельное самовластие и произвол: отдает в солдаты не того, кого следует, сечёт невинных людей.
Необразованный и грубый в обращении (разговор с купцами), этот герой «Ревизора» отличается, однако, большой практической сметкой, и это его гордость. Городничий сам говорит, что ни один мошенник его провести не мог, что он сам их «поддевал на уду». Он яснее всех других чиновников понимает положение вещей, и когда те, объясняя причины присылки к ним ревизора, заносятся, Бог знает куда, он, как человек практический, говорит не о причинах, а о грядущих последствиях. Городничий лучше всех других чиновников города умеет обделывать свои делишки, потому что прекрасно понимает душу человеческую, потому что находчив, умеет играть на человеческих слабостях, вот почему он долго и безнаказанно лавирует среди различных добродетельных губернаторов и ревизоров.
Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Художник Ю. Коровин
Необразованность этого героя комедии сказывается не только в отсутствии лоска в манерах, но выражается еще очевиднее в его суеверии, он очень наивно, по-язычески, понимает свои отношения к Богу, считая себя настоящим христианином и человеком образцовой набожности («я в вере тверд» говорит он). Под религией городничий понимает только обрядность, выражающуюся в посещении церкви по праздникам, в соблюдении постов. Он стоит на «двоеверной» точке зрения, которая допускает возможность «подкупать» своего Бога жертвоприношениями, вроде пудовой свечи.
Светлой чертой городничего надо признать его добродушие. Считая себя, благодаря сватовству «ревизора» Хлестакова, бесконечно выше всех в городе, он не заносится так, как его пустая супруга, остается тем же простым человеком, грубовато-радушным и просто-гостеприимным.
Хлестаков и современность
Сюжет пьесы удивительно перекликается с сегодняшним днем. И сейчас можно встретить описанное в произведении чинопоклонничество. И характеристика Хлестакова в комедии «Ревизор» вполне подходит многим людям. Ведь часто бывает, когда человек, стараясь казаться значительнее, хвастается знакомствами со знаменитостями или, приспосабливаясь к ситуации, врет и изворачивается.
Гоголь словно описывает события, происходящие в нынешнее время. А ведь, когда он писал «Ревизора» ему было всего двадцать семь лет. И это лишний раз подтверждает, что гениальность не зависит от возраста.
Тест по произведению
» очень важно, ведь именно создав образ этого лжеревизора из Санкт-Петербурга, автору удается раскрыть сущность чиновников, которые привыкли все решать с помощью взяток. Итак, описывая Хлестакова и давая ему характеристику, следует отметить, что это главный герой комедии, с которым автор нас знакомит уже вначале своего произведения
Характеристика Хлестакова с цитатами из произведения позволит нам составить точный образ героя
Итак, описывая Хлестакова и давая ему характеристику, следует отметить, что это главный герой комедии, с которым автор нас знакомит уже вначале своего произведения. Характеристика Хлестакова с цитатами из произведения позволит нам составить точный образ героя.
Характеристика Хлестакова с цитатами
Это парень «тоненький, худенький», ему «лет двадцать три». Он «приглуповат», «без царя в голове», «одет по моде». Не для него деревенская жизнь «душа моя жаждет просвещения», его привлекает столица. Именно таким представляет нам автор своего героя. Не сумев покорить Петербург, промотав деньги, он едет обратно домой, не забыв приодеться в модные одежды. Именно это и сыграло злую шутку над чиновниками небольшого городка, которые приняли Хлестакова за ревизора.
Краткая характеристика Хлестакова
Хлестаков — мошенник, неудачник и как же он удивился, когда ему стали предлагать деньги, приняв за ревизора. А ему это только на руку, ведь он даже и не пытается разуверить в обратном, а только «подпускает пыли». Краткая характеристика Хлестакова позволяет нам назвать героя наглым человеком, который не брезгует брать деньги у чужих.
Хлестаков врет так, что трепещут чиновники. Встречаются и вульгарные слова, может и обозвать «дураком», «скотиной» в адрес своего слуги, «подлецами», «бездельниками», когда кричал на хозяина трактира
Его духовный мир нищий, так как он не может акцентировать внимание на чем-то конкретном, произнося отрывистые речи
В конце он покидает город, не забыв написать письмо, в котором сообщает, что городничий глуп, Земляника – свинья и прочее. Это говорит о неблагодарном отношении Хлестакова к окружающим.
Характеристика образа Хлестакова позволяет назвать героя произведения пустым, никчемным человеком. И, правда здесь в том, что такие вот городничие, Хлестаковы существуют по сей день, поэтому и «Ревизор» в наше время актуален как никогда, а созданный образ героя бессмертен, ведь он будет существовать до тех пор, пока чиновники не начнут работать и жить правильно, а, значит, вечно.
Характеристика Хлестакова
Настоящий пустомеля, не имеющий талантов, умственных способностей и нравственных качеств. Мечтает о лучшей жизни, о богатстве и славе, ничего из себя не представляя. Молодой повеса — всего лишь коллежский регистратор (госслужащий самого низкого чина), которому претит даже несложная работа. Его единственный «талант» — вранье.
Персонаж умеет производить впечатление, но за словами нет никакой реальной силы или знаний. Мастер «чесать языком» и искусный обманщик, который очаровывает дам красноречием и выдуманными историями о якобы выдающейся жизни.
Своим поведением молодой повеса претендует на светскую образованность. А на деле — олицетворяет собой задатки воспитания дворянского класса, продиктованные крепостническим обществом. Особенно ярко это проявляется в диалогах со слугами: с явным превосходством и презрением Иван Александрович держится с теми, кто расположен низко на социальной лестнице.
При первой встрече с чиновниками неясно, кто кого больше боится. Но пройдоха быстро ориентируется в ситуации, и производит впечатление на высокопоставленных лиц, пользуясь их глупостью и страхом перед ревизором.
Он ловко манипулирует их малодушием и ожиданиями, хотя его речь намекает на интеллектуальное убожество. Комичность и в то же время трагичность ситуации в том, что Хлестаков умудряется превратить чиновников в своих друзей, готовых предоставить ему любую услугу за мнимую благосклонность.
Внешняя характеристика
Хлестаков из «Ревизора» описан Гоголем буквально в трех предложениях. Но изображен его портрет был максимально ярко, чтобы читателю сразу стало понятно, за кем ему придется наблюдать.
Кто же такой Иван Хлестаков? По отчеству он был Александрович. Молодой человек лет двадцати трех, худощавого телосложения. Шатен с хитро бегающими глазками, без царя в голове, с пустейшим внутренним миром. Такое описание вряд ли вызовет симпатию.
Если говорить кратко, то единственным приятным моментом в его образе можно считать строгий дорогой костюм Хлестакова из английского сукна, который идеально на нем сидел и придавал статус. Учитывая тот факт, что в России во все времена «встречали по одежке», именно строгий и деловой образ сыграл немаловажную роль во всей последующей череде событий. Как бы это ни было смешно, костюм, являясь всего лишь внешней оберткой, сделал главного героя почтенным членом общества. Пусть и на время, всего лишь в чужих глазах и собственных фантазиях.
Рассуждение
Знаменитая комедия Н. В. Гоголя «Ревизор», покорившая сердца читателей своей саркастической насмешкой и иронией в отношении общества первой половины XIX века. Образ одного из главных героев произведения необычайно ярок и многогранен.
Хлестаков Иван Александрович — молодой чиновник в возрасте 23 лет, родом из Петербурга, обладающий тонким и худощавым телосложением. Как описывает его сам Николай Васильевич, Хлестаков обладатель невысокого роста, беглых глаз и приятной внешности. Именно внешность в большей степени помогала ему в обольщении женщин. Как говорит автор, он никогда не страдал от недостатка женского внимания, являясь большим их любителем и почитателем.
Что касается внутреннего мира героя, то следует сделать вывод, что мужчина глуповат, и словами бросался намного быстрее, чем успевал думать. Про таких людей часто говорят «без царя в голове». Но, несмотря на свою недалекость, Иван Александрович умеет убедительно блефовать и лгать глядя в глаза окружающим. Именно этот фактор и сыграл важнейшую роль в обмане чиновников города N. На столько искусно было вранье, что местные жители приняли его за настоящего ревизора, всячески обхаживая обманщика и предлагая ему деньги.
А деньги Хлестакову действительно были нужны. Из-за привязанности к азартным играм, он постоянно проигрывал все свои деньги, которые ему присылал отец. Даже слуга главного героя в некоторой степени предвзято и небрежно относится к своему хозяину. Но не смотря ни на какие наставления и поучения, Иван Александрович все также продолжал безалаберно обращаться с деньгами. Порой ситуация доходила до того, что ему приходилось занимать деньги у других с полным осознанием, что не собирается возвращать долги.
Самого себя Хлестаков позиционирует как человека маленького, незначительного, отлично понимающего свой статус в обществе. Тем не менее обладает огромной самовлюбленностью. Он не стесняется называть себя генералом, прославленным писателем или великим общественным деятелем. Причем мужчина и сам был глубоко убежденным в своих собственных выдумках. Еще одним качеством, которым чиновник обладал — это любовь к дорогим костюмам. Он обожал следовать моде, что также повлияло на благоприятное расположение к нему местных чиновников и прекрасных дам. В то время как это вновь приводило к необдуманным тратам денег.
Изучив комедию Гоголя, можно смело сделать вывод о том, что образ Хлестакова И.А. представляет собой самодура с пустой душой, умеющего своевременно притворится тем, кем нужно и воспользоваться ситуацией себе во благо.
Характеристика Хлестакова сочинение, 2 вариант
Сегодня на уроке мы изучали комедию Ревизор, познакомившись с ее главным героем, и сейчас нам предстоит дать характеристику Хлестакова, которая поможет получше познакомиться с данным персонажем. Кстати, фамилия Хлестакова со временем стала нарицательной, а хлестаковщина включила в себя ложь, манерность поведения, зазнайство, глупость и внутреннюю пустоту. Давайте остановимся на характеристике Хлестакова кратко и понятно.
Характеристика образа Хлестакова
Наверное, в сочинении по теме характеристика Хлестакова в комедии Ревизор, сразу имеет смысл охарактеризовать героя со стороны автора произведения… Чтобы помочь актерам более точно играть роль Хлестакова, он дает подсказку. Гоголь характеризует героя, как пустого и очень глупого человека, что говорит без соображения. Хлестаков — дворянин, занимающий самый низкий чин. Согласно цитатной характеристике Хлестакова — это елистратишка простой, хотя ведет он себя заносчиво и не по статусу. Хозяин гостиницы называет этого человека мошенником и плутом, при этом Иван Хлестаков продолжает с детской наивностью производить должное впечатление, дальше продолжая врать. Лучше всего ложь ему дается в общении с чиновниками некоего уездного городка, которые приняли приезжего за ревизора. Вот здесь Хлестаков, пользуясь случаем, и дает волю своей фантазии.
Хлестаков — пустышка, а смысл жизни он видит в поиске выгоды для себя. Живет всегда не по средствам, любит все самое лучшее, азартный, поэтому играет в карты и часто проигрывает крупные суммы денег.
Характер Хлестакова
Продолжая изучать характеристику Хлестакова на уроке литературы, рассмотрим его характер. Здесь мы видим трусливого обманщика и тщеславного человека. Правда стоит отдать должное смекалке Хлестакова. Поняв, что его принимают за другого, он тут же вживается в роль ревизора, понимая что на празднике жизни можно погулять только в случае, если умеешь пользоваться выпавшим шансом.
Хлестаков — авантюрист, который ищет приключения, но при этом он жалок и ничтожен. Как сказал городничий о главном герое комедии, это сосулька, тряпка, но умеющая себя подать. Никчемный и наглый пустобрех. Что самое страшное, Хлестаков не просто человек, прожигающий свою жизнь, это настоящее детище бюрократии, которая сложилась в царской России.
Характеристика речи Хлестакова
Если охарактеризовать речь Хлестакова, то уже вначале мы замечаем хаотичность его мыслей. Его беседа ни грамотная, ни последовательная, что ни слово, то сюрприз не только для собеседника, но и для самого героя. Речь Хлестакова всегда бессвязная, и он постоянно врет. Так как его словарный запас скуден, да и по большей части общается он лишь с картежниками и слугами, то часто использует в речи лишние слова вставки. Например, «а что», «а как бы», «а если», «а как же». Его речь непоследовательна и может быстро перескакивать с одной темы на другую. Из-за неумения придумать что-то оригинальное, его вранье превращается во второсортное. Единственное, мы видим в речи Хлестакова немного поэзии в общении с женщинами. И то лишь потому, что он говорит заученными фразами и штампами, которые были вырваны им из французских романов. Но все наиграно, смешно и не искренне.
Внешность Хлестакова
Характеризуя внешность Хлестакова, мы понимаем, что его внутренний мир очень скуден, и он духовно пустой человек. Может поэтому автор много внимания уделяет внешности героя.
Согласно описанию, у Хлестакова приятные черты лица, располагающие к себе. Волосы каштанового цвета, небольшой нос и часто бегающие глаза, что характеризуют Хлестакова, как трусливую личность. Однако это не настораживает окружающих, а наоборот, быстрые глаза всех смущают. Он небольшого роста, очень худой, физически непривлекателен, и далек от грациозности. Но и здесь Хлестаков находит выход из ситуации, отдавая предпочтение дорогим костюмам. Благодаря этому первое впечатление о нем складывается наилучшим образом. Не зря же чиновники небольшого городка приняли его за ревизора. А все потому, что одет Хлестаков был с иголочки, одежда из дорогой ткани и пошита по последней моде, что кажется это некая хитрость
Ведь благодаря внешности он отвлекает внимание людей от своего внутреннего мира пустоты и бездушия
Вот так, благодаря своей внешности, умению врать, быстро говорить и перескакивать с темы на тему, Хлестакову удается обмануть чиновников. И это все автор раскрывает при помощи своего главного героя Ивана Хлестакова, над чьей характеристикой, манерой поведения, внешностью и характером мы сегодня поработали.
Данный материал по теме характеристика Хлестакова можно использовать в сочинении для 8 класса.
Характеристика Хлестакова. Ревизор Гоголя
Цитаты
После того как произведение было опубликовано, понятие «хлестаковщина» стало общеупотребительным. Даже сегодня этим расхожим выражением описывают ситуацию взяточничества и попустительства со стороны правящих органов и проверяющих. В лице Хлестакова описаны самые яркие недостатки и грехи людей, представляющих власть. Цитаты из монологов героя уместны во многих современных ситуациях, поэтому часто используются журналистами.
Хлестаков, зазнавшись, проявляет самоуверенность и возносит свою персону над другими. Он ничего не требует от чиновников и, видя, что они сами готовы преподнести ему все, что душа пожелает, с ложной скромностью заявляет:
Поняв, насколько легко использовать ситуацию в свою пользу, Хлестаков потерял стыд и стеснение. Он критиковал благодать, которой его окружали, завирался без зазрения совести и начал одалживать деньги у каждого встречного:
Меню статьи:
Мы привыкли уже к тому, что, в основном, жизнь преподносит нам сюрпризы в виде неприятностей и сложностей. Наверное, поэтому истории с обратным течением обстоятельств воспринимаются нами как нечто из ряда вон выходящее. Такие ситуации кажутся в некой мере ироничными. История, рассказанная в повести Николая Васильевича Гоголя «Ревизор», кроме того, что по своей сути является подарком судьбы, так еще и основана на доле абсурда. Такое сочетание делает произведение уникальным и привлекательным.
Список героев с характеристикой
Иван Александрович Хлестаков – 23-летний мелкий чиновник (коллежский регистратор) из Петербурга, помещик деревни Подкатиловки Саратовской губернии. Тоненький, невысокий, приятный. Болван, игрок, франт, прогульщик работы, живет на подачки отца, театрал. Есть слуга Осип. В городе N принят за ревизора (тайного проверяющего) и выдает себя за него. Зазнайка, трус, авантюрист с мечтой о власти, деньгах, славе писателя. Врет, и сам себе верит. Ухажер жены и дочки городничего. Берет взаймы без возврата. Улизнул из N, пока не разоблачили. Высмеял всех в письме к другу.
Осип – старый крепостной слуга Хлестакова. Смышленый, ворчливый, хозяина не боится. По его совету Хлестаков покидает N.
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий со стажем 30 лет. С грубым лицом и характером. Взяточник, вор, бездельник. Женат на Анне Андреевне. Хочет выдать за ревизора дочь Марью и стать генералом.
Анна Андреевна – моложавая кокетливая горделивая жена городничего. Хочет завести роман с Хлестаковым, жить в столице.
Марья Антоновна – 18-летняя красивенькая глупенькая дочь городничего с мечтой о выгодном замужестве с Хлестаковым.
Лука Лукич Хлопов – смотритель училищ, титулярный советник. Бездарь, трус, игрок, лентяй, заискивает перед ревизором. Хлестаков каламбурит, что Лука Лукич протух луком. Женат.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин – дурной (тяп-ляп) судья со стажем 15 лет. Прочел 5-6 книг и умничает. Обожает охоту. Безбожник. Взятки берет борзыми щенками. Любовник жены Добчинского.
Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений, толстяк, карьерист, завистник, сплетник, доносчик (выдал ревизору, чем плохи местные чиновники), экономит на больных. Женат, отец 5 детей.
Иван Кузьмич Шпекин – почтмейстер, лентяй, наивный до глупости, любопытный. Зачитывается чужими письмами. От него узнают, что Хлестаков самозванец, а в N едет ревизор.
Петр Иванович Добчинский – помещик, сплетник, пузатый коротышка, похож как близнец на Бобчинского, кум городничихи, обманутый муж. Просит ревизора узаконить его добрачного сына.
Петр Иванович Бобчинский – помещик, болтун. От него с Добчинским пошла сплетня, что Хлестаков ревизор.
Христиан Иванович Гибнер – бездарный и бездушный лекарь, немец, не понимает по-русски. Экономит на пациентах.
Степан Ильич Уховертов – частный пристав. Грубый лентяй. При нем в полиции ни за что секут унтер-офицершу.
Держиморда, Свистунов, Пуговицын – подчиненные Уховертова, полицейские. Грубые, глупые, беззаконные.
Иванова – унтер-офицерская вдова. Не дралась на базаре, но высечена в полиции. Жалобщица ревизору. Городничий заявляет, что она высекла себя сама.
Февронья Петровна Пошлепкина – старуха-мещанка, слесарша. Жалобщица ревизору: городничий за взятку послал в солдаты не сына портного, а ее мужа.
Тряпичкин – литератор из Петербурга, приятель Хлестакова, злой на язык, гуляка, алчный. Ему в письме Хлестаков описывает нравы чиновников N.
Федор Иванович Люлюков, Иван Лазаревич Растаковский, Степан Иванович Коробкин – чиновники в отставке. Старые плуты. Поздравляют городничего с помолвкой дочки. Коробкин просит устроить в столицу сына.
Абдулин – купец, виноторговец. Жалобщик ревизору на поборы городничего.
Андрей Иванович Чмыхов – приятель, кум городничего. Предупреждает письмом о приезде ревизора.
Мишка – крепостной слуга городничего.
Почему Хлестаков – главный герой в пьесе
Пронырливый чинуша — центральная фигура произведения не только потому, что вокруг него разворачиваются события. Его образ общечеловеческий: в нем собраны недостатки общества того времени. Легкость, с которой он вводит всех в заблуждение, подчеркивает абсурдность и нелепость ситуации, где герои истории — ее заложники. А любимый прием писателя — «говорящая» фамилия — лишь усиливает впечатление.
Хлестаков — это зеркало, в которое Гоголь заставляет смотреть зрителей, показывая недостатки. Через его образ драматург раскрывает ключевые темы пьесы: коррупцию, взяточничество и моральное разложение. Емкая характеристика Хлестакова из гоголевского «Ревизора» превращает его в ключевую фигуру, вокруг которой строится комическая и сатирическая структура пьесы.
Вариант 2
В произведении «Ревизор» Иван Александрович Хлестаков представляет собой образ лжеца, невежды и бездельника. Его недостатков достаточно, чтобы отметить такие пороки как пустотелость, трусость, бесстыдность, наплевательство. Гоголь больше упоминает его внешние данные, поскольку его духовный мир беден, даже жалок и ничтожен.
Внешние характеристики Хлестакова не блещут красотой, ибо внешность его обычная, но достаточно приятная, чтобы производить впечатление на женщин: он невысокий, худой и незаметен
Единственное, что привлекает внимание – это его модные наряды и манеры. А одеваться Хлестаков любил
Поскольку его интерес к нарядам сыграл в дурную шутку. Гоголь уделяет больше времени, чтобы показать его взгляд, отмечая, что его глаза подобны двум бегающим зверькам. Это говорит о том, что он труслив, лжив и корыстен. Хлестаков не может жить без выпендрежа, высокомерных высказываний, он не может не подражать тем, кто родился в светском обществе, употребляя фразы на французском языке, значения которых он не понимает. К дамам из провинциального городка относится он учтиво, едва зная, что такое этикет.
Иван Александрович Хлестаков считает, что чтобы достичь чего-то, то не нужно стараться. А те, кто зарабатывают на жизнь потом и кровью — глупцы. Он полагал, что все в жизни зависит от случая. И Хлестаков не может не воспользоваться таким случаем, считая, что ему благоволит сама Судьба. Не привыкнув анализировать и даже думать, Хлестаков, живет одним моментом: высказывания, которые он произносит, не содержат смысла, они вылетают раньше, чем он успевает подумать, его действия спонтанны и хаотичны. Все это настораживает чиновников городка, которые и так напуганы его визитом
Иван Александрович тем временем, поняв, что его принимают за другого, кого-то более важного, становится смелее и требовательнее, тем самым вживаясь в роль
Хлестаков ведет себя гордо, путая свою смелость с наглостью, когда чиновники побаиваются его. Манеры к дамам, перенятые с аристократов, притворны и смехотворны.
Гоголь отметил еще в начале произведения, что мысли Ивана Хлестакова непоследовательны. Каждое его слово, высказывание является неожиданностью как для собеседника, так и для самого Хлестакова, он не в состоянии вести грамотный диалог. Считается, что речь – это отражение внутреннего мира героя, смотря на речь Хлестакова, можно сделать следующий вывод: его внутренний мир бессмыслен, хаотичен и беспорядочен. Его маленький лексикон и небольшой круг общения, не в состоянии помочь Хлестакову красиво и изящно лгать, приводя все его мысли к примитивным картинам. Все что он может – это обыкновенно второсортно лгать. Однако, в общении с дамами, которым он пытается понравиться, Хлестаков может похвастаться заученными фразами, штампами, словами, взятыми из французских романов, становясь чуточку «очаровательнее».
Жанр и тематика
Николая Васильевича смело можно считать основоположником сатирического и драматического направления в русской литературе. Гоголь вывел основные закономерности комедии, ставшие классикой. Он ввел понятие «немая сцена» и прием гротеска. Чиновники в его произведении не просто глупы, а до невозможности ограничены. В пьесе нет ни одного положительного или хотя бы нейтрального героя, все персонажи погрязли в глупости и пороках. Жанр работы — реалистичная сатирико-социальная комедия.
Реализм автора помещает обычную личность в довольно типичные обстоятельства, однако исход, которого хотел достичь Гоголь, должен был показать зрителю что-то больше, чем комедию в пороках. Мужчина предпринимал несколько попыток донести до артистов и постановщиков главный замысел работы, писал комментарии и давал советы. Ему хотелось максимально раскрыть конфликт: подчеркнуть абсурдность и комичность ситуации.
Среди персонажей произведения нет положительных образов, что довольно ново для направления, в котором развивался Гоголь. Двигатель сюжета — банальный страх, ведь контролирующие органы могли распорядиться судьбой любого человека так, что он лишился бы общественного положения и получил серьезное наказание.
Цель Гоголя — вскрыть пласт общественных пороков, избавляя людей от них. Писатель хотел обличить всю подлость, безнравственность и несправедливость, происходящие вокруг. Идея автора «Ревизора» — показать бездуховность и низость жизненных устоев русских чиновников. Мораль пьесы состоит в том, что изменить ход ситуации возможно, если начать с себя. Конечно же, странно, что Николай Васильевич ждал адекватного восприятия работы от зрителей, которые по факту были прототипами его персонажей.
Характер, качества, речь Хлестакова
Врет о знакомстве с Пушкиным, называя его своим близким другом: «с Пушкиным на дружеской ноге», «говорю ему: «Ну что, брат Пушкин».
***
Ведет себя воспитанно, когда надо, подлизывается к нужным людям. Умеет правильно себя преподать: «не генерал, а не уступит генералу: такое образование и важные поступки‑с».
К тому же, Хлестаков – игрок, и часто проигрывает все деньги, а потом сидит абсолютно без копейки и ждет денег от родителей.
Иван очень любит Петербург. Здесь много различных развлечений и магазинов, никогда не бывает скучно. Все улочки и улицы стали для него родными.
Хлестакову не стоит особых усилий произвести хорошее впечатление на женщин и заинтересовать их
Ему нравится внимание женщин и сам процесс их обольщения
***
По приезду в город «ревизором», ему приглянулась не только дочь, но и жена городничего: «дочка городничего очень недурна, да и матушка такая».
Любит вкусную еду: «моя слабость, – люблю хорошую кухню». Любит поиграть в карты на деньги с аристократами, но всегда проигрывает.
Комедия «Ревизор» Гоголя как никогда актуален для современной России. Он способен кратко и понятно представить образ нынешних чиновников нашей страны.
***
Прошло практически два столетия, но образ поверхностного, рисующегося, жадного и лживого чиновника современные люди способны наблюдать до сих пор.
Ему довелось серьезно проиграться в карты. Для того чтобы немного исправить свое положение, он едет к своим родителям в поместье.
***
Так как путь его длинный, он, невзирая на отсутствие финансов, останавливается в гостинице города N. Вот здесь- то ему улыбается удача.
***
Такие физические данные значительно портят впечатление, производимое им. Но хитрый Хлестаков находит ловкий способ исправить ситуацию – дорогой и ухоженный костюм.
***
Как же нужно было выглядеть и как себя вести, чтобы в первой половине XIX века сойти за ревизора?
***
Иван Александрович любит изысканную кухню и не отказывает себе в удовольствии вкусно и сытно поесть.
***
Иван Александрович осознает своих пробелы в знаниях, но не спешит их искоренять – фиктивный успех, созданный его ложью, высокомерным и напыщенным видом, окрыляют его.
***
***
Вряд ли он ставит перед собой цель обзавестись женой. Для Хлестакова любовные увлечения – своеобразный способ игры, манипуляции людьми.
***
При этом Хлестаков, кажется, очень наивен. Герою приносят деньги как взятку, между тем, мужчина воспринимает эти «подношения» как заем, восклицая:
***
Брал взятки и вел светские беседы,ухаживал за прекрасными дамами и получал комплименты и раздавал советы.
***
«. Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен. Как вы? Какие Вам больше нравятся – брюнетки или блондинки. «
***
Пища для него была почти самым важным в его жизни.Он очень любил хорошо и сытно покушать.
***
«. Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. » «. Я – признаюсь, это моя слабость, – люблю хорошую кухню. «
***
Мечтал о том,чтобы позже заняться чем-то хорошим и полезным. Это было его мечтой -заниматься литературой.
***
«. Я сам, по примеру твоему, хочу заняться литературой. Скучно, брат, так жить; хочешь наконец пищи для души. Вижу: точно нужно чем‑нибудь высоким заняться. «
***
Гоголь высмеивает пороки людей этого города и их непристойные качества, он это делает с помощью своего главного персонажа-Хлестакова.
Отношения Хлестакова с героями пьесы
В зависимости от того, с кем и при каких обстоятельствах он находился, менялось и его отношение к героям. Например, с Осипом Хлестаков – барин, капризный, немного грубоватый, ведет себя как маленький неразумный ребенок
Хоть и бранит его временами, Хлестаков все же прислушивается к его мнению, именно благодаря пронырливости и осторожности слуги, Хлестаков успевает уехать до разоблачения
С женщинами Хлестаков – столичный франт, нашептывающий комплименты любой дамочке, независимо от возраста.
С Городничим и городскими чиновниками – поначалу испуганный, а потом обнаглевший заезжий врунишка, строящий из себя важную птицу.
Хлестаков легко приспосабливается к любой ситуации и находит выгоды для себя, в результате выходя «сухим из воды».
Второстепенные персонажи
Лука Лукич Хлопов
Смотритель училищ, титулярный советник.
Служит смотрителем училищ. Боится всего, старается быть тихим и незаметным. Очень робкий.
Подробная характеристика Хлопова.
Аммос Фёдорович Ляпкин – Тяпкин
Уездный судья в чине коллежского асессора.
Является судьёй, в соответствие со своей фамилией, службу несёт «тяп – ляп». Прочитал несколько книжек, теперь считает себя вольнодумцем. Заядлый охотник. Как и все, берёт взятки, но «борзыми щенками».
Подробная характеристика Ляпкина-Тяпкина.
Артемий Филиппович Земляника
Попечитель богоугодных заведений, надворный советник.
Занимается богоугодными заведениями, строит свою карьеру, обличая и оговаривая своих друзей. Завистливый и льстивый, умеет подать себя в выгодном свете. Халатно относится к своим обязанностям по обеспечению больниц, и больные часто умирают, что Земляника считает в порядке вещей.
Подробная характеристика Земляники.
Иван Кузьмич Шпекин
Почтмейстер.
Работает на почте, любит вскрывать и читать чужие письма, а также забирать себе те, которые ему очень понравились. Как и остальные жители города, безответственно относится к своим обязанностям, поэтому почта работает из рук вон плохо. Именно он узнал из письма Хлестакова о том, как обманулись чиновники.
Подробная характеристика Ивана Кузьмича Шпекина.
Бобчинский и Добчинский
Мелкие помещики. Мужчины средних лет.
У этих помещиков не только похожие фамилии, но и одинаковые имена, да и внешне они похожи: толстенькие, кругленькие, мелкие сплетники. В характеристике героев нет ничего достойного: они ничтожные люди, никому не интересны.
Подробная характеристика Бобчинского и Добчинского.
Христиан Иванович Гибнер
Уездный лекарь. Иностранец.
Врач, который совершенно не говорит на русском языке, лечением пациентов не занимается, о чём можно догадаться и по говорящей фамилии.
Подробная характеристика Христиана Ивановича Гибнера.
Степан Ильич Уховертов
Частный пристав.
Начальник полиции, не имеет авторитета даже у подчиненных. Квартальные, вместо того чтобы наблюдать за порядком, сами являются его нарушителями.
Подробная характеристика Степана Ильича Уховертова.
Полицейские, подчинённые Уховертова.
Работают в полиции, выпивохи, первые правонарушители в городе.
Унтер-офицерская вдова Иванова
Женщина, которую по ошибке прилюдно высекли.
Вдова, которую незаконно высекли. Пришла к Хлестакову с жалобой на полицейских.
Слесарша Пошлепкина
Мещанка, жертва произвола власти.
Объясняет мнимому «ревизору», что городничий за взятку освободил сына купчихи от службы, а вместо него отправил на службу её мужа, просит о помощи.
Тряпичкин
Приятель Хлестакова, столичный литератор.
Товарищ Хлестакова, трудится на литературном поприще. Любитель сенсационных новостей. Именно ему пишет Хлестаков о случившемся, подкидывая ему тему для статьи о глупости чиновников.
Чиновники в отставке.
Городские служащие в отставке, исполняют минимальную роль.
Слуга Мишка
Слуга городничего, крепостной.
Играет роль «мальчика на побегушках», служит у городничего.
Комедия Гоголя и в наше время остаётся актуальной, так как типы его персонажей распространены и сейчас повсюду. В «Ревизоре» герои, чиновники-бюрократы, правдоподобны и узнаваемы. Характеристика героев, данная в таблице, может быть полезна для читательского дневника.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Ревизор»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Ревизор»
для самых компанейских —
Главные герои «Ревизор»
для самых занятых —
Читательский дневник «Ревизор»
для самых любопытных —
Анализ «Ревизор» Гоголь
для самых крутых —
Читать «Ревизор» полностью
Тест по произведению
-
/17
Вопрос 1 из 17
Самые популярные материалы июня для 8 класса:
Краткое содержание «Бегущая по волнам»
«Пиковая дама» очень краткое содержание
«Бегущая по волнам» очень краткое содержание
Краткое содержание «Три мушкетера»
«Ася» очень краткое содержание
Краткое содержание «Телеграмма»
Краткое содержание «Плаха»
Краткое содержание «Вино из одуванчиков»
«Очень страшная история» очень краткое содержание
Анализ «А зори здесь тихие» Васильев
Одежда барина
Чтобы представить портрет Хлестакова из «Ревизора, придется заглянуть в историю, изучить модные тенденции прошедших веков. У Хлестакова «партикулярное платье». Так называлась одежда «по гражданке». В таком платье нельзя было появиться на службе. Ткань – аглицкое сукно. Чиновник любит дорогие вещи. Фрак может стоить «…рублев полтораста». Отношение к одежде у Ивана неуважительное. Он хочет выглядеть презентабельно, проигравшись, спускает дорогую одежду за бесценок. Фрак уходит за 20 рублей, а брюки «…нипочем идут».
Не вся одежда украшает Ивана Александровича. Есть и другая портретная характеристика: во фраке он «…точно муха с подрезанными крыльями».