Святой мученик димитрий солунский

Дмитрий солунский – биография, жизнеописание и память

Житие Святого Великомученика Дмитрия Солунского

память 8 ноября

ЖИТИЕ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО

8 ноября верующие православной Церкви отмечают день памяти великомученика Дмитрия Солунского, в день его преставления.

Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название — Солунь). Шел третий век христианства. Римское язычество, духовно сломленное и побежденное сонмом мучеников и исповедников Распятого Спасителя, усиливало гонения.

Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства

Интересно, что среди угрожавших римлянам варваров важное место занимали наши предки славяне, особенно охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове

Существует мнение, что и родители Димитрия были славянского происхождения. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого». Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику.

Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Составитель Жития, Метафраст, говорит, что он стал для Фессалоник в своей учительной ревности «вторым апостолом Павлом», потому что именно «апостол языков» основал когда-то в этом городе первую общину верующих (1 Фес., 2 Фес.). Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за святым апостолом Па влом и в мученической кончине.

Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул — христианин, и многих римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами.

Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними — будем искать себе богатства небесного». А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.

Молитвы Святому великомученику Дмитрию Солунскому, мироточивому

Иконография

«Святой Димитрий Солунский». Мозаика в базилике Святого Димитрия в Фессалониках. 5–7 вв.

На наи­бо­лее ран­них изо­бра­же­ни­ях (мо­заи­ки в ба­зи­ли­ке Св. Ди­мит­рия в Фес­са­ло­ни­ках, 5–7 вв., и в ц. Сант-­Апол­ли­на­ре-Нуо­во в Ра­вен­не, 6 в.; на пе­ча­ти еп. Пет­ра Со­лун­ско­го, 8 в.) Д. С. пред­став­лен без­бо­ро­дым юно­шей с ко­рот­ки­ми во­ло­са­ми, в про­стой ту­ни­ке. Позд­нее в Ви­зан­тии и на Бал­ка­нах ту­ни­ку за­ме­ня­ют пыш­ны­ми при­двор­ны­ми оде­ж­да­ми, но в деи­сус­ном ря­ду рус. ико­но­ста­сов Д. С. по-преж­не­му изо­бра­жа­ют в ту­ни­ке и пла­ще. Не ра­нее 9 в. Д. С. об­ре­та­ет об­лик вои­на в ла­тах, с копь­ём и ме­чом. В 11 в. этот ико­но­гра­фич. ва­ри­ант по­лу­чил рас­про­стра­не­ние в рос­пи­сях хра­мов Кап­па­до­кии. В 12–13 вв. по­яв­ля­ют­ся не­обыч­ные для ико­но­гра­фии вои­нов-му­че­ни­ков изо­бра­же­ния Д. С. на тро­не, с об­на­жён­ным или на­по­ло­ви­ну вы­ну­тым из но­жен ме­чом (рель­еф в со­бо­ре Свя­то­го Мар­ка в Ве­не­ции; ико­на из ске­во­фи­ла­кия мон. Св. Вар­лаа­ма в Ме­тео­рах, Греция; ико­на из Ус­пен­ско­го со­бо­ра в г. Дмит­ро­в, ГТГ). Наи­бо­лее ран­ний жи­тий­ный цикл Д. С. со­дер­жит­ся в Псал­ти­ри Фео­до­ра Ке­са­рий­ско­го (1066, Бри­тан­ский му­зей). В даль­ней­шем ил­лю­ст­ра­ции жи­тия Д. С. вклю­ча­ли в сб-ки жи­тий свя­тых (Кен­тер­бе­рий­ский Пас­сио­на­лий, 1100–1120, Бри­тан­ская б-ка). В 13–14 вв. Д. С. – один из наи­бо­лее по­чи­тае­мых свя­тых в Сер­бии, где поя­вил­ся ряд хра­мо­вых рос­пи­сей с его жи­тием: церк­ви Св. Ди­мит­рия в При­ле­пе (1282), в Да­ви­до­ви­це (1281–99), в Ох­ри­де (3-я четв. 14 в.), в Пе­че (1345), Мар­ко­вом мон. (1376–1381); ц. Бо­го­ро­ди­цы Ле­виш­ки (1310–1313) и др. Один из са­мых пол­ных жи­тий­ных цик­лов (12 сцен) пред­став­лен в рос­пи­сях ц. Спа­са в Де­ча­нах (1335–1350); его за­вер­ша­ет изо­бра­же­ние Д. С. в об­ли­ке вои­на-всад­ни­ка, по­ра­жаю­ще­го болг. ца­ря Ка­лоя­на. Уже в 13 в. эта сце­на поя­ви­лась как са­мо­стоя­тель­ная на фа­са­дах хра­мов (цер­ковь в Мо­ра­че, 1251–52), позд­нее по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние в ико­но­пи­си, осо­бен­но в рус­ской, где Ка­лоя­на ино­гда за­ме­ня­ли на Ма­мая. На ико­но­гра­фию Д. С. по­влия­ла ико­но­гра­фия св. Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца; су­ще­ст­ву­ет из­вод, где свя­тые пред­став­ле­ны ска­чу­щи­ми ря­дом на ко­нях, при этом один об­ни­ма­ет дру­го­го. В 18–19 вв. ат­ри­бу­та­ми Д. С. слу­жат меч и крест, ре­же – паль­мо­вая ветвь; не­ред­ко он одет в хи­тон и плащ. На греч. ико­нах это­го вре­ме­ни встре­ча­ет­ся изо­бра­же­ние Д. С.-всад­ни­ка с си­дя­щим по­за­ди не­го еп. Ки­приа­ном (свя­той спас его из слав. пле­на), а так­же Д. С. в во­ин­ских дос­пе­хах, по­пи­раю­ще­го про­тив­ни­ка (Ка­лоя­на?). На За­па­де изо­бра­же­ния Д. С. край­не ред­ки.

ВЕЛИКОМУЧЕНИК ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ

Великомученик Димитрий родился в городе Солуни (Фессалоники) в Греции. Родители, тайные христиане, крестили его и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области.

Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере. Его прозвали вторым Апостолом Павлом, так как сам Апостол основал здесь первую общину верующих.

Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий — христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. На допросе Дмитрий не отрекся от веры, и император заключил проконсула в темницу. После чего стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.

Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить, как победителя, но всесто этого его казнили, как христианина.

По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.

При христианском императоре Константине I Великом (306—337) над могилой воздвигнута часовня, а через сто лет — храм. Тогда же были «обретены нетленные мощи св. мученика».

Св. Дмитрий стал небесным покровителем Салоник. По преданию, подходившие на штурм города славяне-язычники видели на его стенах рослую фигуру светловолосого юноши в полном вооружении и в страхе отступали. Возможно, эти легенды повлияли на то, что Св. Дмитрий Солунский после крещения Руси в 989 г. князем Владимиром стал покровителем князей и воинства. Согласно легенде, при владимирском князе Всеволоде Большое Гнездо (1176—1212) из Солуни во Владимир торжественно перенесена чудотворная икона Св. Дмитрия, написанная на доске от Св. гроба. Накануне Куликовской битвы в 1380 г. князем Дмитрием Донским эта икона доставлена в Москву. Св. Дмитрия в образе воина в латах, с копьем, мечом и щитом, в красном плаще изображали на византийских иконах. С XI в. — в древнерусском искусстве. В XV в. иконы Св. Дмитрия стали включать в Деисусный чин иконостаса. Иконография святого близка изображениям другого христианского воина- мученика — Св. Георгия Победоносца. Встречаются и житийные иконы. Среди них — «Чудо Дмитрия Солунского» — представляет святого воина (иногда в образе всадника с копьем), попирающего дьявола в виде скорпиона либо языческого царя Колуяна.С VII века при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. В XIV веке Димитрий Хризолог писал о нем: миро «по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ… Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом». По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.

Чудеса

Смоченные кровью великомученика предметы помогали людям исцеляться. Такие же чудеса являло место захоронения святого. Эпарх Леонтий получил исцеление, полежав на могиле Димитрия. Он приказал построить над местом погребения храм.

Чудеса, явленные на могиле, а также от вещей Димитрия, впервые описаны еще в 7 веке архиепископом Иоанном. Многие из них связаны с исцелениями, другие – с помощью в ратном деле:

  1. Известно, что одного эпарха не могли вылечить знахари, от использования амулетов он отказался. Явившийся во сне Димитрий приказал ему идти в храм, после чего страдалец выздоровел.
  2. В храме над могилой святого от демонов освободился воин, которого иначе привести в чувство не могли.
  3. По приказу пожелавшего получить часть мощей императора гробницу святого пытались вскрыть. Но голос Димитрия запретил это делать, рабочих откинуло от могилы.
  4. Во время осады Фессалоник городу угрожал болгарский царь Калоян. Считается, что ночью ему явился Димитрий и заколол копьем. Войско без предводителя ушло.
  5. При осаде аварами святой в сияющих доспехах появился на стенах родного города и сам отбил атаку. Отправившийся в храм воин стал свидетелем такого чуда – в ярком свечении стоял Димитрий в церкви, ангелы уговаривали его оставить осажденный город. Но святой отказался. Он помог землякам разбить грозное войско, направлял в гавань корабли, чтобы избавить горожан от голода. С тех пор он считается небесным покровителем города Салоники.
  6. К июлю 586 года относят избавление города Фессалоники от чумы по молитвам святому Димитрию.

Немало чудес связано с именем святого и в нашей стране. Летописец Нестор писал, что поход князя Олега на Константинополь оказался успешным из-за покровительства святого Димитрия, помогавшего русским воинам.

Справка: почитание великомученика православными началось сразу после крещения Руси. Сербы и болгары, русские считают Димитрия Солунского покровителем славянских народов.

Храмы во имя великомученика Димитрия на Руси

Обители и храмы в честь святого Димитрия издавна строили на Руси. Русские князья считали небесного воина своим покровителем, заступником, просителем перед Господом. К числу наиболее славных и известных храмов сейчас относятся:

  1. Дмитровский храм на Благуше, Москва. Построен в начале 20 века, восстановлен и вновь освящен в 2012 году.
  2. Дмитриевский собор, Владимир. Построен по приказу князя Всеволода в конце 12 века. Храм включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Знаменит резьбой по белому камню.
  3. Церковь Дмитрия Солунского с колокольней, Великий Новгород. Храм заложен в 1381 году, сейчас реставрируется.
  4. Храм великомученика Димитрия Солунского Русской Древлеправославной Церкви, Льгов Курской области. Построен в начале 20 века старообрядцами на месте древнего монастыря.
  5. Церковь старообрядцев в Краснодарском крае, хутор Новонекрасовский.

Несколько храмов в честь великомученика Димитрия построено в разные годы в Украине.

Мощи

Могилу святого почитали со времен погребения. Множество легенд свидетельствуют, что приходящее помолиться слышали глас, звучащий из кивория, и обращались к нему с просьбами. Источники 7 века сообщают, что когда мощи были извлечены из места захоронения святого, все вокруг благоухало дивным ароматом, обильно выделялось миро. Глубокое почитание мощей и крови Димитрия Солунского сложилось к 10 веку. Мироточение было таким обильным, что драгоценную жидкость набирали все желающие, ею лечили раны, добавляли в пищу.

Паломники собирали миро и увозили в свои земли в сосудах. Со временем серебряный киворий заменили мраморным, соорудили двойной саркофаг для мощей. Перед опасными сражениями воины покрывали тело миро. Иконы Димитрия делали с небольшим сосудом для драгоценной жидкости. С приходом в Салоники мусульман и превращением базилики в мечеть мироточение прекратилось.

Место захоронения было разграблено во время крестовых походов. Мощи вывезли в Италию. Долгое время они хранились в аббатстве San Lorenzo in Campo. В конце 20 века мощи вернулись в Салоники. Мощи святого не раз покидали пределы Греции, поклониться им можно было в разных странах христианского мира. Раку привозили в Москву и Екатеринбург.

Житие великомученика

Вероятнее всего, биография св. Димитрия стала известна на Руси практически с установлением христианства, имя великомученика было крестильным для великого князя Всеволода Большое Гнездо (в князь владимирский с 1176 года), им же установлено сугубое почитание св. Дмитрия Солунского. Древнейшая из дошедших до нас икон святого так же относится к двенадцатому веку.

«Мучение Димитрия Солунского» – известный греческий мартирий (от греч. «мартирос» – мученик, свидетель), агиографический текст, написанный, возможно, пятом-шестом веке и очень рано переведенный на славянские языки. Отчасти он был воспроизведен в Великих Четьях Минеях митрополита Макария. В семнадцатом веке житийный цикл святого Димитрия Солунского обновлен в трудах его тезки, святителя Димитрия Ростовского.

Таким образом, в основу русской агиографии святого легли византийские собрания рассказав о чудесах великомученика Димитрия Солунского, древнейшие из них принадлежат перу архиепископа Фессалоникийского Иоанна, датируются серединой седьмого века.

Святой Димитрий СолунскийПервая половина XVIII в.Дерево, темпера.35 × 26.5 смНациональный музей перемышльской земли,Пшемысль, ПольшаИнв. MPH-1065Происходит из села Крайна (Krajna)Подкарпатского воеводства в Польше.

Святой Димитрий Солунский родился в Фессалоникийской области, в конце третьего века, в семье тайных христиан. Его отец был высокопоставленным римским сановником. Когда он умер, должность проконсула перешла к сыну, который на тот момент уже был совершеннолетним и успел зарекомендовать себя на службе. Св. Димитрию вменялось в обязанность в первую очередь, пограничная служба, защита городских границ от внешних врагов.

Однако, это был период гонений на христиан, и от св. Димитрия, как от римского проконсула требовали поддержки императорской инициативы. Римляне почитали богов на государственном уровне, в частности, они обожествляли императора. Очень скоро, императору Максимиану Галерию донесли, что молодой проконсул не только не преследует христианство, но и открыто проповедует, всячески помогает ему расцветать, искореняя языческие обычаи и приводя народ к вере во Христа.

По возвращении из из сарматского похода, Максимиан сделал остановку в Фессалониках, арестовал молодого проконсула и решил развлечь местное сообщество гладиаторскими боями, безответными жертвами которых стали христиане. Их легко побеждали закаленные в боях воины императора, и, поверженных, сбрасывали на копья.

В темнице св. Димитрий начал готовиться к смерти. Его навестил юноша-христианин Нестор, которому предстояло сражение с могучим римским гладиатором. Святой благословил Нестора и тот победил в схватке, сбросив на копья своего противника. Как победителя состязаний, его должны были освободить, но это не входило в планы Максимиана и Нестор был казнен. Спустя некоторое время, был предан казни и св. Димитрий. По приказу императора, его пронзили копьями и тело выбросили на съедением зверям.

В другой версии жития представлена несколько другая история: убитый гладиатор был любимцем воинственного Максимиана, а Нестор сказал, что римского гладиатора «убил ангел, посланный Димитрием». Это разгневало императора и он приказал предать молодого проконсула такой же смерти — пронзить копьями. Христианская община тайно предала тело святого земле. Известно, что от его окровавленной ризы и перстня происходили чудеса исцеления.

Кто он и чем знаменит

Согласно большинству источников, святой Димитрий жил на рубеже III-IV вв. в Греции, а пострадал за веру около 306 г.

Святой великомученик Дими́трий Солунский (Фессалоникийский), Мироточивый (греч. Δημήτριος ο Μυροβλύτης) Икона XV века из церкви великомученицы Варвары во Пскове

Имя Димитрий имеет языческие корни, буквально означая «посвященный богине Деметре». С появлением христианства оно освящено святостью множества людей этого имени, среди которых – благочестивые воины, мученики. Вот и Димитрий из Солуни известен, как:

  • великомученик, то есть претерпевший особые страдания за веру;
  • покровитель города Фессалоники;
  • святой, мощи которого прославлены чудом истечения мира – именно поэтому греки называют его «Мироточивым».

О чем молятся сегодня св Димитрию 

Святой Димитрий:

  • защитник верующих от гонений;
  • молитвенник об укреплении веры, обращении ко Христу близких;
  • небесный заступник воинов;
  • целитель недугов душевных и телесных.

Иконография: значение и описание образов

Особой популярностью пользуется икона, где мученик Димитрий Солунский изображен верхом на коне. Это изображение чуда, которое входит в житие, написанное Дмитрием Донским. В начале 12 в. враги во главе с царем осадили Солунь. По легенде, святой явился в лагерь и убил Калояна. Именно этот момент отображен иконописцем.

  • На иконе Дмитрий Солунский копьем пронзает недруга, который проваливается под землю.
  • На городских вратах изображены защитники, а также жители, которые держат в руках икону святого Дмитрия.
  • С небес спускается Ангел, возлагающий на главу мученика венец.
  • Слева с небес Спаситель благословляет святого воина.

Также весьма известна икона 12-го века. Она сейчас находится в Третьяковской галерее. Икону относят к XII в. Образ пребывал в г. Дмитрове, в соборе, после революции был изъят оттуда, передан в музей. В 20-е года мастера удалили новое изображение, писаное поверх более древнего. Дмитрий Солунский восседает на троне, на голове его — венец. В руках — меч. Конечно, в раю нет надобности защищаться, это символ того, что при жизни святой был вооружен Словом Божиим. Также этим подчеркивается мужество.

Кампания по вскрытию святых мощей 1918-1920 годов

Шестнадцатого февраля 1919 года наркомат юстиции принял постановление о вскрытии мощей святых Русской Церкви во всероссийском масштабе. Вскрытия начались даже до постановления. Кампания продолжалась с 23 октября 1918 года (вскрытие мощей преподобного Александра Свирского) по 1 декабря 1920 года. За это время было вскрыто 65 мощей. Семнадцатого февраля 1919 года в ответ на начавшееся кощунство Патриарх издал указ, в котором требовал от архиереев устранить поводы к соблазну в отношении мощей (в ряде монастырей и храмов святые останки помещали в специально созданные «куклы», чтобы тело святого казалось полностью сохранным). Разумеется, от большинства вскрытых мощей оставались лишь костные останки, о чем тут же оповещала советская пресса. Нетление объявлялось следствием естественной мумификации. Многие христиане, выступившие в защиту мощей, были репрессированы. Так большевики стремились остановить жизнь Церкви.

Краткое жизнеописание Дмитрия Солунского

Дмитрий Солунский родился в Фессалонике. На сегодняшний день этот городок называется Салоники (Солунь — слав. название). Христианство было еще молодой религией, всего три века как люди его признали. Однако в это время за веру в единого Бога казнили. Родители Дмитрия были христианами, но об этом никто не знал. Впоследствии он был крещен и обучен христианской вере.

После смерти отца (а он был римским проконсулом), император, который правил в то время, взял его на службу. Задача Дмитрия была оборонять город, а также искоренять христианство. Император даже и не подозревал о том, что назначил тайного христианина на службу. После назначения Дмитрий стал открыто проповедовать христианство, обратив в веру множество людей.

Конечно, об этом узнал император. Дмитрий Солунский, святой и мученик, был брошен в темницу. Там он молился и постился долгое время. В конечном итоге двадцать шестого октября 306 года он принял мученическую смерть, не отрекаясь от своей веры. Смоченный в его крови перстень, долгое время исцелял болящих недужных.

Дмитрий Солунский, святой и мученик за веру христианскую, после смерти был брошен на поругание собакам, однако христиане тайно похоронили его. Над могилой построили церковь.

Куликовская битва произошла 21 сентября 1380 года

Куликовская битва произошла 21 сентября 1380 года. Она происходила на месте слияния Дона и реки Непрядвы. Войска Золотой Орды возглавлял хан Мамай. Противостояние началось с битвы Пересвета и Челубея. Оба из них погибли в бою. Но по окончанию битвы победил Пересвет.

Поединок Пересвета и Челубея. Фото: otpusk-zdorovo.ru

Засадный полк Дмитрия Донского оказался для татар смертельным. Войско Мамая обратилось в бегство.

Как говорилось ранее, у князя Дмитрия было 12 детей. Одним из известных его правнуков был Александр Невский. Александр также был причислен к лику святых. В честь Александра Невского были построены многие храмы.

Жизнеописание

Согласно житию, Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были тайными христианами, крестили своего сына в домовой церкви и воспитали в соответствии с христианскими устоями. После смерти отца Димитрий был назначен императором Галерием на его место. Получив назначение, Димитрий проявил себя как открытый христианин, проповедовал в городе и обратил в христианство многих его жителей.

Известия о деятельности Димитрия дошли до императора и, возвращаясь с войны против славянских племён, Максимиан остановился в Салониках. Перед этим Димитрий поручил своему рабу Луппу раздать своё имущество бедным, а сам по словам агиографа: «стал молиться и поститься, готовясь таким образом к венцу мученическому». Приведённый на суд к императору, Димитрий исповедал себя христианином и был заключён в темницу. Спустя несколько дней в городе были устроены бои, в которых императорский любимец боец Лий побеждал многих противников, в том числе городских христиан, которых понуждали к бою с ним. Присутствовавший при этом христианин Нестор по благословению Димитрия вступил в бой и сбросил Лия с помоста на копья. В гневе император приказал тут же казнить Нестора, а следующим утром и Димитрия:

Храм Всех Святых Одесса

Все видео

Тело мученика было ночью погребено солунскими христианами, а раб Лупп «благоговейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил и перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес».

Святой Димитрий в истории

В русских летописях имя Димитрия Солунского упомянуто самым первым из всех святых. Создатели славянской азбуки, Кирилл и Мефодий, тоже родом из Фессалоник, положили начало русской литературе – они написали «Канон Димитрию Солунскому», ставший первым их произведением на славянском языке.

На Руси было воздвигнуто немало храмов в честь Димитрия Солунского, вот несколько из них:

  • 11 век – в Киеве основан Дмитриевский монастырь.
  • 12 век – Дмитриевский собор во Владимире, существующий и ныне.
  • 13 век – храм во имя святого Димитрия, первый каменный храм московского Кремля.

Дмитриевский собор во Владимире

День памяти святого на Руси был великим праздником, службу совершал Патриарх, обычно на ней присутствовал Государь.

Русские князья сделали традицией называть своих первенцев именем Димитрий, что свидетельствует об особом почитании святого мученика. В честь русских воинов, погибших в Куликовской битве, была установлена Димитриевская поминальная суббота. Впервые панихиду служил Сергий Радонежский, присутствовал князь Димитрий Донской. Это событие произошло 20 октября 1380 года, сия традиция жива и ныне.

Мощи святого неоднократно переносились и разъединялись, но 10 апреля 1980 года были полностью привезены на родину Димитрия, в город Салоники, где и пребывают ныне в серебряной раке.

8 ноября (26 октября) — день памяти Великомученика Димитрия Солунского.

Святой воин-великомученик Дмитрий – уроженец второго по значению после Константинополя средиземноморского города Солуни (Салоники), центра фемы – области – Фессалоники. Согласно солунскому преданию, Дмитрий жил во времена римского императора Диоклетиана, по другой версии – во времена Максимиана. И тот и другой были ярыми гонителями христиан. Дмитрий, происходивший из именитого и богатого рода, занимал должность проконсула Фессалоник.

Как глава области Дмитрий должен был преследовать христиан, но вместо этого он сам исповедовал их учение и обратил многих язычников в новую веру. За это он претерпел мученическую смерть 26 октября 306 года.

Согласно его житию, Дмитрий Солунский не участвовал ни в каких военных действах и не одержал ни одной победы на поле брани, как и другой великий христианский воин – Георгий Победоносец. Их подвиг состоял в отваге и силе духа, с которыми они отстаивали свою веру перед языческими мучителями и, самое главное, в безропотном принятии смерти.

Первые чудеса у раки святого были связаны с исцелением больных и немощных. И только впоследствии церковный люд стал почитать Дмитрия как доблестного воина.

В Солуни его культ сложился в V веке. Создание жития относится к концу VI века, когда святой оказал чудотворную помощь городу: небесный воин заставил в панике бежать язычников-славян, осаждавших столицу Фессалоник.

В Византийской империи широкое признание святости Дмитрия начинается с IX столетия. Он считался небесным патроном и защитником от славянских набегов провинций Фессалоники, Иллирия  и Македония.

Однако позднее именно у славянских народов Дмитрий станет наиболее почитаемым святым-воином. Сербы, болгары и росы после принятия крещения весьма часто уповали на чудотворное покровительство Дмитрия Солунского в борьбе со своими врагами. Славяне восприняли греческого святого как своего национального заступника, называя его «отечестволюбцем» славянских народов.

Видимо, почитанию Дмитрия среди славян способствовало предание о его происхождении из славянской семьи .

Особое почтение к памяти святого Димитрия видно из того, что русские князья часто называли своих первенцев именем этого святого. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича.

В древней Руси день великомученика Димитрия считался в числе больших праздников, службу совершал обычно сам патриарх, в присутствии царя.

Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора – икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия.

В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота.

В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского.

С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).

https://youtube.com/watch?v=2iaUfOhC6ZA

Служение Богу

Возвратившегося в родные места проконсула жители встретили с почестями. Он хорошо знал, как много подчиненных ему людей поклоняются языческим идолам, и сердце его скорбело об этом. Димитрий стал открыто исповедовать веру во Христа, учил горожан Его заповедям. Будучи не рядовым жителем города, он показал пример истинной веры, множество язычников благодаря храброму юноше стали христианами.

Слово Божие, подкрепляемое пламенной верой, сплотило вокруг мученика много народу. Подземные галереи города стали им прибежищем для молитв. Слава о проповеднике разнеслась по всей земле Солунской.

Долго так продолжаться не могло, проконсул знал о неизбежности императорской кары. До Максимиана дошел слух о том, что управитель Фессалоники открыто проповедует учение Христа. Он, возвращаясь с войны, решил повести войска через эту область, чтобы проверить, как на самом деле обстоят дела.

Димитрий не ожидал от императора милости, поэтому дал указание своему слуге раздать все имущество бедным, а сам стал усердно молиться и поститься. Он не предпринял попытки скрыться, хоть и имелась возможность.

Димитрий Солунский (икона XII века)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: