Огненный змей и Огняник — драконы, неравнодушные к девушкам
Огненный змей, Огняник, Летавец — летающие огнедышащие рептилии, записи о которых начали появляться с 11-го века. Летописцы изображают их крылатыми драконами с тремя головами и длинным хвостом, извивающимся во время полета.
Огняник
По описаниям этот славянский дракон похож на шаровую молнию. Опускаясь на землю, он сыплет искрами и издает страшный шум, похожий на гром. По легендам, Огняник живет в горах, предпочитая просторные пещеры, иногда предания «селят» его прямо на облаке. Он умеет принимать вид красивого юноши.
Легенды приписывают Огненному змею богатырскую силу и невероятное богатство. Его нельзя убить, и живет дракон вечно. Он неплохо разбирается в травах, знает, как исцелить болезнь или приворожить возлюбленную с помощью зельеварения. Легенды гласят, что если Огневик полюбит девушку, она не сможет не ответить на его чувства. Ящер посещает одиноких женщин или вдов, что напоминает о еще одном персонаже фольклора — инкубе, демоне-соблазнителе. По аналогии, любовь Огневика так же губительна, как инкуба.
Создатели фильма
Мультфильм «Чудо-Юдо» стал первой полнометражной картиной режиссера Артема Лукичева, на счету которого уже было несколько короткометражек, а также работа на телевидении и киностудиях. Сценарий к мультфильму написал Василий Ровенский, работавший с комедийными лентами «Одноклассники», «Привычка расставаться» и другими.
В состав команды, трудившейся над анимационной картиной, вошли известные актеры. Главных героев озвучивали:
- Царевич Иван — Антон Макарский.
- Царевна Варвара — Ирина Медведева.
- Дракончик Чудо-Юдо — Наталья Медведева.
Помимо них в мультфильме звучат голоса Александра Пожарова, Людмилы Артемьевой, Федора Добронравова и других.
Значение имени в древней Руси
В давние времена имя давалось не просто так. Его необходимо было сначала заслужить каким-либо стоящим поступком. До определенного времени у детей не было имен. В возрасте 11-12 лет они участвовали в специальных испытаниях, где каждому предоставлялась возможность проявить себя. Именно тогда дети и получали имена. Вероятно, в сказке отразился этот обычай. В ней безымянными остаются старшие братья, так как они ничем себя не проявили. Кроме имени, у героя сказки есть еще и прозвище. Он зовется крестьянским сыном. Это звучит практически как отчество. В древние времена так и представлялись: Сергей, Андреев сын, или Петр, Иванов сын и т. д. Кстати, отсюда впоследствии появились фамилии. В сказке Иван зовется крестьянским сыном. Это значит, что для автора важен тот факт, что он из крестьян.
Полоз и Змиулан — змеиные цари
Сказания называют Полоза царем всех змей и драконов русской земли. Его след указывает на местонахождение кладов и залежей драгоценных камней и металлов — в такую легенду по сей день верят кладоискатели.
Узнать Полоза легко — он выглядит как огромный змей, от которого расходится сильный жар. По преданиям, вокруг царя горит трава. Известно о нем немного, ведь встреченных на пути людей ящер съедает.
Змиулан — божество колодцев и туч, также повелитель змей. Неизвестно, отождествлялся ли он с Полозом. Связь Змиулана со стихией Воды указывает на Навью природу божества. Вода ассоциировалась у наших предков со смертью — во многих культурах души умерших переправлялись в мир мертвых по реке. Змиулан обитает в дупле древнего дуба. В отличие от Полоза, он крылат и больше напоминает дракона в европейском представлении.
Персонажи
Иван — младший сын царя Еремея, главный герой мультфильма. Молодой человек 18-ти лет, со светлыми волосами и голубыми глазами. Высокого роста и широкий в плечах. Лицо доброе и простодушное. Много читает, хорошо разбирается в технике и всегда что-то изобретает. Влюблён в царевну Варвару.
Царевна Варвара — дочь царя Амвросия из соседнего государства, девтерагонистка мультфильма. 16-ти летняя девушка волшебной красоты. С большой косой, худенькая и очень активная. Умная, любит заниматься исследованиями и изобретательством. С богатым внутренним миром. Самоуверенна и своенравна. Хочет, чтобы в ней видели личность и полюбили такой какая она есть.
Чудо-юдо — царевна Варвара в облике дракона.
Царь Еремей Третий — отец Ивана, пузатый, с бородой, ревностно охраняет своё государство.
Брат Пётр — старший брат Ивана, 23-х лет, один из двух вторичных антагонистов мультфильма. Худой, высокий, с лошадиными зубами. Лентяй. Не любит младшего брата Ивана и всё время строит ему козни.
Брат Алексей — средний брат Ивана, 20-ти лет, один из двух вторичных антагонистов мультфильма. Маленький кругленький толстяк. Лентяй, любит сладкое. Не любит младшего брата Ивана. Также всё время строит ему козни.
Царь Амвросий Четвертый — отец Варвары. С добрым лицом, повадками мягкосердечного человека, плавно двигается и приглушённо говорит. Одет по европейской моде: напудренный парик, камзол, туфли с пряжками. Любит свою дочь и хочет поскорее выдать её замуж.
Бальтазар — советник царя Амвросия, главный антагонист мультфильма. Злой и завистливый чародей. Хочет завладеть царством и жениться на царевне Варваре. Своими чарами превратил царевну в Чудо-Юдо.
Дракоша — смешной зеленоглазый подросток. Имеет манеры ленивого вальяжного домашнего кота. На всё реагирует миролюбиво.
Писец — худой и с козлиной бородкой, подобострастно исполняет все приказы царя Еремея.
Богатырь из цирка — очень атлетичен, высок ростом и могуч. Похож на американского рестлера. Самоуверен в своем превосходстве. Всегда побеждает.
Лесная ведьма — тысячелетняя сгорбленная старушка со страшным крючковатым носом, любит играть в шахматы и шашки. Собирает сказочные экспонаты для своего музея.
Морской Царь — в зеленой чешуе, на голове корона, в руке трезубец, седая борода. Переживает из-за сломанной музыкальной шкатулки. Любит слушать музыку и смотреть на танцующих русалок. Гламурен.
Распорядитель в цирке — шустрый комментатор в цирке.
Бобры — охранники леса.
Воевода — старый служака. Служит у царя Еремея.
Великан — живет в пещере, любитель загадок огромного телосложения. Ловит случайных прохожих и съедает их. Дружит с Лесной ведьмой.
Ворона — птица невероятных размеров, свила гнездо в старой башне.
Продавец карты — торговец на ярмарке. Продает поддельные географические карты.
Сторожевой богатырь — охраняет границу царства Еремея.
Русалки — свита Морского царя. Развлекают Морского царя своими танцами.
Скоморохи — ярмарочные артисты, ходячие на ходулях.
Слайд 12Самостоятельная работаСказочные формулы:Жили они — не ленились… пашню пахали да хлеб
засевали….снарядили… в путь-дорогу.Куда путь держите?Ближние царства хоть шаром покати….на дозор ходить……все тихо, никого не видать, ничего не слыхать. Как пошло время за полночь… Так он еще не родился, а если и родился — так на бой не сгодился. Я его на одну руку посажу, другой прихлопну! Возле меня ни одна муха не пролетала, ни один комар не пропищал. …по колена… в сыру землю вогнал. На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей крепости испробовать! …умыли, накормили, напоили и спать уложили. Долго ли, коротко ли ехали… Много ли, мало ли проехали… …ветер тот прах во все стороны развеял.
Поведение Ивана – крестьянского сына в поединке с чудом-юдом
Самый младший из трёх братьев, Иванушка, оказался настоящим богатырём. Он сумел в одиночку победить шестиголового и девятиголового змеев и даже двенадцатиголового змея (но этого — уже с помощью своего коня).
Когда первое чудо-юдо хотело переехать на коне калинов мост через реку Смородину, герой не пустил его на свою родную землю — срубил ему все 6 голов.
На вторую ночь хотело второе чудо-юдо, девятиголовое, переехать калинов мост, но и его не пустил добрый молодец. Срубил он змею 6 голов, а тот его по колена в землю вогнал. Тогда Иван бросил горсть песку в его глазищи. Пока чудо-юдо их прочищал, молодец срубил ему и другие головы.
А бой с двенадцатиголовым змеем был самым тяжёлым. Рубил герой чуду-юду головы, а он проводил по ним огненным пальцем, и головы прирастали обратно. Вогнал чудо-юдо молодца по колена в землю, огнём его палил, свистом оглушал. Кинул Иванушка в избушку, где братья спали, рукавицы. Они стёкла выбили, крышу пробили, а братья не проснулись.
Не сдался молодец, снова срубил змею 6 голов, а они снова приросли. Змей загнал Ивана в землю уже по пояс. Тот срубил 9 голов — они опять приросли. Забил змей молодца в землю по плечи. Тот кинул в избушку шапку, братья проснулись и выпустили из конюшни Иванова коня. Верный помощник Ивана прискакал, стал чудо-юдо бить копытами. А молодец из земли вылез и отсёк змею огненный палец, а затем и все головы.
Сюжет[править]
Вся эта история началась… да пусть вам лучше Дракоша расскажет! Он как Кот учёный, только лучше. Вот, он уже раскрыл матрёшку и с видимым усилием вытащил меньшую — изображение Еремея.
Сцена после титров:
- Еремей в наказание за козни против брата отправил старших сыновей копать подземный ход до другого конца Земли. И они докопались до сундука, окованного цепями из жёлтого металла.
- Ведьма рассказывал Людоеду сказку о том, как найти смерть: там в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце игла. «— А чья смерть? — Ой, не помню». Потом вспомнила и шепнула на ухо.
- Бальтазара вихрь опустил рядом с Бобрами, и они погнались за негодяем.
Этимология и версии о происхождении персонажа
В литературе XIX века был предложен ряд маловероятных этимологий. Так, Полный церковно-славянский словарь под общей редакцией Г. М. Дьяченко сопоставляет Юдо с санскритским (санскр. jадас), что означает морское животное вообще, в особенности «баснословное». Также чудо-юдо употребляется в значении «диво морское». Согласно «Материалам для сравнит. слов» под редакцией А. С. Хомякова, чудо-юдо — название мифического змея (дракона), происходящее от слов чудо, которое в старину означало великана, а известно, что в давнюю эпоху развития религиозно-поэтических воззрений на природу все её могучие силы (вихри, буря и гроза) олицетворялись в титанических образах великанов. Предания о змеях и великанах находятся в самом тесном и близком родстве, и, по свидетельству народной сказки, морской царь принимает на себя образ змея. И юдо от имени Иуда, которое ещё в период раннего христианства стали придавать нечистому и другим демоническим существам.
Историк и публицист, доктор исторических наук Ю. Н. Афанасьев, отмечает что в одном варианте народной сказки о Морском Царе и его вещей дочери Морской Царь прямо назван Окиан-море; в других же списках роль его передается змею, чёрту и беззаконному Чуду-Юду. Этот славянский Нептун упоминается и в других сказках. Как приноситель темных туч, которые помрачают собою небесный свет и нередко вредят созревающим жатвам, издревле соединял в своем характере, вместе с благотворными свойствами, и черты существа демонического; тот же двойственный характер был усвоен и Морскому Царю. Оттого так обыкновенна в народных сказках замена Морского Царя — чёртом. В качестве примера Афанасьев приводит немецкую сказку, напечатанную в сборнике Гальтриха, в которой пекельный князь, тождественный с нашим Морским Царем, сохраняет все атрибуты древнейшего божества гроз: он обладает чудесным бичом (= молнией), удары которого заставляют потрясаться все царство и вызывают несчётное воинство; он бросается к молочному пруду и, опившись кипучего молока (= дождя), лопается с ужасным треском и гибнет — подобно тому как пропадает разбитая громом и пролившаяся дождем туча. Название Чудо-Юдо, согласно Афанасьеву, подтверждает ту же мысль: оно большею частью придается мифическому змею (дракону-туче).
Демонолог Л. Н. Виноградова на основе изучения славянских песен приходит к выводу, что чудо-юдо являет собой некий неявно обрисованный мифологический персонаж, или же результат смешения с русалкой (или с более обобщённым образом вредоносной силы), — так или иначе песенные характеристики позволяют отметить черты «потусторонности», опасности персонажа и мотивы его изгнания.
Согласно И. Захаренко, в русских народных былинах и сказаниях, чудо-юдо восходит к Идолищу Поганому, с которым сражаются русские богатыри.
Следуя псевдонаучной теории, предложенной В. Н. Дёминым, чудо-юдо — это русифицированный образ древнегреческой Медузы Горгоны. Ничего рыбьего в самом образе русской Медузы практически нет — рыбы её просто окружают, свидетельствуя о морской среде. Эта версия происхождения видится Дёмину гораздо ближе к тому исходному доэллинскому архетипу прекрасной Морской царевны, которая в процессе, называемом Дёминым «Олимпийским религиозным переворотом», была превращена в чудо-юдо. Память о древней эллинско-славянской Медузе сохранилась и в средневековых легендах о Деве Горгонии. Согласно славянским преданиям, она знала язык всех животных. В дальнейшем в апокрифических рукописях женский образ Горгоны превратился в «зверя Горгония»; его функции во многом остались прежними: он охраняет вход в рай (то есть, другими словами, является стражем прохода к Островам Блаженных).
М. Фасмер считает наиболее вероятным, что юдо — «всего лишь рифмованное образование по образцу слова чудо», и вряд ли связано с болгарским юда. При этом болгарское слово юда (злое мифическое женское существо, живёт в горах, у озёр, вихрем летает по воздуху) и украинское юда (род злого духа) признаются, по О. Н. Трубачёву, связанными (праславянская форма *juda) с санскритским yodhá и восходящими к праиндоевропейскому *ịoudh-.
Академик Б. А. Рыбаков отмечает, что чудо-юдо — это самый глубокий архаизм древнеславянской мифологии.
Сюжет
Дрокоша сказал что. В одной сказочной стране соседствуют два сказочных царства. И правят в них два Царя — Еремей и Амвросий. У Еремея есть трое сыновей, а у Амвросия — умная и любящая дочь Варвара.
Старшие сыновья царя Еремея к труду равнодушны. Младший же сын Иван, напротив — изобретатель, строитель и чудак. И случилось так, что построенный им собственноручно воздушный шар был куплен для соседской царевны Варвары, которая, вопреки стараниям отца выдать её замуж, стремится отправиться в воздушное путешествие и, несмотря на уговоры папы, улетает из дома на воздушном шаре куда глаза глядят.
Не справившись с управлением шара, Варвара врезается в крону дуба рядом с тем местом, где царевич Иван добывал природный газ для своих конструкторских целей. Там они впервые знакомятся. Иван влюбляется в неё с первого взгляда, а Варвара, увлечённая лишь воздушным шаром, освобождает шар и улетает на нём домой.
Тем временем Бальтазар, придворный колдун царя Амвросия, разрабатывает хитрый и коварный план — жениться на царевне Варваре и занять престол, свергнув её отца с трона. Он делает Варваре предложение руки и сердца, и получив от неё смешной отказ, в ярости превращает её в маленького дракона — Чудо-Юдо. Единственный способ снять это злое заклятье — найти того, кто влюбится в царевну Варвару в обличии Чудо-Юда. Однако раскрывать тайну заклятья нельзя, иначе заколдованная царевна сразу обратится в пепел.
В этот же день в царстве Еремея пошли слухи, что на его землях появилось страшное чудище — дракон Чудо-Юдо. Отправил Царь Еремей всех своих сыновей на защиту родного царства. Однажды, пока старшие братья спали, младший Иван встретился один на один с Чудо-Юдом, однако на деле оказалось, что это чудище — маленький безобидный дракон, да ещё и беззащитный — Ивану его пришлось спасать от гибели. Тем временем из соседнего царства пришла тревожная весть — пропала царевна Варвара.
Иван, влюблённый в Варвару, решает отправится на поиски царевны вместе со своим новым другом Чудо-Юдом. Царевна Варвара, будучи в теле дракона, надеется на то, что Иван, влюбившийся в неё в человеческом обличии, почует родное сердце и полюбит её и в обличии Чудо-Юда, избавив её таким образом от злого заклятья.
Далее следует череда приключений Чудо-Юда и Ивана, в процессе которых Иван по-настоящему полюбил своего нового друга. После поцелуя Чудо-Юдо на глазах изумлённого Ивана превращается в царевну Варвару.
Змей Горыныч — дракон из славянской мифологии
Змей Горыныч
Змей Горыныч — трёхглавый огнедышащий дракон из славянского фольклора, который известен практически каждому. Во всех былинах он выступает отрицательным персонажем. Живет в горах, хранит свои сокровища в просторных пещерах. Часть сказаний гласит, что Горыныч живет возле огненной реки и Калинова моста, охраняя вход в мир мертвых, молодильные яблоки, живую воду и прочие сказочные артефакты.
Не факт, что отчество Змея указывает на место обитания, ведь существовало славянское имя Горыня. Так звали одного из первых богатырей русской земли. Легенды отождествляют этих персонажей, иногда называют Змея Горыныча сыном богатыря.
Внешне ящер напоминает Чудо-юдо — у него тоже несколько голов, и их количество всегда кратно трем. Однако чаще всего он упоминается как трёхглавый дракон. В большинстве сказок Змей Горыныч умеет летать, но о крыльях практически ничего не говорится. По Афанасьеву, они огненные. На лубочных изображениях у него имеется хвост.
В некоторых сказках Змей Горыныч выходит к своему противнику из воды, где и обитает большую часть времени, а спит на большом камне посреди океана. Его появление сопровождается шумом, похожим на дождь или грозу, небо темнеет, поднимается ветер. Несмотря на это, на юге любую ипостась Змея считали виновной в засухе и пытались изгнать.
Змей Горыныч похищает молодых девушек, что свойственно драконам из большинства легенд мира. Так он запугивает народ, но иногда планирует съесть их. В нескольких преданиях ящер охраняет царевну из тридесятого царства от посягательств извне.
В целом, образ самого известного славянского дракона напоминает вышеописанное Чудо-юдо. Отличия столь незначительны, что эти два персонажа на самом деле могут оказаться одним драконом из мифологии славян, носящим два имени. Некоторые исследователи считают, что Чудо-юдо и Змей Горыныч — один персонаж.
Славянский бог Ящер — подземный Змей
Сказания о боге Ящере отличались в зависимости от региона, как и его имена — Юша, Рыгл, Волховец. Описывали его схожим с аллигатором. В одних местах Ящер считался покровителем рек и рыбной ловли. В других его представляли как огромного подземного змея, который вызывал вулканические извержения и землетрясения.
Ящер — бог воды у древних славян
Ящера считали поглотителем Солнца, которое ежедневно уходит за пределы мира и плывет по подземной реке на восток, чтобы утром снова взойти на небе. Ему поклонялись и, как и любого темного бога, старались задобрить. Подземный дракон любил гусли и награждал каждого, кто играл в его честь на этом инструменте. В легенде о Садко Ящер одаривал исполнителей золотыми рыбками.
Святилища божества располагали на берегах рек и озер, иногда возле болот. Они имели идеально круглую форму. В качестве требы в водоем бросали черных кур. Иногда в жертву приносили молодых девушек, и любовь драконов и змеев к ним отражается во множестве легенд мира. Позднее человеческие жертвоприношения заменили на утопление чучела в дырявой лодке. В некоторых поселениях в качестве подарка отдавали коня. Жертву Ящеру приносили во время весеннего ледохода.
В целом, драконы обитают не только в европейских и азиатских легендах. Славяне тоже верили в них — одним поклонялись, других отдавали на расправу богатырям. Мифология наших предков полна загадок для исследователей, историков и этнографов. Но одно можно сказать точно — в былинах и легендах встречаются самые разнообразные змеи, как было принято называть драконов у славян.
Главный персонаж русского фольклора
Многих интересует вопрос: кто и когда выдумал Ивана-царевича? Как это ни странно, но персонаж относительно молодой, так как прочно вошёл в былины и сказания только в конце XVIII века. Выдуманный самим народом, он стал его олицетворением, символом. Прототипом является самый обыкновенный деревенский Ваня-Иван, от него фольклорный персонаж взял как позитивные, так и негативные черты характера. Обычно он всегда третий сын у батюшки-царя, в некоторых рассказах персонаж имеет трех сестер, выполняет по три задания, трижды идёт с боем против злых сил. Троекратные повторы в сказке «Иван-царевич и Серый Волк», «Царевна-лягушка» и других — не случайные. У славян три было сакральным числом, символизирующим развитие, движение, первоначало, истоки, гармонию. В фольклорных историях оно указывает на то, что не нужно опускать руки, если что-то с первого раза не получается: Бог, как известно, любит троицу. Вместо этого необходимо идти вперёд, не сдаваться, не падать духом.
Как уже говорилось, Иван-царевич — воплощение самого русского народа. Этот персонаж часто положительный: он борется со злом, помогает слабым, спасает мир от очередного или И обязательно получает награду за все свои добрые деяния: трон, царство, красивую жену, волшебного коня, драгоценные предметы. Иногда он имеет слабости в виде сомнений, непослушания. Но другие герои его возвращают на путь истинный, о чём свидетельствует пословица из сказки «Иван-царевич и Серый Волк»: «Взялся за гуж — не говори, что не дюж». Именно этой фразой зверь ответил герою на его сетования по причине нарушения запрета: мол, если уж что-то начал, не бросай, доведи дело до конца без лишних стенаний. Кстати, Иван-царевич может быть и негативным персонажем: коварным и злым. Тогда он противопоставляется своим братьям или рыбацкому сыну. В конце истории плохой герой всегда посрамлён и заслуженно наказан.
Сюжет
Часть первая
Сюжет мультфильма вобрал в себя многое из русских народных сказок. В сказочном государстве появляется страшное Чудо-Юдо. Спасти страну от такой напасти решается царевич Иван, старшие братья которого слишком ленивы и трусливы для подобного подвига. Но вместо ожидаемого монстра вышеуказанное чудовище оказывается на деле милым дракончиком, ростом не выше ребенка.
Пока Иван выполнял это задание, в соседнем государстве выбирала женихов, а потом и вовсе пропала царевна Варвара — девушка серьезная и умная, не какая-то там легкомысленная иностранная принцесса. Искать свою возлюбленную царевич отправляется вместе с дракончиком, авось, и этот мелкий на что-то сгодится. Конечно, по законам жанра, царевна будет найдена. Но на сказочном пути Ивана, а вместе с ним и зрителей, ожидает множество чудес и приключений. Создатели мультфильма населили свое детище множеством забавных сказочных героев. Здесь и Баба-яга, Великан-людоед, Серый козлик и другие. Помогают царевичу в разных ситуациях волшебные предметы: гребешок, сапоги-скороходы и прочее. А еще в сказке есть целая команда бобров.
Наряду с традиционными сюжетами в мультфильме много юмора и музыки, что делает эту сказочную историю понятной и современным детям. Удивительна и развязка картины. Забавный дракончик оказался… царевной Варварой.
Часть вторая
Русские сказки всегда наполнены добротой и невероятными приключениями. И второй мультипликационный фильм продолжит рассказывать о похождениях царевича Ивана, младшего сына царя Еремея. Бравый наследник престола по традиции отличается от своих старших братьев и умом, и жизнелюбием, и находчивостью. И характер имеет покладистый и верный.
Вывод
Народные сказки всегда являлись примером поведения, формируя в каждом человеке общую картину мира и поступков. Именно поэтому сказки так важны для каждого человека, будь то маленький ребенок или уже взрослый слушатель. Описание Ивана — крестьянского сына дает людям прекрасный пример того, какими чертами характера должен обладать человек, чтобы, несмотря на возраст и социальное положение, уметь легко превратиться из простого крестьянина в настоящего героя.
Русская народная сказка «Иван -крестьянский сын и Чудо-юдо»
Анализ сказки для читательского дневника.
Жанр: волшебная народная сказка.
Главные герои сказки «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»
- Иван — крестьянский сын, главный герой сказки, русский богатырь, которого очень боялись Чуда-Юды, смелый и решительный, умный и хитрый.
- Старшие братья Ивана, также смелые и отважные. но очень ленивые, а потому всю битву проспали.
- Чудо-Юдо, три змея с шестью,девятью и двенадцатью головами, пали в битве с Иваном
- Жены Чудов-Юдов и их мать, злые и мстительные, коварные.
- Родители братьев, старики
- Старик в лесу, указал путь к горе с мечами
- Старуха в деревне, единственная, кто уцелел после набега Чуда-Юда.
План пересказа сказки «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»
- Братья собираются в поход
- Иван идет с ними.
- Старик в лесу.
- Разграбленная деревня и старуха
- Река Смородина
- Бой с Чудом-юдой о шести головах
- Бой с Чудом-юдой о девяти головах.
- Наказ Ивана братьям
- Огненный палец
- Шапка Ивана
- Заговор жен и матери
- Колодец, яблоня и ковер
- Свинья.
Кратчайшее содержание сказки «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо» в 6 предложений для читательского дневника:
- Три брата отправляются на бой с Чудом-юдом
- Они достигают речки Смородины и Иван две ночи бьется с Чудом-Юдом
- Иван бьется с Чудом-юдом и в третий раз, но без помощи коня не может с ним справится
- Иван подслушивает речи жен и старухи-матери Чуда-юда
- Иван спасает братьев по дороге домой.
- Счастливое возвращение.
Главная мысль сказки «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»
Только тем, кто смел и борется за свою Родину достается победа.
Чему учит сказка «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»
Эта сказка учит нас не боятся врагов, как бы сильны они не были. Учит решительности и смелости, учит тому, что надо быть хитрым и находчивым, чтобы разоблачать козни врага.. Учит любить свою землю.
Отзыв к сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»
Сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» мне очень понравилась. У нее очень интересный сюжет со множеством приключений. Иван показал себя настоящим богатырем, заступником земли русской. Он смог справился с огромными чудищами и никакое коварство не помогло врагам. Эта сказка описывает торжество добра.
Признаки волшебной сказки в сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»
- Зачин и концовка
- Волшебные существа — Чудо-юдо, жены, мать
- Волшебные превращения — ковер, яблоня, колодец, свинья
- Героический подвиг
Пословица к сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»
Не тот молодец, у кого бравый вид, а тот — кто победу творит.
Кто за правое дело стоит — тот всегда победит.
Не узнал доброго молодца — нечего страмить его.
Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»
Жили старик со старухой и было у них три сына. Но пришла беда на землю русскую, стало Чудо-Юдо жечь и убивать. Решили старшие братья на битву отправится, а младшего дома оставить. Да только Иванушка с ними пошел.
Взяли братья дубины. Но в лесу встретился им старик и сказал, где мечи взять, ведь с дубинами Чудо-Юдо не одолеть.
Приехали братья в деревеньку сожженную, а там только старуха одна живой осталась. Наказала она братьям извести супостата.
Приехали братья на речку Смородину и решили у калинового моста дозор держать.
Первым пошел в дозор старший брат, но скоро уснул. А Иван вышел в полночь и вовремя. Едет Чудо-Юдо о шести головах. Срубил Иван ему три головы, а потом и последние три отрубил.
На следующую ночь история повторяется. Уснул средний брат. а Иван с Чудом-юдом бился. Только было у того девять голов и успел он Ивана по колено в землю вбить.
Показал утром Иван братьям убитых чудищ и застыдились братья. Наказал Иван им не спать и помочь ему в битве.
Ночью явилось Чудо-Юдо о двенадцати головах и бился с ним Иван. Срубит три головы — Чудо-юдо огненным пальцем их на место приделает. Бросил Иван левую рукавицу братьям, спят братья, не просыпаются. Чудо-Юдо уже Ивана по пояс в землю вбивает.
Бросил Иван правую рукавицу — спят братья. По плечи его змей забил.
Бросил Иван шапку и проснулись братья, коня выпустили. Конь Чудо-юдо отвлек, а Иван палец ему огненный отрубил и самого голов лишил.
Урок 8. «ИВАН — КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО».
ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. ГЕРОИ СКАЗКИ