Вариант 2
Гаев Леонид Алексеевич – это один из героев пьесы великого русского писателя и драматурга Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». В его образе, как и в Раневской, автор изобразил прошлое России. Он представитель дворянства, аристократ, при этом, желая показать, что их время кончилось, автор целенаправленно делает Гаева разорившимся помещиком.
Гаеву уже 51 год, но при этом он абсолютно не самостоятелен. Старый слуга Фирс до сих пор его одевает и раздевает, как маленькое дитя, внимательно следит, чтобы барин не простудился. Гаев безгранично ленив. Когда встает вопрос о продаже Вишневого сада с аукциона, он только разводит длинные пафосно-торжественные речи, клянется что ни при каких обстоятельствах не допустит продажи… Но на этом все. На практике не было предпринято никаких действий и даже слабых попыток что-то сделать. Гаев пример чистого эгоизма. Заботясь только о самом себе, ему на самом деле все равно, что будет с Вишневым садом. В конце пьесы он забывает о старом преданном слуге Фирсе.
Увлечением Гаева является игра в бильярд, кроме того он любит есть леденцы. Увлечение игрой и сладким подчеркивает инфантилизм персонажа. После продажи сада Леонид Алексеевич устроится работать в банке, но никто не верит, что это надолго. Всем известна его непостоянство и лень.
Чехов противопоставляет Гаеву Лопахина, который является типичным представителем купечества того времени. Леонид Алексеевич плохо отзывается о Лопахине, считает его хамом и грубияном. Отклоняет его деловое предложение сдать Вишневый сад под дачи, которое в реальности могло спасти сад, ссылаясь на мифическую пошлость такой сделки. При этом Гаев не считает зазорным клянчить деньги у других. В пьесе он говорит, что хорошо было бы съездить к тетке-графине – попросить денег на покрытие долгов или получить наследство, или выдать замуж за богатого человека Аню – его племянницу
Целью создания «Вишневого сада» было отображение разделения общества того времени на прошлое (Раневская, Гаев), настоящее (Лопахин) и будущее России (Петя Трофимов, Аня). Гаев это образ отжившего дворянского прошлого России. Он беспомощен и абсолютно не приспособлен к современной жизни.
Экранизации и постановки
В 1981 году британский режиссер Ричард Айр снял драматический фильм «The Cherry Orchard» по мотивам пьесы Антона Чехова «Вишневый сад». Роль Леонида Гаева в этой экранизации сыграл актер Фредерик Тревес. Сестру героя Любовь Андреевну Раневскую сыграла актриса , известная по роли М в серии фильмов о .
До этого Джуди Дэнч уже однажды снималась в экранизации «Вишневого сада». Это был фильм 1962 года, и актриса исполнила там роль Ани — младшей дочери Раневской. Образ Гаева в этой версии воплотил сэр Артур Джон Гилгуд, знаменитый исполнением шекспировских ролей, в том числе и в кино.
В 1999 году вышла еще одна экранизация, на этот раз совместного греко-французского производства. Режиссером и автором сценария стал греческий режиссер Михалис Какоянис. Роль Гаева исполнил британский актер Алан Бейтс. Съемки фильма проходили в Болгарии.
В 2008 году вышла российская экранизация «Вишневого сада» в жанре комедии с элементами фарса и итальянского площадного театра. Фильм снял режиссер Сергей Овчаров. Роль Гаева исполнил актер Дмитрий Поднозов.
Пьеса неоднократно ставилась в театрах по всему миру. В Британии в 2009 году «Вишневый сад» поставил лондонский театр «The Old Vic» в обработке знаменитого драматурга и режиссера Тома Стоппарда. В 2016 году пьеса была сыграна на сцене Театра Ю в Калифорнии, США. Режиссером стал Даниэль Хейфец.
Характеристика 2
В образе Гаева Чехов показал дворянскую жизнь того времени с ее нравами, привычками и взглядами.
Гаев – брат Раневской. Ему 51 год, но до сих пор он не имеет семьи, отдав предпочтение одиночеству. В его понимании семья вовсе не нужна, лучше жить для себя, ни в чем себе не отказывая. Так и ведет он праздный образ жизни, посещая клубы и играя в бильярд. Сорить деньгами – это его удел. Обвиняя сестру в расточительстве, ему стыдно признаться, что и он таков.
Имение помещика совсем пришло в упадок, но это не дает ему сил справиться с обрушившимися на их род бедами, хотя он пытается. Постоянно одалживает деньги, чтобы хоть как-то держаться на плаву и гасить долги. Он мечтателен. По его понятиям можно выдать удачно замуж Аню и получить с этого деньги для спасения имения, или же получить деньги от тети с Ярославля. Но он не находит выхода из сложившейся ситуации, что говорит о слабоволии.
Гаев очень ленивый, что можно заметить по отношению к нему слуги. Фирс заботиться о нем, как о малом ребенке, одевает, сдувая с него пылинки, и даже ко сну отправляет под присмотром. Фирс очень любит хозяина, который не может ответить тем же, когда продают имение. Гаев забывает о старом слуге, бросая его в проданном поместье. Совершенно ничего не делая по ведению хозяйства, он полностью полагается на своих племянниц
О прошлом Леонида Андреевича мы мало что узнаем. Он образован, умеет красиво говорить. Его красноречие и пустословие порой раздражают присутствующих и они просят его помолчать. Окружающие его недолюбливают, даже лакей пренебрежителен к хозяину, и только племянница Аня верит дяде.
Гаев до конца не осознает, что имение рушится. Он отказывается принять предложение Лопахина разбить вишневый сад на участки, чтобы сдать их в аренду. Его слабоволие и пустая надежда на то, что имение можно спасти, что кто-то оплатит долги, берет верх и приводит к продаже имения. Таким образом, он не выполнил данное сестре обещание спасти родовое поместье.
Леонид Андреевич любит и сестру и племянниц, но так и не может стать для них опорой в жизни. Как и сестра, он очень любит вишневый сад, тоскует по случившемуся, переживает, что нужно будет покинуть имение, а после торгов даже прослезился. Но эти его чувства неглубоки, ибо, услышав шум бильярда, он тотчас забывает о своих переживаниях.
Так, в образе Гаева, автор показал всю несостоятельность аристократии, как класса. Гаев – это символ прошлого России, на смену которому грядут новые порядки.
Жизнь без забот
Всю свою жизнь Гаев прожил в этом имении беззаботно как мотылек и был постоянным посетителем мужских клубов, где любил играть в бильярд. Все светские новости и сплетни он приносил в дом именно оттуда. А однажды даже получил предложение быть служащим в банке с окладом в шесть тысяч годовых. И тут удивительна неодобрительная реакция близких, сестра сомневается в нем, а Лопахин считает, что он слишком неусидчив и ленив. В этом вопросе его поддержала только племянница — добродушная Аня, которая сказала, что верит в своего дядю. Почему ему так не доверяют окружающие, а ведь даже лакей Яша показывает ему свое неуважение?
Характеристика героев
Раневская Любовь Андреевна – изнеженная, легкомысленная, совершенно безответственная женщина, привлекающая к себе людей добротой и легким характером. Вернувшись домой после пятилетнего пребывания в Париже, она будто вдохнула жизнь в старый родительский дом. В нем вновь поселились уют, тепло, душевная атмосфера. Однако подобные приятные перемены продлились недолго – они омрачились неприятным известием о вынужденной продаже имения. Писатель недаром сделал образ Раневской нервным, трагичным, с надрывной стрункой – именно в таком состоянии пребывало русское дворянство на рубеже веков. В нем сочетались избалованность, рафинированность, склонность к предрассудкам с такими замечательными качествами как тонкость чувств, душевная щедрость, образованность и культура.
Аня – дочь Любови Андреевной. В силу своего юного возраста Аня полна неуемной жизненной энергии, самых светлых и радужных надежд на будущее, огромного желания любить и быть любимой. За неимением никого более подходящего в своем близком окружении, она находит идеал мужчины в Петре Трофимове. Не обладая даже ничтожным жизненным опытом, наивная и доверчивая девушка слепо верит всему, что с таким жаром говорит студент. Аня пытается осознать всю многогранность окружающего мира, но это у нее не особенно получается
Она не видит реальных проблем, обрушившихся на ее семью, не понимает всю важность сложившейся ситуации. Писатель полагал, что будущее Росси – за этой героиней
Но он так и не смог дать точный ответ – получится ли у нее изменить будущее страны или же она продолжит витать в своих грезах.
Гаев Леонид Андреевич – брат Раневской. Несмотря на возраст, это абсолютно незрелый, эгоистичный человек, который словно так и не вышел из детского возраста. Обладает узким кругозором, ничем не интересуется, не готов трудиться и менять свою жизнь. Гаева совершенно не волнует судьба родового гнезда. Куда больше он обеспокоен тем, чтобы не изменился привычный ход его комфортной жизни.
Лопахин Ермолай Алексеевич – зажиточный купец, человек дела. Будучи выходцем из простой крестьянской семьи, сумел многого достичь в этой жизни. Он лишен душевной тонкости, тяги к культуре и искусству, однако способен трезво смотреть на жизнь и находить решение многих проблем. Так, он предлагает Раневской реальную помощь, но героиня отказывается. Когда же Лопахин выкупает имение и прилегающий к нему вишневый сад, он радуется, что теперь от слов можно перейти к делу.
Трофимов Петр Сергеевич – вечный студент, так и не получивший полноценного университетского образования. Ему всего 27 лет, но выглядит гораздо старше. Этому способствует его неухоженный внешний вид, потрепанный студенческий камзол, поредевшие волосы. Петр Сергеевич любит с пылом распространять жизнеутверждающие речи, но им уже дано никто не верит, за исключением лишь одной Ани. Его можно ошибочно соотнести с образом революционера, но это не так – Трофимов слишком мягок, нерешителен и бездеятелен для настоящего мятежника. Он попросту не способен выйти за рамки установленных норм и приличий, и ринуться навстречу неизвестному. Кроме того, он ощущает ответственность за влюбленную в него Аню, не собирается подвергать девушку каким-либо серьезным переживаниям и жизненным испытаниям.
Образ и роль героя
Гаев живет без забот, он играет в бильярд, ходит в клубы и собирает сплетни. Когда ему предлагали работу в банке на 6000 годовых, сестра в него не поверила, а Лопахин засомневались в усидчивости, только Аня поддержала дядю. Гаеву не доверяют, его не ценят, поскольку его характер отрицателен, а рассуждать он не может. Он не сделал ничего для имения, и когда Лопахин внес дельное предложение о разбитии участка для аренды, он не схватился за данный выход. Гаев даже слушать не захотел, ведь он выше ставит свои предрассудки. После продажи поместья Гаев был печален, но его быстро отвлек шум от игры в бильярд. Персонаж является мелким человеком, который не способен глубоко переживать.
Символичность Гаева для пьесы
(Иннокентий Смоктуновский в роли Гаева, художественный фильм «Вишнёвый сад», СССР 1976
)
Гаев и Раневская показывают аристократию того времени и символизируют прошлое России, которое уходит. Гаев показывает на себе поведение, которое присуще аристократии, в том числе невозможность бросить свои привычки, пересмотреть взгляды. Герой считает, что разбив имение, он опустится на уровень дельцов, а это недопустимо и пошло, такое же мнение и у Раневской. Он свысока смотрит на дельцов, не прислушивается к советам, такое поведение в его крови, и не может быть исправлено.
Пьеса «Вишневый сад»
Леонид Андреевич Гаев — брат главной героини пьесы . Это человек в летах, однако оторванный от действительности. Гаеву 51 год, герой любит сладкое, любит хорошенько выпить и плотно перекусить, ужасно много говорит и сказанное им часто оказывается некстати. Герой ведет себя глупо и осознает это, однако, как и Раневская, не в состоянии с собой справиться. Дочери Раневской, племянницы Гаева, постоянно советуют дяде молчать, но тот не внимает этим советам.
По происхождению Гаев — помещик, однако все состояние герой, по собственному выражению, «проел на леденцах». Герой любит произносить торжественные речи по любому поводу. Как-то раз Гаев обращает речь даже к книжному шкафу. Герой обожает бильярд, и термины, связанные с этой игрой, часто проскальзывают в его речи.
Гаев необыкновенно ленив. Герою досталось место в банке, где тот сможет получать шесть тысяч дохода в год, но окружающие не верят, что герой оценит такой подарок судьбы и удержится на этом месте. Старый лакей Фирс до сих пор ухаживает за Гаевым так, будто тот — ребенок, а купец Лопахин со свойственной тому грубостью называет Гаева «бабой» и считает героя странным и легкомысленным человеком. Однако родные, при всех недостатках Гаева, относятся к тому с любовью.
Как и сестра, Гаев отвергает идею вырубить вишневый сад и отдать землю в аренду, чтобы заработать денег, выплатить долги и спасти таким способом имение. Герой согласен с Раневской в том, что «дачи и дачники — это пошло», и строит эфемерные планы занять денег на выкуп сада у некоей тетушки-графини или отдать племянницу Аню замуж за богатого господина, который выплатит долги.
Гаев дает Раневской обещание, что имение не будет продано с торгов за долги, однако ничего не предпринимает для того, чтобы это обещание выполнить. В конечном счете имение Раневской покупает на аукционе купец Лопахин, Ганев, Раневская, дети и слуги уезжают оттуда опечаленные, а вишневый сад вырубают. Дальнейшая биография героя неизвестна.
Гаев и его сестра трогательно привязаны к вишневому саду, который воплощает для обоих лучшие моменты жизни, молодость и счастье. Образы Гаева и Раневской в пьесе представляют отжившее прошлое, которое уступает место настоящему, воплощенному в образе практичного купца Лопахина.
Роль персонажа
В течение своего творческого пути Чехов написал немало образов, присущих его времени. Были среди них и истинные аристократы. На примере Гаева автор попытался показать, насколько обмельчали дворяне. Для этого он максимально занизил образ героя, сделав из него карикатуру на всех представителей класса. Многие аристократы очень остро восприняли такое отображение дворянства и обвинили Антона Павловича в незнании их класса. Но и Чехов старался создать не комедию, а фарс, и это у него получилось. На примере Гаева демонстрируется духовная деградация людей, их внутренняя пустота и пошлость.
Очень точное цитатное описание Гаева и его сестры Любови Раневской дал когда-то Максим Горький: «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики, они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая, — паразиты, лишенные силы снова присосаться к жизни». После отмены крепостного права большинство дворян так и не смогли приспособиться к новым порядкам — в этом трагедия их поколения.
В целом Гаев и Раневская в произведении отображают аристократов тех времен и символизируют прошлое и те времена, которые закончились в России. Леонид Андреевич вместил в себе все черты, присущие дворянам, в том числе неумение отказаться от привычного образа жизни и пересмотреть свои взгляды. По мнению персонажа, если он разобьет имение на несколько частей, то опустится до уровня каких-то там купцов, а это, по его мнению, было недопустимо. Любовь Андреевна придерживалась тех же взглядов. Он так же, как и его сестра и другие аристократы презрительно смотрят на дельцов и игнорируют их советы, ведь считают себя выше них по происхождению.
Удался ли автору «Вишневый сад»?
Произведение его представлен выше) вызвало большой Многие его современники, принадлежащие к аристократии, весьма критично отнеслись к этой пьесе. Они обвинили Антона Павловича в незнании их круга, в неправильном изображении своего класса. Едва ли Чехова можно упрекнуть в этом. Ведь он и стремился создать не просто комедию, а настоящий фарс, что у него прекрасно получилось. Безусловно, ему удался образ Гаева. С цитатами из комедии «Вишневый сад» знакомы многие наши современники, а сама пьеса включена в обязательную школьную программу по литературе. Это произведение до сих пор очень популярно и в театрах нашей страны. Все это говорит о несомненной ценности «Вишневого сада» с художественной точки зрения.
«Вишневый сад» — широко известная пьеса Чехова, которая позволяет проследить за двумя основными линиями. На первом плане перед нами разворачивается судьба поместья, которое является родовым для Раневской и Гаева. Поскольку собрались большие долги, необходимость продажи имения почти неотвратима. Второй линией, которая не так заметна, является любовь. В пьесе все трагично, при этом автор старается показать, что даже такие ситуации не мешают высмеиванию. Показывается жизнь аристократии, персонажи показывают устои, стремления тех времен.
Гаев является братом Раневской, и имеет все ее недостатки, но на его персоне они выглядят еще неприятнее. Его образ не так важен для сюжета, он также имеет право на имение и является помещиком. В сюжете говорится, что он проел имение «на леденцах», он одинок в своих приличных годах и живет праздно, опекаемый лакеем.
Образ и характеристика Гаева в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение
Гаев представляет собой помещика старого типа, он говорит о себе как про человека пострадавшего за собственные убеждения, хотя какие именно убеждения имеет Леонид Андреевич, сказать трудно. Он убежден в возможности получить богатое наследство или отправиться к тетушке в Ярославль, для того чтобы получить некоторые средства для спасения вишневого сада. Тем не менее, все эти мысли являются эфемерными и представляют собой не более чем мечтания.
Гаев привык к «сладкому» существованию этот факт подчеркивает Чехов леденцами. Практически всегда помещик держит во рту леденец, об этом всегда говорится между фразами. Такая привычка является даже немного ребячливой и сам герой говорит об этом «проел бы весь капитал на леденцах».
Как не трудно понять, такой человек не может быть опорой для вишневого сада и собственной земли, да и для всей помещицкой России как таковой. Он склонен к мечтаниям, сладостям, его даже раздевает слуга Фирс.
Создает ли образ этого помещика сочувствие? Возможно, но, если посмотреть трезво на этого человека, то он не особенно заслуживает какой-то жалости или сочувствия, хотя и является, по сути, продуктом собственного времени. Если бы Гаев воспитывался в других обстоятельствах, то стал бы немного другим и, вероятно, мог бы сделать какие-то верные решения для спасения вишневого сада.
Тем не менее, Леонид Андреевич не имеет никакой практичности и даже ленив, как говорит о нем Лопахин. Он не может противостоять новому времени и не способен к таким элементарным умениям как заработок денег. Повторимся, он даже раздевается порой при помощи своего слуги.
Понятное дело, подобные привычки являются признаком высшего класса и в чем-то даже нормальны для людей высокого сословия. Однако, в Гаеве при этом отсутствует благородство, которое присуще людям высокого сословия. Даже наоборот, он болтлив и хотя уважаем другими людьми, его не ставят особенно высоко.
Тем более, любят Леонида Андреевича только люди из его окружения, но тот же Лопахин называет Гаева бабой и в его представлении Гаев действительно как баба: неспособный сопротивляться, чего-то добиваться. Такая изнеженная аристократия является полностью неспособной для сохранения страны и в дальнейшем в этом мир придут Лопахины и Чехов предчувствовал такую смену человеческих типов, хотя и не увидел сам.
Взаимоотношения с Фирсом, сестрой и племянницами
Слуга Фирс все еще ходит за хозяином, будто за малым дитем. Он то стряхивает пыль с его брючек, то подносит Гаеву теплое пальто. А между тем Леонид Андреевич — взрослый пятидесятилетний мужчина. Однако он не считает зазорным такую опеку со стороны своего слуги. Герой даже идет спать под надзором своего лакея, который искренне к нему привязан. Несмотря на такую преданность Фирса, в финале произведения Гаев забывает про него.
Он любит свою сестру и своих племянниц. В своей семье Гаев является единственным мужчиной. Однако он не смог стать главой семьи. Герой не способен никому помочь, поскольку ему даже в голову это не приходит. Это указывает на то, что чувства Гаева весьма неглубоки.
Сочинение про Гаева
Как писал сам Чехов в письмах касательно Гаева, он – аристократ. Конечно, Чехов имеет в виду не рыцаря-аристократа, эталонного представителя благородной семьи и обладателя всяческих достоинств. В чем-то в фигуре Гаева предлагается та самая немощь, которая охватывала Российскую империю в целом.
Ведь страна, государство, во многом держится именно на собственной элите. Есть некоторый ряд людей, который образует какие-то идеалы, отличается от других в лучшую сторону. При этом, если начинается кризис аристократии, то начинается и кризис страны.
Автор выводит главным действующим лицом вишневый сад – нечто совершенно символическое, образ России помещиков. На смену этому саду приходит новая страна, где каждый сможет арендовать дачи, а красивые вишневые сады помещиков останутся только воспоминанием.
Гаев в свою очередь является тем человеком, которому стоило бы защищать вишневый сад, ему нужно отстаивать этот уклад, но Леонид Андреевич может только обещать не допустить торгов, но в итоге отправляется с Лопахиным на торги и возвращается оттуда после продажи сада.
Гаев полностью ленив, много кушает и обожает сладости. Он регулярно ест леденцы, за ним ухаживает Фирс, который даже раздевает его, этим подчеркивается инфантильность героя.
Также брат Раневской является полностью непрактичным (подобное, впрочем, свойственно инфантильным людям) и не может отыскать какого-то действенного решения для собственной ситуации. Он мечтает о каких-то деньгах, которые появятся неизвестно откуда и не позволят продать сад. Безусловно, такие мечты представляют собой полный отрыв от действительности и характеризуют неспособность не только отдельно Гаева, но и всего этого класса существовать в условиях нового времени.
Противоположностью Гаева является Лопахин, он приземленный, но при этом практичный. Как бы сейчас сказали «нормальный мужик». При этом Гаев является противоположностью Лопахину только в отрицательном контексте, только собственной изнеженностью и непривычностью к поиску практической выгоды.
Наверное, Гаев является, так сказать, «ошметком» аристократии, представителем вырождающегося российского класса. Именно поэтому в чем-то его фигура является назидательной.
Автор великолепно описывает целую эпоху и срез общества через конкретную личность.
Молодое поколение
Здесь будут рассматриваться представители будущего России — это образованные молодые люди, которые ставят себя выше любых чувств, что было модным в начале 1900-х годов. Тогда на первое место ставились общественный долг и стремление развивать науку. Но не нужно считать, что Антон Павлович изображал революционно настроенную молодёжь — это, скорее, изображение большей части интеллигенции того времени, которая занималась только тем, что рассуждала на высокие темы, ставила себя выше человеческих потребностей, но ни к чему не была приспособлена.
Всё это удалось воплотить в Трофимове — «вечном студенте» и «облезлом барине», который так и не смог ничего окончить, не имел профессии. Всю пьесу он только рассуждал о различных материях и презирал Лопахина и Варю, которая смогла допустить мысль о его возможном романе с Аней — он «выше любви».
Аня — добрая, милая, совсем ещё неопытная девушка, которая восторгается Трофимовым и внимательно слушает всё то, что он говорит. Она олицетворяет молодёжь, которой всегда были интересны идеи интеллигенции.
Но одним из самых ярких и характерных образов той эпохи получился Лопахин — выходец из крестьян, который сумел сделать себе состояние. Но, несмотря на богатство, оставшийся по своей сути простым мужиком. Это деятельный человек, представитель, так называемого класса «кулаков» — зажиточных крестьян. Ермолай Алексеевич уважал труд, и на первом месте для него всегда была работа, поэтому он всё откладывал объяснение с Варей.
Именно в тот период мог появиться герой Лопахина — тогда вот это «поднявшееся» крестьянство, гордое от осознания, что они больше не рабы, показало более высокую приспособленность к жизни, чем дворяне, что и доказано тем, что именно Лопахин купил усадьбу Раневской.
Почему характеристика героев «Вишнёвого сада» была выбрана именно для этих персонажей? Потому что именно на особенностях характеров персонажей будут строиться их внутренние конфликты.
Несколько интересных сочинений
- Главные герои произведения Щелкунчик Гофмана
Сказка Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» является одним из символов Рождества и Нового года. Даже одноименный балет является гвоздем программы театров именно в это время.
- Сочинение Конфликт поколений в романе Отцы и дети Тургенева
В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» пишется о конфликте разных поколений. Главный герой Евгений Базаров очень трудолюбивый человек. Ему нравятся точные науки
- Азамат в романе Герой нашего времени Лермонтова характеристика и образ
Азамат – молодой горец, который стремится во всем подражать Казбичу. Вероятно Азамат избалован и ему не достает подлинной гордости и достоинства сына князя
Большинство людей живут, не замечая сколько прекрасных вещей нас окружает. Нужно обладать особыми качествами, чтобы видеть красоту в простых вещах. Если вам сложно разглядеть чудо, просто оглянитесь вокруг, большинство чудес предоставляет нам природа.
В нашей семье спорт стал доброй традицией, которая способна нас сплотить и объединить в самые сложные времена.
«Вишневый сад» — широко известная пьеса Чехова, которая позволяет проследить за двумя основными линиями. На первом плане перед нами разворачивается судьба поместья, которое является родовым для Раневской и Гаева. Поскольку собрались большие долги, необходимость продажи имения почти неотвратима. Второй линией, которая не так заметна, является любовь. В пьесе все трагично, при этом автор старается показать, что даже такие ситуации не мешают высмеиванию. Показывается жизнь аристократии, персонажи показывают устои, стремления тех времен.
Гаев является братом Раневской, и имеет все ее недостатки, но на его персоне они выглядят еще неприятнее. Его образ не так важен для сюжета, он также имеет право на имение и является помещиком. В сюжете говорится, что он проел имение «на леденцах», он одинок в своих приличных годах и живет праздно, опекаемый лакеем.
Что значил сад для героев
Можно для удобства написать отношение героев к вишнёвому саду в таблице.
Раневская | Гаев | Аня | Варя | Лопахин | Трофимов |
Сад — символ достатка, благополучия. С ним связаны самые счастливые воспоминания детства. Характеризует её привязанность к прошлому, поэтому ей трудно с ним расстаться | То же отношение, что и у сестры | Сад для неё — это ассоциация с порой детства, но в силу молодости она не так к нему привязана, и всё равно есть надежды на светлое будущее | Та же ассоциация с детством, как и у Ани. Вместе с тем, она не расстроена его продажей, так как теперь может жить так, как ей хочется | Сад напоминает ему о его крестьянском происхождении. Вырубая его, он прощается с прошлым, вместе с тем надеясь на счастливое будущее | Вишнёвые деревья являются для него символом крепостничества. И он считает, что даже правильным будет отказ от них, чтобы освободиться от старого уклада |
Раневская — Лопахин
Самый главный конфликт находится в паре Раневская — Лопахин. И обусловлен он несколькими причинами:
- принадлежность к разным поколениям;
- противоположность характеров.
Лопахин пытается помочь Раневской сохранить усадьбу, вырубив вишнёвый сад, и построив на его месте дачи. Но для Раевской это невозможно — ведь она выросла в этом доме, и «дачи — это так пошло». И в том, что усадьбу купил именно Ермолай Алексеевич, она видит в этом с его стороны предательство. Для него покупка вишнёвого сада — это разрешение его личного конфликта: он, простой мужик, чьи предки не могли проходить дальше кухни, теперь стал хозяином. И в этом и заключается его главное торжество.
Заключение
И вот подходим к заключительному и довольно грустному моменту в пьесе «Вишневый сад». Гаев (характеристика персонажа по мнению Чехову) представил заключительную степень эволюции дворянства. Им он и замкнул цепочку создаваемых им образов дворян на протяжении всей своей литературной жизни. Эти образы аристократов с великолепным образованием оказались не способными защищать свои интересы и идеалы, это были герои своего времени, которые имели слабость позволить таким как Лопахин занять господствующее место.
В анализе темы «Вишневый сад». Гаев: характеристика» надо отметить, что доведя образ Гаева до карикатуры, Чехов показал, как сильно обмельчали дворяне. По этому поводу писателю пришлось выслушать немало критики аристократии, которая обвинила его в незнании их круга. Но Чехова этим не пробрать, он ведь больше хотел создать не комедию, а фарс, что в принципе у него отлично получилось.
Ну и чтобы уже до конца понять смысл этого произведения, отметим, что в пьесе «Вишневый сад» отличительная особенность — это чеховский символизм, где главным и центральным героем является не человеческий персонаж, а образ вишневого сада, как символа дворянской жизни. В конце пьесы вырубается вишневый сад, так распадались дворянские гнезда, изживала себя старая Россия, где жили Раневские и Гаевы.
Чехов как будто бы предвидел все наперед, все последующие события и потрясения, которые придется пережить в скором времени его стране, но которые он, увы, увидеть он не успел. «Вишневый сад» стал одним из последних произведений великого классика Антона Павловича Чехова.
Одним из основных персонажей произведения является Гаев Леонид Андреевич, родной брат главной герои владелицы поместья Раневской.
Писатель представляет Гаева в качестве одинокого пятидесятилетнего мужчины, помещика, не имеющего собственной семьи, проживающего в старом поместье под попечительством старика Фирса, спустившего фамильное состояние из-за праздного образа жизни в виде любимого времяпрепровождения – игре в бильярд.
Характерными чертами героя являются его аристократическая образованность, сочетающаяся со слабовольной натурой, которая выражается в неумении и нежелании принимать важные жизненные решения, отстаивать собственную позицию. Но при этом Гаев отличается артистичностью и искренностью в выражении своих мыслей, а также сентиментальностью и романтизмом.
Участвуя в беседах, Леонид Андреевич многословен, часто разглагольствует не по существу разговора и порой сам замечает, что говорит не по теме и неуместно вставляет не совсем понятные собеседникам выражения.
Гаев характеризуется любящим отношением к своим домочадцам и близким, он искренне радеет за счастье сестры и своих племянниц, надеясь удачно выдать замуж одну из девочек, Анну за достойного и обеспеченного дворянина. К старому Фирсу Гаев очень привязан, без него не может обходиться даже во время приготовления ко сну, но в финале пьесы – даже не вспоминает о старике.
Наивно полагая, что существует возможность спасения имения от продажи и сохранения вишневого сада, который имеет для него большое значение, впрочем, как и для всех членов семьи, Гаев в мечтах представляет получение нереального наследства. На самом деле Леонид Андреевич не желает осознавать свершившийся факт потери фамильной усадьбы, хотя и прощается с садом со слезами в глазах, но глубокие переживания и страдания не свойственны данному герою. Поэтому поступает на службу с небольшим годовым жалованием в мужской клуб, хотя, по мнению родных и купца Лопахина, работа Гаева долго не продлится, поскольку Леонид Андреевич к труду не дисциплинирован и ленив.
Описывая образ Гаева в пьесе, писатель карикатурно раскрывает сущность опустошения дворянского класса того времени, бесхарактерность и безынициативность аристократии, идеализирующих происходящие события, на смену которым уже активно приходят представители коммерции и делового купечества в виде Лопахина, стремящиеся к господствующему положению в обществе.