Биография режиссера Марка Захарова
Марк Захаров — коренной москвич. Его отец — Анатолий Захаров, бывший военный, а мать — Галина Бардина, в свое время мечтала стать актрисой. Когда Анатолия Захарова репрессировали, Галина отправилась за ним, в Рязань, оставив Марка на попечение няни и бабушки. После начала войны, Анатолия Захарова призвали на службу в Московский гарнизон, охранявший Москву, а после войны, его снова выслали из столицы, куда он смог возвратиться только через несколько лет.
На фото: Марк Захаров в детстве
С десяти лет Марк состоял в театральном кружке. Его воспитанием, в основном, занималась любимая бабуля, Бардина Софья Николаевна. После школы Марк решил, по совету мамы, поступать в ГИТИС. Там, уже на вступительных экзаменах, разглядели талант будущего театрального гения.
https://youtube.com/watch?v=6ewEBXVj_3s
Творческая биография Марка Захарова началась в институте. После получения диплома он, трудится в Пермском драматическом театре, а в 1959, устраивается в столичный театр им. Н. В. Гоголя.
Марк Захаров с женой Ниной Лапшиновой в молодости
Умение Захарова в юмористической форме передавать сущность души человеческой, помогало ему в организации таких нашумевших спектаклей как «Мистификация», «Варвар и еретик» и др. С 1965 года, он трудился в Театре Сатиры. Его постановки: «Доходное место» Александра Островского и злободневная комедия «Банкет» стали знаменательными событиями в жизни Москвы театральной. В 1973 Марк Анатольевич возглавил «Ленком», с творчеством которого сегодня знакомы в США, а также во Франции, в Германии и в Бельгии.
Марк Захаров в молодости
В настоящее время Захаров Марк Анатольевич Захаров — известный педагог, профессор ГИТИСа. Свою педагогическую деятельность он начинал в 1983, однако его волнует не только современное театральное искусство, но и развитие российской науки и промышленности. По словам Героя Труда РФ (2018), четырежды лауреата Гос. Премии нашей страны, кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством», Марка Захарова, патриотизм русского человека очень важен для будущего нашего государства.
Марк Захаров на церемонии вручения Золотой звезды Героя Труда
Биография[править | править код]
Образование. Начало карьеры
Марк Захаров родился в Москве; в 1955 году окончил актёрский факультет Российский институт театрального искусства — ГИТИС|ГИТИСа]], где его педагогами были И. М. Раевский, Г. Г. Конский, П. В. Лесли.
С осени 1955 года Захаров был актёром Пермского драматического театра (ныне Пермский академический Театр-Театр). Режиссурой начал заниматься в 1956 году в самодеятельном студенческом коллективе Пермского университета; некоторые из его учеников получили известность. В 1959 году он вернулся вместе с супругой Н. Лапшиновой в Москву и устроился работать в Московский драматический театр имени Н. В. Гоголя, из которого перешёл в Московский театр миниатюр (ныне Театр «Эрмитаж») под руководство В. С. Полякова, где служила Н. Лапшинова, после — в Студенческий театр МГУ[источник не указан 234 дня].
В Театре сатиры и Ленкоме
С 1965 года Захаров был очередным режиссёром Московского театра сатиры, в 1973 году был назначен главным режиссёром Московского театра имени Ленинского комсомола и занимал этот пост до конца жизни.
Деятельность в кино
В 1970-е и 1980-е годы Марк Захаров активно работал в кино, экранизировал ряд пьес Е. Шварца и Г. Горина в жанре фантастической притчи.
Общественная и просветительская работа
В 1989 году Захаров был избран народным депутатом СССР от Союза театральных деятелей СССР.
Являлся секретарём Союза театральных деятелей РФ, членом Союза кинематографистов СССР, академиком Академии российского телевидения (1997), академиком Международной академии творчества (2000), академик Российской академии кинематографических искусств «НИКА», академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России, членом Союза писателей Москвы (1999), членом Президиума независимой организации «Гражданское общество» и Национального фонда «Общественное признание», членом Совета попечителей Московского английского клуба. Вёл телепередачу «Серпантин». С 1994 года — член Попечительского совета телекомпании НТВ. С 1996 года — первый заместитель председателя Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.
Работу в театре Захаров на протядении многих лет сочетал с преподавательской деятельностью. Ещё в 1983 году художественный руководитель Московского академического театра имени В. В. Маяковского А. А. Гончаров пригласил его в ГИТИС преподавать режиссуру. Продолжительное время был профессором кафедры режиссуры РИТИ.
Захаров вляется автором ряда статей по вопросам театра и политики, а также книг «Контакты на разных уровнях» и «Суперпрофессия», посвящённых проблемам современной режиссуры.
Смерть
Место захоронения М. А. Захарова в октябре 2019 года
Марк Захаров умер в Москве 28 сентября 2019 года, на 86-м году жизни, от двусторонней пневмонии. Гражданская панихида прошла 1 октября в театре «Ленком». Похоронен на Новодевичьем кладбище, рядом с могилами народных артистов СССР Георгия Данелии, Олега Табакова и Галины Волчек.
Семья
Родители познакомились в 1931 году и в следующем году оформили брак.
- Мать, Галина Сергеевна Бардина (1909—1964), окончила театральную студию Ю. Завадского
Дед по материнской линии, Сергей Николаевич Захаров, был белым офицером, воевал в армии А. Колчака, затем через Владивосток эмигрировал в Австралию. Его жена Софья Николаевна Бардина (1891—1942) осталась в России, работала заведующей детским домом, умерла в эвакуации в Татарстане (село Шереметьевка).
, преподавала в детских драмкружках. Умерла от инфаркта в 54 года.
- Отец, Анатолий Борисович Ширинкин (1904 — не ранее 1985), сын Бориса Леонидовича Ширинкина, обучался в Воронежском кадетском корпусе, с началом революции вступил в Красную армию. Впоследствии перебивался случайными заработками, перед арестом работал учителем физкультуры в средней школе. Проживал в Москве. В 1934 году был арестован и осуждён по 58-й статье на три года с последующей высылкой в Рязань. Участник Великой Отечественной войны. Призван 16 марта 1943 года, служил в Московском гарнизоне (Краснопресненский РВК). Сержант. Награждён медалью «За победу над Германией». После демобилизации вновь преподавал физкультуру в школе. В 1949 году был снова выслан как ранее судимый во Владимирскую область (город Киржач). Умер в преклонном возрасте
Дед по отцу, Борис Леонидович Ширинкин (около 1865—1915), дворянин, журналист. Штабс-капитан 9-го гренадерского Сибирского полка. Убит 9 мая 1915 года у дер. Нечулице во время Первой мировой войны. Был женат на караимке.
.
- Жена — Нина Тихоновна Лапшинова (1932—2014), актриса.
- Дочь — Александра Марковна Захарова (род. 17 июня 1962), актриса «Ленкома», народная артистка РФ (2001).
Творческая карьера театрального и кинематографического режиссера
Свои первые занятия режиссурой Захаров начал в Пермском университете в 1956 г., где вел театральную студию для студентов. После возвращения в столицу, он продолжает ставить любительские спектакли, устроившись с помощью своей молодой жены – актрисы Нины Лапшиновой на должность руководителя драмкружка Станкостроительного института.
Также он в 1959 г. поступает на службу в театр им. Гоголя. В 1960 г. он переходит в Московский театр миниатюр, где в это время главным режиссером был писатель Владимир Поляков.
Общение с ним дало необходимый толчок для литературного творчества Марка Захарова, успевшего за свою насыщенную творческую жизнь написать немало сценариев и несколько книг, посвященных театральной жизни Москвы.
В 1964 г. он уходит из театра миниатюр, в котором работала его жена. Уход был рискованным мероприятием, так как Захаров окончательно порывал с профессией актера, решив посвятить свою жизнь режиссерской работе. Его первой творческой лабораторией стал знаменитый студенческий театр МГУ. Супруга и здесь полностью поддержала решение мужа.
Успешная работа в любительском театре привлекла внимание театральной общественности столицы. Его приглашают в театр сатиры в 1965 г., где он ставит в 1967 г
свой первый спектакль с профессиональными актерским составом – «Доходное место» А. Н. Островского
Его приглашают в театр сатиры в 1965 г., где он ставит в 1967 г. свой первый спектакль с профессиональными актерским составом – «Доходное место» А. Н. Островского.
Уже через два года вместе с молодыми писателями-сатириками А. Аркановым и Г. Гориным они ставят комедию «Банкет».
Именно после этого спектакля сложился прочный творческий союз режиссера Захарова и писателя Горина, который просуществовал до самой смерти последнего.
Несмотря на огромный успех, обе постановки очень скоро были сняты из репертуара театра из-за идеологического подтекста. Это был сложный период для молодого режиссера, но ему оказал поддержку маститый коллега по цеху – главный режиссер театра Маяковского – Гончаров. Он пригласил опального постановщика к себе для постановки пьесы «Разгром» по одноименному роману А. Фадеева.
В 1973 году он стал художественным руководителем театра им. Ленинского комсомола, который стал его главным детищем. Именно в нем он собрал невероятное количество блистательных советских актеров, на которых держался весь репертуар Ленкома.
Здесь были поставлены в 70-х, 80-х и 90-х гг. знаменитые аншлаговые спектакли Захарова.
Как о самом заметном театральном событии той эпохи до сих пор говорят о:
- «Тиле»;
- «Звезде и смерти Хоакина Мурьетты»;
- спектакле «В списках не значился»;
- пьесе «Автоград ХХI», поставленной с участием Юрия Визбора;
- «Жестоких играх»;
- «Юноне и Авось»;
- «Поминальной молитве».
Захаров собрал в своей труппе лучших актеров советской театральной и кинематографической школы:
- Инну Чурикову;
- Николая Караченцева;
- Евгения Леонова;
- Олега Янковского;
- Александра Абдулова;
- Елену Шанину;
- Ирину Алферову;
- Дмитрия Певцова;
- Александра Ракина.
Все спектакли Ленкома того времени стали настоящими шедеврами советского театрального искусства.
Театр
Творческая биография Захарова начиналась в театре. Уже на втором курсе Марк стал выходить на сцену с эпизодическими ролями. После окончания учебы попал в Пермский областной драматический театр.
3 года, проведенные в Перми, оказались продуктивными в творческом плане. Марк Анатольевич много пишет, рисует, и карикатурные иллюстрации даже попадают в местную печать, попутно работает на радио, с удовольствием берется за организацию капустников. В Перми вместе с Чекмаревым был поставлен первый для Захарова спектакль. Марк почувствовал, что у него имеются волевые качества для работы с актерами. У Захарова были идеи, которые охотно слушали.
В 1959 году Марк Анатольевич вновь приезжает в Москву вместе с супругой, актрисой Ниной Лапшиновой, и устраивается в театр им. Н. В. Гоголя. В это время его не покидает желание взяться за перо. Захаров получает бесценный литературный навык.
Умение Марка Анатольевича передать человеческую суть в юмористическом рассказе помогло ему в создании театральных постановок «Мистификация», «Варвар и еретик». В 1964 году Захаров осознал, что достигнут некий рубеж. Актером он быть уже не может и не хочет. Вся его энергия и желание направлены на достижение режиссерского успеха.
Дебютом на сцене в Студенческом театре МГУ стал спектакль «Дракон». Позже Марк Анатольевич вернется к этому материалу по Евгению Шварцу, работая над фильмом «Убить дракона». Студенческий театр МГУ стал отправной точкой в его режиссерской карьере. Захаров ставит там немало спектаклей: «Хочу быть честным» Владимира Войновича, «Карьера Артуро Уи» Бертольта Брехта и другие.
В 1965 году он работает на профессиональной сцене Московского Театра сатиры. Поставленный Захаровым спектакль «Доходное место» по Александру Островскому прошел 40 раз с огромным успехом. Потом постановку запретили. Также произошло и со следующей комедией «Банкет». Тем не менее, спектакли Захарова всегда были популярными.
В 1973 году Марк Анатольевич возглавил московский театр «Ленком». Через год заметным событием в репертуаре театра стала постановка по пьесе Григория Горина «Тиль», в которой были задействованы Инна Чурикова, Николай Караченцов, Елена Шанина. Еще спустя год была выпущена инсценировка произведения Бориса Васильева «В списках не значился». В 1976 году режиссер и артисты театра представили на суд зрителям новый шедевр – «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».
В 1981 году «Ленком» постановкой «Юнона и Авось» буквально «взорвал» театральную Москву. На показы нельзя было достать билеты, а публика со слезами на глазах каждый раз подпевала заключительному хору «Аллилуйя Любви».
В 1983 году театр едет с гастролями в Париж, где выступает в культурном центре Пьера Кардена. Знаменитую рок-оперу «Юнона и Авось» принимают прекрасно. Со спектаклем также знакомится публика в США, Германии, Голландии.
Режиссер не раз заявлял, что не приветствует телевизионные версии спектаклей, поскольку современная техника может многое, но не передает ту особую атмосферу и энергетику, которые идут от артистов на сцене. А это иногда и составляет всю «соль» театра. Но все-таки телеверсия легендарной постановки появилась дважды – в 1983 и 2002 годах.
Позднее число работ Марка Захарова пополнилось спектаклями «Три девушки в голубом» Людмилы Петрушевской, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера-Огюстена Бомарше, «Чайка» Антона Чехова, «Женитьба» Николая Гоголя, «Пер Гюнт» Генри Ибсена. Последними постановками Захарова являются «Вальпургиева ночь» и «День опричника», которые появились в репертуаре театра в 2015 и 2016 годах.
В ноябре 2016 года режиссер Константин Богомолов сообщил на своей странице в соцсети Facebook, что художественный совет «Ленкома» снял с репертуара его спектакль «Князь», поставленный по мотивам романа Федора Достоевского «Идиот». Этот спектакль вызвал скандал в театральном сообществе.
Марк Захаров прокомментировал постановку, заявив, что она снята с репертуара из-за недостаточной посещаемости. Захаров отметил, что просмотрел, какие спектакли можно убрать из афиши. В результате режиссер решил, что надо убрать именно те, которые не собирают стопроцентных аншлагов. Также худрук добавил, что «Князя» убрали из репертуара временно, а сама постановка будет «законсервирована».
Последние годы профессор режиссуры Марк Анатольевич преподавал в ГИТИСе. Педагогическую карьеру Захаров начал еще в 1983 году.
Маэстро до последних дней оставался художественным руководителем родного театрального коллектива.
13 октября 2018 года поклонники театра, телезрители и коллеги Марка Захарова подошли к торжественной дате – 85-летнему юбилею мастера. Телеканалы представили праздничные программы.
Александра
Нина Лапшинова с дочерью. / Фото: www.livejournal.com
В 1962 году у супругов родилась Александра, ставшая главным человеком в жизни обоих. Марк Анатольевич самые сентиментальные моменты своей жизни связывает именно с появлением дочери. И сейчас, через много лет он помнит, какие чувства испытывал, когда впервые взял ее на руки, когда она сказала в первый раз «папа».
Александра Захарова в фильме «Формула любви». / Фото: www.blogspot.com
После рождения дочери изменились и взаимоотношения супругов. Они стали теплее, нежнее, трогательней. Нина Тихоновна стала мягче и заботливей. Со временем она стала учить дочь основам актерского мастерства, передав Александре Марковне огонек своего артистического дара. Александру Марк Анатольевич взял в свой театр на работу. И она стала ведущей актрисой вовсе не потому, что за спиной стоял папа.
Фильм первый: «Стоянка поезда — две минуты»
Это дебютный фильм Марка Анатольевича, и снимал он его вместе с режиссером Александром Орловым. Захаров писал сценарий к этому фильму сам. Это история любви молоденькой медсестры к столичному врачу-невропатологу, приехавшему в провинцию работать в местную больницу, но быстро заскучавшему от недостатка пациентов. Медсестра обращается за помощью к местному волшебнику, и городок вдруг заполоняют мнимые больные, которых приходится лечить столичному доктору, и скучать становится некогда.
Фильму не особо везло: его не показывали в кинотеатрах, а после того, как задействованные в касте Олег Видов и Борис Сичкин эмигрировали за рубеж, его перестали показывать совсем, и вплоть до 1987 года он «лежал на полке».
Это музыкальный фильм, и песни в нем написаны Геннадием Гладковым и Юрием Энтиным, а спела их Алла Пугачева, хотя в титрах это не указано.
Кадр из фильма «12 стульев». Фото: kinopoisk.ru
Творческий путь
Захаров вступает на театральную стезю. Первым шагом стали вступительные экзамены в Школу-студию МХАТ. Кандидат в студенты прочитал «Вересковый мёд» Роберта Бернса. Приёмная комиссия осталась равнодушна. В ГИТИСе к юноше отнеслись благосклоннее, и абитуриент становится студентом I первого курса.
Во время учебы в ГИТИСе
В 1955 году Марк оканчивает театральный институт. Однако ни один из московских театров не заинтересовался талантами молодого специалиста.
Жизнь и творческий путь М. А. Захарова:
- 1955 год. По распределению направляется служить в драматический театр Перми.
- 1956 год. В студенческом театре Пермского университета представлена пьеса Н. Погодина «Аристократы» — первый режиссёрский опыт.
- 1959 год. Начинается работа актёром в Московском театре имени Н. В. Гоголя.
- 1960 год. Захаров переходит в Театр миниатюр (с 1987 года театр «Эрмитаж»), где проработал 4 года. Постановка спектакля «Благородный поступок» явилась режиссёрским дебютом на профессиональной сцене.
- 1962 год. Начинается сотрудничество со Студенческим театром Московского университета. Поставлены спектакли «Дракон» Е. Шварца и «Хочу быть честным» В. Войновича. Совместная с С. Юткевичем постановка пьесы Б. Брехта «Карьера Артура Уи» имела оглушительный успех у театральной публики.
- 1965 год. Захаров назначается очередным режиссёром в столичный Театр сатиры. За восемь лет работы поставлены спектакли «Темп-1929», «Мамаша Кураж», «Чудак-человек». В 1967 г. постановка пьесы А. Н. Островского «Доходное место», с участием А. Миронова и Т. Егоровой, получила широкую известность. Смелость режиссёрского решения вынуждает министра культуры Е. Фурцеву распорядиться о снятии спектакля с репертуара.
- 1969 год. В театре имени В. Маяковского поставлена инсценировка романа А. Фадеева «Разгром».
- 1972 год. 31 декабря по Центральному телевидению показан фильм «Стоянка поезда – 2 минуты». Картина стала первой работой Захарова как кинорежиссёра.
- 1973 год. Захаров назначается главным режиссёром театра «Ленком», которым бессменно руководит до своей кончины. За это время поставлено около 50 спектаклей. По мнению театральных критиков, лучшими творениями режиссёра считаются: «Тиль» (1974), «В списках не значился» (1975), «Юнона и Авось» (1981), «Оптимистическая трагедия» (1983), «Поминальная молитва» (1989), «Женитьба Фигаро» (1993), «Шут Балакирев» (2001), «Вишневый сад» (2009).
- 1976 год. Снимается четырёхсерийный телефильм «12 стульев». Главные роли исполнили А. Миронов и А. Папанов.
- 1977 год. Присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
- 1978 год. Начинается преподавательская деятельность на факультете режиссуры в ГИТИС, которая продолжалась до 2006 года. На телевидении показывается музыкальный фильм «Обыкновенное чудо».
- 1979 год. Выпуск двухсерийного трагикомического телефильма «Тот самый Мюнхгаузен».
- 1989 год. М. А. Захаров избирается народным депутатом СССР. Обязанности исполнялись до развала государства в 1991 году.
- 1991 год. Присвоено звание Народный артист СССР.
- 1992-1993 гг. Режиссёр входил в состав Консультативного совета при Президенте России.
- 1996 год. Стал первым заместителем председателя Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.
- 1999 год. Становится членом Союза писателей Москвы.
- 2000 год. Становится академиком Международной академии творчества.
- 2002-2014 гг.. Принимает участие в фильмах-спектаклях: «Шут Балакирев» (2002), «Ва-Банк» (2004), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (2005), «Вишнёвый сад» (2011), «Женитьба» (2012), «Небесные странники» (2014).
- 2017 год. Выходит документальный фильм с его участием «Его Величество Актёр».
- 2018 год. Указом Президента РФ от 23 апреля присвоено звание Героя труда Российской Федерации.
- 2019 год. 28 сентября М. А. Захаров скончался от пневмонии. Похороны прошли на Новодевичьем кладбище в Москве
Марк Анатольевич Захаров
«С такими людьми уходит целое поколение»
В свою очередь, мэр столицы Сергей Собянин назвал смерть режиссёра невосполнимой потерей для Москвы и всей российской культуры.
«Десятки лет спектакли и фильмы Марка Захарова дарили радость от соприкосновения с настоящим искусством», — написал мэр в Twitter.
Министр культуры России Владимир Мединский рассказал, что вырос на спектаклях и фильмах Захарова и имел счастье много общаться с мастером.
«Я понимаю, насколько его блестящие работы, проникнутые тонкой иронией, справедливостью и любовью к людям, помогают нам, его соотечественникам, быть добрее, отзывчивее и внимательнее друг к другу», — отметил глава ведомства.
Народная артистка РСФСР Лариса Голубкина в беседе с RT заявила, что новость о кончине Захарова вызвала у неё «бесконечную грусть» и «ощущение закономерного ухода». Тем не менее Марк Захаров оставил после себя хорошие воспоминания: Голубкина рассказала, что в прошлом они с режиссёром много общались и шутили.
«До ухода моего мужа Андрея Миронова у нас с Марком Анатольевичем было очень плотное общение. Свободное время мы почти всегда проводили вместе, куда-то ездили, приходили друг к другу на дни рождения. Очень сложно ощущать, что человек уходит. В этот момент от грусти хочется спрятаться. Как будто вчера мы собирались все вместе. Маркуша был очень интересным человеком. На мой день рождения подарил мне серп и всё обещал подарить молот… Мы постоянно как-то развлекались, было весело», — вспоминает Голубкина.
Советская и российская актриса театра и кино, заслуженная артистка России Анна Фроловцева выразила сожаление в связи с тем, что из жизни уходят талантливые и хорошие люди.
Директор Центрального дома актёра, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий рассказывает, что в 1970—1980-х Захаров своим творчеством перевернул сознание людей, «делал какие-то невероятные акценты, поскольку чувствовал сегодняшнее время».
«Мне его будет очень не хватать даже житейски. Он был мудрец, который спокойно учил важным в жизни вещам: терпению, спокойствию, что нельзя обижать людей. И в этом он был прекрасен», — цитирует Золотовицкого ТАСС.
Музыкальный продюсер Иосиф Пригожин подчеркнул, что с такими людьми, как Захаров, уходит целая эпоха величайших режиссёров — символов страны.
«Марк Анатольевич — именно символ нашей страны. У него был такой мудрый взгляд. После всех фильмов и спектаклей, которые он поставил, он будет увековечен в истории российской культуры. Нам посчастливилось соприкоснуться с такими людьми. Очень грустно и печально, что жизнь конечна. Это страшно. Мы становимся сиротами, теряя таких людей. Они живут во имя и ради дела», — заявил продюсер RT.
Российская певица Валерия подчёркивает: когда люди говорят про «Ленком», то сразу вспоминают Марка Захарова — и наоборот.
«Ещё в советское время театр был символом чего-то прогрессивного, невероятно современного. Марк Анатольевич умел собирать потрясающих актёров, снимал их в кино. Мы до сих пор говорим цитатами из его фильмов. За его жизнь было сделано очень много, он вписался в историю российской культуры, его произведения останутся с нами, и память будет жива. С такими людьми уходит целое поколение. И неизвестно, появится ли в новое время кто-то такого же масштаба», — заключила артистка.
Режиссёр Андрей Кончаловский отметил, что именно благодаря Захарову «Ленком» получил свой творческий облик — «облик яркой режиссуры, опирающейся на классические традиции Станиславского и развивающей традиции Вахтангова и Мейерхольда».
«Я всегда буду помнить Марка Захарова молодым, насмешливым и слегка усталым, как прикрывающим свою энергию некой такой усталостью вечной», — заявил Кончаловский в беседе с телеканалом «360».