Первая чеченская война. юрий шевчук о поездке в чечню

Не просто образ. советские и российские актеры, прошедшие через войну | ямал-медиа

2 Владимир Павлович Басов

Летом 1941 года Басов пришёл во ВГИК, чтобы узнать правила приёма в это учебное заведение. Ему объяснили, какие документы для этого требуются, какие экзамены предстоит преодолеть. Басов ушёл уверенный в том, что обязательно поступит. Но в его планы вмешалась война.

Владимир Басов ушёл на фронт в июле 1941 года. Сначала лейтенант интендантской службы Басов служил начальником клуба 4-й отдельной стрелковой бригады, за отличную организацию художественной самодеятельности в боевых условиях был награжден медалью «За боевые заслуги». А потом его военная судьба делает крутой поворот и Владимир Басов становится минометчиком. Немало подвигов совершила минометная батарея старшего лейтенанта Басова, сам он был ранен 23 февраля 1945 года, вернулся в строй после ранения. Войну закончил в чине капитана и в должности заместителя начальника оперативного отдела 28-й отдельной артиллерийской дивизии прорыва резерва Главного командования. Имел все шансы остаться на военной службе и сделать блестящую карьеру, однако предпочёл уволиться на гражданку.

В 1947 году поступил на режиссёрский факультет (мастерская С.И. Юткевича и М.И. Ромма). С 1952 года — режиссёр киностудии «Мосфильм». Одной из лучших режиссёрских работ Владимира Басова стал фильм «Щит и меч» (1968).

Владимиру Павловичу Басову «нестандартная внешность» не помешала стать любимцем миллионов. Колоссальная харизма позволяла ему без всякого костюма и грима играть волка в сказке о Красной Шапочке. А всего в фильмографии актера насчитывается более 80 ролей.

Александр Розенбаум

Александр Розенбаум с воинами-афганцами | Фото: dubikvit.livejournal.com

Приходилось участвовать. Чего об этом рассказывать? Ну, приходилось, и стрелять приходилось, и попадал в переделки всякие в Афганистане. Ребята, все, кому надо, знают об этом. Я не люблю об этом рассказывать

Александр Розенбаум давал концерты на передовой | Фото: dubikvit.livejournal.com


Александр Розенбаум в Афганистане | Фото: dubikvit.livejournal.com

Если на гражданке, в нашей повседневной суете, тебе могут 10 раз подставить ногу, то на войне – десять раз подставят плечо

Александр Розенбаум с воинами-афганцами | Фото: dubikvit.livejournal.com


Александр Розенбаум в Афганистане | Фото: dubikvit.livejournal.com

3 Зиновий Ефимович Гердт

Ушел добровольцем на фронт. Старший лейтенант саперной роты Гердт не вспоминал, что он артист, и даже не учавствовал в самодеятельности.

В феврале 1943 года под Белгородом он был тяжело ранен в ногу. С поля боя его вынесла на себе медсестра, и он больше года провел в больнице. Ему было сделано десять безуспешных операций, и врачи Боткинской больницы, которая во время войны была госпиталем, приняли решение ампутировать ногу, но ведущий хирург и жена конструктора Сергея Королева Ксения Винцентини, везя Зиновия в операционную, шепнула: «Попробую вдоль» — и во время операции попыталась еще раз спасти ногу. Эта одиннадцатая операция прошла успешно, и кости начали срастаться. В результате после лечения одна нога у Зиновия стала на 8 сантиметров короче другой. Хромал Зиновий Ефимович всю жизнь, и позже Валентин Гафт посвятил ему эпиграмму:

О, необыкновенный Гердт,
Он сохранил с поры военной
Одну из самых лучших черт —
Колено он непреклоненный.

В кино Гердт выступал в основном как комедийный, острохарактерный актер. В его фильмографии насчитывается около 80 киноролей. Народный артист СССР Зиновий Гердт скончался 18 ноября 1996 года в Москве. В Киеве установлен памятник Паниковскому, в котором с легкостью угадываются черты легендарного артиста.

Евгений Сидихин

В кино Евгений Сидихин часто играл роли военных | Фото: kino-teatr.ru

И уже там я написал заявление, что хочу в Афганистан. Мне тогда исполнилось 18 лет, я был патриотом своей Родины. Так воспитали родители, что не мог бежать от войны. Мне было бы стыдно. Уже в Афгане дембеля рассказывали, что незадолго до нашего призыва в этой стране было относительно спокойно: наши солдаты даже ездили на открытом борту на танцы в Герат. Но, когда я там оказался, уже шли настоящие бои. О смерти не думал и не боялся. Мне кажется, страх приходит тогда, когда человек что-то предчувствует. Я же был абсолютно спокоен, не запаривался, знал, что со мной будет все в порядке

Евгений Сидихин на встрече с сослуживцами | Фото: spb.mk.ru

Ну что тут вспоминать?! Помню, бежит враг, выстрелил, он упал, я расстроился… Но давайте не будем об этом. На войне другие законы…

Евгений Сидихин в фильме *Отдел*, 2015 | Фото: kino-teatr.ru

Почему создателя «Брата» обвиняли в национализме и жестокости

9 Владимир Абрамович Этуш

В
ладимир Этуш иногда рассказывал, что он первым из москвичей стал свидетелем начала Великой Отечественной войны, хоть сразу и не понял этого. В ночь с 21 на 22 июня он шел с затянувшейся вечеринки. Было около 5 часов утра, улицы безлюдны, машин почти нет. И тут мимо него на огромной скорости пролетела машина немецкого посольства. Уже потом он где-то прочитал, что это был автомобиль посла Германии в Советском Союзе графа фон Шуленбурга, который спустя час после начала вторжения вручил Молотову меморандум об объявлении войны

Тогда Этуш хоть и обратил внимание на эту машину, но никакого нехорошего предчувствия у него не возникло. Он пришел домой, лег спать, а в 12 часов его разбудила мама и сказала, что началась война

Как у студента театрального училища, у Володи Этуша была бронь. Но во время спектакля «Фельдмаршал Кутузов», он увидел, что в зале сидят всего 13 человек, и понял, что стране не до театра. Утром он пошел и попросился добровольцем на фронт.

Владимира Этуша направили на курсы военных переводчиков в Ставрополь. Но на фронте он попал в стрелковый полк. Этуш сражался в горах Кабарды и Осетии, принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону, Украины. Воевал героически, за что был награжден орденом Красной Звезды, медалями. Тогда же ему было присвоено звание лейтенанта. В 1944 г. Этуш был тяжело ранен и после госпиталя, получив вторую группу инвалидности, демобилизовался.

P.S. :
Было бы несправедливо не сказать и о других величайших актерах и режиссерах, защищавших родную землю от фашизма: Николай Константинович Прокопович, Петр Ефимович Тодоровский, Павел Борисович Винник, Адольф Алексеевич Ильин, Виктор Александрович Курочкин, Владислав Игнатьевич Стржельчик, Станислав Иосифович Ростоцкий, Юрий Васильевич Катин-Ярцев, Владимир Петрович Заманский, Владимир Леонидович Гуляев, Николай Григорьевич Гринько, Леонид Иович Гайдай, Евгений Яковлевич Весник…

Кто-то из них мечтал стать актером с детства, но война заставила отложить эти планы. Кто-то поступил в институт сразу после победы. Кто-то еще до войны был знаменит. Большинство из них уже ушли, но все они остались в фильмах, в своих ролях, в памяти людей…

Иннокентий Смоктуновский

х/ф «Солдаты»

Смоктуновский не только подарил кинозрителям десятки запоминающихся ролей, но и совершил настоящую революцию в советском театре: его называли первым «интеллектуальным» актером, способным тонкими движениями и мимикой раскрыть любой образ. Однако превосходная карьера Смоктуновского могла оборваться, не начавшись.

Во время битв за Курск, Киев и Днепр Смоктуновский не раз брался за выполнение сложнейших операций и доставлял важные донесения под огнем противника. Одна из таких операций закончилась неудачно, и актеру пришлось провести месяц в плену. К счастью, Смоктуновскому удалось быстро сбежать и укрыться в доме одной из местных семей: после этого актер записался в партизанский отряд, а затем вновь вернулся в армейское подразделение, вместе с которым дошел до Германии.

Позже знакомые Смоктуновского вспоминали, что именно война развила в нем тонкость ощущений и способность чувствовать эмоции человека, которые он потом использовал в своей выдающейся карьере.

Не верьте, что на войне не страшно, это страшно всегда. А храбрость состоит в том, что тебе страшно, а ты должен преодолеть животный ужас и идти вперед, и ты это делаешь

Иннокентий Смоктуновский

актер

Леонид Гайдай

Wikimedia

Вероятнее всего, свое военное прошлое на съемочной площадке Никулин активно обсуждал с Леонидом Гайдаем — актером и режиссером, также попавшим на фронт в совсем юном возрасте. 18-летний подросток пытался записаться добровольцем уже в первые дни войны, но тогда брать его отказались. Лишь с обострением ситуации осенью Гайдая призвали сначала в Монголию, а затем на Калининский фронт.

Гайдай сразу проявил свою доблесть и активность: позже режиссер вспоминал, как вызвал недовольство военного комиссара, пытаясь записаться одновременно и в пехоту, и в разведку, и в артиллерию. Этот момент, как и многие другие из биографии Гайдая, потом нашли отражение в его творчестве: например, комичная сцена из «Кавказской пленницы» с попыткой Шурика оседлать осла также навеяна военными воспоминаниями.

Служу с твоим братом Валентином на станции Ага. Вместе с сослуживцами заарканиваем диких монгольских лошадок, приучаем их к узде, к седлу и затем отправляем на фронт. Так вот, представь себе, мы садимся на этих монгольских лошадок, ноги наши на земле, а лошадки из-под нас выходят. Они ведь низкорослые

Леонид Гайдай

режиссер

4 Алексей Макарович Смирнов

Этого актера знают все! А кто знает этого героя войны? Вот его заслуженные награды: Орден Славы 1-й, 2-й и 3-й степени, Орден Красной Звезды, Медаль «За отвагу», Медаль «За боевые заслуги».

Один из самых популярных комедийных артистов Советского Союза, игравший в основном отрицательных комических персонажей, имел богатую героическую фронтовую биографию, о которой совсем не любил вспоминать: «Ну, служил, ну, есть какие-то награды — так ведь в войну все отличились. А я ничего особенного не сделал».

9 апреля 1944 года в районе деревни Пилява после мощных артналётов два батальона противника при поддержке 13 танков перешли в атаку. Тов. Смирнов со взводом открыл мощный миномётный огонь по немецкой пехоте. В этом бою огнём взвода было уничтожено: 4 станковых и 2 ручных пулемёта, 110 фашистских солдат и офицеров. Контратака немцев была отбита.

20 июля 1944 года в районе высоты 283.0 противник силою до 40 гитлеровцев атаковал батарею. Смирнов, воодушевляя бойцов, бросился в бой с личным оружием. Огнём из винтовки и автоматов батарея отбила нападение немцев. На поле боя осталось 17 гитлеровцев, Смирнов лично взял в плен 7 гитлеровцев.

22 января 1945 года, несмотря на интенсивный огонь противника, со своим расчётом на себе переправил миномёт на левый берег реки Одер. Откуда огнём из миномёта уничтожил 2 пулемётные точки в деревне Эйхенрид и до 20 гитлеровцев. 36-й артполк овладел деревней и плацдармом на левом берегу реки Одер.

Алексей Смирнов

х/ф «В бой идут одни «старики»

В отличие от Гайдая, другая звезда «Приключений Шурика» Алексей Смирнов не очень любил распространяться о своем военном прошлом. Однако именно ему принадлежат самые героические поступки среди всех советских актеров. В 1943 году Смирнов подменил раненого командира миномета и лично уничтожил трех врагов, а год спустя повел за собой товарищей на оборону против 40 нацистов, из которых семь он взял в плен лично, за что получил орден Славы III степени.

Параллельно Смирнов организовывал художественную самодеятельность на фронте и провел более 10 концертов: уже тогда талант актера заметило руководство и присвоило ему победу в театральном конкурсе.

На протяжении десятков лет Смирнов считался, наравне с Никулиным, одним из главных комедиантов СССР, однако самой запоминающейся ролью актера стала его последняя — в драме «В бой идут одни „старики“». Из-за комедийной карьеры чиновники долгое время не хотели утверждать Смирнова на роль, однако пережитое на фронте помогло ему ярко показать будни советских летчиков в самые тяжелые периоды войны.

Владимир Басов

Фильмы: «Приключения Буратино», «Про
Красную Шапочку», «Тишина», «Смешные люди!» и другие.

Время на службе: 1941-1947

Звание: Капитан

Награды: «За победу над Германией», «За боевые заслуги», «Орден Красной Звезды» и
др.

Вместо институтов мои одноклассники оказались в окопах, вместо занятий науками – строевая, марш-броски с полной выкладкой. Сначала пот, мозольные волдыри из-за неумения правильно навернуть портянки, потом – борьба с самим собой, кровь. Беспощадная статистика времени: мои ровесники, десятиклассники выпуска 1941 года на фронте погибали чаще всех. Наши семнадцатилетние жизни война поглощала особенно охотно, так и не позволив узнать и почувствовать все счастье возраста писал Басов в своих воспоминаниях

Владимир Басов всегда
мечтал быть актёром, поэтому после окончания школы сразу же собрался поступать
во ВГИК. Однако начавшаяся война разрушила его планы. 17-летнему будущем
артисту предложили по блату пойти служить в Театр Красной Армии, где он мог «переждать»
войну в целости и сохранности, занимаясь любимым делом. Басов не смог пойти на
сделку с совестью и отправился в артиллерийское училище, откуда затем, в 1942 году, был направлен на
фронт.

Жизни артиста (как и всем
участникам боевых действий) много раз угрожала смерть. Он даже был контужен в
1943 году. Однако даже во время войны Басов не оставлялся свою мечту, на фронте
актёр поставил более 150 спектаклей для красноармейцев.

6 Михаил Иванович Пуговкин

С 16 лет Михаил Пуговкин работал артистом Театра на Сретенке. Юношу пригласили на роль в фильме «Дело Артамоновых», съемки эпизода с участием Пуговкина пришлись на 21 июня 1941 года. А уже 24-го артист добровольцем явился в военкомат, хотя ему еще не было 18.

На фронте попал в разведку, в тяжелых боях под Смоленском остался цел и невредим. Фронтовая удача отвернулась от разведчика через год с небольшим — в августе 1942 года под Луганском Пуговкин получил тяжелое ранение в ногу, началась гангрена. В госпитале уже готовились к ампутации, но Михаил сумел уговорить хирургов спасти конечность: «Я же артист, как же я работать буду!»

После операции Пуговкина комиссовали, и он вернулся к московской театральной жизни — успел сыграть фронтовика еще до Победы, в легендарной романтической комедии 1944 года «В 6 часов вечера после войны».

7 Анатолий Дмитриевич Папанов

Анатолия Папанова призвали в армию в 1940 году — до того он работал на заводе в Москве, а еще увлекался самодеятельностью, посещал театральную студию. В июне 41-го его полк перебросили из Оренбурга на харьковское направление.

Перед одной из атак Анатолий и его товарищи зашли в блиндаж погреться — стояли сильные морозы. Не успели расположиться, раздался взрыв — прямое попадание. Всех засыпало землей, живым откопали только Папанова, которого с тремя ранениями и контузией отправили в госпиталь. После нескольких операций дали инвалидность, из армии комиссовали.

Попытка поступить в театральный институт была безнадежным, отчаянным шагом — кто возьмет в артисты инвалида? Но несчастье помогло: взяли только потому, что среди абитуриентов не хватало парней, все были на фронте: «После ранения на фронт я вернуться уже не смог. Меня комиссовали подчистую, никакие мои просьбы и протесты не помогли — комиссия признала меня негодным к воинской службе. И я решил поступать в театральный институт. В этом был своего рода вызов врагу: инвалид, пригодный разве что для работы вахтера (я действительно побывал на такой работе), будет артистом. И здесь война вновь страшно напомнила о себе — требовались парни, а их не было… Так что те слезы в фильме «Белорусский вокзал», в квартирке бывшей медсестры, вовсе не кинематографические».

5 Иннокентий Михайлович Смоктуновский

Поступил в военное училище. А за то, что в учебное время собирал оставшуюся в поле картошку, с него сорвали курсантские погоны и отправили на фронт — в пекло, на Курскую дугу (1943).

«Я ни разу не был ранен. Честное слово, самому странно — два года настоящей страшной фронтовой жизни: стоял под дулами немецких автоматов, дрался в окружении, бежал из плена… А вот ранен не был. Землей при бомбежке меня, правда, как-то засыпало — да так, что из торфа одни ботинки с обмотками торчали. Мне посчастливилось бежать, когда нас гнали в лагерь. Меня, восемнадцатилетнего, измученного мальчишку, вел инстинкт самосохранения.

Я выведывал у крестьян, где побольше лесов и болот, где меньше шоссейных дорог, и шел туда. Фашистам там нечего было делать в отличие от партизан. Так добрел до поселка Дмитровка… Постучался в ближайшую дверь, и мне открыли. Я сделал шаг, попытался что-то сказать и впал в полузабытье. Меня подняли, отнесли на кровать, накормили, вымыли в бане. Меня мыли несколько девушек — и уж как они хохотали! А я живой скелет, с присохшим к позвоночнику животом, торчащими ребрами». В этом поселке он прожил около месяца, потом случай помог добраться к партизанам, воевал в отряде, войну закончил юго-западнее Берлина.

Последние статьи

  •   Загадки теории относительности Эйнштейна, почему в ней до конца не разобрались и причём тут GPS 27.06.2024, 23:03
  •   В 18 вышла замуж за 58-летнего знаменитого актера, а 29 лет стала вдовой. Как сейчас живет Юлия Ромашина и как выглядят ее подросшие сыновья 27.06.2024, 22:08
  • +1   Что скрывает самая незаметная и зловещая достопримечательность Берлина: «Камни преткновения» 27.06.2024, 20:32
  •   В 41 год ни разу не была замужем, живет с мамой и не работает. Как выглядит дочь Ларисы Долиной и как складывается ее жизнь 27.06.2024, 19:32
  •   Почему разочаровалась в мужчинах Ирина Отиева после того, как в 47 вышла замуж с 20-летнего студента: Как сейчас живет Март Бабаян? 27.06.2024, 18:10
  • +1   Сможет ли ИИ прочитать обуглившиеся древние свитки, найденные на месте извержения Везувия 27.06.2024, 16:01
  •   По каким причинам 5 главных красавиц отечественного кино пока не торопятся замуж 27.06.2024, 14:30
  • +1   Как жилось содержанкам в разное время: как жилось содержанка в разное время: Гетеры, дамы полусвета, благотворительницы, альфонсы 27.06.2024, 13:30
  •   Почему родная дочь просила у Уолта Диснея автограф и другие секреты совсем не доброго сказочника Голливуда 27.06.2024, 11:47
  • +1   Кто такие мифические Якуруна, загадочные хранители вод Амазонки 27.06.2024, 10:40

Все статьи

Юрий Никулин

Сложно поверить, что один из самых известных комедийных актеров советского кино, запомнившийся зрителям по ролям наивных и непосредственных чудаков, прошел закалку войной. Однако для Никулина война началась даже раньше, чем для большинства советских жителей: уже в 1939 году он попал на фронт советско-финской войны. После нападения Германии его перевели под Ленинград, где он защищал блокадный город от воздушных атак.

В 1943 году Никулин получил контузию, однако остался на фронте и прошел через восточную Германию и Прибалтику, встретив там окончание войны. Актер вспоминал, как его однополчане от счастья стреляли в воздух и даже подожгли сарай, празднуя победу над нацистами.

Еще год после войны Никулин оставался в армии, получив звание старшего сержанта, но в 1946 году был демобилизован и выбрал карьеру артиста. После нескольких неудачных попыток поступить в театральный институт, Никулин стал клоуном и начал улыбками и смехом залечивать раны, полученные страной во время кровопролитной войны.

За годы войны я не раз видел, как люди, вылезая из щелей, стряхивая с себя комья земли и осознавая, что все обошлось благополучно — нет убитых и техника цела, — начинали громко смеяться. А многие изображали в лицах, кто и как вел себя во время боя

Юрий Никулин

актер

«Писать под Бродского очень легко: берешь не самую простую рифму — и вперед»

— Можно ли зарабатывать на жизнь, будучи поэтом в Германии? А в России?

— Зарабатывать на жизнь, будучи поэтом в Германии, безусловно, можно: есть миллион разных прекрасных профессий — программиста, врача и так далее, при этом можно писать стихи, никто тебе не запретит. Это ирония, ответ: конечно нет.

В России сейчас есть некая клика провластных поэтов, работающих на политическом поприще, и им несть числа: все эти долгаревы и иже с ними, имена можно не называть, они и так всем известны. Вот они зарабатывают ремеслом, ездят с выступлениями, читают стихи со сцены.

Если мы говорим про мирные времена: чтобы зарабатывать поэзией, нужно быть человеком невероятной работоспособности, пахать не вставая. Это сочетание таланта, железной жопы и отсутствия неприязни к выступлениям, публичности. Ты в этой ситуации работаешь не только поэтом, но и актером, как, например, это делает Вера Полозкова. Но она профессионал.

— А ты — нет?

— Я — нет. Вера живет тем, что она пишет, выступлениями, это ее работа. Я методист по работе с детьми-билингвами в детском саду. Здесь, конечно, не плавильный котел США, но сейчас 43% детей — с мигрантским прошлым, из семей, в которых родители или бабушки переехали в Германию из другой страны. И многоязычных детей значительно больше, чем одноязычных, что очень круто. Их, в принципе-то, и в мире больше.

— Тем не менее вас с Верой сравнивают с самого начала: ранний старт, активная антивоенная позиция, обе уехали из страны…

— Вера уехала сравнительно недавно в качестве логичного шага, а я уехала давно. Мы обе — части русскоязычного пространства, но сейчас это пространство тонким слоем размазано по миру от и до.

— Прислушиваешься ли ты к мнению профессиональных критиков? Те же комментарии Дмитрия Быкова* — насколько они тебя затронули?

— Мои тексты чаще всего проходят мимо маститых критиков. Быков в последнее время меня страшно хвалит, а были моменты, когда не хвалил. Говорил: дескать, как она может писать стихи по-русски, когда уже давно живет в отрыве от той самой культурочки? На правду не обижаются. Да, я не часть вот этого плотного комка культуры. И хорошо.

— Но когда Александр Васильев из «Сплина» говорит, что она «в 20 лет пишет так, как писал Бродский в 35–37», — это вызов?

— Мне кажется, если человека сравнивают с Бродским, то не хотят сказать ничего хорошего. Писать под Бродского очень легко: берешь не самую простую рифму — и вперед. Поэтому, когда говорят «он пишет, как Бродский», — это значит «ничего нового, вторичный поэт».

— Смысл был в том, что морально автор гораздо более зрел, если в 20 пишет так, как иные в 35.

— Не знаю. Это воспринимаешь как что-то явно к тебе не относящееся. Мои тексты какое-то количество людей комментирует: «Вы так замечательно пишете, вы Асадов нашего времени!» Тебе явно хотели сказать что-то приятное. Но очень не хочется быть Асадовым нашего времени, хотя он и человек героической судьбы.

— А вообще, ты амбициозна, тщеславна?

— Нет. В продолжение сравнения с Верой Полозковой: для Веры это ремесло, поэзия — определяющая штука. Она очень правильно, внимательно и с уважением относится к своему дару. А я не то чтобы считаю это все ерундой, стишками. Это, безусловно, часть меня, но не вся. Еще одна часть должна заниматься, например, языковым развитием маленьких детей. Поэзия никогда не была моей профессией.

8 Георгий Александрович Юматов

Еще будучи подростком, будущая звезда советского кино увлекся мечтой о море и решил во что бы то ни стало поступить в мореходное училище. Однако, чтобы эта мечта осуществилась, Юматову пришлось приложить максимум своих сил. Он всерьез взялся за учебу, стал круглым отличником. Увлекся спортом: боксом, атлетикой, даже верховой ездой.

В 1941 году мечта Георгия Юматова наконец осуществилась — он попал в военно-морскую школу. А вскоре началась война, которая спутала все планы нашего героя, — он стал рваться на фронт. Через год ему удалось, и он попал юнгой на торпедный флот. Был рулевым-сигнальщиком на бронекатерах Азовской, а затем Дунайской флотилий. Принимал участие в Малоземельском, Евпаторийском десантах, в штурме Измаила, во взятии Бухареста, Будапешта, Вены.

Во время штурма последней Георгий Александрович участвовал в рукопашной схватке за знаменитый Венский мост. В том бою погибло около двух тысяч наших десантников, однако судьба хранила Юматова (за этот штурм он был награжден уникальной матросской медалью Ушакова на цепях). Именно после того страшного побоища наш герой впервые по-настоящему напился.

Стоит отметить, что за годы войны Георгия могли убить по меньшей мере раз сто, но каждый раз Провидение отводило от него беду. Например, в одном из боев корабельная дворняга, пригретая Юматовым, испугавшись обстрела, прыгнула за борт. Матрос Юматов бросился за ней. И в это мгновение в торпедный катер прямой наводкой попал вражеский снаряд. Почти вся команда погибла, а наш герой (вместе с дворнягой) остались живы.

Всего же за три года войны Георгий несколько раз был ранен, контужен, дважды тонул, обморозил руки.

Боевые заслуги Георгия Александровича были отмечены орденом Отечественной войны II степени, медалями «За взятие Вены», «За взятие Будапешта», ЗПНГ, и другими медалями.

«Когда понимаешь, что голова лопнет, тогда и пишешь»

— Ты считала, сколько стихов всего написала с начала войны?

— Нет, не считала. Я пишу примерно стих через день.

— Что должно случиться, чтобы этот день ты пропустила, не написала стихотворение?

— Нет такого. Я никогда не писала в стол. Когда начала активно заниматься этим, стола не было, а была жэжэшечка, и я писала туда. Теперь для меня это форма терапии, разговора с собой, способ оформить в мысли то болото, которое есть в голове. Я всегда это делала. Болото было разное, читатели в блоге то появлялись, то исчезали, но тем не менее это наработанная практика. Когда началась война, эмоций и переживаний стало значительно больше. Не было вариантов молчать, иначе это начинает жечь тебя изнутри. Когда понимаешь, что уже больше не можешь — голова лопнет, надо сказать, — тогда и пишешь.

— Вопрос был про «пропустить», и я, честно говоря, ждала ответа вроде «рождение ребенка».

Рождение ребенка мне вообще не помешало. Я поняла, что сама этот процесс не осилю, мне поставили обезболивание, и я практически парила над схваткой.

— Как ты пишешь стихи? Нужны какие-нибудь специальные условия для этого?

— Нужно, чтобы дети меня не дергали постоянно. Особенно старшая, потому что она требует качественного внимания, и если я с ней играю, то писать, конечно, не могу. С младшей пока могу и так. Все, больше никаких условий.

— А вдохновение, муза?

— Упаси господи. Когда я была маленькая и писала стишки, с которыми стала известна в ЖЖ, мне казалось: надо найти мутный вал вдохновения, войти в состояние flow. А потом, особенно с детьми, все стало иначе: тексты опять полились, но это уже совершенно другие тексты, с ясной головой. Раньше я могла говорить: «Не знаю, кто водит моей рукой», а теперь поняла, что моей рукой вожу я.

— Когда началась война, ты была на 25-й неделе?

— Да. Думала, что со вторым ребенком стану ходить беременная — вся такая красивая, расслабленная, слушать птичек, ничего не делать, уйду в декрет рано…

— Если бы знала, что будет война, рискнула бы думать о втором ребенке?

— Это те вопросы, на которые, мне кажется, невозможно ответить. Ребенок очень сильно спасает: это человек, ради которого ты должен держаться. Плюс, ребенок — источник совершенно отдельных эндорфинов. И смысл. Несмотря на то что с детьми сильно сложнее и волонтерить, и переживать — они вытягивают.

— С появлением детей рождается и огромный страх, не только за них…

— Но и за себя, да. Я рада, что уехала юной, практически без обязательств и долгов. От меня никто не зависел, кроме родителей, но и тут я не знаю, кто от кого больше зависел. В 25 я могла жить на коврике в комнате и убирать свои вещи, потому что потом в этой же комнате вели уроки. Было немножко неприятно, но не проблема.

Тому, кто сейчас переезжает с детьми, не позавидуешь. Из Украины приезжают совсем юные девочки. В Германии средний возраст рождения первого ребенка — 30 лет, а там — 22-23 года. Она жила с мамой, потом с мужем. У нее была прекрасная жизнь, она вообще не собиралась никуда ехать, может, даже загранпаспорта не было. Родила ребенка, хотя сама еще девочка. И вот ей нужно пробраться через несколько стран, бежать от бомбежек — все это, конечно, чудовищно. И жить здесь, не в лучших условиях. У тех, кто приезжал первыми, был шанс выбрать, где и как они будут жить, а сейчас возможностей стало куда меньше.

— У тебя ведь муж — украинец?

— Да. В смысле, такой же украинец, как я из России: он переехал сюда в 18. Сейчас ему 37, то есть он в Германии почти 20 лет.

— Наверняка ему еще тяжелее воспринимать происходящее.

— Ему было сильно хуже, потому что хотя там не осталось родственников, но остались друзья. Я сразу ударилась в волонтерство, очень много помогала до рождения второго ребенка, а потом перешла на digital-волонтерство. А он не смог свыкнуться: всего себя отдавал, очень устал, не знал, что делать. Но поговорил с терапевтом и стал потихоньку оживать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: