Творчество фидия

Биография фидия

Ранние годы

Фидий, выдающийся античный скульптор, родился в 490 году до нашей эры в древнегреческой деревне Атенаи, расположенной на полуострове Пелопоннес. С самого раннего детства он показывал необычайные способности в искусстве, особенно в скульптуре. Биографическая информация о ранних годах Фидия ограничена лишь несколькими фактами и предположениями, но весьма интересна.

Первые знания Фидия в скульптуре, вероятно, он получил от своего отца, который также был скульптором. Именно в семейной мастерской юный Фидий начинал свои первые работы. Он также получил образование в Афинах, где были расположены знаменитые скульптурные школы времени. Именно здесь Фидий развивал свой талант и совершенствовал свои навыки под контролем опытных мастеров.

Важной чертой ранних годов жизни Фидия была его преданность и любовь к искусству. Возможно, это и было одним из факторов, который способствовал его успешной карьере скульптора

Фидий работал не только с мрамором, но и с бронзой, деревом и другими материалами. Он умел создавать скульптуры различных размеров и стилей, от реалистичных до абстрактных.

В ранние годы фидий присоединился к афинской группе скульпторов, где он работал в близком контакте с другими талантливыми мастерами своего времени. Он не только выполнял заказы для богатых и влиятельных людей, но и создавал произведения и для широкой публики. Его работы были популярны и знамениты в городе Афины и за его пределами.

Креативность и талант

Фидий проявил свою креативность и талант уже на раннем этапе своей карьеры. Он создавал уникальные и неповторимые скульптуры, которые оставались в памяти людей надолго после их создания. Его работы отличались четкостью и гармонией, а также выражали эмоции и чувства.

Одной из наиболее значимых работ Фидия было создание статуэтки Афины Парфенона, одного из величайших храмов Древней Греции. Это была его самая известная работа, которая доставила ему мировую славу. Статуэтка олицетворяла богиню Афину, покровительницу города Афин, и являлась символом его могущества и благополучия.

В ранних годах жизни Фидия продолжал совершенствовать свое мастерство и приобретать опыт, который стал фундаментом его будущих творений. Он рос и развивался вместе с великими греческими скульпторами своего времени и стал одним из самых известных и востребованных мастеров своей эпохи.

Возможности ранних лет

  • Образование в семейной мастерской и афинской скульптурной школе
  • Сотрудничество с афинской группой скульпторов
  • Создание уникальных и неповторимых скульптур
  • Создание статуэтки Афины Парфенона
  • Приобретение опыта и развитие мастерства

Как видно, ранние годы Фидия были полны творчества, стремления к совершенству и участия в значимых проектах. Они стали фундаментом для его последующих успехов и утвердили его как одного из величайших скульпторов всех времен.

биография

Обучение

О жизни Фидия известно немного. Сын Чармида, он родился в Афинах в семье художников вскоре после битвы при Марафоне  ; он становится учеником Эгиаса  (en) и Агелады и изучает технику бронзы в школе Аргоса , одновременно с Мироном и Поликлетом . Он прежде всего художник. Его племянник, художник Панаинос , также является его соратником. Похоже, что он действительно начал свою деятельность в качестве скульптора в 479 году и закончил ее в 432 году до нашей эры. Ж.-К.

Художественный акме

Фидий показывает своим друзьям фриз Парфенона работы Лоуренса Альма-Тадемы , 1868 год.

Его первая крупная работа — колоссальная статуя Афины Промахос для Акрополя в 460 году до нашей эры. По свидетельству Плутарха , он был затем выбран Периклом для изготовления статуй для Парфенона , а также для руководства и контроля всей работы, проводимой на Афинском Акрополе  : он должен был вдохновить «одно из самых грандиозных коллективных творений в истории». . Группа вокруг него , как замечательных художественных личностей , которые архитекторы Иктин , Калликратом , Coroïbos и Mnesicles или скульпторы Алкамен , Кресил и Поликлет и любимый ученик Фидия, Агоракрит . В работе под его руководством принимают участие многие анонимные мастера. Таким образом, технические навыки Иктиноса, архитектора Парфенона, поставлены на службу требованиям Фидия, который желает выделить монументальную статую Афины, которую он спроектировал (высота 15 м с основанием) и для которой достаточно большой требуется внутреннее пространство . Чтобы добиться этого, архитектору пришлось значительно расширить фасад Парфенона, в результате чего появилась целла . Сам Фидий сделал эту колоссальную хризелефантовую статую Афины Парфенос , посвященную 28 гекатомбеону 438 года во время Великой Панафинеи  ; он также создал бы модели для двух фронтонов , 92 метопов и фриза , но это сентиментальное приписывание не подтверждается никаким текстом. Он внимательно следит за их выполнением в своей мастерской. Фидий завершил Парфенон и его скульптурное убранство всего за десять лет, с 447 по 438 год до нашей эры. Ж.-К.

В 437 году он уехал в Элиду и Олимпию , где с помощью Колота , своего ученика и сотрудника, создал своего хризелефантинового Зевса , одно из семи чудес света . Этот хризелефантин Зевс исчез во время пожара в Константинополе в 475 году нашей эры.

Фидий за работой, Андреа Пизано , 1348-1350 ( Museo dell’Opera del Duomo , Флоренция)

На дату, которая обсуждается в соответствии с археологическими, литературными или историческими источниками, на которых она основана, но которая, скорее всего, должна быть размещена около 438/437 года (дата, которая полностью совпадает с результатами раскопок мастерской Фидия в Олимпии. ), на следующий день после инаугурации Хриселефантинской Афины, Фидий стал жертвой маневра, направленного на дискредитацию через него своего защитника Перикла. Ответственный за все строительные проекты, Фидий сначала обвиняется некоторыми из его сотрудников в хищении золота, предназначенного для статуи Афины  ; Таким образом, Перикл стал косвенной мишенью, как член коллегии посланий, ответственный за ведение отчетности о произведении. Донос приветствуется Экклесией , и Фидий бросается в тюрьму. Сам Перикл, будучи эпистатом, затем обвиняется в краже священных вещей и был вынужден представить свои финансовые отчеты Пританам в исключительной процедуре, представленной Драконтидом. О точном мотиве обвинения и о судьбе Фидия после его заключения наши источники расходятся: согласно Плутарху , Фидий был бы оправдан путем взвешивания золотых элементов, но это маловероятно. Согласно наиболее правдоподобной версии, данной Филохором , «Фидия обвиняли в фальсификации отчетов о слоновой кости, предназначенной для покрывающих пластин » , и он был признан виновным в растрате. Таким образом, организованный оппозицией маневр был тщательно подготовлен. Согласно Плутарху, Фидия обвиняли в нечестии, потому что в битве амазонок, изображенных на щите Афины, он изобразил бы образ лысого старика, похожего на него, и представил бы другого персонажа, очень сильно напоминающего Перикла. Amazon . Но, по всей видимости, это легенда: народное воображение, несомненно, ошибочно приписало Фидию это намерение, и политические враги художника и Перикла должны были воспользоваться этим предлогом, чтобы сделать его одним из элементов судебного процесса. Более того, честь иметь его изображение на щите не могла быть получена человеком по его собственной инициативе, а должна была быть официально вручена сообществом. Тогда Фидий был бы сослан в Олимпию, где и умер.

Внешние ссылки

  • Авторитетные записи  :
    • ( )

Акрополь Афин

Сохранившиеся памятники Парфенон ( Фрисландия  · Метопы )  · Эрехтейон  · Одеон Герода Аттика  · Пьедестал Агриппы  · Пропилеи  · Храм Афины Ники  · Театр Диониса
Пропавшие памятники Храм Афины Полиас  · Афина Парфенос  · Святилище Артемиды Brauronia  · Халкотека  · Eleusinion  · Аррефорион  · Odeon  · Пандросейон  · Préparthénon  · Athena Промахос  · Храм Рима и Августа  · Тур франкского  · Aglauréion
Символы Перикл  · Фидий  · Иктин  · Калликрат  · Мнесикл
Разрушение Война при Мореи 1687 г.  · Лорд Элгин в 1802 г.
Музеи Музей Акрополя  · Мраморы Элджина в Британском музее
Афины  · История Афин  · Акрополь  · Классическая эпоха

Знаменитый скульптор Фидий

Известно, что Фидий родился в Афинах в начале V столетия до нашей эры. Его детство и юность пришлись на время греко-персидских войн. Вместе с правителем Афин полководцем Периклом, скульптор Фидий
разработал план реконструкции города. Первой его работой которая украсила холм в Афинах стала бронзовая статуя Аполлона, затем последовали статуи Афродиты Урании и Афины покровительницы города.

Прославляя богов и героев Фидий создавал скульптуры в разных городах Греции, в Платеях, Олимпии. В Олимпии, где царил культ верховного бога, археологи начиная с XIX века, вели раскопки святилища Зевса. Именно там, были найдены скульптуры из паросского мрамора, которые сегодня хранятся в музее Олимпии, но главное украшение святилища до наших дней не дошло. О красоте и уникальности статуи Зевса Олимпийского можно судить только по описаниям и изображениям на монетах.

Огромную 14 метровую статую скульптор Фидий
изготовил из дерева, затем покрыл тело, розоватыми пластинами из слоновой кости, а одежду тонкими листами золота. Скульптор украсил трон барельефами и золотыми статуями богов. была до такой степени поразительно по техническому исполнению, настолько грандиозной и гармоничной, что современники ее назвали одним из . Люди приходили в храм Зевса не только, чтобы поклониться могущественному и величественному богу, любуясь великолепным творением Фидия, они надеялись найти утешения в горе, и обрести душевную гармонию.

Прошли столетия, и византийские императоры бережно перевезли статую Зевса в Константинополь. Но в V веке н.э. во дворце императора Феодосия II произошел большой пожар и статуя сгорела. Так безвозвратно погибло одно из семи , уникальная статуя работы древнегреческого скульптора.

Фидий владел новейшими для своего времени знаниями, позволявшими ему донести до людей красоту и гармонию спрятанную в куске камня, дерева, металла. Сведения о последних годах жизни великого скульптора Фидия, дошли до нас благодаря древнегреческому историку Плутарху. По его словам, дружба с Периклом дорого обошлась Фидию.

Враги правителя Афин стали и врагами скульптора. Завистники составили на него донос, будто-бы при сооружении статуи Афины, Фидий утаил часть золота и слоновую кость. Но, по совету предусмотрительного Перикла, скульптор сделал пластины съемными. Когда золото сняли со статуи и взвесили, Фидия признали не виновным. По некоторым данным умер Фидий в Олимпии. В честь великого скульптора Фидия, воплощавшим в своих работах принцип гармонии, «золотое сечение» в алгебре обозначается греческой буквой «фи».

Сын Хармида, происходил из семьи, в которой вместе с культом Афины Эрганы по наследству передавалась и разносторонняя разработка искусства.

Работа в Афинах

Работа в Афинах, древней греческой столице, была особенно важной для меня, Фидия. Как скульптор, я нашел здесь не только множество возможностей для проявления своих талантов, но и постоянные источники вдохновения

В этом городе, который был известен своей культурой и искусством, я нашел свое истинное место в истории искусства.

Афины были центром греческой цивилизации, и величайшие скульпторы того времени стремились работать здесь. Но мне довелось не только работать в Афинах, но и получить огромную поддержку и признание со стороны афинцев.

Мое первое большое задание в Афинах было создание Золотого Дамы, 12-метрового статуэтки богини Афины, воздвигнутого на парадной лестнице Партенона. Этот проект был вызовом для меня, но благодаря своему таланту и преданности искусству, я справился с ним. Работа над этим проектом заняла несколько лет, но результат был впечатляющим и доволен своей работой я.

В то время, когда я работал над Золотым Дамою, Афины строили Парфенон – великий храм в честь богини Афины. Мне посчастливилось создать несколько скульптурных композиций для этого монументального сооружения. Моя скульптура «Амазонка в битве с греком» стала одним из величайших произведений женского изящного искусства того времени.

А работа над этим проектом для меня была особенно значима, так как это было воплощение моего идеала красоты — грации и силы в одном образе. Скульптура имела успех и вызвала восторженный отклик со стороны афинцев и посетителей города. Они приходили смотреть мое произведение и оставались очарованными его красотой и эмоциональной силой.

В течение всей своей карьеры я работал над множеством других проектов в Афинах. Многие из них были заказаны государственными властями и богатыми жителями города

Моя работа привлекала внимание и вызывала интерес, и я получал много заказов на создание скульптур различных тематик и размеров

Но самое главное — в Афинах я нашел свое место в истории искусства. Моя работа была признана и уважена во всем мире. Здесь я мог развивать свои таланты и идеи, находить вдохновение и влиять на искусство своими произведениями. Я был частью живой культурной сцены, где идеи и творчество смешивались воедино.

Афины были моим домом и источником вдохновения. Здесь я нашел свое призвание и стал легендой в мире скульптуры. Мои работы, которые были созданы в Афинах, до сих пор являются великими достижениями и источниками вдохновения для множества художников и скульпторов.

Творчество

Неясно,
кто был его учителем в скульптурном ремесле. Называются имена Гегия (Афины), Агелада (Аргос) и Полигнота.

Произведения

Большинство
работ Фидия не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных
авторов и копиям. Тем не менее, слава его была колоссальной.

  • Статуя Зевса в Олимпии — одно из семи чудес Древнего Мира.
  • «Афина Промахос» — колоссальное изображение
    богини Афины, замахивающейся копьем, на афинском Акрополе. Воздвигнута ок.
    460 до н. э. в память побед над персами. Её высота достигала 60 футов и
    возвышалась над всеми окрестными зданиями, издалека сияя над городом.
    Литье из бронзы. Не сохранилась.
  • «Афина Парфенос». 438 г. до
    н. э. Была установлена в афинском Парфеноне, внутри святилища и представляла
    собой богиню в полном вооружении. Наиболее полной копией считается т. н. «Афина
    Варвакион»
    (Афины), мрамор.
  • Скульптурное
    оформление Парфенона (фриз Парфенона, метопы, проч.) было выполнено под его
    руководством.
  • «Афина Лемния», — ок.
    450 г. до
    н.э. Бронзовая статуя. Изображает богиню, опирающуюся
    на копье, её задумчивый взгляд обращён на шлем в руке. Название — от
    острова Лемнос, для жителей которого
    она была изготовлена. Известна по копиям.
  • «Афина
    Арея»
    в Платеях, ок.
    470—450 до н. э. Из позолоченного дерева (одежда)
    и пентелийского мрамора
    (лицо, руки и ноги). Не сохранилась.
  • (Афина
    для городна Пеллены в Ахайе).
  • «Раненая
    Амазонка»
    ,
    статуя, занявшая второе место на знаменитом конкурсе скульпторов для храма Артемиды Эфесской.
    Её копией считается «Амазонка Маттеи»,
    Ватикан.
  • Афродита
    Урания
    (в Элизе)
  • «Медуза
    Ронданини»
    — римская копия головы Горгоны Медузы, находившейся на щите Афины
    Парфенос. Мюнхенская глиптотека.

Предположительно

По
преимуществу, эти копии атрибутируются не по
литературным источникам, а по стилевому сходству:

  • Статуя
    Деметры
    .
    Копии в Берлине и Шершеле, Алжир.
  • Статуя
    Коры
    . Копия
    на вилле Альбани.
  • Вотивный рельеф из Элевсина (Археологический музей.
    Афины). Римская копия в Музее Метрополитен, Нью-Йорк.
  • Анадумен (юноша, завязывающий повязку вокруг головы).
    Не путать с Диадуменом Поликлета.
  • ГермесЛюдовизи, Museo Nazionale Romano.
  • ТибрскийАполлон, Museo Nazionale Romano.
  • «Кассельский Аполлон», Лувр

Техника

Самые
знаменитые работы Фидия — Зевс и Афина Парфенос были
выполнены в хрисоэлефантинной технике — золото и
слоновая кость.

Новаторство

Фидий
— один из лучших представителей классического стиля, и о его значении
достаточно сказать, что он считается основоположником европейского искусства.

Фидий
и возглавляемая им аттическая школа скульптуры (2-й пол. 5 в. до н. э.)
занимали ведущее место в искусстве высокой классики. Это направление наиболее
полно и последовательно выражало передовые художественные идеи эпохи. Так было
создано искусство, «синтезирующее всё то прогрессивное, что несли в себе
работы ионических, дорических и аттических мастеров ранней классики до Мирона
и Пэония
включительно»
.

Цицерон писал о Фидии так:

«Когда
он создавал Афину и Зевса, перед ним не было земного оригинала, которым он мог
воспользоваться. Но в его душе жил тот прообраз красоты, который и воплощён им
в материи. Недаром говорят о Фидии, что он творил в порыве вдохновения, который
возносит дух надо всем земным, в котором непосредственно виден божественный дух
— этот небесный гость, по выражению Платона».

Отмечают
огромное мастерство Фидия в трактовке одежды, в котором он превосходит и Мирона,
и Поликлета. Одежда его статуй не
скрывает тело: не рабски ему подчинена и не служит его обнажению.

Оптика

Фидий
владел знаниями о достижениях оптики. Сохранился рассказ о его соперничестве с Алкаменом:
обоим были заказаны статуи Афины, которые предполагалось водрузить на высокие
колонны. Фидий сделал свою статую в соответствии с высотой колонны — на земле
она казалась безобразной и непропорциональной. Народ едва не побил его камнями.
Когда же обе статуи воздвигли на высокие постаменты, правота Фидия стала
очевидна, а Алкамен был осмеян.

Интересные факты

Золотое сечение получило в алгебре
обозначение греческой буквой φ именно в
честь Фидия, мастера, воплотившего его в своих работах.

Многие
древнегреческие скульпторы считаются учениками Фидия, любимым учеником был Агоракрит, который вместе с
товарищем Алкаменом участвовал в создании фриза
Парфенона.

Положение в истории астрономии

Архимед в Псаммите сообщает, что Фидий считал диаметр Солнца равным 12 диаметрам Луны.

С IV века до нашей эры древнегреческая астрономия становится точной наукой. Вместо качественного представления о движении планет появляются попытки выяснить их количественные характеристики. Одной из задач астрономии становится определение масштабов Вселенной (точнее, Солнечной системы).

Древние греки сумели довольно точно установить размеры Земли. Первое сообщение о попытке измерить Землю находится ещё у Аристотеля во второй книге О небе. Вероятно Дикеарх, ученик Аристотеля, в IV веке до н. э. получил, что длина большого круга Земли равна примерно 300 тысячам стадий. Более точное измерение было выполнено Эратосфеном (276—194 год до н. э.). Согласно ему, длина большого круга равна примерно 250 тысячам стадий, что довольно близко к реальному значению, хотя неизвестно, как и насколько точно была во времена Эратосфена определена стадия, поэтому исследователи по-разному оценивают точность измерения Эратосфена.

Более сложная задача — вычисление расстояния до Луны и размера Луны — тоже была под силу древним грекам. Так, например, Аристарх Самосский (ок. 310—230 до н. э.) вычислил, что отношение диаметров Луны и Земли равно 1/3 (в действительности 0.273).

Представления древних греков об относительных размерах Солнца, Земли и Луны

С другой стороны, из-за того, что Солнце существенно дальше от Земли, чем Луна, определить расстояние до Солнца, а значит и размеры Солнца, гораздо сложнее. В V в. до н. э. Анаксагор считал, что размер Солнца больше, чем Пелопоннеса. По некоторым источникам, за свои воззрения Анаксагор был обвинен в безбожии. Однако уже Аристотель в Метеорологике писал, что Солнце больше Земли. Как мы знаем из Псаммита, во времена Архимеда большинство учёных были согласны с этим. Тем не менее, единого мнения о размерах Солнца не было. Так как видимый диаметр Солнца и Луны примерно одинаковы, было понятно, что Солнце во столько же раз дальше от Земли, чем Луна, во сколько раз Солнце больше Луны. По сообщению Архимеда, Евдокс (ок. 408—355 год до н. э.) считал, что Солнце в 9 раз больше Луны, Фидий — в 12 раз больше Луны, а Аристарх — в 18-20 раз больше. Каким образом Евдокс или Фидий получили свои оценки, неизвестно, возможно, тем же методом, что и Аристарх. Метод Аристарха хорошо известен из его сохранившегося труда .

В действительности же Солнце больше Луны в 400 раз. Таким образом, древние греки недооценивали размеры Солнца более чем в двадцать раз. Близкий к истинному диаметр Солнца был получен Джованни Кассини в 1672 году только после .

Фидий: древнегреческий скульптор, биография

Реконструкция статуи Афины, которую Фидий создал для Парфенона в Афинах. Модель скульптуры из хризелефантина периода Высокой Классики.

ВЕЛИЧАЙШАЯ ГРЕЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА Обзор важной эллинистической статуи см.: Венера Милосская (ок. 130–100 до н

э.).

Фидий обычно считается одним из величайших скульпторов из Классика
Древность
и величайший резчик High
Классическая греческая скульптура
. Также художник и архитектор, Фидий
прославился своими изделиями из бронзы и особенно статуями из хризелефантина.
(в золоте и слоновой кости). Среди его многих известных работ греческих
скульптура
он, вероятно, наиболее известен своей 40-футовой статуей
богиня Афина в Парфеноне ,
Афины и его колоссальный Зевс в Олимпии , который стал одним из
Семь чудес света.

Биография

Очень мало известно о жизни Фидия,
помимо его произведений. Родился около 488 г. до н.э. в Афинах, имя отца
был Хармидес. Существуют различные отчеты о его обучении. Согласно с
Плиний, Фидий научился искусству скульптуры от Агелады из Аргоса — того же учителя, который обучал обоих Миронов (480-444 гг.

до н.э.) и Поликлет (5-й
век до нашей эры). Другие источники говорят, что его также обучал Гегиас Афинский.
и фасианский художник Полигнот.

ИСКУССТВО АНТИЧНОСТИ Дедалический стиль
Скульптура (650-600) Архаический греческий
Скульптура (600-500) Ранняя
Классическая греческая скульптура Поздно
Классическая греческая скульптура Эллинистическая
Греческая скульптура (323-27) Греческая керамика (черная/красная фигура)

ВЕЛИКАЯ СКУЛЬПТУРА Список 100 лучших трехмерных произведений искусства, созданных лучшими скульпторами в истории искусства, см.: Величайшие скульптуры всех времен.

В какой-то момент карьеры Фидия он подружился
известный и влиятельный государственный деятель Перикл , знаменитый чемпион
греческой архитектуры и скульптуры,
что было одной из главных причин, по которой Афины имели репутацию культурного центра.

центр древнего мира. При Перикле Фидий получил несколько
Заказ скульптуры в 447 г. до н.э., чтобы отпраздновать победу греков над
персы в битве при Марафоне. Цель состояла в том, чтобы украсить и
украшать Афины. В его Жизнь Перикла , Плутарх дает отчет
огромной художественной деятельности. Во всех этих произведениях
согласно Плутарху, Фидий был советником и надзирателем Перикла.
И в конце концов, в результате этих близких отношений, Фидий
считается, что встретил свое падение.

Примечания

  1. ↑ Archimedes between legend and fact (англ.) // Lettera Matematica. — 2013-08-03. — Vol. 1, fasc. 3. — P. 91-95. — 10.1007/s40329-013-0016-y.
  2. ↑ ISBN 9785458505000.
  3. немецком
  4. ↑ ISBN 078674538X.
  5. ↑ Arte e Scienza in Archimede (Parte Prima) (итал.) // ArteScienza. — 2014. — Dicembre (v. 1, n. 2). — P. 33-64. — 2385-1961.
  6. ↑ Сочинения / Перевод, вступительная статья и комментарии И. Н. Веселовского. — М.: Физматгиз, 1962. — С. 359. — 640 с. — 4000 экз.
  7. ISBN 978-5-9551-0355-6.
  8. древнегреческом и русском
  9. Архимед: Пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 1981. — С. 3.
  10. ISBN 9785457404199.
  11. ISBN 9785457426320.
  12. ISBN 9789660328587.
  13. ISBN 9785458556705.
  14. 1.2. Краткий исторический обзор // Сферическая астрономия. — Фрязино: Век-2, 2006.
  15. Аристарх Самосский — Коперник античного мира // Историко-астрономические исследования, вып. VII. — М., 1961. — С. 19.
  16. A history of ancient mathematical astronomy. — Springer-Verlag, 1975. — P. 634-663. — ISBN 0-387-06995-X.
  17. ↑ Измерение астрономических расстояний в Древней Греции // ΣΧΟΛΗ, Философское антиковедение и классическая традиция : Журнал Центра изучения древней философии и классической традиции. — 2010. — Т. 4, № 2. — С. 333, 336, 338, 343,347.
  18. ↑ ISBN 9781108062336.
  19. Ernst Hugo Berger. Geschichte der wissenschaftlichen Erdkunde der Griechen. — 2., verbesserte und ergänzte Auflage. — Leipzig, 1903. — 370 с.
  20. Мысль, 1983. — С. 25, 38. — 320 с. — («Мыслители прошлого»).
  21. Мысль, 1986. — С. 112. — 285 с.
  22. ISBN 9781429971164.
  23. Архимед. Повелитель Чисел. FILM.UA Group. Проверено 31 декабря 2015.
  24. Архимед. — М.: Белый город, 2004. — С. 17. — ISBN 5-7793-0763-6.
  25. Осада Сиракуз (англ.) на сайте Internet Movie Database

Биография

О жизни Фидия известно очень мало. Единственным сохранившимся документальным свидетельством о нём является упоминание в работе Архимеда Псаммит (Исчисление песчинок). В этой работе Архимед приводит мнения различных учёных о размере Солнца. В частности, он упоминает Фидия как Φειδιου δε του ακουπατρος. Этот текст можно дословно перевести как «Фидий, сын Акупатра». Однако неизвестно, чтобы существовало имя Акупатра, неизвестна и местность с таким названием. В связи с этим филолог Фридрих Бласс в 1883 году предположил, что дошедший до нас текст Архимеда содержит ошибку и что букву κ надо читать как μ. Так как в греческих текстах пробелы не употреблялись вплоть до средневековья, этот текст, таким образом, можно прочитать как: Φειδίου δὲ τοῦ ἁμοῦ πατρὸς, что означает «Фидий, мой отец». Многие издатели трудов Архимеда, начиная с XIX века, приняли именно такое его прочтение.

Несмотря на то, что никаких других упоминаний о Фидии не сохранилось, многие современные историки пытаются сделать некоторые выводы о его биографии, исходя из предположения, что он был отцом Архимеда, и других косвенных данных. Так, например, они полагают, что он жил в первой половине III века до нашей эры и работал в Сиракузах, как и Архимед. Основываясь на сообщении Плутарха о том, что Архимед был родственником тирана Сиракуз Гиерона II (которому, по легенде, Архимед проверял корону на содержание в ней золота), некоторые историки делают вывод, что Фидий был также его родственником. Некоторые из учёных идут дальше и предполагают, что Фидий был астрономом при дворе Гиерона и даже утверждают, что Архимед унаследовал его должность. Советский историк Лурье считает, что Фидий был небогатым человеком, поскольку известно, что Гиерон был бедным до того, как стал диктатором. Ряд историков считает, что Фидий был назван в честь скульптора Фидия, из чего делают вывод, что отец Фидия был деятелем искусства.

Тридцать три несчастья

Статуя простояла в храме Зевса много лет: два или три века. Правда, с упадком Греции и приходом Рима интерес к Олимпии, играм и мраморному храму упал. Шедевр Фидия был, вероятно, всеми забыт. Вспомнили о нём только во 2-м в. до н. э., когда в Олимпии случилось землетрясение. Скульптуру, изрядно от него пострадавшую, отреставрировали и снова забыли о ней примерно на двести лет. В начале нашей эры о ней вспомнил Калигула, пожелавший перевезти её в Рим. Это было бы весьма трудоёмкое занятие, но выполнять волю императора не пришлось, ибо преторианцы закололи Калигулу, а сменившему его Клавдию творение Фидия было уже не интересно.

Добил третье чудо света Феодосий, последний император единой Римской империи. Он утвердил христианство главенствующей и единственной религией, а все языческие храмы велел закрыть. За отправление культа могли казнить или изувечить, а вот на грабёж бывших святынь римляне закрывали глаза. Храм Зевса грабили постоянно, а через несколько лет он и вовсе сгорел дотла, так что уцелели лишь фундамент и пара колонн.

А что статуя? Её, скорее всего, просто растащили или разобрали. Впрочем, не факт. Упоминание о ней можно найти в сочинении византийского историка, монаха Георгия Кедрина. Он пишет, что статую перевезли в Константинополь, где она и встретила свою погибель, сгорев во время пожара в 475 г. Сам Кедрин жил много позже — в 11−12 вв. На каких источниках основано его утверждение, не вполне понятно.

Значимые произведения Фидия

Фидий был известен своими уникальными произведениями, которые отразили его талант, мастерство и великолепное владение скульптурой. Вот несколько его наиболее значимых работ:

  • Афинская Афина Парфенос: этот великолепный мраморный статуэтка был создан Фидием для Парфенона в Афинах. Произведение изображает богиню Афину, защитницу Афин, во всей ее величии и блеске. Что делает эту скульптуру особенной, так это ее пропорции и аккуратность деталей, что отражает взвешенность и гармонию Фидиевого стиля.
  • Зевс Олимпийский: это одно из самых известных произведений Фидия. Скульптура была создана из золота и слоновой кости и изображает бога Зевса, сидящего на троне. Произведение внушает благоговение и почет своей масштабностью и величием, а также ловкостью Фидия в создании реалистичных деталей.
  • Гекатомба Логожеская: это большой рельеф, который изображает процессия жертвоприношения и битвы. Это одно из произведений, которые Фидий создал для древнего храма Гекатомбион в Афинах. Рельефы были созданы с использованием мрамора и изображают множество людей и животных, передают движение и напряжение момента.
  • Кариатиды Эрехтейона: Фидий создал шесть кариатид, которые служат столпами на храме Эрехтейон на Акрополе Афин. Кариатиды изображают молодых женщин в платьях и с вазами на головах. Эти кариатиды являются прекрасным примером Фидиевых навыков и стиля.

Это лишь несколько примеров из множества выдающихся произведений Фидия. Его работы остаются культурным наследием и вдохновляют современных художников.

Детство и юность

О биографии Фидия сохранилось мало данных. Ученые выдвигают предположения о том, что его отца звали Хармид, а местом рождения могли быть Афины. Историки считают, что творческий деятель родился после битвы при Марафоне, около 490 года до н. э.

Не сохранилось точных подтверждений тому, кто стал наставником скульптора. В некоторых источниках его потенциальными учителями называют Гегия, Агелада и Полигнота.

Фидий работал в Афинах, а также занимался архитектурной и художественной деятельностью в Платеях, Дельфах и Олимпии. О расположении мастерской грека в последнем полисе сохранились упоминания в трудах полководца Павсания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: