Ланселот – рыцарь
Приехав ко двору, будущий рыцарь произвел впечатление не на короля в первую очередь, а на его супругу — королеву Гиневру. Чувства оказались взаимными — именно своей повелительнице он посвящал свои победы на турнирах и на полях сражений. А король Артур, видя профессионализм Ланселота, сделал его рыцарем своего Круглого стола.
Ланселот стал самым ярким представителем королевского рыцарства. В него были влюблены почти все придворные дамы. И, естественно, добивались его расположения. Одна из них, принцесса Элейна, продвинулась дальше других и родила ему сына, которого рыцарь назвал Галахад (можно сказать, в честь себя назвал).
Некоторые читатели могут задать вопрос — как же его смогла соблазнить дама, если Ланселот был влюблен в королеву? Большинство сходится во мнении, что Элейна приняла облик Гиневры с помощью зелья и провела с рыцарем ночь. Как бы то ни было, супруга Артура узнала о связи Ланселота с Элейной и изгнала рыцаря из Камелота — все-таки женская ревность страшна. А королевская ревность еще страшнее.
Несчастный Ланселот провел в скитаниях 2 года, пока не забрел в небольшой городок Корбеник. На нем уже не было сверкающих лат и доспехов – только лохмотья, сквозь которые с трудом можно было узнать бывшую «звезду» Круглого стола. Однако Элейна, по-настоящему любившая рыцаря, после долгих поисков нашла его в Корбенике. Но это был совсем другой человек, сумасшедший, не узнававший никого из своих близких (так Ланселот переживал разлуку и гнев королевы Гиневры).
Но Элейна смогла исцелить любимого с помощью волшебного Грааля. И вот тут возникает следующий вопрос — а как он у нее оказался? Все просто — Грааль, по преданиям, нашел их сын Галахад. Как раз в это время в город прибыли рыцари Камелота, чтобы найти Ланселота и вернуть его в столицу. Таков был приказ королевы, сменившей гнев на милость. Ланселот вернулся. А вместе с ним возродилась и их любовь с Гиневрой.
Но любая сказка рано или поздно заканчивается — отношения рыцаря с королевой положили начало кровавым событиям и предательству в Камелоте. Король наконец решает наказать неверную супругу и приговаривает ее к казни, но Ланселот помогает ей спастись и прячет ее в монастыре, а сам покидает Камелот.
Артур отправляется вслед за рыцарем, посадив на троне своего родственника, Мордреда. Не желая возвращать Артуру власть, он заключает союз с бриттами, и они устраивают засаду Артуру, где он погибает. Королева с горя уходит в монастырь, виня себя и Ланселота в гибели мужа. Она дала клятву, что бывший возлюбленный никогда больше не увидит ее лица. Ланселот сумел в последний раз встретиться с королевой лишь на ее смертном одре. А вскоре умирает сам, пережив главную любовь своей жизни лишь на два месяца.
Отметим, что до сих пор научно не доказано, что Ланселот существовал на самом деле. У короля Артура, возможно, был реальный прототип. В вопросе главного рыцаря Камелота еще ничего не решено. Однако, легенда о любви, способной пережить все невзгоды, нашла отражение в средневековой литературе и стать одной из самых ярких историй любви.
Свержение ржавого рыцаря
Основанный на сказке Альфреда Лорда Теннисона «Идиллии короля», «Свержение ржавого рыцаря» представляет собой драматическое произведение искусства. Девушка с огненными волосами на переднем плане свободно привязана к дереву, в то время как рыцарь в сияющих доспехах верхом на коне размахивает копьем, как будто в победе. Конный рыцарь стоит на мосту через ручей, а его противник, одетый в ржавые доспехи, лежит, растянувшись в ручье внизу. На первый взгляд может показаться, что герой — рыцарь в сияющих доспехах, но на самом деле реальная история намного сложнее.
Артур Хьюз хитроумно оставил зрителя в подвешенном состоянии, как это часто делают современные кинопродюсеры и телепродюсеры. Не сидящий рыцарь — принц Герайнт, рыцарь Круглого стола. Одетый в заимствованные доспехи, он принимает участие в рыцарском поединке в защиту чести королевы Гвиневеры. В случае победы он также защитит честь дочери графа Иньола, Энид. Бедная Энид изображена символически привязанной к дереву, и она смотрит на нее с ужасом и отчаянием, опасаясь, что враг ее отца скоро спешится и прикончит принца Герайнта, пока он наиболее уязвим.
Если бы мы могли перемотать вперед с этого момента, мы бы увидели, как принц Герайнт поднимается на ноги как раз вовремя, чтобы встретиться со своим противником в кровавом бою. В конце концов принц побеждает, и он выигрывает руку прекрасной девушки.
Сказка о принце Герайнте и Энид — классический роман. Все начинается, когда Герайнт присоединяется к королеве Гвиневере, наблюдающей, как король Артур выезжает на охоту. Пока они наблюдают за охотниками, мимо проезжают неизвестный рыцарь и его слуга. Королева обращается к слуге, чтобы узнать, как зовут его хозяина, но в ответ получает отказ и оскорбляет. Будучи галантным рыцарем Круглого стола, сэр Герайнт не может беспрепятственно провести это оскорбление, и он немедленно приводит свою лошадь. Целый день он едет в поисках наглого негодяя, но не может его выследить. В конце концов, вдали от дома, он ищет ночлег в доме графа Иниола. Находясь там, принц вскоре очарован красивой дочерью обедневшего графа. Он также узнает, что богатство и собственность Иньола были украдены его племянником,кто тот самый рыцарь, которого ищет Герайнт. Принц немедленно решает бросить вызов своему противнику в рыцарском поединке, который назначен на следующий день. Однако, отправившись на поиски без доспехов, он теперь вынужден позаимствовать ржавый костюм Иньола. К счастью, принц и искусен, и решителен, и, несмотря на то, что он находится в невыгодном положении из-за заимствованных доспехов, и даже несмотря на то, что битва тяжелая, он выходит победителем и побеждает Энид в качестве своей невесты.и даже при том, что битва тяжелая, он выходит победителем и побеждает Инид в качестве своей невесты.и даже при том, что битва тяжелая, он выходит победителем и побеждает Инид в качестве своей невесты.
‘Зеркало треснуло из стороны в сторону
Последний великий шедевр Уильяма Холмана Ханта « Леди Шалотт» также был вдохновлен стихотворением Теннисона, но здесь мы видим Леди посреди бури, созданной ею же. Запрещенной смотреть на Камелот по наложенному на нее магическому проклятию, она долгие годы изучала приходы и уходы, отраженные в ее зеркале. Однажды, рассматривая Камелот своим обычным образом, она видит сэра Ланселота, не более чем выстрел из лука вдали от ее покоя,
Длинные угольно-черные кудри Ланселота, его широкий ясный лоб и прекрасная, украшенная драгоценностями сбруя — все это привлекает внимание Леди. В роковой момент проклятие забывается, и она вскакивает, чтобы посмотреть на это прекрасное видение, с разрушительными результатами
Холмен Хант показал леди в диком беспорядке. Нити с ее гобелена летают по комнате, а ее длинные волосы колышутся вокруг нее, как будто их дует сильный ветер. На стене ее покоя мы видим картину того момента, когда Адам берет запретный плод с древа познания, и мы инстинктивно знаем, что, поддавшись искушению, судьба Леди теперь предрешена.
🔴 🔴 🔴 Украинофобам и путиноидам в этом сайте не место
Как вы можете призывать к антитерористической коалиции, если вы подстегиваете терроризм прямо под вашими дверьми? Как вы можете говорить о мире, легитимности, если ваша политика состоит в развязывании войны за счет марионеточных правительств? Как вы можете говорить о свободе народов, если вы наказываете соседа за его выбор? Как вы можете требовать уважения к себе, если вы никого не уважаете и вероломно искажаете ИСТОРИЮ? Варварские методы путина превзошли Третий Рейх Гитлера. Кровавый маньяк-палач путин с шизоаффективным расстройством, который уничтожает украинцев, призвал их «не допустить возрождения нацизма»… Варварская война россии против Украины еще раз подтвердила научные выводы академика Грушевского: украинцы автохтоны на своей земле и братьями с россиянами никогда не были. Война также напомнила, что предки рашистов на украинских землях всегда были чужаками, а их ордынские полчища – преступниками и мародерами. Орки-фашисты, как говорят в Одессе, слушайте сюда: Никогда мы не будем братьями ни по родине, ни по матери. Духа нет у вас быть свободными — нам не стать с вами даже сводными.
✅ Боевые потери россии по состоянию на 27 июня 2024
Генеральный штаб Вооруженных сил Украины обнародовал новые данные о потерях фашистских российских войск с начала полномасштабного вторжения в Украину. Общие боевые потери российских фашистов в Украине с 24.02.22. по 27.06.24 ориентировочно составили: личного состава/personnel — около/about 539 320 человек; танков/tanks — 8 042 ед,, боевых бронированных машин/APV — 15 459 ед. артиллерийских систем/artillery systems — 14 363 ед, РСЗО/MLRS — 1 108 ед, средства ПВО/Anti-aircraft warfare systems — 868 ед, самолетов/aircraft — 359 ед., вертолетов/helicopters — 326 ед, автомобильной техники/vehicles и цистерн с ГСМ/fuel tanks — 19 468 ед, корабли/катера/boats/cutters — 28 ед., подводные лодки/submarines — 1 ед. БПЛА оперативно-тактического уровня/UAV operational-tactical level — 11 459 ед. специальная техника/special equipment — 2 420 ед. крылатые ракеты/cruise missiles — 2 324 единицы. Данные уточняются. Подсчет усложняется высокой интенсивностью боевых действий. Кровавая бензоколонка (россия) до сих пор отказывается забирать тела своих солдат, вторгшихся на территорию Украины и ликвидированных. путин развязал войну, имея армию жалкую, нелепую, архаичную, которую грабят и морят голодом собственные генералы. Заметим, что «вторая армия мира» оказалась таким же фейком, как и все новости с российского TV. Всего за месяц оккупационные войска потеряли в Украине больше личного состава и техники, чем за 10 лет войны в Афганистане. Потери врага превышают также потери россиян в обеих чеченских войнах. Кроме того, потери россии в личном составе, танках и самолетах превышают размеры некоторых других армий мира. Известно, что ВСУ уничтожили 30 российских генералов на передовой. «Вторая армия мира» ничем не отличается от талибов или «Хезболлы», уничтожающих цивилизацию. Но террористов всегда ждет один финал – расплата. Твари фашистские…. У нас создан собственный «Мосса́д»! Придем к каждому. Ликвидируем ВСЕХ россиян, которые совершали беспредел у нас на территории, несмотря на то, где бы они ни были и в какой стране не скрывались бы. СЛАВА УКРАИНЕ! ГЕРОЯМ СЛАВА! СМЕРТЬ ВРАГАМ!!! PS: путин — Х@ЙЛО!!! Он уже дискредитировал себя, то есть в учебниках истории о нем напишут как об убийце с четкими свидетельствами этого. В учебниках истории будет засвидетельствована мощная его негативная сущность – в списке кровавых диктаторов 21 века. Вместо «взятия Киева за три дня» в 2022 году российским военным пришлось погибать сотнями тысяч на территории Украины ради имперских амбиций их главаря владимира путина, поскольку сила и патриотизм украинцев оказались мощнее, чем ему казалось.
Образ Владычицы Озера
Как считает большинство историков, происхождение образа Владычицы Озера, вероятно, имеет языческие корни – так же, как у феи Морганы. Немало общего у этого персонажа можно увидеть с древнегреческой богиней Фетидой, покровительницей моря. Не исключено, что именно он стал основой для появления столь интересной героини легенд артуровского цикла.
Популярность преданий о короле Артуре превратили Вивиану, как ещё называют Владычицу Озера, в одну из самых известных героинь кельтского эпоса. Кроме того, распространённость сказаний о ней достигла такого масштаба, что некоторые и вовсе стали считать её особенным древним божеством. Сверхъестественная фигура из старинных преданий превратилась в одну из самых известных героинь историй об Артуре.
Владычица Озера – одна из самых известных героинь кельтского эпоса / alice haun / artstation.com
Последний сон Артура в Авалоне
Картинка, показанная выше, — это всего лишь небольшая деталь из великого шедевра Бёрн-Джонса о короле Артуре. Полная картина размером 279 см x 650 см была первоначально заказана другом Бёрн-Джонса, Джорджем Ховардом, 9-м графом Карлайлом, для библиотеки замка Наворт. В настоящее время он принадлежит Museo de Arte de Ponce в Пуэрто-Рико.
После последней битвы Артура при Камланне, где он пал жертвой меча своего племянника Мордреда, Артура переносят на баржу, которая появляется на близлежащем озере, и три дамы, одна из которых его сводная сестра, Морган ле Фэй, перевозят его на остров Авалон. Прежде чем его сила окончательно подводит его, Артур бросает свой меч Экскалибур в озеро, где из волн появляется рука, чтобы поймать его, когда он падает.
В некоторых версиях этой сказки говорится, что Артур, некогда и будущий король, умер на Авалоне, а в других рассказывается, что его раны зажили и что он спит где-то в пещере, чтобы проснуться в час величайшей нужды Англии.
2010 Аманда Северн
Стандартная история и отклонение от легенды Ульриха
В своей работе Норрис Дж. пишет:
Особенностью артуровской литературы является то, что большая её часть, будь то в стихах Кретьена де Труа или в более поздних романах, на самом деле не посвящена Артуру. Король и двор Артура обеспечивают фокус повествования и стандарт поведения для рыцарей, но это чужая история.
Эта история — рассказ о рыцарях Артура и их приключениях, но основная драма, медленно разворачивающаяся в произведениях Артура после Кретьена, — это дело Ланселота и Гвиневры, за исключением немецкой работы Lanzelet (1194-1204 гг.) поэта Ульриха фон Зациховена. Ульрих предоставляет Ланселоту предысторию и опускает любую ссылку на роман с Гвиневерой. В Ланселете главный персонаж — высоконравственный герой в путешествии самопознания.
Поэма Ульриха начинается с молодого принца Ланселота, сына короля Бана, похищенного русалкой и унесённого на остров женщин, где он вырос, не зная о своём прошлом или благородном происхождении. Он обучен всем аспектам культуры, а также боевым искусствам. В возрасте 15 лет юноша чувствует, что должен проявить себя и отправляется в приключения, во время которых он узнает о своём происхождении и что он племянник короля Артура. Он отправляется ко двору Артура, чтобы стать рыцарем, выдерживает различные испытания в бою и принимает участие в спасении Гвиневры, похищенной ненадёжным Валерином, вместе с другими рыцарями. В конце концов, он становится лордом царства своей жены Иблис, и они живут счастливой жизнью.
Фото: www.worldhistory.org
Концепция Ланселота как лучшего рыцаря или самого совершенного рыцаря взята у Ульриха и развита в цикле Вульгаты (также известном как Цикл Ланселота-Грааля, Проза Ланселота, цикл псевдо-карт, (1215-1235 гг.), который возрождает дело Ланселота-Гвиневры. В этой работе Ланселот уносится Владычицей Озера после вести о смерти отца, короля Бана. Она воспитывает его в тайне вместе с его двоюродными братьями Лайонелом и Бохортом, пока ему не исполнится 18 лет, когда она приводит его ко двору Артура, чтобы посвятить в рыцари как сэра Ланселота дю Лака. Ланселот мгновенно влюбляется в Гвиневеру, но ничего не говорит о своей любви к ней, пока его, наконец, Галахарт не уговаривает признать его чувства к Гвиневре. Когда он это делает, он обнаруживает, что она тоже влюбилась в него, так начинается роман.
До этого дела Ланселота неизменно называли лучшим из всех рыцарей и его приключения всегда имели ошеломляющие успехи. Он освобождает замок Скорбной гвардии, переименовав его в Радостную гвардию, и совершает много других великих подвигов, но его любовь к Гвиневере становится главной проблемой. В какой-то момент король Грааля Пеллес использует тайну Ланселота, чтобы обманом заставить его переспать с дочерью Пеллеса Элейн. Пеллес зачаровывает Ланселота зельем, которое заставляет его поверить, что Элейн — это Гвиневера; иначе он никогда бы не пошел с ней, так как был полностью предан Гвиневре.
Когда Гвиневра узнает о его свидании с Элейн, она отвергает рыцаря, и он сходит с ума от горя, бесцельно блуждая, пока его не находит Элейн и его здравомыслие не восстанавливается. Затем он возвращается в Камелот в компании рыцарей, которых Гвиневра послала его искать. Хотя Гвиневра считает его отношения с Элейн предательством, его ночь с Элейн была предопределена, потому что она родит их сына Галахада, идеального рыцаря, который вырос, чтобы завершить то, что Ланселот из-за своего греха с Гвиневрой не мог сделать: найти Святой Грааль.
Сэр Галахад. Фото: www.worldhistory.org
Рыцари Артура продолжают совершать великие дела, пока не выясняется правда о романе Ланселота с Гвиневрой это ломает всё. В конце концов, большинство рыцарей погибают в битве против узурпатора Мордреда, и великое видение Артура Круглого стола и королевства, основанного на справедливости, разрушается. Цикл Вульгаты развивает многочисленные нити из более ранних версий легенд, некоторые из которых теперь утрачены, и сплетает воедино обширное повествование взаимосвязанных сюжетных линий и персонажей, чтобы создать первую узнаваемую версию легенды об Артуре в её нынешнем виде. Эта работа была затем отредактирована и переработана как так называемый цикл после Вульгаты (около 1240-1250 гг.), над которой и работал Мэлори.
Тристан
Персонаж популярной кельтской легенды о возвышенности любви. Имя рыцаря в переводе означает «грустный».
Тристан отправился в путешествие за девушкой Изольдой, на которой хотел жениться его король Марк. Рыцарь спас ее от дракона. Молодые люди влюбились друг в друга, но Изольде пришлось выйти замуж за короля Марка. Недоброжелатели рыцаря рассказали Марку о связи Тристана с его женой. Правитель был в гневе, но вскоре простил их.
Он отправил Тристана искать свое счастье в других странах. Тот погиб во время поединка. Изольда приехала к возлюбленному и умерла рядом от горя. Король Марк приказал похоронить молодых вместе на берегу океана.
Как появился миф о короле Артуре?
Впервые произведения о приключениях легендарного короля Артура и рыцарей Круглого стола появились в Европе во второй половине XII столетия. В основе этой истории лежали смутные воспоминания об англосаксонском завоевании Британских островов в V-VI вв. Некий dux Arturus, представитель романо-британского населения, военный предводитель, защищает свою родную землю от набегов пиктов с севера и вступает в бой с германцами, которые стремительно переселяются из-за моря на острова и занимают земли римской Британии. С течением времени этот персонаж чудесным образом превратился в короля Артура, хозяина Логрии (страны, из которой родилась средневековая Англия). Самые близкие верные дружинники позднее стали рыцарями Круглого стола.
Современная иллюстрация. (Pinterest)
Артуровский эпос впитывал в себя персонажей, сюжеты и мотивы мифов кельтов. Этот культурный пласт довольно долго пополнялся новыми фольклорными и мифологическими традициями, пока окончательно не стал прочным фундаментом для литературного творчества. В начале XI века сказания об Артуре мелькают в англосаксонских хрониках и в репертуаре валлийских бардов, полюбившемся публике Британских островов, а позже и континентальной Европы. Но в XII веке происходит любопытная трансформация: теперь король Артур — историческая фигура, легендарный предок всех претендентов на английский престол.
Гальфрид Монмутский. (Pinterest)
Первое авторизованное сочинение о короле Артуре принадлежит перу ученого клирика Гальфрида Монмутского, который по заказу английского монарха Генриха I Боклерка отразил легенду в истории королей Англии. Эта работа датируется 1138 годом. О правлении Артура повествуется куда больше, чем в песнях валлийских бардов, а мотивы и эпизоды этого сочинения лягут в основу множества рыцарских романов Классического Средневековья. Примерно в 1155 году каноник из Байё по имени Вас, вдохновленный текстом Гальфрида Монмутского, создает в стихах историю Англии под названием «Роман о Бруте», посвященную Алиеноре Аквитанской, супруге английского монарха Генриха II Плантагенета. Именно в его сочинении впервые упоминается Круглый стол, сделанный по приказу Артура чтобы предотвратить свары и дрязги между знатными мужами. Также в его версии легенды говорится о том, что спящий на острове Авалон монарх вернётся назад как мессия и освободит свой народ.
«Роман о Бруте». (Pinterest)
Застройка в Кретьене
Кретьен был тесно связан с регионом Южной Франции, в котором процветал катаризм, и, что более важно, ему покровительствовала Мария де Шампань (1145-1198 гг.н. э.), дочь Элеоноры Аквитанской (1122-1204 гг.н
э.), которых Церковь подозревала в поддержке еретических катаров. Возможно, теория Дени де Ружмона верна, поскольку Элеонора и Мари, похоже, не очень-то пользовались Церковью, оба покровительствовали поэтам и художникам, которые, скорее всего, были вовлечены в ересь, а зять Элеоноры был епископом-катаром. Кроме того, Кретьен утверждает, что тема его Ланселота была дана ему Мари де Шампань, которая попросила его оформить ее в виде поэзии.
Были ли эти работы религиозной аллегорией или просто развлечением, рыцарь Ланселот впервые появляется в Эрек и Энид всего лишь имя в списке благородных рыцарей двора Артура, а затем играет более существенную роль в Клизмы как один из рыцарей, герой должен победить. В его Ланселот Однако Кретьен полностью развивает героя как главного героя, а также вводит сюжетное устройство, которое определило бы Ланселота почти для любого другого писателя, пришедшего после: роман Ланселота с королевой Гвиневрой Артура.
История начинается с того, что Гвиневера похищена злодеем Мелеагантом, а Артур посылает своих рыцарей в погоню. Ланселот обгоняет остальных, но скачет на своем коне так быстро и так быстро, что тот умирает, и ему приходится продолжать путь пешком. Он встречает гнома, управляющего повозкой, который говорит, что знает, куда Мелеагант отвез Гвиневеру, и поможет Ланселоту, если тот согласится ехать в повозке. Поскольку повозки ассоциировались с преступниками, Ланселот на мгновение колеблется, опасаясь, что его обесчестят, но затем садится на повозку. Всю оставшуюся часть путешествия его высмеивают и унижают за то, что он едет в повозке, а не на боевом коне, как подобает настоящему рыцарю. Когда он наконец добирается до Гвиневеры и пытается освободить ее, она упрекает его за прежние колебания, когда он поставил свою честь выше своей преданности ей.
Чтобы вернуть ее, Ланселот должен согласиться проиграть на турнире против недостойных соперников, пока Гвиневера не скажет ему вместо этого победить. В конце концов Ланселот убивает Мелеаганта и освобождает Гвиневеру, которая вежливо благодарит его публично, хотя у них был роман наедине. Любовный треугольник Артур -Гвиневра -Ланселот, скорее всего, был заимствован из более ранней истории о Тристане и Изольде, первоначально ирландской истории, в которой рыцарь Тристан влюбляется в Изольду, невесту своего дяди короля Марка. Кретьен использовал сказку о Тристане в своем Клизмы и утверждает, что он написал свою собственную версию «Тристана и Изольды», которая не была хорошо принята. Поэтому считается, что он, возможно, создал своего персонажа Ланселота по своей неудачной рукописи Тристана. Каким бы ни было вдохновение для дела Ланселота и Гвиневры, оно станет центральным в легендах об Артуре.
Обработка сюжета в литературе[править | править код]
Сюжет Ланселота появляется в артуровском цикле сравнительно поздно. Его совершенно не знают кельтские источники, не затронутые французским влиянием.
В стихотворном куртуазном эпосе его разрабатывают: «Рыцарь телеги» (Le chevalier de la charrette) Кретьена де Труа и «Ланцелот» Ульриха фон Цацикхофен (конец XII в.). Ланселот играет также более или менее важную роль в ряде менее значительных романов, как «Diu Krône» Гейнриха фон дем Тюрлин (ок. ), «Ригомер» и др.
В прозаическом французском романе XIII века, представляющем разложение и циклизацию куртуазного эпоса, сюжет Ланселота становится в центре повествования; к нему приспособляются, с ним контаминируются сюжетные циклы Мерлина, поисков святого Грааля и гибели короля Артура. Так создаётся около 1215 года большой прозаический роман о Ланселоте, лежащий в основе многочисленных переделок и пересказов почти на всех европейских языках — немецком (Ульрих Фюетерер и его продолжатели), голландском, итальянском, английском (куда относится и печатная «Mort d’Arthure» Томаса Мэлори, XV век), испанском, португальском. Он в течение веков определял тематику рыцарского романа.
Все исторически засвидетельствованные обработки сюжета Ланселота в своей основной части без особых затруднений могут быть сведены к «Chevalier de la charrette» Кретьена.
Анализ сюжетной линии
Таким образом, сюжет Ланселота в его основной части — прославлении нарушающей узы церковного брака и обеты феодальной верности любви вассала и королевы — оформляется у Кретьена де Труа, основоположника и величайшего мастера куртуазной литературы во Франции, в романе, написанном по намёку самого автора для пропаганды нового «куртуазного» мировоззрения и нового воззрения на любовь.
Сюжет Ланселота является частью этой литературы — выразительницы первых проблесков нового индивидуалистического мировоззрения, с его реабилитацией земной радости и земной любви, с его сублимацией сексуальных отношений в форме «служения даме» (см. Куртуазная литература). Традиционные элементы сюжета — если таковые вообще имелись — теряют по сравнению с новой тематической установкой свою значимость. Возможно, как предполагают некоторые исследователи, что история Ланселота и Гвиневры, как и история Клиджеса и Фенисы в другом романе Кретьен, представляет собой лишь «куртуазную» переработку сюжета Тристана и Изольды.
Во всяком случае, индивидуалистическая и антицерковная заострённость сюжета была воспринята достаточно чётко. Об этом свидетельствует огромная популярность сюжета в эпоху начинающегося распада феодализма; об этом свидетельствует и оценка сюжета Ланселота у Данте, вкладывающего в уста Франчески да Римини знаменитую ссылку на роман о Ланселоте («Божественная комедия», «Ад», п. V, терцины 43—46).
Момент протеста против традиционных форм идеологии и быта в сюжете Ланселота не ускользнул и от Теннисона: поэт-лауреат преуспевающей викторианской буржуазии воспринимает и трактует как сугубо «постыдный» и «греховный», подрывающий устои общества, эпизод любви Ланселота и Гвиневры («Idylls of the King»).
- Роль насилия
Исследователь истории насилия Стивен Пинкер указывает со ссылкой на Ричарда Купера, что легенда о Ланцелоте перенасыщена насилием и крайней жестокостью. В среднем, акты насилия встречаются там на каждой четвертой странице: людей топчут конями, рубят головы и руки, швыряют катапультами и сжигают. Насилия не избегают и женщины: их регулярно похищают, на одной из страниц говорится о 40 изнасилованиях.
Ланселот
Ланселот Озёрный (Ланцелот) — в кельтской мифологии в легендах о короле Артуре и основанных на них рыцарских романах — знаменитейший из рыцарей Круглого стола.
Сюжет Ланселота появляется в артуровском цикле сравнительно поздно. Его совершенно не знают кельтские источники, не затронутые французским влиянием.
Рождение и воспитание
Родителями Ланселота были король Бан и королева Элейна в стране Бенвик (Бретань). Согласно некоторым версиям, его первоначальным (или крестильным) именем было «Галахад», но он сменил имя, и позже так был назван его сын. Король Бан бежал из своей страны и скончался. Его жена отдала младенца дружелюбно настроенной фее — Деве Озера, которая воспитала мальчика. Отсюда и его прозвище.
Поиски Грааля
Попав в Камелот, он полюбил королеву Гвиневру, и она также полюбила его. Во имя своей Прекрасной Дамы он совершил множество подвигов. В частности, спасение похищенной королевы от сэра Мелеаганта легло в основу «Рыцаря в тележке» Кретьена де Труа: как-то Гвиневру похитил сэр Мелегант и, чтобы добраться до его замка, Ланселоту пришлось поступиться своим благородством и воспользоваться тележкой (с точки зрения рыцарской морали — позорное деяние, ибо в ней возили только преступников).
Рождение Галахада
Матерью Галахада стала Элейна, дочь короля Пелеса из Корбеника (родственника Иосифа Аримафейского и хранителя Грааля), пытавшаяся соблазнить рыцаря. Ланселот, будучи в гостях у её отца, отказывался от подобной «чести», но придворная дама Брузена навела на девушку чары, и та стала похожа на Гвиневру. Когда Ланселот узнал об обмане, было уже поздно.
Через некоторое время Элейна прибыла ко двору, чем вызвала ревность королевы Гвиневры. Благодаря чарам Брузены Ланселот снова провёл с ней ночь. Гвиневра разгневалась на своего рыцаря и прогнала его. Ланселот сошёл с ума от горя, и скитался «дурачком» целых два года, и никто не принимал его за рыцаря, и не знал, где он. Его товарищи по Круглому столу искали его, но тщетно.
Как-то Ланселот забрел в Корбеник. Несмотря на то, что он был в шутовском наряде, Элейна узнала любимого и исцелила его силой Грааля. Он поселился с ней в замке Блиант на острове. А когда их сыну было уже 14 лет, Ланселот по просьбе своих друзей вернулся в Камелот и его связь с королевой возобновилась.
Согласно другой версии легенды, Ланселот сошелся с Элейной, дочерью Пелеса, лишь однажды, и никогда больше Гвиневре не изменял.
История персонажа
По преданию Артур собрал в собственном замке – Камелоте, отважных и благородных рыцарей Круглого стола. В фольклоре он представлен в качестве справедливого, сильного и мудрого правителя, который заботился о благосостоянии своего народа и государства.
Впервые этот рыцарь был упомянут в валлийской поэме, датируемой примерно 600 годом. После этого имя Артура будет фигурировать во многих произведениях, а в наше время еще и в десятках фильмах и сериалах.
Многие эксперты полагают, что короля Артура никогда не было, а его имя было приписано какому-то историческому лицу, известному под другим именем. Среди возможных прототипов рыцаря назывались десятки вымышленных и подлинных персоналий.
Очевидно, король Артур был прообразом некоего героя, вызывавшего симпатию и доверие у простого народа. Традиционно считается, что он являлся всего лишь собирательным образом, в котором были воссоединены биографии различных правителей и полководцев.
Меч Экскалибур
Стоит заметить, что в разных источниках биография Артура имеет противоречивые данные. В общих чертах он является внебрачным ребенком британского правителя Утера Пендрагона и герцогини Игрейны.
Возлечь с замужней женщиной Утеру помог волшебник Мерлин, обратив его в мужа дамы в обмен на то, что заберет младенца на воспитание. Родившегося мальчика Мерлин отдал благородному рыцарю Эктору, который заботился о нем и обучал военному делу.
Позже Утер вступил в брак с Игрейной, но сыновей у супругов так и не появилось. Когда короля отравили встал вопрос, кто станет следующим британским монархом. Волшебник Мерлин придумал своеобразный «тест», заточив меч в камень.
В результате, право быть королем доставалось тому, кому бы удалось вытащить оружие из камня. Артур, служивший оруженосцем у старшего брата, без проблем извлек меч и таким образом сел на трон. Тогда же он узнал всю правду от волшебника о своем происхождении.
Новый правитель обосновался в знаменитом замке Камелот. К слову, данный замок является вымышленной постройкой. Вскоре в Камелоте собралось около сотни самых доблестных и благородных рыцарей всего мира, включая Ланселота.
Эти воины защищали бедных и слабых людей, спасали молодых девиц, боролись с захватчиками, а также одерживали победы над злыми духовными силами. Одновременно с этим они стремились отыскать Святой Грааль – из которого пил Христос, дарующий ее хозяину вечную жизнь. В результате, Грааль смог найти Ланселот.
Рыцари периодически собирались в Камелоте за круглым столом. Такая форма стола уравнивала в правах и сословиях всех, кто за ним находился. Правление Артура, спасшего Британию от междоусобных войн, продолжалось долгие годы, пока его жизнь не оборвалась из-за предательства близких родственников.
Круглый стол[править | править код]
Эврар д’Эспенк. Король Артур и его рыцари за круглым столом, 1470 г.
О круглом столе впервые рассказывает англо-нормандский поэт Вас около 1150 года в своих историях о короле Артуре. В это время в Европе процветало местничество — правила и нормы, разработанные в ходе формирования сословий, которые определяли ранг семьи (прежде всего, знатной) и её отдельных членов, их взаимоотношения с другими семьями при назначении на воинскую службу, административную должность, участии в официальных торжествах. Формальным выражением знатности в этой системе являлось право находиться (сидеть) как можно ближе к суверену, отсюда и происходит русское название этого явления (местничество). Среди феодалов часты были споры о месте, приводившие к тяжёлым конфликтам, вплоть до вооружённых.
Согласно легенде, король Артур ввёл именно круглый стол для того, чтобы участники пиршеств не спорили друг с другом о лучшем месте и чувствовали себя равноправными. Позднее истории о короле Артуре стали распространяться в фольклоре и европейской (английской, французской, немецкой) литературе, где Круглый стол стал одним из основных атрибутов.
В январе 1344 года английский король Эдуард III, горячий поклонник Артурианы и куртуазных обычаев, создал в Виндзорском замке собственное рыцарское общество Круглого стола, устроив там, по рассказу хрониста Адама Муримута, сначала турнир, а затем «роскошный ужин, где положил начало своему Круглому столу и принял клятвы от некоторых графов, баронов и рыцарей, которых он хотел видеть за этим Круглым столом». После этого Эдуард повелел возвести в замке обширную пристройку из камня до 200 футов в диаметре с черепичной кровлей, заключавшей в себе пиршественный зал с огромным столом круглой формы. Однако вскоре, после похода во Францию и битвы при Креси, от своей сумасбродной затеи король отказался, основав вместо общества Круглого стола рыцарский Орден подвязки.
В Винчестере до сих пор организуется Круглый стол из 24 участников, который претендует на преемственность на протяжении многих сотен лет.