Биография жерара филипа

Умер французский актер армянского происхождения шарль жерар

биография

Молодость

Шарль Жерар родился Жераром Аджемианом на 1 — й Декабре 1 922в Константинополе в Турции с армянской семьей. Его родители бежали из Советской Армении в 1920 году, потому что его отец был царским генералом.

Они эмигрировали во Францию ​​в 20-е годы прошлого века и после пребывания в Марселе поселились в Пре-Сен-Жерве . Оба его родителя умерли в 1942 году во время оккупации, и Шарль Жерар остался один. Он пробует себя в боксе и проводит несколько матчей, из которых четыре раза будет нокаутирован, что положит конец его амбициям.

В кинотеатре

Он появился в пейзаже французского кино в 1940-х годах вместе с Destins , в возрасте 24 лет.

Сначала в качестве режиссера, в 1960-х годах он снял несколько детективных фильмов, в том числе «Враг в тени» и « Ножи вне» . Но когда он стал актером, его заметила публика. Верная роль второго плана Клода Лелуша , мы можем видеть его в большинстве его фильмов, начиная с его роли в Le Voyou в 1970 году. Он играет вместе с Лино Вентурой в фильмах «Приключение — это приключение» и «С Новым годом» . Затем он нашел своего друга Жан-Поль Бельмондо в L’неисправимый по Филипп де Брока , L’Animal по Клода Зиди , Флик Ou Voyou и Игра в четыре руки по Жоржа Лотнера … Чарльз Gérard был направлен ряд популярных режиссеров 1970 — х годов и  : Клод Пиното , Анри Верней , Фрэнсис Вебер , Эли Шураки . В 2009 году он в последний раз снялся с Бельмондо в « Un homme et son chien» , затем в 2012 году он участвовал в фильме «Infidèles» с Жаном Дюжарденом и Жилем Леллушом .

Он был близким другом Жан-Поля Бельмондо более семидесяти лет до его смерти. Их объединяет страсть к спорту, в частности к боксу и теннису.

Он умер на 19 сентября 2019 г.,в Версале .

Актер национального театра

Филип «объяснял страну и время» не только с киноэкранов, но и с театральных подмостков. Например, со сцены театра ННТ- ему он от-дал в общей сложности девять лет своей жизни, сыграв в поставлен-ных там спектаклях 605 раз! 

Эта история началась в ноябре 1950 года. В гримерной драмати-ческого театра «Ателье», руководимого Андре Барсаком, знаменитый актер и режиссер Жан Виляр готовился к выходу на сцену, когда раз-дался осторожный стук в дверь. 

-Войдите! — крикнул Виляр и уставился в зеркало: кто это там? Первое, что он увидел — ниспадающие на лоб прекрасные волосы. Жерар Филип! Слова его, обращенные к Виляру, были предельно просты: — Я очень люблю театр, — сказал он, — а ваши идеи как режиссера-постановщика чрезвычайно близки мне. Если бы вы пожелали пригла-сить меня, я свободен… И они заключили своего рода соглашение о намерениях. А наме-рения эти — ни много ни мало — создать собственный театр, рассчи-танный на массового зрителя. И более того — выступающего в естест-венных декорациях, на открытом воздухе.

В бывшем папском дворце в Авиньоне, представляющем собою огромный феодальный замок XIV века, Филип и Виляр расположились в небольшом помещении, очень холодном, использовавшимся зимой для хранения угля. И принялись готовиться к открытию театра, кото-рый назвали ННТ — Национальный народный театр. Главными движу-щими силами нового храма искусства стали они двое: режиссер-новатор Жан Виляр и великий актер Жерар Филип. 

Еще в 1947 году по инициативе Виляра и с согласия муниципали-тета Авиньона, просторный внутренний двор бывшего папского двор-ца стали использовать для показа спектаклей Первого авиньонского фестиваля драматического искусства. И с той поры эти фестивали, получившие всемирную славу, проводятся ежегодно. 

Ну а в 1951-м там дебютировал Национальный народный театр. И дебют этот был триумфальным. 

«Без Виляра Жерар, возможно, никогда бы не сыграл ни Сида, ни Рюи Блаза, ни принца Гомбургского. Виляр как бы воплощал в себе весь театр. Жерар же был его душой, его добрым гением», — так писал в своей книге «Жизнь, которую вдохнул Жерар Филип» Поль Джанноли. 

Упомянутые выше три героя классического репертуара, образы которых создал в ННТ Жерар Филип, подняли его, Жерара, на новую ступень пьедестала славы. 

Сид — романтический герой трагедии Пьера Корнеля, Рюи Блаз — действующее лицо исторической драмы Виктора Гюго, принц Гомбург-ский — персонаж драмы немецкого писателя-романтика начала XIX ве-ка Генриха фон Клейста. 

Особенно впечатляющим был образ Сида, настолько органично слившийся с образом молодого, темпераментного исполнителя, что имя его стало неотделимо от имени Жерара Филипа, а имя самого Филипа — от имени Сида. Они обессмертили друг друга. Не случайно, когда Жерар умер, его похоронили в костюме Сида — том самом, кото-рый он надевал перед очередным спектаклем. 

Извлеченная из учебников истории французской литературы, из-рядно забытая трагедия Корнеля благодаря Виляру и Филипу вдруг зажила новой, полнокровной жизнью, стала событием номер один в театральной Франции. И не только. Успех ННТ, выступающего не только в Авиньоне, но и в Париже, во Дворце Шайо, где вскоре полу-чил постоянную прописку, а также в пригородах французской столицы, перешагнул государственные рубежи. 

Помимо упомянутых выше спектаклей, Жерар Филип участвовал в постановке пьесы Бертольда Брехта «Мамаша Кураж и ее дети», шек-спировского «Ричарда III», «Лорензаччо» и «Капризы Марианны» Альф-реда де Мюссе и десятка других. 

Жизнь коротка…

После завершения съемок в Мексике, по пути домой, Филип посе-тил Гавану. Вернувшись во Францию, он устроил себе краткий отдых, который провел с семьей в Раматюэлль, близ Сен-Тропе, на родной для него земле Прованса. Там находился приобретенный им неболь-шой сельский домик с прилегающим виноградником. 

Газеты опубликовали фото: Жерар и Анн — счастливая супруже-ская пара, которая безмятежно нежится в лучах жаркого южного солн-ца на песке у самого моря. 

Идиллия, за которой кроется тяжелая драма. Состояние здоровья Жерара вызывает все большую тревогу. Считается, что он подцепил в Мексике некую амебную инфекцию. Ему выписывают лекарства, одна-ко ни они сами, ни отдых не помогают. Жерар катастрофически худе-ет. Семья Филип спешно возвращается в Париж. Поселяются они вблизи столицы, в Сержи, на берегу Уазы — там тоже есть небольшое и очень любимое владение. Впрочем, осенняя непогода вскоре выго-няет их оттуда. И вот они снова у себя в парижской квартире на Рю де Турнон, 17, недалеко от Люксембургского дворца. 

В начале ноября Жерар Филип решается на операцию в одной из клиник, и вскоре она состоялась… Увы! Врачи предупреждают Анн, что ее мужа скоро не станет. И виной тому не амебы, а рак, поразивший печень актера.

19 ноября Жерара выписывают из клиники. Жерар не знает, что его ждет. Анн, этой мужественной женщине, удается скрывать извест-ную ей тайну от горячо любимого супруга. 

Вечером 24 ноября Жерар чувствует себя хорошо, шутит с навес-тившим его доктором Пьером Веллэ, делится планами на зимние ка-никулы, перед сном читает Еврипида и ночь приводит спокойно. 

Утром 25-го Анн провожает детей в школу. Жерар, как обычно, в это время еще спит. Когда она возвращается, то застает мужа уже мертвым: лицо его совершенно спокойно, пальцы на руках не сжаты судорогами… 

Кино и фантазия

Жерар Филип родился в Канне 4 декабря 1922 года. Мать его бы-ла чешкой, отец — француз. Родители управляли гостиницей в Грасе, в 40 километрах от Ниццы. 

«У горных отрогов или на морском берегу провел Жерар всю свою молодость, — писал один из его биографов. — С первых шагов по зем-ле над его головой весело сверкало голубое небо, к ногам его ласка-лись бирюзовые волны Средиземного моря и сбегали к ним ослепи-тельно зеленые горы, спускающиеся к самому Канну». 

Все это дышало романтикой, наполняло юное сердце Жерара ра-достью бытия. 

Отец отдал мальчика в закрытое учебное заведение — лицей Ста-нислава, чтобы «сделать из него человека». Жерар чувствовал себя там одиноко. Он избегал шумных детских забав и предпочитал погру-жаться в мир фантазий, отдаваясь во власть своего богатого вообра-жения. 

В детстве Жерар мечтал стать врачом, но когда, по окончании ли-цея, получил степень бакалавра — это произошло в 1940 году, — то по-дал заявление в юридический институт, размещавшийся в Ницце. По-сле разгрома Франции гитлеровскими войсками и занятия ими Парижа на свободной от фашистов территории страны продолжали действо-вать институты культуры и науки. Более того, их число увеличилось за счет перемещения части этих учреждений из оккупированных облас-тей. На юге Франции собралось множество актеров и режиссеров, на-чались съемки новых фильмов. 

Это решило судьбу Жерара Филипа. Он заявился в один из теат-ров и попросил дать ему какую-нибудь роль. Оценив по достоинству красоту и подкупающее обаяние молодого человека, режиссер Жан Валль стал его первым наставником и первым учителем сценического мастерства. А режиссер Жорж Лакомб (театр в Ницце) доверил два-дцатилетнему красавцу роль влюбленного юноши в пьесе Андре Рус-сена «Совсем простая взрослая девушка». Дебютант справился со столь близкой ему ролью блестяще. 

На Ривьере разворачивала свою работу киностудия «Ля Викто-рия», вместе с нею прибыли из Парижа кинорежиссеры Ив и Марк Ал-легре. Жерар получил у Марка Аллегре небольшую роль в фильме «Малышки с Набережной Цветов». Потом она стала для Жерара ви-зитной карточкой и без особых усилий помогла убедить Жоржа Ла-комба доверить ему главную роль в картине «Страна без звезд». 

Филип продолжает выступать и на театральной сцене, но, сделав своей превосходной игрой имя дотоле малоизвестному драматургу Андре Руссену, он решает, что рамки театральной Ривьеры уже тесны ему. А потому оставляет труппу и отправляется в Париж. 

Это был смелый шаг. Но, как известно, риск — благородное дело. И в отношении Жерара Филипа он полностью оправдался. 

В Париже молодой актер еще застал в живых знаменитого драма-турга Жана Жироду и сыграл в его последней пьесе «Содом и Гомор-ра» роль Ангела. Ангела, который заранее возвестил об уничтожении Содома и Гоморры. 

Несмотря на театральные успехи, Жерар Филип чувствует опре-деленную нехватку профессиональных навыков из-за отсутствия спе-циального образования. И поступает в Консерваторию драматического искусства. 

Фильмография

1957 — Все хотят меня убить / Tous peuvent me tuer
1970 — Мошенник / Le Voyou; режиссёр Клод Лелуш 1971 — Смик Смэк Смок / Smic Smac Smoc; режиссёр Клод Лелуш 1971 — Это случается только с другими / Ça n’arrive qu’aux autres; режиссёр Надин Трентиньян 1972 — Приключение есть приключение / L’aventure, c’est l’aventure; режиссёр Клод Лелуш 1973 — С Новым годом! / La Bonne Année; режиссёр Клод Лелуш 1973 — Un homme libre; режиссёр Roberto Muller 1973 — Дикий Запад / Le Far-West; режиссёр Жак Брель 1974 — Вся жизнь / Toute une vie; режиссёр Клод Лелуш 1974 — Пощёчина / La gifle; режиссёр Клод Пиното 1974 — Брак (Узы брака) / Mariage; режиссёр Клод Лелуш 1975 — Праздничный день / Большой базар / Un jour, la fête; режиссёр Pierre Sisser 1975 — Неисправимый /Рауль/, режиссер Филипп де Брока 1976 — Труп моего врага / Le Corps de mon ennemi; режиссёр Анри Верней 1976 — Игрушка / Le Jouet; режиссёр Франсис Вебер 1977 — Чудовище / L’Animal; режиссёр Клод Зиди 1978 — Не плачь / Ne pleure pas; режиссёр Жак Эрто 1978 — Новобранцы в пансионе / Les bidasses au pensionnat; режиссёр Мишель Вокорэ 1978 — Les Ringards; режиссёр Робер Пуарэ 1979 — C’est dingue… mais on y va; режиссёр Мишель Жерар 1979 — Les Givrés; режиссёр Alain Jaspard 1979 — Кто есть кто / Полицейский или бандит / Flic ou Voyou; режиссёр Жорж Лотнер 1979 — Закусив удила / Le Mors aux dents; режиссёр Лоран Эйнеман 1979 — Шарло в изгнании / Les Charlots en delire; режиссёр Ален Баснье 1980 — C’est encore loin l’Amérique ?; режиссёр Roger Coggio 1980 — Игра в четыре руки / Le Guignolo; режиссёр Жорж Лотнер 1981 — Одни и другие / Болеро / Les uns et les autres (Bolero); режиссёр Клод Лелуш
1981 — Нефть! Нефть! / Pétrole ! Pétrole !; режиссёр Christian Gion 1982 — От кого бежит Давид? / Qu’est-ce qui fait courir David?; режиссёр Э.Чураки 1982 — Высшая школа / Выпускники последнего класса / Les Diplômés du dernier rang; режиссёр Christian Gion 1983 — Эдит и Марсель / Édith et Marcel; режиссёр Клод Лелуш 1984 — Ни с тобой, ни без тебя / Ni avec toi ni sans toi; режиссёр Alain Maline 1984 — Les Ferrailleurs des Lilas; режиссёр Jean-Paul Sassy 1984 — Да здравствует жизнь! / Viva la vie!; режиссёр Клод Лелуш 1984 — Свита / La Smala; режиссёр Jean-Loup Hubert 1985 — Уйти, вернуться / Partir, revenir; режиссёр Клод Лелуш 1985 — Прощай, барсук / Adieu blaireau; режиссёр Боб Деку 1986 — Внимание, бандиты! / Attencion Bandits!; режиссёр Клод Лелуш 1986 — Мужчина и женщина: двадцать лет спустя / Un homme et une femme, 20 ans déjà; режиссёр Клод Лелуш 1986 — Камикадзе / Kamikaze; режиссёр Didier Grousset 1987 — Клуб встреч / Club de rencontres; режиссёр Michel Lang 1989 — France images d’une revolution; режиссёр Alec Costandinos 1989 — Комиссар Мулен / Commissaire Moulin; режиссёр Ив Ренье 1990 — Бывают дни… Бывают ночи / Il y a des jours… et des lunes; режиссёр Клод Лелуш 1992 — Прекрасная история / La belle histoire; режиссёр Клод Лелуш 1993 — Все это? за это?! / Tout ça… pour ça!!; режиссёр Клод Лелуш 1994 — Вор и лгунья / Le Voleur et la Menteuse; режиссёр Paul Boujenah 1997 — Случайности и закономерности / Hasards ou coïncidences; режиссёр Клод Лелуш 1999 — Одна за всех / Une pour toutes; режиссёр Клод Лелуш 2002 — А сейчас, дамы и господа? / And Now… Ladies and Gentlemen?; режиссёр Клод Лелуш 2003 — Ключи от машины / Les Clefs de bagnole; режиссёр Лоран Баффи 2004 — Род человеческий: Парижане / Le genre humain — 1: Les parisiens; режиссёр Клод Лелуш 2005 — Смелость любить / Le Courage d’aimer; режиссёр Клод Лелуш 2008 — Человек и его собака / Un homme et son chien; режиссёр Франсис Юстер 2012 — Право на «лево» / Les infideles

Биография[править | править код]

Родился в армянской семье в Константинополе. Его родители вместе с одним царским генералом бежали в 1920 году в Стамбул после установления большевистской власти и образования Советской Армении. Из Стамбула Аджемяны перебрались, как и множество беженцев-армян, в Марсель, а позже обосновались в пригороде Парижа. Родители Шарля погибли в 1942 году, во время немецкой оккупации Франции, и юноша начал добывать средства для существования, боксируя за деньги. Именно в те годы Шарль Жерар свёл дружбу с Жаном-Полем Бельмондо, с которым они вместе занимались боксом в одном клубе «Авила».

Часто выступал в комическом амплуа. Играл вместе с Жаном-Полем Бельмондо (чьим лучшим другом он был более семидесяти лет, до самой смерти), Пьером Ришаром, Лино Вентурой. Снимался в фильмах Клода Зиди, Франсиса Вебера. Один из любимых актёров Клода Лелуша — сыграл в 18 картинах режиссёра, который вспоминал о нём в своей автобиографии: «Очень скоро он меня очаровал. Никто не может устоять против него. Шарло с его лицом древнеегипетского писца, с мягкой походкой и врождённой лёгкостью в общении обладает обаянием, благодаря которому он всех прибирает к рукам».

Скончался в Париже 19 сентября 2019 года.

Герой нашего времени

Курсовые экзамены 1944 года совпали с высадкой в Нормандии войск союзников по антигитлеровской коалиции. Филип удостоился второй премии Prix de Comйdie за сыгранные им две сцены из Корне-ля и де Мюссе. Было чему радоваться, но… Немцы начали массовые аресты по подозрению в сопричастности французов к движению Со-противления. Нависла подобная угроза и над отцом Жерара Филипа, которому пришлось бежать в Испанию. 

А потом пришли жаркие августовские дни 1944 года: в Париже вспыхнуло народное восстание против оккупантов. Жерар Филип, а также его друзья Жак Сигюр и Мишель Оклер приняли в нем участие. Наступил год Победы. Впереди была новая жизнь — полная радужных планов и надежд. 

На сцене Филип выступает с огромным успехом в пьесе Альбера Камю «Калигула», исполняя заглавную роль. В это время режиссер Жорж Лампен задумывает экранизацию романа Достоевского «Идиот» и хочет пригласить на роль князя Мышкина Жерара Филипа. Он инте-ресуется у молодого актера, известно ли ему такое имя — Федор Дос-тоевский. В ответ актер, задетый за живое, эмоционально, демонстри-руя глубокое знание романа, пересказывает содержание «Идиота»… 

Перенестись из Парижа 1946 года в Петербург 1860-х, в совсем другую страну, вокруг которой накручено столько мифов и небылиц — задача не из легких. Но образ князя Мышкина, созданный Жераром Филипом, стал его новым триумфом

Это был по-настоящему герой Достоевского — и внешне, и внутренне, на что обратили внимание со-ветские зрители, когда увидели его впервые на своих экранах. 

Любопытно, что одним из последних фильмов столь рано ушед-шего из жизни актера стал «Игрок», снятый режиссером Клодом Отан-Лара в 1958 году. 

Но вернемся в 1947 год, когда Отан-Лара пригласил Жерара Фи-липа в картину «Дьявол во плоти» по роману Реймона Радиге. 

«Чем была для нас эта война? — Четырьмя годами больших кани-кул…» — так начинает Радиге свой роман о героях, которых в ходе Первой мировой войны соединила, наперекор всему свету, огромная, сумасшедшая любовь. Фильм Отана-Лара — глубокий волнующий очерк этой любви: шестнадцатилетнего гимназиста Франсуа и жены офицера Марты. «Подлинный персонаж Филипа родился в этом филь-ме», — отмечали критики и мастера киноискусства. 

В том же, 1947, году на экраны вышла «Пармская обитель» ре-жиссера Кристиана Жака, и на долю Жерара Филипа, исполняющего романтическую роль Фабрицио дель Донго, вновь выпал грандиозный успех. Только шесть лет спустя эта картина, снятая по роману Стен-даля, попала на наши экраны и произвела своего рода фурор. Не бу-дет преувеличением сказать, что публика полюбила Жерара Филипа, его образ, неотделимый от образа Фабрицио дель Донго, покорил миллионы сердец. Так состоялась первое знакомство гениального французского актера с советскими зрителями. 

Гениальным назвал его не я. Читаем у Жоржа Садуля: «Любая ге-ниальная личность (а Жерар был гением) — сложный феномен, выра-жающий скрытые от глаз духовные устремления своей эпохи… Филип объяснял всем нашу страну и наше время — послевоенные и пятиде-сятые годы» (и независимо от того, добавим мы, в какую эпоху погру-жала его очередная роль, он оставался всегда современен). 

Образ юности и очарования

Жерар Филип и в жизни был романтиком. В ноябре 1951 года он женился на Николь Фуркад, которая, по желанию Жерара, сменила имя Николь на Анн. В 1954 году у четы Филип родилась дочь Анн-Мари, а в 1956 году — сын Оливье. 

Большая, глубокая и красивая любовь продолжалась недолго — судьба отпустила ей до обидного короткий срок, всего восемь лет. И они промчались как один миг. Анн Филип, выпустившая книгу своих воспоминаний о Жераре, так и озаглавила ее: «Одно мгновение». 

«Жерар Филип был не только молодым героем. Он был героем, в котором физическое и душевное благородство сочеталось с образом пылкой юности и очарования… Он создавал образы, воплощавшие мечту всех». Так писали о нем современники. 

Конечно, не все фильмы, где снялся Жерар Филип, можно отнести к числу шедевров, не все выдержали испытания временем. Но и тех, что сдали этот трудный экзамен, более чем достаточно. 

После «Пармской обители» и нескольких, назовем их так, проход-ных фильмов, на экраны вышла картина Рене Клера «Красота дьяво-ла». В нем поднимался вопрос об ответственности ученого за судьбу своих открытий, за мир. Вопрос весьма актуальный в конце 1940-х го-дов. Это как бы новый вариант бессмертной темы доктора Фауста и искусителя Мефистофеля. Но Фауст лишь поначалу напоминает средневекового алхимика. Действие фильма помещено в условные декорации XIX века, а события развертываются в неведомом евро-пейском княжестве. Но и сюжетное построение, и философская осно-ва фильма живо перекликались с текущими событиями того времени. Его создатели недвусмысленно сказали «нет» атомной бомбе и поли-тике вооружения. 

После картины «Жюльетта, или Ключ мечтаний», снятой Марселем Карне по пьесе Жоржа Неве, Жерар Филип продолжал работу с Рене Клером. «Ночные красавицы» — так назывался новый фильм режиссе-ра. Партнерами Филипа тогда были восходящие звезды французского и итальянского кино — Мартина Кароль и Джина Лоллобриджида. 

И, наконец, явился на свет божий знаменитый «Фанфан-Тюльпан» Кристина Жака, обошедший едва ли не все экраны мира, в том числе и советский. В старинной и популярной истории о бравом вояке Фан-фане, который во времена Людовика XV показывал чудеса отваги и находчивости, Кристиан Жак и Жерар Филип, исполнитель заглавной роли, нашли благодатную почву для творческой выдумки. Фильм ис-крится остроумием, покоряет живостью действия, мощью сатириче-ской струи, бьющей с экрана, а Жерар Филип в нем — как в родной стихии, он полон обаяния, молодого задора и неукротимости. Вместе с ним — снова Лоллобриджида, а также известнейший французский ак-тер старшего поколения Ноэль Роквер. 

После фильмов менее заметных пришел черед нового шедевра, и вновь по Стендалю — «Красное и черное». Фильм Клода Отан-Лара с участием в главных ролях Жерара Филипа (Жюльен Сорель) и двух выдающихся французских актрис — Даниэль Даррье (Мадам де Ре-наль) и Антонеллы Люальди (Матильда). 

В 1956 году Филип попробовал свои силы как режиссер-постановщик, дав новую, теперь экранную жизнь еще одному знаме-нитому персонажу французской литературы — Тилю Уленшпигелю, ге-рою романа Шарля де Костера, одновременно сыграв в нем и заглав-ную роль. Правда, режиссуру Филип осуществил в содружестве с из-вестным голландским документалистом Йорисом Ивенсом. 

Пробы пера Жерара Филипа как режиссера на этом закончились. Но как актер он продолжал царствовать на экранах, хотя фильмы вто-рой половины 1950-х годов с участием Жерара Филипа особо не вы-делялись. Наиболее достойными можно назвать лишь «Большие ма-невры», а также «Опасные связи» по знаменитому роману Шодерло де Лакло, увидевшему свет в преддверии Великой французской револю-ции. И, наконец, последний фильм великого актера — это «Лихорадка ширится в Эль Пао», который снимал испанский режиссер Луис Буню-эль. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: