Фридрих, каспар давид

Каспар давид фридрих

Принцип автора, отраженный в его работах

Картина Странник над морем тумана представляет собой пейзаж. Однако, это не обычный пейзаж, а несущее глубокий философский смысл произведение искусства, которое можно отнести к аллегорической живописи. Одним из уверенных принципов Каспара Давида Фридриха в творческом процессе являлась убежденность в том, что мастеру, выполняя работу, необходимо изобразить не только реальный, видимый перед собой образ, но и свой внутренний мир, свои мысли и чувства.Шедевр Странник над морем тумана создан на холсте, маслом. Размер картины 94,874,8 см. На данный момент оригинал произведения находится в Старой Национальной галерее в Берлине.

Признание

После окончания Академии и путешествий по северу Европы, Фридрих обосновался в Дрездене. В те годы там был сосредоточен центр немецкого романтизма.

Знаменательным для автора стал 1805 год. В ежегодном творческом конкурсе, учредителем которого выступал знаменитый немецкий поэт Вольфганг Гете, Фридрих стал победителем. Две его работы, выполненные сепией, получили высшую оценку жюри.

Узнав о победе, Фридрих на радостях презентовал обе работы учредителю, Гете. Так завязалась многолетняя дружба поэта и художника.

Окрыленный успехом, Фридрих в 1807 году всерьез берется за масляную живопись. Ему на тот момент уже было почти 40 лет.

Именно в это время он создают один из первых своих шедевров “Крест в горах”.

Каспар Давид Фридрих. Крест на горе. 1807-1808 гг. Галерея старых мастеров в Дрездене. The-athenaeum.com

Картина “Крест в горах” была неоднозначно воспринята его коллегами. Они язвительно говорили, что Фридрих “пытается протащить свое искусство на алтарь”. Несмотря на критику, работы Фридриха пользовались популярностью.

Самый его известный шедевр “Монах у моря” приобрел король Пруссии Фридрих Вильгельм третий. А сам Фридрих по праву стал членом Берлинской Академии.

Каспар Давид Фридрих. Монах у моря. 1808-1810 гг. Старая национальная галерея в Берлине. Theartnewspaper.ru

Композия у картины крайне необычная. Почти все пространство занимает небо. Узкая полоска моря. Такая же узкая полоска земли. И очень маленькая фигурка монаха.

Со смыслом здесь все понятно. Человек – лишь песчинка по сравнению с необъятным миром.

Символические пейзажи и глубокие эмоции

В ранних работах Фридриха (Гуннская гробница в снегу, 1807; Теченский алтарь, или Крест в горах, 1808; Монах у моря, 1808—1810; Аббатство в дубовом лесу, 1809—1810; Утро в Исполиновых горах, 1810—1811) уже просматривается его уникальная атмосфера, мистическая и задумчивая. Фридрих использовал символы и природные элементы (морской горизонт, горы, корабли, города, кресты, кладбища), чтобы передать загадочность сверхъестественного бытия и трагические разрывы в истории.

Он также использовал пейзажи, чтобы отобразить свои глубокие эмоциональные переживания, подобно своему предшественнику Альтдорферу. Его картины вызывают меланхолическую ностальгию и ощущение отчаяния.

Наследие[править | править код]

У Фридриха не было верных учеников, только многочисленные подражатели, которые черпали вдохновение в его пейзажах, но достигали в своих работах совершенно иных результатов. Картина «Переправа у скалы Шрекенштайн» Адриана Людвига Рихтера представляет собой аллегорический образ «корабля жизни», но не содержит скрытого религиозного послания. Август Генрих, Карл Фридрих Лессинг и Карл Эдуард Блехен в своей иконографии явно ссылались на работы Фридриха, но в основе создания их произведений не лежала задача вызвать духовные переживания. Энрст Фердинанд Эме вначале творил под влиянием Фридриха, но впоследствии вернулся к героической концепции пейзажа. Временами влияние творчества Фридриха проявляется в картинах Юхана Кристиана Клаузена Даля.

Долгое время Фридрих был художником, которого не понимали и поэтому забыли. Только в начале XX века художники вновь открыли и оценили его творчество.

Детство

Каспар Давид родился в небольшом старинном городе Грайфсвальд на балтийском севере Германии 5 сентября 1774 года в протестантской семье, в которой было 10 детей. Семейным делом было мыловарение и изготовление свечей. Череда несчастий постигла Каспара ещё ребёнком, что безусловно наложило отпечаток на его психику, характер и будущее мировоззрение: в пятилетнем возрасте он потерял мать, которая скончалась от чахотки, через некоторое время одна за другой умерли две сестры, спустя несколько лет погиб старший брат. Вина за трагическую смерть брата всегда будет тяготить Каспара, ведь это он, младший глупец, полез на неокрепший лёд и провалился. Брат смог вытащить его, а на себя сил ему уже не хватило.

Детство

Каспар Давид родился в небольшом старинном городе Грайфсвальд на балтийском севере Германии 5 сентября 1774 года в протестантской семье, в которой было 10 детей. Семейным делом было мыловарение и изготовление свечей. Череда несчастий постигла Каспара ещё ребёнком, что безусловно наложило отпечаток на его психику, характер и будущее мировоззрение: в пятилетнем возрасте он потерял мать, которая скончалась от чахотки, через некоторое время одна за другой умерли две сестры, спустя несколько лет погиб старший брат. Вина за трагическую смерть брата всегда будет тяготить Каспара, ведь это он, младший глупец, полез на неокрепший лёд и провалился. Брат смог вытащить его, а на себя сил ему уже не хватило.

Особенности живописного языка Фридриха

К середине жизни художник после некоторых исканий окончательно утвердился в своей манере письма. Стиль его можно описать несколькими словами: трагичность, созерцание, загадочность, меланхолия… Упоительная и возвышенная красота его пейзажей заставляет зрителя замирать в раздумьях, а присутствие каких-либо фигур, которые вовсе не главные на картине, главное – природа, делает зрителя соучастником и действительным очевидцем завораживающих видов. Фридрих, философствуя с кистью, заставлял задумываться о вечном и зрителей. Особенно понятно его творчество зрелым людям, с жизненным багажом, для которых произведения художника подобны медитативным пособиям.

Самые известные картины

Работы Фридриха изумительны, вот уже более двухсот лет они неизменно пользуются любовью думающих и рассудительных. Поэтическими и одухотворёнными пейзажами мастера, к счастью, можно полюбоваться не только в музеях мира, но и с помощью интернета.

Каждое его произведение достойно пристального внимания. Наиболее известны:

  • «Пейзаж с радугой» (1809),
  • «Странник над морем тумана» (1818),
  • «Восход луны над морем» (1822),
  • «Двое, созерцающих луну» (1824-1830),
  • «Этапы жизни» (1835),
  • «Мечтатель» (1836-1840)

и другие – аллегорические пейзажи Фридриха, полные влажного воздуха и загадочного тумана, лунного света и закатных солнечных лучей, всегда будут напоминать человеку, что он лишь песчинка на фоне прекрасной, величественной и могучей природы.

Жак-Луи Давид – зеркало истории, биография художника

Дейнека Александр история жизни и творческий путь

Станислав Юлианович Жуковский — выдающийся пейзажист прошлого века

Живопись

Получив академическое образование, немецкий художник поселился в Дрездене, где на первых порах делал рисунки для ксилографии и

занимался изготовлением гравюр. Он работал акварельными красками, карандашами, чернилами и сепиями и создал впечатляющую серию набросков и пейзажных миниатюр.

Для ранних картин Каспара Давида была характерна мастерская передача освещения, которое сочеталось с оптическими эффектами при изображении гор и рек. А после победы на Веймарском конкурсе с рисунком «Шествие на рассвете» на полотнах уроженца Грайфсвальда начал присутствовать человек.

В 1808 году Фридрих написал выдающееся произведение, которое вошло в фотоальбомы и каталоги под названием «Крест в горах». Оно было заказано для семейной часовни и вызвало недовольство противников светской живописи, которые не хотели, чтобы пейзажи появлялись на алтарях.

Впоследствии эта противоречивая картина нашла место в замке графа фон Тун-Гогенштейна, и художник, примкнувший к обществу романтиков, стал членом Саксонской академии искусств. Переехав в Дрезден, он продолжил работу и создал произведения «Странник над облаками», «Женщина у окна», «На паруснике» и «Мужчина и женщина, рассматривающие луну».

Эти полотна, проникнутые личными чувствами, поначалу не находили покупателей, но потом о них узнал князь Николай Романов, известный в России как меценат. В 1820 году он посетил мастерскую живописца и, приобретя ряд крупных произведений, внес в творчество Фридриха неоценимый финансовый вклад.

Другим благодетелем Каспара Давида стал поэт Василий Андреевич Жуковский, который рекомендовал искусство немца российскому императору и царской семье. Благодаря этому картины «Утро в горах», «Восход луны у моря» и «Мечтатель» вместе с рядом гравюр и рисунков оказались в Государственном Эрмитаже.

В 1830-х годах, когда ослаб интерес к романтизму, художник создал серию автопортретов и пейзажей в мрачных тонах. Последними произведениями в его творчестве стали полотна «Этапы жизни», «Восход солнца над Нойбранденбургом» и «Воспоминание о горах».

Литература[править | править код]

Энциклопедии и справочники
  • Власов В. Г. Дрезденские романтики // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства : в 10 т. / Виктор Власов. — СПб. : Азбука-Классика, 2005. — Т. III : Г—3. — С. 522—525. — 743, с. : ил. — 3000 экз. — ISBN 5-352-01119-4. — ISBN 5-352-01516-5 (т. III).
  • Busch W. Friedrich, Caspar David / W. Busch // Allgemeines Künstlerlexikon : Die bildenden Künstler aller Zeiten und Völker :  / Saur; hrsg. von Eberhard Casten . — München, Leipzig : Saur, 2005. — Bd. 45 : Freyer — Fryderyk. — S. 147–152. — LII, 539 S. — ISBN 3-598-22740-X. — ISBN 3-598-22785-X (Bd. 45). — OCLC .
Альбомы и выставочные каталоги
  • Guillaud M.; Guillaud J. Caspar David Friedrich, line and transparency. Exhibition catalogue, Centre Culturel du Marais. Paris, New York: Rizzoli International Publications, 1985. ISBN 0-8478-5408-6
  • Vaughan W, Caspar David Friedrich, 1774—1840: Romantic Landscape Painting in Dresden. Catalogue of an Exhibition Held at the Tate Gallery, London, 6 September — 16 October 1972, London: Tate Gallery, 1972. ISBN 0-900874-36-8
  • Федотова Е. Д. Каспар Давид Фридрих / автор текста Елена Федотова. — М. : Белый город, 2002. — 64 с. : цв. ил. — (Мастера живописи). — ISBN 5-7793-0502-1.
Статьи и монографии
  • Азадовский К. М. Пейзаж в творчестве К. Д. Фридриха // Проблемы романтизма : сб. статей / Сост. А. М. Гуревич. — М. : Искусство, 1971. — Вып. 2.
  • Груздев А. А. Образ «идеального собора» в творчестве Каспара Давида Фридриха // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С. Г. Строганова. 2022. № 3-1. С. 200—212.
  • Дзери Ф. Фридрих : Путник над морем тумана / Федерико Дзери ; пер. с ит. Е. Суржанинова. — М. : Белый город, 2004. — 48 с. — (Сто великих картин). — ISBN 5-7793-0387-8.
  • Тарасов Ю. А. Из истории немецкого романтизма : Каспар Давид Фридрих. Филипп Отто Рунге / Ю. А. Тарасов ; Санкт-Петербургский гос. ун-т.. — СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2006. — 238,  с.,  л. цв. ил., портр. : ил., портр. — 300 экз. — ISBN 5-288-03864-3.
  • Ходаковский Е. В. Каспар Давид Фридрих и архитектура : монография / Е. В. Ходаковский. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2003. — 120 с. : портр., цв. ил. — ISBN 5-86007-381-X.
  • Boele V.; Asvarishch B., Boele V.; Foppema, F. Caspar David Friedrich and the German Romantic Landscape, Amsterdam: Hermitage Amsterdam, 2005. ISBN 978-90-400-8568-0
  • Boime A. Art in an Age of Bonapartism, 1800—1815: A Social History of Modern Art, vol. 2, Chicago: University of Chicago Press, 1990. ISBN 0-226-06335-6
  • Börsch-Supan H. Caspar David Friedrich :  / Helmut Börsch-Supan. — 5., überarb. Aufl. — München ; Berlin  : Prestel. — 207 S. : überw. Ill. — ISBN 3-7913-3333-X.
  • Busch W. Caspar David Friedrich : Ästhetik und Religion :  / Werner Busch. — München : Beck, 2003. — 222 S. : Ill., graph. Darst. — ISBN 3-406-50308-X.
  • Eiermann W. Schmidhauser D. Caspar David Friedrich und die Vorboten der Romantik. München: Hirmer Verlag, 2023. ISBN 978-37774-413-44
  • Griffiths A.; Carey F. German Printmaking in the Age of Goethe, London: British Museum Press, 1995. ISBN 0-7141-1659-9
  • Johnston C.; Leppien H.; Monrad K. Baltic Light: Early Open-Air Painting in Denmark and North Germany, New Haven: Yale University Press, 1999. ISBN 0-300-08166-9
  • Koerner J. Caspar David Friedrich and the Subject of Landscape. New Haven: Yale University Press, 1990. ISBN 978-1-86189-439-7
  • Rosenblum R. Modern Painting and the Northern Romantic Tradition: Friedrich to Rothko. New York: Harper & Row, 1975. ISBN 0-06-430057-9
  • Noll T. Die Landschaftsmalerei von Caspar David Friedrich: Physikotheologie, Wirkungsästhetik und Emblematik. Voraussetzungen und Deutung. München: Deutscher Kunstverlag, 2006. ISBN 978-3-422-06612-0
  • Schulze U. Ruinen gegen den konservativen Geist. Ein Bildmotiv bei Caspar David Friedrich. Worms: Wernersche Verlagsgesellschaft, 1987, ISBN 978-3-88462-510-1
  • Zschoche H. Caspar David Friedrichs Rügen. Eine Spurensuche. Husum: Verlag der Kunst Dresden, 2007. ISBN 978-3-86530-086-7

Maturity

Friedrich’s first major painting came at the age of 34. The Cross in the Mountains, now known as the The Tetschen Altar (Gemäldegalerie, Dresden), was an altarpiece panel exhibited in 1808. The work met with controversy, but it was his first painting to gain wide appraisal; for the first time in Christian art, a pure landscape was the panel of an altarpiece. It depicts the crucified Christ in profile at the top of a mountain, alone, surrounded by nature. The cross rises highest in the composition, but is viewed obliquely and at a distance. The mountain symbolizes an immovable faith, while the fir trees represent hope. The artist and critic Basilius von Ramdohr published a lengthy article rejecting Friedrich’s use of landscape in such a context; he wrote that it would be «a veritable presumption, if landscape painting were to sneak into the church and creep onto the altar». Rahmdohr was fundamentally asking whether a pure landscape painting could convey an explicit meaning.

Friedrich’s friends publicly defended him, and the artist wrote a programme providing his interpretation of the picture. In his 1809 commentary on the painting, Friedrich compared the rays of the evening sun to the light of the Holy Father. That the sun is sinking suggests that the time when God reveals himself directly to man is past. Friedrich’s extended interpretation of his own work was the first and last of its kind.

His recognition as an artist began with an 1805 prize at a Weimar competition. In 1810, Friedrich was elected a member of the Berlin Academy after the purchase of two of his paintings by the Prussian Crown Prince. Six years later he was elected a member of the Dresden Academy, a position which carried an annual stipend of 150 thalers. of the Setting Sun (c. 1818). 22 × 30 cm. After marriage, Friedrich incorporated larger figures into his canvasses.

On 21 January 1818, Friedrich, then 44, married Caroline Bommer. Bommer was twenty-five years old, the daughter of a dyer from Dresden, and a gentle, unassuming woman. The couple had three children, with their first, Emma, arriving in 1820. Carus noted that marriage did not change Friedrich’s life or personality, yet his canvasses from this period have new levity. Female figures appear in his work, his palette is brighter, and the dominating symmetry and austerity are lessened. Chalk Cliffs on Rügen, painted after his honeymoon, is a good example of this development.

The artist found support from two sources in Russia. The Grand Duke Nikolai Pavlovich visited Friedrich’s studio in 1820, returning to Saint Petersburg with paintings for his wife Alexandra Feodorovna. The poet Vasily Zhukovsky, tutor of heir to the throne Alexander II, met Friedrich in 1821 and found in him a kindred spirit. Over many years Zhukovsky helped Friedrich by purchasing his work and recommending his art to the royal family, especially at the end of Friedrich’s career, by which time he was poor. Zhukovsky said that his friend’s paintings «please us by their precision, each of them awakening a memory in our mind.»

Friedrich was acquainted with Philipp Otto Runge, another leading German painter of the Romantic period, and gained the admiration of the poet Goethe. He was also a friend of Georg Friedrich Kersting, who painted him at work in his unadorned studio, and the Norwegian painter Johann Christian Dahl. Dahl was close to Friedrich during the artist’s last years, and complained that to the art-buying public, Friedrich’s pictures were only «curiosities». While the poet Zhukovsky appreciated Friedrich’s psychological themes, Dahl attended to the descriptive quality of Friedrich’s landscapes. Dahl said, «Artists and connoisseurs saw in Friedrich’s art only a kind of mystic, because they themselves were only looking out for the mystic … They did not see Friedrich’s faithful and conscientious study of nature in everything he represented».

In June 1835, Friedrich suffered a stroke that caused some limb paralysis. He took a rest cure at Teplitz, but his ability to paint was greatly diminished. He worked only in watercolour and sepia, and symbols of death appeared heavily in his work, such as a sepia with an outsized owl perched on a grave in front of a full moon. By 1838, he was almost incapable of artistic work, lived in poverty, and was increasingly dependent on the charity of friends. His work was now considered anachronistic, and his death in May 1840 caused little stir in the artistic community. (From Wikipedia)

Известные картины

Дерево с воронами, около 1822. Холст, масло, 59*74 см. Лувр, Париж.
В пейзажах, изображающих древнегерманские захоронения-мегалиты, художник подчеркивает мысль о гармоничном сосуществовании человека и природы. Вид балтийского побережья, как в других аналогичных произведениях, композиционно выстраивается из отдельных набросков. На месте камней, образовывавших некогда древние могилы, ныне растут деревья. Таким по замыслу художника нашему взору предстает таинственный храм природы.

Море, покрытое льдами, около 1823. Холст, масло, 97*127 см. Кунстхалле, Гамбург.
Первый вариант этой картины назывался Крушение «Надежды». На ней изображены обломки корабля. Перед нами не только символ тщетности человеческих усилий постичь тайны божественного промысла и покорить природу. Пейзаж отражает крушение патриотических надежд художника, связанных с началом эпохи Реставрации.

Двое, созерцающие луну, 1819/20. Холст, масло, 34*44 см. Картинная галерея, Дрезден.
Фридрих часто вписывал на фоне пейзажей фигуры людей, стоящих спиной к наблюдателю. Они не способствуют оживлению композиции, а помогают художнику передать дальнюю перспективу. Кроме этого, художник стремится привлечь зрителя к происходящему, превратить его в еще одно действующее лицо композиции.

Монах на берегу моря, 1808–1810. Холст, масло, 110*171,5 см. Галерея романтизма, Берлин.
Изображение побережья — любимый мотив Фридриха, помогающий художнику выразить преклонение перед природой. В ней живописец видел превосходящее все ценности величие и мощь, бесконечность мироздания, постигаемые только человеком, ищущим и глубоко верующим. Фигура одинокого монаха подчеркивает контраст между беспредельной природой и человеческим существом.

Горный пейзаж, после 1830. Холст, масло, 45*58,3 см. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
Для выражения мистических религиозных идей Фридрих использует два основных живописных мотива — изображение атмосферных явлений и высоких гор. Над плоскогорьем вздымаются ввысь Исполиновы горы. Небесный посланник, туман придает пейзажу пластичность и торжественную таинственность.

Меловые скалы на острове Рюген, около 1818. Холст, масло, 90*70 см. Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур. Пейзаж проявляет умение художника находить необычные ландшафты и ракурсы их изображения. Вздымающиеся к небу утесы открывают вид на глубокую пропасть и необъятную морскую даль. Художник отвел путешественникам на переднем плане совсем немного места, создавая атмосферу сдержанной радости.

Глубокий философский смысл

Картина Странник над морем тумана отражает глубокий философский замысел автора. Каждая деталь пейзажа играет определенную роль. Скала на переднем плане произведения, нарисованная в форме треугольника, воплощает в себе весь мир. Многие люди, существующие в этом мире, оказались у подножия горы. Это те, которые не хотят думать, просто плывут по течению этой жизни, и не спешат восходить на вершину.

Перед пытливым, думающим странником простираются старый и новый миры, отображенные на картине в виде уступа, образованного схождением двух склонов. Сам персонаж, странник над морем тумана, находящийся в центре двух миров, объединяет их.Однако, дорога странника не завершена. Ведь вдалеке виднеется новый пик, следующая острая скала, значит очередное открытие и восхождение.

Учёба, выбор профессии, особенности «почерка»

Отец не настаивал, чтобы дети непременно продолжали родительское дело. Семья, живя аскетично, относилась к выбору каждого уважительно. Каспара влекло рисование, с юных лет в карандашные пейзажи он переносил свои переживания и боль. После учёбы в университете родного города, одном из старейших учебных заведений Германии, выбрал Датскую королевскую академию художеств, куда поступил самостоятельно в 1794 году. В Копенгагене начинающему художнику пришлось постигать премудрости анатомии, обязательной науки как основе рисования человеческого тела, что давалось Фридриху с трудом. Пейзаж – вот что его интересовало по-настоящему

Забегая далеко вперёд, обращаем внимание на тот факт, что на его картинах либо совсем нет людей, либо они как герои изображены почти схематично, издалека и со спины. Индивидуальные черты человека художнику не интересны, он стремится в картинах передать общую атмосферу восхищения природой и её мощью. Молодой художник первые годы рисует карандашом и пером, для которого с середины XVIII века используется специальная краска морского органического происхождения под названием сепия

Эта графическая техника давала коричневые оттенки, более мягкие и естественные. Так написан первый автопортрет художника, созданный около 1800 года

Молодой художник первые годы рисует карандашом и пером, для которого с середины XVIII века используется специальная краска морского органического происхождения под названием сепия. Эта графическая техника давала коричневые оттенки, более мягкие и естественные. Так написан первый автопортрет художника, созданный около 1800 года.

Наследие

У Фридриха не было верных учеников, только многочисленные подражатели, которые черпали вдохновение в его пейзажах, но достигали в своих работах совершенно иных результатов. Картина «Переправа у скалы Шрекенштайн» Адриана Людвига Рихтера представляет собой аллегорический образ «корабля жизни», но не содержит скрытого религиозного послания. Август Генрих, Карл Фридрих Лессинг и Карл Эдуард Блехен в своей иконографии явно ссылались на работы Фридриха, но в основе создания их произведений не лежала задача вызвать духовные переживания. Энрст Фердинанд Эме вначале творил под влиянием Фридриха, но впоследствии вернулся к героической концепции пейзажа. Временами влияние творчества Фридриха проявляется в картинах Юхана Кристиана Клаузена Даля.

Долгое время Фридрих был художником, которого не понимали и поэтому забыли. Только в начале XX века художники вновь открыли и оценили его творчество.

Органический мир

Суровый климат и географическое положение оказали большое влияние на органический мир Северного Ледовитого океана. Pимой здесь полярная ночь (солнца нет), а летом — полярный день (солнце не садиться). Если сравнивать органический мир Арктического океана с любым другим океанам, то мы вынуждены констатировать скудность этого мира. Основная часть всех организмов здешних вод приходится на водоросли.

Климат

Северный Ледовитый океан расположен в двух климатических поясах:

Арктический. Океан практически полностью покрыт дрейфующими льдами. Эта часть практически непригодна для жизни организмов.

Субарктический. Здесь уже сравнительное разнообразие. Много видов рыбы: морской окунь, палтус, треска, сельдь и другие. Здесь проживают моржи, тюлени, белые медведи. На берегах очень много птиц.

Климат в акватории океана оценивается как арктический. Здесь долгая полярная зима, которая длится 9 месяцев. В зимние месяцы (с ноября по апрель) температура опускается до -38°C, а летом (с июня по сентябрь) поднимается всего до +9°C. Осень и весна короткие, почти не отличаются температурным колебанием и определяются только по смене дующих ветров.

В мае, когда температура воздуха поднимается до 0°C, над океаном и береговой линией скапливаются плотные слои тумана. Осадки выпадают в виде редкого дождя или мокрого снега. Их количество невелико: от 75 до 200 мм в год.

В холодные зимние месяцы над океаном стоит ясная холодная погода с высокой облачностью.

Примечания[править | править код]

  1. Вольф, Норберт. Каспар Давид Фридрих: 1774 — 1840 ; художник спокойствия. — Taschen, 2006. — 96 с. — ISBN 978-5-9561-0197-1.
  2. ↑ . pushkinmuseum.art. Дата обращения: 30 ноября 2023.
  3. Алиса Олейникова  (англ.) (29 октября 2016). Дата обращения: 30 ноября 2023.
  4. Федотова, Елена Дмитриевна. Каспар Давид Фридрих. — Белый город, 2002. — С. Белый город. — 64 с. — ISBN 978-5-7793-0502-0.
  5. . old.bigenc.ru. Дата обращения: 30 ноября 2023.
  6. ↑ . www.newestmuseum.ru. Дата обращения: 30 ноября 2023.
  7. ArchitectorGallery. Дата обращения: 30 ноября 2023.
  8. Johannes Grave. Caspar David Friedrich. — Prestel, 2012. — 287 с. — ISBN 978-3-7913-4627-4.
  9. Тарасов, Юрий Алексеевич. Из истории немецкого романтизма: Каспар Давид Фридрих, Филипп Отто Рунге. — Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2006. — 238 с. — ISBN 978-5-288-03864-8.
  10. Алла Борисовна Ботникова. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. — Аспект Пресс, 2005. — 356 с. — ISBN 978-5-7567-0395-5.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: