Пейзаж
В современную эпоху работы Коро выставлялись, но не получили дурной славы со стороны других художников. «В свете Италии: Коро и ранняя живопись под открытым небом» была одним из экспонатов Бруклинского музея, а «Коро» выставлялась в Музее искусств Метрополитен. Эти экспонаты «предоставляют уникальную диалектическую возможность оценить красоту, разнообразие и значение пленэрной живописи, созданной в Италии и Франции в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков, а также красоту, разнообразие и значение произведений одного из ранних художников
главными практиками плейнаризма ». В то время как на выставке были представлены работы разных художников в разные периоды времени, пейзажи Коро явно привлекали внимание. Фактически, чувствительность Коро к свету и атмосферным условиям, хотя и подчеркивала тот же предмет, что и его современники, была отчетливо оригинальной
Питер Галасси, ученый Коро, сказал, что специализация Коро «заключается в том, как он сочетал в своих исследованиях нефти чувствительность пленэра к свету и атмосфере с заботой академика о формальной прочности и упорядоченной композиционной структуре».
Изысканные картины-грёзы «колосса с душою ребёнка»
Получение ордена Почётного легиона в 1846 году ещё более окрылило художника. Прислушиваясь к внутреннему влечению, мастер стал превращать свою живопись в таинственное прибежище снов, конкретика и земные черты стали уходить из неё. Изысканность, тонкость и нежность, отсутствие эффектных нажимов и каких-либо грубых элементов, удивительная самодостаточная красота и притягательность – признаки картин-грёз Коро.
Удивительна личность художника, не похожего на эстета-одиночку. По воспоминаниям современников, Камиль Коро был высоким, статным и простым в общении человеком. Безмятежный облик говорил о спокойном, уравновешенном характере. Он не был остроумным эрудитом, но покладистый нрав и приветливость позволяли ладить с разными людьми, в которых он отлично разбирался. Сердце его было отдано родной природе, а нежная душа вела руку с кистью, создавая волшебные пейзажи.
Начало Карьеры
В 1827 г. «Парижский мост в Нарни» Камиля Коро был показан на Парижском салоне (престижная художественная выставка). Коро продолжал отправлять картины в Салон и был награжден медалью Салона в возрасте 37 лет. Он стал постоянно выставляться в 1830-х годах с такими картинами, как «Агарь в пустыне» (Салон 1835 года).
Коро вернулся в Италию в 1834 году, где рисовал и рисовал такие места, как Флоренция, Пиза, Генуя и Венеция. Он будет продолжать путешествовать на протяжении всей своей жизни, посетит Авиньон на юге Франции, а также Швейцарию и другие европейские места.
В поездках за границу и во Франции во время теплых месяцев Коро работал на открытом воздухе, пытаясь захватить виды и пейзажи. Эти эскизы не предназначались для показа или продажи —большие картины, предназначенные для выставки были изготовлены в его мастерской.
Париж — Рим — Фонтенбло
Легко ли начинать учиться в двадцать шесть лет? Но Коро это не пугало. Молодой человек поступил в мастерскую Мишалона, а после его смерти перешел к Виктору Бертену. Камиль чрезвычайно усидчиво и прилежно перенимал искусство обоих знаменитых пейзажистов, но это был краткий и единственный период ученичества в его жизни.
Камиль Коро «Утро в Венеции» (1834)
Куда большему он смог научиться, покинув в 1825 году Францию и на время переехав в Италию. Три года, проведенные в Риме, оказались периодом становления Коро-живописца. Он пишет пейзаж за пейзажем, на его полотнах — природа и архитектура, а сами картины больше напоминают этюды. Раз за разом художник изображает один и тот же вид, постепенно приходя к мысли, что «все написанное с первого раза более искренне и красиво по форме». Коро учится схватывать самое первое впечатление с натуры и все увереннее сочетает его с продуманной, целостной композицией картины. Именно тогда из-под его кисти вышли «Вид Колизея из сада Фарнезе» (1826) и «Мост Августа на реке Нера» (1827).
Довольно скоро Коро вернулся во Францию, но теперь он избегал Парижа. Поселившись в Виль-д’Аврэ неподалеку от Фонтенбло, он без устали писал пейзажи родных мест. Иль-де-Франс, Пикардия, Бургундия, Нормандия — художник совершил настоящий вояж по провинциям: «Вид Руана», «Старинный рыбачий порт Онфлёр», «Собор в Шартре» (1830), «Сена. Набережная Орфевр» (1833), «Рыбачьи лодки в Трувиле» (1835).
Камиль Коро «Лес Фонтенбло» (1846)
Он еще дважды посетил Италию, в 1834 и 1843 годах, но теперь писал пейзажи не в окрестностях столицы, а в Тоскане, Венеции и Милане. Постепенно у художника стала складываться очень характерная и узнаваемая манера письма: светлые тона и почти полное отсутствие зеленой краски, что кажется удивительным для пейзажиста. Коро заменил ее на серебристо-серую гамму, богатство оттенков которой на его картинах поражает: «Танец нимф» (1851), «Воспоминание о Мортфонтене» (1864), «Порыв ветра» (1865-1870). Раннее утро, вечерние сумерки, облачный день — переходное состояние природы Коро передает жемчужной дымкой, переливающейся по всему полотну.
Камиль Коро «Утро. Танец нимф» (1850)
Именно эта манера принесла ему известность. Регулярно выставлявший свои картины в Парижском салоне, до этого времени КамильКоро сумел продать всего несколько картин. Теперь же его настигла внезапная популярность.
Творчество Камиля Коро (1796—1875)
Выдающийся французский пейзажист и портретист Камиль Коро родился в Париже. Систематически заниматься живописью он начал с 27 лет, учился у художника-пейзажиста академического направления Мишаллона, а после его смерти, в 1822 году — у исторического живописца Виктора Бертена.
В 1825 году Коро едет в Италию. В своих ранних итальянских работах он отходит от условных академических приемов, стараясь эмоционально передать красоту архитектурных памятников, живописных руин, природу римской Кампаньи («Мост в Нарни», 1826—1827; «Мост Августа на реке Нере», 1826).
По возвращении во Францию в 1828 году Коро предпринимает путешествие по родной стране. Он пишет, в основном, городские виды, архитектуру на фоне природы и вводит сюда жанровые мотивы. Это реалистические, проникнутые тонким лиризмом пейзажи: «Шартрский собор» (1830), «Порт в Руане» (1834), «Лес Фонтенбло» (1833). Новаторские тенденции в творчестве художника настораживают официальную критику, и картины Коро принимаются на выставки с большим отбором. Вторично посетив в 1834 году Италию, Коро пишет пейзажи Тосканы и Венеции («Утро в Венеции», 1834; «Город и озеро Комо», 1834).
В 30—40-х годах он создает ряд «исторических пейзажей», сюжеты которых навеяны античностью («Гомер и пастух», 1845). Эти картины, выполненные в академической манере, со строго построенными кулисами, написанные сухо, в условных коричневых тонах, нашли, тем не менее, полную поддержку критики и получили доступ в салоны.
К 50-м годам в творчестве Коро наметился перелом. Художник отказывается от панорамных видов и выбирает для своих картин более скромные, интимные уголки природы. В пейзажах Коро большую роль начинает играть настроение. Их жемчужно- серебристая гамма становится все более утонченной, изысканной, природа погружается в легкую прозрачную дымку. Коро упорно добивается все большего совершенства в соотношениях тонов. «Валеры прежде всего»,— говорил художник.
Лучшие работы этого времени: «Замок Пьерфон» (1850— 1860), «Воз сена» (1860), «Порыв ветра» (1865—1870), «Собор в Нанте» (1865—1869), «Воспоминания о Морте-Фонтене» (1864), «Колокольня в Аржантейле» (1858—1860) и др.
К позднему периоду творчества Коро относятся картины: «Колокольня в Дуэ» (1871), «Танец нимф» (1873), «Пруд в Виль д’Аврэ» (1870—1875), «Берег пруда» (1870). Кроме пейзажей, кисти Коро принадлежит ряд портретов, преимущественно женских. Коро был тесно связан с художниками барбизонской школы, но выступил раньше их и занимал несколько обособленное положение во французской живописи XIX века.
Ценителей всё больше. Слава не меняет Человека
С годами поклонников прелестных пейзажей Коро становилось всё больше, к их рядам присоединялись даже самые враждебно настроенные оппоненты. Заслуги художника были признаны – в 1849 году он стал членом жюри Салона. Картины теперь пользуются спросом у коллекционеров и музеев, цены на них растут. В Салоне 1866 года картина Коро «Одиночество» была куплена Наполеоном III за 18 тысяч франков, солидную сумму для того времени. Растущая популярность художника привела к нему заказчиков и покупателей, теперь за картины он выручает приличные деньги. Поведение и образ жизни Коро при этом остаются прежними, чему способствуют отсутствие честолюбия и амбициозных планов, неутомимое усердие и простота живописца. Он по-прежнему скромный холостяк, нехитрое хозяйство которого ведёт старая служанка Адель, бывшая когда-то его гувернанткой. Помогал нуждающимся и бедным, содержал ясли для детей – его отзывчивость и душевность сделала благотворительность потребностью.
Биография
Камиль Писсарро – известный художник, родоначальник и приверженец импрессионизма, являлся одним из создателей парижского общества «отвергнутых» живописцев. Будучи одновременно учеником и учителем, мастер перенимал опыт предшественников и передавал полученные навыки потомкам.
Художник Камиль Писсарро
Став творческим «отцом» Жоржа Сера, Поля Сезанна, Винсента Ван Гога и Поля Гогена, пейзажист проповедовал новое искусство. В глазах коллег и соратников талантливый француз был предметом восхищения, а критикам и публике казался примитивным дилетантом. Время расставило все по местам, и величие Писсарро признало большинство ценителей настоящего искусства.
«Воспоминания о Мортфонтене»
Это шедевр, который Камиль Коро написал маслом на холсте в 1864 году. Молодая женщина с детьми наслаждается спокойствием на берегу озера. Это самое поэтичное произведение опытного мастера. Его картина несет отпечаток идеализированного мира и в то же время не уводит от реальности. Реалистические наклонности молодого Коро совместились с романтическими элементами и перекинули мостик между реализмом и развивающимся движением импрессионистов. В этом пейзаже с озером привлекают прежде всего не детали, а игра света и приглушенная палитра, гораздо менее яркая, чем у импрессионистов. Нечеткие, размытые детали позволяют вспомнить о старых фотографиях, которые коллекционировал художник.
Мортфонтен — это небольшая деревня в департаменте Уаз на севере Франции. Ранее, в 50-х годах, Камиль Коро посещал эти места, чтобы изучать отражения света в воде. И в «Воспоминаниях» он не воспроизводит детально пейзаж, а именно вспоминает эту полную поэзии и безмятежности обстановку, обобщая свои впечатления. Как говорил сам художник, «Красота в искусстве купается в истине, которую я получаю от природы. Я всегда стремлюсь изобразить определенное место, не утеряв первоначальной свежести чувства, которое овладело мной». Аура спокойствия, туманная атмосфера, которая охватывает весь холст, заставляет предположить, что перед нами раннее утро. Зеленовато-коричневатая тональность пейзажа дополняет цвета неба и воды, придавая пейзажу некую таинственность и особую тишину, в которой слышен каждый шорох и которую саму можно завороженно слушать. Слева помещены девушка с двумя детьми, чьи фигуры особенно четко выделяются на фоне засыхающего дерева, на котором почти не осталось живых ветвей. В этой точке картины применен характерный для Коро прием — появилось одно яркое пятнышко.
Творчество
Писарро начинал, как ученик Камиля Коро. В этом выборе учителя уже сказалась врождённая любовь художника к пейзажной живописи. Но не меньше внимания в начале своего творческого пути Камиль Писарро уделяет и рисунку
Уже в ранних работах художник особое внимание уделял изображению освещенных предметов в воздушной среде. Свет и воздух стали с тех пор ведущей темой в творчестве Писарро. Постепенно Писарро стал освобождаться от влияния Коро, у него созревал собственный стиль
С 1866 года палитра художника становится светлее, доминантой его сюжета становится пространство, пронизанное солнечным светом и лёгким воздухом, а свойственные Коро нейтральные тона исчезают. Работы, прославившие Писарро, это сочетание традиционных пейзажных сюжетов и необычной техники в прорисовке света и освещённых предметов. Картины зрелого Писарро написаны плотными мазками и наполнены тем физическим ощущением света, выразить которое он стремился. После знакомства с Сёра в 1890 году Писарро увлёкся техникой пуантилизма (раздельного наложения мазков). Но эти работы очень плохо продавались. К тому же то, что хотел передать с помощью этой технике Писарро, постепенно исчерпало себя и перестало приносить ему художественное удовлетворение. Писарро вернулся к своей обычной манере. В последние годы жизни у Камиля Писсарpо заметно испортилось зрение. Несмотря на это, он продолжал работу и создал серию видов Парижа, наполненных великолепными художественными эмоциями. Необычный ракурс этих полотен объясняется тем, что художник писал их не на улице, а из гостиничных номеров. Эта серия стала одним из высших достижений импрессионизма в передаче света и атмосферных эффектов и во многом его общеизвестным символом. Писcарро писал также акварели и создал немало офортов и литографий. Для литографий он даже купил специальный станок и установил его в своём доме.
Постепенно Писарро стал освобождаться от влияния Коро, у него созревал собственный стиль. С 1866 года палитра художника становится светлее, доминантой его сюжета становится пространство, пронизанное солнечным светом и лёгким воздухом, а свойственные Коро нейтральные тона исчезают. Работы, прославившие Писарро, это сочетание традиционных пейзажных сюжетов и необычной техники в прорисовке света и освещённых предметов. Картины зрелого Писарро написаны плотными мазками и наполнены тем физическим ощущением света, выразить которое он стремился. После знакомства с Сёра в 1890 году Писарро увлёкся техникой пуантилизма (раздельного наложения мазков). Но эти работы очень плохо продавались. К тому же то, что хотел передать с помощью этой технике Писарро, постепенно исчерпало себя и перестало приносить ему художественное удовлетворение. Писарро вернулся к своей обычной манере. В последние годы жизни у Камиля Писсарpо заметно испортилось зрение. Несмотря на это, он продолжал работу и создал серию видов Парижа, наполненных великолепными художественными эмоциями. Необычный ракурс этих полотен объясняется тем, что художник писал их не на улице, а из гостиничных номеров. Эта серия стала одним из высших достижений импрессионизма в передаче света и атмосферных эффектов и во многом его общеизвестным символом. Писcарро писал также акварели и создал немало офортов и литографий. Для литографий он даже купил специальный станок и установил его в своём доме.
Биография[править | править код]
Коро получил свои первые уроки живописи у пейзажиста Мишалона, а после его смерти обучался у Жана-Виктора Бертена.
Исследователи находят определённую связь между работами Коро и его предшественников — Каналетто, Гварди и Лоррена. Но в целом его искусство очень самобытно. В частности, оно отличается от параллельно развивавшегося искусства барбизонцев, чьи пейзажи, посвящённые быту французской деревни, были слишком статичны.
Большое значение для творчества Коро имело путешествие в Италию 1825—1828 годов. Позже он возвращался туда ещё два раза: в 1834 и в 1843 годах. Коро ездил в Бельгию и Нидерланды, Англию, регулярно посещал Швейцарию. Много путешествовал и по Франции: Нормандия, Бургундия, Прованс, Иль-де-Франс.
Камиль Коро поддерживал приятельские отношения с другим выдающимся художником своей эпохи, Густавом Курбе. В 1862 и 63 годах они выезжали на пленэр в городок Бюссак-сюр-Шарант в Приморской Шаранте, где работали вместе с художниками Ипполитом Праделем и Луи-Огюстеном Огеном, образовав недолговечную художественную «группу Порт-Берто».
Работая на пленэре, Коро создавал целые альбомы этюдов. Зимой он писал в студии картины на мифологические и религиозные темы, стремясь добиться успеха в Салоне, первые свои картины он отправил туда уже в 1827 году. Таковы, например, «Агарь в пустыне» (1835), «Гомер и пастухи» (1845). Однако наибольшей славы Коро добился в портрете и, особенно, в пейзаже.
Портреты
Портрет Клер Сеннегон, 1837. Лувр.
На портретах Коро чаще всего изображены нежные и грустные девушки, иногда на фоне пейзажа. Например, «Портрет Клер Сеннегон» (1837, Лувр), где белое платье контрастирует с серым небом, или «Туалет» (1859, Частное собрание), где обнажённая девушка изображена на опушке леса.
Иногда портреты Коро перекликаются с работами Леонардо да Винчи и Рафаэля, руки портретируемых сложены таким же образом, как на картинах мастеров Возрождения («Женщина с жемчужиной» (1868/1870, Лувр)).
Одни из лучших его портретов — «Женщина в розовой юбке» (Около 1865, Лувр), «Прерванное чтение» (1870, Художественный институт, Чикаго), «Цыганка с мандолиной» (Около 1874, Сан-Паулу, Музей искусств.), «Дама в голубом» (1874, Лувр).
Пейзажи настроения
Воспоминание о Мортфонтене, 1864. Лувр.
Большинство картин, написанных Коро — это пейзажи. Уже в начале своей карьеры в Италии он создал большое количество этюдов в стиле Мишаллона, наполненных воздухом и светом, например — «Вид на Форум от садов Фарнезе» (1826, Лувр), «Утро в Венеции» (1834, ГМИИ им. А.Пушкина).
Коро нельзя признать колористом. На его картинах всего несколько основных тонов, зато широкое использование валёров позволяет мастерски передать настроение, зачастую, осеннее, грустноватое. Среди различных осенних полутонов и оттенков только в одной точке картины может иногда мелькнуть яркое пятнышко, например, шапочки рыбака, как на эрмитажных картинах «Крестьянка, пасущая корову у опушки леса» (1865/1870), «Утро» и «Вечер» (конец 1850-х / начало 1860-х гг.).
Мост в Манте, 1868/1870. Лувр.
Коро разделял этюды, написанные с натуры и фантазии, навеянные воспоминаниями о каком-либо примечательном месте. Вершина творчества Коро — «Воспоминание о Мортфонтене» (1864, Лувр).
Многие пейзажи Коро прославили те уголки Франции, где он писал свои лучшие произведения — «Мост в Манте» (1868/1870, Лувр), «Башня в Дуэ» (1871, Лувр), «Пляж в Этрета» (1872, Музей искусств Сент-Луиса).
Коро на подъеме
Коро был ведущим художником барбизонской школы Франции середины девятнадцатого века. Будучи выдающимся именем в области пейзажной живописи, его работы воплощали неоклассическую традицию и предвосхищали пленэр нововведения импрессионизма. Художник-импрессионист Клод Моне воскликнул: «Здесь есть только один мастер — Коро. Мы ничто по сравнению с ним, ничто». Его вклад в рисование фигур не менее важен; Эдгар Дега предпочитал свои фигуры пейзажам, а классические фигуры Пабло Пикассо отдают дань уважения влиянию Коро.
Хаос революции 1830 года побудил Коро переехать в Шартр и расписать Шартрский собор, один из самых известных соборов мира. «В 1833 году Форд Коро в лесу Фонтенбло получил медаль второй степени; хотя он также получал эту награду в 1848 и 1867 годах, ему всегда отказывали в медали первой степени». Некоторые из его главных заказов и наград включают его картину Крещения Христа (1845 г.) для церкви г. Сен-Николя-дю-Шардоне в Париже и крест Почетного легиона в следующем году.
Историки несколько произвольно разделили его работу на периоды, но точка разделения никогда не бывает однозначной, поскольку он часто завершал картину спустя годы после того, как начал ее. В ранние годы он писал традиционно и «плотно» — с мельчайшей точностью, четкими контурами и с абсолютной четкостью объектов во всем. После 50-летнего возраста его методы изменились на широту тона и подход к поэтической силе, а примерно через 20 лет, примерно с 1865 года, его манера живописи стала полна загадок и поэтического голоса. Частично эту эволюцию выражения можно рассматривать как переход от пленэр картины его юности, пронизанные теплым естественным светом, к созданным в студии пейзажам его позднего созревания, окутанным однородными серебристыми тонами. В свои последние 10 лет он стал «Отцом Коро» парижских художественных кругов, где его рассматривали с личной любовью и признавали одним из пяти или шести величайших пейзажистов, которых когда-либо видел мир, наряду с Хоббемой, Клод Лоррен, Тернер и Констебль.
Коро подходил к своим пейзажам более традиционно, чем принято думать. Сравнивая даже его позднюю роспись деревьев и аранжировки с картинами Клода Лоррена, такими как та, что висит в галерее Бриджуотер, можно увидеть сходство в методах.
В дополнение к пейзажам, которых он написал несколько сотен (поздний стиль был настолько популярен, что существует множество подделок), Коро создал ряд ценных фигурных картин. В то время как предметы иногда помещались в пасторальные декорации, в основном это были студийные работы, взятые из живой модели со специфичностью и тонкостью. Как и его пейзажи, им свойственна созерцательная лиризм. Многие из них представляют собой прекрасные композиции, и во всех случаях цвет отличается своей силой и чистотой. Также Коро выполнил множество офортов и карандашных набросков.
биография
Камиль Коро родился в Париже в 1796 году в семье Луи Жака Коро, торговца тканями, и Мари Франсуазы Оберсон Коро, в доме на набережной у моря. rue du Bac, давно снесли. Его семья была представителями буржуазии, и, в отличие от опыта некоторых из его коллег-художников, на протяжении всей своей жизни он никогда не испытывал недостатка в деньгах. В одиннадцать лет он получил образование в Руане. Он был учеником торговца тканями, но ненавидел коммерческую жизнь и презирал то, что он называл ее «деловыми уловками». Тем не менее, Коро преданно оставался в своей профессии до 26 лет, когда его отец, наконец, согласился позволить ему заняться профессией художника.
Коро мало чему научился у своих хозяев. Он получил художественное образование как у Ахилле Этна Михаллон, так и у Жана Виктора Бертена до 1822 года, когда он совершил одну из своих трех поездок в Италию. Он трижды посещал Италию, и два его исследования по римскому календарю находятся в Лувре. Постоянный участник Салона, в 1846 году французское правительство наградило его крестом. Légion d’Honneur, и он был произведен в офицеры в 1867 году. Его многочисленные друзья, тем не менее, считали, что им официально пренебрегали, и в 1874 году, незадолго до его смерти, они вручили ему золотую медаль. Он умер в Париже и был похоронен в Пер-Лашез.
Некоторые последователи называли себя учениками Коро. Наиболее известны Камиль Писсарро, Эжен Буден, Берта Моризо, Станислас Лепин, Антуан Шинтрей, Франсуа-Луи Франсэ, Ле Ру и Александр ДеФо.
Последние несколько лет своей жизни он зарабатывал большие суммы своими картинами, которые пользовались большим спросом. В 1871 году он дал 2000 фунтов стерлингов беднякам Парижа, находившегося в осаде пруссаков (часть франко-прусской войны). Во время самой Парижской Коммуны он был в Аррасе с Альфредом Робо. В 1872 году он купил дом в Овере в качестве подарка Оноре Домье, который к тому времени был слепым, без средств и бездомным. Наконец, в 1875 году он пожертвовал 10 000 франков вдове Жана-Франсуа Милле, члена барбизонской школы, в поддержку ее детей. Его благотворительность была почти пресловутой. Он также финансово поддерживал содержание детского дневного центра, rue Vandrezanne, в Париже.
Камиль Коро ни разу не был женат, утверждая, что супружеская жизнь будет мешать его творческим устремлениям. Он умер 22 февраля 1875 года в Париже, Франция. Работы Коро хранятся в музеях Франции и Нидерландов, Великобритании и Америки.
Поездки в Италию
В 1825 году Камиль едет учиться в Италию. Здесь он осознаёт, что у Бертена «почти ничему не научился и едва умеет рисовать». В Риме к нему пришло понимание, что наброски следует делать быстрыми штрихами, не добиваясь внешней завершённости, а лишь передавая первое, самое точное и яркое, впечатление. Таковы его бесхитростные наброски простых итальянцев «Старик», «Итальянский монах за чтением», «Итальянка с кувшином» (1826-1827) – ничего экзотического, только поэзия и красота впечатления живописца. Быстрые этюды Коро, написанные с натуры в окрестностях Рима, уже необычайно подвижны и смелы («Чивита Кастеллана» во множестве композиций, 1827-1828).
Путешествия по Италии Коро предпринимал ещё дважды: в 1834 и 1843 годах. Копирование фресок Андреа Орканьи и Джотто в Пизе, подготовка этюдов к чудесной картине «Вид из садов Боболи на Флоренцию» и другим пейзажам во Флоренции, вдохновенная работа в Венеции – результаты этих плодотворных поездок.
Интересные факты из жизни художника
- В юношеском возрасте Писсарро бросает высокооплачиваемую работу клерка, едет в Париж, бедствует, но поступает в школу искусств.
- Однажды на выставке пейзажей Эмиль Золя сказал про картину Писсарро: «Она доставила мне полчаса наслаждения и отдыха».
- Художник долгое время пытался влиться в сообщество импрессионистов, участвовал во всех выставках. Но критики находили его картины «непонятными».
- По убеждениям писатель был анархистом, спонсировал анархистские группировки во Франции и Бельгии. Но на творчестве это не сказалось.
- Свои последние картины Писсарро писал не на природе, а в номерах гостиниц. От этого на многих из них необычный ракурс.
- На творчество живописца оказал влияние Камиль Коро (он перенял от него «пейзажную манеру») и Жорж Сера (пуантилизм — отдельное наложение мазков).
«Папаша Писсарро»
После войны Камиль вернулся в Понтуаз. Как Аржантей для Моне, этот пригород Парижа стал для Писсарро тем местом, где он вел творческий поиск и воплощал свои замыслы. Открытый и уравновешенный, Писсарро всегда привлекал людей, и со временем вокруг него начала собираться творческая молодежь, художники, среди которых были Поль Сезанн и Арман Гийомен. Писсарро особенно сдружился в Сезанном, и в картинах того периода, периода расцвета для Камиля, отчетливо видно влияние, которое живописцы оказывали друг на друга.
Принципы работы Писсарро были просты: он искал натуру по своему темпераменту, форма и цвет интересовали его гораздо больше, чем собственно рисунок. Он писал, пытаясь выделить самое существенное в увиденной натуре, удержать и передать мгновенное впечатление от увиденного. Молодых товарищей по цеху Писсарро учил работать, охватывая сразу все полотно и постепенно заполняя его до того момента, когда добавить будет уже нечего.
В эти годы окончательно сформировался его хорошо узнаваемый стиль. В картинах Камиля Писсарро мы не найдем ни декоративности, присущей Сислею, ни изумительной, неповторимой верности глаза Моне, но зато в них есть глубокое понимание природы и сила кисти, с которой художник обращался вольно и свободно. Он писал не только пейзажи, но и людей, делал зарисовки из крестьянской жизни.
«Дорога в Лувесьенне» (1870), «Въезд в деревню» (1872), «Жатва» (1876), «Красные крыши» (1877), «Отец Мелон за распиливанием дров» (1879) — можно продолжать перечислять шедевры тех лет. Тонкое владение техникой градации одного цвета,«унаследованной» от Коро, смелость в противопоставлении контрастных тонов, выдержанная, продуманная ритмика полотен — все говорит о том, что перед нами работы уже сформировавшегося мастера.
Камиль Писсарро «Въезд в деревню Вуазен» (1872)
Художник всегда очень, много делал для признания импрессионизма, умел уладить почти любой конфликт, помогал, поддерживал, хлопотал… Он — единственный из импрессионистов, кто принял участие во всех восьми организованных ими выставках. Его, старшего в содружестве импрессионистов, по-дружески называли «папаша Писсарро» и, несмотря на разногласия, все относились к нему с равной теплотой.
А ведь на плечах Камиля лежала забота о жене, бывшей горничной его родителей, и семерых детях. Если Писсарро не работал, то целыми днями искал покупателей на свои полотна. В конце концов, ему повезло. Коллекционер Поль Дюран-Рюэль, когда-то купивший две его картины, заключил с Писсарро контракт на монопольное право продажи его работ. Материальные проблемы многодетного семейства были решены. И только в 1901 году живописец захотел снова вернуть себе право свободно распоряжаться картинами.
Коро с барбизонцами и без
Коро, также убеждённый реалист, с удовольствием присоединился к барбизонцам. Они вместе ездили по стране и честно воспроизводили реальные лесные опушки, размытые дороги, пасущиеся стада. Но между Коро и основателями барбизонской школы было целое поколение: его работы смелее и глубже, темы шире, нюансы тоньше, сам художник в целом более независимый и остро чувствующий новизну.
Любовь к пейзажу иногда была вынуждена уступать место работе для Салона. Коро, согласно требованиям, по-прежнему писал большие полотна на традиционные темы из мифологии и Библии, казалось бы, официальные и помпезные, но и в них витает благородство и свобода искусства.
Коро-портретистом коллеги были не довольны, высказывали замечания по поводу рисунка, незавершённости и недостаточности работы в целом. Специалисты же считают, что Камиль Коро – редчайший пейзажист, изображающий людей так же мастерски, как и картины природы.