Берта моризо: правила жизни первой художницы-импрессионистки

Новости

Последний подарок

В 1873 году Берте исполнится 32 года — и она поймет: рядом с ней есть человек, за которого она может выйти замуж и остаться при этом верной своему призванию. Эжен Мане, брат Эдуарда, стал для нее почти родным за последние несколько лет, с ним легко и весело, он понимает и ценит ее живопись. Он тоже Мане.

Все смелее в семьях Моризо и Мане идут разговоры о свадьбе. И вся романтическая история о страстной, невозможной любви между Эдуаром и Бертой еще могла бы казаться выдумкой, если бы не две красноречивые картины — «Букет фиалок» и последний портрет Берты, написанный в 1874 году.

Эдуар Мане. Букет фиалок. 1872, 27×22 см.

«Букет фиалок» — это робкое и еще нервное многоточие, которое Мане ставит в этом романе, не веря до конца в его завершение. Картину он отправляет Берте, как обиженный влюбленный возвращает подарки, напоминающие об ушедшем счастье. На ней фиалки с первого портрета Берты и веер — со второго, на листе бумаги надпись «Мадемуазель Моризо».

Эдуар Мане. Портрет Берты Моризо. 1874, 50.5×61 см.

Последний портрет Берты Моризо Мане написал в год ее свадьбы с Эженом, на руке Берты кольцо, а вся ее фигура — это отстранение, резкое движение назад, серьезное и настойчивое. Рукой она навсегда закрывается и ставит точку в этих долгих и отчаянных отношениях. Сразу после свадьбы Берта напишет сестре: «Я вышла замуж за прекрасного, честного молодого человека. Думаю, он искренне меня любит. Я долго гонялась за иллюзиями, которые не сделали меня счастливой, теперь начинается настоящая жизнь».

Эжен стал прекрасным мужем, он не только позволял Берте заниматься живописью, но и параллельно со своей юридической практикой стал ее помощником и менеджером: носил мольберт, следил за развешиванием картин на выставках, писал длинные и подробные письма о выставке импрессионистов, о критиках и друзьях, когда Берта из-за беременности не могла присутствовать здесь лично. Через 4 года после свадьбы у Берты и Эжена родилась дочь Жюли, которая стала лучшей моделью Моризо и открыла для нее новый смысл живописи: сиюминутное делать вечным.

Берта Моризо. Женщина с ребенком на балконе. 1872

Независимые выставки

В 1860-х годах группа молодых художников-авангардистов слонялась по парижским кафе. Они страстно обсуждали, каким должно быть новое направление искусства, особенно кафе Гербуа и другие в районе Батиньоль в Париже. В эту группу вошли такие будущие именитые худоджника, как Поль Сезанн (1839-1906), Пьер-Огюст Ренуар (1841-1919), Эдгар Дега (1834-1917), Клод Моне (1840-1926) и Эдуард Мане. К ним также присоединились литераторы: Эмиль Золя (1840-1902). 

Действительно, она отклонила два предложения руки и сердца: от художника Пювиса де Шаванна и государственного деятеля Жюля Ферри. Однако, будучи респектабельной женщиной, её нельзя было увидеть в некоторых кафе, где собирались мужчины-художники, и ей часто приходилось довольствоваться их обществом в уединенной обстановке.

Интерьер. Фото: www.worldhistory.org

«Батиньоль» и другие художники, которые не могли регулярно получать одобрение ультраконсервативного жюри Салона, решили в апреле 1874 года создать своё собственное выставочное пространство, Первую выставку независимых художников, позже более известную как Первая выставка импрессионистов. На выставке были представлены Моризо, Моне, Дега, Ренуар, Мане и Камиль Писсарро (1830-1903). У Моризо было девять картин, акварелей и рисунков.

В марте 1875 года дилер Поль Дюран-Рюэль организовал публичную продажу в парижском отеле Друо. На выставке были представлены картины Моне, Ренуара и других, а также 12 работ Моризо. Критики снова сделали то, что делали всегда: критиковали, но были некоторые благоприятные отзывы в более радикальной прессе. На самом аукционе Моризо подверглась особому насилию. Когда была показана самая первая работа Моризо, человек в аудитории крикнул gourgandine («шлюха»). Камиль Писсарро встал и ударил мужчину, и полиция была вызвана прежде, чем продолжился аукцион. Тем не менее, из всех представленных работ интерьер Моризо получил самую высокую цену на продажу: 480 франков (Ренуар был куплен всего за 180 франков).

Вилла с апельсиновыми деревьями. Фото: www.worldhistory.org

Ко времени 8-й выставки импрессионистов в 1886 году Моризо и Эжен Мане были в состоянии финансировать её самостоятельно. Когда Эдуард Мане умер в 1883 году, пара организовала ретроспективную выставку работ покойного художника в Школе изящных искусств. Моризо, как и некоторые другие импрессионисты, теперь начала вызывать ажиотаж в Америке; ее работы были представлены на выставке 1886 года, организованной Американской художественной ассоциацией Нью-Йорка. Это был первый раз, когда американцы увидели такую всеобъемлющую выставку импрессионизма, и они встетели художников восторженно, в отличии от закостенелых критиков Франции.

Дом Моризо в Буживале, недалеко от Парижа, продолжал регулярно собирать широкий круг парижских художников и интеллектуалов. Здесь Моризо часто рисовал сцены цветущего сада и близлежащего Булонского леса. В 1891 году семья переехала в новый дом в Месниле, и это тоже было запечатлено в красках несколько раз. Ограниченная социальными конвенциями периода, когда женщина, рисующая в публичном месте, вызвала проблемы, работа Моризо сосредоточена на домашних сценах, её саде и дочери.

Песье шьет в саду Буживаль .Фото: www.worldhistory.org

Импрессионизм

Musée d’Orsay

Первое появление Моризо в Salon de Paris произошло в возрасте двадцати трех лет в 1864 году, когда были приняты две пейзажи картины.. Она продолжала регулярно выставляться в Салоне, получая в целом положительные отзывы, до 1873 года, за год до первой выставки импрессионистов. Она выставлялась вместе с импрессионистами с 1874 года, пропустив выставку только в 1878 году, когда родилась ее дочь.

Предполагаемая привязанность импрессионизма к ярким цветам, чувственным поверхностным эффектам и мимолетным сенсорным восприятиям побудила многих критиков утверждать: Оглядываясь назад, можно сказать, что этот стиль, когда-то прежде всего поле битвы беззаботных, воинственных мужчин, был по своей сути женским и лучше всего подходил женщинам с более слабым темпераментом, меньшими интеллектуальными способностями и большей чувствительностью.

Во время выставки Моризо 1874 года с импрессионистами, такими как Моне и Мане, критик Le Figaro Альберт Вольф отмечал, что импрессионисты состояли из «пяти или шести сумасшедших, из которых одна — женщина… женственная грация сохраняется среди излияний безумного ума».

Альбер ВольфЭдуард МанеБерта Моризо с букетом фиалокMusée d’Orsay

Творчество Моризо

Ее увлечение импрессионизмом было настолько велико, что она впервые отказалась от участия в официальном салоне в 1874 году. Вместо этого она решила принять участие в «отвергнутом» первом независимом показе картин импрессионистов, в который вошли работы Дега, Камиля Писсарро, Пьера Огюста Ренуара, Клода Моне и Альфреда Сислея. Среди картин, которые Моризо продемонстрировала на выставке, были «Колыбель», «Гавань в Шербуре», «Игра в прятки» и «Чтение».

«Колыбель

Гавань в Шербуре

Игра в прятки

Когда в 1883 году Берта Моризо и ее муж начали строительство нового дома, она намеренно не включила в планировку отдельную студию. Берта отличалась особой семейственностью и женственностью. Поэтому, чтобы не нарушать общую гармонию дома, Моризо попросила архитектора сделать для нее отдельный скрытый шкаф. И когда в дом приходили гости, Берта прятала в шкаф свои краски, полотна и кисти, чтобы общая обстановка дома не была потеряна.После смерти Эжена в 1892 году, Берта Моризо продолжала писать картины. Никогда не достигнув коммерческого успеха, она все же превзошла Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара и Альфреда Сислея. Берта была женщиной с большой культурой, чистым талантом и шармом. Работы Берты с нежной и тонко подобранной палитрой с изысканными цветами — часто с приглушенным изумрудным сиянием — завоевали восхищение ее коллег импрессионистов.С другой стороны, ее тематика, сфокусированная на домашних делах, материнстве и детях, временами рассматривалась как простое выражение ее женской натуры, но редко рассматривалась как серьезное проявление художественного таланта или изображение нового городского буржуазного образа жизни.

Творчество[править | править код]

Картины Моризо отражают культурные ограничения XIX века для её класса и пола. В основном она изображала то, что видела в повседневной жизни. Так, художница избегала городских и уличных сцен и редко писала обнаженную натуру. Как и другая импрессионистка — Мэри Кассат, — Берта сосредоточилась на домашней жизни и портретах, что позволяло использовать в качестве моделей друзей и родных, в том числе дочь Жюли. До 1860-х годов Моризо писала свои темы в соответствии с Барбизонской школой, прежде чем перейти к сценам современной женственности. Такие картины, как Колыбель (1872), в которых она отображала, в частности, текущие тенденции для детской мебели, передают её понимание моды и рекламы, которые были очевидны для её женской аудитории. Её работы также включают пейзажи, портреты, садовые постройки и сцены катания на лодках. Тем не менее позже в своей карьере Моризо бралась и за более амбициозные темы и жанры, такие как ню.

Работы Моризо почти всегда невелики по размерам. Она работала масляными красками, акварелью и пастелью, выполняла наброски с использованием различных рисовальных средств. Около 1880 года она начала рисовать на незагрунтованном холсте — техника, с которой в то время также экспериментировали Эдуард Мане и Ева Гонсалес; её манера письма стала свободнее. В 1888—1889 годах Моризо перешла от коротких и быстрых мазков к длинным, извилистым, формообразующим. Внешние края её картин часто оставались незавершенными, на этих участках сквозь краски просматривался холст, что усиливало ощущение спонтанности. После 1885 года она в основном работала с предварительными рисунками, прежде чем начать писать картину маслом.

Моризо создаёт ощущение пространства и глубины благодаря использованию цвета. Хотя цветовая палитра художницы несколько ограничена, собратья-импрессионисты называли её «виртуозом цвета». Как правило, Берта Моризо экспансивно использовала белый цвет, чистый или смешанный из других красок. В её большой картине Вишня (1891) цвета более живые, но все ещё используются с целью подчеркнуть форму.

В 1892 году состоялась её первая персональная выставка.

Умерла Моризо Берта в 1895 году в возрасте 54 лет от лёгочного заболевания. Похоронена на кладбище Пасси в склепе Мане, рядом с мужем Эженом и его братом Эдуардом.

В 2012 году Каролин Шампетье сняла телефильм о Берте Моризо.

В 2013 году Моризо стала самой дорогостоящей художницей, когда её картину «После обеда» (1881) продали на аукционе Кристис за $10,9 миллиона.

Изысканный мир женщины

Мир, который изображала Моризо на своих работах, в первую очередь удивляет своей изысканностью и утонченностью. Это мир шикарных квартир, богатых домов, прекрасных интерьеров, дорогой мебели и одежды, мир современного города и улиц.

Работы Моризо – мир исключительно женский. Или почти только женский, если не считать детей. Только на единичных работах Моризо можно увидеть мужские фигуры.

Женщины на картина Моризо отличаются от тех женщин, которых изображали художники того времени. В моде тогда были амазонки и экзотические танцовщицы с Востока. То есть, реальных французских женщин художники не писали. Или писали, но в совершенно других декорациях и окружении.

Творчество Моризо

Ее увлечение импрессионизмом было настолько велико, что она впервые отказалась от участия в официальном салоне в 1874 году. Вместо этого она решила принять участие в «отвергнутом» первом независимом показе картин импрессионистов, в который вошли работы Дега, Камиля Писсарро, Пьера Огюста Ренуара, Клода Моне и Альфреда Сислея. Среди картин, которые Моризо продемонстрировала на выставке, были «Колыбель», «Гавань в Шербуре», «Игра в прятки» и «Чтение».

«Колыбель

Гавань в Шербуре


Игра в прятки

Когда в 1883 году Берта Моризо и ее муж начали строительство нового дома, она намеренно не включила в планировку отдельную студию. Берта отличалась особой семейственностью и женственностью. Поэтому, чтобы не нарушать общую гармонию дома, Моризо попросила архитектора сделать для нее отдельный скрытый шкаф. И когда в дом приходили гости, Берта прятала в шкаф свои краски, полотна и кисти, чтобы общая обстановка дома не была потеряна.После смерти Эжена в 1892 году, Берта Моризо продолжала писать картины. Никогда не достигнув коммерческого успеха, она все же превзошла Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара и Альфреда Сислея. Берта была женщиной с большой культурой, чистым талантом и шармом. Работы Берты с нежной и тонко подобранной палитрой с изысканными цветами — часто с приглушенным изумрудным сиянием — завоевали восхищение ее коллег импрессионистов.С другой стороны, ее тематика, сфокусированная на домашних делах, материнстве и детях, временами рассматривалась как простое выражение ее женской натуры, но редко рассматривалась как серьезное проявление художественного таланта или изображение нового городского буржуазного образа жизни.

Загадка холма Трокадеро

Семейные сцены

Члены семьи Моризо были очень близки друг с другом. Когда Эдма вышла замуж за морского офицера, ей пришлось забыть про живопись, она писала сестре: «Я с тобой, дорогая Берта, в мыслях я следую за тобой по студии. Как бы мне хотелось сбежать пусть даже на четверть часа, чтобы вдохнуть воздух, которым мы дышали столько лет». Пример замужества сестры (кстати, счастливого замужества!) не вдохновлял Берту: она не мыслила свою жизнь без живописи, а для женщины считалось невозможным совмещать карьеру и семью. Мать беспокоилась: Берте исполнилось 30, но о браке она не помышляла, хотя недостатка в поклонниках не было. «Она казалась бесконечно гордой и сдержанной, но ее холодность была так пленительна, что было невозможно остаться равнодушным», — говорил поэт Стефан Малларме.

Берта Моризо. Летний день. 1879

Мы вряд ли узнаем, как удалось Эжену Мане, младшему брату Эдуарда Мане, убедить Берту изменить скептическое отношение к браку, но вскоре после их свадьбы в 1874 году она писала: «Я вышла замуж за прекрасного, честного молодого человека. Думаю, он искренне меня любит. Я долго гонялась за иллюзиями, которые не сделали меня счастливой, теперь начинается настоящая жизнь». Эжен носил ее мольберт, когда она работала на пленэре, заказывал рамы для картин, следил, как развешивают ее работы на выставках, подбадривал жену и восхищался ее талантом. Их единственный ребенок родился через четыре года после свадьбы, когда Берте было уже 37 лет.

Берта Моризо. Эжен Мане с дочерью в саду. 1883

Семейные сцены были ее излюбленным сюжетом, моделью выступала сестра Эдма, позднее — муж и дочь Жюли. Любимое дело помогло Берте пережить раннюю смерть Эжена в 1892 году. Три года спустя она умерла от воспаления легких. Ее последнее письмо было к дочери: «Моя маленькая Жюли, я люблю тебя, я буду любить тебя, даже когда умру. Умоляю, не плачь, это расставание было неизбежным».

published on
according to the materials

Отношения с Мане

Моризо появляется на многих картинах Эдуарда Мане (1832-1883), французского художника-модерниста, с которым она впервые познакомилась в Лувре в 1868 году. Она появляется в таких знаковых работах, как Балкон написанный в 1868-69 годах. Моризо не была полностью очарована законченной работой, отметив своей сестре Эдме: «Я скорее странная, чем уродливая», и вся сцена казалась ей «диким или даже незрелым плодом«.

Она присутсвует на 11 работах. В упокоении (1869-70), она томно откидывается на диване сливового цвета. В более традиционной Берте Моризо с букетом фиалок её лицо драматически обрамлено чёрным платьем, шарфом и шляпой. Моризо училась у Мане, а возможно, и наоборот, но Берта не принимала вспомогательную роль в их профессиональных отношениях. Когда Мане добавила некоторые штрихи к портрету сестры Моризо, работе, которая была принята Салоном 1870 года, она была в ярости.

Балкон Мане. Фото: www.worldhistory.org

Какими были отношения между Мане и Моризо неизвестно, возможно, они были больше, чем друзьями, но эти отношения наверняка изменились, когда она вышла замуж за брата Мане Эжена (1833-92), также художника, 22 декабря 1874 года. У них была дочь Жюли, родившаяся в 1878 году; она запечатлена на картине Моризо 1884 года «Жюли с куклой» и многих других работах.

Жюли с куклой. Фото: newcriterion.com

Смерть и наследие

Эжен Мане умер в 1892 году, и после этого здоровье Берты быстро ухудшилось. Поэтому она переехала жить к дочери, но продолжала рисовать, когда могла. Берта Моризо внезапно умерла от пневмонии в Париже 2 марта 1895 года. В свидетельстве о смерти и в свидетельстве о предрассудках, с которыми ей приходилось бороться на протяжении всей своей карьеры, в разделе «профессия» написано «нет». Впрочем, другие не сомневались. Все работы художника были представлены на выставке в парижской галерее, организованной такими выдающимися деятелями, как Ренуар, Дега и Моне, которые считали Моризо равным себе в победоносной битве за то, чтобы навсегда изменить мир искусства.

В 1897 году Школа изящных искусств в Париже начала принимать женщин. Моризо также сыграл важную роль в представлении более женского взгляда на мир, чем мужчины-художники ранее. Её картина, изображающая мужа, играющего с дочерью в саду, не была типичной темой для художника-мужчины, который выбрал бы мать и ребёнка в качестве своего предмета.

Наследие

Она была изображена актрисой Марин Дельтерм во французском биографическом телефильме 2012 года режиссера Кэролайн Шампетье . Характер Беатрис де Clerval в Элизабет Костова «s Свана Воры в значительной степени основана на Моризо.

Она была названа «первым импрессионистом» в статье, написанной Энн Труитт в New York Times 3 июня 1990 года.

От Мелиссы Бердик Хармон, редактора журнала Biography : «Хотя некоторые работы Моризо могут показаться нам сегодня сладкими изображениями младенцев в колыбелях, в то время эти изображения считались чрезвычайно интимными, поскольку предметы, относящиеся к младенцам, принадлежали исключительно миру. женщин «.

В 2019 году Музей Орсе посвятил Берте Моризо временную выставку, чтобы отдать дань уважения ее работам.

Рынок искусства

Работы Моризо продавались сравнительно хорошо. Она достигла двух самых высоких цен на аукционе Hôtel Drouot в 1875 году: «Интерьер» («Молодая женщина с зеркалом») была продана за 480 франков, а ее пастель «На лужайке» — за 320 франков. Ее работы в среднем стоили 250 франков, что являлось лучшей относительной ценой на аукционе.

В феврале 2013 года Моризо стала самой дорогой художницей, получив портрет «После обеда» (1881 г.), молодой рыжеволосой в соломенной шляпе и фиолетовое платье, проданное за 10,9 миллиона долларов на аукционе Christie’s. Картина была примерно в три раза выше его верхней оценки, превысив 10,7 миллиона долларов за скульптуру Луизы Буржуа в 2012 году.

Первые уроки

Отец Берты Моризо был чиновником высокого ранга, мать — преданной мужу и детям хозяйкой дома. Берта, родившаяся в 1841 году, и ее старшие сестры, Ив и Эдма, получили образование, полагающееся девушкам из приличного общества: музыка, танцы, вышивание, уроки рисования. Эдма и Берта проявили способности к живописи. Для них наняли учителя. Мадам Моризо хотела, чтобы дочери смогли нарисовать что-нибудь ко дню рождения отца. Уроки шли своим чередом, но однажды преподаватель высказал свои опасения в письме к мадам: «У девочек такие способности… Они станут художницами. Вы понимаете, что это значит? В вашем кругу это будет революцией, даже катастрофой».

Эдуард Мане. Балкон. 1869

Учитель несколько драматизировал ситуацию, но был не так далек от истины. Одно дело живопись как развлечение для барышень, другое — профессия. Слишком многие были готовы подписаться под словами Эдмона де Гонкура: «Гениальных женщин не существует, те, кто демонстрирует признаки гениальности, обманывают природу, потому что на самом деле они мужчины». Художницам не разрешалось учиться в Академии изящных искусств, рисовать обнаженную натуру, не рекомендовалось изображать мужчин, даже одетых. Француженка Роза Бонер была вынуждена переодеваться в мужской костюм, чтобы свободно писать с натуры на ярмарке лошадей. Девушки даже не могли показаться без сопровождения в Лувре, чтобы копировать работы мастеров, как того требовали каноны обучения художников.

Берта Моризо в 1875 г.

Мадам Моризо проигнорировала предупреждение учителя и позволила дочерям реализовать их таланты. В саду их дома была построена студия для юных художниц, а путешествия семьи планировались с тем расчетом, чтобы девушки могли работать на пленэре.

Женщины в искусстве сегодня

Казалось бы, в наше время равноправие, наконец, достигнуто. Без угрызений совести и страха обречь себя на бедность женщины могут выбирать профессию художницы, получать престижные награды и проводить собственные ретроспективные выставки. В мире современного искусства взошли такие звёзды, как Марина Абрамович и Синди Шерман. К сожалению, реальное положение дел вовсе не так радужно.


Джорджии О’Киф (1953) / Laura Gilpin

Согласно обширному исследованию ARTnews, дискриминация в мире искусства продолжает процветать. Художницы получают меньшее освещение в прессе, аукционная стоимость их картин заметно ниже, а количество женских персональных выставок, проведённых ключевыми художественными учреждениями по всему миру, и в сравнение не идёт с мужскими.

В Лондонской национальной галерее среди 2 300 произведений постоянной коллекции лишь 11 созданы женщинами. В числе художников, которых представляет галерея Tate, 83 % — мужчины. Самым дорогим произведением женского искусства всех времён стала работа Джорджии О’Киф «Дурман», проданная на аукционе за 44,4 млн долларов. Это ни в какое сравнение не идёт со «Спасителем мира» Леонардо да Винчи, ушедшим с молотка за $450,3 млн. Такая же ситуация и с другими шедеврами мужской руки, проданными коллекционерам за девятизначные суммы.


Марлен Дюма «Зло банально» (1984) / Van Abbemuseum, Eindhoven

Сложившаяся ситуация неустанно меняется, однако крайне важно повышать общественную осведомлённость о проблеме и обращать внимание на то, чьей руке принадлежат произведения в галереях. Стоит помнить, что именно выставленные, а не хранящиеся в резервах, подальше от глаз созерцателей, работы составляют историю искусств. Кроме того, женщины должны осознавать свой, равный мужскому, творческий потенциал и без прищура смотреть на истинное положение вещей

Кроме того, женщины должны осознавать свой, равный мужскому, творческий потенциал и без прищура смотреть на истинное положение вещей

Продолжать стремиться к признанию, идя по витиеватому пути художника. Придерживаться философии Джорджии О’Киф: «Мужчины принижают меня, называя лучшей женщиной-художницей. Я считаю, что являюсь одним из лучших художников»

Кроме того, женщины должны осознавать свой, равный мужскому, творческий потенциал и без прищура смотреть на истинное положение вещей. Продолжать стремиться к признанию, идя по витиеватому пути художника. Придерживаться философии Джорджии О’Киф: «Мужчины принижают меня, называя лучшей женщиной-художницей. Я считаю, что являюсь одним из лучших художников».

Фото: римская фреска в Casa del Chirurgo в Помпеи (1 век н.э.)

Наследие

Первая персональная выставка Моризо состоялась в 1892 году, а два года спустя французское правительство приобрело ее картину маслом «Молодая женщина в бальном платье».За свою жизнь Мориpо продала около 30 картин. Учитывая, что ей не нужно было обеспечивать себя, она уступала свои полотна по ценам ниже рыночных. Из 850 картин, пастелей и акварелей, которые она создала за свою карьеру, большинство так и осталось в коллекции ее семьи.

Молодая женщина в бальном платье

Однажды в своем письме своей сестре Берта писала: «Похоже, что я прожила свою жизнь, ничего не добившись, продавая свои работы по низким ценам. Это ужасно удручает». К слову, Эдма получила художественное образование именно у Берты, но бросила живопись когда она вышла замуж.В свидетельстве о смерти Берты Моризо было указано «без профессии». Эссе поэта и философа Поля Валери 1926 года под названием «Тетя Берта» отождествляло картины Моризо с женской практикой ведения журналов XIX века, увековечивая странный, любительский взгляд новаторского художника. Но Моризо была не просто любителем: ее вклад в историю искусства постепенно возрождается, раскрывая взгляды на женскую обыденность. Берта Моризо получила воспаление легких и скончалась 2 марта 1895 года в возрасте 54 лет.

Образование и обнажённая натура

В размышлениях на тему о том, почему так малому количеству женщин удалось добиться известности в искусстве, самым распространённым и очевидным аргументом является отсутствие доступа к художественному образованию. На протяжении долгих веков единственным шансом для девочки обучиться мастерству была лишь удача родиться в семье творцов. Так Артемизия Джентилески, дочь тосканского художника, с детства демонстрировала колоссальные успехи в живописи. В итоге она стала первой женщиной в истории, избранной в члены старейшей в Европе Академии изящных искусств во Флоренции. К сожалению, такой сценарий был лишь исключением, подтверждающим правило.

От эпохи Возрождения до конца XIX века основой академической живописи было умение изобразить обнажённую натуру. Ситуация, в которой женщина могла расположиться за мольбертом в мастерской перед раздетой моделью, не представлялась возможной. Запрет на рисунки человеческого тела напрочь лишал женщин возможности соревноваться с мужчинами в художественном мастерстве. Им оставалось создавать работы в жанре портрета, пейзажа или натюрморта, не имевших в то время ни малейшего шанса обрести статус «великих».


Проперция де Росси / The Trustees of the British Museum

Однако не все сумели смириться с подобным положением дел. Итальянка Проперция де Росси решительно вторглась в мужское царство скульптуры, когда в 1524 году выиграла право оформить западный фасад Базилики Сан-Петронио. В своих мраморных барельефах де Росси продемонстрировала исключительное знание анатомии. До деталей проработанные мышцы с головой выдавали Проперцию: она явно видела мужское тело в движении, что не могло не стать поводом для многочисленных сплетен.

Непрекращающиеся грязные слухи, распространяемые завистниками, привели к тому, что художница была вынуждена оставить работу. Она стала одной из четырёх представительниц прекрасного пола, которых Джорджио Вазари удостоил включить в свои знаменитые «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов». И, тем не менее, несмотря на талант и исключительное упорство, Проперция умерла в нищете.


Проперция де Росси «Иосиф и жена Потифара» (1526) / Museo di San Petronio, Bologna

11.11.2018 Была ли Берта Моризо «железной леди» искусства?

Берта Моризо — это удивительное сочетание свободомыслия и благоразумия. Мне кажется, на основе ее биографии получился бы отличный фильм с захватывающим сюжетом и трогательной историей любви. В ее жизни было столько препятствий, удивительных встреч и соблазнов! Но она смогла не поддаться и использовать их в своих целях.

Берта Моризо — внучатая племянница Фрагонара. В ее семье с особым трепетом относились к живописи, и обе сестры Моризо прекрасно рисовали. Берта верила в свой талант и мечтала стать художницей. Глядя на сестру, которая после замужества бросила краски, Берта не спешила замуж. Она училась у Камиля Коро, ее работы выставлялись в Парижском салоне.
 

 

Берта Моризо. «Портрет Эдмы. (Сестра)»

Но XIX век — это время, когда женщин-художниц не воспринимали всерьез… Им даже запрещалось учиться в Школе изящных искусств, да и в обществе мужчин-художников им не следовало находиться… Супруги Моризо мечтали дать полное образование своим дочерям, и у сестер был не только хороший учитель живописи — у них была собственная мастерская в доме! Берта и Эдма ходили в Лувр, чтобы копировать работы, а мама покорно сопровождала дочерей, дабы сберечь их репутацию.
 

Берта Моризо. «У колыбели»

Именно в Лувре и произошла судьбоносная встреча Берты Моризо. Там ее познакомили с Эдуардом Мане. Художник-бунтарь был поражен не только красотой девушки, но и ее творчеством: он не переставал восхищаться ее способностью вписать фигуру в пейзаж. Говорят, он даже был причастен к первой продаже картины Берты. Ну как тут не влюбиться? И между ними завязался роман… Творческий.
  

Эдуард Мане. «На балконе»

Мане очень долго не мог найти подходящую модель для своей новой картины, и ею стала Берта. Помните, что Берта Моризо — добропорядочная дама? Однако она не могла отказаться от возможности побывать в мастерской Мане и посмотреть на процесс создания картины, и согласилась позировать для картины «На балконе». Но пришла она туда, конечно, в сопровождении матери.

Берта стала частью «кружка Мане», в котором ее уважали и ценили, но никогда не посещала вечерние посиделки художников в кафе. Она стала первой женщиной-импрессионистом и приняла участие в их самой первой выставке. В их поддержку она отказалась от экспозиции работ в Академии, но не поступилась принципами.

Мане написал 16 ее портретов! А Берта дарила ему свои полотна. В них нет места обнаженному телу и непристойным сценам, а в ее жизни нет места порывам чувств. Она прекрасно понимала, что у Мане есть семья, с которой он не собирался расставаться, а она для него — лишь мимолетное увлечение.

 

Эдуард Мане. «Букет фиалок»

Эдуард Мане. «Портрет Берты Моризо с букетом фиалок»

Эдуард Мане. «Отдых. Портрет Берты Моризо»

Но имя Мане навсегда осталось с Бертой. Она вышла замуж за брата Эдуарда — Эжена и была невероятно счастлива. Эжен верил в ее талант: развешивал ее работы на выставках, носил за ней мольберт с красками, следил за отзывами и продавал картины жены. Она же писала портреты его и их дочери Жюли.

Берта Моризо. «Эжен Мане с дочерью в саду»

Эдуард Мане завершил их творческий роман картиной «Букет фиалок». На ней веер и фиалки с первых портретов Берты, а еще лист бумаги с надписью «Мадемуазель Моризо».

Образ Берты художник хранил в душе и неустанно восхищался тем, с каким мастерством она вписывает фигуру в пейзаж.

Берта Моризо. «Гавань в Лорьяне»
 

Удивительно светлые краски и лирические сюжеты — вот как можно охарактеризовать творчество Берты Моризо. Ее ценили и уважали как импрессионисты, так и представители академической живописи. Она смогла сделать себе имя из сдержанности, поступков, упорства и таланта. Иногда я даже задумываюсь: что было в ней больше — хладнокровного расчета или простой добропорядочности?

Как думаете, как бы сложились судьбы Моризо и Мане, дай она волю чувствам к Эдуарду?


 

Берта Моризо-Мане с дочерью и Эдуардом Мане

Семья Берты

Берта Моризо родилась 14 января 1841 года в Бурже, Франция. Отец Берты Моризо был высокопоставленным государственным чиновником, а ее дед — влиятельным художником в жанре рококо Жан-Оноре Фрагонар. Художественный талат проявился у Берты и ее сестры Эдмы еще в детстве. И несмотря на гендерные стереотипы того времени (женщинам не позволено было участвовать в официальных художественных сообществах), сестрам удалось заслужить уважение в творческих кругах благодаря своему природному таланту. Как и Мари Браккумон, Мэри Кассат и другие известные женщины-художницы эпохи, Моризо избегала городских уличных сцен и обнаженных фигур, которые изображали мужчины-импрессионисты. Берта сделала акцент на ежедневные бытовые сцены, сосредотачиваясь на сюжетах с лодками, садом, домашних интерьерах и портретах семьи и друзей, которые олицетворяют комфорт и тепло семейной жизни и дружбы.

Сестры

Чтобы набраться опыта сестры отправились в Париж в конце 1850-х. Там они изучали живопись и копировали работы Лувра под руководством Джозефа Гишара. Также они брали уроки живописи у пейзажиста и художника Барбизонской школы Жана-Батиста Камиля Коро, который передал им знания о работе на открытом воздухе. Впервые Берта выставила свои работы в престижном государственном салоне в 1864 году. После успешного дебюта она получила право на участие в салоне в течение 10 последующих лет. Спонсируемый правительством и оцениваемый академиками, Салон был официальной, ежегодной выставкой Академии изящных искусств в Париже.

Источники

  • Денвир, Б. (2000). Хроника импрессионизма: интимный дневник жизни и мира великих художников . Лондон: Темза и Гудзон. OCLC  
  • Хигонне, Энн (1995). Берта Моризо . Беркли: Калифорнийский университет Press. ISBN  0-520-20156-6
  • Тернер, Дж. (2000). От Моне до Сезанна: французские художники конца XIX века . Grove Art. Нью-Йорк: St Martin’s Press. ISBN  0-312-22971-2
  • Мане, Жюли, Розалинда де Боланд Робертс и Джейн Робертс. Взросление с импрессионистами: дневник Жюли Мане . Лондон: Публикации Sotheby’s, 1987.
  • Шеннан, Маргарет (1996). Берта Моризо: первая леди импрессионизма . Страуд: Sutton Publishing. ISBN  0-7509-2339-3

Материнство

Колыбель, Берта Моризо, 1872 год. Фото: kazoart.com.

Эта картина с изображением матери и ребёнка была показана на Первой выставке импрессионистов в 1874 году. Женщина сидит на стуле, склонившись над детской кроваткой, в которой спит ребёнок. Это сестра Берты Эдма со своим маленьким ребёнком.Белый цвет доминирует на холсте, но сквозь белую краску просвечивают другие оттенки. В центре — мать с каштановыми волосами и в тёмно-синем платье. Она смотрит на своего ребёнка со смесью любви и усталости. Её взгляд показывает как радости, так и трудности материнства. Берта, будучи матерью, как никто другой хорошо знала об этом.

Однако ей не нравилось изображать себя в роли матери, опасаясь, что её не воспримут всерьёз как профессионального художника.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: