Свидригайлов в романе
Внешность
Аркадий Иванович — офицер в отставке и дворянин по происхождению, ему около 50 лет. Несмотря на солидный возраст, выглядит он моложе своих лет. Свидригайлов стремится выглядеть роскошно и изысканно, но при этом его наряды никогда не вызывают чрезмерного внимания. Он предпочитает тёмные, сдержанные цвета, такие как чёрный, синий и серый. Его костюмы всегда отличаются идеальной посадкой, подчёркивающей его стройную фигуру. Часто можно видеть его в дорогих и стильных аксессуарах — дорогих часах, оригинальных галстуках и запонках
Он также обращает внимание на свои обувь и галстук, чтобы они гармонировали с остальными элементами его наряда. Также выдающейся частью его внешности является густая окладистая борода очень светлого, почти белого цвета
Свидригайлов смотрится щёголем. Он предпочитает красивую и комфортную одежду. Непременный атрибут его образа — дорогая трость, набалдашник которой уверенно лежит в его руке, облачённой в свежую перчатку. Стук этой трости по тротуару предвещает о скором появлении героя. Палец Свидригайлова украшает мощный перстень с дорогим сверкающим камнем.
Как самый сложный персонаж в романе «Преступление и наказание», Аркадий Свидригайлов нигде не однолинеен. Он злой сластолюбец и циник, но, с другой стороны, совершает много добрых дел, на которые другие герои неспособны. Большое противоречие как во внешности и поведении, так и в характере Аркадия Свидригайлова отражается в его имени. Одновременно резкий диссонанс в его имени совпадает с явным контрастом между представительной и даже привлекательной внешностью Аркадия Ивановича и его душой.
Свидригайлов, хоть и преследуется ощущением усталости, исчерпанности бытия и бессмысленности окружающего мира, остается автором и творцом своих отношений с ним. Не детерминированный ни моралью, ни этикой, ни религией, ни совестью, он выстраивает свой мир, рассматривая его как средство самопознания и самоутверждения. В его театральном, искусственном, игровом мире он является одновременно режиссером, актером и критиком, стремясь втянуть окружающих в свою театральную постановку.
Характер
Свидригайлов всегда неподвижен и самоуверен в своем облике, что добавляет ему шарма и привлекательности
Его стиль одежды отражает его желание привлекать внимание и вызывать положительное впечатление у окружающих. Он уверен, что внешность играет важную роль в его общении с другими людьми и передаёт его характер.
После встречи с Раскольниковым Свидригайлов заманивает к себе на квартиру Дуню, где она чуть не убивает его выстрелом из пистолета. Окончательно поняв, что его чувство любви безответно, Свидригайлов вскоре заканчивает жизнь самоубийством.
Прототипы
Ф. М. Достоевский выбирал фамилию для своего героя созвучно с фамилией литовского князя Свидригайло. Писатель воспринимает данную фамилию как звучание немецкого слова «geil», которое имеет значение «похотливый, сладострастный». Эти характеристики его героя наиболее точно передают его истинную сущность.
В связи с тем, что Ф. М. Достоевский также занимался литературной и критической деятельностью, он неизбежно оказывал внимание различным литературным и критическим журналам. Один из таких журналов был журнал под названием «Искра»
На страницах выпуска от 1861 года, номер 26, был опубликован фельетон, посвященный загадочному персонажу по имени Свидригайлов. В этом фельетоне ему придавали такие характеристики, как «омерзительный» и «отталкивающий». Вероятно, это повлияло на Ф. М. Достоевского и его задумку создать образ противоестественно привлекательного сладострастца. В образе Свидригайлова, в какой-то мере, запечатлён психологический облик одного из обитателей Омского острога — убийцы из дворян Аристова (в «Записках из Мёртвого дома» он выведен как А—в).
Актёры, сыгравшие Свидригайлова
- Питер Шаров (1923, США).
- Дуглас Дамбрилль (1935, США).
- Бернар Блие (1956, Франция).
- Ефим Копелян (1969, СССР).
- Энтони Бэйт (1979, Англия, телефильм).
- Владимир Высоцкий (1979, СССР, Театр на Таганке).
- Ричард Бреммер (1998, Англия, телефильм).
- Александр Балуев (2007, Россия, телефильм).
- Евгений Дятлов (2012, МХТ им. А. П. Чехова).
- Игорь Гордин (2015, МТЮЗ).
- Дмитрий Щербина (Театр имени Моссовета, режиссёр Юрий Ерёмин).
- Александр Яцко (Театр имени Моссовета, режиссёр Юрий Ерёмин)..
- Дмитрий Лысенков (2016, Александринский театр).
- Евгений Вальц (2016, Театр мюзикла).
- Александр Маракулин (2016, Театр мюзикла).