Как снимали фильм «побег из шоушенка»

Как снимали «побег из шоушенка»: интересные подробности

Фильм «Побег из Шоушенка» — Про Что Кинофраншиза?

«Побег из Шоушенка» — это шедевр кинематографа, который считается одним из величайших фильмов всех времен. Режиссерский талант Фрэнка Дарабонта, а также великолепный сценарий, основанный на романе Стивена Кинга, привнесли в кинематограф новые стандарты качества и глубины сюжета.

Фильм рассказывает историю Энди Дюфрейна, банковского аналитика, который был неправомерно осужден за убийство своей жены и любовника. Оказавшись в тюрьме Шоушенк, он сталкивается с жестокостью и несправедливостью, но не теряет надежды и стремится к своей свободе.

Центральным моментом фильма является не просто побег из тюрьмы, а внутренний побег главного героя от уз тюремного заключения и отчаяния. Энди, играемый бессмертным Тимом Роббинсом, использует свой ум, сообразительность и выдержку, чтобы выйти победителем из сложнейших ситуаций.

Важную роль в его побеге играет и его дружба с Редом, заключенным, исполненным Морганом Фриманом, который становится его верным союзником и помощником в поисках свободы. Их связь становится символом надежды и взаимопомощи, показывая, что даже в самых мрачных условиях можно найти дружбу и поддержку.

«Побег из Шоушенка» — это не просто история о побеге, но и история о человеческой силе духа, о вере в справедливость и надежде на лучшее. Фильм не только захватывает зрителя своим напряженным сюжетом и неожиданными поворотами, но и заставляет задуматься о глубоких моральных и философских вопросах. Он остается актуальным и волнующим даже спустя десятилетия после своего выхода, продолжая вдохновлять и трогать сердца зрителей по всему миру.

Что здесь есть

  • А ты хорошо сохранился! — к концу фильма Энди уже около пятидесяти, но выглядит он явно моложе. И это с учётом того, что последние двадцать лет он провёл в тюрьме.
  • Въевшаяся привычка — Рэд, выйдя по амнистии после почти сорока лет тюрьмы, не может пописать, не спросив разрешения у менеджера в продуктовом магазине. (В книге же он испытывает позывы в туалет в строго определённое время.)
  • Два в одном и три в одном — все начальники тюрьмы, что есть в романе, слились в фильме в одного.
  • Засунь это себе в… (в книге) — так Энди протащил в тюрьму 500 долларов в начале своей отсидки. А рассказчик Рыжий в конце своей отсидки точно таким же образом вытащил из тюрьмы свою рукопись. Книжка, собственно, не особо большая, но тем не менее.
  • Не в ладах с юриспруденцией — против Энди только мотив да несколько косвенных улик. С таким багажом доказательств его дело вряд ли бы даже до суда дошло, и в худшем случае он бы отправился в СИЗО на доследование, но никак не в тюрьму на пожизненное. Тогда, конечно, были случаи и менее обоснованных приговоров, но касались они более маргинальных и более чёрных элементов.
  • Порочная бисексуальность — «сестрички». А вот злой гей — не в кассу: «Так и они не гомосексуалисты. Достаточно того, что ты человек.» (Рэд в ответ на рассуждения Энди.)
  • Зло воздающее — начальник охраны Байрон Хедли, избивший главаря насильников так, что тот стал паралитиком. А отчего зло? Он и прочих-то заключенных не сказать, что за людей считал. А Энди просто помог ему оформить наследство так, чтоб налог заплатить по минимуму.
  • Отомщено временем — фильм собрал в прокате всего 33 млн при бюджете в 30 и не получил ни одного «Оскара». Сейчас имеет рейтинг на IMDB — 9.3, на Rotten Tomatoes — 95 % и часто включается в разные списки лучших фильмов всех времён.
  • Сменить расу в адаптации — Ред потому и получил такое прозвище, что он рыжий, как и все ирландцы. В экранизации персонаж внезапно становится негром, но талант оказался превыше внешности — Морган Фримен сыграл шикарно. А прозвище «Рэд» превратили в шутку: «Наверное, потому что я ирландец!» В качестве обоснуя в финале выясняется, что .
  • Спойлерное название — Неудачен прокатный перевод названия фильма The Shawshank Redemption («Искупление вины/грехов в Шоушенке», «Исправление в Шоушенке», «Спасение из Шоушенка») как «Побег из Шоушенка», т. к. он раскрывает важную сюжетную интригу. Чисто технически перевод связан с оригиналом («Освобождение из Шоушенка»), но раскрывает лишь одно из множества завуалированных противоречивых значений.
  • Тюрьма развивает — благодаря усилиям главного Энди Дюфрейна этот троп стал актуальным в случае его товарищей по несчастью.
  • Убить в адаптации — в оригинале Томми Уильямс, способный доказать невиновность Дюфрейна, был переведён на режим с послаблениями, где даже была возможность время от времени видеться в женой, что для него было гораздо приятнее маячившей на горизонте перспективы свиданий с «сёстрами», если не замолчит. В фильме — парень погибает, якобы при попытке побега.
  • Украсть шоу — многим картина запомнилась игрой не столько Роббинса, сколько Фримана.
  • Шея мёрзнет без ошейника — Брукс (дошёл до самоубийства) и Рэд (наверняка закончил бы так же, если бы не обещание найти шкатулку, данное Энди).

Неожиданный сюжетный поворот

Конечно, название фильма говорит само за себя, и зритель знает, что рано или поздно произойдет побег. Но никто даже предположить не может, как Энди выберется из тюрьмы.Спустя 2 часа от начала фильма и после 20 проведенных в тюрьме лет, Энди сбежал. А сам побег стал настоящим шоком для зрителей — герой сбежал с помощью крохотного молотка для обработки камня, в реальности такую задумку практически невозможно осуществить. Но тем не менее — это один из лучших сюжетных поворотов в истории кино.

Неожиданная и интересная концовка ждёт вас не единожды, если вы заглянете в наш список лучших сериалов HBO.

«Побег из Шоушенка»: описание фильма

Картина входит в число лучших фильмов по версии многих киносайтов, в том числе iMDB. Безусловно, подобная популярность — результат не только актерской и режиссерской работ, но и прекрасного сценария. Сюжет «Побега из Шоушенка» основан на небольшой повести Стивена Кинга, которая называется «Рита Хейворт и спасение из Шоушенка». Удивлены? Да, признанный мастер ужасов и жанра хоррор писал и такие жизненные и даже философские произведения.

«Побег из Шоушенка»: о чем фильм? Ниже разберем главные сюжетные нити драмы

США, штат Мэн. На дворе 1947 год. В суде разбирается дело одного из управляющих крупным банком. Энди Дюфрейна обвиняют в жестоком убийстве двух человек — жены и ее любовника, которых он буквально на днях застал вместе, что спровоцировало крупный скандал. Энди категорически отказывается от признания собственной вины. Он знает, что не убивал. Однако есть большая проблема: он попросту не может вспомнить, что происходило в ночь преступления, поскольку был сильно пьян.

Суд признает Дюфрейна виновным по всем статьям и приговаривает к пожизненному заключению. Бывший успешный банкир отправляет в мрачное и страшное место — тюрьму Шоушенк. По слухам там царят беззаконие и ужасная жестокость. Так Энди оказывается в тюрьме, где проводит 19 лет. Там он знакомится и начинает дружить с заключенным Эллисом Реддингом, который может достать за деньги практически любую вещь. Энди просит его раздобыть геологический молоток — он хочет сделать фигурки для шахмат из камня. Они нужны к пустой шахматной доске, которую он нашел. Также Дюфрен вешает на стену камеры плакат с Ритой Хейворт — потом он меняется на изображение Мерлин Монро, а затем и Ракель Уэлч.

«Побег из Шоушенка»: момент, когда Энди вешает плакат с Ритой Хейворт

Энди со временем обустраивается в тюрьме. Несмотря на преследование и сексуальные домогательства от группировки «Сестер», орудующих среди заключенных, бывший банкир оказывается сильным духом человеком, которого трудно сломить. Однажды при ремонте крыши он слышит разговор начальника охраны о наследстве и дает ему совет, как уйти от налогов.

За помощь Энди просит угостить пивом заключенных

Ум и знания Дюфрейна не остаются незамеченными — начальник тюрьмы Нортон использует способности Энди для финансовых махинаций. За подобную помощь начальство начинает помогать Энди с финансированием библиотеки, в которой тот стал работать. Годы идут, герой занимается библиотекой и привлекает заключенных к чтению, делая их жизнь лучше.

Однажды Дюфрейн в ходе разговора с новым заключенным узнает, что тот может доказать его невиновность в убийстве жены. Однако Нортон делает все, чтобы этого не произошло, так как не хочет лишиться бесплатного помощника в финансовых делах. Энди отправляют в карцер, а после возвращения в свою камеру он сбегает. Неожиданно для всех. Оказывается, за плакатом Риты он год за годом делал ход, прокапывая его с помощью геологического молотка. Камни и мусор, которые герой доставал из хода, он незаметно выбрасывал из карманов во время прогулки.

Тюремные прогулки позволили Дюфрейну избавиться от «улик» в виде камней

О деньгах Дюфрейн позаботился заранее. Он перевел часть средств начальника тюрьмы на счет подставного человека, а потом снял их и отправился в Мексику, в сторону Тихого океана, как и мечтал. Не забыл Дюфрейн и своего друга Реддинга, когда тот вышел на свободу. Он прислал ему весточку и оставил деньги, чтобы тот приехал к нему. Заканчивается фильм встречей Дюфрейна и Реддинга, у которого не было шансов адаптироваться в обществе, а Энди ему такую возможность предоставил.

«Побег из Шоушенка»: сцена, где Реддинг видит Энди на берегу океана

Приём[править | править код]

«Побег из Шоушенка» получил в целом положительные отзывы. Роджер Эберт поставил фильм 4 звезды из 4, сказав, что «это глубже, чем большинство фильмов; о преемственности в жизни, основанной на дружбе и надежде.». Джин Сискел сказал: «это просто чудесное развлечение, которое вдыхает жизнь в жанр, который, как я думал, уже десять лет как мертв, — фильм о тюрьме.». Картину сравнивали с такой классикой фильмов о тюрьме, как «Любитель птиц из Алькатраса» и «Пролетая над гнездом кукушки». Питер Трэверс хвалил игру главных актеров, сказав: «они показывают мучительную борьбу, в которой нуждается любой человек, попавший в ловушку, просто для того, чтобы сохранить надежду.». Множество критиков хвалило операторскую работу Роджера Дикинса. The Hollywood Reporter назвал ее «зловещей» и «хорошо продуманной». Хвалили и саундтрек Томаса Ньюмана: «В лучшие моменты она освещается сияющими текстурами и бодрыми грациозными нотами, хорошо символизирующими центральную тему фильма» — из обзора Леонарда Клэди из Variety.

В феврале 2022 года Bangor Daily News Стивен Кинг заявил, что не хотел бы увидеть новые ремейки «Зелёной мили» и «Побега из Шоушенка».

Примечания[править | править код]

  1.  (англ.). Box Office Mojo. IMDb. Дата обращения: 24 мая 2020.
  2. Margaret Heidenry.  (англ.). Vanity Fair (22 сентября 2014). Дата обращения: 6 июля 2020.
  3. Russell Adams.  (англ.). The Wall Street Journal (22 мая 2014). Дата обращения: 6 июля 2020.
  4. Danielle De Wolfe.  (англ.). ShortList (20 октября 2014). Дата обращения: 6 июля 2020.
  5.  (англ.). Entertainment Weekly (30 сентября 1994). Дата обращения: 10 июля 2020.
  6. Maura Grady; Tony Magistrale. The Shawshank Experience: Tracking the History of the World’s Favorite Movie. — Springer Nature, 2016. — 235 с. — ISBN 9781137531650.
  7. John Evan Frook.  (англ.). Variety (24 марта 1993). Дата обращения: 8 июля 2020.
  8.  (англ.). The A.V. Club (8 марта 2011). Дата обращения: 8 июля 2020.
  9. Никита Ентус. . DTF (3 ноября 2019). Дата обращения: 13 июля 2020.
  10. Russell Adams.  (англ.). The Wall Street Journal (20 июня 2014). Дата обращения: 11 ноября 2021.
  11. Matthew Chernov.  (англ.). Variety (22 сентября 2014). Дата обращения: 11 ноября 2021.
  12. Roger Ebert. The Shawshank Redemption movie review (1994) | Roger Ebert (англ.). https://www.rogerebert.com/. Дата обращения: 10 декабря 2022.
  13. . Chicago Tribune. Дата обращения: 10 декабря 2022.
  14. . archive.ph. Дата обращения: 10 декабря 2022.
  15. Duane Byrge, Duane Byrge.  (амер. англ.). The Hollywood Reporter (23 сентября 2016). Дата обращения: 10 декабря 2022.
  16. Leonard Klady, Leonard Klady.  (амер. англ.). Variety (9 сентября 1994). Дата обращения: 10 декабря 2022.
  17. Erik Lundegaard.  (англ.). MSN. Дата обращения: 25 июля 2020.
  18.  (англ.). Оскар. Дата обращения: 25 июля 2020.
  19.  (англ.). Золотой глобус. Дата обращения: 25 июля 2020.
  20.  (англ.). Гильдия киноактёров США. Дата обращения: 25 июля 2020.
  21. Elaine Dutka.  (англ.). Los Angeles Times (24 января 1995). Дата обращения: 25 июля 2020.
  22. ↑  (англ.). Cineplex Entertainment (7 февраля 2010). Дата обращения: 25 июля 2020.
  23.  (англ.). Американское общество кинооператоров. Дата обращения: 25 июля 2020.

История одного побега

Источником вдохновения для Кинга стал роман Дюма «Граф Монте-Кристо». Рассказ ведётся от лица Эллиса Реддинга, приговорённого к трём пожизненным заключениям. Он отбывает срок в тюрьме Шоушенк и знакомится там с Энди Дюфрейном, который сидит за убийство жены и её любовника, но утверждает, что невиновен

Он выделяется на фоне других заключённых независимым характером и привлекает внимание Реддинга тем, что просит достать ему необычные вещи, например геологический молоток и плакат с изображением актрисы Риты Хейворт.

Как-то раз Дюфрейн слышит разговор двух охранников о том, какие проблемы возникают с налогом на наследство. Будучи финансистом, Энди помогает им, а потом к нему начинают обращаться и другие представители тюремной администрации. Как ценного специалиста, Дюфрейна переводят в библиотеку на сравнительно лёгкую работу, и он начинает оказывать финансовые услуги тюремщикам. А надо сказать, что они реализуют немало серых денежных схем.

В итоге оказывается, что за 18 лет, проведённых в тюрьме, Энди успел сделать подкоп, который никто не заметил. Вход в лаз закрывал тот самый плакат Риты Хейворт, а со временем камеру Дюфрейна перестали обыскивать: ведь он был «свой» для администрации. В один прекрасный день Энди бежит, и найти его не могут: он тщательно подготовился к исчезновению. Реддинг, которого выпускают условно-досрочно, присоединяется к Энди, так как тот рассказал ему, где и как его можно найти.

В сценарии сохранились все основные сюжетные ходы и большинство деталей, существенных отличий картины от литературного источника нет. Дарабонту, впрочем, пришлось дописать достаточно много диалогов

Но сохранилось основное настроение первоисточника — книга Кинга рассказывала о человеческом достоинстве, о том, как важно его сохранить, где бы ты ни находился, и о свободе.

Идея фильма

Фильм поднимает множество философских тем и извечных вопросов. В картине говорится о надежде, искуплении и справедливости. Но этим светлым темам противопоставляется идея обезличивания. Она воплощается в устройстве тюрьмы и тех, кто стоит в ее главе — лицемерном работнике охраны и жадном директоре. Главная цель этих персонажей — полностью уничтожить личность заключенного, внедрить в его голову новые идеи и правила, приняв которые, человек уже не сможет нормально жить на свободе.От отрицательных персонажей в фильме зависит многое, а именно — какой будет жизнь заключенных после выхода из тюрьмы. Например, директором движет желание сделать из людей обезличенных кукол, жизнь которых на свободе будет казаться хуже тюремной.Фильм запомнился в первую очередь тем, что поднимает темы, актуальные во все времена. Даже сейчас, в XXI веке, мы сопереживаем главному герою и искренне удивляемся методам воспитания в Шоушенке.

Символизм

Особое внимание в фильме уделено символам, которые не так заметны при просмотре фильма

  • Христианские мотивы. В фильме постоянно звучат цитаты из Священного писания, а молоток, ставший ключом к спасению, Энди и вовсе хранит в Библии, на страницах второй книги «Исход». Сам Дюфрейн предстает перед зрителями в образе пророка. Он отбывает наказание за преступление, которое не совершал (неправедный суд), ему дали два пожизненных срока (вечные мучения) и в конце он освобождается и начинает другую жизнь под новым именем (воскрешение и освобождение).
  • Операторская работа. Круговой панорамной съемкой оператор показал бессмертие сюжета и его извечные проблемы. Плавные переходы и крупные планы лиц на уровне глаз дают проникнуться жизнью героя.

«Побег из Шоушенка» заслуженно считается лучшим фильмом в истории кино. Это картина о несправедливости, человеческой алчности и лицемерии. Фильм — пример настоящего триумфа человеческого искупления и образец продуманного сценария. А прекрасный актерский дуэт, в чьей искренности и правдивости не сомневаешься ни на секунду, вызывает исключительно положительные эмоции. Финал фильма будто говорит нам — справедливость восторжествовала.

Детство актера

Родители актера Тима Роббинса были творческими людьми. Отец — Гил Роббинс музыкант, а мама актриса в театре. Но родители были очень набожными людьми и воспитывали своих детей в очень строгих католических обычаях. Отец много раз отговаривал Тима от актерской карьеры, так как не хотел, чтобы сын пошел по стопам матери. Когда Тиму исполнилось 12 лет, то он все-таки выпросил у родителей разрешения участвовать в театральном кружке в средней школе. Отец Тима до последнего думал, что сын одумается и выберет другую профессию.

Отец Тима вложил много сил и денег, чтобы отправить его учиться в Нью-Йорк. Там он поступил в университет и два учебных года отрывался не на шутку. Почти каждый день Тим Роббинс устраивал вечеринки, а об учебе совсем забыл. Видимо он почувствовал, что вырвался из опеки строгих родителей и вдали от них можно делать все, что захочешь. Но спустя время Тима все-таки исключили из университета, и он вернулся к родителям. Гил Роббинсон после такого события решил не препятствовать своему сыну и одобрил, чтобы Тим пошел учиться хотя бы в киношколу Калифорнийского университета.
Режиссеры сразу же отметили талант начинающего актера

Высокий и красивый молодой человек с задумчивым взглядом сразу же привлек внимание к себе. Изначально, Тим Роббинс начал свою актерскую карьеру с известных сериалов таких, как «Санта Барбара», «Блюз Хилл-Стрит» и другие

Личная жизнь Тима Роббинса не особо удалась. Первая супруга актера была модель — Кэрол Перкинс, с которой он счастливо прожил до 1981 года. Но его интрижка на стороне оказалась раскрытой, и супруга ушла от него. Со второй супругой Сьюзан Сарандон, Тим познакомился на съемках драмы «Дархэмские быки». Хотя актриса была на 13 лет старше Тима, это не помешало закрутить страстный роман, а в последствии создать семью. Сьюзан родила Тиму двух прекрасных сыновей. Также известно, что Тим воспитал и дочку от предыдущего брака.
На сегодняшний день Тим Роббинс продолжает покорять кинематограф. В 2018 году он снялся в главной роли в сериале «Здесь и сейчас».

Сложные съёмки и провальный прокат

Сценарий очень понравился продюсерам, особенно Лиз Глоцер, которая вообще любила фильмы на тему тюрьмы, побегов и прочего. Но понравился он и режиссёру Робу Райнеру, который был куда более знаменит, чем Дарабонт. К тому времени он, помимо других фильмов, уже снял лиричный «Останься со мной» и жуткий «Мизери» по произведениям всё того же Кинга. Райнер пытался выкупить сценарий за несколько миллионов, главную роль он планировал отдать Тому Крузу. Студия тоже хотела более опытного режиссёра, взамен Дарабонту предложили профинансировать любой другой проект. Сценарист не уступил, и продюсеры пошли на риск.

Последовали поиски актёров, и начали с Реддинга, Рэда. На роль рассматривали Роберта Дюваля и Джина Хэкмена, но потом появилась кандидатура Моргана Фримена, обладателя магического голоса

Это было важно, так как актёру предстояло записывать закадровый текст. Фримен и сам хотел сниматься, ему очень понравился сценарий: «Сценарий был абсолютно замечательный

Я позвонил агенту и сказал, что хочу играть в фильме: роль не важна». Второго главного героя могли сыграть Том Хэнкс или Кевин Костнер, но оба отказались. Не вышло и с Крузом: он был готов сниматься, если режиссёром будет Райнер. В итоге появился Тим Роббинс, который в основном был известен как актёр второго плана, но как раз в тот момент набирал популярность. На одну из ролей чуть не взяли Бреда Питта, но тот не хотел играть небольшую роль. Что интересно, агенты пытались устроить на пробы множество известных актрис: из-за заглавия оригинального рассказа думали, что это будет байопик о Рите Хейворт. Именно поэтому название пришлось менять уже на старте.


Тим Роббинс, 2008 г. (Wikimedia Commons)

Съёмки шли в настоящей тюрьме города Мансфилд, которая к этому моменту заключённых уже не принимала — условия в ней были слишком суровыми. Кинематографисты не первый раз выбирали её как декорацию: на территории тюрьмы было несколько весьма колоритных готических построек. В частности, здесь снимали «Танго и Кэш», фильм, над которым начинал работать Андрей Кончаловский.

«Побег» сняли всего за три месяца, но работали в нечеловеческом режиме: 6 дней в неделю, смены продолжались по 15−18 часов. От этого на площадке возникали конфликты: нервы не выдерживали от усталости. Отсутствие достаточного опыта у режиссёра приводило к тому, что многие сцены снимали не с первого и даже не с пятого дубля. В том числе в брак ушла вся первоначально сделанная запись закадрового голоса Фримена. Уже на финише кое-какие существенные изменения попросили внести продюсеры. В частности, фильм сократили (первая версия шла 2,5 часа), а также изменили финал. Ни в рассказе Кинга, ни в сценарии не было момента встречи Дюфрейна и Реддинга на свободе, но продюсеры решили, что так будет лучше.

Но чтобы понравиться зрителю, фильм должен был до него дойти. Никакого интереса к картине публика не проявила, на первый сеанс было куплено два билета, да и то Дарабонт и Глоцер просто уговорили случайных прохожих сделать это, чтобы не отменять показ. Бюджет «Побега» составил 25 млн долларов, собрали в прокате только 18. Рецензии тоже были так себе — авторов картины упрекали в романтизации тюремного быта. Морган Фримен выдвинул свою версию неуспеха: «Никто не мог выговорить фразу «Побег из Шоушенка». Всё на свете продаёт сарафанное радио. В случае с этим фильмом ваш друг мог прийти и сказать: «О, чувак, я смотрел тот фильм. Погоди, как он назывался? Шоушенк, Шоушамк, Шоушимк? Как-то так. В любом случае, он был крутым». Так рекламу не сделаешь».


Морган Фриман, 1998 г. (Wikimedia Commons)

Несмотря на то, что на церемонии вручения «Оскара» в тот год «Шоушенк», что называется, прокатили (семь номинаций, ни одной награды), публика не могла не запомнить название, которое столько раз повторили со сцены. В итоге после выпуска на видеокассетах это стал самый арендуемый фильм, а потом его неоднократно показывали по ТВ. Именно тогда аудитория его, что называется, «рассмотрела», и картина стала культовой.

Сегодня критики пишут, что причина популярности «Побега» в его теме: стремление к свободе, сохранение чувства собственного достоинства, унижение и пути его преодоления… Это действительно так. Желанную физическую свободу герой Тима Роббинса обретает только в финале, но все те годы, что он провёл в тюрьме, он сохранял свободу внутреннюю. Конечно, в этом была романтизация, в которой обвиняли картину, но фильм и не имел задачи рассказать о настоящей тюрьме. Он давал надежду любому человеку, в какой бы сложной ситуации он ни находился. Не случайно одной из самых знаменитых цитат картины стали слова: «Надежда — хорошая вещь, наверное лучшая из вещей, а хорошие вещи не умирают».

«Побег из Шоушенка»: актеры и кастинг

Роль Энди Дюфрейна предлагали многим известным актерам — Тому Хэнксу, Тому Крузу, Кевину Костнеру, однако по разным причинам они отказались от участия в проекте

Потом режиссер и исполнитель роли Реддинга Морган Фримен обратили внимание на Тима Роббинса. Они решили, что он подходит идеально, и не прогадали!

«Побег из Шоушенка»: в ролях Дюфрейна и Реда — Тим Роббинс и Морган Фримен

Сам Морган Фримен попал в картину случайно. У Кинга его герой носил прозвище Ред (рыжый), значит, изначально искали актера с подходящим типажом. Но найти не удавалось. Потом продюсер Лиз Глоцер посоветовала отринуть расовые предрассудки. Так роль Реддинга досталась Моргану Фримену, от чего фильм только выиграл. Он был настолько очарован сценарием Дарабонта, что был согласен играть любую роль. Узнав, что ему предлагают одну из главных, актер был изумлен.

«Побег из Шоушенка» — фото Моргана Фримена

Сюжет

Краткое описание содержания фильма. Молодого человека по имени Энди Дюфрейн обвиняют в убийстве его жены и ее любовника. Однако Энди не признает свою вину. К сожалению, он совершенно не помнит, что делал в ночь убийства, потому что был мертвецки пьян.

Незадолго до этого Дюфрейн уличил супругу в неверности, но на ее просьбу о разводе ответил отказом. Его жена ушла от него в тот же вечер, а Энди отправился в бар и напился. Глубоко оскорбленный, он отправился к дому своего обидчика с желая отомстить, однако же не причинил любовникам вреда. Утром их обнаружили мертвыми, и все улики косвенно указывали на виновность Дюфрейна. Суд приговорил Энди к двум пожизненным срокам.

Герой попадает в Шоушенк – одну из самых страшных тюрем Новой Англии. Энди становится работником в тюремной прачечной. Все еще очень растерянный и напуганный, он старается вести себя тихо и ни с кем не конфликтовать.

Вскоре он знакомится с другим заключенным, Элисом Бойдом Редингом по прозвищу Рэд. Рединг, по его собственным словам, всю свою жизнь сидит в тюрьме, и может достать с воли все, что угодно. Энди просит его достать маленький молоток, что тот и делает.


Клэнси Браун исполнил роль капитана Байрона. Кадр из фильма.

Несколько месяцев спустя Дюфрейн случайно узнает, что начальник охраны Байрон Хедли по наследству получил внушительную сумму денег. Хедли крайне недоволен тем, что большую часть денег ему придется отдать государству в качестве налога.

Энди, который в прошлом был банкиром, говорит Хедли о лазейке – и предлагает свои услуги. Взамен он просит пива для заключенных, вместе с которыми работал. Так ему удалось добиться любви товарищей по несчастью и некоего подобия уважения “сильных мира сего”.

Постепенно спокойного и уравновешенного заключенного замечает начальник тюрьмы Сэмюэл Нортон и предлагает ему работу в библиотеке. Там Энди занимается практически тем же, чем до трагедии, – консультациями сотрудников тюрьмы и открытием счетов.

Спустя несколько лет Нортон сообщает о созданной им программе, благодаря которой на правительственных стройках вместо частных бригад должны были использоваться силы заключенных из Шоушенка.

Все заработанные деньги должны были бы направляться по определенному адресу: официально – на благоустройство тюрьмы, а неофициально – в карман “богобоязненного” Нортона. За помощью начальник тюрьмы обращается к Энди, который создает целую сеть по отмыванию денег. Так проходит 20 лет.


Кадр из фильма.

Вскоре в тюрьмы прибывают новые заключенные, и один из них рассказывает о том, как во время одной из отсидок познакомился с неким психопатом, застрелившим парочку в их доме… Так Энди узнает о том, кто убил его жену.

Энди, уверенный в том, что заработал себе уважение и авторитет у “сильных мира сего”, отправляется к Нортону и просит его о пересмотре дела. Но Сэмюэлу Нортону нужен такой смышленый малый, как Энди Дюфрейн, и он ему отказывает. У Энди сдают нервы, и он оказывается в карцере. Чуть позже он встречается с Рэдом и рассказывает ему о месте своей мечты – Сиуатанехо. Он просит друга о том, чтобы тот, выйдя из тюрьмы, отправился в одно специальное место. Там, под одним специальным камнем, он найдет послание для него.

Производство[править | править код]

Сценарий

Фрэнк Дарабонт

Первое сотрудничество Фрэнка Дарабонта и Стивена Кинга состоялось в 1983 году, когда режиссёр приобрёл права на экранизацию произведения «Женщина в палате» благодаря программе Dollar Baby, в рамках которой писатель за 1$ предоставляет свои авторские права начинающим кинематографистам. В 1987 году Дарабонт купил у Кинга права на 96-страничную повесть «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка» за $5,000. Кинг не понимал, как можно экранизировать книгу, в которой рассказывается о воспоминаниях Рэда про сокамерника Энди. Но для Дарабонта это было совершенно очевидно.

Через пять лет Дарабонт написал сценарий за восемь недель. Он подробно остановился на некоторых моментах исходного материала. Например, в повести второстепенный персонаж Брукс умирает в доме престарелых, но в фильме он кончает жизнь самоубийством. В качестве источников вдохновения Дарабонт назвал работы Фрэнка Капры («Мистер Смит едет в Вашингтон» и «Эта прекрасная жизнь»), описав их как небылицы. Режиссёр сравнивал «Побег из Шоушенка» с небылицей, а не с фильмом про тюрьму. Кинг ни разу не обналичивал чек на $5,000. Позже писатель вложил его в рамку и вернул обратно Дарабонту с надписью: «На случай, если когда-нибудь понадобятся деньги под залог. С любовью, Стив».

На тот момент фильмы про тюрьму не были успешны в коммерческом плане. Дарабонт прислал сценарий продюсеру Castle Rock Entertainment Лиз Глоцер. Она была поклонницей историй про тюрьмы и грозилась уволиться, если Castle Rock не запустит «Побег из Шоушенка» в производство. Также сценарий понравился продюсеру и одному из основателей Castle Rock Робу Райнеру. Он предложил Дарабонту 3 миллиона долларов, чтобы тот согласился уступить Райнеру кресло режиссёра. Но вместо этого Райнер решил выступить в качестве «наставника» для Дарабонта. В марте 1992 года руководство Castle Rock прочитало сценарий к фильму и утвердило бюджет в размере 25 миллионов долларов, а пре-продакшн начался в январе 1993 года.

Съёмки

Мэнсфилдская тюрьма выступила в роли вымышленной тюрьмы Шоушенк

Производство картины велось на протяжении трёх месяцев, с июня по август 1993 года. Съёмочная группа работала по 15—18 часов в сутки, шесть дней в неделю. Морган Фримен признавался, что съёмочный процесс был напряжённым: «Большую часть времени напряженность была между актёрами и режиссёром. Помню, у меня был неприятный момент с режиссёром, причём таких моментов было несколько». Дарабонту требовалось отснять несколько дублей, которые, по мнению Фримана, не имели заметных различий. Например, сцена первого знакомства Энди с Редом снималась в течение девяти часов, на протяжении которых Фриман играл в бейсбольный мяч с другим заключённым. На следующий день актёр пришёл на съёмки с перевязанной рукой. Дарабонт считал, что съёмки научили его многому: «У режиссёров должен быть внутренний барометр, чтобы измерять потребности каждого актёра».

Накладки. В конце фильма Ред находит Энди на берегу океана. Ветер уносит его шляпу с головы в воду. Но на следующем кадре она устойчиво покоится на пляжном песке.

Музыка

Саундтрек к фильму написал Томас Ньюман. По его мнению, даже без музыки фильм вызывал крепкие эмоции. Композиция «Shawshank Redemption», игравшая во время побега Энди из Шоушенка, изначально имела мотив из трёх нот. Дарабонт считал композицию очень триумфальной и предложил мотив с одной нотой. Одним из любимых треков Ньюмана стал «So Was Red», который играл после освобождения Реда из тюрьмы. Изначально Ньюман написал композицию специально для гобоя, но в итоге он неохотно решил добавить губную гармошку. По словам Дарабонта, губной гармонист Томми Морган случайно сыграл что-то совершенно идеальное с первого раза. Саундтрек Ньюмана был настолько успешным, что его треки долгие годы использовались в трейлерах к фильмам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: