Полиграф полиграфович шариков

Характеристика полиграфа шарикова: разбираем по косточкам недособаку из повести «собачье сердце»

Тема социального эксперимента в повести. Социально-философская сатира современного писателю общества

Социально-философская сатира Булгакова стала новым явлением в литературе. В «Собачьем сердце» за занимательным, фантастическим сюжетом и сатирическими зарисовками прослеживается философское осмысление перемен, происходящих в России после революции.

Многие современники Булгакова критически высказывались о революционных событиях в стране. Горький писал, что у революционеров отношение к людям как у бездарных ученых к собакам и лягушкам, предназначенных для научных опытов, называл большевистское руководство «правительством экспериментаторов и фантазеров», для которых Россия только «материал опыта». Философ Н.Бердяев написал, что «пророки и апостолы «социалистического» приступили к огромному эксперименту». Короленко отмечал, что прежде всего душа человеческая должна переродиться, невозможно «навязывать новые формы жизни» насильственно, изменить человеческую природу по приказу. М. Волошин писал о большевиках, что «они хотят создать ей (России) новую душу хирургическим путем». Так и в повести «Собачье сердце» доктор Борменталь после операции профессора Преображенского запишет в своем дневнике: «Скальпель хирурга вызвал к жизни новую человеческую единицу».

Основной темой «Собачьего сердца» станет исследование социального революционного «опыта» большевиков. Но опыт этот, как показывает Булгаков, оказывается разрушительным и социально-опасным для общества. Сам Булгаков искренне писал в своем письме к правительству, что он скептически относится к революционным процессам и противопоставляет им «Великую Эволюцию». Булгаков спорит с одним из основных положений новой идеологии, что возможно форсированное улучшение условий жизни и создание человека новой формации, отвергает идею скоропалительной переделки человеческой природы. Лишь эволюционным путем, постепенными преобразованиями можно менять мир к лучшему.Невозможно создать новое идеальное устройство общества, разрушив старое, как невозможно путем хирургического вмешательства сделать из собаки человека. Появившийся в результате эксперимента в «Собачьем сердце» Полиграф Полиграфович Шариков тому неоспоримое подтверждение.

На фоне социальных потрясений необыкновенно остро звучит у Булгакова тема дома. Все герои булгаковских произведений грезят о доме. Булгаков с любовью описывает отличительные черты мирного быта интеллигентной семьи, все, что было нормой, традицией, привычным образом жизни. Дом – это место, где можно отгородиться от внешнего мира, отдохнуть уставшей душой. Булгаков доказывает несомненность права человека на частную жизнь, ее неприкосновенность; в советском же обществе все у всех должны были быть на виду, уединение, обособленность, индивидуальность осуждались. То, что в 20-е годы считалось приметами мещанства и пошлости, для Булгакова осталось священными основами быта. «Никогда не сдергивайте абажур с лампы – абажур священен», — писал он в «Белой гвардии». В послереволюционное время дома гибнут, квартиры становятся жилплощадью, превращаясь в общежития.

Шариков начинает разрушение профессорской квартиры с уничтожения чучела совы, битья стекол, порчи мебели, после устраивает грандиозный потоп и грязные попойки с уличными проходимцами. Для Булгакова дом почти живое существо, у него есть имя. «Пропал Калабуховский дом!», — скажет профессор Преображенский, узнав, что в доме завелся домком.

По воспоминаниям Преображенского можно проследить, как меняется облик Калабуховского дома после 1917 г.: исчезают цветы в парадном, ковры и калошницы вместе с калошами, пальто и шубы жильцов вместе с вешалками, заколотили парадный вход, стали ходить с заднего входа, все становится грязным и испорченным, стало барахлить водоснабжение, пропадать электричество. Зато появился поющий домком, занимающийся дележкой квартир и уплотнением жилплощади. Дом превращается в общежитие, где все как один, и не поймешь, где женщина, где мужчина – все товарищи. Произошла абсурдная подмена равенства людей одинаковостью, все стали не равны, а одинаковы.

Булгаков сожалел о прекрасной, ушедшей в небытие атмосфере дома с его обычаями, традициями, семейным уютом, культурой общения друг с другом. Например, в описании сцены обеда у профессора Преображенского изображен целый ритуал, совершенно непонятный Шарикову, который говорит: «Да что вы все как при царском режиме мучаетесь». Попытки привить Шарикову хорошие манеры оказались провальными.

Приемы художественной условности, фантастика и сатира в повести «Собачье сердце»

В основе сюжета «Собачьего сердца» — фантастическое превращение собаки в человеческую особь в результате опыта ученого. Научный опыт профессора Преображенского является художественной условностью.

В фантастическом содержании отражаются вполне реальные события. В России и Европе в начале XX в. активно проводились генетические научные исследования в области улучшения человеческой природы искусственным путем, которыми занималась наука евгеника. Не случайно фамилия Преображенский образована от слова «преображать», т.е. менять, переделывать.

К тому же профессор Преображенский занимается опытами по омоложению человеческого организма. Идея омоложения, вечной молодости – одна из реалий 20-х годов XX в. Для большевистской России молодость стала символом нового мира, воспевалась поэтами нового времени. «Коммунизм – это молодость мира и его возводить молодым!», — писал Маяковский.

В «Собачьем сердце» доктор Борменталь сделает запись в своем дневнике: «Перед нами новый организм». Но в этом новом организме с предельной силой проявляется все самое худшее, что было в погибающем старом мире. Так Булгаков, описывая абсурдность научного опыта Преображенского, показал абсурдность нового миропорядка, в котором будут властвовать люди с сомнительным прошлым, малообразованные, далекие от культуры.

Сатирически тонко выбрал Булгаков имя для донора Шарикова: имя Клим было прозрачным намеком на красного военного наркома Клима Ворошилова, а фамилия Чугункин (чугун) подобна фамилии Сталин (сталь). Оттого Шариков идеально вписывается в новую реальность, получает документы как полноценный советский гражданин, устраивается на руководящую должность заведующего отделом очистки от бездомных животных. Так при новом режиме будет создана огромная идеологическая машина из таких шариковых для уничтожения инакомыслящих. В рукописи 1925 г. был подзаголовок: «Чудовищная история».Тесно переплетенные в повести «Собачье сердце» фантастика и сатира передают чудовищность попыток необдуманных научных и социальных экспериментов.

Сочинение про Полиграфа Полиграфовича Шарикова

Повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» — это история эксперимента по превращению собаки в человека.

Успешный профессор, Филипп Филиппович Преображенский со своим помощником Доктором Борменталем в роскошной советской квартире совершают сложную операцию по пересадке части человеческого мозга собаке.

Так начинается история нового человека.

Ключевая фигура в повести Булгакова – это Полиграф Полиграфович Шариков.

Кто он?

Сначала он несчастный, голодный и замученный уличный пес. Он просто ищет, где бы раздобыть еды, да тихое место, что б зализать свои раны. Как и любому живому существу, ему хочется тепла и ласки. И вот счастливая случайность! Появляется «Маг и кудесник из собачьей сказки» — именно так выглядит профессор в глазах дворняги. Он подбирает добродушного пса, но не для того что бы подарить ему дом и заботу. Шарику предназначено стать объектом эксперимента профессора.

Проведя операцию по пересадке гипофиза, Преображенский и Борменталь наблюдают за переменами в физиологии собаки, за постепенным превращением пса в человеческое существо.

На протяжении всей повести происходит становление Шарикова как гражданина. Постепенно он превращается из обычного бродячего пса в личность. И вот он уже не обычная дворняга Шарик, а новый гражданин Шариков.

Это новый человек, хоть и «существо лабораторное». И как любой другой, он желает иметь свое имя, права и свободы. Желает быть гражданином в советском государстве. Из него не выходит добропорядочного гражданина, но он пытается развиваться: требует документы и даже получает работу по отлову бродячих животных.

В Шарикове проявляются черты характера Чугункина, чей гипофиз был пересажен псу. Чугункин – тип, весьма, аморальный – вор и рецидивист. Эти черты делают из персонажа Булгакова личность не самую приятную. Шариков безобразничает, сквернословит, пристает к женщинам, пьет. Профессор не теряет надежды перевоспитать своего подопечного, но поведение Полиграфа становится только хуже. Преображенский понимает, что эксперимент оказался неудачным, когда Шариков  пишет на него донос и угрожает убить.

Филипп Филиппович и не подозревал, что эксперимент обернется таким образом. Шариков становится проблемой для профессора. Преображенский проводит еще одну операцию и совершает обратное превращение Полиграфа Шарикова в добродушного пса.

Полиграф Полиграфович Шариков – фигура довольно неоднозначная. Он уже не добрый уличный пес, но и не Клим Чугункин. Он невероятный симбиоз пса и  человека, неудавшийся эксперимент.

В конце концов, обычный бродячий пес не хотел становиться человеком. «Я, может, своего разрешения на операцию не давал», заявляет Шариков.

Имел ли право профессор Преображенский распоряжаться судьбами живых существ? Эксперимент на благо науки, который перешел границы моральных устоев. Именно поэтому повесть «Собачье сердце» остается актуальной и в наши дни.

Имя и фамилия[править | править код]

В «Собачьем сердце», как и в других произведениях Булгакова, многие персонажи имеют «говорящие фамилии». Слово «Шарик» применительно к травмированному псу, погибающему в заснеженной подворотне, впервые произнесла пожалевшая его девушка-машинистка. Придуманная ею кличка вызвала у собаки протест: «Шарик — это значит круглый, упитанный, глупый, овсянку жрёт, сын знатных родителей, а он лохматый, долговязый и рваный, шляйка поджарая, бездомный пёс». Тем не менее для оформления документов персонаж взял себе «наследственную» фамилию — Шариков.

Выбранное героем имя — Полиграф Полиграфович — по-разному трактуется булгаковедами. По одной из версий, Шариков, обнаружив его в советских «святцах», в которых день его рождения совпал с праздником полиграфистов, сам стал «жертвой полиграфической продукции» — тех книг, что давал ему для изучения Швондер. Согласно другой точке зрения, Булгаков в данном случае сделал язвительную отсылку к полиграфу — детектору лжи, предназначенному для психофизиологических исследований. Такие же разночтения имеются и при анализе фамилии Чугункин: одни литературоведы видят в ней закамуфлированную сатиру на Сталина, поскольку между чугуном и сталью существует семантическая связь; другие считают, что в булгаковской поэтике есть карнавальные мотивы: «С ковкой связана и фамилия Чугункин… Ковка в святочных играх направлена на превращение старых в молодых».

В языковых переводах

  • англ. Poligraf Poligrafovich Sharikov
  • фр. Poligraph Poligraphovich Bouboulov
  • нем. Polygraf Polygrafowitsch Bellow
  • исп. Poligraf Poligráfovich Shárikov
  • итал. Poligraf Poligrafovič Pallinov
  • укр. Поліграф Поліграфович Шаріков

Характеристика главного героя

Полиграф Полиграфович — необычное и уникальное существо, появившееся в результате пересадки гипофиза и семенных желез от человеческого донора к собаке. Случайным донором стал балалаечник, вор-рецедивист и тунеядец Клим Чугункин. Накануне операции его убивают ножом в сердце в пьяной драке и профессор, проводящий исследования в сфере омоложения человеческого организма, пользуется его органами в научных целях. Однако пересадка гипофиза не дает эффекта омоложения, а приводит к очеловечиванию бывшей собаки и её превращению в Шарикова всего за несколько недель.

(Владимир Толоконников в роли Полиграфа Полиграфовича Шарикова, х/ф «Собачье сердце», СССР 1988
)

Внешность нового «человека» получилась довольно неприятная и можно сказать отталкивающая: невысокий рост, жесткие и растущие как кусты на выкорчеванном поле волосы, лицо почти полностью покрытое пухом, низкий лоб, густые брови. От бывшего Шарика, который был самым обычным дворовым псом, потрепанным жизнью и людьми, готовым на все ради вкусно пахнущего кусочка колбасы, но с верным и добрым собачьим сердцем, у нового Шарикова остается только врожденная ненависть к кошкам, что и повлияло на его выбор будущей профессии — заведующий отделом очистки города Москвы от бродячих животных (от котов в том числе). Зато наследственность Клима Чугункина проявилась в полной мере: тут тебе и безудержное пьянство, и наглость, и хамство, вопиющая дикость и аморальность, и наконец точный и верный «нюх» на классового врага, которым оказался его создатель профессор Преображенский.

Шариков всем нагло заявляет что он простой труженик и пролетариат, борется за свои права и требует к себе уважительного отношения. Он придумывает себе имя, решает получить паспорт, чтобы окончательно узаконить в обществе свою личность, устраивается на роботу ловцом бродячих кошек и даже решает жениться. Став как он думает полноценным членом общества, он считает себя вправе тиранить своих классовых врагов Борменталя и Преображенского, нагло претендует на часть жилплощади, чтобы устроить свою личную жизнь, с помощью Швондера стряпает на профессора лживый донос и угрожает ему револьвером. Выдающийся хирург и светило с мировым именем, потерпев полное фиаско в своем эксперименте и неудачу в воспитании получившегося человекоподобного монстра Шарикова, идет на осознанное преступление — усыпляет его и с помощью очередной операции превращает обратно в собаку.

Характеристика образа Шарикова

В произведении Булгакова все главные герои харизматичны и интересны читателю. Но одним из наиболее ярких персонажей всё же является Полиграф Полиграфович Шариков. В «Собачьем сердце» его образ условно разделяется на три части:

  1. Бездомная дворняга, которую профессор подобрал с улицы для проведения эксперимента.
  2. Шариков, после трансформации в человека.
  3. Собака Шарик после повторной операции.

Каждый из этих образов интересен сам по себе. Автор, как бы предлагает читателю для сравнения разные стороны одного и того же существа. Именно поэтому характеристика этого персонажа так неоднозначна. Сначала — это жалость к больной бездомной собаке, затем — отрицательное отношение к Шарикову, как к человеку. И в завершение — спокойствие за будущую судьбу Шарика.

Бездомная дворняга

В начале произведения читателю описывается образ бездомной собаки. Чтобы понять всю трагичность жизни дворняги, автор добавляет драматизма в виде полутёмных переулков, как символов мрачности того периода. В голове вырисовывается картина зимней мрачной Москвы тех лет. Жестоких людей, в лице повара, который специально обварил кипятком бок бездомной дворняги.

Читатель как бы видит всю картину глазами голодного пса. Видит милиционера, который стоит у магазина «Главрыба», поэтому бедный пёс мог только наблюдать за входом с задворок. Именно поэтому ему в память врезались буквы вывески наоборот. Не «Главрыба», а «абырвалг» (первое слово Шарикова поле операции).

При такой жизненной перспективе собаке только оставалось лечь и умереть в подворотне, примёрзнув больным боком ко льду. Неудивительно, что пёс пошёл за первым попавшимся человеком, который подманил его колбасой. Он был несказанно рад попасть в дом к профессору, где его лечили, кормили и он был любимым домашним животным. За такое отношение собака была готова отдать жизнь за своих новых хозяев. К сожалению, пёс даже не подозревал, что станет просто очередным инструментом в экспериментах хозяина.

Превращение в человека

После проведённой операции по пересадке человеческих органов, пёс стал превращаться в человека. Хотя профессор и не рассчитывал, что может так получиться, но результатом был доволен. Сначала у собаки исчезла шерсть, потом отвалился хвост. Затем он заговорил и стал передвигаться на двух ногах.

Однако профессор не учёл тот факт, что пересаженные органы дебошира, пьяницы и вора, могут повлиять на формирование личности у собаки. Постепенно новоявленный человек стал проявлять такие черты характера, как:

  • беспардонность,
  • хамство,
  • злость,
  • наглость.

От собаки у него осталась привычка «вычёсывать блох» и нелюбовь к кошкам. А от человека достались его отрицательные качества, такие как любовь к выпивке и воровство.

Формированию отрицательного образа персонажа также поспособствовало его знакомство с неким Швондером — политическим активистом и председателем домового комитета. Тот, в свою очередь, всячески навязывал новому другу свою идеологию. Даже сделал ему документы на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова и устроил его на работу «в очистку».

Эта организация занималась отловом бродячих котов. Шариков быстро поднялся по карьерной лестнице и занял руководящий пост в своей новой профессии. Он даже стал «своим» среди работников. Они его называли просто Полиграфыч.

Этот момент очень важен для понимания характера героя. Все собаки не любят кошек. Можно предположить, что эта ненависть досталась Шарикову из прошлой собачьей жизни. Но видя, с каким удовольствием и рвением Шариков-человок работает, читатель поневоле задумывается: «Может всё дело не только в собачьих генах?»

Если образ бездомной дворняги вызывает у читателя жалость, то к Шарикову можно испытывать только неприязнь. Безусловно — это отрицательный герой, хотя не менее интересный.

Шарик после второй операции

Поняв, что результат его эксперимента становится просто неуправляемым, профессор решается провести повторную операцию. Он пересаживает Шарикову собачьи органы, и тот превращается обратно в собаку.

В конце повести читатель как бы опять смотрит на мир глазами пса. Но Шарик не помнит себя человеком, поэтому искренне доволен своим положением. Он даже не в обиде на хозяина за «располосованную» голову, хотя и недоумевает, почему это понадобилось делать. Для собаки эта повесть со счастливым концом. Он обрёл свой дом и предан новому хозяину.

Если произвести небольшой сравнительный анализ образа, то Шариков, как собака более симпатичен читателю, чем как человек. Однако этот персонаж настолько харизматичен, что многие его высказывания быстро разошлись на цитаты. Что только стоит незабываемая фраза: «Мы этих котов душили, душили…», а его частушки про буржуев остаются бессменным хитом на все времена.

Другие персонажи

  • Зина – горничная Преображенского, молодая впечатлительная девушка. Совмещает обязанности по дому с функциями медсестры.
  • Дарья Петровна – кухарка Преображенского, женщина средних лет.
  • Барышня-машинистка – подчиненная по службе и несостоявшаяся супруга Шарикова.

для самых нетерпеливых —

для самых компанейских —

для самых занятых —

для самых любопытных —

Глава пятая

Дневник доктора Борменталя – история болезни Шарика, в которой описываются происходящие с прооперированным и все-таки выжившим псом изменения. У него выпадает шерсть, меняется форма черепа, лай становится похож на человеческий голос, быстро растут кости. Он произносит странные слова – выясняется, что уличным псом научился читать по вывескам, но некоторые прочитывал с конца. Молодой доктор делает восторженный вывод: перемена гипофиза дает не омоложение, а полное очеловечивание – и эмоционально называет своего учителя гением. Однако сам профессор хмуро засиживается над историей болезни человека, чей гипофиз пересадили Шарику.

Глава первая

Бродячий пес Шарик замерзает в московской подворотне. Страдая от боли в боку, на который злой повар плеснул кипятком, он иронично и философски описывает свою несчастную жизнь, московский быт и типы людей, из которых, по его мнению, самые гнусные – дворники и швейцары.

В поле зрения пса появляется некий господин в шубе и прикармливает его краковской колбасой. Шарик верноподданно следует за ним, по пути гадая, кто же такой его благодетель, раз даже швейцар в богатом доме, гроза бродячих собак, разговаривает с ним подобострастно.

Из беседы со швейцаром господин в шубе узнает, что «в третью квартиру вселили жилтоварищей», и воспринимает новость с ужасом, хотя его личную жилплощадь грядущее «уплотнение» не затронет.

Швондер

Швондер – явный пример представителя нового общества, который полностью разделяет взгляды действующей власти. Он занимает должность председателя домового комитета. Его образ, одежда и поведение четко отражают и характеризуют описываемый исторический период. Сюда же можно причислить список «жилтоварищей», Пеструхина и Жаровкина — сослуживцев Швондера, члены домкома.

Судьба Полиграфа Шарикова

Как ни старался профессор воспитывать, переделывать свою идею, Шариков не подвергался влиянию моральных убеждений и учений. Насилие (или его угроза со стороны университетского ассистента) тоже не действует на Шарикова. Герой продолжает вести аморальный образ жизни, ругаться, пугать жителей, пить. Герои слишком умны, чтобы что-то менять. Шариков и ему подобные понимают только грубую силу, они живут по принципу существования в животном мире.

Самое удивительное, что после того, как профессор исправляет ошибку, герой приходит к важному выводу. В полученном в результате эксперимента существе все самое худшее исходит от человека, собака — животное нежное и благородное

Оказывается, есть люди хуже собак — эту метафору автор подчеркивает несколько раз. К счастью, профессор смог вовремя исправить свою ошибку. У него хватает смелости признать, что его философия ненасилия не всегда работает безупречно. Булгаков предполагает, что новая политическая система не сможет повторить шаг профессора. Ход истории остановить невозможно, и общество неизбежно преодолеет наказание за вмешательство в природные процессы.

Образ героя в произведении

Образ Шарикова был создан Булгаковым как реакция на происходящие в то время (20-30-е годы XX века) события, приход к власти большевиков и его отношение к пролетариату как к строителям новой жизни. Впечатляющий образ Шарикова дает читателям понятное описание очень опасного социального явления, которое зародилась в послереволюционной России. Очень часто такие страшные люди как Шариков получали власть в свои руки, что приводило к ужасающим последствиям, разрухе и уничтожению всего самого лучшего, что создавалось веками.

То что нормальные интеллигентные люди (такие, как Борменталь и Преображенский) считали дикостью и аморальностью, в обществе того времени считалась нормой: жить за чужой счет, доносить на всех и вся, относиться с презрением к умным и интеллигентным людям и т.д. Не зря же «редкостную мразь» Шарикова профессор все же пытается переделать и воспитать, тогда же как новая власть принимает его таким какой он есть, всячески поддерживает и считает полноценным членом общества. То есть для них он вполне нормальный человек, совсем невыпадающий за рамки обычного поведения.

В повести Преображенский, понявший свою ошибку вмешательства в дела природы, успевает все исправить и уничтожить свое страшное творение. Однако в жизни все намного сложнее и запутаннее, невозможно сделать общество лучше и чище с помощью революционных насильственных методов, такая попытка заранее обречена на провал, и это доказывает сама история.

В ипостаси собаки и человека

В начале истории у главного героя все еще есть вид и совесть собаки, которая клянчит на свалках и изо всех сил пытается выжить в переулках. По сравнению с образом Шарикова, изначально проникнутым враждебностью, читателю жаль собаку. Прошу прощения за собаку с добрым и наивным взглядом на жизнь — извините за его обгоревший бок, за его голодную жизнь, за оскорбления, нанесенные жестокими людьми. История начинается с выступления Шарика, которое ведется от первого лица, и этот прием сближает читателя и героя. И именно в собачьем монологе автор выражает свою оценку настоящего, описывая разруху, воровство, несправедливость.

Позицию Шарикова как человека читатель познает косвенно, через диалог и взаимодействие с другими героями, что, наоборот, отталкивает этого героя от читателя. В истории нет ни одного независимого появления Шарикова.

Портрет Шарикова: описание внешности, речь

Внешний облик этого нового человека был неприглядным: он был «маленького роста и несимпатичной наружности». Жёсткие волосы на голове росли «как бы кустами на выкорчеванном поле, а на лице был небритый пух». Лоб был очень низкий, волосы росли почти непосредственно над чёрными бровями, напоминающими кисточки. Одежду и обувь для него купил помощник профессора Преображенского доктор Борменталь, причём ботинки выбрал, по просьбе этого нового существа, лаковые, по тогдашней моде. Кухарка профессора Дарья Петровна подарила ему безвкусный галстук ядовито-небесного цвета с фальшивой рубиновой булавкой. Одежду этот человек носил неаккуратно: пиджак и брюки были кое-где продраны, пиджак был весь в соломе. Ходил Шариков развалисто.

Голос у него был странный: глуховатый, но гулкий. Разговаривал он грубо, часто употреблял бранные слова, называл прислугу профессора Зинкой, плевал на пол, сорил шелухой от семечек.

Одним словом, в результате смелого, но неудачного эксперимента милый, добродушный пёс Шарик превратился в копию уголовника Клима Чугункина, который играл по трактирам на балалайке. От пса осталась у этого существа только ненависть к котам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звездный путь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: