Ксенофонт

Жизнь и творчество ксенофонта

Содержание

О более позднем греческом писателе см. Ксенофон Эфесский.

Ксенофонт (Греческий, Ξενοφῶν; ок. 427 г. до н. Э. — 355 г. до н. Э.), был греческим наемником, историком и последователем Сократа. В 401 г. до н. Э. он участвовал в экспедиции Кира Младшего против своего старшего брата, персидского императора Артаксеркса II. Он оказался в глубине Месопотамии с группой наемников без предводителя, Десять тысяч, которые пробились на север к Черному морю и в конце концов отплыли обратно в Грецию. Его запись об этом опыте, Анабасис («Экспедиция» или «Страна марша») использовалась Александром Великим в качестве полевого руководства на ранних этапах его завоевания Персии, а позже стала учебником для студентов, изучающих греческий язык.

Ксенофонт написал несколько работ о политическом лидерстве и Hellenica, семь книг по истории, охватывающих сорок восемь лет с конца История Фукидида к битве при Мантинее. Он также написал художественный рассказ о карьере Кира Младшего. В юности он был учеником и последователем Сократа, и написал о Сократе четыре произведения в форме диалогов. В Памятные вещи защищает Сократа от обвинений в том, что он нерелигиозен и развратил афинскую молодежь. Работы Ксенофонта сосредоточены главным образом на этике и политической философии. Его работы пользовались большим уважением у римлян и оказали влияние на более поздних европейских политических мыслителей, включая Никколо Макиавелли, Мишеля де Монтеня и Жан-Жака Руссо.

Вклад Ксенофонта в философию

Ксенофонт, древнегреческий философ и историк, внес значительный вклад в развитие философии. Он был учеником Сократа и являлся одним из основателей Сократической школы. Ксенофонт известен своими множественными произведениями, включая «Апологию Сократа», «Воспоминания о Сократе» и «Экономику».

Одним из наиболее значимых вкладов Ксенофонта в философию является его представление о практической философии

Он признавал важность применения философских принципов в повседневной жизни и утверждал, что философия должна быть полезна для людей, а не просто предметом абстрактного изучения

Ксенофонт также внес вклад в философию через свое понимание этики и морали. Он разработал концепцию добродетели и подчеркивал необходимость соблюдать этические нормы в своих действиях и поведении. Он утверждал, что справедливость, умеренность и мудрость являются основными ценностями, которые должны вести человека к благоразумию и счастью.

Другим важным аспектом вклада Ксенофонта в философию является его историческая работа. Он был автором «Анабасиса» — великой истории о походе греков. Это произведение представляет собой ценное источниковое сведение для историков и позволяет получить представление о политической и социальной обстановке в древней Греции.

Таким образом, Ксенофонт сделал значительный вклад в развитие философии. Его практический подход и учение о добродетели оказали значительное влияние на философскую мысль, а его историческая работа является ценным источником для изучения древней Греции.

Древнее влияние

В классической древности и Киропедия, и её автор Ксенофонт пользовались большим уважением. Многие классические историки и философы, такие как Полибий и Цицерон, считали это произведение шедевром. Тем не менее, они также обсуждали, как классифицировать работу. Сам Ксенофонт считался скорее философом, чем историком. Таким образом, в древности Киропедия чаще всего считалась философским трудом. Некоторые считали, что она была составлена в ответ на «Государство» Платона или наоборот, поскольку в «Государстве» есть части, которые могут ссылаться на Киропедию. Римский педагог и оратор Квинтилиан поместил Ксенофонта рядом с Платоном в своём «Образовании оратора» отчасти из-за «Киропедии».

Фото: thecollector.com

Киропедия также была популярна среди великих полководцев древности. И Александр Македонский, и Юлий Цезарь хвалили эту работу, и говорят, что Сципион Эмилиан всегда носил с собой её копию. Среди историков классической древности место и влияние Киропедии определить труднее.

Ксенофонт написал и другие, явно исторические произведения, такие как «Элленика», созданные по образцу работ Фукидида и других. По сравнению с Hellenica и другими современными историями становится ясно, что Ксенофонт не предполагал, что «Киропедия» станет ещё одним историческим трудом.

Ксенофонт: автор «Киропедии»

Ксенофонт (430–354 до н. э.) был греком афинского происхождения, и не был современником Кира Великого. Тем не менее, он хорошо знал Ахеменидскую Персию и её царскую семью. В молодости Ксенофонт служил сначала простым солдатом, а затем командиром группы греческих наёмников, известной как «Десять тысяч». Эти солдаты были завербованы под ложным предлогом, а затем оказались глубоко на территории Ахеменидов на проигравшей стороне в гражданской войне. Возглавив «Десять тысяч» в тяжёлом походе к безопасности, Ксенофонт присоединился к спартанской армии, проводившей кампанию в Малой Азии. В этом качестве он в конечном итоге сражался против своего родного города Афины и, возможно, в результате был изгнан. Затем он переехал в поместье недалеко от Олимпии, которое ему предоставили благодарные спартанцы.

Именно во время своего изгнания Ксенофонт, скорее всего, написал «Киропедию» вместе с целым рядом других произведений. Как философ и историк Ксенофонт был хорошо подготовлен. В юности он был учеником и другом Сократа, что могло быть ещё одной причиной изгнания. Обучение и личный опыт сделали его одним из величайших писателей древности, а его творчество охватывает множество жанров. Его многочисленные таланты в полной мере представлены в «Киропедии», работе, которая также охватывает несколько жанров и не поддаётся классификации.

Память

  • Ксенофонт

    2-е изд. Под ред. Р. В. Светлова. (Серия «Античная библиотека». Раздел «Античная литература»). СПб.: Алетейя. 1993. 448 стр. 2000 экз.

    . Греческая история. / Пер., вступ. ст. и комм. С. Я. Лурье. Л.: Соцэкгиз, . 379 стр. 10250 экз.

  • Ксенофонта философа и полководца славного История о Старшем Кире, основателе персидской монархии, с лат. на российской язык переведена при Имп. Академии наук. СПб., 1759. 518 стр. 1325 экз.
  • Ксенофонт. Киропедия. / Пер., ст. и прим. В. Г. Боруховича и Э. Д. Фролова. Отв. ред. С. Л. Утченко. (Серия «Литературные памятники»). М.: Наука. . 336 стр. 50000 экз. (включая «Агесилай» на с. 218-239)

Малые сочинения
(переводы Янчевецкого см. выше, новые переводы):

  • Ксенофонт
    . О доходах. / Пер. Э. Д. Фролова. // Хрестоматия по истории древней Греции. М., 1964. С. 343-357.
  • Ксенофонт.
    О верховой езде. / Пер., вступ. ст. и комм. В. В. Понарядова. Сыктывкар, 2005. 80 стр. 300 экз.
  • Гиерон, или Слово о тирании. / Пер. А. А. Россиуса. // Лео Штраус. О тирании. СПб., 2006. С. 39-62.
  • Псевдо-Ксенофонт
    . Афинская полития. // Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996.

Английские
:

  • В «Loeb classical library » все сочинения изданы в 7 томах:
    • Тома I-II. № 88-89. Элленика.
    • Том III. № 90. Анабасис.
    • Том IV. № 168. Воспоминания, домострой (Экономик), Пир, Апология.
    • Тома V-VI. № 51-52. Киропедия.
    • Том VII. № 183. Гиерон. Агесилай. Лакедемонская полития. О доходах (Ways and Means). Начальник конницы. О верховой езде. Об охоте. Афинская полития.

Французские
:
В серии «Collection Budé » изданы:

  • «Анабасис» в 2 т.
  • «История Греции» в 2 т.
  • «Киропедия» в 3 т.
  • Xénophon
    . De l’art équestre. Texte établi et traduit par E. Delebecque. 3e tirage 2002. 183 p.
  • Xénophon
    . L’Art de la Chasse. Texte établi et traduit par E. Delebecque. 2e tirage 2003. 207 p. ISBN 978-2-251-00343-6
  • Xénophon
    . Le Commandant de la Cavalerie. Texte établi et traduit par E. Delebecque. 2e tirage 2003. 141 p. ISBN 978-2-251-00344-3
  • Xénophon
    . Économique. Texte établi et traduit par P. Chantraine. 4e tirage 2003. 205 p. ISBN 978-2-251-00338-2
  • Xénophon
    . Le Banquet — Apologie de Socrate. Texte établi et traduit par F. Ollier. 6e tirage 2009. 173 p. ISBN 978-2-251-00334-4
  • Xénophon
    . Mémorables. Tome I: Introduction générale. Livre I. Texte établi par M. Bandini et traduit par L.-A. Dorion. 3e tirage 2000. CCCXXXII, 214 p. ISBN 978-2-251-00482-2

Исследования

Более подробное изложение биографии Ксенофонта, а также общую оценку его литературной деятельности можно найти в статьях С. И. Соболевского, приложенных к его переводу сократических сочинений Ксенофонта (Academia, 1935).

См. также:

  • Энциклопедический словарь Брокгаузъ и Ефрона. Том XVIA Кояловичъ-Кулонъ С.-Петербург. Типо-литография И. А. Ефрона, Прачешный пер., № 6. 1895 с. 907-908
  • Krüger, «De Xenophontis vita» («Historisch-philol. Studien», II);
  • F. Ranke, «De Xenophontis vita et scriptis» (Б., 1851);
  • Croiset, «Xénophon, son caractère et son talent» (П., 1873);
  • Roqaette, «De Xenophontis vita» (Кенигсберг, 1884);
  • С. И. Радциг . История древнегреческой литературы. М.-Л., 1940, стр. 261.
  • И. М. Тронский . История античной литературы. Л., 1946, стр. 174-175, 182.
  • Из греч. авторов биографию Ксенофонта написал Диоген Лаэртский .

Воспитание Кира

Киропедия состоит из восьми глав или книг и эпилога, который включён в восьмую книгу, добавленную позднее. Собственно говоря, первая книга посвящена воспитанию Кира Великого. Другие книги повествуют об остальной части его жизни, а эпилог предлагает мрачную оценку современного ахеменидского персидского общества 4-го века.

Фото: thecollector.com

Однако в первой книге Ксенофонт сообщает читателю, что «Киропедия» началась как размышление о том, почему одним правителям подчиняются охотно, а другим — нет. Он отмечает, что, хотя большинство людей не следуют своим правителям, Кир Великий был исключением, который внушал подчинение своему народу. Остальная часть первой книги описывает родословную Кира Великого и персидскую систему образования, по крайней мере, так, как её понимал Ксенофонт. Описание Ксенофонтом доимперского персидского общества многие учёные считают необычным. Кажется, что он отражает традиции Спарты, греческого города-государства, с которым Ксенофонт был довольно тесно связан и чьи традиции Ксенофонт описал в другом своем труде, «Конституции лакедемонян».

Первая книга Киропедии также описывает время Кира Великого при дворе его деда по материнской линии, мидийского правителя Астиага.

Ксенофонт – жизнь и произведения

Ксенофо́нт (ок. 434 до н. э. — 359 до н. э.) — древнегреческий писатель, историк, афинский полководец и политический деятель, частично изложил свою автобиографию в книге Ксенофонт, «Анабазис».

Родился он в Афинах около 430 до н. э., в состоятельной семье, возможно принадлежавшей к сословию всадников.

Его детские и юношеские годы протекали в обстановке Пелопоннесской войны что не помешало ему получить не только военное, но и широкое общее образование. Его учителем был Сократ. Однако философские идеи того времени, в том числе и учение Сократа, оказали на него лишь небольшое влияние. Мировоззрение Ксенофонта осталось традиционным мировоззрением той социальной среды, к которой он принадлежал по рождению. Это особенно ярко сказалось в его религиозных взглядах, для которых характерна вера в непосредственное вмешательство богов в людские дела, вера во всевозможные знамения, посредством которых боги сообщают смертным свою волю. Этические взгляды Ксенофонта, не возвышаются над прописной моралью, а политические его симпатии всецело на стороне спартанского аристократического государственного устройства.

Крушение могущества демократических Афин в 404 г. Ксенофонт пережил уже в сознательном возрасте, и во время последующих за тем политических событий он, видимо, поддерживал реакцию. Антидемократические настроения, вероятно, и заставили его покинуть родину в 401 г. и присоединиться в качестве частного лица к экспедиции Кира.

Вместе с греческими наемниками Кира он проделал весь поход: наступление на Вавилон, битву при Кунаксе и отступление через Армению к Трапезунту и далее на Запад в Византий, Фракию и Пергам. В Пергаме Ксенофонт, который еще в Месопотамии был избран одним из стратегов греческого войска, а впоследствии во Фракии фактически состоял его главнокомандующим, передал уцелевших солдат (около 5000 человек) в распоряжение Фиброна — спартанского военачальника, собиравшего войско для ведения войны с сатрапом Фарнабазом, причем Ксенофонт, по–видимому, сохранил начальство над своим отрядом.

Переход под начало спартанцев послужил причиной для изгнания Ксенофонта из пределов его родины, что, в свою очередь, определило всю его дальнейшую судьбу. В Малой Азии Ксенофонт сблизился со спартанским царем  Агесилаем, вместе с ним переправился в Грецию и служил под его начальством, принимая участие в битвах и походах против врагов Спарты, в том числе и против Афин. В конце 80-х годов он отошел от общественных дел, поселившись в отведенном ему спартанцами имении в Скиллунте близ Олимпии. Здесь он прожил десять лет, занимаясь сельским хозяйством, охотой и литературой. К этому времени относится и написание «Анабасиса». Примирение с родным городом произошло лишь в конце жизни Ксенофонта. Когда разгорелась война между Спартой и Фивами, Афины оказались в союзе со Спартой и Ксенофонт получил амнистию. Но о возвращении его на родину и о дате его смерти никаких сведений нет.

Сочинения его, перечисляемые его биографом Диогеном, все дошли до нас. Лучшее из них — «Анабазис» (или «Поход Кира»), где рассказывается неудачная экспедиция Кира Младшего и отступление 10 т. греков; рассказ ведется от третьего лица, и сам Ксенофонт, в своей «Греческой истории» называет автором его Фемистогена Сиракузского: очевидно, он издал это сочинение под псевдонимом. По литературным достоинствам и правдивости, «Анабазис» соперничает с комментариями Цезаря о галльской войне.

Кроме исторических книг, написал также ряд философских. Будучи учеником Сократа, стремился в популярной форме дать представление о его личности и учении.

После него остались также «Воспоминания о Сократе» , «Апология Сократа» , «Пир» в которых учение Сократа излагается в плане применения его к обыденной жизни. В этих произведениях Сократу как человеку уделяется значительно больше места, чем его философии.

В число этих так называемых «Сократическаих сочинений» входит и весьма интересный трактат «Домострой» (другой, не менее точный перевод – «Экономика»). Он написан в форме диалога между Сократом и богатым афинянином Критобулом и посвящен изложению идей Сократа о правильном управлении домашним хозяйством. Фактически, это первое в истории сочинение по экономике. Отдельные места «Домостроя» способны и по сей день вызвать интерес экономиста.

Завоевания Кира

В книгах со второй по седьмую рассказывается о жизни Кира Великого в качестве вассала Мидии и о создании им самой большой империи, которую когда-либо видел мир. В этом разделе рассказы о военных делах чередуются с историями, явно заимствованными из восточных повествовательных традиций.

Вторая книга «Киропедии» описывает реорганизацию и реформу персидской армии Киром Великим, результатом которой стала точно настроенная военная машина. В третьей книге Кир Великий начинает свои завоевания. Затем Киропедия описывает, как Кир Великий продолжал завоевывать скифов (мидийцев) и армян (лидийцев). Книги с четвертой по шестую посвящены войнам Кира Великого с Ассирией (Вавилоном), кульминацией которых является её окончательное завоевание в седьмой книге.

Фото: thecollector.com

Киропедия и Ксенофонт прилагают большие усилия, чтобы изобразить Кира Великого как пример классических добродетелей. Он изображается как верный вассал мидян, действующий от их имени против более агрессивных и напористых вавилонян. Однако его методы лучше всего охарактеризовать как макиавеллистские. Он формирует союзы, чтобы изолировать и окружить своих врагов как в политическом, так и в военном отношении. Его окончательное завоевание Вавилона достигается путём пересечения реки, а затем тайного проникновения в город во время фестиваля.

К концу этих книг Кир Великий создал многонациональную армию и завоевал огромную империю.

Сократические произведения

Ксенофонт в молодости был преданным поклонником Сократа. Согласно Диогену Лаэртскому, Сократ умер через год после того, как Ксенофонт отправился присоединиться к кампании Кира против персов. Диоген также считает Ксенофонта «первым человеком, который записывал разговоры по мере их возникновения и публиковал их среди людей, называя их памятными вещами», и «первым человеком, написавшим историю философов». Ксенофонт был современником Платона, и есть вероятность, что некоторые из его материалов были взяты из Платона, а не непосредственно из Сократа.

Четыре книги Памятные вещи Сократа были написаны Ксенофонтом, чтобы защитить память Сократа от обвинений в нерелигиозности и развращении афинской молодежи, показывая, что его беседы на самом деле поощряли добро и добродетель. Произведение представлено как серия бесед Сократа с разными людьми, в которых он развивает и прививает свои моральные доктрины. В Апология Сократа это короткая речь, объясняющая, почему Сократ предпочел смерть жизни. В Симпозиум(Банкет философов) представлен как собрание философов в доме Каллия, богатого афинянина, в честь Великой Панафинеи. Сократ — один из выступающих. В Иеро это диалог между королем Иеро и Симонидом. Король говорит об опасностях и трудностях пребывания у власти и о высшем счастье частной жизни; в то время как поэт перечисляет преимущества, которые дает обладание властью, и возможности, которые оно дает для служения другим. В Oeconomicus (’Полный Домохозяин«) — это диалог, в котором Сократ дает наставления Критобулу об управлении домашним хозяйством и имуществом.

Комментарии

Скоч Андрей Владимирович

депутат Государственной думы РФ

Усатый Ренато Георгиевич

политический деятель и борец против коррупции в Молдове

Алиев Нурали Рахатович

казахстанский предприниматель и политик, внук Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева

Арутюн Арменакович Сурмалян

депутат Заксобрания Ростовской области

Слепцов Владимир

мэр г. Ярославля

Андрей Робертович Иванов

российский политик, предприниматель общественный деятель.

Жирков Евгений Иванович

подмосковный политик и предприниматель, глава городского округа Железнодорожный Московской области

Владимир Вольфович Жириновский

российский политик, основатель ЛДПР

Наследие Киропедии

Как и многие произведения классической античности, Киропедия была заново открыта западноевропейцами в период позднего средневековья. Это сильно повлияло на жанр средневековой литературы «зеркала для принцев», хотя и не предназначалось для этого. Тем не менее, несколько правителей позднесредневековой Италии приняли Кира Великого в качестве образца для подражания. «Государь» Макиавелли ссылается на «Киропедию», хотя в ней более критично рассматривается Кир Великий.

«Киропедия» пережила, пожалуй, один из самых больших периодов своей популярности в эпоху Просвещения. В то время её широко читали такие люди, как Монтень, Монтескье, Руссо, Бэкон, Джонатан Свифт, Болингброк, Шефтсбери, Эдвард Гиббон и Бенджамин Франклин. Говорят, что Томас Джефферсон хранил в своей библиотеке два экземпляра: для чтения и в качестве справочника для исправления аттической греческой прозы.

К 19 веку популярность Киропедии заметно снизилась из-за её промонархической позиции. Однако в 20-м и 21-м веках популярность Ксенофонта и Киропедии снова возросла. Популярность «Киропедии» среди историков стала результатом критики Геродота и его изображения Ахеменидской Персии.

Фото: fanfics.me

Мысль Ксенофонта

Мы можем выделить в творчестве Ксенофонта повторяющиеся темы, соответствующие различным аспектам его жизни как политика, солдата и ученика Сократа:

  • Сократическая философия: памятные истории , Апология Сократа , Le Banquet .
  • Политическая философия: в Гиероне , Агесилайте , в Cyropédie , Конституция де Lacédémoniens .
  • Экономика: экономика , доход
  • Искусство команды: в L’Anabase , L’Hipparque , Агесилай .
  • Управление лошадьми : от Equitation , L’Hipparque .

Искусство командования

Ксенофонт обращается к теме искусства командования — искусства подчиняться с удовольствием — по крайней мере в пяти своих работах:

  • Киропедия
  • Anabase
  • В Гиппарх
  • Экономический
  • В Memorables .

Киропедия

Ксенофонт пишет в своей Киропедии беллетризованную биографию Персидского Кира II , одну из самых ранних мыслей о лидерстве . Речь идет об «Эмиле» перед письмом, об идеальном образовании в соответствии с наставлениями его учителя Сократа. По словам
Питера Друкера , с тех пор ничего лучше на эту тему не написано.

Anabase

Избранный стратег, именно он обеспечивает успех отступления Десяти тысяч . Его многочисленные выступления в войсках. Забота, которую он проявляет о своих людях. Его переговоры с противниками.

В Гиппарх

В « Гиппархе» Ксенофонт дает советы командиру кавалерии. В том числе, в главе 6, средства обеспечения уважения и послушания мужчин.

Памятные

Диалог Сократа с Никомахидом.

Экономика

Ксенофонт предлагает нам в его Mémorables , его Economique и др сын Revenus, «один из самых первых отражений на концепции государственного и частного управления».

Экономический

В этой работе описывается управление большой финансовой сферой, в частности, центральная роль женщин в семье, а также обучение и командование вожаками в главе XI или даже в главе XXI — головы гребцов.

Лошади

Ксенофонт написал два трактата о верховой езде, которые дошли до нас полностью:

  • Верховая езда (Peri Hippikés)
  • Гиппарх или командующий кавалерией .

В работе De l’Equitation (Péri Hippikés), которая остается удивительной своим подзаголовком, Ксенофонт описывает отношения, существующие между лошадью и ее всадником, что является пробным камнем для последующих трактатов о конном спорте. Его интересует в основном боевой конь. Он говорит о парадах там. Пять глав относятся конкретно к верховой езде , остальные относятся к покупке лошадей, дрессировке жеребят , теме, которую он кратко затрагивает, предлагая доверить уход профессионалу, уход и инструкции для конюхов. В последней главе он описывает вооружение всадника.

«Гиппарх» или «Командующий кавалерией» посвящен обязанностям командира кавалерии и является скорее руководством по военной технике и руководством для тех, кто рассматривает политическую карьеру. В Афинах командование кавалерией было отдано двум генералам, которые ежегодно избирались Экклесией , собранием горожан, на этот престижный пост, как военный, так и политический.

Историко-биографические произведения

В Анабасис(«Экспедиция» или «Страна марша вверх») — это рассказ Ксенофонта о походе Кира против персов и его возвращении домой. Хотя он содержит описания стычек и сражений, это больше анализ характера и лидерства, чем военная история. Ксенофонт описывает характер младшего Кира, говоря: «Из всех персов, живших после Кира Великого, он был самым похожим на царя и наиболее достойным из империи». В шестой главе описаны черты характера пяти побежденных генералов, переданных противнику. Греческий генерал Клеарх сказал, что «солдат должен больше бояться своего командира, чем врага». Менон, одноименный персонаж диалога Платона, описывается как человек, чьей главной целью было стать богатым

Агиас Аркадский и Сократ Ахейский известны своей храбростью и вниманием к друзьям. Анабасис увековечил Ксенофонта

Это была первая работа, которая познакомила греков с некоторыми частями Персидской империи, и она использовалась в качестве полевого проводника Александра Великого на ранних этапах его экспедиции в Персию.

В Киропедия («Воспитание Кира») было художественным рассказом о приходе к власти Кира Великого, основателя Персидской империи.

Hellenica — это история, состоящая из семи книг, охватывающих события 48 лет, прошедших с момента окончания «Истории Фукидида» до битвы при Мантинее.

Агесилай — это биография Агесилая II, царя Спарты и друга Ксенофонта.

Жизнь

Ксенофонт родился в Афинах около 427 г. до н. Э., сын Гриллуса. Диоген Лаэртский, в Жизни выдающихся философов, сообщает, что Сократ однажды встретил Ксенофонта, который тогда был красивым юношей, в узкой улочке, остановил его, переставив палку поперек нее, и начал спрашивать, где в городе можно купить различные предметы. После того, как Ксенофонт ответил на все его вопросы, Сократ спросил его, куда в городе люди могут пойти, чтобы стать добрыми и добродетельными. Ксенофонт не знал, и Сократ сказал: «Тогда следуй за мной и учись», и с того времени он стал последователем Сократа. Диоген Лаэртий описывает Ксенофонта как «человека выдающегося во всех отношениях, очень любящего лошадей и собак, великого тактика» и «благочестивого человека, любящего приносить жертвы богам и обладающего большим авторитетом в том, что был благодаря им и был очень горячим поклонником и подражателем Сократа ».

В 401 г. до н. Э. Ксенофон был приглашен своим другом Проксеном на Сарды и присоединился к Киру Младшему в походе против его старшего брата Ататаркса. Ксенофонт говорит, что он просил Сократа, который сам был опытным солдатом, дать совет, идти ли с Киром, и что Сократ направил его к богодухновенному Дельфийскому оракулу. Ксенофонт спросил оракула, однако, не в том, принимать ли приглашение Кира или нет, а в том, «какому из богов он должен молиться и принести жертву, чтобы он мог наилучшим образом совершить задуманное путешествие и вернуться в безопасности и с хорошей удачей. . » Итак, оракул сказал ему, каким богам молиться и приносить жертвы. Когда Ксенофонт вернулся в Афины и рассказал Сократу о совете оракула, Сократ отругал его за то, что он задал оракулу неправильный вопрос, но сказал: «Однако, поскольку вы так задали вопрос, вы должны делать то, что повелел бог».

В своем наступлении против персидского царя Кир использовал греческих наемников, оставшихся без работы после прекращения Пелопоннесской войны. Греки победили Артаксеркса в битве при Кунаксе, но Кир был убит. Вскоре после этого греческий полководец Клеарх Спартанский был приглашен на мирную конференцию, на которой был предан и казнен. Греческие наемники, известные как Десять тысяч, оказались без руководства глубоко на враждебной территории, недалеко от сердца Месопотамии, вдали от моря. Они избрали новых лидеров, включая самого Ксенофонта, и пробились на север через враждебных персов, армян и курдов к Трапезу на побережье Черного моря. Затем они отплыли на запад обратно в Грецию. На обратном пути они помогли Сеутсу II стать королем Фракии. В 399 г. до н. Э. Ксенофонт присоединился к спартанцам, которые воевали с Тиссаферном и Фарнабазом, и он остался с Агесилаем, военачальником лакедемонян, когда они воевали против Афин (394 г. до н. Э.)). Вследствие этого в Афинах был издан указ о его изгнании. Похоже, что после битвы при Коронее Ксенофонт отправился в Спарту, а затем поселился в Скилле в Элиде, где к нему присоединились его жена Филезия и его сыновья, Грилл и Диодор. Он жил там некоторое время, писал истории, охотился и развлекал друзей. Когда Сцилл пал перед элейцами, он и его семья сбежали в Коринф и поселились там.

Афины решили собрать военную силу для помощи лакедемонянам, и Ксенофонт послал своих сыновей, получивших образование в Спарте, присоединиться к ним. Грилл храбро погиб, сражаясь за Афины в битве при Мантинее, и это могло быть причиной отмены изгнания Ксенофонта из Афин. Нет никаких свидетельств того, что он когда-либо возвращался в Афины; Диоген Лаэртский сообщает, что Ксенофонт умер в Коринфе в преклонном возрасте. Дата его смерти неизвестна; историкам известно только то, что он пережил своего покровителя Агесилая, которому он написал панегирик.

Биография писателя

Ксенофо́нт — древнегреческий писатель и историк афинского происхождения, полководец и политический деятель, главное сочинение которого — «Анабасис Кира» — высоко ценилось античными риторами и оказало огромное влияние на латинскую прозу.

Родился он в Афинах около 444 до н. э., в состоятельной семье, возможно принадлежавшей к сословию всадников. Его детские и юношеские годы протекали в обстановке Пелопоннесской войны, что не помешало ему получить не только военное, но и широкое общее образование. С молодых лет сделался последователем Сократа.

Крушение могущества демократических Афин вследствие проигранной Спарте Пелопоннесской войны в 404 г. до н. э. Ксенофонт пережил уже в сознательном возрасте, и во время последовавших затем политических событий он, видимо, поддерживал реакцию. Антидемократические настроения, вероятно, и заставили его покинуть родину в 401 г. до н. э. и присоединиться в качестве частного лица к экспедиции Кира. После смерти Кира и вероломного избиения греческих военачальников персами, Ксенофонт с большой смелостью и уменьем руководил отступлением десяти тысяч греков через вражескую землю. Вместе с греческими наемниками он проделал весь поход: наступление на Вавилон, битву при Кунаксе и отступление через Армению к Трапезунту и далее на Запад в Византий, Фракию и Пергам. В Пергаме Ксенофонт, который ещё в Месопотамии был избран одним из стратегов греческого войска, а впоследствии во Фракии фактически состоял его главнокомандующим, передал уцелевших солдат (около 5000 человек) в распоряжение Фиброна — спартанского военачальника, собиравшего войско для ведения войны с сатрапом Фарнабазом. Сам Ксенофонт вместе со спартанским царём Агесилаем отправился в Грецию.

Осуждённый в Афинах за государственную измену, как примкнувший к врагам народа, он подвергся конфискации имущества. Это определило его дальнейшую судьбу. В Малой Азии Ксенофонт сблизился со спартанским царем Агесилаем, вместе с ним переправился в Грецию и служил под его начальством, принимая участие в битвах и походах против врагов Спарты, в том числе и против Афин. Был вознаграждён спартанцами, подарившими ему имение близ элидского города Скиллунта.

Там он жил в уединении, занимаясь литературными трудами, пока спокойствие его не было нарушено борьбою фиванцев со Спартой. После битвы при Левктрах он, в 370 г. до н. э., бежал из Скиллунта и с трудом спасся в Коринфе. Отсюда он снова вступил в сношения со своею родиной, тогда соединившейся с лакедемонянами против Фив. Приговор о его изгнании был отменён, но вскоре Ксенофонт умер.

использованная литература

  • Лейн Фокс, Робин. Долгий поход: Ксенофонт и десять тысяч. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 2004. ISBN 0300104030
  • Штраус, Лев. Сократ Ксенофонта. Итака, штат Нью-Йорк: издательство Корнельского университета, 1972. Новое издание, 2004 год. Саут-Бенд, штат Индиана: издательство St. Augustine’s Press. ISBN 1587319659
  • Ксенофонт. Ксенофонт: Анабасис (Классическая библиотека Леба). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. Репринтное издание, 1998 г. ISBN 067499101X
  • Ксенофонт и Моррис Х. Морган. Искусство верховой езды. Mineola, NY: Dover Publications, 2006. ISBN 0486447537
  • Ксенофонт, Робин Х. Уотерфилд и Хью Треденник. Беседы Сократа. Пингвин Классика. Ред. Редакция, 1990 г. ISBN 014044517X

Значение Ксенофонта в истории

Философия и образование

Ксенофонт является одним из основателей софистики — направления в древнегреческой философии. Он разработал идеи о природе и значении морали, политики, воспитания и этики. Благодаря своим философским исследованиям, Ксенофонт оказал огромное влияние на развитие философии в Греции и за ее пределами.

Исторические труды

Ксенофонт также является автором ряда исторических трудов, которые стали классикой исторической литературы. Среди них можно выделить «Анабазис» — его самое известное произведение, основанное на реальных событиях. В нем Ксенофонт описал поход десяти тысяч греков через Персию. Это произведение имеет большое историческое значение, так как является одним из главных источников данных о войне между Грецией и Персией.

В своих исторических работах Ксенофонт также описывал события Пелопоннесской войны и анализировал политическую ситуацию в Греции. Его произведения содержат множество ценных сведений о культуре, обычаях и повседневной жизни древних греков.

Сочетание философии и истории делает Ксенофонта одним из наиболее значимых историков древности. Его труды до сих пор являются объектом изучения для исследователей истории и философии.

Жанр работы

Хотя повествование «Киропедии» довольно прямолинейно и описывает образование идеального правителя, классифицировать работу оказалось очень сложно. «Киропедия» не вписывается ни в один из известных сохранившихся жанров классических текстов. Его по-разному интерпретировали как биографию, ранний роман, манифест о лидерстве или философский труд.

При этом его ближайшим литературным эквивалентом будет средневековый жанр «зеркала для принцев». Эти тексты служили своего рода учебником для правителей по аспектам хорошего поведения и управления. Они были направлены на создание образов правителей для подражания или избегания.

Фото: thecollector.com

Ценность «Киропедии» как чисто исторического труда сомнительна. Большинство учёных согласны с тем, что Ксенофонт не задумывал «Киропедию» как чисто исторический труд. Ксенофонт и Кир Великий не были современниками, поэтому работа не основывалась на знаниях из первых рук. Кое-что из того, что описано в «Киропедии», вероятно, отражало современные события и обычаи персидского двора Ахеменидов во времена Ксенофонта. В «Киропедии» описано множество событий или отдельных лиц, которые не могут быть подтверждены где-либо ещё, а некоторые из описаний оказались неточными. В результате достоверность Киропедии как источника персидской истории Ахеменидов регулярно подвергалась сомнению.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: