Гектор берлиоз

Гектор берлиоз, биография, личная жизнь

Гектор Берлиоз

Родился 11 декабря 1803 года в Кот-Сент-Андре близ Гренобля (Франция), в семье врача. Музыкальное образование получил в Парижской консерватории, изучая композицию у А. Рейха и Ж. Лесюера. За кантату «Сарданапал» (1830) был удостоен Римской премии и провел два года в Италии.

Молодой Берлиоз восторженно приветствовал революцию: в июле 1830 года он вместе с восставшим народом вышел на улицы Парижа. Революционным пафосом проникнут созданный им в 1837 году величественный «Реквием». Одно из выдающихся произведений композитора — «Траурная и триумфальная симфония» (1840) —написано к открытию памятника павшим в дни революции 1830 года.

Однако с течением времени политические взгляды Берлиоза меняются. Революцию 1848 года он встречает враждебно. В этом сказывается неустойчивость мелкобуржуазного мировоззрения композитора. Под конец своей жизни он все больше и больше увлекается отвлеченными морально-этическими идеями, поддается настроениям индивидуализма.

Умер Гектор Берлиоз 8 марта 1869 года в Париже.

Берлиоз — наиболее значительный представитель мелкобуржуазного, бунтарского романтизма в музыке. Для стиля композитора характерны грандиозность замыслов, конкретная программность изображения, романтическая взволнованность и приподнятость. В его творчестве сочетаются стремление к массовости, героическая революционная романтика и изощренная фантастика. Эти черты ярко выражены в крупнейших произведениях Берлиоза — «Фантастической симфонии» (1830), симфонии «Гарольд в Италии» (1834), драматической симфонии с пением «Ромео и Джульетта» (1839), «Осуждении Фауста» (1846).

Смелая новизна, глубина и значительность музыки Берлиоза претили вкусам буржуазно-аристократической публики Парижа. Великий французский композитор при жизни остался непризнанным у себя на родине. Передовые русские музыканты по достоинству оценили Берлиоза. В. Ф. Одоевский, М. И. Глинка, М. А. Балакирев, В. В. Стасов высоко чтили его как замечательного мастера программной симфонической музыки. Концерты композитора в России неизменно проходили с огромным успехом.

В оперном творчестве Берлиоз шел своим, оригинальным путем, не подражая ни «большой» опере Мейербера, ни комической опере Обера.

«Бенвенуто Челлини» (1838) повествует о непобедимой силе истинно высокого искусства. Выразительность музыкальных характеристик, великолепные ансамбли и хоры отличают эту взволнованно-романтическую оперу. Опера «Бенвенуто Челлини» не отвечала запросам буржуазно-аристократической парижской публики и провалилась.

Много лет спустя композитор создал музыкально-драматическую дилогию «» (1855—1859) на сюжет эпической поэмы Вергилия «Энеида». Это монументальное, грандиозное по своим масштабам творение, состоящее из двух частей — «Взятие Трои» и «Троянцы в Карфагене». Первую часть Берлиозу так и не суждено было увидеть на сцене.

Комическая опера «Беатриче и Бенедикт» (1862) по комедии Шекспира «Много шуму из ничего» — яркое, красочное произведение, полное светлого, радостного оптимизма.

Гектор Берлиоз краткая биография

Биография Берлиоза Гектора кратко расскажет Вам много полезной информации о французском композиторе-романтике, дирижере и музыкальном критике.

Гектор Берлиоз краткая биография

Гектор Берлиоз появился на свет 11 декабря 1803 года в городке Ла-Кот-Сент-Андре в семье врача. Отец занимался с мальчиком латынью, географией, музыкой, историей. Он отдал сына обучаться игре на гитаре и флейте. Уже в 12 лет Берлиоз для местного ансамбля сочинял музыку.

По настоянию отца он поступает в Медицинскую парижскую школу в 1821 году. Проучившись 3 года, Гектор бросает учебу. В 1826–1830 годах обучается у Жана Франсуа Лесюэра в Парижской консерватории. В 1830 году получает почетную консерваторскую награду — Римскую премию, которая позволила ему 2 года пребывать в Италии. Во время обучения в консерватории он создает свое самое лучшее и оригинальное произведение – «Фантастическую симфонию».

Из Италии композитор привез симфоническое произведение «Le retour a la vie» и увертюру «Король Лир». Гектор Берлиоз музыкальные произведения которого с каждым днем завоевывали все большей популярности, был очень продуктивным композитором. В 1834 году он написал симфонию «Гарольд в Италии», напоминающую о его пребыванию в стране и увлечением творчеством Байрона.

В Париже в 1838 году состоялась премьера его оперы под названием «Бенвенуто Челлини». Публика приняла ее не очень тепло и оперу после четвертого представления исключили из репертуара. В 1839 году композитор завершает свое третье обширное и контрастное произведение для хора, солистов и оркестра – симфонию «Ромео и Джульетта» трагедии У. Шекспира.

Гектор Берлиоз произведения часто посвящал героям Июльской революции 1830 года, в которой он и сам принимал непосредственное участие («Четвертая симфония», «Реквием»). Они исполняются под открытым небом на площадях исполнительскими гигантскими составами.

Кроме композиторской деятельности, Берлиоз был известный, как и выдающийся дирижер. В 1843 году он гастролировал в России, Англии, Австрии, Чехии, Германии, Венгрии. Везде его встречали тепло и с успехом, особенно в Москве, Петербурге (1847 год). Гектор Берлиоз был первым в истории гастролирующим дирижером жанра исполнительского искусства, который исполнял не только свои произведения, но и творения других авторов. Концертная деятельность помогла ему совершить художественные открытия. Гектор Берлиоз придумал новые сочетания тембров и необычные тембры, ввел в музыку новые штрихи у струнных инструментов. Свои идеи он обобщил в «Трактате о современной инструментовке и оркестровке». Его перу принадлежит также «Дирижер оркестра» — очерк об искусстве.

В Париже в 1846 году состоялась премьера его драматизированной оратории под названием «Осуждение Фауста» (по Иоганну Гете). Она была прохладно встречена публикой и после этого композитор симфоний больше не сочинял. После этого была кантата «Детство Христа» в 1854 году и опера «Троянцы». В 1856 году его приняли в члены Института Франции. Последним сочинением Берлиоза была опера «Беатриче и Бенедикт» в 1862 году. В период 1867–1868 годов композитор вновь посещает Россию, где публика всегда его тепло принимала.

Умер великий композитор 8 марта 1869 года.

Гектор Берлиоз интересные факты

  • Дважды женат. Первой женой композитора была ирландская актриса Гарриэт Симпсон. Поженились они в 1833 году, а вначале 40-вых уже последовал развод. Причиной развода стала неизлечимая нервная болезнь супруги. После смерти Гарриэт Берлиоз сочетался узами брака с певицей Марией Ресио. Она также скоропостижно скончалась в 1854 году. От первого брака у композитора был сын, который скончался в 1867 году.
  • Он был первым композитором национальной французской школы.
  • Его произведения стали популярными среди соотечественников в период Франко-прусской войны (1870 год).
  • Сын Берлиоза — Луи Берлиоз, служил капитаном на торговом судне. Когда он пребывал на Кубе, то подхватил желтую лихорадку, вследствие которой и умер 5 июня 1867 года. Гектор Берлиоз узнал о смерти сына только через месяц.
  • Композитор любил посещать Россию с гастролями. Однажды в 1867 году он отклонил выгодное предложение от компании Steinway с предложением выступить за 100 000 долларов в Нью-Йорке ради гастролей в России.

Legacy

The music of Hector Berlioz is cited as extremely influential in the development of the symphonic form, instrumentation, and the depiction of programmatic ideas — features central to Romanticism. He was considered extremely modern for his day, and together with Wagner and Liszt, he is sometimes characterized as ‘The great trinity of progressive 19th century Romanticism’. Liszt was his enthusiastic supporter and performer, and Wagner, after first expressing great reservations about Berlioz, wrote to Liszt saying: «We, Liszt, Berlioz and Wagner, are three equals, but we must take care not to say so to him.» (source not cited) As Wagner implied, Berlioz was indifferent to the ‘Music of the Future’, although he had an impact on both Liszt and Wagner, along with other forward looking composers whose works he did not care for.

His innovations in music were daring, bordering on iconoclasm, and often foreshadowed new styles and techniques, such as Symphonie fantastique, which is the precursor of List’s tone poem. Like Debussy, who introduced non-Western elements into Western music, Berlioz freed rhythm from its fixed structure of two, four, and eight beats and introduced unprecedented irregular patterns and effects. This was naturally viewed as unorthodox and eccentric, while it actually tapped into new sources of dynamism.

As Harold Schonberg wrote in The Great Conductors, «No composer before Berlioz, and in all likelihood none after, not even Mahler, had such a vision of pure sound and how to go about obtaining it. He reveled in new tonal combinations, in the potentiality of every instrument, in a kind of super-music played by a super orchestra.» (source not cited in the original article)

His idiomatic and systematic treatment of the orchestra as a conductor also elicited scores of followers, particularly among the French school of conducting, and this trend persists to this day, exemplified by Pierre Monteux, Pierre Boulez, and the French Canadian Charles Dutoit.

Примечания

  1. Matthew B. Tepper. . Home.earthlink.net. Дата обращения: 13 марта 2010.
  2. Мокульский С. С., Марков П. А. Театральная энциклопедия. — Советская энциклопедия, 1967. — С. 555.
  3. Генри Милс Олден. Harper’s New Monthly Magazine. — Harper & Brothers, 1880. — С. 411.
  4. ↑ . Its.caltech.edu (3 июня 1996). Дата обращения: 13 марта 2010.
  5. Екатерина Горбачева. Популярная история музыки. — Litres, 2015. — 9226 с. — ISBN 5425065329.
  6. ↑ . Library.thinkquest.org. Дата обращения: 13 марта 2010.
  7. ↑ . IMDb. Дата обращения: 14 февраля 2019.
  8. . Andante.com. Дата обращения: 13 марта 2010.
  9. . HBerlioz.com. Дата обращения: 13 марта 2010.
  10. ↑  (недоступная ссылка). EssentialsOfMusic.com. Дата обращения: 13 марта 2010.
  11.  (недоступная ссылка). Rhapsody.com. Дата обращения: 13 марта 2010.
  12. Berlioz/Cairns — Memoirs pp. 34-6
  13. . HBerlioz.com. Дата обращения: 13 марта 2010.
  14. ↑  (недоступная ссылка). Karadar.it (15 ноября 2009). Дата обращения: 13 марта 2010.
  15. Cairns, David (1989, rev. 1999). Berlioz: The Making of an Artist, 1803—1832. Paperback, p. 144 Penguin Books. ISBN 978-0-14-028726-4
  16. . Home.vicnet.net.au. Дата обращения: 13 марта 2010.
  17. . www.belcanto.ru. Дата обращения: 26 февраля 2017.
  18. . www.hberlioz.com. Дата обращения: 14 февраля 2019.
  19. ↑ . alexkrm.spb.ru. Дата обращения: 26 февраля 2017.
  20. ↑ . 19v-euro-lit.niv.ru. Дата обращения: 26 февраля 2017.
  21. . CarringBush.net. Дата обращения: 13 марта 2010.
  22.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 августа 2012.
  23. ↑ . Naxos.com. Дата обращения: 13 марта 2010.
  24. . NNDB.com. Дата обращения: 13 марта 2010.
  25. Е.П. Брандис. Искусство будущего и фантастика // Музы в век звездолётов. — М.: Мир, 1969.
  26.  (недоступная ссылка). w3.rz-berlin.mpg.de. Дата обращения: 13 марта 2010.
  27. . www.vokrugsveta.ru. Дата обращения: 26 февраля 2017.
  28. Н. А. Римский-Корсаков. Летопись моей музыкальной жизни. — М.: Музгиз, 1955. — С. 50.
  29. . HBerlioz.com. Дата обращения: 13 марта 2010.
  30. Гуго Риман. Берлиоз (Berlioz), Гектор // Музыкальный словарь Римана / пер. Ю. Д. Энгель. — Москва: Музыкальное издательство П. И. Юргенсона, 1904. — Т. Том I. — С. 111—112. — 480 с.
  31. Бизе Ж. Письма / Жорж Бизе; сост., пер. вступит. статья и коммент. Г. Т. Филенко. — М.: Гос. муз. изд-во, 1963. — С. 208. — 528 с.

Интересные факты о композиторе

  1. Гектор обожал свою жизнь, поэтому самые яркие события он перенёс в личные мемуары. Это один из немногих маэстро, который оставил после себя такую подробную биографию.
  2. Ему посчастливилось познакомиться с Никколо Паганини. Последний попросил для него написать концерт для альта с оркестром. Он выполнил заказ, и вскоре Никколо выступал с симфонией «Гарольд в Италии».
  3. В поиске дополнительного заработка он работал в одной из Парижских библиотек.
  4. Некоторые произведения ему снились, он вставал утром и переносил их на бумагу.
  5. Он внёс ряд инноваций в методы дирижирования. Интересно, что некоторые используются и в наше время.

Женитьба и личная жизнь

Получив стипендию, Берлиоз уезжает в Италию на три года. В Риме происходит его знакомство с русским композитором Михаилом Глинкой.

В 1832 году, будучи в Париже, Берлиоз снова встречает Гарриет Смитсон. К этому времени ее театральная жизнь пришла к закату. Интерес публики к спектаклям английской труппы стал падать. К тому же с актрисой произошел несчастный случай — она Теперь молодая женщина уже не та ветреная кокетка, какой она была прежде, и ее уже не пугает рутина брака.

Через год они женятся, но Гектор Берлиоз очень скоро понимает, что безденежье — это один из самых коварных врагов любви. Ему приходится целыми днями работать, чтобы обеспечивать семью, а на творчество остается одна лишь ночь.

В целом личную жизнь знаменитого композитора трудно назвать счастливой. После того как он оставил учебу на медицинском факультете, произошел разрыв с отцом, который хотел видеть в своем сыне только врача. Что касается Гарриет, то она не была готова терпеть лишения, и вскоре они расстались. Женившись во второй раз, Гектор Берлиоз, биография которого полна трагических страниц, недолго предается радостям спокойной семейной жизни и остается вдовцом. В довершение всех несчастий единственный сын от первого брака погибает в кораблекрушении.

Донжуанский список Берлиоза

Первой и последней любовью композитора была Эстелла Дюбёф (в замужестве Форнье). Молодые люди познакомились, когда Гектору было всего лишь 12, а его избраннице 17. Это всепоглощающее, но безответное чувство композитор пронесет через всю жизнь. В 1848 он, повинуясь порыву после посещения мест своего детства, отправил Эстелле трогательное письмо с выражением своих лучших чувств.

Ответа на это письмо он не получил – возлюбленная давно была замужем. Но судьба распорядилась так, что они встретились еще раз на закате жизни. Берлиоз пришел к ней в дом 23 сентября 1864 года, спустя почти 40 лет после их последней встречи. Между ними завязалась активная переписка, но предложение вдове Форнье он так и не сделал, понимая, что она никогда его не примет.

Страсть к Гарриет Смитсон зародилась в душе композитора, когда он увидел ее в ролях Джульетты и Офелии в шекспировских постановках. Гектор закидывал ее письмами, поджидал у выхода из театра, даже переехал в дом напротив ее гостиницы. В месяцы любовной лихорадки он написал «Фантастическую симфонию», посвятив ее своей звезде. Когда состоялась премьера, он послал ей билеты в ложу на одно из исполнений.

Его ожидания были оправданы – Гарриет пришла. Только после этого он просит у нее разрешения представиться. Завязавшееся общение только распалило чувства композитора, он сделал своей пассии предложение. Луи Берлиоз жениться сыну запрещает, а мать – и вовсе проклинает.

Отношения между влюбленными развиваются бурно – от любви до ненависти. Тем не менее они вступают в брак, более похожий на штормящее море, нежели на тихую гавань из-за ревности Гарриет, ее болезней и неудачно завершившейся артистической карьеры. Супруги расстались в 1844, но Берлиоз ухаживал за тяжело больной парализованной женой, оплачивая всех докторов и сиделок вплоть до самой ее кончины 8 лет спустя.

Неистовая страсть к Офелии, уехавшей в Лондон, несколько притупилась, когда в 1830 году Гектор познакомился с Камиллой Мок, воспылал любовью и решил тотчас же жениться. Получение Римской премии и успех «Фантастической симфонии» позволили матери Камиллы дать согласие на помолвку. Однако через несколько месяцев после отъезда на обучение в Рим, Гектор получил письмо от мадам Мок, извещавшее, что дочь выходит замуж за состоятельного фабриканта. В его голове родился план тройного убийства, и он отправился в Париж, готовый его осуществить, но по дороге охладел.

Будучи женатым, но не слишком счастливым человеком, Гектор знакомится с молодой певицей Марией Ресио, которая в 1841 году становится его любовницей. С 1842 года Мари сопровождает его во всех зарубежных гастрольных турах. После разрыва с женой он переезжает жить к Ресио, а в 1852, всего полгода спустя после смерти Гарриет, женится на ней. Сыну он пишет, что был обязан поступить именно так после 11 лет совместной жизни. В браке они прожили 10 лет, пока Мари не скончалась от сердечного приступа.

Вторая супруга Берлиоза была похоронена на кладбище Монмартр, там же спустя непродолжительное время после похорон, 59-летний композитор познакомился с 24-летней Амели. Отношения продолжались чуть более полугода и прекратились по инициативе девушки, чем Берлиоз был сильно опечален. Пройдет еще год, и Амели также обретет вечный покой на Монмартре, скончаясь от болезни.

Musical Works

  • Symphonie fantastique (1830) — inspired in part by Thomas de Quincey’s Confessions of an English Opium-Eater. Written when he was 27 years old and infatuated with Harriet Smithson, who would not at that time acknowledge him. It opened up a new notion of sound with its detailed and literal program and the fantasy and macabre and the psychological, with its vast size of the orchestra and the turbulence of emotion, departing from the language of Haydn, Mozart, Beethoven, and Schubert. The heroine turned into a courtesan on his hearing of disturbing news of Smithson.
  • King Lear (1831) — written in Italy when he discovered that his fiancée, who took the place of Smithson after she refused to meet him, had married another man. He was reportedly determined to kill the couple and commit suicide afterwards but turned this experience into a learning one and wrote this overture. His commentary: «And so I drink deep droughts of the sunny, balmy air of Nice, and life and joy return to me, and I dream of music and the future… I wrote the overture to King Lear. I sing. I believe in God. Convalescence!»
  • Le corsaire (The Corsair), overture for orchestra, op. 21 (1831).
  • Overture to Benvenuto Cellini, for orchestra, op. 23 (1837) — inspired by Cellini’s autobiography.
  • Harold en Italie (Harold in Italy), symphony for orchestra with solo viola, op. 16 — based on Byron’s Childe Harold.
  • Grand Messe des morts (Requiem), for solo voices, chorus, and orchestra, op. 5 (1837).
  • Romeo et Juliette, dramatic symphony for solo voices, chorus, and orchestra, op. 17 (1839) — based on Shakespeare’s Romeo and Juliet.
  • Le carnaval Romain (Roman Carnival Overture), for orchestra, op. 9 (1844).
  • La damnation de Faust (The Damnation of Faust), dramatic legend for solo voices, chorus, and orchestra, op. 24 (1846) — inspired by Goethe’s Faust.
  • Te Deum, for chorus and orchestra, op. 22 (1849).
  • L’enfance du Christ (The Childhood of Christ), oratorio for solo voices, chorus, and orchestra, op. 25 (1854).
  • Les Troyens (The Trojans), opera in five acts (1859) — inspired by Virgil’s epic poem The Aeneid.
  • Beatrice et Benedict, comic opera in two acts, with text by the composer — based on Shakespeare’s Much Ado About Nothing (1862).
  • Les nuits d’été — a cycle of songs originally for voice and piano, later with orchestral accompaniment.

Трактат о современной инструментовке и оркестровке.

Огромным вкладом в музыкознание стал теоретический труд Берлиоза «Трактат об инструментовке и оркестровке» (1843) (с приложением — «Дирижер оркестра»), известный в редакции Рихарда Штрауса, — фундаментальный теоретический труд. В связи с тем, что в основе лежат его предыдущие очерки данной тематики значительная часть книги представляет собой свoбoднoе выражение мыслей и художественных воззрений; неpедкo oнo принимает форму непринуждённой беседы с читателем, а иногда переходит в страстную полемику с воображаемым противником. Берлиоз утверждает принцип распределения различных функций по основным группам оркестра — струнной, деревянной и медной — ради того чтобы не допускать нивелировки тембров которая неизбежно происходит при постоянном дублировании одной группы другой. Его по праву считают реформатором оркестровки. Р. Штраус к предисловию его «Трактата…» писал: «Непреходящее значение книги Берлиоза заключается в том, что Берлиоз, кто первым с величайшим усердием собирателя систематизировал и разработал трудный материал, не только излагал его с фактической стороны, но всюду настойчиво выдвигал на первый план эстетические вопросы оркестровой техники».
Он применял редко используемые инструменты – красочные, с ярко индивидуальными тембрами, необычные сочета­ния тембров, своеобразно звучащие регистры, новые штрихи, приемы игры, создающие неслыханные ранее эффекты. В произведениях Берлиоза нет постоянного, стабильного состава оркестра, — все зависит от круга образов. В ряде случаев он привлекает гигантский, массивный оркестр («Реквием», «Траурно-триумфальная симфония»), в других же случаях он ограничивает оркестр почти камерным составом (балет сильфов из «Осуждения Фауста»). В трактате «Опера и драма», где по адресу Берлиоза было отпущено немало язвительных замечаний): Вагнер пишет: «Берлиоз довел развитие этого механизма (оркестра) до прямо изумительной высоты и глубины, и если мы изобретателей современной индустриальной механики признаем благодетелями государства, то Берлиоза следует прославить как истинного спасителя нашего музыкального мира…».

Симфонии

  • Фантастическая симфония
    Op.14, H 48 (Symphonie fantastique
    , 1830)
  • Гарольд в Италии
    Op.16, H 68 (Harold en Italie
    ) — для альта с оркестром (1834)
  • Ромео и Джульетта
    — симфония по мотивам Шекспира для хора, солистов и оркестра Op.17, H 79 (1839).
  • Траурно-триумфальная симфония
    Op.15, H 80a, b (1840)

Увертюры

  • Тайные судьи
    H 23d (1826)
  • Уэверли
    H 26 (1826-1828)
  • Буря
    (по Шекспиру, с хором) H 52 (1830)
  • Король Лир
    Op.4, H 53 (1831)
  • Роб Рой
    H 54 (1831)
  • Бенвенуто Челлини
    H 76b (1838)
  • Римский карнавал
    Op.9, H 95 (1844)
  • Корсар
    Op.21, H 101 (1846-1851)
  • Беатриче и Бенедикт
    H 138 (1860-1862)

Концертные произведения

  • Rêverie et caprice
    — для скрипки с оркестром Op. 8, H 88 (1841)
  • Марш к последней сцене Гамлета
    H 103 (1844)
  • Марш троянцев
    H 133b (1864)

Кантаты

  • Греческая революция
    (2-е разные версии) H 21a, H 21b (1825-1826, 1833)
  • Смерть Орфея
    H 25 (1827)
  • Эрминия
    H 29 (1828)
  • Клеопатра
    H 36 (1829)
  • Смерть Сарданапала
    H 50 (сохранился только небольшой фрагмент) (1830)
  • 5 мая
    Op.6, H 74 (1831-1835)
  • Эригона
    (сохранился только фрагмент) H 77 (1835-1838)
  • Hymne à la France
    H 97 (1844)
  • Chant des chemins de fer
    H 110 (1846)
  • L’Impériale
    Op.26, H 129 (1854)
  • Le Temple universel
    Op.28, H 137 (1861)

Оперы

  • Тайные судьи
    H 23 (сохранились только фрагменты) (1825-1834)
  • Бенвенуто Челлини
    Op.23, H 76a (1838)
  • La nonne sanglante
    H 91 (не окончена) (1841-1842)
  • Осуждение Фауста
    Op.24, H 111 (La Damnation de Faust
    , 1846)
  • Троянцы
    H 133a (Les Troyens
    , 1863)
  • Беатриче и Бенедикт
    H 138 (1863)

Хоровые произведения

  • Торжественная месса (Messe Solennelle
    ) H 20 1824
  • Реквием
    Op. 5, H 75 (Grande Messe des morts
    , 1837)
  • Te Deum
    Op. 22, H 118 1848-1849
  • Оратория Детство Христа
    Op. 25, H 130 (L’enfance du Christ, 1853-1854)

Наследие

Музыка Гектора Берлиоза считается чрезвычайно влиятельной в развитии симфонической формы, инструментовки и изображения программных идей — основных черт романтизма. Он считался чрезвычайно современным для своего времени, и вместе с Вагнером и Листом его иногда называют «великой троицей прогрессивного романтизма XIX века». Лист был его горячим сторонником и исполнителем, и Вагнер, впервые выразив большие сомнения по поводу Берлиоза, написал Листу: «Мы, Лист, Берлиоз и Вагнер — трое равных, но мы должны позаботиться о том, чтобы не говорить ему об этом». (источник не цитируется) Как предполагал Вагнер, Берлиоз был безразличен к «Музыке будущего», хотя он оказал влияние как на Листа, так и на Вагнера, а также на других перспективных композиторов, чьи произведения ему не нравились.

Его музыкальные новшества были смелыми, граничащими с иконоборчеством и часто предвещали появление новых стилей и техник, таких как Фантастическая симфония, который является предшественником тональной поэмы Листа. Подобно Дебюсси, который ввел незападные элементы в западную музыку, Берлиоз освободил ритм от его фиксированной структуры из двух, четырех и восьми долей и ввел беспрецедентные нерегулярные паттерны и эффекты. Это, естественно, рассматривалось как неортодоксальное и эксцентричное, но фактически открывало новые источники динамизма.

Как писал Гарольд Шенберг в Великие дирижеры, «Ни один композитор до Берлиоза и, по всей вероятности, ни один после него, даже Малер, не имел такого видения чистого звука и того, как его получить. Он упивался новыми тональными комбинациями, возможностями каждого инструмента, своего рода супер-музыка в исполнении супер-оркестра «. (источник не указан в оригинальной статье)

Его идиоматическое и систематическое отношение к оркестру как дирижеру также вызвало множество последователей, особенно среди французской дирижерской школы, и эта тенденция сохраняется и по сей день, примером которой являются Пьер Монтё, Пьер Булез и французский канадец Шарль Дютуа.

Музыка

В 1825 году Берлиоз представил публике «Тожественную мессу», а потом создал оперу «Тайные судьи», фрагментарно сохранившуюся до сегодняшних дней

«Марш гвардейцев», позже использованный в «Фантастической симфонии», вызвал одобрение музыкальных критиков и привлек внимание известных людей

Молодой автор решил получить академическое образование в престижной парижской консерватории, при которой имелся мужской хор. Сочетая учебу с исполнительской деятельностью, Гектор углубил поверхностные знания, и вскоре из него получился профессиональный певец, композитор и дирижер.

На выпускном курсе француз получил Римскую премию в области искусства за оркестровое вокально-инструментальное произведение под названием «Сарданапал». Грант позволил отправиться в Италию в конце 1830 года и познакомиться с Михаилом Глинкой, который там жил и выступал.

В столице, расположенной на берегах Тибра, Берлиоз узнал стихи Уильяма Шекспира, поражавшие яркостью образов, ритмическим рисунком и простотой. Он положил их на музыку в ряде новаторских произведений, а затем вернулся на родную землю как триумфатор и герой.

Однако требовательная парижская публика холодно отнеслась к так называемым «мелологам», но хорошо приняла «Траурно-триумфальную симфонию» и увертюру «Король Лир». А когда появились «Гарольд в Италии» и «Лелио, или Возвращение к жизни», об успехе молодого французского композитора заговорил прогрессивный мир.

Автор упрочил популярность, обратившись к издателям газет и журналов, которые с удовольствием опубликовали несколько критических работ. С его легкой руки такие термины, как музыкальный образ и выразительность, стали использоваться авторами и постепенно вошли в обиход.

Опираясь на них, Гектор сочинил драматическую легенду «Осуждение Фауста», симфонию «Ромео и Джульетта» и увертюру «Римский карнавал». Оркестр парижской консерватории под управлением композитора разучивал эти произведения и весьма успешно их представлял.

Среди коллег, признававших лирико-классический стиль Берлиоза, были Никколо Паганини, Рихард Вагнер и Жорж Бизе. Кантаты, вальсы и хоровые опусы звучали на территории Германии и России, демонстрируя приверженность автора к избранной романтической стезе.

Повсеместное поклонение превзошло ожидания и мечты французского композитора, ставшего библиотекарем консерватории и членом Академии изящных искусств. Согласно фотокопиям газетных обзоров, публика встречала Гектора овациями, потому что мелодии, полные жизни, не могли не вызывать бурных чувств.

Смерть

В 1867 году Берлиоз узнал, что на территории Гаваны от эпидемии желтой лихорадки скончался единственный сын Луи. Это пошатнуло здоровье композитора, тяжело переживавшего трагедию, и значительно сократило его последние светлые дни.

Пытаясь отвлечься, Гектор гастролировал по Франции и европейским странам, а также присутствовал в Гренобле на конкурсе классического хора. В итоге инсульт стал причиной смерти талантливого парижского романтика, автора сюит, опер, симфоний и литературных трудов.

Композитора похоронили в Париже в начале марта 1869 года, а потом рядом со скромной могилой разместили останки законных жен. На родине француза спустя столетие провели фестиваль симфонической музыки и открыли музей и памятник на месте, где стоял его дом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: