Вий (повесть)

«вий» — уникальная экранизация произведения н. гоголя: кто снимал, как снимали и что получилось в итоге

История создания персонажа

В примечании к книге Николай Гоголь пишет об истории создания повести, что основой произведения стали народные предания, записанные им со слов очевидцев и тех, кто был близок к ним. Литературоведение предлагает оценивать персонажа Гоголя как потомка существа, способного убивать взглядом. Исследователи отмечают, что значение слова «вий» связано с украинским «вiя», означающим «ресница».

В качестве этимологической основы рассматривается и слово «виться», так как ноги существа изображаются в виде переплетающихся корней. Украинская легенда гласила: чтобы поднять Вию веки, требовалась помощь нескольких человек, вилами раздвигавших ресницы демона. Взор чудовища способен не только погубить жизнь, но и испепелить город. Некоторые историки упоминают о схожести образа Вия с Кощеем, так как в одной из сказок бессмертному герою тоже приходилось раздвигать веки посредством вил.

Вий и Хома Исследователи творчества Гоголя считают образ языческого бога Велеса прототипом Вия. Его преследовала православная церковь. Описание смертоносного взора персонажа обращает к легенде о Святом Касьяне и шелудивом Буняке. Оба могли умерщвлять, используя взгляд. В простонародье озвучивается менее страшное изображение Вия. Под ним украинцы часто понимают верховного гнома с веками, опускающимися до земли.

Любопытно, что аналогия Вия встречаются в фольклоре разных народов. У литовцев Виелона является покровителем скота. В балтийском пантеоне существовало божество по имени Велс, антипод Пруна. В Киевской Руси статуя Перуна располагалась на возвышенности, а деревянное изображение Велеса — в нижней части города.

Ночной кошмар советских детей

«Вий» получился действительно страшным фильмом. Тем более для советских зрителей, неискушенных кинолентами в жанре хоррор. А так как повесть Гоголя изучают в школе, то дети тоже являлись зрителями картины. И очень боялись панночку и, конечно же, самого Вия. 

Для современного человека картина покажется скорее сказкой с куклами, но в 60-е гг. фильм выделялся своими техническими и художественными достижениями. Съемочная команда использовала передовые для своего времени спецэффекты и технологии, а мистическая атмосфера, созданная визуальным стилем и музыкой, пугала и завораживала одновременно. 

Для фильма была изготовлена специальная конструкция летающего гроба. Он крепился тросами к потолку, а по центру был штырь, к которому пристегивался страховочный пояс актрисы. И хотя конструкция тестировалась чуть ли не всеми членами съемочной группы, Наталья Варлей все равно в одном из дублей чуть было не разбилась. Ей повезло, что на месте падения как раз находился Леонид Куравлев, который и поймал партнершу.

Для фильма была изготовлена специальная конструкция летающего гробКадр из фильма «Вий», 1967 год

Особенно тщательно подходили к созданию разной нечисти. На эти роли Птушко пригласил цирковых артистов, среди которых были карлики. Возвели специальную стену под наклоном, по которой спускалась свита Вия. Оператор снимал все это сверху, поэтому казалось, что нечисть лезет по вертикальной стене. 

Дрессированные кошки сыграли роль чертей. Им крепили на голову рога, дрессировщик подманивал зверей, а оператор снимал тени. Получился эффект бегающих по помещению чертей. 

Ершов и Кропачев задумывали сделать Вия немощным стариком. Но Птушко настоял на мифическом чудовище. Его сыграл силовой акробат Николай Степанов. Для него изготовили тяжелый костюм из пропитанных смолой слоев мешковины и гипса. Глаза сделали из стекла со светоотражающей поверхностью, а веки откидывались на шарнирах.

Рядом с лилипутами из цирка Вий казался ещё более страшнымКадр из фильма «Вий», 1967 год

Конечно, сегодня экранизация гоголевской повести покажется не более чем страшной сказкой. Но для 60-х гг. это был уникальный фильм. Да и сделан он так добротно, что ничуть не уступает современным экранизациям. А сюжет настолько притягателен, что в 2000-х гг. повесть экранизировали еще трижды.

На обложке: Кадр из фильма «Вий», 1967 год

Вий (1967)

Страна: СССРРежиссеры: Георгий Кропачев, Константин ЕршовАктеры: Леонид Куравлёв, Наталья Варлей, Алексей Глазырин, Николай Кутузов, Вадим Захарченко, Петр Вескляров, Владимир Сальников, Дмитрий Капка, Степан Шкурат, Георгий Сочевко, Николай Яковченко, Николай Панасьев, Борислав Брондуков.

Несмотря на классический статус произведения, экранизировать его решились лишь в середине шестидесятых годов. При этом «Ночь перед Рождеством» к тому моменту ставилась уже несколько раз к ряду и имела определенный успех у зрителей. Причина, по которой экранизация «Вия» стала возможной, связана не только с техническими достижениями кинематографа, но и определенной творческой свободой, обретенной в шестидесятые. Режиссеры получили право на творческие эксперименты, в то время как религиозные и мистические темы перестали быть столь строго табуированными правительством.

Несмотря на то, что для экранизации «Вия» требовался определенный опыт, режиссерское кресло заняли тогдашние выпускники киношколы Георгий Кропачев и Константин Ершов. Молодые ребята вышли из мастерской Леонида Трауберга, где обучались режиссерскому ремеслу. Именно наставник предложил начальнику Мосфильма Ивану Пырьеву этих двух кандидатов. Несмотря на отсутствие какого-либо опыта, талантливые режиссеры получают заветную работу и приступают к съемкам.

Главную женскую роль в фильме получила Наталья Варлей, только завершившая работу над комедией Леонида Гайдая «Кавказская пленница и другие приключения Шурика». Актриса получила роль не сразу, заменив Александру Завьялову по ходу съемочного процесса. На тот момент мало кто верил, что столь молодая и миловидная девушка справится с ролью демонической панночки, восставшей из мертвых. Но по прошествии лет выбор Кропачева и Ершова кажется на редкость удачным. Варлей сыграла одну из ярчайших ролей в советском кинематографе, создав на экране образ, знакомый сейчас каждому. Мужская роль Хомы Брута досталась Леониду Куравлеву, который лишь начинал карьеру в кино. В будущем ему будет суждено стать главным любимчиком публики. Но именно в фильме «Вий» началось его восхождение на Олимп славы.

Итоговый материал, отснятый Ершовым и Кропачевым не удовлетворил студию, посчитавшую некоторые сцены слишком реалистичными. Для того, чтобы добавить в «Вий» элемент сказки, был приглашен главный специалист по части фэнтези — Александр Птушко. Именно он работал над образом Вия, а также доснял те сцены, которые неудовлетворили Мосфильм. Так что первоначальный материал молодых режиссеров подвергся серьезным правкам и был выброшен в мусорную корзину.

Это не помешало первой экранизации произведения «Вий» стать хитом советского проката и заслужить звание настоящей классики кинематографа.

https://youtube.com/watch?v=Amh3uudVMBo%3F

Настоящая причина смерти паночки

После того как народ повел на казнь Настусю, Джонатана освободил местный старик Евтух. Грин в свою очередь спас Петруся от самоубийства и вдвоем они решили спасти Настусю. Но для начала ученый открыл заколоченную церковь и нашел там нетленное тело паночки. Здесь же он встретился с бурсаком Хомой Брутом, который год ходил в овечьей шкуре.

Грин уверен, что это он надругался над паночкой, а потом пугал местных. Но все было конечно не так. Хома стал тем случайным парнем, которого загадала паночка. По традиции день Ивана Купала единственный в году, когда официально разрешается заниматься сексом с кем угодно. Это праздник плодородия, а как его еще отметить, если не засевом семени?

Потому-то паночка по фильму вообще могла не быть ведьмой, а контакт с силами получила на эмоциональном пике в момент своей гибели. А так как сам праздник Купалы это день силы, то и сила на стороне паночки оказалась мощная. К тому же старые боги вступили в войну с новой религией. Правда, Хома Брут сделал не очень добрую услугу паночке, но это уже детали.

Кадр из фильма “Вий”

Три «Вия»[править | править код]

Вий (фильм, 2014)править | править код

В -ом году Алексеем Петрухиным и Олегом Степченко был выпущен небольшой видеоролик — «черновик» задуманного ими нового «Вия», с целью найти актёрский состав и продюсеров. Многим русским и зарубежным компаниям нравится идея повторной экранизации весьма удачной повести Николая Гоголя с участием современных технологий и многие киностудии решают присоединиться к проекту. Начинается кастинг актёров, ведётся строительство первой декорации — церкви. И хотя сюжета ещё тогда фактически не было, но фильм начали снимать «по наметкам»… Множество раз сюжет меняется: появляются и уходят, и вновь появляются новые персонажи и актёры, а дата премьеры, назначенная впервые на , «сотни» раз переносится и в итоге всё смещается к рубежу -ого — -ого годов.

Сам фильм повествует о том, как молодой учёный-картограф, Джонатан Грин, англичанин, собирается совершить, очевидно, кругосветное путешествие и отправляется в карете на русскую Украину времён Петра Первого… Неожиданно для самого себя, Джонатан Грин становится участником деревенских рознь, свидетелем убийств и манипуляций народом, при этом он должен открыть самую загадочную тайну местного хутора и узнать, что скрывает старая заброшенная церковь, и для этого ему придётся пересмотреть многие свои взгляды на вещи и на мир в целом, ведь от этого зависят жизни многих…

Фильм оказался удачным в прокате, он сочетает в себе буквально все жанры и учит нас сильной глубокой морали и реконструирует жизнь наших предков русских-украинцев далекого XVIII века.

Вий 2: Путешествие в Китайправить | править код

В 2015 году стало известно о желании создателей «Вия» 2014 года снимать всю трилогию. Съёмки начались на студии Мосфильма и в Китае, сюжет утверждён изначально. К маю стало известно, что в фильме примут участие Джеки Чан и его команда, Павел Воля, Джейсон Стэтхэм, Мартин Фримен, Чарльз Дэнс, Рутгер Хауэр, Игорь Жижикин и др.. Фильм должен стать самым кассовым фильмом России по подсчётам на 2016 год.

По сюжету, покинув Малороссию, Джонатан Грин продолжает путешествие по Российской Империи. Картограф приезжает в Москву (идёт XVIII век, период правления Петра I)

Учёным заинтересовался граф Меншиков, — ближайший фаворит Петра Великого, — и велел привести к себе, чтобы тот сделал важное для него дело: отправился в путешествие к самому Китаю, для составления более чётких морских и сухопутных карт южных границ Российской Империи и северных границ Китая… Разумеется, в картине окажется неизменно китайский дракон Лун-Ван и славянский Вий, разбойники, черти и демоны Руси и Китая (и вампиры), и лента не будет лишена интриг и загадок

Фильм находится в процессе создания и многим внушает большие надежды.

Вий 3править | править код

Третья и последняя часть кинотрилогии, съёмки которой и создание сюжета, предположительно, уже начались.

Третья часть, очевидно, будет связана с Индией. Одна сцена, по словам продюсера Алексея Петрухина, уже отснята.

Философ Хома Брут

Бурсак Хома — это главное действующее лицо «Вия», ставшее невольным борцом с нечистой силой. Юноша являет собой типичного студента, ведущего разгульный образ жизни. Он совершенно равнодушен к получению знаний и не отличается набожностью.

Весёлый и жизнерадостный молодой человек обожает шумные компании, его возлияния не обходятся без музыкантов. Любимое занятие философа — это беззаботное лежание на спине с трубкой в зубах. Нет ничего удивительного в том, что за свой легкомысленный нрав студент неоднократно подвергается наказаниям со стороны преподавателей.

Гоголь сумел создать уникальный образ борца со злом, вобравший в себя множество малороссийских черт и наполненный национальным колоритом. Даже поняв, что ему грозит смертельная опасность от мёртвой панночки, Хома продолжает веселиться и пьянствовать. Оптимизму и невозмутимому спокойствию главного героя можно только позавидовать.

Бурсак и философ в повести сталкивается с невероятными и страшными событиями, но не утрачивает флегматичности и быстро успокаивается. Даже посидевший после второй ночи, понимая, что этот день может оказаться последним, он пирует, пьёт и устраивает безумный пляс.

Подобный образ казака и философа, отличающего хладнокровием и склонностью к фатализму не редкость в творчестве Н. В. Гоголя. Скорее всего — это идеализированный собирательный портрет, сотканный из характе́рных национальных черт характера, присущих малороссам в те далёкие времена, о которых рассказывается в повести «Вий».

Вий (мультфильм, 1996)

Страна: УкраинаРежиссер: Алла ГрачеваАктеры: Богдан Бенюк, Наталья Сумская, Василий Мазур, Евгений Шах

В девяностые родилась еще одна экранизация, определенно заслуживающая зрительского внимания. Речь об анимационной интерпретации гоголевского «Вия», созданной на сей раз на территории Украины.

Мультфильм куда ближе к первоисточнику, нежели югославский предшественник. Режиссер Алла Грачева с трепетом отнеслась к великому произведению и передала текст Гоголя максимально точно.

Несмотря на скромный хронометраж, равных двадцати минутам, мультик способен подарить зрителю массу незабываемых эмоций.

https://youtube.com/watch?v=hAzQno8nCx8%3F

Актеры и роли

Александр Петров

Николай Гоголь (главная роль)

  • Краткая информация
  • Год рождения: 25 января 1989
  • Место рождения: Переславль-Залесский, Ярославская область, СССР, Россия
  • Рост: 175

Бинх (главная роль)

  • Краткая информация
  • Год рождения: 10 июня 1974
  • Место рождения: Москва, Россия
  • Рост: 162

Артем Сучков

Тесак (главная роль)

  • Краткая информация
  • Год рождения: 3 августа 1992
  • Место рождения: Нижний Новгород, Россия
  • Рост: 183

Таисия Вилкова

Елизавета Андреевна Данишевская (главная роль)

  • Краткая информация
  • Год рождения: 25 октября 1996
  • Место рождения: Москва, Россия
  • Рост: 165

Оксана

  • Краткая информация
  • Год рождения: 29 мая 1989
  • Место рождения: Москва, СССР, Россия
  • Рост: 173

Бомгарт

  • Краткая информация
  • Год рождения: 15 августа 1968
  • Место рождения: Иркутск, СССР, Россия
  • Рост: 180

Яким

  • Краткая информация
  • Год рождения: 23 мая 1969
  • Место рождения: Белово, СССР, Россия

Сергей Бадюк

Вакула

  • Краткая информация
  • Год рождения: 3 июля 1970
  • Место рождения: Гибаловка, Винницкая область, Украина
  • Рост: 189

Алексей Данишевский

  • Краткая информация
  • Год рождения: 30 апреля 1982
  • Место рождения: Калининград, Россия
  • Рост: 175

Василина

  • Краткая информация
  • Год рождения: 8 августа 2009
  • Место рождения: Москва, Россия
  • Рост: 116

Хома Брут

  • Краткая информация
  • Год рождения: 31 марта 1982
  • Место рождения: Новосибирск, Россия

Ульяна

  • Краткая информация
  • Год рождения: 16 февраля 1993
  • Место рождения: Вышний Волочёк, Россия

Бажана

  • Краткая информация
  • Год рождения: 17 июля 1996
  • Место рождения: Великий Новгород, Россия
  • Рост: 165

Безносый

  • Краткая информация
  • Год рождения: 2 мая 1958
  • Место рождения: Нижний Тагил, Россия
  • Рост: 172

Басаврюк

  • Краткая информация
  • Год рождения: 3 мая 1969
  • Место рождения: Санкт-Петербург, Россия
  • Рост: 180

мать Гоголя

  • Краткая информация
  • Год рождения: 26 июня 1980
  • Место рождения: Минск, Беларусь
  • Рост: 181

отец Гоголя

Год рождения: 11 декабря 1967

Гоголь в детстве

  • Краткая информация
  • Год рождения: 2008
  • Место рождения: Санкт-Петербург, Россия

отец Варфоломей

Год рождения: 21 апреля 1936

Черный Всадник

  • Краткая информация
  • Год рождения: 8 августа 1954
  • Место рождения: Свердловск, Россия

Петро

  • Краткая информация
  • Год рождения: 14 февраля 1992
  • Место рождения: Москва, Россия
  • Рост: 183

Богдана

  • Краткая информация
  • Год рождения: 21 декабря 1992
  • Место рождения: Санкт-Петербург, Россия
  • Рост: 160

Дарина

  • Краткая информация
  • Год рождения: 2 ноября 2002
  • Место рождения: Москва, Россия
  • Рост: 155

Фёдор

Год рождения: 2 июня 1992

Корж

  • Краткая информация
  • Год рождения: 20 мая 1954
  • Место рождения: Опочка, Псковская область, Россия

лекарь

  • Краткая информация
  • Год рождения: 23 декабря 1968
  • Место рождения: Санкт-Петербург, Россия
  • Рост: 184

повитуха

  • Краткая информация
  • Год рождения: 27 января 1954
  • Рост: 165

Христина

Год рождения: 31 января 1941

Екатерина Бурлакова

монахиня

  • Краткая информация
  • Год рождения: 1 февраля 1996
  • Место рождения: Орел, Россия

Сюжет фильма Гоголь. Вий

В селе Диканька стали загадочно пропадать девушки. Появился таинственный черный Всадник, который якобы с ними расправляется. Дело собирается расследовать питерский писатель Николай Гоголь. Чем больше Гоголь узнает о тайне маленького села, и происходящих странных событиях, тем чаще он впадает в обмороки, и ему предстают страшные видения. Николай расследуя это дело, выясняет, что следующая девушка, на которую охотиться Всадник, это Лиза, любимая Николая. Молодой писатель не уверен в своих силах, боится что не справиться и не сможет помочь любимой. Гоголю решает помочь Хома Брут — мужчина занимается философией, а еще увлекается экзорцизмом. Они вдвоем собираются три ночи подряд отпевать покойную ведьму Ульяну в местной часовне, и планируют встретиться с очень страшным существом нечистой силы, которого прозвали ВИЙ.

Все актеры: Александр Петров (3), Евгений Стычкин, Артем Сучков, Таисия Вилкова, Юлия Франц, Ян Цапник, Евгений Сытый, Сергей Бадюк, Артем Ткаченко, Марта Тимофеева, Алексей Вертков, Ксения Разина, Мария Антонова (2), Анвар Либабов, Кирилл Полухин, Юлия Марченко, Андрей Астраханцев, Максим Миронов, Евгений Капитонов, Валерий Рыбин, Нина Семёнова, Александр Кононец, Маргарита Павлова, Алина Бабак, Владислав Демьяненко, Александр Завьялов, Юрий Уткин, Надежда Шумилова, Светлана Киреева, Екатерина Бурлакова, …

Гоголь. Вий (2018)

Страна: РоссияСлоган: Не выходи из кругаРежиссер: Егор БарановАктеры: Александр Петров, Олег Меньшиков, Евгений Стычкин, Таисия Вилкова, Артем Ткаченко, Екатерина Бурлакова, Сергей Бадюк, Ян Цапник, Алексей Вертков, Марта Тимофеева, Юлия Дзуцева, Ксения Разина, Евгений Сытый, Анвар Либабов, Кирилл Полухин

«Гоголь. Вий» — вторая часть сериала Егора Баранова. Каждая часть франшизы базируется на произведениях Гоголя, передавая не только текст, но и дух произведений автора. Фильм отличается мрачной атмосферой, наличием кровавых сцен и обнаженки.

Интересным нововведением становится то, что главным действующим лицом франшизы становится сам Гоголь, расследующий мистические преступление в Диканьке. Все меняется, когда в поселке появляется загадочный богослов Хома Брут, ведущий охоту на нечистую силу. Лишь он способен пролить свет на события, творящиеся на территории Диканьки последние несколько недель.

Кинокартина получила приз «Золотой орел» в номинации «Лучшая работа художника-постановщика». Визуальная часть произведения действительно выгодно выделяет серию фильмов «Гоголь» среди прочих отечественных хорроров. Они доказали, что создание фильмов ужасов на территории нашей страны действительно возможно и при этом может быть коммерчески успешным.

https://youtube.com/watch?v=_Fhe4f0d3v8%3F

Общая информация о фильме «Вий»

Фильм «Гоголь. Вий» вышел на экраны зимой 2018 года, хотя производство было начато гораздо раньше. Многие фанаты жаловались на путаницу с фильмами и названиями. Дело в том, что в 2014 году на экраны вышла картина «Вий», где одну из ролей исполнил Александр Петров. Когда появился анонс мини-сериала из трех картин с перекликающимся названием, было не ясно, что это за продукт.

«Гоголь. Вий» стал вторым фильмом кинотрилогии о Гоголе. Роль молодого Гоголя досталась Петрову, хотя в картине 2014 года «Вий» он играл роль картографа Джонатана Грина.

Можно считать, что основой стала картина «Вий» 2014 года, последняя, где участие принимали такие легендарные актеры, как Нина Русланова и Валерий Золотухин

К первоисточнику было приковано внимание общественности, так как он стал своеобразным ремейком культового фильма с таким же названием, где снимался Леонид Куравлев

Но, по большому счету, основа проекта – книги Н. Гоголя. Первая история была значительно переработана группой сценаристов. Там действие картины разворачивается во второй половине XVIII века. Картограф по имени Джон Грин отправляется путешествовать. Он проезжает мимо Карпатских гор и прибывает на территорию Западной Украины, где сталкивается с настоящим мистицизмом.

Джонатан встречает ритора Тиберея и богослова Халяву. Попутчики рассказывают ему о том, что происходит на ближайшем хуторе. По их словам, год назад церковь, где отпевали умершую девушку, была проклята самим Господом, там пропал их друг Хома. А отец-настоятель церкви велел жителям хутора обнести ее частоколом, и не приближаться ни при каких обстоятельствах.

Ученый не верит байкам, но вынужден остановиться в этом хуторе из-за поломки кареты. Отец Паисий настраивает хуторян против чужака. Джон по-прежнему слушает истории о Хоме Бруте и панночке, которая погибла год назад. Хуторяне уверяют, что причиной пропажи Брута и смерти девушки стало истинное чудовище, которого они называют Вием. Грин не верит в мистику, считает, что причины скрываются внутри хуторской жизни. Он оказывается прав, хотя это выясняется только ближе к финалу картины.

Настоящим чудовищем оказывается отец Паисий. Это он изнасиловал и убил панночку. Хома Брут вынужден скрываться от жителей хутора, так как боится, что они сочтут убийцей его. Отец Паисий на самом деле пытается создать новую религию, представляя Вия чудищем, которого все должны бояться. Правда выходит на свет, отец Паисий умирает, Хома Брут оправдан. Душа панночки находит упокоение.

Но на сцене «Гоголь. Вий» молодой писатель вступает в противоборство с таинственным Всадником. В хуторе близ Диканьки начинают исчезать девушки, писарю приходится взяться за расследование. Кроме того, сам Гоголь начинает понимать, что его рождение окутано какой-то тайной. Он уже знает, что пять братьев умерли при родах. Теперь ему предстоит выяснить, что с ним не так. Мистицизма добавляет мрачность картины.

Вопреки предупреждениям, сценаристы решили выпустить мини-сериал в кинопрокат. По мнению пользователей, сериал посмотрело больше человек, когда его, наконец, показали по каналу «ТВ-3», так что идея с прокатом для многих стала провальной. Фильм не продемонстрировал больших сборов, почти провалившись в прокате.

Следует отметить, что оценка критиков не была однозначной. Средняя оценка составила всего 6 из 10 баллов. Большинство критиков сошлись на том, что были хорошо сделаны спецэффекты. Но при этом ругали игру актеров и недостатки сюжета. Положительные рецензии зрителей отмечали некоторое сходство фильма с легендарным голливудским хоррором «Сонная лощина», но также было отмечено, что Александр Петров не дотягивает до уровня Джонни Деппа.

Литература[править | править код]

  • Абаев В. И. Образ Вия в повести Н. В. Гоголя // Русский фольклор: Материалы и исследования. — М.; Л.: Изд. АН СССР, 1958. — Т. III. — С. 303—307.
  • Докусов А. М. Повесть Н. В. Гоголя «Вий». Лекция из спецкурса «Н. В. Гоголь». — Л., 1963. — 39 с
  • Назаревский А. А. Вий в повести Гоголя и Касьян в народных поверьях о 29 февраля // Вопросы литературы. — Львов, 1969. — Вып. 2 (11). — С. 39-46.
  • Иванов В. В. Об одной параллели к гоголевскому «Вию» // Учен. зап. / Тартуский гос. ун-т, 1971. — Вып. 284: Труды по знаковым системам. — № 5. — С. 133—142.
  • Иванов Вяч. Вс. Категория «видимого» и «невидимого» в тексте. Ещё раз о восточнославянских параллелях к гоголевскому «Вию» // Structure of tekst and semiotics of culture. The Hadue. — Paris, 1973. — Р. 151—176.
  • Вацуро В. Э. Из наблюдений над поэтикой «Вия» Гоголя // Культурное наследие Древней Руси. Истоки. Становление. Традиции. — М., 1976. — С. 307—312
  • Молдавский Дм. О фольклоризме Н. В. Гоголя: предположение об имени «Вий» // Товарищ Смех. — Л., 1981. — С. 143—153
  • Поддубная Р. Н. Тип героя и характер конфликта в повести Гоголя «Вий» // Вопросы художественной структуры произведения русской классики. — Владимир, 1983. — С. 61-80
  • Юрьева З., Филипп В. О поэтике страха в повести Гоголя «Вий» // Записки русской академической группы в США. — New York, 1984. — Т. XVII. — C. 3-21.
  • Зайковский В. Б. К вопросу о происхождении имени Вий // Наследие Н. В. Гоголя и современность. — Нежин, 1988. — Ч. 2. — С. 77-78.
  • Ито Ичиро Общеславянский фольклорный источник гоголевского «Вия» // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. — М., 1989. — Т. 48, № 5. — С. 454—459.
  • Киченко А. С. К вопросу о фольклорной основе повести Н.Гоголя «Вий» // Творчество Н.Гоголя и современность. — Нежин, 1989. — Ч. 1. — С. 68-69.
  • Киченко А. С. О фольклорной основе повести Н. В. Гоголя «Вий» // Литература и фольклор. Проблемы взаимодействия. — Волгоград, 1992. — С. 34-49.
  • Милюгина Е. Г. Опыт амбивалентного прочтения повести Н. В. Гоголя «Вий» // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. — Тверь, 1992. — С. 148—150.
  • Фомичев С. А. Повесть Н. В. Гоголя «Вий» (Заметки комментатора) // Новые безделки: Сборник статей к 60-летию В. Э. Вацуро. — М.: Новое лит. обозрение, 1995—1996. — С. 441—446.
  • Мадлевская Е. Л. Преодоление страха в русской народной традиции: (На материале мифологических и бытовых рассказов и повести Н. В. Гоголя «Вий») // Языки страха: женские и мужские стратегии поведения. — СПб., 2004. — С. 109—120.

Сюжет

Микешин О. М.: Ведьма на Хоме Бруте, конец XIX века

Микешин О. М.: Иллюстрация к «Вию» Гоголя

Гоголь: Вий: иллюстрированное издание. 1912

Самым торжественным событием для киевской семинарии были каникулы, когда всех семинаристов распускали по домам. Бурсаки шли толпой по дороге, постепенно разбредаясь в стороны. Отправились на каникулы три ученика киевской бурсы: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобець. По дороге они заплутали в темноте и попросились на ночлег к старухе в отдалённом хуторе. Один из учеников, Хома Брут, по странной воле старухи-хозяйки получил место для ночлега в хлеву. Философ Хома собирался уже спать, как к нему вошла хозяйка. Её глаза горели «каким-то необыкновенным блеском». Хома понял, что не может пошевелиться. Старуха же вскочила на спину философу, «ударила его метлой по боку, и он, подпрыгивая, как верховой конь, понес её на плечах своих». Хома понял, что старуха является ведьмой. Хома стал читать молитвы и заклятья против духов, и начал замечать что чары ведьмы слабеют. Одна из молитв помогла ему освободиться. Хома сам вскочил верхом на старуху и стал погонять её, охаживая поленом. К утру чары окончательно развеялись, и ведьма превратилась в прекрасную панночку, в полном изнеможении упавшую на землю. «Затрепетал, как древесный лист, Хома» и пустился бежать во весь дух в Киев где решил не заниматься репетиторством и провести каникулы в пустом общежитии семинарии. Распространились слухи, что дочь богатого сотника вернулась домой вся избитая и перед смертью «изъявила желание, чтобы отходную по ней и молитвы» три дня читал киевский семинарист Хома Брут. За философом прямо в семинарию прислали экипаж и шесть козаков. По приезду Хому сразу отвели к сотнику. На расспросы пана философ ответил, что не знает ни его дочь, ни причин такой её воли. Сотник показал философу умершую. Брут к своему ужасу понял, что это была та самая ведьма, которую он убил. Три ночи Хома читал молитвы. В первую ночь труп выбрался из гроба и стал искать Хому. Догадливый бурсак очертил вокруг себя круг мелом на полу и нечистая сила ничего не могла с ним сделать. После этого ведьма пыталась прорваться через круг, оберегавший Хому, в гробу, на котором она летала по церкви. Умершая начала произносить какие-то страшные слова и Хома понял, что она творила заклинания. По церкви пошел ветер, и что-то забилось в стекла церковных окон, пыталось попасть внутрь. Наконец вдали послышался крик петуха и все прекратилось. Вошедшие сменить философа нашли его едва живого, за ночь Хома весь поседел. Брут попросил у сотника разрешения не идти в церковь на третью ночь, но пан ему пригрозил и распорядился продолжать. На третью ночь придя в церковь, Хома снова очертил круг и начал читать молитвы. Вдруг в тишине железная крышка гроба с треском лопнула. Умершая поднялась и начала читать заклинания. «Вихорь поднялся по церкви, попадали на землю иконы», двери сорвались с петель, и в церковь влетела «несметная сила чудовищ». По призыву ведьмы в церковь вошел «приземистый, дюжий, косолапый человек», весь в чёрной земле и с железным лицом. Его длинные веки были опущены до самой земли. Вий сказал: «Подымите мне веки: не вижу!» Внутренний голос шепнул философу не смотреть, но Хома глянул. Вий тут же закричал: «Вот он!» и указал на философа железным пальцем. Вся нечисть бросилась на Брута. «Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха». Раздался второй петушиный крик, первый нечисть прослушала. Духи бросились убегать, но не смогли выбраться. Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обросла лесом и сорняками, и никто не найдет теперь к ней дороги. Хома Брут погиб перед последним голосом петуха, означавшего начало дня… Слухи о случившемся дошли до Киева. Халява и Горобець пошли помянуть душу Хомы в шинок. Во время беседы Горобець высказался, что Хома пропал оттого, что побоялся а если бы не боялся всё обошлось бы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: