Философия Монтеня
«Опыты» Монтеня — это серия самопознаний, полученных главным образом из наблюдений над самим собой, а также размышлений о природе человеческого разума в целом. Каждый человек, говорит писатель, отражает в себе человечество; он выбрал себя в качестве представителя расы и тщательно изучил все свои душевные движения. Его философскую позицию можно назвать скептицизмом, но скептицизмом совершенно особого характера.
Скептицизм Монтеня — нечто среднее между скептицизмом жизненным, обусловленным горьким опытом жизни и разочарованием в людях, и скептицизмом философским, основанным на глубоком убеждении в ненадежности человеческого знания. Его разносторонность, душевное равновесие и здравый смысл спасают его от крайностей любого направления. Монтень признает эгоизм главной причиной человеческих поступков, но не возмущается им; он считает его вполне естественным и даже необходимым для человеческого счастья, ибо когда человек принимает близко к сердцу интересы других людей в той же мере, что и свои собственные, он счастлив и спокоен! Он на каждом шагу свидетельствует о человеческой гордыне и доказывает, что человек не может знать абсолютной истины, что все истины, которые мы признаем абсолютными, являются лишь относительными.
Согласно Монтеню, человек существует не для того, чтобы создавать нравственные идеалы и пытаться приблизиться к ним, а для того, чтобы быть счастливым.
Монтень ценил моральный долг и саму добродетель постольку, поскольку они не противоречили этой цели; всякое насилие над своей природой во имя абстрактной идеи долга казалось ему бесплодным. «Я живу от одного дня до другого, и, говоря по совести, живу только для себя». В соответствии с этим взглядом Монтень видит важнейшие обязанности человека перед самим собой; они исчерпываются словами Платона, которые цитирует Монтень: «Делай свое дело и познай самого себя».
Последняя обязанность, по мнению Монтеня, самая важная, ибо для успешного выполнения своей работы необходимо изучить свой характер, свои склонности, величие своих сил и способностей, свою силу воли, одним словом — самого себя. Человек должен воспитывать себя для счастья и стараться развить такое состояние души, при котором счастье ощущается сильнее, а несчастье — слабее. Изучив неизбежные и объективные несчастья (физическое уродство, слепота, смерть близких людей и т.д.) и субъективные несчастья (возмутительное тщеславие, жажда славы, почестей и т.д.), Монтень утверждает, что бороться с ними и другими — долг человека перед самим собой, если это возможно.
Разумнее относиться к неизбежным несчастьям с раболепием, стараться как можно быстрее к ним привыкнуть (заменить отказ одного органа повышенной активностью другого и т.д.). Что касается субъективных несчастий, то в значительной степени от нас зависит, сможем ли мы смягчить их тяжесть, рассматривая славу, почет, богатство и т.д. с философской точки зрения. За обязанностями человека перед самим собой следуют его обязанности перед другими людьми и обществом.
Принцип, по которому должны регулироваться эти отношения, — это принцип справедливости, каждый человек должен быть вознагражден в соответствии со своими заслугами, потому что таким образом человек в конечном итоге проявляет справедливость по отношению к самому себе. Справедливость по отношению к жене означает отношение к ней если не с любовью, то, по крайней мере, с уважением; к детям — заботу об их здоровье и образовании; к друзьям — ответную дружбу. Первая обязанность перед государством — уважать существующий порядок. Это не означает примирения со всеми его недостатками, но существующее правительство всегда предпочтительнее, ибо кто может поручиться, что новый общественный порядок принесет больше счастья или даже что он не окажется хуже.
Комментарии читателей
Даля / 18.05.2017
Мудрый старик Монтень… спасибо!
Ю.Р. / 19.11.2015
Если Вы читаете книги, прочтите и эту; если не читаете — прочтите хотя бы эту.
валер / 14.05.2013
в конце 80х покупал какую-то книжку, Монтеня всунули в нагрузку я ещё тогда возмущался.Десять лет простояла на полке все три тома один раз от скуки начал читать и уже добрый десяток лет это моя настольная книга, дествительно как будто ты его слушаешь, сам делаешь вывод, учишся наблюдать замечать жизнь и что происходит в жизни. Теперь дочка сама начала читать, носит книгу и тетрадь для конспектов, я просто оч доволен, пусть будет польза всякому кто объшяется с Мишелем.
Гость / 21.05.2012
Спасибо большое!
Удачи и процветания!
Нико / 31.03.2012
Главное — не чувствуешь, что написано 500 лет назад. Раньше, до прочтения, подозревал в себе несоответствующие коллективности взгляды, как недостаток. Мишель прав — мусора всегда больше!
Олег / 15.07.2011
Купил в букинистическом 3 тома за 3 доллара =_). Интересно, что можно читать абсолютно с любого места, главы особо не связаны между собой. Что для меня, то чтение развивает разносторроний взгляд на самого себя и на то, что происходит вокруг.
Проходящий мимо / 4.03.2011
Замечательная книга!Такое ощущение,как будто он с тобой разговаривает(автор) воочию!
Александра / 7.12.2010
Великий человек,великий разум,открывающий нам бескрайние просторы своей души и предоставление в довольно простой форме своих мыслей. Читайте.!!! Прошу прочтите!
Гость / 12.12.2009
Хорошая книга. Я прочитала только пол первой книги и меня заинтересовало, я на многие вещи стала смотреть по другому.
Главная » Английский алфавит » Мишель монтень философия кратко. Мишель Монтень биография кратко
Жанр
В творчестве Монтеня размываются жанровые границы: эссе стоит на стыке художественной литературы и документалистики. По сути, автор лишь размышляет, дает свои критерии оценки того или иного явления. Едва ли такой мыслительный процесс можно приравнять к фантазии, что составляет художественный вымысел. Философ не придумывает яркую оболочку для своих сентенций, не разыгрывает театральное действо, где один из героев говорит то, что, по мнению творца, нужно делать. Он пишет серьезно, но при этом так просто, так понятно, что читателю становится ясно: без магии творчества здесь не обошлось. Человек, написавший «Опыты» – не только мыслитель, но и писатель, и сегодня, наверное, он стал бы звездой нон-фикшна.
Он не только смело рассуждает, он рискнул выставить на всеобщее обозрение свой психологический портрет. Жанр «Опытов» Монтеня — эссе, что отличается от других форматов тем, что личность рассказчика выражена ярко, текст не обособлен от авторского «Я». Это очень эмоциональный вид литературного творчества. Публицист сделал гигантский скачок от средневековой безликости, анонимности к экспрессивной подаче своей точки зрения.
Книги и философия
Во многих областях Мишель де Монтень стремился лояльно относиться к разным группам и мнениям. К примеру, он занимал нейтральную позицию по отношению к католической церкви и гугенотам, между которыми шли религиозные войны.
Философ пользовался большим уважением у многих общественных и политических деятелей. Он вел переписку с известными писателями и мыслителями, рассуждая на различные серьезные темы.
Монтень был мудрым и эрудированным человеком, что позволило ему заняться писательской деятельностью. В 1570 г. он начал работу над своим знаменитым трудом «Опыты». Стоит отметить, что официальное название данной книги – «Эссе», что буквально переводится как «попытки» или «опыты».
Интересен факт, что Мишель первым ввел в обиход слово «эссе», вследствие чего его стали употреблять и другие писатели.
Спустя 10 лет была издана первая часть «Опытов», которая приобрела огромную популярность среди просвещенной интеллигенции. В скором времени Монтень отправился в путешествие, посетив немало европейских стран.
Через какое-то время мыслитель узнал, что его заочно избрали мэром Бордо, что совсем его не обрадовало. Приехав во Францию он к своему удивлению понял, что отказаться от этой должности нельзя. В этом его заверял даже король Генрих 3.
В разгар гражданской войны, Мишель де Монтень делал все возможное, чтобы примирить гугенотов и католиков. Его труд был благосклонно принят обеими сторонами, по причине чего те и другие старались трактовать его в свою пользу.
В то время биографии Монтень опубликовал новые сочинения, а также сделал некоторые поправки в прежних. В итоге «Опыты» начали представлять собой сборник рассуждений на различные темы. Третье издание книги состояло из путевых заметок в ходе странствий автора по Италии.
Чтобы издать ее, литератор был вынужден отправиться в Париж, где его заключили в знаменитой Бастилии. Мишеля подозревали в сотрудничестве с гугенотами, что могло ему стоить жизнь. За мужчину заступилась королева, Екатерина Медичи, после чего он оказался в парламенте и в кругу приближенных лиц Генриха Наваррского.
Вклад в науку, который Монтень внес своим трудом, трудно переоценить. Это был первый пример психологического этюда, не соответствующего традиционным литературным канонам той эпохи. Опыт из личной биографии мыслителя переплетался с переживаниями и взглядами на природу человека.
Философскую концепцию Мишеля де Монтеня можно охарактеризовать как скептицизм особенного толка, который соседствует с искренней верой. Основной причиной человеческих действий он называл эгоизм. При этом к эгоизму автор относился вполне нормально и даже называл его необходимым для обретения счастья.
Ведь если человек начнет воспринимать проблемы других так же близко к сердцу, как свои собственные, то он не будет счастлив. Монтень негативно отзывался о гордости считая, что индивид не в состоянии познать абсолютную истину.
Философ считал стремление к счастью главной целью в жизни людей. Кроме этого он призывал к справедливости – каждому человеку следует воздавать по заслугам
Также он уделял большое внимание педагогике
По мнению Монтеня, в детях прежде всего необходимо взращивать личность, то есть развивать их умственные способности и человеческие качества, а не делать из них только докторов, юристов или священнослужителей. Одновременно с этим, воспитатели должны помогать ребенку получать наслаждение от жизни и стойко переносить все трудности.
Сочинения
- Опыты. 1580 Т.1. / Т.2. / Т.3.
- Опыты. / пер. А. С. Бобовича, вступит. статьи Ф. А. Коган-Бернштейн и М. П. Баскина М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1954-1958. В 2-х тт. (Серия «Литературные памятники»).
- Опыты. — М.: «Правда», 1991. ISBN 5-253-00135-2.
Мишель де Монтень, (1533–1592), (полное имя – Мишель Экем де Монтень) – французский писатель, мыслитель эпохи Возрождения, философ, автор книги «Опыты».
Появился на свет 28 февраля 1533 г. на юго западе Франции, в г. Сен Мишель де Монтень неподалеку от Бордо, в фамильном замке. Он был продолжателем рода зажиточных гасконских купцов, дворянский титул у которых появился лишь в конце XV в. Для воспитания Мишеля отец использовал собственного педагогическую либеральную методику; общение мальчика с учителем происходило только на латыни. В 6 летнем возрасте Мишеля отдали учиться в школу, а в 21 год у него была уже судейская должность после изучения права и философии в Тулузском университете.
В молодости Мишель Монтень живо интересовался политической деятельностью, связывал с ней амбициозные надежды. Отец приобрел для него должность советника Бордоского парламента, в 80 ые гг. его дважды избирали мэром Бордо. Монтеню довелось жить в эпоху религиозных войн, и его позиция в это время тяготела к компромиссной, хотя он выступал на стороне католиков; в его ближайшем окружении было большое количество гугенотов. Впоследствии он придерживался мнения, что отдельные части католической доктрины не могут быть отброшены ввиду цельности церковного учения. Монтень пользовался репутацией образованного, ученого человека, многие государственные деятели, мыслители того времени были его добрыми знакомыми. Прекрасное знание древних авторов сочеталось в его интеллектуальном багаже с осведомленностью в области новых книг, идей, тенденций.
В 1565 г. Мишель Монтень стал семейным человеком; большое приданое супруги укрепило его материальное положение. Когда в 1568 г. умер отец, Мишель стал наследником родового имения. Он продал судейскую должность, вышел в отставку и с 1571 г. поселился там. 38 летний Монтень в 1572 г. приступает к работе над главным трудом в его творческой биографии – философско литературными «Опытами», в которых он излагал мысли по поводу исторических событий дней минувших и сегодняшних, делился наблюдениями за самыми разными людьми. На протяжении многих столетий эта книга будет одной из любимых читательской публикой, оценившей ее гуманистическую направленность, искренность, тонкий французский юмор и другие достоинства.
До этого у Мишеля уже был небольшая литературная практика, начавшаяся с выполненного по просьбе отца перевода латинского трактата. С 1572 г. он начинает писать эссе; первые из них представляют собой отклики о прочитанных книгах. Наибольший интерес Монтень проявлял к управлению государством, человеческому поведению, войнам, путешествиям. В 1580 г. в Бордо выходят первые две книги «Опытов», в которых общественным, литературным вопросам уделялось намного больше внимания, чем частным.
После этого события в литературной карьере Монтеня снова активизируется и его общественная деятельность: его второй раз избирают мэром Бордо. В этот период в их местность приезжал Генрих Наваррский. Наследник престола проявил благосклонность к Монтеню, но тот более не был озабочен реализацией политических амбиций, все помыслы были посвящены «Опытам», он старался проводить как можно больше времени в уединении. Написанные позднее дополнения к первым книгам и третья книга «Опытов» во многом носили автобиографический характер.
1588 ой подарил Монтеню встречу с молоденькой девушкой, Мари де Гурне, которая была страстной поклонницей его идей, скрасила его одиночество и стала для него кем то вроде приемной дочери. После смерти кумира она опубликовала посмертное издание «Опытов», над которыми тот продолжал трудиться до последнего вздоха.
Мишель Монтень не мог похвастаться железным здоровьем; стариком он ощущал себя, еще не дожив до 60 летнего юбилея. Он старался противостоять многочисленным болячкам, ведя активный образ жизни, однако значительно улучшить состояние ему не удавалось. В 1590 г. Мишель Монтень ответил отказом на приглашение приехать от Генриха IV, а в 1592 г., 11 сентября, находясь в собственном замке, скончался.
Биография Мишеля де Монтеня
Мишель де Монтень, знаменитый французский исследователь философии и мыслитель эпохи Возрождения, родился в феврале 1533 года в фамильном замке Монтень. Отец писателя Пьер Эйкем был участником Итальянских войн и работал мэром города Бордо. Мать писателя, Антуанетта де Лопез, росла в зажиточной семье арагонского еврея.
Мишель де Монтень воспитывался по гуманистическим, либеральным и педагогическим методикам отца. Основным учителем будущего мыслителя был образованный немец, который совсем не знал французский язык и разговаривал со своим учеником исключительно на латыни. Де Монтень получил блестящее домашнее образование, а затем поступил в колледж на юриста.
Во время гугенотских войн де Монтень занимал умеренную позицию и часто выступал в качестве посла-посредника между враждующими сторонами. Мишель де Монтень одинаково пользовался уважением и короля – католика Генриха III и протестанта Генриха Наваррского.
В начале июля 1588 года сторонники католической Лиги арестовали философа, и де Монтеню пришлось сутки провести в Бастилии. Затем, благодаря вмешательству Екатерины Медичи, де Монтеня отпустили. В 1590 году Генрих IV предложил Мишелю де Монтеню стать своим советником, однако философ это предложение отклонил.
В сентябре 1592 года во время мессы Мишель де Монтень скончался.
Политика и педагогика
Если Монтень иногда слишком консервативен в своих политических убеждениях, то в своей педагогической теории он является смелым и весьма симпатичным новатором. Во главу угла он ставит принцип максимально разнообразного развития.
Согласно Монтеню, цель образования состоит не в том, чтобы сделать из ребенка специализированного священника, юриста или врача, а прежде всего человека вообще, с развитым умом, сильной волей и благородным характером, который мог бы наслаждаться жизнью и стоически переносить выпадающие на его долю невзгоды.
Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему общества, Монтень выступал против суровой дисциплины средневековых школ и в пользу внимательного отношения к детям. Образование, по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, развитием эстетического вкуса, воспитанием высоких моральных качеств. Многие идеи Монтеня были взяты на вооружение педагогами в 17 и 18 веках. Локк подробно развил идею о приоритете нравственного воспитания над образованием, а высокая оценка воспитательного влияния сельской среды и отказ от принуждения в воспитании стали своего рода основой для теории естественного воспитания Руссо. Центральная идея теории развивающего обучения Монтеня заключается в том, что развивающее обучение немыслимо без установления гуманных отношений с детьми. Для этого обучение должно происходить без наказания, принуждения или силы. Он считает, что обучение с учетом особенностей развития возможно только при индивидуальном подходе. В своей книге «Опыты» в главе «О воспитании детей» Монтень писал: «Я хочу, чтобы учитель с самого начала, в соответствии с психическими наклонностями вверенного ему ребенка, дал ему возможность свободно выражать эти наклонности, предлагая ему пробовать разные вещи, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, наоборот, позволяя ему самому найти дорогу. Я не хочу, чтобы наставник решал все один и говорил один, но и слушал своего ученика». Здесь Монтень следует за Сократом, который был известен тем, что сначала давал говорить своим ученикам, а затем говорил сам. «Пусть учитель спрашивает ученика не просто о словах заученного урока, а о смысле и сути его; и пусть он судит о принесенной им пользе не по свидетельству памяти ученика, а по его жизни». И пусть он, когда объясняет ученику какую-либо вещь, показывает ее ему с сотни разных сторон и применяет ее к разным предметам, чтобы увидеть, правильно ли ученик понял ее и насколько он ее усвоил». «Воспитывайте в нем благородное любопытство; пусть он расспрашивает обо всем без исключения; пусть исследует все примечательное, что ему не встречается, будь то здание, фонтан, человек, поле битвы древности, места, через которые проходили Цезарь или Карл Великий». «После того, как молодому человеку объяснят, что ему нужно, чтобы стать лучше и разумнее, его следует обучить зачаткам логики, физики, геометрии и риторики; и какую бы из этих наук он ни выбрал, — поскольку его ум к тому времени будет уже развит, — он вскоре преуспеет в них. Его нужно обучать, то беседой, то с помощью книг; иногда наставник просто указывает ему на подходящего автора, в другое время он излагает ему содержание и суть книги в полностью разжеванном виде». На этом основана педагогическая теория Монтеня о развивающем обучении.
Память[править | править код]
- Имя Мишеля Монтеня носит улица в VIII округе Парижа.
- Имя Мишеля Монтеня носит с 1990 года Университет Бордо III.
- Во французской элитарной Национальной школе администрации по традиции каждому выпуску присваивается имя выдающегося деятеля прошлого. Выпуску 1988 года было присвоено имя Мишеля Монтеня.
- В честь Мишеля Монтеня неоднократно выпускались почтовые марки: во Франции в 1943 году, в Монако в 1980 (к 400-летию «Опытов») и 1996 годах.
- В 2012 году Парижский монетный двор выпустил памятную монету номиналом 10 евро в серии «Евро регионов», посвящённую Аквитании и несущую изображение и цитату из Мишеля Монтеня («Mon métier et mon art, c’est vivre» — «Жизнь — вот моё занятие и моё искусство»).
- Труд Мишеля Монтеня «Опыты» включён в издаваемую с 1952 года в США серию «Великие книги западной цивилизации» (том 25).
Причина № 4: опирался не на авторитеты, а на свое мнение
Возрождение было так называемой эпохой готового слова. Это значит, что в литературе ценилось не высказывание новых мыслей и создание новой формы, а искусное использование уже существующих. Монтень же в своем способе размышления куда ближе к современным людям, которые создают тексты для выражения собственной индивидуальности.
Целая глава «Опытов» Монтеня — «О педантизме» — посвящена ответу на вопрос, почему надо самому приходить к выводам, а не следовать за авторитетами. В ней он замечает, говоря об образованных людях:
Монтень не отрицает образование как таковое, но критикует людей, которые замещают отсутствие собственного мнения цитированием чужих. Такое использование знаний, по его мнению, не имеет никакой пользы и гордиться им нельзя.
Предложения и мысли
Ниже приведены некоторые фразы, демонстрирующие гуманистическое мышление Монтеня:
- « Лучшее в мире — это знать, как быть собой ».
- « Человеку нет другого животного, которого нужно бояться так сильно, как человека ».
- « Установлена возможность мечтать о невозможных вещах и свободно идти к мечтам ».
- « Только на словах человек достигает взаимопонимания. Следовательно, тот, кто нарушает свое слово, предает все человеческое общество ».
- « Самое почетное занятие — служить обществу и приносить пользу наибольшему количеству людей . «
- « Мудрость — это прочная и уникальная конструкция, в которой каждая часть имеет свое место и оставляет свой след ».
Дополните свое исследование, прочитав статьи:
Семья и дети
Монтень был женат на Франсуазе де ла Кассе, дочери состоятельного торговца из Тулузы и коллеги Монтеня по службе в Парламенте Бордо. У пары родилось 6 дочерей, но только вторая, Леонора, пережила младенческий возраст. Монтень мало писал о супруге, но Леоноре посвятил множество страниц.
Единственная дочь в детстве не знала наказаний, воспитывалась в любви, наслаждаясь нежным отношением к себе родителей. Леонора дважды выходила замуж: за Франсуа де ла Тур, шевалье, в 1590 г. Через 4 года овдовела и стала женой Шарля де Гамаш. В каждом браке родилось по дочери.
Своей «названной дочерью» Монтень считал Мари де Гурнон. После смерти писателя она стала его литературным душеприказчиком: Мари занималась изданием и комментированием его книг.
Мари де Гурнон
Популярные сегодня пересказы
- Лес и степь — краткое содержание Тургенев Рассказ начинается с того, что герой-повествователь извиняется за то, что утомил читателя своими записками, однако он не может не сказать об охоте. Он полагает, что читатель его не был рождён охотником
- Посмертные записки Пиквикского клуба — краткое содержание романа Диккенса Мистер Пиквик решил создать клуб, члены которого были бы заняты изучением характеров, привычек и нравов других людей. Вскоре такое объединение получило название Пиквикского клуба
- Гёте Гете — это писатель из Германии. Его творения производят большое впечатление. Его шедевры имеют философию и бессмертие. Как бы это странно не звучало. Этот человек был добрым, разбирался
- Мериме Проспер Мериме (1803 — 1870) – романист, переводчик и критик. Родился в Париже. Сын Жана-Франсуа-Леонора Мериме. Отец был художником и занимался химией. В возрасте 15 лет выучил английский.
Личная жизнь
В 1565 году Мишель женился. Невеста была из зажиточного семейства, поэтому мужчина получил богатое приданое. Спустя 3 года после бpaкосочетания скончался отец. Он оставил наследнику имение, где тот и поселился. В 1571-м политик продал судейскую должность, вышел в отставку и получил возможность заниматься чем заблагорассудится, так как о доходе можно было не переживать.
Embed from Getty Images Памятник Мишелю де Монтеню
В семье Монтеня царили мир, гармония и взаимопонимание. У него было много отпрысков, но малыши не доживали до зрелого возраста. Дети погибали в юношеские годы или во младенчестве. В живых осталась только дочь.
Во взаимоотношениях с близкими философ придерживался взглядов, которые впоследствии описал в трудах. Он размышлял о том, что отношения с супругой должны быть дружными, даже если не испытываешь любви. Занимаясь воспитанием детей, следует заботиться об их здоровье и стараться дать все необходимое. Основные идеи писателя в части отношений кажутся консервативными, но в реальности вполне экологичны. Возможно, поэтому личная жизнь мыслителя со стороны казалась благополучной.
В Essais
В Essais— буквально переводится с французского как «испытания» или «попытки» — это величайший труд Монтеня и один из самых важных произведений литературы, написанных в период французского Возрождения. В Essais, как ясно даже из их названия, они отличаются скромностью подхода Монтеня. Монтень всегда дает понять, что он всего лишь попытка раскрыть правду, и что его читатели всегда должны пытаться проверить его выводы на себе. Очерки Монтеня в самой своей форме являются одним из высших свидетельств гуманистической философии, которой сам Монтень был обязан в своей мысли; честным, скромным и всегда открытым для восприятия идей из любого источника, Essais являются одними из первых по-настоящему гуманных произведений литературы-литературы, написанных по-настоящему для обывателей.
В Essais состоят из большого количества кратких субъективных трактовок различных тем. Заявленная цель Монтеня — описать человека, и особенно самого себя, предельно откровенно. Он считает, что величайшее разнообразие и изменчивость человеческой натуры являются ее основными чертами. Среди тем, которые он затрагивает, — описания собственной плохой памяти, его способности решать проблемы и урегулировать конфликты, не будучи по-настоящему эмоционально вовлеченными, его презрение к стремлению человека к прочной славе и его попытки отстраниться от мирских вещей, чтобы подготовиться к смерти; Среди этих более философских тем есть также перемежающиеся эссе на более легкие темы, такие как диета и гастрономия, и о том, какие удовольствия приносит прогулка по сельской местности.
Одна из основных тем, возникающих в Essais — это глубокое недоверие Монтеня к догматическому мышлению. Он отвергает веру в догму ради догмы, подчеркивая, что нужно всегда быть скептичным и аналитичным, чтобы иметь возможность отличить то, что правда, от того, что нет. Его скептицизм лучше всего выражен в длинном эссе «Извинение Раймонда Себонда» (книга 2, глава 12), которое часто публикуется отдельно. В «Апологии» Монтень утверждает, что мы не можем доверять своим рассуждениям, потому что мысли просто приходят нам в голову; мы не контролируем их по-настоящему. Он решительно утверждает, что у нас нет веских причин считать себя выше животных. На протяжении всей «Апологии» Монтень повторяет вопрос «Что я знаю?». Он обращается к эпистемологическому вопросу: что можно знать и как можно быть действительно уверенным в том, что вы знаете то, что, как вы думаете, знаете? Этот вопрос и его последствия стали для Монтеня своего рода девизом; в сущности, все Essais озабочены эпистемологической проблемой получения знания. Подход Монтеня прост, но он удивительно эффективен и остается свежо новым: все, в чем может быть уверен субъект, — это то, что исходит от него; поэтому Монтень пытается в эссе за эссе начинать со своих собственных наблюдений — только через предельную концентрацию, начиная с собственных мыслей и представлений, может когда-либо прийти истина.
Это отношение, за которое Монтень подвергался большой критике в свое время, стало одним из определяющих принципов идей Просвещения, и его откровенный стиль, равно как и его откровенный стиль, оказал огромное влияние на эссеистов и писателей девятнадцатого и двадцатого века. -веков во всем мире.
Причина № 7: был инфлюенсером для современников и потомков
Ученые признают, что Монтень сильно повлиял на мировую литературу. В первую очередь — созданием жанра эссе, который подразумевает размышления на философские темы в свободной форме и выражение нескольких точек зрения по тому или иному вопросу. Жанр эссе у Монтеня позаимствовал Фрэнсис Бэкон для книги «Эccе, или Поучения, гражданские и моральные», а затем он стал появляться и у других авторов.
Кроме того, многие писатели вдохновлялись Монтенем и использовали его идеи в своих произведениях. Например, филолог Дж. С. Тэйлор установил, что у Шекспира встречается 750 прямых заимствований из «Опытов», а идея Монтеня о том, что «самая добровольная смерть наиболее прекрасна», повлияла на восприятие смерти в трагедиях драматурга — вспомним хотя бы окончание «Ромео и Джульетты».
Писатель повлиял и на русских авторов: например, Пушкин читал его еще в юности, а затем много раз перечитывал. В одном из писем к жене поэт просит: «Пришли мне Essais de Montaigne четыре синих книги на длинных моих полках».
Книги (7)
Опыты. Книга 1Раздел библиотеки: Философия
Книга I. «Опыты» Монтеня (1533–1592) — произведение, по форме представляющее свободное сочетание записей, размышлений, наблюдений, примеров и описаний, анекдотов и цитат, объединенных в главы. Названия глав красноречиво свидетельствуют об их содержании: «О скорби», «О дружбе», «Об уединении» и др.
«Опыты» — один из замечательных памятников, в котором нашли яркое отражение гуманистические идеалы и вольнолюбивые идеи передовой культуры французского Возрождения.
Читать »
Опыты. Книга 2Раздел библиотеки: Философия
Книга II. «Опыты» Монтеня (1533–1592) — произведение, по форме представляющее свободное сочетание записей, размышлений, наблюдений, примеров и описаний, анекдотов и цитат, объединенных в главы. Названия глав красноречиво свидетельствуют об их содержании: «О скорби», «О дружбе», «Об уединении» и др.
«Опыты» — один из замечательных памятников, в котором нашли яркое отражение гуманистические идеалы и вольнолюбивые идеи передовой культуры французского Возрождения.
Читать »
Опыты. Книга 3Раздел библиотеки: Философия
Кника III. «Опыты» Монтеня (1533–1592) — произведение, по форме представляющее свободное сочетание записей, размышлений, наблюдений, примеров и описаний, анекдотов и цитат, объединенных в главы. Названия глав красноречиво свидетельствуют об их содержании: «О скорби», «О дружбе», «Об уединении» и др.
«Опыты» — один из замечательных памятников, в котором нашли яркое отражение гуманистические идеалы и вольнолюбивые идеи передовой культуры французского Возрождения.
Читать »
Об искусстве жить достойно. Философские очеркиРаздел библиотеки: Философия
Книга состоит из двух частей.
Первая часть — рассказ о французском философе и просветителе XVI века Мишеле Монтене, его времени, его взглядах. Вторая часть — отрывки из «Опытов» Монтеня.
Мишель Монтень — крупнейший французский писатель и философ — гуманист позднего Возрождения, оказавший большое влияние на мировую литературу. «Опыты» — основное произведение писателя, которое пережило свое время и продолжает вызывать интерес в наши дни. Это те самые вопросы бытия, над которыми задумывается каждое поколение.
Читать »
Путевой дневник. Путешествие Мишеля де Монтеня в Германию и ИталиюРаздел библиотеки: Биографии
«Путевой дневник» Монтеня до настоящего времени был практически неизвестен в России. Рукопись, случайно найденную через 178 лет после смерти ее автора, впервые опубликовали во Франции в 1774 году. Настала пора предъявить «Дневник» и русскому читателю.
«Опыты» Монтеня читают и любят во всем мире, однако мало кому известно, что после своего путешествия по Германии, Швейцарии и Франции Монтень внес в два уже вышедших тома «Опытов» более шестисот добавлений и написал третий том, значительную часть которого составляют наблюдения, взятые им из своих путевых заметок
Внимательный читатель непременно обратит внимание на эту перекличку между «Дневником» и «Опытами» — книги взаимно дополняют друг друга, углубляя и расширяя понимание тех или иных фрагментов
Читать »
Скептицизм. Оружие разумаРаздел библиотеки: Философия
Мишель Монтень (1533-1592) — французский философ. Его философскую позицию можно обозначить как скептицизм, который является, с одной стороны, результатом горького житейского опыта и разочарования в людях, и, с другой стороны, основан на убеждении в недостоверности человеческого познания. Свои мысли Монтень излагает в яркой художественной манере, его стиль отличается остроумием и живостью.
Франсуа Ларошфуко (1613-1680) — французский писатель, автор сочинений философско-моралистического характера. Главный объект его исследований — природа людей и человеческих отношений, которые оцениваются Ларошфуко также весьма скептически. В основе всех человеческих поступков он усматривает самолюбие, тщеславие и преследование личных интересов. Общий тон его сочинений — крайне ядовитый, порой доходящий до цинизма.
В книге представлены работы Монтеня и Ларошфуко, дающие представление о творчестве этих философов.
Читать »
«Опыты» мудрецаРаздел библиотеки: Разное
Мишель Монтень — французский писатель и философ эпохи Возрождения. Его книга «Опыты» стала не только главным цитатником на следующие столетия, но и источником поистине народной мудрости.
Афоризмы и крылатые фразы Монтеня — это испытания, которым он подвергает собственные мнения по разным вопросам. Воспитание, дружба, родительская любовь, свобода совести, долг, власть над собственной судьбой — все рассматривается с точки зрения личного опыта и подкрепляется яркими цитатами, каждая из которых свидетельствует о чем-то личном, сокровенном, затрагивает тончайшие струны души…
Читать »