Франко дзеффирелли

Франко дзеффирелли (franco zeffirelli) - биография, новости, личная жизнь, фото - stuki-druki.com

«Укрощение строптивой» (1967). Художник по костюмам Данило Донати

В молодости Франко работал ассистентом у режиссера Лукино Висконти. Но первый свой фильм он снял только в возрасте 43 лет. Этому предшествовала долгая и успешная работа в оперном и драматическом театрах. При этом кино занимало все его мысли. Он хотел экранизировать пьесу Уильяма Шекспира «Укрощение строптивой» с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни в главных ролях. К сожалению, продюсеры сразу заявили, что выходить на мировой уровень нужно только с британскими кинозвездами. Проектом заинтересовался английский актер Ричард Бартон, который нашел недостающие для съемок средства и привел в фильм свою супругу, голливудскую диву Элизабет Тейлор.

Платья Тейлор, по ее настоянию, делала американский художник по костюмам Айрин Шарафф, одевавшая ее в «Клеопатре». Но справиться со сложной фигурой Ричарда Бартона (он был невысоким, имел узкие плечи и большую голову) смог только друг режиссера Данило Донати. Он взял за источник вдохновения итальянские портреты начала шестнадцатого века и придумал Бартону костюмы с объемными рукавами, которые скрыли недостатки фигуры актера и сделали его визуально более мужественным и брутальным.

Успех «Укрощения строптивой» принес художникам по костюмам номинацию на «Оскар», а режиссеру открыл новые горизонты в кино.

«Отелло» (1986). Художники по костюмам Анна Анни и Маурицио Милленотти

Идею фильма-оперы «Отелло» Дзеффирелли предложил Пласидо Доминго, который уже нашел для этого проекта финансирование. Впечатление от прекрасного исполнительского состава и эффектных декораций усилили костюмы, созданные художниками по костюмам Анной Анни и Маурицио Милленотти. Анни (флорентийская подруга не раз помогавшая ему с костюмами в оперных постановках) отвечала за главных персонажей и актеров второго плана.

Милленотти же делал доспехи, взяв за образец экспонаты из музея Стибберта во Флоренции. Так же он занимался эпизодниками и массовкой, включавшей в себя офицеров, далматинцев, киприанок, дервишей и прочих. Всего для фильма было создано 1580 костюмов. При создании платьев Дездемоны (в исполнении Кати Ричарелли) и знатных венецианок Анна Анни черпала вдохновение в работах Тициана и других венецианских портретистов XVI века. Роскошные костюмы были номинированы на премию «Оскар».

Виолетта

А потом в болезненном видении Виолетты мы переносимся в начало первого акта, и дальше в фильме события разворачиваются, как и в опере с некоторыми не очень значительными купюрами. Но перед нами в ритме вальса проносится всё та же история, о том, что самое большое счастье (как и несчастье) человеку может принести только другой человек, и что нельзя построить своё счастье, лишив счастья других.

Виолетта — царица ночи в Париже, и в своём особняке она устраивает бал, где в роскошных апартаментах роскошная публика предаётся роскоши человеческого общения. Виолетта только оправилась после приступа болезни и хочет в веселье найти жизненную силу и энергию. И на влюблённого в неё провинциала Альфреда она поначалу смотрит как на очередной плод с древа весёлой парижской жизни, который неплохо было бы и сорвать, так сказать, для поправки здоровья. А почему бы и нет? — Альфред молодой, красивый, здоровый, провинциальный медведь. И Виолетта его застольную песню «Высоко поднимем мы кубок веселья…» подхватывает:«В словах этой песни глубокая правда…».

Роль Виолетты в фильме Дзеффирелли играет замечательная Тереза Стратас, которая в этой сцене демонстрирует свой особый голос — звонкий, вот как звон хрустальных бокалов.

Тереза Стратас замечательна не только как певица, но и как человек, способная и в жизни на неординарные поступки. Некоторое время она даже помогала матери Терезе в уходе за тяжелобольными людьми.

«Ромео и Джульетта» (1968). Художник по костюмам Данило Донати

«Дебют комедией Шекспира напомнил мне, что и в театре шестью годами ранее я начинал с Шекспира, с „Ромео и Джульетты“ в „Олд-Вике“, — писал Дзеффирелли в „Автобиографии“, — Так почему не пойти по этому пути дальше? Я поговорил об этом с Ричардом , и он с энтузиазмом поддержал меня:

— Чего ты ждешь? Ты единственный человек, способный объединить Шекспира и кино».

В результате Дзеффирелли снял самую успешную за всю историю кино экранизацию пьесы «Ромео и Джульетта». Немаловажную роль в ней сыграли костюмы, выполненные тем же Данило Донати, получившим за них заслуженный «Оскар». Выразительные объемы, сложные сочетания фактур и цвета с тех пор стали фирменным почерком художника, который пришелся по душе таким режиссерам-визионерам, как Пьер Паоло Пазолини и Федерико Феллини. В творческом тандеме с ними Донати сделал фильмы «Царь Эдип», «Евангелие от Матфея», «Амаркорд», «Сатирикон», «Казанова Феллини» и другие.

При работе над «Ромео и Джульеттой» Донати снова отталкивался от творчества художников итальянского Ренессанса. Так, например, одно из платьев Джульетты было создано под впечатлением от работы Якопо делла Кверча «Надгробие Иларии дель Карретто».

О жизни и смерти

У нас тут в Минске весна всё-таки проклёвывается, как птенец из скорлупы. Весна — без сомненья, самая жизнеутверждающая пора года и тянет написать про что-нибудь жизненное. Стихи там какие-нибудь про любовь. Или ликбез об основах художественного реализма в опере и кино.

А что, в истории искусства разве есть период более жизнеутверждающий, чем период художественного реализма, сформировавшегося как направление в творчестве к середине 19-го века? Это когда художники перестали летать в облаках, а спустились с небес на грешную землю и вместо олимпийцев всех мастей, эльфов и валькирий с нибелунгами обратили внимание на простых смертных. Темой их произведений стала окружающая жизнь, а главными персонажами этих произведений стали совсем «негероические» герои — цирюльники, например

Виолетта Валери из оперы Джузеппе Верди La Traviata («Блудница»), первая постановка которой состоялась в Венеции в театре «Ла Фениче» 6 марта 1853 года — и есть пример такой «негероической» героини. Её прототипом стала реальная современница Верди парижская куртизанка Мари Дюплесси (1824—1847). Либретто оперы создавал Франческо Пьяве на основе драмы А. Дюма-сына «Дама с камелиями», на которого также произвела впечатление смерть Дюплесси.

История дамы с камелиями является одной из самых печальных повестей на свете. Но это одновременно одно из самых жизнеутверждающих художественных произведений

Хотя главная героиня оперы неотвратимо умирает от туберкулёза, здесь смерть не побеждает, а как бы придаёт ценность и важность, казалось бы, ничем особо не выдающейся для человечества жизни героини

В стотысячный раз (а для кого-то может быть и в первый раз) обратимся к опере «Травиата» — на этот раз в киноверсии итальянского режиссёра Франко Дзеффирелли. На мой взгляд, это произведение как нельзя лучше подходит для ликбеза на тему художественного реализма оперы и кино — вердизм, веризм, киноязык и язык музыки.

Этот фильм-опера был выпущен в 1982 году. В главных партиях: Тереза Стратас, Пласидо Доминго, Корнелл Макнейл. Хор и оркестр «Метрополитен-опера», дирижёр Джеймс Левайн. Костюмы Пьеро Тоси.

Franco Zeffirelli

Дата рождения
12.02.1923
Дата смерти
15.06.2019
Профессия
театральный деятель
Страна
Италия

Итальянский режиссер и художник. Начинал ассистентом у Висконти. В середине
50-х годов дебютировал в Ла Скала (среди постановок «Итальянка в
Алжире» Россини, 1953; «Миньон» Тома, 1958; «Турандот», 1983).
Работал в Ковент Гардене («Лючия ди Ламмермур», 1959; «Тоска»,
1964), Венской опере («Дон Жуан», 1972; «Кармен», 1978), поставил в
Далласе «Травиату» (1958) с Каллас.

Среди постановок последних лет «Дон Жуан» (1990, Метрополитен
Опера), «Дон Карлос» (1992, Ла Скала), «Кармен» (1996, Метрополитен
Опера). Автор киноверсий опер «Богема» (1963, дирижер Караян,
солисты Д. Раймонди, Френи), «Травиата» (1982, дирижер Ливайн,
солисты Стратас, Доминго), «Отелло» (дирижер Маазель, в главных
ролях Доминго, Риччарелли) и др.

Дзеффирелли создал также ряд известных художественных фильмов:
«Ромео и Джульетта» (1968), «Иисус из Назарета» (1977) и др. Автор
либретто оперы «Антоний и Клеопатра» Барбера (1966, Нью-Йорк). В
1989 Ла Скала показал на гастролях в Москве его спектакль
«Турандот».

Стиль Дзеффирелли отличает классическая ясность, точность и
реалистичность деталей, сочетаемая с проникновением в драматическую
сущность действия.

Е. Цодоков

Публикации

Асмик Григорян в опере «Мадам Баттерфляй» на Арене ди Верона 13.10.2023 в 16:01

Триумф Анны Нетребко на Арене ди Верона 20.09.2023 в 10:59

Когда ковид хуже чахотки: «Травиата» на Арене ди Верона 26.09.2021 в 18:11

О 619-м представлении «Тоски» в Венской опере 04.06.2021 в 15:10

Продолжение беседы Бориса Блоха и Николая Овчинникова 07.08.2020 в 17:06

Verdi Opera Night в Арена ди Верона 13.09.2018 в 13:42

Новой постановкой «Кармен» открылся 96-й фестиваль в Арена ди Верона 07.07.2018 в 14:15

Об одном представлении «Богемы» Пуччини в Венской опере 10.10.2017 в 01:22

95-й оперный фестиваль в Арена ди Верона 02.10.2017 в 18:33

«Арена ди Верона» в отсутствие премьер (operanews.ru) 21.09.2015 в 20:00

Арена ди Верона — 2014: панорама (operanews.ru) 01.09.2014 в 12:38

«Богема» Пуччини в сезоне трансляций из «Метрополитен-оперы» 01.06.2014 в 20:48

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»… 19.10.2013 в 22:06

Двадцатый сезон в Арене: усталость, энтузиазм и вечная любовь (operanews.ru) 09.09.2012 в 20:50

«Дон Жуан» в Арена ди Верона (operanews.ru) 08.07.2012 в 13:07

«Паяцы» в театре «Филармонико» в Вероне (operanews.ru) 12.02.2012 в 17:35

Арена ди Верона: трудные времена 21.07.2008 в 13:09

Дзеффирелли привез «Паяцев» в Москву 03.10.2007 в 13:12

«Аида» Франко Дзеффирелли в Милане 11.01.2007 в 10:41

«Ла Скала» открывает сезон «Аидой» Дзеффирелли 07.12.2006 в 18:33

Фестивальное лето 2004: Aрена ди Верона 01.08.2004 в 10:16

Виолетта из Буссето 17.12.2003 в 14:14

«Травиату» застраховали на $1,5 млн 10.12.2003 в 19:50

Фанни Ардан: «Марию Каллас любит весь мир» 10.07.2003 в 15:33

Каллас навсегда: новый фильм Франко Дзеффирелли 03.10.2002 в 01:15

биография

Франко Дзеффирелли происходил из семьи Леонардо да Винчи .

Брошенный ребенок и возложен на Инноченти детский дом , Франко Дзеффирелли прибывает на Z день . Его мать, влюбленная в Моцарта , решает зарегистрировать его под фамилией Дзеффиретти , но ошибка со стороны секретаря превращает его в Дзеффирелли. В самом начале ему повезло, что его взяла в руки старая англичанка из общины, живущей во Флоренции, которая научила его своему языку и заставила открыть для себя Шекспира , шок его жизни.

Франко Дзеффирелли начал свою артистическую карьеру в качестве помощника Лукино Висконти . Сначала он последовал за ним в театр, а затем в кино, где снимались в фильмах «Трепетная земля» (La Terra trema) и « Сенсо» .

К концу 1950-х Дзеффирелли начал карьеру оперного режиссера, которая длилась несколько десятилетий и привела его к регулярной работе в Ла Скала в Милане и Метрополитен-опера в Нью-Йорке . В частности, он руководит Марией Каллас в «Травиате» в Далласе в1959 г., Тоска в Лондоне и Париж в1964 г.и Норма в Париже в1964 г. а также 1965 г.. В 1966 году в Нью-Йорке он открыл оперный театр Линкольн-центра , руководя созданием оперы Сэмюэля Барбера « Антоний и Клеопатра » , для которой он также написал либретто. Критическая реакция единодушно отрицательная.

Франко Дзеффирелли и Оливия Хасси во время съемок фильма « Ромео и Джульетта» в 1967 году.

В , он направляет экранизацию пьесы Шекспира « Ручная строптивая» с Элизабет Тейлор и Ричардом Бертоном в главных ролях . Фильм был значительный успех, который предложил ему адаптироваться Ромео и Джульетту в следующем году, с Леонард Уайтинг и Оливия Хасси, двое молодых незнакомцев в заглавных ролях: он является британский актер , родившийся30 июня 1950 г.в Лондоне  ; она аргентинская актриса , родившаяся17 апреля 1951 г.в Буэнос-Айресе . Режиссером впервые были задействованы актеры реального возраста ролей. Музыка Нино Рота внесла свой вклад в успех фильма, величайшего в карьере Дзеффирелли. «Ромео и Джульетта» получили четыре номинации на «Оскар» и выиграли две (лучшая фотография и лучшие костюмы).

В 1970-е годы он снял два вдохновленных религиозными мотивами фильма: « Франциск и путь Солнца» (о жизни святого Франциска Ассизского ) с Грэмом Фолкнером и мини-сериал « Иисус из Назарета», название которого интерпретирует английский актер Роберт Пауэлл. роль в особенно представительном актерском составе ( Лоуренс Оливье , Род Штайгер , Кристофер Пламмер и другие). Этот фильм о жизни Иисуса, снятый по просьбе Папы Павла VI , пользуется успехом. Когда одиннадцать лет спустя режиссер Мартин Скорсезе затронул ту же тему в «Последнем искушении Христа» , Дзеффирелли занял полемическую позицию против фильма своего американского коллеги, назвав его «чистым продуктом еврейской культурной подделки Лос-Анджелеса. следит за малейшей возможностью атаковать христианский мир ».

Кроме того, можно отметить глубокое уважение, проявленное Дзеффирелли к иудаизму с первых минут его « Иисус из Назарета» . Очевидная строгость, которую он использует, чтобы представить характер Иисуса как неотъемлемую часть еврейского контекста того времени, тот факт, что работа выражает открытость, инициированную католической церковью во время Второго Ватиканского Собора , и, в частности, иллюстрирует заявление Nostra Ætate , который признает еврейские корни христианской веры, может сделать фильм Дзеффирелли, среди прочего, просветительским инструментом против антисемитизма в христианском мире.

Панорамный вид оперы Франко Дзеффирелли Кармен Бизе на арене Вероны в 2016 году.

В конце 1970-х он уехал в США, где поставил «Чемпион» и « Un amour infini» , две мелодрамы, которые были холодно приняты критиками. В 1980 — х годах , он вел оперы фильма , такие как Травиаты в1982 г.и Отелло в1986 г.. Он возвращается к Шекспиру в1990 г.с версией Гамлета с Мэлом Гибсоном в главной роли и Хеленой Бонэм Картер в « Офелии» . В конце своей карьеры он снял Un thé avec Mussolini , в значительной степени автобиографический фильм о его детстве во Флоренции; новая киноверсия « Джейн Эйр» по роману Шарлотты Бронте с Шарлоттой Генсбур в главной роли и, наконец, биографический фильм « Каллас навсегда» с Фанни Ардан .

В отличие от Лукино Висконти , его первого наставника, известного своей близостью к итальянской коммунистической партии , Франко Дзеффирелли явно придерживается правых взглядов; он был избран сенатором в 1994 году под лейблом Forza Italia , а затем переизбран в 1996 году .

В 1996 году он объявил себя гомосексуалистом , но впоследствии оставался очень сдержанным в отношении своей личной жизни.

Он умер на 15 июня 2019 г.,в Риме , в возрасте 96 лет. Он похоронен на кладбище Порт-Сент во Флоренции .

Падшая

Пояснить этот самый вердизм легко на названии оперы La Traviata. Если б это было просто частной историей о парижской куртизанке, то Верди, известного своей прямотой, уверен, оперу так бы и назвал. Однако traviata («заблудшая», от traviare — блуждать, блудить) — это уже о тех блудницах, о которых сказано, что «они вместе с жуликами и ворами первыми идут в царство небесное». Это о той блуднице, которой «прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много».

Режиссёр Франко Дзеффирелли — вердист. В своём фильме он в интерпретации «травиаты» идёт ещё дальше. В последних сценах, во время дуэта «Parigi, o cara», когда Альфред и Виолетта, мечтая обрести счастье в далёком краю, режиссёр переносит их в видении Виолетты к огромному зеленеющему дереву, залитого солнечным светом и исполненного силы и жизни. Виолетта, взяв за руку Альфреда, идёт к этому прекрасному дереву такая счастливая, такая безмятежная — вот как, наверное, праматерь наша Ева стояла возле древа жизни в раю с Адамом ещё до своего падения.

Причастие реальности

Как мудро формулируют искусствоведы, реализм — правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, имеющимися в распоряжении того или иного вида художественного творчества. В широком смысле слова, реализм присущ искусству в той или иной степени был всегда. Это, образно говоря, стремление человека к соприкосновению с реальностью, или — как ещё говорят, к причащению действительности.

Хотя можно сказать и по-другому. Реализм — это когда реальность стремится соприкоснуться с человеком. Не так ли?

Реализм — понятие многоплановое, и в нём самом есть много отдельных течений. В основном разница между этими течениями состоит в разном соотношении объективности с одной стороны и авторской субъективности с другой.

В реалистической опере такими течениями реализма часто называют веризм и вердизм. Хотя, конечно, всё это достаточно условно, и в чистом виде веризм и вердизм не встречаются.

Веризм — стремление уменьшить в произведении субъективную сторону. То есть когда автор как можно меньше выражает в произведении себя и своё собственное отношение к содержанию произведения. Веризм не стремится к обобщениям, типизации характеров персонажей, назидательности. Но любит погружаться в бытовые и психологические детали. Классическим примером веризма обычно называют оперу «Паяцы» Леонкавалло, где языком оперы рассказывается просто частная история, свидетелем которой композитор оказался.

Соответственно вердизм, символом которого и стал Верди, это обратное веризму. Вердист не только отображает какой-то частный случай жизни, но и стремится к обобщениям, параллелям, типизации фактов действительности. Вплоть до того, что жизненные рассказы могут приобретать значения притчи.

Личная жизнь

Долгое время Франко Дзеффирелли не рассказывал о подробностях своей личной жизни журналистам. Это объясняется тем, что он является представителем гомосексуалистов. В Европе умалчивание подробностей личной жизни считается хорошим тоном.

Однако в одном из интервью он заявил, что его первый опыт общения с девушками случился в 16 лет. Впоследствии гомосексуальная натура стала доминирующей. Однополая любовь во Флоренции была распространенным явлением.

Режиссер Франко Дзеффирелли отличается тем, что показывает в каждой своей работе силу юности и молодость убеждений. Любая его картина становится шедевром, подкупая зрителей идеальным сочетанием актеров и обсуждением вечных тем.

Finita

Смерть — одна из важных тем для реализма, который не избегает малопривлекательных сторон жизни, в отличие от гламурно-позитивного искусства.

И умирающей Виолетте у Верди посвящён весь третий акт «Травиаты». Всё это время мы рядом со страдающей одинокой героиней.

А на улице день карнавала. Выглянув в окно она видит Альфреда. Но короткая надежда покинуть этот край страданий и найти приют, где они снова обретут счастье, быстро проходит. Судьба просто дала им возможность сказать друг другу последнее «прощай».

Как странно. У Верди, когда Виолетта чувствует приближение смерти звучит та же самая тема «Di quell’amor ch’e’ palpito», как и тогда, когда она почувствовала приближение любви. И душа героини замирает на несколько секунд в предчувствии какой-то новой жизни, прежде чем сердце Виолетты Валери навсегда остановилось.

24-02-2014

«Альфред, Альфред…»

Где реализм, там нет опереточных злодеев. Реализм избегает стопроцентных негодяев, равно как и стопроцентных позитивных героев без страха и упрёка. Потому что человек сложен. Альфред, который принёс счастье Виолетте, приносит ей и горе унижения.

Партию Альфреда в фильме Дзефирелли играет Пласидо Доминго. В сцене «страшной мести» это страдающий от раненого мужского самолюбия человек, немного инфантильный, но ничуть не инфернальный.

Партия Жорж Жермона играет американский баритон Корнелл Макнейл. Кроме замечательного голоса Макнейл обладает каким-то инфернальным умением перевоплощаться на уровне физиономии (или так умело себя гримирует).

Жорж Жермон — сложный персонаж. Это человек из провинции, причём считающий свою провинциальность достоинством в противовес всем этим городским штучкам. Он любит прямоту и при встрече с Виолеттой сразу переходит к делу без всяких церемоний. Он человек опытный в жизни, и его слова о том, что любовь Альфреда может быть не вечной, показывает нам человека без сантиментов.

Но его подводит ставшее естественным для людей из приличного класса лицемерие. При встрече с Виолеттой он играет роль — роль любящего отца блудного сына, растрачивающего отцовские средства на блудниц. Правда, в случае с Виолеттой эту роль приходится быстро забыть, так как оказывается, что она тратит на его «блудного сына» своё состояние, а не наоборот. Играть роль отца из евангельской притчи Жорж Жермон пытается и при встрече со своим сыном. Но и здесь его ожидает неудача.

Личная жизнь

Легендарному деятелю искусства не раз удалось испытать самое главное человеческое чувство. Мужчина откровенничал, что много любил, а сама любовь была одновременно и болезнью, и лекарством.

В 1996 году Франко сделал заявление, касающееся личной жизни: он признался, что является гомосексуалом (термин «гей» предпочитал не использовать из-за «неизящности»). В течение нескольких лет его связывали близкие отношения с Лукино Висконти, также не скрывавшим свою сексуальную ориентацию.

Дзеффирелли усыновил мальчиков Пиппо и Лучано, дети занимались делами отца в последние годы жизни.

Что касается личных предпочтений, то итальянец страстно болел за футбольный клуб «Фиорентина», считал непревзойденным режиссером Чарли Чаплина, выделял Федерико Феллини, Григория Чухрая, Владимира Наумова, Иосифа Хейфица.

Голос жизни

Реализм и оперное пение — один из обсуждаемых вопросов до сих пор. Главный «упрек» опере состоит в том, что в реальной жизни люди не поют. Ради жизненности были даже попытки полностью избавится в опере от арий и оставить только речитативы.

Но крайности в большинстве случаев это всегда творческий тупик. Оперный реализм в пении пошёл срединным путем. Реализм не отказывается от арий, но стремится к большей естественности, избегая вокальных спецэффектов, демонстративной техничности или колоратуры, как эти вокальные спецэффекты еще называют.

Верди и от колоратуры не отказывается, но использует колоратурное пение для драматических целей. В опере «Травиата» признание Альфреда в любви — мистической и возвышенной — ставит Виолетту перед выбором: выбрать счастье сердца или продолжить быть свободной и беспечной царицей чужих ночей. И это выражено в арии и кабалетто, которые Виолетта последовательно поёт в самом конце первого акта.

Первая ария мелодичная и безыскусная «Ah, fors’e’ lui che l’anima» («Не ты ли мне в тиши ночной…»), где она отдаётся незнакомому ей ещё чувству.

Потом Виолетта пугается этого чувства, и звучит кабалетта «Sempre libera degg’io» («Быть беспечной быть свободной…»), где она в колоратурных руладах пытается скрыться от зовущего её голоса Альфреда.

Стремление к реализму меняет и характер звучания музыки в опере. Например, у Моцарта в его операх музыка как бы следует за движением интонации голоса героев. У Моцарта очень, если так можно сказать, «разговорная» музыка. У Верди музыка следует за движением сердца героев. Верди в музыке обнажает сердца.

Для примера, сцена Виолетты и Альфреда, после того, как её посетил отец Альфреда и вынудил её расстаться с возлюбленным. Именно в этой сцене звучит очень короткая уже бессмертная тема Виолетты всего из одной фразы «Amami, Alfredo, quant’io t’amo. Addio».

«Брат Солнце, сестра Луна» (1972). Художник по костюмам Данило Донати

Этот фильм о святом Франциске Ассизском Дзеффирелли задумал, находясь в больнице после ужасной автокатастрофы, в которую попал по вине актрисы Джины Лоллобриджиды.

Режиссер хотел вывести на передний план не только самого святого, но и его сподвижников. В этой роли Дзеффирелли видел музыкантов группы «Битлз», но из-за их чрезмерной занятости от идеи пришлось отказаться.

И снова на фильм был приглашен в качестве художника по костюмам Данило Донати, который виртуозно разделил все пространство картины на два мира: аскетичный — Франциска и его последователей, одетых в рубище; и чрезмерный — дворян и папское окружение, наряженных в тяжелые, душащие их одежды.

«Чай с Муссолини» (1999). Художники по костюмам Анна Анни и Дженни Бивен

Наполовину автобиографический фильм «Чай с Муссолини» Дзеффирелли также задумал очень давно, еще в 1953 году, но продюсеров для него удалось найти только в 1998-м. За несколько лет до этого, приступая к работе над фильмом «Джейн Эйр» (1996), Дзеффирелли хотел, чтобы классическую английскую историю одевал именно британский художник по костюмам. Так в проект была приглашена Дженни Бивен. После «Джейн Эйр» Дзеффирелли позвал ее на «Чай с Муссолини», где она также отвечала за костюмы всех английских персонажей. Для «скорпионш» — англичанок, живших в то время во Флоренции и опекавших юного Франко, в исполнении британских звезд Мэгги Смит, Джоан Плоурайт и Джуди Денч — Дженни использовала много винтажной одежды 1920-х годов из своего любимого прокатного ателье Cosprop.

Итальянских персонажей одевала Анна Анни. «Мне было несложно воссоздать этот предвоенный мир, который я хорошо знала, поскольку это время пришлось на мою юность, — рассказывала Анна Анни, — Я пыталась оживить это время по своим воспоминаниям. Также для фильма я изучала старые фотоснимки, не студийные портреты, а семейные фотографии рабочих, ремесленников, фермеров на полях, партизан. Все это, в сочетании с поиском подлинной одежды, позволило нам вернуть атмосферу того времени и создать настоящих мужчин и женщин, а не стереотипных персонажей».

Все художники, о которых шла речь в статье, оставили заметный след в театре и кино, работая при этом не только с Дзеффирелли, но и с другими известными режиссерами ХХ века. Но, кроме безусловного таланта, их еще объединяет то, что именно он поддержал их в начале творческого пути.

Сам Дзеффирелли писал в своей «Автобиографии»: «Раздумывая над „флорентийцами с площади Испании“ , я по-прежнему не понимаю, как нам удалось (абсолютно всем!) завоевать блестящие позиции в работе и сделать прекрасную карьеру. Никто, ни один человек не потерялся в пути. Неужели было достаточно постоянного взаимопроникновения сил и энергии, новых идей и постоянного общения, чтобы удача улыбалась каждому? … Загадка нашего движения вперед заключалась как раз в вере в жизнь, в оптимизме, чего бы это не стоило. Именно так, очевидно, нам удалось преодолеть все преграды и трудности».

Это так. Но также и благодаря тому, что сердцем этой компании талантливых ребят был сам Франко Дзеффирелли, который находясь в творческом поиске, вовлекал в него и своих друзей.

Тамбурин жизни

Не стоит объяснять, что музыка в кино, равно как и в драматическом театре, играет роль эдакого эмоционального фона. То есть, если сцена мрачная, то и музыка звучит соответствующая, если сцена весёлая, то и в музыке веселье.

Но хотелось бы поднять один аспект, который при слиянии оперы с кино становится более важным, чем эмоциональный фон

Это то, что Тарковский в кино называл темпо-ритмом и требовал от режиссёров этому темпо-ритму уделять внимание

Каждое событие в нашей жизни имеет свой внутренний ритм. Есть события, которые несутся галопом, есть события. которые тянутся медленно. Вот по ритму сердца легко судить. В одних случаях сердце бьётся быстро-быстро, а в других прямо таки замирает. Вот это и есть, грубо говоря, темпо-ритм, который нужно уметь почувствовать и перенести в драматическую сцену.

В этом отношении опера, соединяясь с кино и драматическим театром, привносит в них уже готовый темпо-ритм. а не только является эмоциональным обрамлением. Все действия актёров находятся в очень жёстких временных и ритмичных границах, которые оперный актёр переступить не может, в отличие от обычного драматического театра.

Замечательная сцена в доме Флоры, куда только что пришли Альфред и Виолетта с бароном. Ритм, который задаёт Верди в этой сложной сцене, и в котором действуют актёры, очень органичный и реалистичный. И в эмоциональном плане музыка в этом отрывке — это вот как бы два соперника двигаются по кругу друг против друга, поглядывая друг на друга и готовясь к вступить в схватку.

Биография

Невероятный жизненный путь, полный триумфов и трагедий, сопровождал Франко Дзеффирелли. Его стук сердца отсчитывал эпоху, а его видение преобразовывало сцену и экран.

Родившись в 1923 году во Флоренции, Франко Дзеффирелли вырос в творческой среде, окруженный искусством. Рано проявив интерес к театру, он поступил во Флорентийскую академию драматического искусства. Однако его амбиции простирались далеко за пределы актерской игры, и вскоре он обратил свой талант к режиссуре.

Ранние постановки Дзеффирелли на сцене принесли ему признание за умелое сочетание классической чувствительности и современного видения. В 1953 году дебют в опере стал началом его долгого и плодотворного сотрудничества с великими оперными театрами мира. Каждая постановка Дзеффирелли была шедевром, демонстрирующим его врожденный талант превращать сцену в завораживающий мир.

В области кинематографа Дзеффирелли прославился эпическими экранизациями классической литературы, такими как “Ромео и Джульетта” (1968), “Укрощение строптивой” (1967) и “Гамлет” (1990). Его новаторский подход, выраженный в смелых визуальных решениях и кинематографических приемах, придал вечной классике новую жизнь, делая ее доступной и захватывающей для нового поколения зрителей.

Заслуги Дзеффирелли как оперного и театрального режиссера были отмечены многочисленными наградами, в том числе тремя премиями “Эмми”, двумя премиями “Тони” и премией “Грэмми”. Он был назначен пожизненным сенатором Италии в 1992 году и получил почетную степень Оксфордского университета в 2004 году.

Дзеффирелли продолжал творить до последних своих дней, оставив после себя неизгладимый след в мире искусства. Его работа продолжает вдохновлять и завораживать, свидетельствуя о его несравненном таланте и страстной преданности искусству.

Ранние годы и образование

Детство Франко Дзеффирелли прошло в атмосфере творчества благодаря его матери, оперной певице.

Отец мальчика, напротив, был юристом и надеялся на продолжение семейной традиции.

Но любовь к искусству у Франко проявилась с ранних лет.

Дзеффирелли, узнав о стремлениях сына, всячески препятствовал его творческим порывам.

Однако это не сломило Франко, наоборот, укрепило его решимость связать свою жизнь с искусством.

После окончания школы Дзеффирелли поступил в Академию изящных искусств во Флоренции, где начал изучать архитектуру.

Но вскоре понял, что его истинное призвание – театр и кино.

Франко перевелся на театральный факультет, где начал изучать сценографию и режиссуру.

Его талант не остался незамеченным, и вскоре он стал одним из самых успешных студентов академии.

Рождение в чужих краях

Родиться вдали от родины – значит с первых дней жизни впитывать чужую культуру, другой менталитет, незнакомый язык. Это может стать как прекрасным подарком, так и тяжёлым испытанием.

Франко Дзеффирелли был рождён в Италии, но видел свет в другом городе. Будущий режиссёр появился на свет во Флоренции, но в доме своей няни. Итальянские законы о гражданстве не признают рождения вне страны, поэтому он стал британцем. Английский паспорт позволил ему избежать военной службы во время Второй мировой войны. Рождение на чужбине дало Дзеффирелли уникальное видение мира, которое повлияло на всё его творчество.

Начало режиссерской карьеры

Принято считать, что режиссерская карьера Франко Дзеффирелли началась со знакомства и последующей многолетней дружбы с Лукино Висконти. Встреча с Висконти определила весь дальнейший путь Дзеффирелли как постановщика. Он прошел путь от ассистента до полноценного художника, проработав с Висконти 14 лет.

В начале своего творческого пути Дзеффирелли работал помощником режиссера, отвечал за костюмы, а затем и за постановки. В качестве помощника режиссера в начале 1950-х годов он работал на съемочной площадке фильма “Рокко и его братья”. На этот же период пришелся и режиссерский дебют Дзеффирелли в театре. В 1953 году он выступил как режиссер-постановщик спектакля “Антоний и Клеопатра” с Джульеттой Мазиной и Паоло Стоппой в главных ролях.

В 1958 году Франко Дзеффирелли поставил “Трамвай “Желание”” на театральной сцене, а в 1961 году по этой пьесе Т. Уильямса он снял одноименный полнометражный фильм, в котором сыграли Роберт Скотт, Валерия Моррикон и Мариза Паван. Примечательно, что первая же режиссерская работа в кино принесла Дзеффирелли номинацию на премию Венецианского кинофестиваля.

Сложно переоценить значение “Трамвая “Желания””, ведь выход фильма на экраны ознаменовал начало уникального творческого пути Франко Дзеффирелли, на протяжении которого он создал множество крупных кинематографических произведений, ставших признанной классикой мирового кино.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: