Плучек валентин николаевич: биография, карьера, личная жизнь

Биография Валентина Плучека: фото, личная жизнь, причина смерти, театральный режиссер, Татьяна Васильева, Зинаида Плучек, Андрей Плучек

Личная жизнь

В личной жизни Валентина Николаевича присутствовало много женщин. Татьяна Егорова в скандальном издании обнародовала связи с рядом актрис. Подвергшаяся критике «писательница» рассказала о том, что мужчина скрывал отношения с любовницами в тени театральных кулис.

Тем не менее достоянием прессы стал роман с Татьяной Васильевой, в качестве награды получившей десяток первостепенных ролей. После знакомства с режиссером никому не известная статистка стала любимицей публики.

Питер Брук, Рая Этуш, Зинаида Плучек и Валентин Плучек

Официальная жена Зинаида Плучек старалась не реагировать на измены, позже обсуждавшиеся гостями и авторами телешоу «Пусть говорят». Брак с великим человеком, посвятившим жизнь Театру сатиры, постоянная спутница считала наивысшей из возможных наград.

Жизнь женщины протекала в комфортабельной московской квартире, которую, по мнению завистников, режиссер получил нечестным путем. Считалось, что заслуги мужчины перед миром высокого искусства и государственные награды были совсем ни при чем.

Валентин Николаевич, который сутками пропадал на спектаклях и репетициях, воспитывал сына Андрея Плучека, родившегося в конце 30-х годов. Юноша, получивший образование на факультете журналистики, стал автором публицистических и биографических трудов.

Первый акт

Татьяна долго добивалась, чтобы Анатолий Васильев обратил на нее внимание

Своего первого мужа актера Анатолия Васильева
Татьяна встретила еще во время учебы в Школе-студии МХАТ. Это была первая ее любовь, и она нахлынула со всей силой. «Я влюбилась без памяти», – говорила потом актриса. А вот сам Васильев, по воспоминаниям Татьяны, долгое время не обращал на нее абсолютно никакого внимания. «Васильев был очень красив и для меня совершенно недоступен, так как я не была столь же красива и понимала свою несостоятельность рядом с ним. Но я очень его желала. А когда я желаю чего-то, то так тому и быть», – рассказывала актриса в программе «Как на духу». Тогда она поставила перед собой цель – влюбить сокурсника в себя. С этого момента Татьяна стала буквально преследовать Васильева везде, где бы он ни появлялся, караулила его даже ночами. Сидела на подоконнике в общежитии и ждала

Ей было неважно, с кем он был, откуда вернулся. Тогда она еще не умела ревновать

Просто без памяти его любила и как только слышала, что он пришел, сразу успокаивалась и ложилась спать. А увлекался Васильев другими студентками, среди которых была и Катя Градова
. Татьяна даже выходила из комнаты, когда он был с другой девушкой и просил однокурсницу пойти погулять. «Я все для него делала – только бы ему было хорошо», – вспоминала актриса. Против такого натиска Васильев не смог устоять

Хотя Татьяна Григорьевна рассказывала, что он обратил на нее внимание, как на нечто ни на что непохожее и смешное. А поскольку Анатолий очень любил посмеяться, то это, по мнению его будущей супруги, и стало причиной их романа

Они начали встречаться.

В 1969 году, окончив учебу в Школе-студии МХАТ, они попали в один из самых известных театров Москвы – Театр Сатиры. Пара сыграла свадьбу в 1973 году. В загс сходили не в Москве, а в Брянске, где тогда жили родители жениха. Церемония прошла по-студенчески скромно: без белого платья и шумного застолья. Татьяна была в черном – единственное приличное платье, которое она позаимствовала у подруги. И еще умудрилась опрокинуть праздничный стол со всем содержимым – шампанским и тортом.

Замужество стало для Татьяны еще и решением одной очень неприятной проблемы. В стране в то время усилились антисемитские настроения, и у девушки с фамилией Ицыкович
просто не могло быть театрального будущего – ее, молодую, но уже успевшую отличиться актрису, травили в прессе, запрещали давать роли. Руководство театра предлагало ей сменить фамилию. Например, на Базо (сокращение от фамилии матери Базлова
) или Ковач
(сокращение от Ицыкович) – их даже ставили в афише. Промучившись так некоторое время, Татьяна поняла, что ей лучше просто выйти замуж, и тогда ее несчастья закончатся.

Осенью 1978 года у Анатолия и Татьяны Васильевых родился сын Филипп
. К тому времени актриса, чуть ранее разменявшая третий десяток, уже выросла до примы Театра Сатиры – зритель шел на Васильеву. Валентин Плучек
, худрук театра, был так раздосадован, когда она сообщила, что беременна и собирается оставить ребенка, что не разговаривал с ней после этого полгода. Ведь ее положение означало не только то, что Васильева не будет играть несколько месяцев, пока носит малыша, но и потом станет уделять ему больше внимания, чем работе. Хотя Плучек и относился к Тане с симпатией, но он всегда считал, что у актрисы не должно быть детей – только сцена. Васильева же ни разу в жизни не пожалела о своем выборе: она не видела ни одной счастливой актрисы, которая была бы по-настоящему рада, что отказалась от материнства ради своих ролей . Впрочем, была тут и еще одна причина – режиссер не просто симпатизировал актрисе, он ее любил. Говорят, даже у них был роман.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Плучек Валентин Николаевич // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. Плучек, Валентин Николаевич — статья из Большой советской энциклопедии. 
  3. 1 2 3 Рапопорт А. Исай Кузнецов: все ушли…. журнал «Лехаим», № 3 (179) (март 2007). Дата обращения 2 июня 2012.
  4. ↑ Вся Москва: адресная и справочная книга на 1930 год: Единственным носителем фамилии Плучек в Москве в справочниках «Вся Москва» с 1906 по 1935 год был Яков Леонтьевич Плучек, член исполкома Баумановского райсовета Москвы.
  5. 1 2 3 4 5 Плучек Валентин Николаевич // Кто есть кто в современной культуре : В 2 вып. / Гл. ред. С. М. Семёнов, авт. и сост. Н. И. Шадрина, Р. В. Пигарев и др. — М.: МК-Периодика, 2006—2007. — ISBN 5-93696-007-3, 5-93696-010-2.
  6. 1 2 3 4 5 Рудницкий К. Л. Плучек, Валентин Николаевич // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 4.
  7. Ростоцкий Б. Мейерхольда имени театр // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 3.
  8. Галич А. А. Генеральная репетиция / Шаталов А. Н.. — М.: Советский писатель, 1991. — С. 353. — 560 с. — ISBN 5-265-02168-X.
  9. Рудницкий К. Л. Арбузов, Алексей Николаевич // Театральная энциклопедия (под ред. С. С. Мокульского). — М.: Советская энциклопедия, 1961. — Т. 1.
  10. ↑ Могила В. Н. Плучека на Ваганьковском кладбище (недоступная ссылка). Дата обращения 15 ноября 2011. Архивировано 29 июля 2012 года.
  11. ↑ Русский англичанин Питер Брук
  12. ↑ Michael Kustow «Peter Brook: A Biography»
  13. ↑ Матвей Брук — двинский дедушка двух талантливых режиссёров
  14. ↑ Михаил Швыдкой «Неслыханная простота»
  15. ↑ Записи о родившихся в Двинске евреях за 1906 год: Указанные выше полные записи о рождениях, бракосочетаниях и переписи населения 1897 года доступны на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org, требуется регистрация).
  16. ↑ Виталий Рочко «Семейный архив свято храню»: Согласно этим воспоминаниям, Валентин Плучек и Питер Брук состояли в родстве с владельцем дома — купцом первой гильдии В. Г. Рочко.
  17. ↑ stanislavsky-season (недоступная ссылка). Дата обращения 14 апреля 2017. Архивировано 20 апреля 2017 года.
  18. ↑ Московский театр сатиры. Спектакли прошлых лет.
  19. ↑ Актёр, режиссёр Валентин Николаевич Плучек.
  20. ↑ Музей-квартира В. Н. Плучека на сайте ГЦТМ имени А. А. Бахрушина

«Растление блудом»: главная тайна Валентина Плучека

Валентин Плучек начал проявлять тягу к искусству еще в детстве — будущий народный артист СССР в разное время увлекался живописью, актерством и режиссурой. В 1929 году он параллельно с обучением на постановщика в Государственной театральной экспериментальной мастерской под руководством Всеволода Мейерхольда дебютировал на сцене ГосТиМа в спектакле «Ревизор» по Николаю Гоголю.

Спустя несколько лет, продолжая работать под началом Мейерхольда, Плучек основал собственный театр — ТРАМ электриков при столичном электрозаводе имени Куйбышева. В конце 30-х вместе с драматургом Алексеем Арбузовым он открыл театральную студию, где впервые по-настоящему громко заявил о себе. С началом Великой Отечественной войны, впрочем, «Арбузовская студия» фактически распалась, и Плучек в 1942-м был приглашен на должность главы Драматического театра Северного флота в Полярном. Уже после капитуляции гитлеровских войск режиссер ненадолго возглавил Московский гастрольный театр при Всероссийском театральном обществе, однако не проработал на этом посту и пяти лет, став жертвой так называемой «борьбы с космополитизмом».

Именно это увольнение стало поворотным для карьеры Плучека: временно безработного постановщика приютил Московский театр сатиры, которому тот впоследствии отдал полвека (при этом 43 года режиссер являлся его художественным руководителем).

В числе наиболее значимых работ Плучека выделяются такие постановки, как «Клоп», «Мистерия-Буфф», «Интервенция», «У времени в плену», «Женский монастырь» и, конечно же, «Безумный день, или Женитьба Фигаро», один из самых знаменитых спектаклей в истории СССР, главную роль в котором на протяжении долгих лет исполнял Андрей Миронов (более того — умер культовый актер, как известно, вскоре после выхода на сцену именно в этой постановке).

В 1999-м году, за несколько лет до кончины Плучека, в продажу поступила книга «Андрей Миронов и я» Татьяны Егоровой, бывшей артистки Театра сатиры. В «романе-исповеди» актриса среди прочих (пусть несколько завуалированно, используя прозвище) прошлась и по Плучеку, под руководством которого работала не один десяток лет. И произведение, надо сказать, изрядно подпортило репутацию режиссера.

«Власть уничтожала Чека (здесь и далее под Чеком подразумевается Плучек — «Газета.Ru») с каждым часом, с каждым годом, как компенсация приходило материальное благосостояние: огромная трехкомнатная квартира, ковры, старинная мебель – красное дерево, карельская береза, зеркала, люстры, все это заменило уходящих в дверь разум и душу. Чеком была разработана целая система манипуляции людьми. Власть его растлевала, и ему было обидно, что он растлевается, а остальные — нет, — писала Егорова. — И чтобы не чувствовать себя в одиночестве, он растлевал всех тех, кто находился рядом. Так было комфортнее. Для каждого артиста была создана своя тактика растления: у каждого было больное место».

Согласно артистке, одной из «тактик растления» Плучека — помимо доносов, подобострастия, подарков — был «блуд»: якобы некоторые актрисы добивались ролей, «расстегивая ширинку» режиссера.

«Растление блудом – намекнуть на роль, и артистки, толкаясь локтями, рвутся в кабинет, на четвертый этаж, расстегивать ширинку, до дивана аж не успевали добраться», — утверждала она.

Впоследствии Егорова рассказывала, что Плучек, ушедший из жизни в 2002-м, ознакомился с выдержками из ее книги, касавшимися его самого, — и якобы подтвердил достоверность приведенных женщиной фактов.

«Он был в санатории, и ему послали книгу, подчеркнув все места, касающиеся его. Плучек тогда не ходил, но — о, чудо! Великая сила искусства, он пришел в театр своими ногами. Плучек сказал актерам, с которыми репетировал: «А все, что написала Егорова в своей книге, — правда», — заверяла Татьяна в интервью Дмитрию Гордону.

В том же разговоре с журналистом она также заявила, что в свое время Плучек якобы домогался и ее саму: «Он был в меня влюблен до потери сознания. И вдруг — как на меня прыгнет! Как обезьяна на пальму. Вцепился, начал целовать меня в губы».

Справедливости ради, книгу Егоровой многие ее коллеги раскритиковали, намекнув на лживость некоторых приведенных в ней фактов. Сделал это, в частности, нынешний худрук Театра сатиры Александр Ширвиндт, сменивший на посту Плучека.

«Танька Егорова вообще удивительная фигура — эта книжка ведь столько шуму наделала… Я там и Мефистофель, и бабник, и у себя дома жену Плучека раздевал, — говорил народный артист РСФСР, комментируя касающиеся его главы. — Егорова — женщина талантливая, но больная, и полемизировать с ней очень трудно, потому что это клинический случай, хотя в то же время Танька — литератор».

Детство и юность

Валентин Плучек появился на свет в августе 1909 года в семье представителей еврейской национальности, обосновавшейся в Москве. В начале XX века окружающие не подозревали, что благодаря природному дару он станет известен в стране.

Отец будущего режиссера Николай Матвеевич Гинцбург принадлежал к старинному клану зажиточных процветавших купцов. В молодости он сочетался браком с дочерью Мордуха Берковича Брука, выходца из творческих интеллигентных кругов Новгород-Северского.

Фанни Матвеевна Брук-Гинцбург создавала уют в доме, жизнь была безоблачной и счастливой, пока не скончался супруг. Женщина, оправившись от трагедии, во второй раз вышла замуж, надеясь, что у сына от прошлого брака появится наставник и друг.

Валентин Плучек и Андрей Миронов

Мальчик неоднозначно воспринял факт присутствия отчима, он предпочитал проводить время в компании соседей и друзей. В раннем детстве Валентин Плучек убежал от приемного родителя и воспитывался в интернате с детьми из несостоятельных семей.

В годы учебы в государственной общеобразовательной средней школе представитель еврейского рода проявил творческий талант. Учителя и одноклассники были на 100 % уверены, что из него выйдет живописец, писатель или музыкант.

По окончании семилетки умный и способный подросток решил присоединиться к «артели» художников и поступил во ВХУТЕМАС. Профессиональные интересы сменились после знакомства с советской драмой, в молодости Плучек ходил на спектакли за неделю по несколько раз.

Игра Всеволода Мейерхольда заставила сменить планы на будущее: Валентину посчастливилось найти место в его экспериментальной мастерской. Прослушав курс сценической речи, юноша решил двинуться дальше, в итоге театральная режиссура стала призванием и судьбой.

Правда, на начальном этапе профессиональной творческой карьеры Плучек являлся статистом в пьесах по мотивам книг. В этот период он увлекся поэзией Владимира Маяковского, полюбив советского футуриста за яркий и образный язык.

Награды и звания[править | править код]

  • Заслуженный артист РСФСР (18.07.1956)
  • Народный артист РСФСР (25.02.1964)
  • Народный артист СССР (17.10.1974)
  • Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1977) — за постановку спектакля «Пена» С. В. Михалкова
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (23.10.1999)
  • Два ордена Отечественной войны II степени (07.03.1945, 06.04.1985)
  • Орден Трудового Красного Знамени (08.01.1970)
  • Орден Дружбы народов (04.09.1979)
  • Медаль «За оборону Советского Заполярья»
  • Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства (1997) — за постановку спектакля «Укрощение строптивой» в Московском театре сатиры
  • Международная премия К. Станиславского (Международный Фонд К. С. Станиславского, 1996)

Плучек Валентин Николаевич — биография режиссера и актера, личная жизнь, фильмы, спектакли, фото. Артист театра и кино

Валентин Николаевич Плучек прожил долгую жизнь и оставил в наследство благодарным зрителям замечательный театр. С 1957 по 2000 год он возглавлял московский Театр сатиры, в котором собрал мощную звездную труппу.

Когда Плучек принял руководство театром, в труппе уже состояли Татьяна Пельтцер, Вера Васильева, Ольга Аросева, Георгий Менглет, Нина Архипова, Анатолий Папанов, Зоя Зелинская. А вот Андрей Миронов, Александр Ширвиндт (нынешний руководитель театра), Михаил Державин, Юрий Васильев, Нина Корниенко, Наталья Селезнева, Валентина Шарыкина, Алена Яковлева и многие другие актеры были приняты в Театр сатиры при Плучеке.

Нрава он был неровного — как почти все режиссеры. Требовал абсолютной верности и отдачи в работе, но имел на то полное право — сам жил интересами своего коллектива и никогда не ставил спектаклей на стороне. Сатиру рассматривал в самом высоком значении этого понятия. При Плучеке в репертуаре театра были спектакли по драматическим произведениям Гоголя, Грибоедова, Маяковского, Булгакова, Бомарше, Шоу, Брехта, Фриша. Специализация театра не сводилась к тому, чтобы смешить зрителя. Плучек был прямым наследником революционного искусства 1920-х, учеником Всеволода Мейерхольда, то есть носителем идеи театра-воспитателя и просветителя. Но чутье на новую интересную драматургию у Плучека также было отменное. Громкой премьерой 1966 года стала постановка «Теркин на том свете» по одноименной поэме Александра Твардовского. На сцене Театра сатиры шли спектакли по пьесам Евгения Шварца, Виктора Розова, Александра Гельмана, Григория Горина и Аркадия Арканова, Михаила Рощина. При Плучеке в Театре сатиры начал свой яркий профессиональный путь режиссер Марк Захаров. Его спектакли «Доходное место», «Проснись и пой!», «Мамаша Кураж и ее дети» стали этапными для Театра сатиры конца 60-х, 70-х годов.

Валентин Плутчек. Фотография: kino-teatr.ru

Валентин Николаевич на репетиции спектакля «Трибунал». Фотография: teatr.pro-sol.ru

Валентин Плучек. Фотография: teatr.pro-sol.ru

А ведь Валентин Плучек мог бы стать не режиссером, а художником. Он с легкостью поступил во ВХУТЕМАС, имея за плечами школу-семилетку и детский дом. Да-да, мальчиком Плучек убежал из дома, попал в компанию беспризорников, а с ними и в детдом. Все приключилось из-за того, что Валя не мог ужиться с отчимом. По линии матери Валентин Николаевич Плучек — двоюродный брат Питера Брука. Так причудливо разошлись в начале XX века ветви одной семьи, но примечательно, что, не имея никакой связи друг с другом, находясь в разных мирах, братья Валентин и Питер (живя в Лондоне, его русскоязычные родители звали мальчика Петей) стали крупными театральными деятелями, режиссерами! Они встретились в конце 1950-х, когда Брук с Королевским Шекспировским театром приехал на гастроли в Москву.

Преподаватели ВХУТЕМАСа отмечали недюжинные способности Плучека, но он уже заболел театром. Конкретно — театром Мейерхольда. Так же легко, как в случае с ВХУТЕМАСом, Плучек поступил в Государственную театральную экспериментальную мастерскую под руководством Всеволода Мейерхольда и через какое-то время был принят в театр мастера. Молодой актер играл сначала крошечные роли — в «Ревизоре», «Клопе». Когда же ставили «Баню», Маяковский сам попросил назначить Плучека на роль Моментальникова. Молодой актер и начинающий режиссер Плучек боготворил Мейерхольда и формировался как художник в его эстетической «вере», но однажды все-таки поссорился с мастером. «Но все равно возвратился к нему по первому же его зову, потому что нигде не мог так безошибочно найти самого себя, как у него в театре», — вспоминал он позже. Когда жизнь Мейерхольда трагически оборвалась, Плучек и драматург Алексей Арбузов создали театральную студию, которая впоследствии получила название «Арбузовской». Деятельность этого коллектива прервала война. В годы Великой Отечественной Плучек руководил созданным им Военным театром Северного флота. В 1950-м был приглашен в Театр сатиры, где через несколько лет стал главным режиссером.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: