Садко

Садко

Краткое содержание русской народной былины «Садко» подробно

Садко бедный музыкант, проживающий в Новгороде. Каждый день Садко играет то на одном пиру, то на другом.

Не приглашают гусляра три дня подряд на пир. Музыканту стало скучно, и тогда пошёл он к Ильмень-озеру, сел на бел-горюч камень и заиграл на гуслях.

Но вдруг вода всколыхнулась. Садко, недолго думая, ушёл прочь. Так трижды ходил он к озеру.

На последний раз вышел из воды Морской царь. Владыке пришлась по душе игра Садко, что решил он наградить музыканта.

Предложил он Садко спор завязать с купцами на рыбу – золоты перья, что обитает в Ильмень-озере.

Возвратившись в город, Садко был приглашён на пир. Как напоили гусляра, так он и начал хвалиться, что в Ильмень-озере рыба – золоты перья плавает.

Видя, что торговцы не верят словам его, заложил свою голову Садко по совету владыки Морского, а купцы свои товарные лавки на кон поставили.

Сдержал свое слово царь – позволил поймать неводом шелковым трех рыб – золоты перья.

Так бедный гусляр стал богатым купцом.

Вскоре Садко пригласил к себе на пир тех самых купцов. Они наелись, напились, стали хвастаться и спрашивают у Садко, чем же он похвастает.

Купец ответил, что у него такая бессчётная казна, он запросто сможет купить на неё все товары в Новгороде.

Не успел он опомниться, как скупал каждый день все новгородские товары, но потерпел неудачу, невозможно было скупить все в Новгороде. Поиграв спор, на последние деньги Садко приобрёл корабли и отправился со своей дружиною в заморские страны торговать купленными товарами.

Подав все купленное, вернул Садко свое богатство в двойном размере. Герои поплыли в обратном направлении, как разразился шторм, тогда Садко решил задобрить Морского царя, велел своей дружине кинуть в море бочку серебра, но шторм не утих, затем бочку золота, но буря становилась сильнее.

Тогда Садко понял, что Морской царь требует живого человека, стали они кидать жребий. Выбор пал на Садко.

Отписав в завещании все свое добро церквям, молодой жене, нищим и дружине, гусляр отправился к Морскому владыке.

Обрадованный появлением Садко царь приказал ему на гусельках яровчатых сыграть. Долго Садко играл, а царь всё пляшет не унимается, а в это время на море бушует сильный шторм, корабли тонут, невинные люди погибают.

Испугался народ, стал молиться Миколе Можайскому. Услышав мольбы, Микола идёт на помощь к Садко. Советует старец купцу, гусли сломать и сказать, мол не на чем теперь играть, и если царь в награду попросит взять кого-то из девиц в жёны, то надо первые три сотни пропустить, а самую последнюю, Чернавушку, в жёны взять, после чего гусляр сможет вернуться домой.

Последовав указаниям старца, Садко ломает свой инструмент и говорит царю, мол не на чём теперь играть. Предложил тогда Морской владыка гусляру жениться в море на одной из девушек. Пропустил гусляр три сотни девиц и выбрал последнюю себе в жены – Чернавушку.

После свадьбы, как и говорил старец, Садко заснул и проснулся в своём родном городе. Убитая горем дружина, радостно и с удивлением встречает Садко, живого и здорового, а обрадованная возвращению мужа жена нежно целует его.

Не стал больше Садко плавать по морю, а в благодарность за спасение возвел церковь Миколе Можайскому.

Сюжет «Садко» в русской культуре

К сюжету о Садко и мотивам былины неоднократно обращались авторы разных эпох, представляющие различные виды искусства. Ниже приведены некоторые примеры.

В литературе

Стихотворение «Садко» есть в творческом наследии русского поэта и писателя Алексея Константиновича Толстого. Это авторская интерпретация сюжета о Садко и Водяном царе. Поэтическое произведение написано в 1871–1872 годах.

Одноименную сказку по мотивам былины написал Александр Николаевич Нечаев — русский сказочник и ученый-фольклорист. Произведение представляет собой достаточно близкий к оригиналу вольный пересказ, он немного отличается от классического былинного сюжета.  Одним из важных героев сказки Нечаева является Водяной — хозяин Ильмень-озера, которого нет в фольклорных текстах. При этом мотив, связанный с Николаем Чудотворцем, в сказке отсутствует. На некоторых ресурсах текст сказки Нечаева преподносится в качестве самой былины.

Театр и музыка

Театральное и музыкальное искусство переплетаются в жанре оперы. Классикой отечественной академической музыки стало произведение Николая Андреевича Римского-Корсакова, по мотивам новгородской былины о Садко. Опера «Садко» создавалась композитором в 1880-х – 1890-х годах. Первая постановка состоялась в 1887. Либретто, так в опере называется текстовая и сюжетная составляющая произведения, было написано совместно Римским-Корсаковым и Владимиром Бельским.

В современную эпоху популярен такой музыкально-театральный жанр, как мюзикл. На основе былин о Садко создано несколько мюзиклов.  В московском «Фольклорном центре под руководством Людмилы Рюминой» представлен авторский спектакль известного музыканта, актера и композитора Глеба Матвейчука.

Кинематограф и мультипликация

В советском кинематографе сюжет о Садко был воплощен ещё в 1952 году в музыкальном фильме-сказке режиссера Александра Птушко по сценарию Константина Нечаева. Первоисточником для фильма считается не столько само былинное сказание, сколько одноименная опера. В кино используются фрагменты произведения Римского-Корсакова.

Не так давно отечественные мультипликаторы представили полнометражный анимационный фильм «Садко». Он позиционируется как экранизация былины. Мультфильм Сергея Волкова и Виталия Мухамедзянова вышел на экраны в 2018 году.

Скачать обзор:

Читательский дневник по русской народной былине «Садко»

Название произведения: «Садко».

Число страниц: 38.

Жанр произведения: русские былины.

Главные герои: купец Садко, Царь морской,

Второстепенные герои: святой Николай.

Характеристика главных героев:

Садко — поначалу был бедным музыкантом.

Добрый, и за свой талант был награждён несчётным богатством.

Был настоящим патриотом и пожертвовал собой.

Морской царь — буйный, сильный, могучий.

Любит музыку и танцы.

Характеристика второстепенных героев:

Николай Можайский — святой, заступник новгородцев.

Краткое содержание русской былины «Садко»

В Новгороде жил гусляр по имени Садко.

Однажды на Ильмень-озере Садко встретил царя Морского, который полюбил музыку гусляра и оказал ему покровительство.

Благодаря этому Садко разбогател и стал купцом.

Он снаряжал многочисленные суда за товаром.

Садко так возгордился, что стал спорить, что купит весь товар в Новгороде.

Однако, скупив всё в первый день.

На следующий день Садко увидел, что лавки снова полны.

Однажды, Садко плыл по морю и разыгралась буря.

Попытки умаслить морского царя ни к чему не привели.

Тогда бросили жребий и вышло, что морской царь требует к себе Садко.

Пришлось тому спускаться на дно и играть для морского царя.

Подводный царь развеселился, стал плясать, а на море поднялась буря.

Гибли люди.

К гусляру явился святой Николай и посоветовал порвать струны и выбрать в жены Чернаву.

Так Садко и сделал. Сломал гусли, а когда морской царь стал предлагать ему жениться, выбрал Чернаву.

И очнулся на берегу Чернавы, возле Новгорода.

План былины:

  1. Встреча на озере.
  2. Выигранный спор.
  3. Богатство.
  4. Проигранный спор.
  5. Морская буря.
  6. Жребий брошен.
  7. В подводном дворце.
  8. Явление святого Николая.
  9. Возвращение Садко.

Основная мысль былины «Садко»

Главная мысль былины заключается в том, что за всё приходится платить.

Морской владыка однажды помог гусляру и вытащил его из бедности, за это Садко ему играл на гуслях.

Основная идея былины в том, что богатство приходит и уходит, а совесть остаётся.

Человек должен помогать другим, тогда он получит вознаграждение за всё.

Чему учит былина

Былина учит ни гордиться, ни думать, что ты лучше всех.

Учит стремиться достичь совершенства во всём.

Учит настойчивости и упорству.

Учит не быть эгоистом, помогать другим людям.

Учит отдавать долги и не делать новых.

Краткий отзыв о былине «Садко» для читательского дневника

Прочитав эту былину, я подумала, что в одном тексте объединены три истории.

Это история встречи с Морским повелителем, после которой гусляр разбогател.

Её суть в том, что став мастером, человек добивается и успеха.

Вторая история спора Садко о том, что он может выкупить город.

Это история о непомерном самомнении, о том, как портит человека богатство.

Третья история о путешествии Садко на морское дно.

Герой не показан в ней храбрецом и героем.

Он подчиняется обстоятельствам, которые выше его.

И только помощь святого спасает купца-гусляра.

Это очень интересное произведение древнерусской литературы.

Мне нравится удачливый и умелый герой в начале и конце былины.

И мне не нравится жадный герой в середине.

Но в целом, это положительный герой, который добился успеха благодаря своим рукам и голове.

Я всем советую прочитать эту былину и подумать о том, что добившись успех, человек не должен забывать кем он был.

Не должен забывать старых друзей и считать себя лучше других.

Пословицы к произведению:

  • Родной край — сердцу рай.
  • Богат — не хвались, беден — не отчаивайся.
  • Обещание выполнением ценится.
  • Каков голосок — таков и отголосок.
  • Кто спорит, тот ничего не стоит.

Ещё читательские дневники по русским былинам:

  • Сборник «Русские богатыри и героические сказки»
  • «Ильины три поездочки»
  • «Три поездки Ильи Муромца»
  • «Вольга Всеславьевич»
  • «Святогор-богатырь»
  • «Микула Селянович»
  • «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»
  • «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»
  • «Про прекрасную Василису Микулишну»

Библиотека русской былины пополняется.

Список и краткая характеристики героев русской народной былины «Садко»

Главные герои былины

  • Садко – талантливый, бедный человек, прекрасно играющий на гуслях. Воспользовавшись советом Морского царя, герой становиться богатым. Садко честный, благодарный, очень удачливый человек, может пожертвовать собой ради других, не любит хвастаться, но поспорить не против.
  • Морской царь – правитель подводного мира, вознаграждает Садко за его прекрасную игру, затем забирает его в подводный мир и наслаждается прекрасной игрой гусляра. Царь очень эгоистичен в своих желаниях.
  • Микола Можайский – святой старец, заступник народа, услышав просьбы страдающих людей от пляски царя, пришёл на помощь к гусляру, указав как выбраться из плена.

Былина[править]

Как сообщает нам Вики, он жил в Новгороде, был бедным гусляром и зарабатывал на жизнь, играя на пирах. Однажды он девять дней не получал приглашения, с горя пришёл к озеру Ильмень и стал играть на пустом берегу. Из озера высунулся Морской царь (ну да, морской царь в озере, и что тут такого? приплыл послушать), похвалил игру Садко и пообещал ему награду. Благодаря помощи царя Садко разбогател и решил заняться торговлей. Нагрузив товарами 30 кораблей, он отправился за море. Но поднялась буря, и хотя купцы стали бросать в море драгоценности, она никак не утихомиривалась. Тогда решили умиротворить владыку морского человеческой жертвой. Жребий пал на Садко, и его с гуслями опустили на доске в воду. Он очнулся на дне, у Морского царя. Царь потребовал играть на гуслях и стал плясать под музыку. Это вызвало сильный шторм. Моряки взмолились Николаю Чудотворцу, тот явился Садко и научил, как вернуться обратно. Садко испортил инструмент. После этого царь потребовал, чтобы гусляр женился на морской девице, Садко выбрал последнюю — «девицу Чернавушку». После свадебного пира он уснул и проснулся на земле — на берегу реки Чернавы близ Новгорода.

Есть и другие варианты, в том числе и те, где Садко помогает дочь Морского царя. Такое развитие событий пришлось по нраву авторам адаптаций.

Тропы и штампыправить

  • Все любят Посейдона — аверсия: морской царь, удерживающий героя у себя в подводном царстве; от его плясок на море бушует буря и тонут корабли. Хотя

    В одном из вариантов былины морской царь и хозяин Ильмень-озера — разные персонажи.

    ранее тот же (?) морской царь выступает как помощник героя, помогая ему разбогатеть. Похоже, он не столько evil, сколько chaotic — как, собственно, и положено стихийному духу. Впрочем, утонувшим морякам от этого не легче.

  • Козёл — Садко козлом был не изначально, но таки стал. Оздоровительная порка помогла вернуться на светлую сторону.
  • Поворот на шпильках — дочь морского царя помогает герою вопреки воле отца из-за влюблённости, при том, что Садко ей взаимностью не отвечает.
  • Сословная мораль. Когда Садко пытается всеми силами избежать опасности для жизни (и принесения в жертву), это нормально, потому что он купец.

БЫЛИННЫЕ СЮЖЕТЫ

В соответствии с новгородским эпосом наиболее известными являются три сюжета, в которых Садко — главный герой. В зависимости от версии, они могут сливаться в один.

Бедный гусляр. Согласно общепринятому толкованию, записанному сказителем А. П. Сорокиным, Садко какое-то время был бедным гусляром. Кормился он тем, что зарабатывал, играя на инструменте на пирах. Когда за несколько дней не появилось ни одного приглашения, юноша ушел играть на пустой берег Ильмень-озера. Сладкозвучный мотив пришелся по нраву Морскому царю. Объявился властитель перед Садко и научил его побиться об заклад с богатейшими новгородскими купцами, что водится в озере рыба о золотых перьях. Конечно же, спор был выигран — музыкант разбогател и стал удачливым купцом.

Былина существует в двух версиях. Согласно наиболее распространенной из них, Садко похвастался, что в течение трех дней будет скупать все товары, выставленные на продажу в Новгороде. На третьи сутки его мошна поистощилась, пришлось признать, что город богаче купца. По другой версии Садко выигрывает спор и за три дня скупает абсолютно все товары, даже битые горшки.

Садко и пленение Морским царём. Самая разнообразная по трактовкам былина, которая рассказывает о том, как, поплыв через море торговать, Садко с флотом в 30 судов попадает в шторм. Догадавшись, что Морской царь требует дани, бывший гусляр бросает в воду золото, серебро и жемчуга, но буря не утихает. Тогда он понимает, что владыка требует «живой головы в сине море». Садко предлагает своим дружинникам бросить жребий. Вышло, что пожертвовать свою душу должен сам купец.

Прихватив с собой гусли, опускается он в воды на дубовой доске. В тот же миг буря стихает, корабли продолжают свой путь. Музыкант засыпает и пробуждается уже в богатых палатах Морского царя, который желает слушать некогда полюбившуюся ему мелодию.

Такими могли быть славянские ладьи,
на которых путешествовал по морю Садко

Под эту музыку владыка водной стихии пускается в пляс, да столь буйно, что в волнующемся море тонут корабли и гибнут люди. Дальнейшее развитие сюжета разнится. Согласно наиболее известной версии, на молитвы тонущих моряков откликнулся сам святой Николай. Он научил Садко оборвать струны гуслей, чтобы прервать смертоубийственную пляску, а затем, когда Морской царь предложит герою в жены одну из своих дочерей, выбрать девицу Чернавушку, последнюю из 900 придонных красавиц.

Наутро после свадебного пира Садко проснулся на берегу реки Чернавы, неподалеку от Новгорода, и увидел, как к берегу подплывают его корабли. В благодарность за спасение он построил церковь Святого Николая. В море же выходить более никогда не отваживался.

Менее распространенные версии относят спасение Садко к заслугам Поддонной царицы — супруги властителя всех вод.

Интересна и переработка былины А. К. Толстым. Садко сам принимается играть на гуслях все ожесточеннее и ожесточеннее, гневаясь из-за того, что Морской царь не хочет его отпустить. А струны рвет совершенно случайно — в порыве чувств. Осерчавший владыка всех вод сам вышвыривает музыканта обратно в Новгород, где тот рассказывает о своих приключениях, но, увы, ему никто не верит.

Поделиться ссылкой

Образ в произведении

(Садко играет Морскому царю
)

Образ Садко можно назвать нетипичным для былинного русского народного жанра. В отличие от многих богатырей, он не обладает великой физической мощью или какими-либо способностями. Он не является защитником русской земли в прямом смысле этого слова. Садко — это лишь гусляр, по счастливому стечению обстоятельств ставший купцом. Однако именно и это делает данного героя особенным.

Садко своими качествами прославляет весь купеческий род, что делает его национальным героем. До него торговцы были лишь фоновыми персонажами, которые двигали сюжет. Теперь же купечество во главе с Садко становится полноправным героем былины. Именно таких людей уважали на Руси: простых, добрых, находчивых, смекалистых и изобретательных.

(Женитьба Садко и пир на весь мир
)

Храбрый герой древних былин — это не только богатырь, который регулярно совершает подвиги. Это еще и человек, который благодаря своей удаче, везению, своему таланту может прославить русскую землю. Садко становится именно таким героем, который вдобавок, без задней мысли может пожертвовать собой ради других. Он живет хоть и не без лукавства, но достойно, честно, справедливо и открыто.

Новгородец Садко может стать ярким примером того, что каждый человек — сам кузнец своего счастья. Даже если твой единственный талант — игра на гуслях. Можно не иметь колоссальной богатырской силы и быть обычным человеком, но все равно стать национальным героем и получить признание.

Былины издревле воспевали мужество и храбрость воинов, патриотизм и любовь к родине. Это устное народное творчество отражало жизнь Древней Руси IX-XIII веков. Мы подходим вплотную к теме «Былина «Садко»: краткое содержание, главные герои». Здесь гусляр выступает как настоящий патриот своей земли, глубоко верующий человек, душу которого не обмануть и не купить ни за какие коврижки. Царь морей будет именно тем искусителем, который готов все свои сокровища отдать за такого талантливого молодца.

Биография Садко

Каким бы ни представляли себе главного персонажа, но он родился и вырос в небогатой семье недалеко от Нижнего Новгорода. В былине не описан внешний вид героя. Всё сводится к нескольким кратким эпитетам «буйна голова» и «уста сахарные». В связи с этим можно сделать вывод, что юноша имел как минимум приятную внешность. На жизнь он зарабатывает, играя на своём любимом инструменте — гуслях.

Былинный персонаж одарён музыкально, из-за чего бояре часто приглашают его поиграть на пирах и праздниках. Всё внезапно меняется. Не имея возможности заработать денег в течение трёх дней, главный герой отправляется на Ильмень-озеро. Решив отдохнуть, он садится на камень и начинает наигрывать любимые мелодии.

Так происходит ещё два раза на протяжении нескольких дней, и на третий из воды появляется морской царь. Его так поразил талант юноши, что он предлагает Садко простой способ стать богатым. Главный герой должен поспорить купцами из Новгорода на то, что в озере есть золотая рыба, после чего морской царь сделает его успешным купцом. Всё так и произошло. Проигравшие отдали ему свои лавки, и он начал торговать.

Неожиданно гусляр, ранее не имевший денег, превращается в обеспеченного купца. Но такая жизнь не доставляет ему радости, и во время очередного застолья он решает поспорить с другими боярами, что с лёгкостью может скупить все товары к завтрашнему утру в Нижнем Новгороде. С этого момента былина имеет разное продолжение и конец. В оригинальной рукописи Садко проигрывает. Несмотря на все его старания, наутро рынок снова полон товаров.

В более позднем тексте купец всё-таки выигрывает в споре. Торговля идёт хорошо, и он решает плыть в Золотую Орду. Здесь картинка происходящего меняется. В одном из таких путешествий гусляр вместе с дружиной попадает в страшную бурю. Все корабли словно застывают и не могут плыть дальше. Храбрец понял, что царь хочет от него жертвы. Он отдаёт приказ высыпать в море бочку, набитую золотом, но это не помогает. Тогда Садко решает пожертвовать собой, чтобы спасти товар и рабочих.

Опустившись в воду на дубовой доске, очнётся купец уже в палатах морского царя. Тот рад своему гостю и просит его сыграть. Так проходит некоторое время. Поняв, что стал заложником музыкант обращается за помощью к Николаю Чудотворцу. Покровитель путешественников является в образе седого старика и рассказывает, как обмануть морского хозяина. Былинному герою нужно сделать вид, будто он сломал свои гусли. Увидев это, царь в награду за отличную игру предлагает взять в жены одну из его дочерей.

Садко соглашается и выбирает по совету старца младшую — Чернавушку. Царь устраивает огромный пир, на котором жених засыпает рядом со своей невестой, а просыпается уже на берегу речки Чернавы, текущей возле Новгорода. Купец радостно встречается со своей настоящей возлюбленной, устраивает пир, а затем решает построить церковь во имя спасшего его святого.

По ходу рассказа можно заметить, как меняется характеристика Садко. Вначале это был простой парень, которому присущи отвага, мужество и хитрость. Но став обеспеченным купцом, он утрачивает связь с реальностью, решив потягаться в богатстве с целым городом. Впоследствии раскалявший гусляр понял, где его место в этом мире.

Возвращение Садко

Рисунок к былине «Садко», который повествует о его возвращении, состоит из множества элементов.

Центральной частью становится изображение корабля, но не менее важно нарисовать атрибуты, указывающие на приближение путешественника к родному Новгороду. Для этого вдали или вблизи рисуют купола, стены местного кремля, схематично изображают людей, которые ожидают прибытия корабля на берегу. Это сложная и длительная работа, которая состоит из нескольких этапов

Это сложная и длительная работа, которая состоит из нескольких этапов.

Пошаговая инструкция:

  1. Альбомный лист необходимо поделить на 3 части.
  2. В нижней части изображают корабль, где Садко стоит на палубе. У корабля должны быть прорисованы паруса, на них часто изображают солнце как символ принадлежности к славянскому народу.
  3. Средняя часть рисунка – это берег, где можно схематично нарисовать нескольких людей, застывших в ожидании. По былине, на берегу моря купца ждала семья и дети, а также местные жители, которые переживали за него.
  4. Верхняя и самая объемная часть – изображение Новгорода. Кремль рисуют по схеме, где над стенами возвышается часть с окнами-бойницами и решетками. Основным элементом является изображение храмов с золотыми главами, в некоторых случаях удается разместить на рисунке изображение деревянных срубов, характерных для построек того времени.

А ВДРУГ ФРАНЦУЗ?

Некоторые именитые ученые проводят параллель между былинными сюжетами о Садко и действием старофранцузского романа. Здесь главный герой по имени Садок, защищая честь своей жены, убивает собственного шурина и сбегает с супругой на корабле. Когда на море поднимается шторм, капитан судна решает, что это кара грешникам.

Виновником объявляется Садок, который бросается в бушующие волны — и буря стихает. Вполне возможно, что такое сюжетное сходство означает независимое восхождение произведений к одному и тому же прообразу, еще более древнему. В свою очередь фольклористы находят своеобразное сходство русских былин о Садко и финских сказаний о певце Вейнемейнене. Он также попадает к Морскому царю, охочему до музыки.

Экранизации и постановки

В 1897 году состоялась премьера одноимённой оперы. Её написал композитор Римский-Корсаков и поставил с помощью друзей. По сравнению с оригинальным рассказом в опере «Садко» главные герои были лучше проработаны, изменились их имена.

Действующие персонажи представлены следующим образом

  • Садко — гусляр, купец.
  • Любава — его жена.
  • Морской царь.
  • Волхова — его дочь.
  • Варяжский, индийский, веденецкий заморские купцы.

Образ Любавы стал более глубоким. Это простая женщина, которая беззаветно любит своего мужа и восхищается им. Кроме того, было представлено более точное описание новгородского быта. Для некоторых героев оперы «Садко» партии специально переписывались.

Несмотря на это публика приняла её не сразу. В первый раз из репертуара она была вычеркнута самим Николаем II.

В 1975 году на сказку обратила внимание студия «Союзмультфильм». Главные герои прежние, но образ некоторых был изменён

Садко стал скоморохом, а Чернавушка теперь простая девушка, живущая в деревне. В остальном всё осталось по-прежнему.

Особенностью былины «Садко» является отражение самых древних верований, как христианских, так и языческих. Упоминается обычай жертвоприношения. Прослеживается сохранившийся на то время у людей Древней Руси страх перед морем, боязнь дальних поездок на непрочных ладьях.

Путешествие в другую страну и неизвестный мир — владения морского царя делают былину похожей на сказку, при этом купеческий быт Новгорода описан с невероятной исторической точностью. Поэтому стиль произведения можно назвать двойственным. Он соединил в себе как фантастические, так и действительно существующие элементы.

Садко: Раскрывая Тайны Легендарного Героя

Среди бесчисленных богатых страниц русской народной культуры особое место занимает легенда о Садко – загадочном герое, чьи приключения и подвиги переплетаются с духом времени. Вопреки многовековым спорам и дебатам об источнике этой сказочной фигуры, ее прообразе и подлинной личности, однозначного ответа так и не нашли.

Одна из традиционных версий утверждает, что прототипом Садко был добродушный купец Сотко Сытинич, процветавший в древнем Новгороде в 1167 году. Этот торговец известен своей щедростью, а его благотворительность принесла свои плоды в виде возведения церкви Бориса и Глеба. Однако, такое утверждение подвергается сомнению, поскольку французская литература также описывает схожего персонажа по имени Садок, создавая тем самым международный след для легенды.

Историки и искусствоведы предлагают альтернативную гипотезу, основываясь на том факте, что эпос о Садко был зафиксирован в французской литературе, а его героя назвали Садок. Это ведет к предположению, что возможно, существовал один реальный человек (или произведение), ставший источником вдохновения для обеих версий. Исследователи, опираясь на еврейские корни имени Садко и Садок, предполагают, что речь может идти о забытом еврейском торговце или сказочном персонаже, не сохранившемся в памяти истории.

Третья версия, предложенная Всеволодом Миллером, взирает в сторону финско-эстонских племен. Он сфокусирован не на личности Садко, а на самой сути истории, воплощенной в легенде. Исследователь находит объяснение в культурных и торговых связях с финско-эстонскими племенами, утверждая, что именно эти элементы сформировали основу для эпоса о Садко.

Темы

Русская культура и русский характер отражены в языке текста, сюжете и образах былины. Фоном для повествования служит уклад жизни древнего Новгорода, в былине показана любовь и привязанность героев к родной земле.

Призвание и талант — одна из центральных тем фольклорного произведения. Каждый должен заниматься своим делом и найти своё место в жизни, данный свыше дар нужно ценить и уметь использовать. Главный герой былины — музыкант. Обретя богатство, он начинает заниматься торговлей, становится купцом и терпит неудачу в этом деле. Музыкальная одаренность определяет его судьбу, становится для него «бременем» и в то же время приносит счастье. Талант часто оказывается не оценен и может быть поводом для искушения. Эти темы фольклорного произведения представляются вполне современными и актуальными в наши дни.

Хвастовство — свойство человеческого характера. Людьми движет желание выделиться, показать своё превосходство. Человеку бывает присуща излишняя самоуверенность и склонность к преувеличению. Купцы похваляются на пиру, а Садко, которому нечем похваляться, выигрывает у них спор. Потом уже сам Садко, вкусив богатой жизни, переоценивает собственные возможности, и похвальба не доводит его до добра.

Тема природы важна для русского фольклора. Видное место она занимает в былине «Садко». Человек зависим от природы, он не властен перед стихией. На Руси природу почитали и любили, во времена язычества ей поклонялись, её одушевляли.

Христианство — неотъемлемая часть русской культуры. Использование образа Миколы Можайского и сюжет со строительством церкви показывает укоренённость христианской традиции в сознании и в быту новгородцев Древней Руси.

Особенности характера героев

В рассматриваемой работе есть несколько главных героев. Главный из них — гусляр Садко, а персонажи второго плана — Морской царь и Николай Мажайский.

Характеристика гусляра Садко

Садко Гусляр — центральный персонаж этих былин. Побывав на дне морском, построив церковь и даже став богатым купцом, Садко показывает свою щедрую натуру и готовность к доброте и состраданию.

Его основные черты характера таковы:

  • трудолюбие, добродушие и высокая нравственность — эти качества особенно ярко проявились в Садко, когда он был простым гусляром и радовал окружающих своей прекрасной игрой на гуслях;
  • готовность пожертвовать чем-то ценным ради других — именно это доказал Садко, когда оказался на дне моря и пожертвовал своим любимым музыкальным инструментом ради спасения других;
  • ноты жадности и легкомыслия появляются в псалтыре во время его пребывания у морского царя, когда он стал богатым и влиятельным;
  • Сердечная любовь Садко к родной земле пересиливает его желание остаться на дне морском, несмотря на щедрые предложения Морского царя.

Гусляр Садко, главный герой сериала, изображен как многомерный и искренний человек. Хотя ему не чуждо ничто человеческое, он сумел преодолеть свою жадность и стремление к красивой жизни, выбрав любимую землю и дорогих ему людей.

Морской царь и его характер

Обладающий невероятной силой разрушения, Морской царь могущественен и всесилен. Увлеченный игрой Садко, царь взял его на дно морское и сделал богатым. Но затем он поработил его, желая навсегда оставить его на дне и предлагая взамен все богатства моря.

В этой истории Морской царь изображен скорее как отрицательный персонаж, характеризующийся отсутствием сострадания к другим людям, которые упали в море и могут погибнуть. Он непредсказуем и не особенно заботится о благополучии других людей.

Микола Можайский, или Никола Угодник

Именно Николай Можайский спас Садко Гусляра с самого глубокого берега моря. Он явился Садко в видении и рассказал ему, как можно победить Морского царя.

В ответ Садко строит ему церковь, о чем просит Николая Можайского.

Чернавушка

Второстепенный персонаж, Чернушка — дочь морского царя. Она помогла псалмопевцу в его спасении, оказавшись доброй и отзывчивой девушкой.

Жена Садко

После спасения гусляра он встретил девушку, в которую влюбился всем сердцем. Именно она стала его женой, с которой Садко прожил много лет вместе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: