Основы
Альберто Джакометти родился 10 октября 1901 года в небольшом горном поселке Боргоново, Швейцария, недалеко от итальяно-швейцарской границы. Его отец, Джованни, был опытным художником, который работал в пост-импрессионистском стиле, оба его крестных отца и дядя тоже были художниками, и все они помогали Джакометти делать его первые ходожественные шаги. Когда его семья переехала в соседний город Стампа в 1906 году, Джакометти уже проявлял интерес к рисованию, и в подростковом возрасте начал писать картины, ваять скульптуры изготавливать деревянные гравюры.
В 1919 году Джакометти переехал в Женеву, где учился в школе изящных искусств и в школе искусств и ремесел. Однако, возможно, более важным для его развития как художника были поездки в Италию на протяжении следующих двух лет. В 1920 году он сопровождал своего отца на Венецианскую бьеннале, где были включены картины отца, а Джакометти впервые встретил работы абстрактного скульптора Александра Архипенко, а в 1921 году посетил Рим, Флоренцию, прилегающие районы и увлекся африканским египетским искусством.
Против сильного ветра.
Александр Генис
Нью-Йоркский музей Гуггенхайма – идеальное место для ретроспектив. Его знаменитая спираль позволяет выстроить экспозицию хронологически и окинуть ее взглядом – и сверху, и снизу. Работы Альберто Джакометти, заполнившие в эти летние дни весь огромный музей, дают исчерпывающее, если такое возможно, представление об эволюции, приемах, творчестве, жизни и мыслях одного из самых главных мэтров высокого модернизма.
Я точно знаю, где я понял, что Джакометти – мой любимый скульптор. Это произошло неподалеку от Ниццы, в музее современного искусства, который основал и возглавил французский коллекционер Эме Маг. Трудно придумать место прекраснее: мягкие холмы, виноградники, средиземноморский климат, а значит – южное солнце.
И вот среди этой роскоши, на голой террасе стоял бронзовый человек такой худобы, что он почти не отличался от резкой тени, которую отбрасывала на белый мрамор фигура. Казавшаяся двумерной, она была лишена тела. Вместо него мастер изобразил дух, порыв и даже ветер, который мешает идти вперед.
Скульптура Альберто Джакометти «Подвешенный шар» (1930-31). Фото: VincentTullo/TheNewYorkTimes
Конечно, это был «Шагающий человек» – одна из самых известных скульптур ХХ века. Встретив ее вновь на выставке в «Гуггенхайме», я сделал то, что раньше делать стеснялся: принял, не обращая внимания на посетителей, точно такую позу и постарался ее удержать всего одну минуту.
Опытным путем мне удалось выяснить, что Джакометти изобразил человека в мучительно неудобном состоянии. Он уже шагнул вперед, но еще не сдвинулся с места. Ему мешает сильный ветер, но враждебный напор стихии помогает и устоять на ногах. Сопротивление среды – условие победы или хотя бы надежды на нее. В эту неловкую позу скульптор вложил законченную философию, и я ее узнал еще тогда, в Провансе. Конечно, это – Беккет.
Я догадался об их дружбе, ничего о ней не зная, и был прав. Они познакомились до войны, но сдружились после нее, когда оба вернулись в Париж. По ночам друзья часами гуляли по городу. Экстраверт Джакометти говорил, интроверт Беккет только слушал, но, видимо, обоим это общение было необходимо. Именно тогда в первые послевоенные годы скульптор нашел себя, а писатель сочинил главное: великую трилогию и бессмертную пьесу.
Самюэль Беккет и Альберто Джакометти (справа), 1961 г.
На премьере «В ожидании Годо» Джакометти покоробила единственная, но очень важная декорация: сухое дерево на сцене. Оно было скручено из проволочных вешалок. Чтобы исправить ситуацию, Джакометти соорудил для пьесы новое дерево. В нем аскетический реализм соединился с магическим как раз в такой пропорции, чтобы мы поверили в волшебное явление единственного листа, который отличает второе действие от первого. В поисках подобного – минимального – сдвига Джакометти провел всю жизнь.
Выставка начинается с экспериментов. Как и другие парижские авангардисты, такие как Модильяни и Сутин, Джакометти учился в музеях. Не столько в Лувре, сколько в антропологическом. На его ранних работах видны следы всего незападного искусства: кикладская скульптура, полинезийские ритуальные объекты, фаюмские портреты. Его во всем интересовали человекообразные формы, например – ложки.
Пытаясь найти пределы упрощения, молодой художник разбирал и собирал заново человека, не желая, как это случилось с абстракционистами, от него избавиться.
Недолгая связь с сюрреалистами не увела его от причудливого, гротескного, даже пугающего, но все же правдоподобия. К этому периоду относится известная и страшная скульптура 1932 года «Женщина с перерезанным горлом».
Экспериментируя с пространством, Джакометти лепил фигурки людей такими маленькими, как будто мы их увидели из окна. Играя с пустотой, он изобразил держащие ее, пустоту, руки. Решая проблему отношений, мастер создал двух разговаривающих людей, но, основательно подумав, убрал второго собеседника, оставив первого вести диалог с тенью.
Работы Альберто Джакометти в музее Гуггенхайма
Критики, включая такого как Жан-Поль Сартр, зачислившего его в экзистенциализм, считали, что переломным моментом для Джакометти стала война. Хотя он и провел ее в нейтральной Швейцарии, опыт пережитых Европой нечеловеческих страданий вылился в классические образы сопротивления.
Это – удлиненные до неба и изможденные до смерти фигуры, в которых сосредоточилась упрямая воля, то есть несгибаемость. Женщины у Джакометти стоят, как соляные столбы, мужчины идут наперекор обстоятельствам, детей нет вовсе.
Биография Альберто Джакометти
Детство
Альберто Джакометти родился 10 октября 1901 года в швейцарском городе Боргоново. Он был старшим из четырех детей Жованни Джакометти, импрессионистского художника, и Аннетты Джакометти-Стампа, чья семья была одной из влиятельных владельцев земли в регионе.
Помимо его отца, несколько членов семьи Джакометти также были художниками, включая Августо Джакометти и Куно Амие.
Еще до того, как Джакометти исполнился десять лет, он начал отправлять своему крестному отцу Амие рисунки карандашом и цветными карандашами, большинство из которых сохранены до сегодняшнего дня.
В следующие годы он начал часто экспериментировать с масляными красками и натюрмортами, часто смотря на пример своих братьев и сестер. Его первую картину он нарисовал в двенадцать лет.
Ранние работы и образование
В 1915 году Гиакометти поступил в Евангелистскую школу в Ширсе, где вначале работал в небольшой частной студии. Позже он поступил в Школу промышленного искусства в Женеве и изучал живопись, рисунок и скульптуру у художника Давида Эстоппея и скульптора Мориса Саркисова.
В мае 1920 года Гиакометти отправился в Италию со своим отцом, где на Биеннале в Венеции он видел картины Джакомо Тинторетто, фрески Джотто в Падуе и древнеегипетское искусство в Археологическом музее во Флоренции.
Вскоре после этого он переехал в Париж, где записался на несколько художественных курсов. Он начал интересоваться кубизмом и примитивным искусством.
В 1926 году он впервые выставил свою первую большую бронзовую работу на салоне Тюильри — идолоподобную Ложку-женщину (Femme-cuillere).
Художественная зрелость
В 1930-х годах Гьякометти был тепло встречен в сюрреалистических кругах и приблизился к таким личностям, как Ман Рэй, Жоан Миро, Андре Массон и Макс Эрнст, а также к инициаторам движения Андре Бретону и Луи Арагону.
Он также публиковал в журнале «Документы», издаваемом писателем Жоржем Батаем, который тогда предлагал свою версию сюрреализма против той, которую предлагал Бретон.
В июне 1940 года Гьякометти и его брат Диего сбежали из Парижа на велосипеде и едва не столкнулись с наступающей немецкой армией. В то время Гьякометти остался во Франции и подружился с Жан-Полем Сартром и Симоной де Бовуар. Это были два мыслителя, которые позже повлияли на его объемные работы.
В 1946 году, после освобождения Парижа и трехлетнего пребывания Жакометти в Женеве, он вернулся во французскую столицу. В том же году к нему вернулась его бывшая возлюбленная, Аннет Арм. Они поженились в 1949 году. Арм неоднократно позировала ему, в том числе для картины маслом Аннет на колеснице.
В эти годы в Париже он пришел к своему складчатому стилю длинноногих фигур, потратив время на рисование прохожих на улицах города, как сообщается.
Поздний период творчества
В период с 1950-х до 1960-х годов стиль Жакометти продвигался вперед, его бронзовые фигуры становились все более крупными и сложными: от высотой около одного метра Женщины Венеции II ( 1956 ) до практически трехметровой Высокой женщины II ( 1960 ).
Более того, он в значительной степени уделял внимание портрету, как в живописи, так и в скульптуре. Среди его постоянных моделей были Диего и Аннет, а также Исаку Янаихара, японский профессор философии и писатель, которого он познакомил себя в 1955 году
В 1960-х годах Гьякометти был известен в мире, но его здоровье стало ухудшаться. У него были проблемы с сердцем и сосудами. В последние недели своей жизни он работал над бюстом и картиной Эли Лотара, французского фотографа и близкого друга.
Вечером 11 января 1966 года Альберто Гьякометти скончался от воспаления мешка сердца.
Примечания[ | ]
- ↑ 12 идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
- ↑ 12 Alberto Giacometti
- ↑ 12 Alberto Giacometti — 2006.
- Museum of Modern Art online collection (англ.)
- artist list of the National Museum of Sweden — 2020.
- Нина Карель. Вход в музей Джакометти в Париже только по записи через интернет(неопр.) .RFI .
- БиБиСи: «Скульптура Джакометти установила мировой рекорд на торгах»
- Two Artworks Top $100 Million Each at Christie’s Sale (Artsbeat blog), New York Times (11 May 2015). Дата обращения 12 мая 2015.
- Оскароносный Джеффри Раш сыграл Альберто Джакометти в биографическом фильме (неопр.) .АРТХИВ .
Темные личности
Диего продал большую часть оказавшихся в его распоряжении работ брата. Кроме того, Аннетт разрешила ему продолжить отливку бронзовых ламп брата, что он и делал у разных литейщиков. Эти бронзы пользовались огромным успехом; некоторые из них не были подписаны, а некоторые были и вовсе поддельными. Время от времени Диего подписывал сертификаты подлинности на произведения Альберто. Он вошел в модное общество, общался с модельером Живанши и кинопродюсером Раулем Леви. Но у этой истории была и обратная сторона: в последние годы Диего окружало немало темных личностей, использовавших влияние художника и даже обворовывавших его.
Немецкий фальсификатор Лотар Зенке, приговоренный в 2011 году к девяти годам тюрьмы, даже заявил, что получил от Диего сотни объектов и моделей, и опубликовал книгу, где утверждал, что настоящим гением из двух братьев был именно младший.
Некоторые специалисты ошибочно предполагали, что Диего мог быть активным участником творческого процесса Альберто. «Диего был великолепным ремесленником, талантливым и остроумным, он изобрел собственный причудливый мир, его объекты останутся в истории искусства, но у него не было воображения брата, не было его мощи, амбиций и целеустремленности, — считает Майкл Бренсон. — Альберто был глубоко культурным человеком, он разбирался в поэзии и философии, он был полностью погружен в историю искусства. Он всегда присутствует, он всегда современен — это неисчерпаемая личность».
Тейт МодернДжакометтиДо 10 сентября
Наследие Джакометти
Скульптор, живописец, рисовальщик, гравер — все в одном человеке. Его работы эксцентричны, узнаваемы. Это искусство на все времена. Так, по крайней мере, считают в музее Цюриха, где находится основная часть наследия Джакометти. Уже при жизни он сумел добиться заметного успеха. Первая его выставка состоялась в 1962 году как раз в Цюрихском музее Кунстхаус.
Сегодня его фигурки украшают экспозиции ведущих музеев мира. А одна из них, самая значимая скульптура «Шагающий человек» Альберто Джакометти, увековечена на банкноте в 100 швейцарских франков, а на другой его стороне — портрет самого художника.
В настоящее время произведения великого скульптора считаются самыми ценными не только по своему содержанию — велика и их цена на аукционах. «Указующий человек» Альберто Джакометти, как и «Большая голова Диего» (1954), и «Шагающий человек» в 2010-м, поставили рекорды по стоимости на торгах.
Альберто Джакометти швейцарский скульптор, живописец и график.
Альберто Джакометти (итал. Alberto Giacometti, 10 октября 1901, Боргоново, Стампа, Швейцария — 11 января 1966, Кур, Швейцария, похоронен в Боргоново) — швейцарский скульптор, живописец и график, сын художника, один из крупнейших мастеров XX века. Джакометти родился 10 октября 1901 года в округе Боргоново швейцарской коммуны Стампа в семье художника Джованни Джакометти. Интерес к искусству возник у Альберто уже в раннем детстве, когда он начал заниматься лепкой и живописью. В 1919—20 гг. обучался живописи в Женеве, в Школе изящных искусств и в Школе искусств и ремёсел по классу скульптуры. В 1920 и 1921 путешествовал по Италии, где познакомился с классикой итальянского искусства и памятниками Древнего Рима.
С 1922 года жил и работал в Париже, где сблизился с Андре Бретоном, Луи Арагоном, Пикассо, Миро, Максом Эрнстом, Сартром, Беккетом и др. Учился в студии Гранд Шомьер в Париже (1922—1925) у Э. А. Бурделя. Летние месяцы проводил в Швейцарии. Ранние работы Джакометти выполнены в реалистичной манере, однако в Париже он испытывает влияние кубизма («Торс», 1925; «Персонажи», 1926—1927), увлекается искусством Африки, Океании, древней Америки («Голова», 1925; «Скорчившийся человечек», 1926; «Женщина-ложка», 1926). Публиковался в журнале «Сюрреализм на службе революции». В 1927 его работы были представлены в Салоне Тюильри, первая персональная выставка состоялась в 1932. Скульптура этих лет («Женщина-ложка», 1926; «Клетка», 1930; «Женщина с перерезанным горлом», 1932; «Сюрреалистический стол», 1933) соединяет элементы кубизма с архаической пластикой Океании, сновидческой фантастикой, агрессией и эротизмом. После Второй мировой войны, годы которой Джакометти прожил в Женеве, он приходит к новой, более гуманистической манере в скульптурах, портретной живописи и графике («Идущий человек», 1947; «Портрет Аннеты», ок. 1950; «Бюст Диего», 1954). В послевоенный период Джакометти был отмечен многими, включая Сартра и Жене, как выдающийся художник-экзистенциалист. Его тонкие фигуры, представляющиеся одинокими в огромном пространстве космоса, в целом выражают чувство изолированности личности, характерное для французского авангарда. Писатель Франсис Понж ярко отразил этот аспект творчества Джакометти в статье «Reflexions sur les statuettes, figures et peintures d’Alberto Giacometti»опубликованной в «Cahiers d’Art”, Париж, 1951. «Человек…человеческая особь…свободная личность…Я… палач и жертва одновременно… одновременно охотник и добыча… Человек — и одинокий человек — утративший связь — в полуразрушенном страдальческом мире — кто ищет себя — начиная с нуля. Изнуренный, измученный, худой, голый. Бесцельно блуждающий в толпе. Человек, беспокоящийся о человеке, терпящем террор от человека. Самоутверждающийся в последнее время в иератической позиции высочайшей элегантности. Пафос предельного изнемождения, личность, утратившая связь. Человек у столба своих противоречий больше уже не жертвующий собой. Сгоревший. Ты прав, дорогой друг. Человек на мостовой как расплавленное железо; он не может поднять своих тяжелых ног. Начиная с греческой скульптуры, с Лорана и Майоля человек горел на костре! Это несомненая правда что после Ницше и Бодлера ускорилось разрушение ценностей…Они рыли вокруг него, его ценностей, влезали под кожу и все ради того, чтобы накормить огонь? Человек не только ничего не имеет, он не является ничем большим чем его Я». В скульптуре зрелого Джакометти занимала проблема соотношения объёмов и масс, загадка человеческой фигуры, в живописи и рисунке — проблема пространственной глубины, загадка человеческого лица.
-
Деспьо Шарль
-
Джалаль Махмуд
Родительская категория: Биография
Категория: Краткая биография
Первые шаги
Будущий скульптор появился на свет в первый год нового, двадцатого века — 10 октября 1901 года в Боргоново (кантон Граубюнден) в семье художника Джованни Джакометти родился сын Альберто. Мальчик рано проявил способности и интерес к изящным искусствам — и детские увлечения привели его, в конце концов, в Женевскую школу искусств и ремесёл, которую он окончил по классу скульптуры. В начале 1920-х свеженький выпускник совершил путешествие по Италии, как исстари заведено у художников. Прежде чем отменять традицию, следовало изучить её в совершенстве, чем Джакометти и занимался на протяжении двух лет. Традиции и вкусы в то время преломлялись в Париже — кузнице модернистских кадров, и юный скульптор, первые работы которого ничем не напоминали «Идущего человека», отправился сюда не столько в поисках вдохновения, сколько в надежде отыскать собственный путь.
Видео Почему творчество Джакометти столь популярно?
Скульптор, живописец, рисовальщик и гравер. Альберто Джакометти является самым коммерчески успешным швейцарским художником в истории. Доступно на 2 других языках Доступно на 2 других языках Языки 2
- английский (en)Why Alberto Giacometti’s art is so successful
- китайский (zh)贾科梅蒂的艺术作品为何如此成功
Париж 1922 года был Парижем Пабло Пикассо и Андре Бретона. Джакометти приняли в знаменитую академию де ла Гранд-Шомьер на Монпарнасе, где в разное время обучались Бальтюс, Серебрякова, Луиза Буржуа и Александр Кальдер, а среди преподавателей отметились Фернан Леже, Осип Цадкин и Эжен-Антуан Бурдель, ставший учителем молодого швейцарца. Альберто всем своим существом вбирал вольный дух Парижа, но летние месяцы отдыха старался проводить дома, в Швейцарии. Он был очень близок с младшим братом Диего — тот стал впоследствии успешным дизайнером мебели. Диего был любимой моделью Альберто, одна из самых известных работ скульптора называется «Большая голова Диего» — она была продана в 2014 году за 50 млн долларов. Разница в возрасте между братьями — всего лишь год, и они оставались верными друзьями, соратниками, а порой и соавторами вплоть до последних лет жизни Альберто.
В Париже реалистичная манера Джакометти-скульптора навсегда ушла в прошлое — он отправился вслед за кубистами, как гаммельнский ребёнок — за крысоловом, игравшим на дудочке. «Торс», сделанный в 1925 году и появившуюся вслед за ним «Пару» кубисты тут же признали своими. В те годы Джакометти, как и Пикассо, восхищается народным искусством Африки и Океании — их первобытная выразительность впечатляет его едва ли не сильнее классической греческой скульптуры. «Женщина-ложка» находится в явном родстве с африканскими статуэтками, и ещё она меняет свою внешность в зависимости от точки обзора, найденной зрителем. Это свойство, характерное для скульптур Джакометти, проявилось впервые именно в этой работе.
В самом начале своего пути он пробует на вкус каждое новое веяние, примеряет его к себе, делая работы «в духе кубизма» или «в стиле сюрреалистов», но потом без всяких сожалений оставляет наработанный опыт в прошлом. Ему нужно постоянное движение, ведь только так можно догнать — и узнать — себя самого. Голова и торс «Шагающего человека» опережают его ноги, увязающие в реальности, и сам скульптор соответствует пока ещё не найденному образу, точному, как удачная метафора. На своей первой персональной выставке, которая состоялась в Париже в 1932 году, среди прочих работ Джакометти представляет «Женщину с перерезанным горлом», напоминающую странное насекомое, и покоривший Сальвадора Дали «Подвешенный шар». По мнению критиков, эта композиция, составленная из серпа и сферы с выемками, вызывает у зрителей мучительное чувство.
Глядя на эту инсталляцию — по всей вероятности, одну из первых в истории искусств — ощущаешь собственное бессилие, отрицаешь гармонию, теряешь покой. Шарик никогда не соединится со сферой, но их упрямо тянет друг к другу… Вот и сам Джакометти так и не смог объединить свои усилия с сюрреалистами — стать частью общего течения, раствориться в нём он не пожелал, и в 1934 году разорвал свои отношения с Бретоном и компанией. Джакометти пытался изобразить то, что не поддаётся изображению — невидимое, неосязаемое, лишь чувствуемое. В бронзовой скульптуре «Невидимый объект», датируемой тем же 1934 годом, главная роль принадлежит не условной «девочке», балансирующей на шатком пьедестале, а той воображаемой фигуре, которую она обнимает. С этой работы начинается новый отсчёт.
«Указующий человек», 1947
Высота: 180 см
Цена: $141,3 млн
Место, время: Christie’s, май 2015 года
«Указующий человек» — самая дорогая скульптура, проданная когда-либо на аукционе. Это одна из шести подобных бронзовых статуй Джакометти, созданных в 1947 году. Скульптура, ушедшая с молотка на Christie’s, последние 45 лет хранилась в частной коллекции. Ее прежний собственник в 1970 году купил работу у американских коллекционеров Фреда и Флоренс Олсен. Те, в свою очередь, приобрели шедевр в 1953 году у сына знаменитого французского художника Анри Матисса Пьера. Остальные «указующие» скульптуры хранятся в музеях мира, в том числе нью-йоркском MoMA и лондонской галерее Tate, а также в частных коллекциях.
Проданный на Christie’s лот отличается от других тем, что Джакометти вручную раскрасил его. Скульптор создал статую за несколько часов — между полуночью и девятью утра, рассказывал он своему биографу. Швейцарский мастер готовился к первой за 15 лет собственной выставке в Нью-Йорке. «Я уже сделал гипсовый слепок, но разрушил и создавал снова и снова, потому что работники литейного цеха должны были забрать его с утра. Когда они получили слепок, гипс был еще влажным», — вспоминал он.
Изображать тонкие, сильно вытянутые фигуры людей, символизирующие одиночество и ненадежность существования, скульптор начал после Второй мировой войны, во время которой Джакометти вынужден был перебраться из Франции в Швейцарию и обосноваться в Женеве.
Работы Джакометти считаются одними из самых дорогих на современном арт-рынке. Накануне торгов эксперты оценивали стоимость «Указующего человека» в $130 млн — выше стоимости предыдущего рекордсмена, «Шагающего человека I» того же автора. Имя покупателя, выложившего за скульптуру $141,3 млн, не разглашается.
Художественное наследие
В двух значимых периодах творчества Гьякометти появились новации, которые повлияли на широкий круг художников.
Его сюрреалистическая скульптура 1930-х годов, например, повлияла на Генри Мура и в какой-то степени на сюрреализм. Без примера Гьякометти, наверняка, сложно представить себе собственные инновационные эксперименты Мура.
Также появилась новая идея о том, что Гьякометти является важной фигурой в восстановлении фигуры в качестве функционального мотива в послевоенное время, когда абстрактное искусство было на верховенстве. Его хрупкие бронзовые фигуры, кажущиеся запутанными и хрупкими, во многом являются оптическими выражениями экзистенциального мышления и символами состояния современного человечества, страдающего сомнениями
Признание
Главное место на выставках 1948 года в Нью-Йорке и 1950 года в Париже было отведено скульптуре, выражавшей хрупкость и беззащитность человека в мире насилия, неспособность противостоять неумолимому течению времени. Вместе с удивительными рисунками и живописными полотнами Альберто Джакометти скульптуры составляли экспозиции, которые неизменно пользовались громадным успехом.
Бюсты и фигуры, которые он безостановочно лепил со своих постоянных моделей – брата Диего и жены Аннет — не обладают сиюминутной вещественностью и реальным объемом, они кажутся выключенными из пространства, наделены смыслом, для которого неважно настоящее мгновение. Сохраняя визуальное выражение энергии автора в виде пузырящейся фактуры, созданной неисчислимыми касаниями пальцев скульптора, они завораживают силой, похожей на энергию натянутого лука. Это почти дословно символизирует тот же «Указующий человек» Альберто Джакометти
Фото этой скульптуры с определенного ракурса – это лучник, который через секунду выпустит неумолимую стрелу
Это почти дословно символизирует тот же «Указующий человек» Альберто Джакометти. Фото этой скульптуры с определенного ракурса – это лучник, который через секунду выпустит неумолимую стрелу
Сохраняя визуальное выражение энергии автора в виде пузырящейся фактуры, созданной неисчислимыми касаниями пальцев скульптора, они завораживают силой, похожей на энергию натянутого лука. Это почти дословно символизирует тот же «Указующий человек» Альберто Джакометти. Фото этой скульптуры с определенного ракурса – это лучник, который через секунду выпустит неумолимую стрелу.
Внешние ссылки [ править ]
- Работы Альберто Джакометти:
- Жизнь Альберто Джакометти:
.mw-parser-output .navbar{display:inline;font-size:88%;font-weight:normal}.mw-parser-output .navbar-collapse{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .navbar-boxtext{word-spacing:0}.mw-parser-output .navbar ul{display:inline-block;white-space:nowrap;line-height:inherit}.mw-parser-output .navbar-brackets::before{margin-right:-0.125em;content:»»}.mw-parser-output .navbar li{word-spacing:-0.125em}.mw-parser-output .navbar-mini abbr{font-variant:small-caps;border-bottom:none;text-decoration:none;cursor:inherit}.mw-parser-output .navbar-ct-full{font-size:114%;margin:0 7em}.mw-parser-output .navbar-ct-mini{font-size:114%;margin:0 4em}.mw-parser-output .infobox .navbar{font-size:100%}.mw-parser-output .navbox .navbar{display:block;font-size:100%}.mw-parser-output .navbox-title .navbar{float:left;text-align:left;margin-right:0.5em}vтеАльберто Джакометти | |
---|---|
Скульптуры |
|
Связанный |
|
Люди |
|
vтеСюрреализм | |
---|---|
Художники |
|
Писатели и теоретики |
|
Группы |
|
Связанный |
|
Авторитетный контроль |
|
---|
Биография и творчество[править | править код]
Джакометти родился 10 октября 1901 года в округе Боргоново швейцарской коммуны Стампа в семье художника Джованни Джакометти. Интерес к искусству возник у Альберто уже в раннем детстве, когда он начал заниматься лепкой и живописью. В — гг. обучался живописи в Женеве, в Школе изящных искусств и в Школе искусств и ремёсел по классу скульптуры. В и путешествовал по Италии, где познакомился с классикой итальянского искусства и памятниками Древнего Рима.
С 1922 года жил и работал в Париже, где сблизился с Андре Бретоном, Луи Арагоном, Пикассо, Миро, Максом Эрнстом, Сартром, Беккетом и др. Учился в студии Гранд Шомьер в Париже (—) у Э. А. Бурделя. Летние месяцы проводил в Швейцарии.
Ранние работы Джакометти выполнены в реалистичной манере, однако в Париже он испытывает влияние кубизма («Торс», ; «Персонажи», —), увлекается искусством Африки, Океании, древней Америки («Голова», 1925; «Скорчившийся человечек», 1926; «Женщина-ложка», 1926).
Публиковался в журнале «Сюрреализм на службе революции». В его работы были представлены в Салоне Тюильри, первая персональная выставка состоялась в . Скульптура этих лет («Женщина-ложка», ; «Клетка», ; «Женщина с перерезанным горлом», ; «Сюрреалистический стол», ) соединяет элементы кубизма с архаической пластикой Океании, сновидческой фантастикой, агрессией и эротизмом. В 1930 году примкнул к группе сюрреалистов и был её активным членом на протяжении нескольких лет. В эти годы он создал целый ряд скульптур, которые назвал «скульптурами в клетке». Наиболее известные работы этого цикла — «Дворец в четыре часа утра» (1923—1933) и «Час следов, или Подвешенный шар» (1930—1931). Сам Джакометти называл свои работы «предметами символического действия».
В 1935 году художник повернулся к сюрреализму спиной и отрёкся от всех своих произведений, связанных с этим периодом, назвав их «полным тупиком».
Могила Альберто Джакометти в Боргоново, Швейцария
Дощечка с фамилией на надгробном камне могилы Альберто Джакометти
После Второй мировой войны, годы которой Джакометти прожил в Женеве, он приходит к новой, более гуманистической манере в скульптурах, портретной живописи и графике («Идущий человек», ; «Портрет Аннеты», ок. ; «Бюст Диего», ).
В послевоенный период Джакометти был отмечен многими, включая Сартра и Жене, как выдающийся художник-экзистенциалист. Его тонкие фигуры, представляющиеся одинокими в огромном пространстве космоса, в целом выражают чувство изолированности личности, характерное для французского авангарда. Писатель Франсис Понж ярко отразил этот аспект творчества Джакометти в статье «Reflexions sur les statuettes, figures et peintures d’Alberto Giacometti», опубликованной в «Cahiers d’Art», Париж, .
«Человек… человеческая особь… свободная личность…Я… палач и жертва одновременно… одновременно охотник и добыча… Человек — и одинокий человек — утративший связь — в полуразрушенном страдальческом мире — кто ищет себя — начиная с нуля. Изнуренный, измученный, худой, голый. Бесцельно блуждающий в толпе. Человек, беспокоящийся о человеке, терпящем террор от человека. Самоутверждающийся в последнее время в иератической позиции высочайшей элегантности. Пафос предельного изнеможения, личность, утратившая связь. Человек у столба своих противоречий больше уже не жертвующий собой. Сгоревший. Ты прав, дорогой друг. Человек на мостовой как расплавленное железо; он не может поднять своих тяжелых ног. Начиная с греческой скульптуры, с Лорана и Майоля человек горел на костре! Это несомненная правда что после Ницше и Бодлера ускорилось разрушение ценностей… Они рыли вокруг него, его ценностей, влезали под кожу и все ради того, чтобы накормить огонь? Человек не только ничего не имеет, он не является ничем большим чем его Я».
В скульптуре зрелого Джакометти занимала проблема соотношения объёмов и масс, загадка человеческой фигуры, в живописи и рисунке — проблема пространственной глубины, загадка человеческого лица.
Литература[править | править код]
- Bonnefoy Y. Alberto Giacometti: Biographie d’une œuvre. Paris: Flammarion, 1991
- Genet J. L’atelier d’Alberto Giacometti. Paris: L’Arbalète, 1992
- Ponge F. Reflections on Statuettes, Figures & Paintings of Alberto Giacometti // Art in Theory. 1900—1990. Oxford, 1993. P.614-615.
- Sylvester D. Looking at Giacometti. New York: Owl Books, 1997
- Dupin J. Alberto Giacometti, textes pour une approche, Paris: Fourbis, 1991.
- Lord J. Mythic Giacometti. New York: Farrar, Straus and Giroux, 200
- Milz M. Samuel Beckett und Alberto Giacometti: das Innere als Oberfläche. Würzburg: Königshausen und Neumann, 2006
- Рене Шар. Альберто Джакометти. Жак Дюпен. Невозможная реальность// Пространство другими словами. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005, с. 177—278; 269—280.
- Альберто Джакометти. Скульптура, живопись, графика: Выставка из собраний Швейцарии. М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2008
Известность
Возвращение Альберто в Париж в 1945 году буквально с первых дней включает его в бурлящую столичную жизнь. Он принимает участие в выставках. Статьи о творчестве талантливого скульптора, написанные его друзьями Жене и Сартром, принесли Джакометти известность. Участвуя в выставках в Нью-Йорке и Париже, он представил публике скульптуру, выражающую незащищенного человека в мире с господствующим насилием и невозможность противостояния этому течению времени.
Эпоха, в которой создает свои работы Альберто Джакометти, характеризуется всеобщим чувством неопределенности, но он точно улавливает дух времени и говорит, что его цель — зафиксировать человека современности. Фигуры и бюсты со своих близких, брата и жены, все время совершенствуются и подтачиваются. Они как бы выключены из пространства, но наделены смыслом, понятным автору. Он пытается донести этот смысл зрителю. Пузырящаяся фактура лепки сохраняет энергию скульптора, энергию натянутого лука. Так, если взглянуть на его «Указующего человека» с определенного ракурса, то можно увидеть символизм его вытянутой руки — это лучник, готовый выпустить стрелу.