Биография агриппины яковлевны вагановой

Советская артистка балета агриппина ваганова: биография, семья, творчество - nacion.ru

Схема работы

Агриппина Яковлевна Ваганова ценила в ученицах трудолюбие. Не давая спуску никому, она особенно была притязательна к девочкам, в которых видела талант. Помня собственное обучение в этих же залах, Ваганова не заставляла отрабатывать отдельные движения, а складывала их в небольшие танцевальные композиции. Ведь ощущение танца окрыляло и давало понимание, для чего нужно так упорно и точно повторять обособленные элементы. Кроме совершенствования техники исполнения, в классе Вагановой воспитывался пробивной, целеустремленный характер, так необходимый для работы на сцене. Главный принцип преподавания Агриппины Яковлевны заключался в том, чтобы объяснять все, каждый нюанс движения. Свой курс хореографии она разбила на два этапа:

1. Досконально освоить технику исполнения всех танцевальных элементов.

2. Вырабатывать индивидуальную манеру воплощения замысла.

Разное

  • Отец – Акоп Ваганов — перебрался в Петербург из Астрахани; впрочем, сам он был из персидских армян и особого капитала в Астрахани не нажил. Служил унтер-офицером, а после отставки переехал в российскую столицу; слыл большим любителем танцев, а посему по приезде обратился в Мариинский театр на место скромного капельдинера. Младшей дочери Грушеньке было три года, когда Акопа Ваганова приняли на работу; среди документов архива дирекции императорских театров есть и подписанная им просьба о денежной помощи: после очередного, в 1890 году, петербургского наводнения семья ютилась в одном из подвалов Офицерской улицы, которым каждую осень угрожало нашествие невских вод.
  • От критиков Ваганова получила неофициальный титул «царицы вариаций». До сих пор вариации в гран па балета «Дон Кихот», в па-де-труа теней в «Баядерке», в па-де-труа в «Пахите» и многие другие называют «вагановскими».
  • На доме, где в 1937—1951 гг. жила Ваганова, по адресу Гороховая ул./Санкт-Петербург, д. 4 установлена мемориальная доска.
  • В 1957 г. Ленинградскому хореографическому училищу присвоено имя Вагановой. (с 1992 г. Санкт-Петербургская академия русского балета им. Вагановой).
  • А.Я. Вагановой посвящены два документальных фильма — «Вспоминая великую Ваганову» (2004) и «Агриппина Ваганова. Великая и ужасная» (2009).
  • Похоронена в Ленинграде на «Литераторских мостках» Волковского кладбища.
  • Часть фото, видеоролик прислал К.К. Авакян.

Библиография

  • Армяне-народ созидатель чужих цивилизаций: 1000 известных армян в мировой истории/С.Ширинян.-Ер.: Авт. изд., 2014, стр.129, ISBN 978-9939-0-1120-2
  • Богданов-Березовский В. М.. А. Ваганова. М., Л., 1950
  • Кремшевская Г. Д., А. Я. Ваганова. Л., 1981
  • Красовская В. М. Ваганова. Л., 1989
  • Ваганова Агриппина Яковлевна Статьи, воспоминания, материалы. Ред. Н.Д. Волков, Ю.И. Слонимский. Л.-М., 1958 (ил)
  • Белова Е.П., Добровольская Г.Н., Красовская В.М. Русский балет. Эциклопедия. М., 1997. С.89
  • Биографии. История жизни великих людей
  • Царская ложа. Вспоминая великую Ваганову
  • Уроки танца Агриппины Вагановой — Хайастан. Армянский форум
  • Агриппина Яковлевна Ваганова (Agrippina Vaganova) | Belcanto.ru
  • Педагогика
  • Ваганова Агриппина Яковлевна

Увековечено в слове

Большой опыт балерины и педагога вылился в книгу Агриппины Вагановой «Основы классического танца». Книга вышла в печать в 1934 г., выдержала несколько переизданий и была переведена более чем на 10 европейских языков. Возможно, если бы балетная судьба Вагановой сложилась более удачно, если бы не данное природой непослушное закрепощенное тело, к которому ей пришлось прислушиваться, надеясь победить свои недостатки, не было бы ни книги, ни выдающихся результатов в воспитании балетной смены.

Чтобы добиться признания, а значит – роли, Агриппине с младых лет приходилось заниматься дольше, делать больше повторений разучиваемых упражнений, чем одноклассницам. Отсюда такое глубокое понимание, как исполнять технически сложные элементы. Она знала, какое значение имеет положение рук, корпуса для удержания равновесия в любой позиции на полу и в воздухе. Она научилась с фотографической точностью запоминать нюансы исполнения танцевальных элементов, наблюдая за выдающимися балеринами в театре. А их там было немало. Все лучшее, полученное от педагогов плюс самообразование и привели к формированию законченной системы преподавания танца.

Биография[править]

Агриппина Ваганова родилась в 1879 году в Санкт-Петербурге. В семье, помимо нее, было еще две старших дочери. Отцом Агриппины был Акоп Ваганов, который служил унтер-офицером в Астрахани. Получив отставку, он переехал в Санкт-Петербург. В семье не было особого достатка — Вагановы жили в одном из подвалов, который располагался на Офицерской улице. В Санкт-Петербурге Ваганов работал капельдинером Мариинского театра.

Когда девочке было 10 лет, она поступила в Петербургское театральное училище по классу балета. Учениц, которые делали успехи, принимали на полный пансион, а это могло избавить её семью от некоторых расходов на её содержание. Ваганова вспоминала, что очень стыдилась своей бедности и часто собирала сахар, который ей полагался, чтобы передать своей семье.

Одним из учителей Вагановой был Александр Облаков. Ваганова уделяла много времени занятиям и вскоре стала одной из лучших учениц в классе. Агриппина Ваганова исполнила роль амура в балете «Спящая красавица», играла спутницу феи Сирени, пажа, исполняла «крестьянский вальс». Позже она стала заниматься в классе Екатерины Вазем. Ваганова окончила училище в 1897 году, получив на выпускном экзамене 11 балов из 12 возможных.

После окончания училища стала кордебалетной танцовщицей с размером жалования в 600 рублей. Балерина училась у Е. Вазем, А. Облаковой, Л. Ивановой, П. Гердт, Н. Легата. Агриппина Ваганова брала уроки у Ольги Преображенской. В 1900 году её перевели в корифейки, размер оклада составил 720 рублей. Рецензенты отмечали, что у Вагановой сильные ноги и хорошая элевация, и несправедливо, что она держится в тени.

В 1901 году она уже была второй танцовщицей, её оклад составил 1020 рублей. В 1902 году театр предоставил Агриппине Вагановой заграничный отпуск, а в 1903 году её оклад увеличился до 1200 рублей. В 1906 году Агриппина Ваганова была переведена в танцовщицы первого разряда. По состоянию на 1909 год жалование Вагановой составляло 1320 рублей, а в 1910 году, она была удостоена золотой медали, её оклад был увеличен до 1800 рублей. В 1911 году Ваганова получала 2100 рублей, а через год её оклад составлял уже 2700 рублей.

Почтовая марка России с ХМК 125 лет со дня рождения балерины А. Я. Вагановой, 2004

Агриппина Ваганова выступала в Париже в Национальном театре комической опере и в «Тургеневской библиотеке». В «Опере-Комик» она исполнила танцы из балета «Конёк-горбунок» — танец «Шёпот цветов» и «Меланхолию». В статье в газете «Figaro» Ваганову называли «звездой петербургского балета». В 1914 году оклад Вагановой увеличился до 3600 рублей. В 1915 году Ваганова была переведена в разряд балерин, а в 1916 году ей предоставили прощальный бенефис — это был балет «Ручей».

Ваганова выработала свой собственный балетный стиль — у нее были сильные прыжки и хорошо отточенные движения. Балетный критик Аким Волынский писал, что Ваганова мастерски замирала в воздухе на несколько секунд — она подпрыгивала без разбега. Ваганову называли «царицей вариаций». Сольные партии балерина стала получать только к концу своей карьеры.

Гражданским мужем Агриппины Вагановой был отставной полковник Андрей Померанцев. В 1904 году у них родился сын Александр. Также на попечении Вагановой остались её племянники, так как её сестра умерла.

Ваганова танцевала в балетах «Жизель», «Жемчужина», «Капризы бабочки», «Раймонда», «Коппелия».

В 1914 году Ваганова исполнила главную партию в балете «Шопениана», заменив Тамару Карсавину, и её выступление прошло с большим успехом. Через год она исполнила сольную партию в «Ручье». Танцевала партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере», Царь-девицу в «Коньке-Горбунке».

В 1917 году умер муж Вагановой. Чтобы содержать семью, она начала выступать с концертами и занялась преподавательской деятельностью.

В 1934 году Вагановой присвоили звание народной артистки РСФСР. В том же году вышла её книга «Основы классического танца».

Умерла Ваганова в 1951 году.

Ранняя жизнь и карьера

Агриппина Яковлевна Ваганова, прославленная балерина и педагог, родилась в Петербурге в небогатой купеческой семье.

Ее путь в балет начался рано: в семь лет она поступила в Императорское театральное училище.

Училась Агриппина у лучших педагогов, включая Энрико Чеккетти.

Чеккетти научил ее принципам классической балетной техники, которые стали основой ее собственного педагогического метода.

В 1897 году Ваганова окончила училище и была принята в кордебалет Мариинского театра.

Через несколько лет она уже танцевала характерные и сольные партии, демонстрируя незаурядные способности.

Среди знаковых ролей Вагановой того периода – Эсмеральда, Уличная танцовщица, Никия в «Баядерке».

Детские годы и первые шаги в балете

Рожденная 24 мая 1879 года в Санкт-Петербурге, Агриппина Яковлевна Ваганова с ранних лет проявила исключительные способности к танцу. Ее природное изящество, пластичность и гибкость не остались незамеченными.

Семья Агриппины была небогатой. Ее отец, Яков Ваганов, служил сторожем в Мариинском театре, а мать, Мария, занималась домашним хозяйством. В детстве Агриппину звали Агней, что по-гречески означает “чистая”. В 1888 году ее отдали в Императорское театральное училище. С ранних лет Агриппина показала себя талантливой ученицей. Она была старательной, послушной, схватывала все на лету. Уже в 11 лет она исполнила свою первую роль – Феи Сирени в «Спящей красавице».

Дальнейшее обучение и формирование танцевального стиля

Агриппина Яковлевна Ваганова продолжила свое обучение балету, впитав знания и мастерство педагогов Мариинского театра. Она прилежно занималась у Е.П. Соколовой и П.А. Гердта, черпая у них ценные техники и художественные приемы.

Ваганова неустанно совершенствовала свое мастерство, развивая собственное понимание балетного искусства. Ее преподаватель Е.П. Соколова, отметив выдающиеся способности и целеустремленность ученицы, поощряла ее талант и вовлекала в репетиции профессиональной труппы.В ходе обучения Агриппина Яковлевна приобрела особую грацию, а ее движения стали образцом лиричности, изысканности и поэтичности. В своих выступлениях она мастерски сочетала техническое совершенство с эмоциональной выразительностью, вызывая восхищение публики.В этот период формирования Вагановой как артистки проявился ее незаурядный талант не только в классическом, но и в характерном танце. Ее способности к драматической интерпретации ролей позволили ей блестяще исполнять такие партии, как Кармен и Хозефа (в одноименных балетах), а также Марион Делорм (в балете “Призрак розы”), демонстрируя широкую палитру актерских красок.

Вклад и признание

Нельзя сказать о талантливом человеке лучше, чем говорила об Агриппине Яковлевне выдающаяся балерина Майя Плисецкая: «Второй Вагановой нет. Не было. Вот я не знаю — будет ли. Ваганова после революции сохранила русский балет. Она великое дело совершила, что она в семнадцатом году не уехала. Уехали артисты, уехали педагоги, уехали хореографы, композиторы. Все покинули Россию. Все испугались. Балет-то ведь вообще Ленин хотел закрыть. Совсем прикрыть его. Не нужно это. Голые спины, пачки. Зачем это надо? Ноги поднимают».

Агриппина Яковлевна Ваганова

Успех советского балета во многом состоялся благодаря педагогическому таланту Агриппины Яковлевны. Новаторская методика Вагановой отличалась от традиционных способов работы балетных педагогов: в ней делалась ставка не на показ, а на объяснение – и это помогало ученикам полностью осознавать свои движения, свое тело в процессе обучения и выступления. Благородная простота, мощная уверенность танца, совершенство формы, художественная выразительность движений, свободное владение техникой, основанное на правильной постановке корпуса и рук – все это характеризует классических танцоров, и сегодня осваивающих балетное мастерство по вагановской методике.

Учителя

Облаков показывал подопечным различные движения и следил за точностью их копирования. Это был тяжкий труд, особенно для Вагановой. Но затем Агриппину перевели в класс Екатерины Вазем, и она поняла, что педагоги бывают очень разные. Екатерина Оттовна объясняла все свои действия, ставила перед ученицами понятные цели и указывала пути их достижения

Сколько бы ни было в классе занимающихся, она каждому уделяла внимание и не позволяла лениться. Многие приемы строгой, но любимой учительницы, Ваганова потом старалась применить в своей преподавательской работе

Ведь она по себе знала, что понимание ситуации, ясность цели вдохновляют, делают монотонный и изматывающий труд по освоению техники движений легче. Лев Иванов привил Груне любовь к музыке, Христиан Иогансон поставил ее «фирменные» прыжки. Окончив училище в 1895 г., она обучалась хореографии у Павла Гердта.

Оценка читателей

Будучи уверенной в полезности своей книги, Ваганова все же не ожидала такой бурной благодарности, свидетельства о которой посыпались на нее со всех уголков огромной страны. И не удивительно. Ведь от революции бежали 40 % работников «балетного цеха». В это число вошли композиторы, либреттисты, танцовщики, балетмейстеры, педагоги. Советская власть использовала то, что осталось, привлекла много новых людей, которые работали на энтузиазме, с трудом решая на ходу, с чего начать. В книге автор дает подробнейшую характеристику классического балетного танца. Изложение иллюстрируется множеством рисунков и нотами. Текст написан таким простым языком, что легко воспринимается даже людьми, далекими от искусства.

Жизнь без театра

Агриппина, которая чувствовала себя молодой, исполненной сил женщиной, была не готова остаться не у дел. Ни домашняя работа, ни время, отданное воспитанию сына, не могли вывести ее из состояния тревоги и неудовлетворенности. Ваганова не оставила занятий хореографией и продолжала посещать танцевальный класс. Но уверенности, что это еще когда-нибудь пригодится, не было.

Попытка приобщиться к делу помощи солдатам тоже не увенчалась успехом: ее личное будущее было в тумане и она не могла отвлечься от мыслей о балете, которому была посвящена вся ее предыдущая жизнь. Погруженная в свою неразрешимую проблему, Ваганова не очень следила за событиями в стране. Осознать, насколько это ее касается, заставило личное горе. Андрей Померанцев, подавленный неудачами русской армии на фронтах Первой мировой войны, не вынес резких перемен и бардака во всех сферах государственного устройства после Февральской революции и покончил с собой. Ваганова должна была выжить в стремительно меняющейся обстановке, имея на руках несовершеннолетнего сына и двух племянников.

В одночасье возникли проблемы с отоплением, исчезли продукты, пенсия. На их место пришли голод, холод и страх. Некоторое время продержаться удалось, выменивая вещи из квартиры, которую она обрела благодаря мужу, на еду. Вскоре, по примеру других артистов, Ваганова стала хвататься за любую работу: концерты в маленьких студиях или фойе, частные уроки. За это платили продуктами. Удалось устроиться в небольшую балетную школу. Но мечты о родном училище не покидали. Ей хотелось больших масштабов, возможностей, которые дает профессиональная среда.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 4. Большой Кавказ — Великий канал. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. — 751 с.: ил.: карт.
  2. В. М. Красовская. Русский балетный театр второй половины XIX века. — Л. — М.: Искусство, 1963. — 552 с. — 10,000 экз.
  3.  (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  4. . tonnel.ru. Дата обращения: 5 января 2020.
  5.  (англ.). www.findagrave.com. Дата обращения: 5 января 2020.
  6. . Дата обращения: 26 февраля 2022.
  7. ↑ . nlr.ru. Дата обращения: 5 января 2020.
  8. . www.encspb.ru. Дата обращения: 5 января 2020.
  9. . Радио Культура. Дата обращения: 5 января 2020.

И снова театр

На фото: Мариинский театр.

В 20-е годы в балете, как и в других видах искусства, постоянно возникали новаторские течения. Молодой балетмейстер Лопухов показывал постановки, которые напоминали свод акробатических трюков. Другие режиссеры превращали балет в пантомиму. В связи с этим шли жаркие споры о будущем жанра. Агриппина Яковлевна Ваганова твердо держалась классических принципов. В 1931 г. ей предложили занять место художественного руководителя театра вместо Лопухина. Она дала согласие.

Ваганова воплотила давнюю мечту: переделала постановку балета «Лебединое озеро», исходя из своего видения и пожеланий высшего руководства культуры, которое приветствовало в искусстве реализм и торжество добра.

Была проделана коллективная работа, но главные идеи были вагановскими. Особо удалась сцена первой встречи принца с Одеттой. Трагический конец заменен счастливым исходом. И все-таки, это была самая щадящая переделка классики из всех вариантов, которые выдвигали другие советские балетмейстеры.

Следующая творческая переработка – балет «Эсмеральда». Но, по мнению Вагановой, музыка мало соответствовала сюжету, и ее попытки обновления входили с ней в противоречие. Спектакль был хорошо принят публикой, однако постановщица продолжала считать его далеким от совершенства.

В балете тридцатых закрепилась новая драматическая тенденция, в которой мало внимания уделялось красоте и своеобразию классического танца. Это веяние поддерживалось властными структурами. С этим Ваганова никак не могла согласиться, и в 1937 г. ей предложили вернуться к педагогической деятельности. Обидная отставка все-таки принесла облегчение. Агриппина Яковлевна могла снова заняться любимым делом, не изменяя своим убеждениям. Именно преподавание впишет биографию Агриппины Вагановой в хроники культуры.

Работа в театре

В кордебалет Мариинского театра Агриппина Ваганова поступила в 1896 году. Десять лет она не получала главных ролей, так как не соответствовала стандартам красоты зрителя того времени: она была коренастой, с мускулистыми ногами. В пластике движений Ваганова не смогла догнать танцовщиц, одаренных в большей степени природой. Не избалованная судьбой, Ваганова продолжала трудиться, закрывая глаза на свое незавидное положение в театре, отдаваясь всей душой танцу.

В 1900 г. она исполнила сольную вариацию в анакреонтическом балете «Пробуждение Флоры» (либретто и хореография Петипа). В этом же спектакле впервые танцевала главную роль Анна Павлова. Она была младше, чем Агриппина, на два года, но уже подавала большие надежды и всего через 6 лет стала прима-балериной Мариинского театра.

Преподавательская деятельность

Агриппина Ваганова начала заниматься преподавательской деятельность в 1919 году, а в 1921 году она была принята на работу в ЛГХУ (Ленинградское хореографическое училище). В 1922 году она стала вести класс усовершенствования. В 1927 году Ваганова начала исполнять обязанности помощника художественного руководителя театра имени С. М. Кирова. В течение семи лет была художественным руководителем балетной труппы театра имени С. М. Кирова. Ученицами Вагановой были такие балерины, как Дудинская, Железнова, Каминская, Камкова, Уланова, Шелест, Тангиева, Блатова.

Ваганова разработала методику, которая стала основой балетной педагогики во многих странах мира.

Она объясняла своим ученицам особенности работы мышц, способы, благодаря которым движения становятся легкими и изящными. В 1923 году она выпустила учениц Нину Млодзинскую и Ольгу Мунгалову, позже Наталью Камкову и Елену Тангиеву. В 1925 — Марину Семенову.

Впервые на сцене

Мариинский театр привлекал к исполнению небольших детских ролей учениц, начиная со второго класса. Ваганова участвовала в постановках балетов Чайковского. Настоящим танцевальным дебютом Агриппины можно считать 3-минутный вальс в первом акте «Спящей красавицы». Современное выступление артистов в этой сцене записано на видео:

Приглашенные для исполнения традиционно отдаваемых воспитанницам училища ролей, девочки присутствовали на репетициях балета «Лебединого озера». С интересом следя за работой балетмейстера и артистов, Груня еще тогда почувствовала, что возможно другое воплощение постановки спектакля.

Отношения с учениками

Выпускницы Вагановой демонстрировали правильность методики, которой она вооружилась. Впрочем, это не было нечто застывшее в своей неизменности. Учительница постоянно размышляла, как лучше донести до каждой девушки, что нужно делать, чтобы добиться успеха. В 1928 г. окончила училище воспитанница Вагановой Галина Уланова, в очередной раз доказавшая всему миру педагогическое мастерство Агриппины Яковлевны. А она продолжала поддерживать дружеские и деловые связи со своими ученицами и после выпуска: Ваганова вела класс в Мариинском театре.

Когда Марину Семенову забрали в Большой, Агриппина Яковлевна обязательно приезжала на все ее премьерные спектакли и оставалась на несколько дней, чтобы позаниматься с уже знаменитой балериной. В своих воспоминаниях ученицы подчеркивают жесткую требовательность Вагановой как педагога и высказывают благодарность за ее большой вклад в их сценическую судьбу.

Творческий путь и успех

Агриппина Ваганова прошла путь от простой балерины до великого педагога. Ее метод преподавания классического танца стал основой балетного образования во всем мире.

Начав свою карьеру в Мариинском театре, Ваганова быстро завоевала признание благодаря своей поразительной технике и артистизму. Однако травма вынудила ее уйти со сцены в сравнительно молодом возрасте.

Несмотря на это, Ваганова нашла свое призвание в педагогике. В 1921 году она основала собственное училище, где разработала свой уникальный метод преподавания классического танца.

Вагановский метод отличается методичностью, систематичностью и индивидуальным подходом к каждому ученику. Он включает в себя не только технические упражнения, но и элементы актерского мастерства и сценического искусства.

Училище Вагановой стало кузницей кадров для ведущих балетных трупп мира. Среди ее учеников были такие легендарные артисты, как Галина Уланова, Майя Плисецкая, Рудольф Нуреев и многие другие.

Метод Вагановой получил признание во всем мире и стал основой профессионального балетного образования. С момента ее основания ученики Вагановского училища не только покоряли мировые сцены, но и внесли значительный вклад в развитие балетного искусства в целом.

Дебютные выступления и признание

Талант юной Агриппины Вагановой раскрылся рано. Ее первые выступления на профессиональной сцене состоялись в труппе Мариинского театра в 1897 году. В 14 лет она дебютировала в балете “Конёк-Горбунок”, исполнив небольшую партию Куницы.

За эту ролью последовали не менее яркие выступления в “Жизели”, “Спящей красавице” и “Лебедином озере”. Вскоре Ваганова стала одной из ведущих балерин Мариинского театра, заменив знаменитую Анну Павлову. Ее техника и экспрессивность поражали зрителей и критиков.

В 1910 году Агриппину Ваганову пригласила в свою труппу труппа Сергея Дягилева “Русские балеты”. Она танцевала на ведущих сценах Европы и Америки, выступая с такими звездами, как Вацлав Нижинский и Анна Павлова.

Признание за пределами России пришло к Вагановой после триумфального выступления в Лондоне в 1912 году. Ее исполнение партии в балете “Жизель” было встречено овациями. С тех пор балерина стала одной из самых знаменитых и авторитетных фигур в мировом балетном искусстве.

Сольные партии в Мариинском театре

В Мариинском театре блистала талантливая балерина Агриппина Ваганова. Ее сольные партии навсегда остались в памяти публики и театральных критиков.

Первой крупной ролью Вагановой на сцене Мариинского театра стала Флорина в балете “Эсмеральда”. В 1921 году ей доверили исполнить партию Феи Карабос в “Спящей красавице”. Артистка безупречно передавала характер своих героинь, завораживая публику техническим совершенством и артистизмом.

Биография

Агриппина Ваганова родилась 14 (26 июня) 1879 года в Санкт-Петербурге, в семье капельдинера Мариинского театра. Её отец – Акоп (Яков Тимофеевич) Ваганов – перебрался в Петербург из Астрахани, где со времён Ивана Грозного существовала армянская община; впрочем, сам он был из персидских армян и капитала в Астрахани не нажил; служил унтер-офицером, а после отставки переехал в Петербург.

В 1888 году была принята в Императорское театральное училище. Среди педагогов Вагановой были Евгения Соколова, Александр Облаков, Анна Иогансон, Павел Гердт, Владимир Степанов (запись танца). В младших классах в течение двух лет занималась у Льва Иванова, назвав это время «двумя годами безделья», затем перешла в класс Екатерины Вазем. Первой ролью Вагановой стала мать Лизы, главной героини, в школьном спектакле «Волшебная флейта», поставленном Львом Ивановым для учеников средних классов.

В 1897 году, после окончания училища, была принята в балетную труппу Мариинского театра, через несколько лет получила статус солистки. Вагановой блестяще удавались отдельные сольные вариации, например, в балете Делиба «Коппелия», за что её прозвали «королевой вариаций». В 1910-е годы, незадолго до окончания карьеры, начала исполнять главные партии. Мариус Петипа, однако, не ценил её исполнительского мастерства. В его дневниках можно встретить такие записи: «Г-жа Ваганова ужасна. На балет не иду…».

Она вносила некоторые изменения в хореографические приёмы, которые вначале могли показаться неуместными строгим ревнителям академизма, однако впоследствии занимали достойное место в технике ведущих танцовщиков.

Покинув сцену в 1916 году, занялась преподаванием. Сначала преподавала в различных частных школах и студиях, затем, уже после революции, была приглашена А. А. Облаковым на работу в Петроградское театральное училище. Свой первый выпуск, в числе которого были Нина Стуколкина, Ольга Мунгалова и Нина Млодзинская, подготовила в 1922 году. В 1924 году выпустила класс, который начала учить в 1921 году. Беря предвыпускные женские классы, подготовленные такими педагогами, как Е. П. Снеткова, М. А. Кожухова, М. Ф. Романова, выпускала через год, иногда ежегодно. Разработала собственную педагогическую систему, основанную на ясности и осмысленности техники, строгости постановки корпуса, позиций рук и ног. «Система Вагановой» сыграла определяющую роль в развитии балетного искусства XX века. Среди её учениц — Наталья Камкова (1924), Марина Семёнова (1925), Ольга Иордан и Елена Ширипина (1926), Галина Уланова и Татьяна Вечеслова (1928), Татьяна Шмырова, Фея Балабина и Наталья Дудинская (1931), Галина Кириллова (1935), Алла Шелест (1937), Нонна Ястребова и Бюбюсара Бейшеналиева (1941), Нинель Петрова (1944), Ольга Моисеева, Людмила Сафронова и Нинель Кургапкина (1947), Алла Осипенко (1950), Ирина Колпакова (1951) и многие другие выдающиеся балерины XX века.

С 1931 по 1937 год Ваганова — художественный руководитель балетной труппы ЛАТОБ имени С. М. Кирова.

Книга Вагановой «Основы классического танца», в которой она подробно излагает свои педагогические взгляды, была впервые издана в 1934 году, выдержала шесть переизданий и переведена на многие языки мира.

Агриппина Яковлевна умерла в Ленинграде 5 ноября 1951 года. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Детство и юность

«Царица вариаций» родилась в июне 1879 года в семье отставного унтер-офицера, служившего капельдинером в Мариинском театре Акопа (Якова) Ваганова, армянина по национальности. Агриппина была младшей из трех сестер. Семья жила в центре Санкт-Петербурга, на Офицерской улице, рядом с местом работы Якова Тимофеевича. Квартира Вагановых располагалась в подвале, который заливало при сильных дождях.

В детстве Агриппина, пользуясь должностью отца, пересмотрела все балеты в «Мариинке» и стала грезить порхающим искусством. Хотя родители считали, что коренастая девочка плохо подходит для фуэте, они смогли пристроить младшую дочь в Императорское театральное училище.

Доводом для матери и отца стали не столько мечты Груши, сколько то, что успешно окончившие 1-й класс ученицы переводились на полный государственный пансион. Вагановы жили бедно и вздохнули с облегчением, избавившись от лишнего рта.

Обучение в училище разочаровало Ваганову. Педагоги (в частности Александр Облаков) только показывали па и требовали от учеников повторения, но не объясняли, как это сделать, не раскладывали движения на элементы.

Груша прослыла неудобной ученицей с ужасным характером: девочка изводила наставников вопросами. Бывшая балерина Екатерина Вазем считала, что обучение Агриппины — пустая трата времени: физические данные строптивой танцовщицы были далеки от идеала, а лицо с кавказскими чертами не соответствовало «кукольным» балетным стандартам. Единственное, в чем нельзя было отказать девушке — это в упорстве и самоотдаче на репетициях.

Хотя на выпускных экзаменах Ваганова получила 11 из 12 возможных баллов и влилась в труппу Мариинского театра, где царствовала Матильда Кшесинская, дочери армянского унтер-офицера не давали ведущие партии, которые она самозабвенно разучивала. Главный балетмейстер Мариус Петтипа называл исполнительскую манеру Агриппины ужасной, а когда вариациям балерины рукоплескала публика, утверждал, что Ваганова проплатила аплодисменты.

Личная жизнь

В молодости Агриппина пережила ряд ни к чему не обязывающих романов. Поклонники баловали балерину подарками и возили в лучшие рестораны Санкт-Петербурга, где она после нескольких бокалов шампанского сбрасывала туфли и танцевала под аплодисменты посетителей.

Все изменилось после знакомства с Андреем Померанцевым — полковником-путейцем в отставке, членом правления Екатеринославского строительного общества. Мужчина был в 2 раза старше балерины и, став ее возлюбленным, завалил дорогими подарками. Впервые в жизни у Вагановой появилась прислуга.

В апреле 1903 года на репетиции балерина упала в обморок. Очнувшись, Ваганова узнала, что причина недомогания — беременность. В голове девушки всплыла русская поговорка «Обещанного 3 года ждут» — она ждала сольных партий уже свыше пяти лет после окончания училища, а их все не было. Поразмыслив, Агриппина предпочла материнство туманным карьерным перспективам.


Агриппина Ваганова и Майя Плисецкая / «Фейсбук»

Померанцев не смог получить развод от жены, но после рождения сына Саши поселился с Вагановой и до конца своих дней жил с танцовщицей как муж. Когда умерла старшая сестра Груши, племянники Леля и Сережа стали жить с Андреем Александровичем и Агриппиной Яковлевной. Ваганова не видела разницы между детьми, баловала их и любила водить в цирк и зоопарк, а потом уморительно воспроизводить движения животных.

На революции 1917 года балерина почти не обратила внимания, однако муж становился все мрачнее и в ночь перед Рождеством застрелился. Из избалованной барыни и любимой жены Ваганова в одночасье превратилась в многодетную мать, лишенную средств к существованию, которой дворник из любезности дает раз в день вязанку дров.

Тем не менее Агриппина смогла вырастить детей и племянников. Александр Померанцев пошел по стопам отца и стал инженером-путейцем. Мужчина сохранил архив и мемуары матери.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: