Восприятие:
По мнению некоторых исследователей творчества Н. В. Гоголя, образ этого полупомешанного помещика-скопидома является наиболее ярким и удачным в описании «деловых партнёров» Чичикова в поэме «Мёртвые души» и представлял наибольший интерес для самого писателя.
В литературной критике сложилось восприятие этого необычного персонажа Н. В. Гоголя как некий эталон скопидомства, жадности и крохоборства. Сам же писатель несомненно интересуется и историей превращения этого, в молодости образованного и неглупого человека в ходячее посмешище даже для собственных крестьян и в больную, злокозненную личность, отказавшуюся от поддержки и участия в судьбе своих собственных дочерей, сына и внуков.
В русском разговорном языке и в литературной традиции имя «Плюшкин» стало нарицательным обозначением для мелочных, скупых людей, охваченных страстью к накопительству ненужных им, а подчас и совершенно бесполезных вещей. Его поведение, описанное в поэме Н. В.
В лице героя «Мертвых душ» Плюшкина вывел Гоголь скрягу-психопата. Он указал в этом жалком старике ужасные следствия страсти «приобретать» без цели, – когда само приобретение делается целью, когда теряется смысл жизни. В «Мертвых душах» показано , как из разумного практического человека, нужного для государства и семьи, Плюшкин обращается в «нарост» на человечестве, в какую-то отрицательную величину, в «прореху»… Для этого ему нужно было только утратить смысл жизни.
Прежде он работал для семьи. Его идеал жизни был тот же, что и у Чичикова , – и Плюшкин был счастлив, когда шумная, радостная семья встречала его, возвращающегося отдохнуть домой. Потом жизнь его обманула, – он остался одиноким, злобным стариком, для которого все люди казались ворами, лгунами, разбойниками.
Некоторая наклонность к черствости с годами увеличивалась, жестче делалось сердце, тускнел прежде ясный хозяйственный глаз, – и Плюшкин потерял способность различать крупное от мелкого в хозяйстве, нужное от ненужного, – все внимание, всю свою бдительность устремил он на домашнее хозяйство, на кладовые, ледники… Крупным хлебным хозяйством он перестал заниматься, и хлеб, главное основание его богатства, годами гнил в сараях. Зато Плюшкин собирал всякую рухлядь в своем кабинете, даже у своих же мужиков крал ведра и другие вещи… Он терял сотни, тысячи, так как не хотел уступить копейки, рубля
Плюшкин совсем выжил из ума, и душа его, никогда не отличавшаяся величием, совсем измельчала и опошлела
Зато Плюшкин собирал всякую рухлядь в своем кабинете, даже у своих же мужиков крал ведра и другие вещи… Он терял сотни, тысячи, так как не хотел уступить копейки, рубля. Плюшкин совсем выжил из ума, и душа его, никогда не отличавшаяся величием, совсем измельчала и опошлела.
Плюшкин. Рисунок Кукрыниксов
Плюшкина можно сопоставить со «скупым рыцарем» , с тою только разницей, что у Пушкина «скупость» представлена в трагическом освещении, – у Гоголя в комическом. Пушкин показал, что сделало золото с человеком доблестным, человеком крупным, – Гоголь в «Мертвых душах» показал, как извратила копейка обыкновенного, «среднего человека»…
Произведение:
Мертвые души
Плюшкин Степан – последний «продавец» мертвых душ. Это герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В образе П. автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости.
Описание имения П. («не в Бога богатеет») изображает запустение и «захламление» души героя. Въезд полуразрушен, всюду особенная ветхость, крыши как решето, окна заткнуты тряпьем. Здесь все безжизненно – даже две церкви, которые должны являться душой усадьбы.
Имение П. словно распадается на детали и фрагменты; даже дом – местами в один этаж, местами в два. Это говорит о распаде сознания хозяина, который забыл о главном и сосредоточился на третьестепенном. Он давно уже не знает, что творится у него в хозяйстве, зато строго следит за уровнем наливки у него в графинчике.
Портрет П. (то ли баба, то ли мужик; длинный подбородок, закрытый платком, чтобы не заплевать; маленькие, еще не потухшие глазки, бегающие как мыши; засаленный халат; тряпка на шее вместо платка) говорит о полном «выпадении» героя из образа богатого помещика да и из жизни вообще.
↑ Отношение Чичикова к жадности Плюшкина
Скупость Плюшкина вызвала брезгливость Чичикова — он поспешил отказаться от «ликерчика», из которого Плюшкин вынул сор; от чая, сухарь к которому было приказано очистить от плесени, а крошки снести в курятник. Назад отнести этот сухарь Плюшкин не доверил никому. На всех углах у него стояли сторожа, колотившие деревянными лопатками в пустой бочонок.
Скупость его доходит до того, что он объедает в людской своих крепостных под видом того, чтобы попробовать, хорошо ли они едят. Когда он пишет письмо председателю палаты, то стремится выгадать: от листка оторвать часть. Получив от Чичикова деньги, Плюшкин торжественно относит их в бюро, где им суждено быть погребенными до самой смерти хозяина. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» – восклицает автор.
Он, однако, верит Чичикову, когда тот сокрушается, что Плюшкин терпит «по причине собственного добродушия», и цена 32 копейки за беглую душу кажется Плюшкину приемлемой. После отъезда Чичикова Плюшкин решил даже отблагодарить гостя за его великодушие и сделать ему подарок. «Я ему подарю, – подумал он про себя, – карманные часы: они ведь хорошие, серебряные часы, а не то чтобы какие-нибудь томпаковые или бронзовые; немножко поиспорчены, да ведь он себе переправит; он человек еще молодой,так ему нужны карманные часы, чтобы понравиться своей невесте! Или нет, – прибавил он после некоторого размышления, – лучше я оставлю их ему после моей смерти, в духовной, чтобы вспоминал обо мне».
http://obrazovaka.ru/sochinenie/mertvye-dushi/plyushkin-harakteristika.htmlhttp://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1389-harakteristika-plyushkina-mertvye-dushi.htmlhttp://rustutors.ru/litgeroi/2222-harakteristika-pljushkina-iz-romana-mertvye-dushi-gogolja-s-citatami.html
голоса
Рейтинг статьи
Образ героя в произведении
Сам Степан Плюшкин описан как существо, одетое в неопрятные лохмотья, издалека похожее на женщину, однако щетина на лице все же дала понять, что перед главным героем — представитель сильного пола
При общей аморфности этой фигуры писатель заостряет внимание на отдельных чертах лицах: выдающийся вперед подбородок, крючковатый нос, отсутствие зубов, глаза, выражающие подозрительность
Гоголь — великий мастер слова — яркими мазками показывает нам постепенное, но необратимое изменение человеческой личности. Человек, в глазах которого в прежние годы светился ум, постепенно превращается в жалкого скрягу, утратившего все лучшие чувства и эмоции. Главная цель писателя — показать, насколько страшна может быть грядущая старость, как небольшие человеческие слабости могут превратиться в патологические черты при определенных жизненных обстоятельствах.
Если бы писатель хотел просто изобразить патологического скрягу, он бы не вдавался в подробности его молодости, описание обстоятельств, приведших к нынешнему состоянию. Сам автор говорит нам, что Степан Плюшкин — это будущее пламенного юноши в старости, тот неприглядный портрет, увидев который, молодой человек отскочил бы в ужасе.
(«Крестьяне у Плюшкина», художник Александр Агин, 1846-47
)
Однако Гоголь оставляет небольшой шанс и этому герою: когда писатель задумывал третий том произведения, он планировал оставить Плюшкина — единственного из всех встреченных Чичиковым помещиков — в обновленном, нравственно возрожденном виде. Описывая внешность помещика, Николай Васильевич отдельно выделяет глаза старика: «маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши…». А глаза, как известно, зеркало души человеческой. Кроме этого, Плюшкин, казалось бы, утративший все человеческие чувства, вдруг решает подарить Чичикову золотые часы. Правда, этот порыв тут же гаснет, и старик решает вписать часы в дарственную, дабы после смерти хоть кто-то вспомнил его добрым словом.
Таким образом, не потеряй Степан Плюшкин жену, жизнь его могла сложиться вполне благополучно, а наступившая старость не превратилась бы в такое плачевное существование. Образ Плюшкина завершает галерею портретов деградировавших помещиков и очень точно описывает низшую ступень, на которую может скатиться человек в своей одинокой старости.
Меню статьи:
Среди всех помещиков образ Плюшкина – самый непритязательный и отталкивающий. Это, пожалуй, единственный из всех помещиков, в личности которого найти хоть одно мелкое положительное качество кажется подвигом.
Приговор экспертов
Склоки начались сразу после смерти Плюшкина в 1911 году. Его наследники решили продать коллекцию государству. Англичане из Британского музея, не торгуясь, предложили наследникам 175 тысяч рублей. Однако Федор Михайлович свою последнюю волю еще при жизни высказал твердо: сокровища должны остаться в России. В Псков для оценки собрания древностей приехала комиссия из 17 человек: знаменитые профессора и академики, искусствоведы, историки, архитекторы, реставраторы, археологи, филологи. В архиве Государственного Русского музея хранится их 300-страничный отчет.
Отзывы в основном — отрицательные.
Коллекцию было предложено оставить в Пскове как «характерно провинциальное собрание, ценное именно в своем единстве». При этом оценили экспонаты с явным занижением суммы — в 83 тысячи рублей. Редкие монеты считали по весу (медные — 20 руб. за пуд, серебряные — 13 руб. за фунт). Наследники, и в первую очередь сын Плюшкина Сергей Федорович, публично высказали свое возмущение. В ответ часть казенных специалистов подали на него в суд. Разразился нешуточный скандал.
Прекратил склоку самолично самодержец. Осенью 1913 года (о чем было официально сообщено в журнале «Старые годы») коллекцию Плюшкина приобрел император Николай II — за 100 тысяч рублей из «кабинетных сумм», то есть своих личных средств.
Федор Михайлович Плюшкин в кругу семьи.
В мае 1914 года 300 упакованных ящиков были отправлены в музей Александра III (Этнографический отдел Русского музея). Коллекция перестала существовать как единое целое — ее экспонаты пополнили фонды Императорской академии наук, Эрмитажа, Исторического музея, Императорской археологической комиссии и др. Многое осталось в Пскове — оружие, монеты, церковная утварь, оружие.
А дальше были Первая мировая война, революция, советская власть, красный террор, репрессии, новая война и оккупация. Сын Плюшкина Сергей Федорович был расстрелян как белый офицер в 1918 году по приговору Псковской ГубЧК, второй сын Николай, военный врач, в 1919 году умер от сыпного тифа.
Потомков старинного купеческого рода разметало по свету. Коллекцию — тоже.
Утраченными оказались многие фонды Псковского музея, а также листы с описями коллекции. Сейчас лишь примерно десятую часть ее экспонатов по косвенным признакам и свидетельствам могут уверенно причислить к легендарному собранию. Из оккупированного Пскова многие полотна и ценные предметы вывезли немцы, и после войны вернуть удалось лишь очень немногое. Камня на камне после Великой Отечественной не осталось от дома Плюшкина на углу Архангельской и Петропавловской улиц и целого квартала вокруг…
Самым важным наследием Ф.М. Плюшкина оказались не только собранные им древности, но и живые, вполне современные люди — его потомки, дети и внуки, последователи, неравнодушные граждане, ученые-энтузиасты, краеведы, историки. Внук Плюшкина Сергей Андреевич написал о своем деде книгу «Совсем не тот Плюшкин» — подробную, яркую, исторически достоверную. К 85-летию со дня смерти коллекционера, в 1996 году впервые была организована в Пскове и Валдае выставка сохранившихся предметов из его собрания. Их можно увидеть и сейчас. Это подвигло горожан на продолжение благого дела — в музей стали передавать старинные вещи второй половины XIX века, фотографии, семейные архивы…
Отношение к родным
Помещик не меняется по отношению к родным. У него сын и дочь. Автор говорит, что в будущем его с радостью предадут земле зять и дочь. Равнодушие героя пугает. Сын просит отца дать ему денег на покупку обмундирования, но, как говорит автор, тот дает ему «шиш». Даже самые бедные родители не бросают своих детей.
Сын, проигрался в карты и снова обратился к нему за помощью. Вместо этого он получил проклятие. Отец никогда, даже мысленно, не вспомнил о сыне. Он не интересуется о его жизни, судьбе. Плюшкин не думает, живо ли его потомство.
Богатый помещик живет как нищий. Дочь, приехавшая к отцу за помощью, жалеет его и дарит новый халат. 800 душ поместья удивляют автора. Существование сравнимо с жизнью нищего пастуха.
Мелочность персонажа возмущает. Автор не понимает, как человек, которому дано столько в жизни, смог снизойти до такого существования, стать ничтожным и гадким. Держит на коленях внуков и дает им вместо игрушки старую пуговицу.
У Степана отсутствуют глубокие человеческие чувства. Как говорит автор, чувства, даже если они имели у него зачатки, «мелели ежеминутно».
Помещик, живущий среди мусора, хлама, не становится исключением, выдуманным персонажем. Он отражает реальность российской действительности. Жадные скряги морили своих крестьян, превращались в полу животных, теряли человеческие черты, вызывали жалость и страх за будущее.
Характер, манера поведения и речь помещика
Плюшкин – человек с непростым характером. Вероятно, негативные черты, которые так ярко проявились в нем к старости, имели место и в прежние годы, однако столь яркое их обличие сглаживалось семейным благополучием.
Но после смерти жены и дочери Плюшкин окончательно оторвался от жизни, обеднел духовно, начал ко всем относиться с подозрением и враждебностью. Подобное отношение помещик испытывал не только к чужим людям, но также и к родственникам.
К 60-ти годам Плюшкин стал очень неприятным из-за своего тяжелого характера. Окружающие начали его избегать, друзья все реже его навещали, а затем и вовсе прекратили с ним всякое общение.
Речь Плюшкина отрывистая, лаконичная, язвительная, нагруженная просторечными выражениями, например: «подитка, бают, эхва!, актерка, ужо, подтибрила».
Помещик способен замечать любые мелочи и даже самые незначительные ошибки и недочеты. В связи с этим он часто придирается к людям, выражая свои замечания криком и ругательствами.
Плюшкин не способен на добрые поступки, он стал бесчувственным, недоверчивым и жестоким.
Его даже не волнует судьба собственных детей, а попытки дочери наладить с ним отношения старик всячески пресекает. По его мнению, дочь с зятем пытаются сблизиться с ним, чтобы получить от него материальную выгоду.
Примечательно, что Плюшкин абсолютно не понимает истинных последствий своих действий. Он на самом деле мнит себя заботливым помещиком, хотя, по сути, является тираном, невероятным жмотом и скупердяем, грубым и ворчливым стариком, разрушающим судьбы окружающих его людей.
Характеристика Плюшкина в поэме “Мертвые души”: описание внешности и характера
Во всем разнообразии персонажей в произведении особняком стоит скряга и жмот Степан Плюшкин. Остальные богатеи в литературном труде показаны статично, а этот помещик имеет собственную историю жизни. История создания Идея, легшая в основу произведения, принадлежит Александру Пушкину. Однажды великий русский писатель рассказал Николаю Гоголю историю мошенничества, которую услышал во время кишиневской ссылки.
В молдавском городе Бендеры в последние годы умирали исключительно люди военных званий, обычные смертные не торопились на тот свет. Задумка показалась ему интересной потому, что открывала возможность создать эпичное произведение, показать через россыпь персонажей всю Россию-матушку, о чем писатель давно мечтал.
Работа над поэмой стартовала в 1835 году. По замыслу сюжет должен был занять три тома, а в целом произведение определялось как комическое, юмористическое.
Николай Гоголь Однако ни тому, ни другому не суждено было сбыться. Поэма получилась мрачной, обнажающей все пороки страны. Рукопись второй книги автор сжег, а к третьей так и не приступил.
Конечно, в Москве наотрез отказались печатать литературный труд, но помочь писателю вызвался критик Виссарион Белинский, похлопотав перед петербургскими цензорами.
В таком виде в 1842 году поэма и отправилась к читателю. Новый труд Гоголя вновь оказался в эпицентре скандала, ведь помещики и чиновники ясно увидели в нем свои образы. Предполагают, что Плюшкин должен был преобразиться из жадного старика в странника-благодетеля, который старается всячески помочь беднякам. Но Николай Гоголь так и не сумел убедительно описать пути перерождения людей, в чем после сожжения рукописи признавался сам.
Образ и характер Образ полусумасшедшего помещика в произведении — самый яркий из всех, кто встречается на пути главного героя Чичикова. Именно Плюшкину писатель дает наиболее полную характеристику, заглядывая даже в прошлое персонажа.
Это одинокий вдовец, который проклял уехавшую с любовником дочь и проигравшегося в карты сына. Плюшкин Периодически дочь с внуками навещает старика, но помощи от него никакой не получает — одно равнодушие. Произведение содержит подробное описание внешности Плюшкина.
При первой встрече Чичиков не мог понять, кто перед ним, баба или мужик: по дому передвигалось существо неопределенного пола, и покупатель мертвых душ принял его за ключницу.
Внешность Плюшкина Скупость персонажа — на грани маразма. В его владениях 800 крепостных душ, амбары полны гниющей едой. Жизненные цели сводятся к накоплению богатства — эта проблема часто выступает как аргумент для написания сочинений по ЕГЭ. Значение образа кроется в том, что Николай Васильевич попытался показать, как болезненная скупость убивает яркую и сильную личность. Плюшкин и Чичиков Приумножать добро — любимое занятие Плюшкина, о чем говорит даже изменение речи.
У помещика, всю жизнь прожившего в кругу крестьян, речь пестрит простонародными словами. Дом Плюшкина Дом Плюшкина напоминает средневековый замок, но потрепанный временем: в стенах щели, часть окон заколочены досками, чтобы никто не узрел скрывающиеся в жилище богатства. Экранизации Произведение Гоголя ставилось в российском кино пять раз. Немая короткометражка с урезанным гоголевским сюжетом снималась в железнодорожном клубе. А поскольку опыты в кино еще только начинались, лента получилась неудачной из-за неправильно подобранного освещения.
В роли скупого Плюшкина выступил театральный актер Адольф Георгиевский. А Плюшкина блестяще сыграл Борис Петкер. По оценкам киноманов, эта экранизация — лучшая из кинопостановок нетленного произведения. Роль Плюшкина досталась Александру Соколову. Таким необычным миксом решил порадовать зрителя Павел Лунгин , для убедительности собрав на съемочной площадке цвет современного кино.
На экране появляются Александр Абдулов в роли Ноздрева, Константин Хабенский в образе Чичикова, Нина Усатова , из которой вышла отличная жена губернатора. Также зрители любуются игрой Леонида Ярмольника — актера именуют в картине Плюшкиным. Интересные факты В значении имени персонажа заложен мотив самоотрицания.
Фамилия Плюшкин стала нарицательной. Так называют излишне бережливых, маниакально жадных людей.
Говорящие фамилии в поэме “Мертвые души”
Как и у многих героев у Плюшкина – говорящая фамилия. Он все гребет под себя, копит запасы, которыми не пользуется. Его амбары наполнены снедью, а крестьяне умирают один за другим от голода. Плюшкину и в голову не приходит спасти от голода изможденных людей. Фамилия Плюшкина стала нарицательной, она обозначает жадного и скупого до невозможности человека.
Другие персонажи “Мертвых душ” также имеют говорящие фамилии. Манилов – мечтательный человек, оторванный от реальности. Его фамилия ассоциируется с глаголами “манить”, “заманивать”
В Сабакевиче автор выделяет животное начало: он сравнивает его с медведем, а также особое внимание уделяет его чревоугодию. Из-за женщины с фамилией Коробочка Чичиков терпит крах своего дела
Он словно попадает в западню, откуда уже нет выхода.
Данная статья поможет школьникам написать сочинение по теме “Характеристика Плюшкина”. В статье дается подробное описание Плюшкина, его усадьбы, а также называются причины его деградации как личности. Он – типичный помещик России того времени. Собакевич, Манилов, Коробочка и Плюшкин – мертвые души!
Тест по произведению
Плюшкин Степан – персонаж поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», пятый и последний «продавец» мертвых душ. Он является олицетворением полного омертвения человеческой души. В этом персонаже погибла яркая личность, поглощенная скупостью. Несмотря на уговоры Собакевича не ехать к нему, Чичиков все же решился проведать этого помещика, так как известно, что у него высокая смертность крестьян. Будучи хозяином 800 и более душ, Плюшкин живет в полуразрушенном имении, питается крохами, носит старые, залатанные вещи, и также плохо содержит своих подопечных. Он подбирает каждую ненужную безделицу, что встречается у него на пути и приносит домой. А запустение и захламление его дома ярко свидетельствует о беспорядке в сознании самого Плюшкина.
Об этом персонаже известно, что ранее он был богатым и хозяйственным помещиком и отцом троих детей, но после смерти любимой жены совсем изменился. Дети его покинули: старшая дочь вышла замуж за кавалериста и уехала, сын ушел в армию, а затем проигрался, младшая дочь умерла. С детьми отношения разладились. Имея богатое состояние, он ни копейкой не хочет им помогать. Зная все это, Чичиков побаивается даже начинать разговор о своем «деле». Однако старик на удивление хорошо принимает его предложение выкупить «мертвые души» и даже предлагает помощь в оформлении купчей в городе, так как председатель его давний товарищ. По мнению автора, этот персонаж глубоко несчастен. Тень со светом навсегда перемешались в его душе.
Слайд 11«Ведь у меня народ или вор, или мошенник: в день так
оберут, что и кафтана не на чем будет повесить» – так думает Плюшкин о своих крестьянах.Степан Плюшкин складывает все в свои кладовые из жадности. Из-за этого крестьяне голодают, некоторые даже осмеливаются сбегать. Помещику совершенно плевать на жизнь в своем поместье, на крестьян, которых он обрекает на страдания. Гоголь писал: «А между тем в хозяйстве доход собирался по-прежнему: столько же оброку должен был принесть мужик, таким же приносом орехов обложена была всякая баба; столько же поставов холста должна была наткать ткачиха, – все это сваливалось в кладовые, и все становилось гниль и прореха»
Жизнь крестьян
Дом и интерьер комнат
Имение Плюшкина отражает духовное запустение самого персонажа. Строения в деревни очень старые, ветхие, крыши давно прохудились, окна закупорены тряпьем. Кругом царит разруха и пустота. Даже церкви выглядят безжизненными.
Имение будто разваливается на части, что свидетельствует о выпадении героя из реальной жизни: вместо главных вещей в центре его внимания находятся пустые и бессмысленные задачи. Не зря этот персонаж практически лишен имени, отчества – он словно бы и не существует.
Усадьба Плюшкина поражает своим видом – здание находится в ужасном, полуразрушенном состоянии. С улицы дом выглядит, как заброшенное строение, в котором давно никто не живет. Внутри здания очень неуютно – кругом холод и темнота. Естественное освещение попадает только в одно помещение – комнату хозяина.
Весь дом завален старьем, которого с каждым годом становится все больше – Плюшкин никогда не выбрасывает сломанные или ненужные вещи, так как думает, что они еще могут пригодиться.
Кабинет помещика также находится в полном беспорядке. Вид комнаты воплощает в себе настоящий хаос. Здесь находится стул, который не поддается ремонту, а также часы, которые давно остановились. В углу помещения располагается свалка – в бесформенной куче можно разглядеть старый башмак и сломанную лопату.
Характер героя
Плюшкин – персонаж, у которого сложно найти положительные черты. Он весь пронизан ложью, скупостью и неряшливостью.Какие черты можно выделить в характере персонажа:
Неправильная самооценка.
За внешним добродушием скрывается алчность и постоянное стремление наживы.
Желание скрыть от других свое состояние.
Плюшкин прибедняется. Он говорит, что у него нет еды, когда полные амбара зерна гниют годами. Жалуется гостю, что у него мало земли и нет клочка сена для лошадей, но это все ложь.
Жестокость и равнодушие.
Ничто не меняет настроения скупого помещика. Он не испытывает радости, отчаяния. Только жестокость и пустой черствый взгляд – все, на что способен персонаж.
Подозрительность и беспокойство.
Эти чувства развиваются в нем с бешеной скоростью. Он начинает всех подозревать в воровстве, теряет чувство самообладания. Скупость занимает всю его сущность.
Основная отличительная черта – это скупость. Скряга Степан Плюшкин такой, что сложно представить, если не встретить наяву. Скупость проявляется во всем: одежде, еде, чувствах, эмоциях. Ничего в Плюшкине не проявляется полностью. Все скрыто и спрятано.
Помещик копит деньги, но для чего? Просто для их сбора. Он не тратит ни для себя, ни для родных, ни на хозяйство. Автор говорит, что деньги оказались погребенными в ящиках. Такое отношение к средству обогащения поражает. Жить впроголодь на мешках с зерном, имея тысячи крепостных душ, огромные площади земель, может только скряга из поэмы. Страшно то что, в России таких Плюшкиных множество.
Отношения с людьми
Степан обвиняет своих крепостных в том, что они у него воруют. Однако оснований для подобных заявлений у него нет.
Во взаимоотношениях с окружающими Плюшкин ведет себя жестоко и много ворчит:
- Герой любит спорить, ругаться с людьми. Он не относится серьезно к словам, которые ему говорят. Много и подолгу ворчит, обвиняет собеседника в скандальном поведении, хотя тот лишь смотрит на него да молчит в ответ.
- При этом Степан — верующий человек. Он благословит в добрый путь всех, кто уезжает из его дома, так как боится, что его настигнет Божья кара.
- Плюшкин много притворяется, играет в заботу, но на деле же ее не проявляет. В одной из сцен он зашел на кухню посмотреть, есть ли еда у его придворных, но в результате сам же и съел бо́льшую часть приготовленного блюда. Его мало волнует, достанутся ли людям щи да каша. Главное, что у него все хорошо и он сыт.
- Степан не любит общаться с людьми, сторонится гостей, и виной всему — его жадность. Однажды он посчитал, сколько теряет его хозяйство во время светского приема гостей. Он был удивлен и решил отказаться от поездок в гости и перестать принимать кого-то у себя. Герой говорит, что все его знакомые давно поумирали или же еще чего, но на деле мало кто хочет ездить в гости к такому жадному хозяину. Его можно сравнить с Иудушкой из романа «Господа Головлевы» — такой же злой, негативный персонаж.
Крестьяне, зная своего помещика, понимают, что в имении у него уже нечего брать. Все, что можно было, хозяин давно упрятал, и теперь оно лежит без дела, портится, но пользоваться этим никто не планирует. Плюшкин много всего успел накопить: посуду, одежду, дерево, провизию. Но во всем этом нет смысла, ведь постепенно все его накопления становятся простой грудой хлама и грязи. Эту кучу можно сравнить с помойкой, собираемой владельцем господского дома. Люди просто не успевают ничего своровать — из-за нестерпимых условий существования, тяжелой работы и постоянного голода, вызванного жадностью помещика, мужики сбегают или погибают.
Занятия Плюшкина
У этого помещика была тысяча с лишком душ, и попробовал бы кто найти у кого другого столько хлеба зерном, мукою и просто в кладях, у кого бы кладовые, амбары и сушилы загромождены были таким множеством холстов, сукон, овчин выделанных и сыромятных, высушенными рыбами и всякой овощью, или губиной. Заглянул бы кто-нибудь к нему на рабочий двор, где наготовлено было на запас всякого дерева и посуды, никогда не употреблявшейся<…> На что бы, казалось, нужна была Плюшкину такая гибель подобных изделий? во всю жизнь не пришлось бы их употребить даже на два таких имения, какие были у него, – но ему и этого казалось мало. Не довольствуясь сим, он ходил еще каждый день по улицам своей деревни, заглядывал под мостики, под перекладины и все, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, – все тащил к себе и складывал в ту кучу, которую Чичиков заметил в углу комнаты. «Вон уже рыболов пошел на охоту!» – говорили мужики, когда видели его, идущего на добычу. И в самом деле, после него незачем было мести улицу: случилось проезжавшему офицеру потерять шпору, шпора эта мигом отправилась в известную кучу; если баба, как-нибудь зазевавшись у колодца, позабывала ведро, он утаскивал и ведро. Впрочем, когда приметивший мужик уличал его тут же, он не спорил и отдавал похищенную вещь; но если только она попадала в кучу, тогда все кончено: он божился, что вещь его, куплена им тогда-то, у того-то или досталась от деда. В комнате своей он подымал с пола все, что ни видел: сургучик, лоскуток бумажки, перышко, и все это клал на бюро или на окошко.А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости. Все текло живо и совершалось размеренным ходом: двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни; везде во все входил зоркий взгляд хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал хлопотливо, но расторопно, по всем концам своей хозяйственной паутины. Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виден ум; опытностию и познанием света была проникнута речь его, и гостю было приятно его слушать; приветливая и говорливая хозяйка славилась хлебосольством; навстречу выходили две миловидные дочки, обе белокурые и свежие, как розы; выбегал сын, разбитной мальчишка, и целовался со всеми, мало обращая внимания на то, рад ли или не рад был этому гость. <…> (Подробнее – см. в статье Семья Плюшкина.)
Но семейное благополучие было разрушено скупостью Плюшкина, который оттолкнул ею от себя детей и внуков, подорвал и собственное хозяйство.
С каждым годом притворялись окна в его доме, наконец остались только два, из которых одно, как уже видел читатель, было заклеено бумагою; с каждым годом уходили из вида более и более главные части хозяйства, и мелкий взгляд его обращался к бумажкам и перышкам, которые он собирал в своей комнате; неуступчивее становился он к покупщикам, которые приезжали забирать у него хозяйственные произведения; покупщики торговались, торговались и наконец бросили его вовсе, сказавши, что это бес, а не человек; сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, хоть разводи на них капусту, мука в подвалах превратилась в камень, и нужно было ее рубить, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль. <…> Все это сваливалось в кладовые, и все становилось гниль и прореха, и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве. (См. также: Цитаты, подтверждающие скупость Плюшкина.)
Все тесты
- Тест на темуАнализ стихотворения «Бабье лето» Д. Аминадо5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Соловьи» А. Фатьянова5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «У птицы есть гнездо» И. Бунина5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Братские могилы» В. Высоцкого5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Уступи мне, скворец, уголок» Н. Заболоцкого5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Ты кончил жизни путь» Д. Байрона5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Родное» Д. Мережковского5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Забелелся туман за рекой» Ф. Сологуба5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Знайте» З. Гиппиус5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Честная бедность» Р. Бернса5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Песня о друге» В. Высоцкого5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Я воспитан природой суровой» Н. Заболоцкого5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Не надо звуков» Д. Мережковского5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Привет, Россия» Н. Рубцова5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю» А. Ахматовой5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Перемена» Б. Пастернака5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Стихи о Петербурге» А. Ахматовой5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Стихи к Блоку» М. Цветаевой5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Клеветникам России» А. Пушкина5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Завещание» Н. Заболоцкого5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Стихи о Москве» М. Цветаевой5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Молитва» М. Цветаевой5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «И. И. Пущину!» А. Пушкина5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «День и ночь» Ф. Тютчева5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Весна в лесу» Б. Пастернака5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Журавли» Р. Гамзатова5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Люблю» В. Маяковского5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Когда на меня навалилась беда» К. Кулиева5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Гамлет» Б. Пастернака5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Русь» А. Блока5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Ночь» В. Маяковского5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения Жуковского «Приход весны»5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения Анны Ахматовой «Сероглазый король»5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Июль – макушка лета…»5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» С. Есенина5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» Н. Заболоцкого5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «На дне моей жизни» А. Твардовского5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы…» С. Есенина5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Бабушкины сказки» С. Есенина5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Снежок» Н. Некрасова1 вопрос
- Тест на темуАнализ стихотворения «По вечерам» Н. Рубцова5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…» Н. Некрасова5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Цветы последние милей…» А. Пушкина5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…» А. Твардовского5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе»Н. Заболоцкого5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Разбуди меня завтра рано» С. Есенина5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Снега потемнеют синие» А. Твардовского5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Осень» Н. Карамзина5 вопросов
- Тест на темуАнализ стихотворения «Молитва» А. Ахматовой5 вопросов